В Патриарший собор Нью-Йорка возвращена старинная хоругвь, связанная с именами свт. Тихона, сщмчч. Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова и св. прав. Алексия Товта 14 августа 2012 г. 16:53 11 августа 2012 года духовенство и прихожане Свято-Николаевского Патриаршего собора Нью-Йорка впервые молитвенно почтили день рождества святителя Николая Чудотворца. Этот праздник был известен на Руси с XV века, однако не получил широкого распространения. Божественную литургию в этот день совершил управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан в сослужении соборного духовенства, а также настоятеля Богородицерождественского храма Нью-Йоркской епархии ( Православная Церковь в Америке ) протоиерея Иоанна Прокопюка. В завершение Литургии архиепископ Юстиниан и сослужащее духовенство совершили славление святителю Николаю в центре храма, после чего иерарх обратился к присутствующим со словом проповеди: «Если мы возьмем в руки церковный календарь, то невольно обратим внимание, что на каждый день выпадает день памяти тех или иных святых. Иногда святых бывает несколько десятков, а иногда и тысячи. При внимательном изучении месяцеслова, мы увидим, что в календаре указаны даты их смерти, а не даты рождения. Объяснение этого назидательно: человек, скончавшийся в вере, в подвиге ради Бога, сподобляется Небесного Царствия и прославления от людей. Достигнув полноты блаженства в небесных обителях, такой человек, которого мы уже именуем святым, имеет сугубую благодать молиться о нас и помогать нам, когда мы призываем его в своих молитвах. Заслуженным исключением из этого правила являются праздники Рождества по плоти Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и пророка Иоанна Предтечи. Однако с XV века на Руси, которая так любит и почитает святителя Николая Чудотворца, стали отмечать и день его рождения, ибо верили, что его рождение случилось по особому предвидению Божию. Обстоятельства его рождения от благочестивых родителей были воистину чудесны и сопровождались особыми знамениями, и все это побуждало наших предков почтить этот день особым праздником. Уверен, что год от года ныне начинаемая нами традиция празднования в честь святителя Николая будет продолжаться и собирать все большее число богомольцев».

http://patriarchia.ru/db/text/2402084.ht...

240 Из всеподданнейшего доклада Победоносцева К.П. от 21 марта 1903 г. за 70. о награждении протоиерея Товта: «Преосвященный Алеутский, свидетельствуя об отлично-усердной и ревностной службе протоиерея Воскресенской церкви в г. Вилкесбарре Алексия Товта. ходатайствует о награждении его митрою. По отзыву Епископа Тихона, о. Товт проявляет особенные заботы о благоустроении вверенного ему прихода и много потрудился в деле постройки величественного храма в означенном городе, причем он с ревностию и пользою защищает интересы православия». (РГИА, ф. 797. оп. 73. год 1903, отд. 3. стол 4, д. 75, л. 1.) 241 Отправляюсь в Россию 28 Мая. Рад передать ваши книги. Примите мою искреннюю за ваши чувства и наилучшие пожелания. 242 Священник кафедрального собора в Сан-Франциско Пашковский Ф.Н.; о нем см.: His Eminence The Most Reverend Theophilus, Metropolitan of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America//1950 Year Book and Church Directory of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America. – N.Y.: Metropolitan Council Publishing Committee, 1949. – P. 10; The blessed memory of Metropolitan Theophilus//1951 Year Book and Church Directory of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America. – N.Y.: Metropolitan Council Publications Committee, 1951. P. 32–34. 243 20 июня 1903 г. Николай II повелел епископу Алеутскому Тихону присутствовать в заседаниях Святейшего Синода; высочайшее соизволение преосвящ. Алеутскому было объявлено синодальным указом от 27 июня 1903 г. за 5692: в тот же день (27 июня) Тихон прибыл в собрание Свят. Синода. 246 Архим. Игнатий (Пваницкий). настоятель Московского Заиконоспасского монастыря [см. письмо преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану (Горолецкому) от 7 ноября 1903г.(РГИЛ.ф. 796, оп. 205. годы 1888–1915, л. 752, л. 115)]. 