За обедом прочитаны были и полученные юбиляром поздравительные письма и телеграммы. Некоторые из них в высшей степени трогательны, а все вообще прекрасно свидетельствуют о широкой популярности о. Хотовицкого и глубоких уважении и любви, какими он пользуется. Все их присутствовавшие встречали одушевленными рукоплесканиями и за все глубоко благодарны авторам, так славно почтившим юбиляра и так широко и сильно поддержавшим их самих в торжественном чествовании его. За многочисленностью их не представляется возможности привести их здесь полностию и приходится посему ограничиться одним перечнем их. Именно, поздравительные сердечные письма получены были юбиляром от Протоиерея А. Товта, Священника В. Александрова – от него и его Аллегенской паствы 871 , чешского коммерсанта в Нью-Йорке И. Пульпита, прихожанина из Нью-Джерзи Я. Даньковского, Юнкерского прихожанина (прежде Нью-Йоркского) Ф. Бабея, бывшего секретаря редакции «Правды» Ф. Гузеля и др.; телеграммы: от Российского Императорского Посла в Вашингтоне Барона P. P. Розена, от членов Посольства Гансена, Зиберта и Кудашева, Протоиерея И. Недзельницкого, Свято-Васильевского Братства в Вест Трой, Н.И., за подписью Ф. Гиры, братчиков в Ридинг 872 , Па.: Качура, Фалата, Козяра и Котулы, Священника К. Селецкого 873 с супругой, священника и прихожан в Пассайке, иером. Иоанникия Краснова, матушки А. Кочуровой и диакона И. Кедровского из Чикаго, православного прихода в Катасакве, Па., редакции «Света», за подписью редактора о. А. Немоловского и наборщиков Г. Доброва, Э. Ульриха и И. Сивца, священника Л. Владышевского с супругой, священника А. Кашеварова 874 с Ситхи (с радостным известием о благополучном прибытии Владыки Иннокентия в Кодьяк), свящ. П. Коханика, свящ. В.Кальнева, г-жи М. Мороз из Катасаквы, почтмейстера в Майфильд, Па., русского патриота г. А. Шлянты, Филадельфийского Братства Св. Ап. Андрея Первозванного, Чикагского прихожанина г. Гейслера, сербского священника в Вильмердинг, Па., редактора «Вера и Знание» Ф. Средановича 875 , редактора юмористического приложения к газете «Свет» “Соняшника”, Юнкерского прихода, Филадельфийских братчиков Пушкина и Шматюка, Нью-Британских прихожан за подписью И. Хамила и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В ряде случаев клирики и простые миряне открыто и подчас небезуспешно протестовали против уничтожения евреев. Так, в местечке Товта на Волыни подобная массовая казнь была остановлена священником Извольским. Ряд православных священников и члены их семей с риском для жизни прятали евреев. Скрывавшимся доставали поддельные документы; если это было невозможно – отдавали свои. Например, в женском Фроловском монастыре Киева настоятельница обители игумения Флавия укрывала еврейскую девочку Лиду Фельдман и других еврейских детей. В г. Симферополе православный священник также прятал в своем доме еврейских детей 466 . Еврейская девочка Юлия Пензюр, которой 15 сентября 1943 г. исполнилось семь лет, накануне потеряла десять своих родственников в результате акции уничтожения в деревне Тирливке Бершадского района Винницкой области. После войны она с благодарностью говорила о тех, кто помог выжить ей с матерью, и среди этих спасителей вспоминала, не называя имени, священника, который хотел ее крестить, чтобы спасти 467 . Протоиерей Владимир Владимирович Дложевский, служивший в селах Гнивани и Ворошиловке Винницкой области, старался, как мог, помогать евреям избежать смерти от рук нацистов и их пособников. В своем доме в с. Гнивань, на улице Курортной, 5, отец Владимир приютил три семьи: Панских – Самуила, его жену Эстер, детей Дору, Асю, Гришу; Вайнбергов – Матвея, жену Зину, дочь Людмилу; Элисов – Шмуля с женой Молкой, их дочь Аню и соседку Маню Шнайдер (всего 12 человек). Дложевские и укрываемые ими евреи в течение нескольких месяцев жили одной семьей. Когда из окрестных сел приезжали крестить