Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Товт [англ. Alexis Toth] (14.03.1853, близ Прешова, Словакия - 07.05.1909, США), св. прав., прот. Православной Церкви в Америке. Род. в семье священника-униата (см. Греко-католики ) Георгия, настоятеля храма в округе Сепеш, и Цецилии Товт. Брат А. был униатским священником, дядя - епископом. Начальное образование А. получил в местной школе, прошел военную службу, учился в течение года в римско-католич. семинарии в Эстергоме, закончил семинарию в Ужгороде (венг. Унгвар) и богословский фак-т в Прешовском ун-те. В 1878 г. рукоположен во священника униатским Прешовским еп. Николаем (Товтом), служил на приходах в Словакии, был назначен зав. канцелярией Прешовской епархии. В 1881 г. А. стал ректором греко-католич. семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории. Владел свободно слов., венг., нем., лат. и отчасти греч. языками. В 1879 г. умерли его жена и ребенок. В нояб. 1889 г. в ответ на прошение униатского прихода в США Прешовский еп. Иоанн (Валий) послал А. в Америку. По предписанию епископа А. прибыл в Миннеаполис (шт. Миннесота) для окормления новообразованной униатской карпаторосской общины. Однако местный католич. архиеп. Джон Айрленд, в ведении к-рого находились все униатские приходы, не только отказался дать разрешение на служение, сославшись на то, что А. был ранее женат, но и вскоре запретил и отлучил А. Воспитанный с детства, как и все русины в то время, в любви к РПЦ, А. был готов к принятию Православия. К решительному шагу его подтолкнула встреча в США с враждебным отношением представителей католич. епископата и клира к униатам. А. поехал в Сан-Франциско к еп. Алеутскому и Аляскинскому РПЦ Владимиру (Соколовскому) и был принят в лоно правосл. Церкви в кон. 1890 г. 25 марта 1891 г., в Неделю Православия, в Миннеаполисе еп. Владимир воссоединил с РПЦ весь приход А.- 361 прихожанина. Владыка назначил А. благочинным и поручил ему также окормлять открывавшийся приход в Чикаго. Еп. Владимир оказал финансовую помощь общине А., пожертвовал неск. икон, неоднократно совершал там богослужения. Возвращение общины А. в лоно правосл. Церкви послужило для многих униатских общин в США и Канаде вдохновляющим примером.

http://pravenc.ru/text/64636.html

Специально к этому праздничному дню по просьбе архиепископа Юстиниана и по благословению епископа Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского Михаила (ПЦА) в собор, после десятилетий отсутствия, была возвращена старинная хоругвь братства в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О существовании этой хоругви с образом Рождества Богородицы владыка узнал благодаря фотографии начала XX века, на которой запечатлены будущие святые Церкви Христовой — епископ Северо-Американский Тихон (Белавин)  (впоследствии Патриарх Всероссийский), строитель Николаевского собора священномученик протоиерей (впоследствии протопресвитер) Александр Хотовицкий, строитель Чикагского собора священномученик протоиерей Иоанн Кочуров и святой праведный протоиерей Алексий Товт, вернувший в лоно Православной Церкви сотни греко-униатов. На этой же фотографии можно увидеть членов братства в честь Рождества Богородицы вместе с особой хоругвью, на которой начертаны слова: «1893. Пресвятая Богородица, спаси братство наше!». В прошлом году, посещая храм в честь Рождества Богоматери в Нью-Джерси Православной Церкви в Америке, архиепископ Юстиниан увидел эту хоругвь на стене справа от иконостаса. Спустя год, после консультаций и подготовительной работы, настоятель храма протоиерей Иоанн Прокопчук по благословению епископа Михаила вернул хоругвь в Свято-Николаевский собор. По словам отца Иоанна, ни он сам, ни его прихожане не знали об истории этой хоругви и считали, что она были подарена храму кем-то из эмигрантов, вывезших ее из России. В знак признательности за бережное хранение этой святыни и братскую любовь, оказанную настоятелем и прихожанами Богородицерождественского храма, архиепископ Юстиниан передал им в дар писаный образ преподобного Серафима Саровского в ризе. При пении тропаря и величания хоругвь была установлена на амвоне придела Рождества Богоматери, после чего богомольцы имели возможность к ней приложиться. Торжество завершилось в трапезной собора, где духовенство, прихожане и гости продолжили общение за праздничным столом.