249 Помощник смотрителя духовного училища в Клевани. местечке Ровенского уезда Волынской губернии, иером. Арсений (Смоленск) в 1903 году был переведён инспектором в Киевскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Герман, И. (с храмом в руках) и свт. Иннокентий Московский (позднее именно при нем деятельность миссии достигла расцвета), справа народы Аляски - эскимосы и алеуты в местных одеждах, с оленем и собакой (средства передвижения). Группы разделяет пролив с парусным судном, на к-ром миссионеры достигли Аляски, с плавающими моржами и тюленями (основной промысел местных жителей). В небесном сегменте - образ Божией Матери «Знамение»; имена святых написаны на церковнослав. и англ. языках. В житийную иконографию И. в последние годы были внесены изменения в связи с новыми исследованиями обстоятельств мученической кончины святого. Настоятель ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже прот. Михаил Олекса на основе анализа народных преданий местных племен и сопоставления их с архивными документами (см., напр.: Oleksa M. Another Culture/Another World. [Juneau,] 2005) пришел к выводу, что И. погиб от стрел эскимосов в устье р. Кускокуим. Кроме того, в композицию убиения вводится неизвестный святой - индеец-атабаск, к-рый помогал И. в миссионерской поездке переводами на местные языки и пострадал за веру вместе с ним. Так, на 2-частной иконе иконописцев Гомартели (2010, ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже) вверху представлены прямолично И. и его спутник (с крестами в руках), внизу - сцена их мученической смерти. Поскольку икона может служить важным источником сведений о кончине святых, все детали - одежды индейца, охотников-эскимосов, шамана, их копья, луки, стрелы, байдарка из березовой коры, каяки - писались на основе музейных экспонатов и фотографий. В верхней части на фоне изображена гряда гор Чугач и растущий там в изобилии иван-чай, т. к., по сведениям прот. Михаила, спутник И. происходил из с. Тайонек (недалеко от Анкориджа). В композиции убиения на заднем плане видна т. н. гора IV («IV mountain»), недалеко от которой предположительно пострадали святые. Тип изображения индейца-атабаска впервые создан иконописцами, образ И. воспроизводит сложившуюся иконографию. Аналогичная икона была выполнена теми же мастерами для семьи Витко в 2010 г.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Записки об о-вах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. 2. С. 155-156; Он же. Состояние Правосл. Церкви в Рос. Америке//ЖМНП. 1840. Ч. 26. 6. Отд. 5. С. 21). Икона к прославлению И. была написана ок. 1980 г. иконописцем прот. Феодором Юревичем из г. Эри (шт. Пенсильвания). На золотом фоне святой и мч. Петр Алеут, канонизированный одновременно с И., предстоят в молении благословляющему Спасителю в облачном сегменте, позем воспроизводит природу Аляски с изрезанной береговой линией, скудной растительностью и каменистыми уступами горок. И. облачен в черные монашеские одежды и красную епитрахиль, на голове - клобук, в правой руке - крест. В надписи назван Илиамнским («St. Juvenaly of Iliamna Hieromartyr»), поскольку первоначальный вариант Жития, следуя сведениям свт. Иннокентия, обозначал оз. Илиамна как место мученической кончины И. (это наименование встречается и на более поздних иконах). Собор Американских святых. Икона. 2011 г. Иконописцы Алексей и Алена Гомартели (ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже, шт. Аляска, США) Собор Американских святых. Икона. 2011 г. Иконописцы Алексей и Алена Гомартели (ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже, шт. Аляска, США) Др. ранняя икона также письма прот. Феодора Юревича была заказана к канонизации И. братством прп. Германа Аляскинского (Платина, шт. Калифорния). Единоличный поясной образ, утраченный во время пожара, известен по черно-белым репродукциям (ж. «The Orthodox World»; Valaam Patericon: Book of Days. Platina, 1999. P. 62). Святой средних лет изображен с темной окладистой, раздвоенной внизу бородой, в монашеской мантии, епитрахили и клобуке, с крестом в правой и четками в левой руке (традиц. иконография преподобномучеников). Слева и справа надписи: «Holy protomartyr JUVENALY of Alaska», «Стый сщенномчкъ IYBEHAЛIЙ Alckuhck.». Икона послужила основой для работ др. иконописцев. Впосл. появились варианты этого извода с разным колоритом одежд и фона, с крестом в левой руке святого, со свитком или жестом принятия благодати. Широкое тиражирование получила поясная золотофонная икона (после 1980) из Преображенского мон-ря в шт.