детей или заходил кто-либо из посторонних, спасаемые прятались в подвал, вход в который был в кладовке, а сверху ставили большой сундук. Часто заходили немцы, спрашивали, нет ли в доме евреев. Как-то пришел полицейский Березовский с эсэсовцами. Отец Владимир велел жене Марии угостить «гостей». Оказалось, что они пришли по доносу – проверить, не прячут ли здесь евреев, но никого не нашли. После угощения Березовский, выпив, сказал. «Ты поп и прятать евреев не будешь». После этого визита нацистов стало ясно, что дальнейшее пребывание еврейских семей в доме священника опасно. Поэтому отец Владимир переправил евреев на румынскую территорию, где они остались живы. И в этом также проявилось его чувство ответственности за судьбу тех, кому помогал. После войны спасенные Дложевскими евреи вернулись в Гнивань. Когда отец Владимир умер в 1965 г., гроб с его телом стоял в молитвенном доме, куда все местные евреи пришли проститься и говорили: «Отец наш» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

День переезда Тихона и Петра Попова из г. Осцеола Миле в г. Вилкесбарр 91 . Вот как описал о. протодиакон этот непростой для путешественников день: «Все наше путешествие до сих пор обходилось благополучно, но вот здесь при отъезде едва не произошло с нами несчастья, которое, без сомнения, окончилось бы весьма печально для нас. Дело было так. В 9 ч. 45 минут утра выехали мы из дома священника в открытой коляске на железнодорожную станцию. Через 10 минут были мы уже около станции, и нам, чтобы попасть туда, нужно было переехать полотно железной дороги, которое устроено на небольшом косогоре. Не подозревая никакой опасности, мы медленно стали взбираться на горку. Только что успели выехать на нее, как вдруг буквально из-за угла в 15–20 шагах показался быстро мчащийся товарный поезд. Лошади наши в это время были уже на полотне. Еще один момент... и мы оказались бы под вагонами поезда... Но, благодарение Господу, опасность миновала: лошади, испугавшись оглушительного парового свистка, сами отступили назад и этим спасли себя и нас. Это ужасное обстоятельство так ошеломило нас, что мы долго не могли прийти в себя, – и только тогда несколько успокоились, когда возница наш, оправившись от испуга, доставил нас благополучно на станцию. Возблагодарив Господа за спасение и преподав всем провожавшим Архипастырское благословение, Его Преосвященство отбыл из Осцеолы в Вилькесбарре. Весь день находились мы под тяжелым впечатлением пережитой минуты и только под вечер в ожидании скорого прибытия в Вилькесбарре, после утомительного путешествия, несколько успокоились. Оставалось нам проехать еще около 40 миль, но здесь прилучилась другая неприятность: шедший впереди нас товарный поезд вследствие того, что колесо в одном из вагонов сломалось пополам, испортил наш путь на расстоянии почти мили. К счастию эта порча пути вовремя замечена была механиком нашего локомотива, и наш поезд был остановлен. Три часа должны мы были простоять среди пути, а потом пришлось пройти несколько пешком, чтобы пересесть во встречный пассажирский поезд, который, вследствие загромождения пути, должен был поменяться пассажирами с нашим поездом. По этой причине мы вместо 8 часов прибыли в Вилькесбарре в начале 12-го часа ночи. Велика была радость собравшихся на вокзал еще с 7-ми часов вечера прихожан Вилькесбаррской церкви и их душепастыря о. Протоиерея А. Товта, которые, вследствие долгого запоздания нашего поезда, начали сильно беспокоиться за наше благополучие! Так как час был поздний, то Владыка непосредственно с вокзала отправился в церковный дом для ночлега» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Рафаила (Ававини) во епископа Бруклинского. Наречение было совершено в соответствии с высочайше утвержденным 1/14 февраля 1904 г. всеподданнейшим докладом Свят. Синода от 31 января (ст. ст.) 1904 г., о возведении состоящего при