http://patriarchia.ru/db/text/2402084.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕАМЕРИКАНСКИЙ СОБОР [англ. All-American Council (Sobor)], высшая законодательная и исполнительная власть Православной Церкви в Америке (ПЦА; до 1971 г.- Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Сев. Америке). Периодичность созыва Собора ориентировочно 1 раз в 3 года. В работе Собора участвуют правящий митрополит и все епископы Церкви, представители от каждого прихода - священники и миряне (священник, не имеющий прихода, аккредитуется Митрополичьим советом; не имеющий священника приход выбирает 1 представителя-мирянина), члены Митрополичьего совета и Ревизионной комиссии Церкви, по 2 делегата от каждой ДС, члены Предсоборной комиссии (подготавливающей созыв Собора), по 1 представителю от каждой церковной организации. Председательствует на заседаниях Собора Предстоятель Церкви - митрополит. С 1907 по 2002 г. было проведено 25 В. С. Первые 14 Соборов, состоявшиеся до провозглашения ее автокефалии, носили в офиц. документах название All-American Sobors (14-й Собор Русской Православной Греко-Кафолической Церкви стал 1-м Собором автокефальной Церкви); все последующие Соборы (начиная с 1971) именовались All-American Councils. Основной темой заседаний 1-го В. С. под председательством бывш. архиеп. Алеутского и Североамериканского Тихона (Белавина) , состоявшегося 20-23 февр. 1907 г. в Мейфилде (шт. Пенсильвания), было обсуждение дальнейшего расширения правосл. миссии на североамериканском континенте. Принимая во внимание значительный рост Алеутской и Североамериканской епархии и ее значение в жизни правосл. Америки, Собор утвердил ее новое именование - Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Сев. Америке под юрисдикцией священноначалия Церкви Российской. В работе собора принимали участие священники священномученики Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров , св. прав. Алексий Товт . Созыв 2-го Собора был вызван Октябрьской революцией 1917 г. в России и последовавшими за ней трагическими событиями в жизни РПЦ. На заседаниях 25-28 февр. 1919 г. в Кливленде (шт. Огайо) было принято решение об избрании еп. Канадского Александра (Немоловского) правящим архиереем. Еп. Евдоким (Мещерский), возглавлявший в то время Североамериканскую епархию, не вернулся из России после окончания Поместного Собора 1917-1918 гг. РПЦ. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 7 сент. 1920 г. Особое значение 2-го В. С. состояло в том, что выборы правящего архиерея заложили основу для буд. выборов Предстоятеля Православной Церкви в Америке. Решением 3-го Собора, состоявшегося 7-9 нояб. 1922 г. в Питтсбурге (шт. Пенсильвания), митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский) сменил еп. Александра на архиерейской кафедре. Его избрание также было утверждено Патриархом Тихоном 29 сент. 1923 г.

http://pravenc.ru/text/155458.html

Изображение иконы Алексий Товт, прав. #20550 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Алексий Товт, прав. #20550 Эта страничка относится к разделу   Алексий Товт, прав. Скачать или распечатать изображение 20550.jpg 387x500, 0.19 MPix, 104 Kb. 3.3x4.2cm @ 300DPI (4.9x6.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (123) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2013-01-20) Происхождение изображения: Загружено 2013-01-20 участником [ tol ]. Описание: Праведный Алексий (Товт) Карпаторуский. Автор: Виталий Преображенский. Закарпатье, 2012 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Алексий Товт, прав. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-20550

Изображение иконы Алексий Товт, прав. #20551 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Алексий Товт, прав. #20551 Эта страничка относится к разделу   Алексий Товт, прав. Скачать или распечатать изображение 20551.jpg 180x338, 0.06 MPix, 10 Kb. 1.5x2.9cm @ 300DPI (2.3x4.3cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (101) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2013-01-20) Происхождение изображения: Загружено 2013-01-20 участником [ tol ]. Описание: добавить свое . Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Алексий Товт, прав. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-20551