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Протоиерей Алексий Товт Протоиерей Алексий Товт (Товт Алексей Георгиевич) родился 14 марта 1853 г. недалеко от г. Прешов в Словакии, входившей тогда в состав Австро-Венгрии. Духовное образование получил в Римско-католической семинарии в г. Эстергом и в Униатской семинарии в г. Унгвар. Служил настоятелем в униатском приходе и пребывал на посту директора и профессора семинарии в Прешове. Овдовев и будучи бездетным, получил назначение в Америку, куда прибыл в 1889 г. и начал служить в г. Миннеаполис (шт. Миннесота). Здесь у него начались недоразумения канонического характера с епархиальным римско-католическим епископом, которому он должен был подчиняться. Отец Алексий пришел к решению, что единственным выходом из конфликта было возвращение в лоно Православной Российской Церкви. В 1891 г. за ним последовали первые 365 карпатороссов. Движение за воссоединение с Православной Церковью быстро распространилось в шт. Иллинойс, Пенсильвания, Коннектикут, Висконсин, Нью-Джерси и Нью-Йорк. К 1909 г. более 29 тысяч униатов присоединились к Православной Церкви. Воссоединение отражало также русофильские настороения среди русинов, бывших подданных Австро-Венгрии, но отождествлявших себя с русскими. Для новых прихожан строились церкви, организовывались занятия в воскресных и приходских школах. О. Алексий владел венгерским., карпаторусским, русским, немецким и латинским языками. За свои труды на ниве православия в Америке о. Алексий был награжден Синодом Православной Российской Церкви митрой и удостоился получения от императора Николая II орденов св. Владимира IV и III ст. и св. Анны III и II ст. Скончался 7 мая 1909 г. Прославление прот. Алексия Товта, как проповедника и защитника православия в Северной Америке и причисление его Православной Церковью в Америке к лику святых состоялось 29-30 мая 1994 г. в Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Канаан в Пенсильвании, где покоятся его мощи. Потомки последователей св. Алексия Товта составляют большинство прихожан Православной Церкви в Америке и многие из них являются членами Общества русских братств (ОРБ).

http://pravicon.com/info-3670

А.В. Попов 1 Самойлов В. А. Семен Дежнев и его время. С прил. отписок и челобитных Семена Дежнева о его походах и открытиях. М.: Главсевморпуть, 1945. Дивин В. А. К берегам Америки. Плавания и исследования М. С. Гвоздева, первооткрывателя Северо-Западной Америки. М.: Географгиз, 1956. 2 Куренков А. Аляскинская (Кадьякская) миссия//ПЭ, т. И, с. 89. О статье Куренкова см.: Попов A.B. Вторая Камчатская экспедиция Беринга//Православный летописец Санкт-Петербурга, 2006, 25, с. 88–95. 3 В США 200-летие Православной Церкви в Америке отмечалось именно 24 сентября/5 октября 1994 г. 5 Возвращаясь из путешествия по Аляске, преосвящ. Нестор упал с палубы судна и утонул; погребен архиерей был на острове Уналашке. 7 «25 марта 1891 г., в Неделю Православия, в Миннеаполисе еп. Владимир воссоединил с РПЦ весь приход А.– 361 прихожанина» (Куренков А., Солдатов Г. Алексий//ПЭ, т. I, с. 659). Заметим, что 25 марта в 1891 году было средой по григорианскому календарю или понедельником (четвертой седмицы Великого поста) согласно юлианскому; Торжество Православия праздновалось 10/22 марта 1891 г. В составленной в 1893 году биографии Товта А. Г., ныне хранящейся в архиве Православной Церкви в Америке, написано: «1891 – March 12/24. Reunited with the Russian Orthodox Church by the Most Reverend Vladimir, with the entire parish of 365 souls, after a festival service and confession by all people of the Faith, in the church of the Holy Virgin Protectorate in the city of Minneapolis». (The Orthodox Church in America and other writings by Saint Alexis, Confessor and Defender of Orthodoxy in America/Translated and edited by George M. Soldatow. Minneapolis: AARDM Press, 1996. P. 86–87.) Из прошения свящ. Алексия Товта Святейшему Синоду от 28 мая/9 июня 1891 г.: «Мои вернии, котории уже до сих пор с мною много терпели от здешнего бискупа, решили – когда бискуп грозил нашу Церковь закрыть – отказаться этой несчастной унии, и мы пригласили Преосвященного Г. Владимира, Епископа Алеутского и Аляскинского, до нас и 25“ Марта мы в руки Его сложили Вероисповедание, и узнали и узнаваем Его, собственно же Святейший Правительствующий Синод за единственного Велителя нашей Церкви! И то днесь всего 80 семейств, вкупе же вси: 420 душ токмо в Миннеаполисе; и мы, слава Богу, снову возвратились тамо, откуда праотцы наши обманом, насильствием отторгнути были! Вероятно, рапорт о сем, чрез Преосвященного нашего Архиерея Владимира зделан, в руках Ваших Святейшеств!» (РГИА, ф. 796, оп. 172, год 1891, д. 2606, л. 9.