сиро-арабской Николаевской церкви в Нью-Йорке архимандрита Рафаила в сан епископа Бруклинского, с присвоением ему наименования второго викария Алеутской епархии, а епископу Аляскинскому первого викария 641 . «По окончании всенощной на середину церкви выйшли обидва епископы в сопровождению протоиереев А. Товта и А. Хотовицкого и священников И. Зотикова, В. Туркевича, Ф. Букетова, Л. Владышевского и М. Хусана (сиро-араба) и иеродиакона о. Антония. Епископы сели на уготованных для них местах на кафедре. О. Зотиков с о. иеродиаконом, взявши благословение у Владыки, вынесли из алтаря св. Крест и воду, а прот. А. Хотовицкий и свящ. В. Туркевич вывели о. архимандрита Рафаила. Принявши благословение от Преосвященных, о. Рафаил стал по середине межи рядами духовенства, а о. Хотовицкий громогласно прочитал указ Св. Всероссийского Синода и благословение антиохийского патриарха Мелетия на избранию его на кафедру епископа Бруклинского, второго викария Алеутской и С. Американской Епархии. О. Рафаил отповел на то благодарением и согласием на принятие епископского сана. Обидва епископы после того проспевали коротеньке молебствие, в конце которого новонареченный принял от них благословение, поцеловал крест и был окропленый св. водою, а дальше в прекрасном слове выяснил, за-для чого он неоднократно отказовался от епископства, коли ему предлагали его на его отчине, в Сирии 642 , и согласился принята его тут, в Америце. Мною руководило в сем случаю, говорил он, единственно благо моих верников, тех несчастных сиро-арабов, котори тяжкою судьбою закинуты сюда в Америку и скитаются тут, як овцы без пастыря. За-для них я отказовался от епископства в краю, за-для них же приймаю епископство теперь, в надее, що то поможе мене лучше старатись о их церковно-религиозном благобыте...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Общество Взаимопомощи развивается пока прекрасно. В нем числится до 1000 человек членов. Сестричный союз впервые возник в Бриджпорте. За сим такой же союз устроился, при содействии протоиерея А. Товта, в Велькесбарре и, наконец, в Аллегени. Сестричные союзы имеют, между прочим, еще своей задачей, кроме всякой другой, помощи сестрам, помогать и во время родов приглашением медика, акушера и личным уходом сестер друг за другом. Общество Взаимопомощи имеет и свой орган – газету «Свет», которая издается священником Григорием Грушкой в Олдфорже. С 1-го сентября 1896 года стал издаваться в Алеутской епархии свой епархиальный орган: «Православный Американский Вестник». Несмотря на краткость времени своего существования, Вестник успел уже заинтересовать общество, – как здешнее, так и европейское. Он рассылается во все университеты Соединенных Штатов, в Европе во все наши посольства и миссии, а также и в России – некоторым иерархам, в академии, семинарии и т. п. Статьи его перепечатываются как в заграничных газетах, так и в русских. На Аляске же каждый его вызывает целую сенсацию. Посещения преосвященным разных мест епархии и беседы с пасомыми – вызывали всегда живейший интерес. Встречи и проводы делались самые торжественные. Многие обращались к нему с различными вопросами из своей духовной жизни; иные просили исповедать их и проч. На Аляске во многих метах люди не шли на промыслы в ожидании преосвященного, который всюду встречал и радушный прием, и любовь, и внимание. Одним из светлых явлений в жизни Алеутской паствы было празднование в 1897 году столетнего юбилея рождения приснопамятного святителя Иннокентия – просветителя алеутского. Имя этого святителя всегда будет достолюбезно Алеутской епархии. К печальным сторонам жизни той же паствы нужно отнести следующие явления: гнет правительственных агентов на островах и на Аляске, крайне враждебное отношение к духовенству Аляскинской Торговой Компании и других компаний, ибо духовенство не отстаивает беззаконных претензий этих компаний, несправедливое