Но большинство униатского духовенства не решилось выступить против римо-католической власти, и дело сохранения православного обряда и автономии греко-католиков возглавил отец Алексий Товт и те миряне, которые твердо отстаивали свое национальное самосознание. Конечно, можно предположить, что отец Алексий мыслил стратегическими категориями и все его действия – борьба за чистоту русского обряда, объединение карпаторуссов в братства, поднятие знамени русской национальной идеи – были последовательными и имели целью присоединение карпаторуссов к Русской Православной Церкви, которая активно распространяла Православие в Северной Америке. В пользу этой версии служат воспоминания святого отца Алексия Товта: «Коли я все тое видел и слышал, тогда решился на такое, которое у мене уже давно в сердце жило, за которым у мене душа болела... быти православным... но як же? Треба быти дюже осторожным. Тая несчастная уния начало упадка и всего злого, дюже зажилась у наших людей, 250 рокив пройшло як тое иго на наши шеи положили! Я горячо молил Бога, чтобы он мене дал помощь и силу просветити моих темных верников...В том помогли мне сами прихожане. Коли я скликал своих прихожан... некоторые из них заявили: «Пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланятися! " ». Было решено направить депутацию преосвященнейшему Владимиру, возглавлявшему Алеутскую и Аляскинскую епархию Русской Церкви. К владыке Владимиру поехал представитель общины Иван Млинарь. Во время переговоров с владыкой Владимиром и его сотрудником игуменом Георгием Чудновским выявилась интересная деталь, с одной стороны, обличающая все лукавство католиков, которые попросту обманывали простых карпаторусских людей, а с другой, убедительно иллюстрирующая, насколько поверхностный характер носила уния на Подкарпатье, что несмотря на столетия ее насильственного насаждения, карпато-русский народ сохранил православные корни. Этот факт опровергает и нынешнюю позицию католических пропагандистов, утверждающих, что униатство является национальной религией русинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борьба за возвращение карпатороссов в Православие была очень жесткой. Опомнившись от активной деятельности о. Алексия Товта, римо-католики прекращают притеснения униатов и начинают насаждать среди них украинскую сепаратистскую идею. О том, что эта искусственная и лживая идея приживалась с трудом, свидетельствует история переименования карпаторусских униатских организаций. Так, основанный в 1894 году " Русский народный союз " в 1898 году был переименован в " Руский " . Изъятие второй буквы " с " униаты считали большой победой, а в 1907 году удалось изменить название на " Руський " , а в 1926 году униаты одержали полную победу, переименовав организацию в " Украинский народный союз " . Таким образом, возвращенные о. Алексием Товтом в Православие карпатороссы сохранили русское национальное самосознание и составляют значительную часть паствы Русской Православной Церкви в США обеих юрисдикций, так и значительную часть паствы Американской Автокефальной Православной Церкви, которая и канонизировала о. Алексия Товта. Те карпатороссы, что остались в унии, забыли свою духовную и национальную историю и стали членами украинских шовинистических эмигрантских организации (многие из которых, как мы видим, сначала были русскими и становились " самостийническими " только после многолетней пропагандистской работы и смены поколений). Аберрация сознания бывших русских, ставших " украинцами " , привела к крайней русофобии в их среде, чтобы доказать и утвердить свое новое самосознание, " самостийники " стараются вытравить в себе историческую память и стремятся доказать всему окружающему миру свое полное отречение от своих же корней. Например, текст " Закона о порабощенных нациях " , принятого Конгрессом США в 1947 году и не отмененном до сих пор, в котором русские обвиняются в коммунизме и порабощении многих народов и территорий вплоть до мифических " Казакии " и " Идель-Урала " , написан деятелем " Украино-американского комитета Львом Добрянским. " Прославление священников Максима Сандовича и Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицко- и карпаторусских святых станет мощным импульсом к возрождению Подкарпатской Руси на ее исконных православных русских началах, а их молитвенное заступничество, верим, откроет глаза многим людям, обманутым " бандеро-мазепинской " идеологией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

К философскому осмыслению украинства, артикуляции его идеологии немало сил прилагали униат Шептицкий, историк Грушевский, идеолог украинского национализма Донцов и многие другие проводники идеи украинской особости, самостийности, захвата земель на востоке и украинизации русского населения. Достаточно просмотреть оглавление «Иллюстрированной истории Украины» Грушевского, чтобы понять это непреодолимое чесоточное желание украинства. Написанная на рубеже веков, эта «история» вопреки сложившемуся порядку вещей утверждает на «голубом глазу» приоритеты украинства. В то время как существует юго-западная окраина, часть русского пространства с исторически и этногенетически обоснованным названием Малая Русь. Люди, населяющие её, в основном русские по своему происхождению и языку. Но Грушевский упорно вводит в оборот украинскую терминологию: «прошлое Украины», «украинское расселение», «украинские племена» и т.д. Что это, бред сумасшедшего? Прорыв в исторической науке? Или желание утвердить не существующее вопреки всему и вся? И когда идеи украинства были поддержаны властями Австро-Венгрии в начале 20 века, официально закрепившими «Украину» и «украинцы» в документах, украинская самостийная идея приобретает первые признаки агрессии «национально-освободительного» характера. В то время как сторонников русского пути развития галичан могли преследовать, осудить, терроризировать. ОТ ТАЛЕРГОФА ДО БАНДЕРОВЩИНЫ В 1910 г. русский язык оказывается вне закона, вне культурного пространства Австро-Венгерской империи. Его запрещают в документах и частных посланиях. Наоборот, «украинский» язык, этот новодел всячески поддерживается, а его экспансия в малорусское субэтническое пространство представляется желательной. Так, предваряя этногенетическую экспансию, в дело пошла «лёгкая кавалерия» культурной ассимиляции. Тем же временем, словно в отместку неприкрытому извращению русской, русинской сущности за границей возникло движение возврата к исконно русским истокам, к русской идентичности, к русскому взгляду на мир. Униат Алексий Товт возглавил переход униатских русинов в православие.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/13/...