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из рапорта преосвящ. Алеутского Николая Святейшему Синоду от 21 мая 1892 г.: «Священник Алексий Товт и его приход, в количестве 405 человек обоего пола,– находящийся в г. Миннеаполисе штата Миннесота (а не как ошибочно показано в донесении Преосвященного Владимира),– ввиду уже совершившегося их присоединения к Православной Церкви 25 Марта 1891 года, при Преосвященном Владимире, а также ввиду их вторичного заявления мне о своем искреннем желании остаться навсегда Православными,– следует принять в лоно Православной Церкви и поскорее прислать об этом указ. Священника Алексия Товта, как пра вильно рукоположенного,– следует признать в сущем его сане и объявить настоятелем сего прихода» (РГИА, ф. 796, оп. 172, год 1891, д. 2606, л. 108–108 об.). Из определения Свят. Синода от 18–27 сентября (ст. ст.) 1902 г. за 4171, о назначении пенсии протоиерею церкви в городе Вилкесбарре, в С. Америке, Алексию Товту: «Рапортом от 25 Июня 1901 года за 87 Преосвященный Алеутский ходатайствовал о назначении протоиерею Воскресенской церкви в городе Вилкесбарре, в Северной Америке, Алексию Товту за его десятилетнюю миссионерскую службу в Алеутской епархии пенсии из казны, на основании Высочайше утвержденного 18 Февраля 1858 года Положения Сибирского Комитета, в размере половины получаемого им годового оклада жалованья, т.е. по 562 руб. 50 коп. кредитных в год, причем присовокуплял, что протоиерей Товт в русском подданстве не состоит. На сделанное, вследствие последнего обстоятельства, сношение с Департаментом Государственного Казначейства означенный Департамент уведомил, что, ввиду допущенных в законе изъятий из запрещения принимать на государственную службу иностранцев, представлялось бы возможным выдавать пенсии, в виде изъятия, и иностранцам, состоящим на службе по духовному ведомству, причем однако, за отсутствием в законе каких-либо указаний по сему предмету, в каждом подобном случае надлежало бы испрашивать, в порядке ст. 186 Общ. Пенс. Уст., разрешение Комитета Министров. Обсудив изложенное и не усматривая достаточных оснований к возбуждению ходатайства о допущении в отношении протоиерея Товта изъятия из общего закона, Святейший Синод 10/23 Июля 1902 года определил: предоставить Преосвященному Алеутскому разъяснить протоиерею Алексию Товту, что для получения права на пенсию из русского казначейства ему необходимо предварительно вступить в русское подданство; о чем и был послан Преосвященному Тихону указ, а в Хозяйственное Управление, для сведения, передана выписка из сего определения...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На вопрос игумена Георгия, какой он веры, Млинарь ответил, что он «православный греко-кафолической веры русского набоженства». Многие карпаторуссы чистосердечно думали, что они православные, точнее, что между унией и Православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Тогда преосвященнейший Владимир объяснил посланцу карпаторусской общины, что хоть он и русский, но по вероисповеданию католик, и принадлежит к секте униатской и не допустил его до Святого Причастия. Тогда Млинарь пошел в костел, где местный католический архиепископ заявил ему, что он не католик, и отправил назад к православным. Млинарь писал из Сан-Франциско: «Якой же мы... веры? Нас учили и вы (униатское духовенство) учите, что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не припустил, а католичкий бискуп со мною ани говорить не хоче и жене (посылает) до православного епископа... Якая же тота наша вера? Мене говорят, же я униат, який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал!» Млинарь вновь пришел к владыке Владимиру, и после беседы с ним православный архипастырь написал о. Алексию Товту письмо с предложением присоединиться к Православию, к Аляскинской епархии. После этого отец Алексий Товт поехал к архиепископу Владимиру и «узнавши, что владыка той – Русской православной веры, просил его о принятии разом с миннеаполисским приходом в православную прадедскую веру». 