отношение инословных миссионеров и учителей публичных школ к населению. Несмотря на крайне затруднительные условия, при коих нашему духовенству в Алеутской епархии приходится жить и действовать, труды его не оставались бесплодными: в 1896 году присоединилось к Православной Церкви проживающих в Североамериканских Соединенных Штатах униатов в городе Буффало 40 человек, в приходе Миннеаполисской церкви 13, в городе Вилькесоне 40, в Нью-Йоркском благочинническом округе Алеутской епархии, в течение первого полугодия 1896 года, 176, и в городе Кливеленде 63 человека, а в 1897 году 700 униатов-руссинов, проживающих в Канаде, в британских владениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Оказалось, что некоторые книги были совершенно затеряны; по крайней мере их нельзя было отыскать даже в знаменитейших монастырях того времени; пришлось переводить вновь – и притом с латинской Вульгаты. Так были переведены две книги Паралипоменон, три книги Эздры, книги Неемии, Товта, Юдифь, Премудрости Соломона и две книги Маккавейские, равно как недостававшие части в некоторых других книгах 345 . Список составленной таким образом первой полной Библии в России и представляет собою принадлежащая Московской Синодальной библиотеке Библия 1499 г. 346 . Но очевидно и после трудов Геннадия подобные полные списки Библии же могли быстро распространяться тогда в России по причине крайней затруднительности и дороговизны изготовления их; списывание по-прежнему ограничивалось отдельными книгами, хотя дело исправления их и приведения в полный состав продолжало и в XVI в. обращать на себя серьезное внимание церковной и светской власти 347 . Наконец и у нас, как на Западе, на помощь этому великому и трудному делу явилось книгопечатание. В 1581 г., иждивением и трудами князя Константина Острожского явилось первое полное печатное издание Библии в России. Как бы ни было недостаточно само по себе это первое печатное издание, оно тем не менее имело громадную важность для последующей истории славянского текста, не только потому, что теперь не могли уже иметь места разные случайности и произвол списывания, так много вносившие прежде разнообразной порчи в текст, но и потому, что теперь дело дальнейшего исправления текста и приведения его в порядок получало более твердую основу. Как в основание Острожского издания был положен список Библии, присланный из Москвы царем Иоанном Васильевичем (текст которого был сличаем издателями с разными другими списками, греческими и славянскими); так, в свою очередь текст Острожской Библии послужил основанием для второго печатного издания её, явившегося при царе Алексее Михайловиче в Москве, 1663 года. Исправления текста в этом издании были незначительны и состояли преимущественно в замене устаревших слов новыми, перемене полугласных на гласные и т.под.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Из 14 местных Братств c 143 членами и образовалась первая карпаторусская организация в США. ..Первая газета " Соединения гр.католических русских Братств " - " Русский Вестник " , издавалась русскими и латинскими буквами. Эта газета выходила почти до 1920 года " (Протопр. Петр Коханик " Начало Истории Американской Руси " , стр.478-480), издатель Петр Гардый, Коннектикут, 1970). Карпатороссы-униаты подверглись очень жесткой обструкции со стороны римо-католиков. Уния нужна Ватикану только для натиска на православные земли, на других территориях всякая " византийщина " беспощадно подавлялась. Лидером карпаторусских униатов стал отец Алексий Товт, служивший в Миннеаполисе, который стал председателем собраний униатских священников, прибывших из Галицкой и Подкарпатской Руси. К 1890 году в Америке было десять униатских священников, четыре из Пряшевской епархии, 3 из Мукачевской (Подкарпатская Русь), три из Львовской (Галицкая Русь). Отец Алексий Товт возглавляет объединение русских греко-католических братств, и направляет к ним 6(18) декабря окружное послание, в котором доказывает необходимость объединения всех братств в одно общество следующими причинами: Сохранение восточно-русской Церкви, ее обрядов, так как католические епископы не хотели признавать греко-католических священников и относились к ним враждебно, не признавая брака священнослужителей, причастия под двумя видами и т.