Из 14 местных Братств c 143 членами и образовалась первая карпаторусская организация в США. ..Первая газета " Соединения гр.католических русских Братств " - " Русский Вестник " , издавалась русскими и латинскими буквами. Эта газета выходила почти до 1920 года " (Протопр. Петр Коханик " Начало Истории Американской Руси " , стр.478-480), издатель Петр Гардый, Коннектикут, 1970). Карпатороссы-униаты подверглись очень жесткой обструкции со стороны римо-католиков. Уния нужна Ватикану только для натиска на православные земли, на других территориях всякая " византийщина " беспощадно подавлялась. Лидером карпаторусских униатов стал отец Алексий Товт, служивший в Миннеаполисе, который стал председателем собраний униатских священников, прибывших из Галицкой и Подкарпатской Руси. К 1890 году в Америке было десять униатских священников, четыре из Пряшевской епархии, 3 из Мукачевской (Подкарпатская Русь), три из Львовской (Галицкая Русь). Отец Алексий Товт возглавляет объединение русских греко-католических братств, и направляет к ним 6(18) декабря окружное послание, в котором доказывает необходимость объединения всех братств в одно общество следующими причинами: Сохранение восточно-русской Церкви, ее обрядов, так как католические епископы не хотели признавать греко-католических священников и относились к ним враждебно, не признавая брака священнослужителей, причастия под двумя видами и т.д. Особенное неприятие римо- католиков вызывал церковно-славянский язык. Второй причиной объединения о. Алексий Товт назвал хранение русской народности, не допущения того, чтобы " русские люди вступали в латинские братства " (Цит. соч., стр 485). Однако большинство униатского духовенства не решилось выступить против римо-католической власти и дело сохранения православного обряда и автономии греко-католиков возглавил отец Алексий Товт и те миряне, которые твердо отстаивали свое русское национальное самосознание. Отношения с римо-католиками обострились до того, что католический Арцибискуп Айреланд не признал Товта за законного ксендза. После этого такие же репрессии посыпались на других греко- католиков, не желавших полностью латинизироваться, даже на тех, которые дистанцировались от Товта.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Протоиерей Алексий Товт Протоиерей Алексий Товт (Товт Алексей Георгиевич) родился 14 марта 1853 г. недалеко от г. Прешов в Словакии, входившей тогда в состав Австро-Венгрии. Духовное образование получил в Римско-католической семинарии в г. Эстергом и в Униатской семинарии в г. Унгвар. Служил настоятелем в униатском приходе и пребывал на посту директора и профессора семинарии в Прешове. Овдовев и будучи бездетным, получил назначение в Америку, куда прибыл в 1889 г. и начал служить в г. Миннеаполис (шт. Миннесота). Здесь у него начались недоразумения канонического характера с епархиальным римско-католическим епископом, которому он должен был подчиняться. Отец Алексий пришел к решению, что единственным выходом из конфликта было возвращение в лоно Православной Российской Церкви. В 1891 г. за ним последовали первые 365 карпатороссов. Движение за воссоединение с Православной Церковью быстро распространилось в шт. Иллинойс, Пенсильвания, Коннектикут, Висконсин, Нью-Джерси и Нью-Йорк. К 1909 г. более 29 тысяч униатов присоединились к Православной Церкви. Воссоединение отражало также русофильские настороения среди русинов, бывших подданных Австро-Венгрии, но отождествлявших себя с русскими. Для новых прихожан строились церкви, организовывались занятия в воскресных и приходских школах. О. Алексий владел венгерским., карпаторусским, русским, немецким и латинским языками. За свои труды на ниве православия в Америке о. Алексий был награжден Синодом Православной Российской Церкви митрой и удостоился получения от императора Николая II орденов св. Владимира IV и III ст. и св. Анны III и II ст. Скончался 7 мая 1909 г. Прославление прот. Алексия Товта, как проповедника и защитника православия в Северной Америке и причисление его Православной Церковью в Америке к лику святых состоялось 29-30 мая 1994 г. в Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Канаан в Пенсильвании, где покоятся его мощи. Потомки последователей св. Алексия Товта составляют большинство прихожан Православной Церкви в Америке и многие из них являются членами Общества русских братств (ОРБ).

http://pravicon.com/info-3670

  001     002    003    004    005    006    007