25 марта 1891 года преосвященнейший Владимир специально прибыл в Миннеаполис и присоединил к православной вере первый карпаторусский униатский приход в Америке во главе с отцом Алексием Товтом, насчитывавший 365 человек. Владыка назначил отца Алексия благочинным и поручил ему также окормлять открывавшийся приход в Чикаго. Епископ Владимир оказал финансовую помощь общине отца Алексия Товта, пожертвовал несколько икон, неоднократно совершал там богослужения. Возвращение общины о. Алексия в лоно православной Церкви послужило для многих униатских общин в США и Канаде вдохновляющим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате уний, заключённых в Бресте (1596), Ужгороде (1646) и Мукачеве (1664), более десяти миллионов человек оказались в лоне Римско-Католической Церкви. Протоиерей Алексий Товт Большая колония униатов поселилась в Миннеаполисе, штат Миннесота. Они сами организовали приход, построили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1889) и выписали священника со своей родины, приснопамятного отца Алексия Товта. Он происходил из духовной семьи, был доктором канонического права Ужгородской униатской духовной семинарии и преподавателем Пряшевской. Но местный римско-католический архиепископ Джон Айерланд (не только по фамилии, но и по происхождению ирландец) мало разбирался в церковных делах и этнических проблемах Восточной Европы. Он отказался дать униатам из Галиции и Прикарпатской Руси разрешение иметь свой собственный приход и предложил им вступить в соседний польский приход регулярного латинского обряда, а отца Алексия не признал законным священником на том основании, что он был женат, хотя к этому времени уже овдовел. Тогда отец Алексий Товт и его прихожане обратились к епископу Владимиру в Сан-Франциско с прошением принять их в Русскую Православную Церковь . Вот как рассказывает об этом сам отец Алексий Товт: «Я прибыл в Америку как униат. Как бывший профессор церковного права, я знал, что в Америке я должен, как униатский священник, повиноваться тому латинскому бискупу, в епархии которого мне придётся служить. Этого требует уния, разные буллы, бреве и декреталии папские. Это было написано и в самом свидетельстве моём. Местом моего назначения был Миннеаполис, Миннесота, в епархии архиепископа Айерланда. Как верный униат, по повелению своего тогдашнего епископа, Иоанна Валия, я явился к Айерланду 19 числа месяца декабря 1889 года, как следует, я поцеловал его руку (но не приклонил колена, и это было моей главной ошибкой, как я впоследствии узнал) и передал ему мои аккредитивы. Хорошо помню, что едва он прочитал то, что я «греко-католик», руки начали у него дрожать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во храме Владыку приветствовал настоятель церкви краткою речью, в коей между прочим объяснил тот факт, что за 5 лет управления Владыкою СевероАмериканскою Епархиею число православных удвоилось 589 , а количество прихожан утроилось в С. Америке. Помазывал елеем прихожан за всенощною сам Владыка. По окончании всенощной Владыку проводили в церковный дом также со славою» 590 . 25 марта/7 апреля 1903 г. Божественную литургию собор священнослужителей отправил в Александро-Невской церкви Аллегени. За литургией Тихон возложил на свящ. Петра Коханика золотой кабинетский крест, а на о. Илию Комадина – серебряно-позлащенный крест 591 , также сказал проповедь. После праздничного обеда в церковном доме епископ обсудил текущие дела с кураторами и попечителями Александро-Невского храма и вручил гостинцы учащимся Аллегенской школы, которые показали знание молитв и умение писать и читать по-русски. Благодарные священнослужители и миряне проводили Тихона на железнодорожный вокзал, откуда преосвященный отъехал в Джерси-Сити. 27 марта/9 апреля 1903 г. «Из Чикаго Его Преосвященство Преосвященнейший Тихон, чрез Кливланд и Питтсбург – Аллегени, последовал в Нью-Йорк, где и пребывает на Архиерейском подворье с 27-го числа. Во всю Страстную седмицу и Светлое Христово Воскресенье Владыка будет совершать службы в Нью-Йоркском русском храме» 592 . 4/17 апреля 1903 г. Англиканский епископ из г. Фон-дю-Лака Чарльз Графтон «прибывает в Нью-Йорк на страстной неделе для присутствования на православном богослужении и даже, с разрешения архиеп. Тихона, участвует в несении плащаницы в Великий пяток» 593 . 13/26 апреля 1903 г. В неделю Антипасхи еп. Тихон совершил литургию в Воскресенском храме Вилкесбарра, на которой возложил на прот. Алексия Товта митру в связи с двадцатипятилетием служения о. Алексия в священном сане 594 . Участвовавшее в богослужении духовенство поднесло юбиляру крест с украшениями. (В мае месяце Товт А.Г. был награжден орденом св. Владимира четвертой степени.) 14/27 апреля 1903 г. Из Вилкесбарра Тихон (с сопутствовавшими ему иереями) переехал в Олдфордж, чтобы там поддержать и ободрить православных христиан, лишившихся своего храма 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010