д. Особенное неприятие римо- католиков вызывал церковно-славянский язык. Второй причиной объединения о. Алексий Товт назвал хранение русской народности, не допущения того, чтобы " русские люди вступали в латинские братства " (Цит. соч., стр 485). Однако большинство униатского духовенства не решилось выступить против римо-католической власти и дело сохранения православного обряда и автономии греко-католиков возглавил отец Алексий Товт и те миряне, которые твердо отстаивали свое русское национальное самосознание. Отношения с римо-католиками обострились до того, что католический Арцибискуп Айреланд не признал Товта за законного ксендза. После этого такие же репрессии посыпались на других греко- католиков, не желавших полностью латинизироваться, даже на тех, которые дистанцировались от Товта.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

† Ваше Высокопревосходительство, Высокочтимый Константин Петрович! Почтеннейшее письмо Ваше от 18 Сент, я получил уже в Нью-Йорке, куда прибыл 14 Окт. вечером. Великое благодарение Вам за о. Товта 211 . Думается, что Преосвящ. Маркелл не совсем справедлив к нему; как галичанин, он сохраняет нерасположение к угро-руссам и, когда я ехал в Америку, он хвалил мне Грушку 212 и предостерегал против «хитрого» Товта, не зная хорошо ни того, ни другого. 27 Окт. в воскресенье будет освящение арабской церкви, а в Ноябре и нашей русской. В дом уже перешли, а в церкви ещё не всё готово. И то и другое хорошо, но долг беспокоит. Если государственной казне трудно отпустить сразу сто двадцать тыс. руб. 213 , то нельзя ли эту сумму дать в четыре приема. Сноситься при заключении займа было затруднительно потому, что тогда на долгое время остановилась бы постройка; притом деньги давались не под какую-ниб. гарантию Русского Правительства, а под залог земли и здания. При заключении займа оказал содействие и Теплов 214 , хотя почему-то он умолчал пред Вами о самом займе, когда приехал в Петербург... В общем, услуги его церковному делу в Америке не столь уже великие; я подробно их пересчитал, когда передавал Вам его просьбу о камергерстве. В Чикаго церковь будет готова около Рождества. Видел я там Бурова 215 . Я помог ему немного, но он очень нуждается. Лучше всего ему ехать в Россию за местом, и он говорил мне, что Вы как-то раньше, ещё до отъезда его в Америку, предлагали ему какие-то места. Не поможете ли Вы ему как-нибудь устроиться по Министерству Финансов, – он уже работал для здешнего нашего агента Рутковского 216 . Призывая на Вас Божие благословение, с истинным почтением и преданностью имею честь быть Ваш покорнейший слуга Е. Тихон 16 Окт 1902 Нью-Йорк РГИА, ф. 799, оп. 25, год 1900, д. 736. л. 51–52. Телеграмма В.К. Саблеру Chubaroff Psalomshicom Sitka arseny marbleget Episcop Tikhon 220 РГИА, ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4635, л. 5. Письмо К.П. Победоносцеву от 22 Октября 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

17/30 ноября 1902 г. В Воскресенском храме Вилкесбарра «повторилась обычная торжественная и умилительная картина: при огромном стечении народа, при прекрасном трогательном пении, при прекрасных отеческих назиданиях Архипастыря – хранить в чистоте и неповрежденности св. православную веру, и о. прот. Товта – на евангельское чтение, благолепно и величественно прошло Архиерейское богослужение. Как обычно Преосвященный Владыка посетил школу приходскую и испытывал ребят (свыше 50 человек) в знании предметов школьной программы. Дети успевают и радуют своих родителей. Школьники, как обычно, не остались без Архипастырского гостинца. Посетил Преосвященный Владыка и кладбище, освященное в прежний приезд 524 и уже приютившее несколько отшедших в жизнь бесконечную краян. Простившись с прихожанами и гостеприимным хозяином, окружившим пребывание Владыки свойственным ему радушием, Преосвященный из Вилькесбарре отбыл в Шептон» 525 . 20 ноября/3 декабря 1902 г. «В Шептон Преосвященный прибыл накануне праздника Введения во храм пресвятой Богородицы из Вилькес-Барре, встречен же был местным свящ. Ф . Букетовым еще в Газлетоне 526 , ближайшем большом городе. Благодаря любезности о. пр. Товта с Преосвященным Владыкой прибыл и Вилькес-Баррский псаломщик 527 , что было весьма необходимо, так как шептонский приход, за скудостью средств, псаломщика не содержит, да и человека, сколько-нибудь грамотного, который бы исполнял хоть пополам с грехом его обязанности, не имеет. После тяжелой дороги Владыка немного отдохнул. Перед всенощной, по заведенному уже порядку, в школе собрались на спевку дети. Когда под управлением своего священника они пропели в два голоса всенощную и литургию, Владыка, все это время находившийся в соседней комнате 528 , вышел из неё к ним и начал спрашивать каждого молитвы, а потом, заметив на стенах иконы двунадесятых праздников, и содержание последних. Дети отвечали толково и бойко, за что Владыка тут же похвалил их. По втором звоне дети и сошедшиеся прихожане, во главе с Владыкой, отправились в церковь . Церковь , недавно обновленная, несмотря на процесс из-за неё, и украшенная зеленью, имела вполне праздничный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Показались экипажи, переполненные седоками, стали из лесу выходить толпы пешеходов, и скоро оживление в обители всюду водворилось. Возможно было начать процессии. В храме шла исповедь для желающих, в ограде раскинулась палатка, где продавались иконки и книжечки. В 9 ч. был совершен крестный ход в сиротский приют, где находится образ Св. Великомуч. Пантелеймона. Игумен Арсений, в сослужении двух иереев, вынес св. образ на крыльце приюта, благословил собравшийся народ и тут же под открытым небом прочитал акафист св. Вел. Пантелеймону, а после акафиста сказал слово, в котором изложил несколько из множества чудес, излиянных св. Вел. Пантелеймоном на страждущих. С великим вниманием слушали о великих благодеяниях безмездного врача и чудотворца Пантелеймона и горячо молились ему. Ведь и среди этой толпы молящихся несомненно были нуждающиеся в помощи угодника Божия. Здесь были матери, скорбящие о своих немощных детях; были страждущие от разных недугов телесных, немощные духом, – и все они, слушая о чудесах, просили таковых для себя. После акафиста св. образ богомольцами был отнесен к монастырю и там, под тенью деревьев, был положен на уготованном месте, где усердными богомольцами возжигались во множестве свечи. В 10 ч. прибыл последний ожидавшийся поезд из Georgetown, на котором ехали богомольцы из Wilkes-barre во главе с Митрофор. Прот. о. Товтом, и вскоре засим началась литургия. Литургию совершал Высокопреосв. Именинник в сослужении: о. прот. Товта, о. прот. Хотовицкого и наместника о. иеромонаха Тихона. Остальные священнослужители заняты были исповедию богомольцев. По Евангелии со словом на тему о едином стаде и едином пастыре к народу обратился о. А. Хотовицкий. Торжественная литургия окончилась трехкратным обхождением вокруг храма с преднесением хоругвей и пением всем народом «Пречистая Дево Мати». По входе в храм был отслужен молебен св. Тихону, в конце которого настоятель монастыря игумен Арсений поднес Высокопреосвящ. имениннику образ Спасителя от обители и строительного комитета, при следующем приветственном слове: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Дорогой Именинник! Братия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010