Сегодня служил с О. Арсением. Он оказался очень подходящим для Америки. Прихожане полюбили его, и он старается о них; посылает в Россию своего келейника собирать пожертвования на свой храм. В Фомино воскресенье наш Прот. Товт (положивший начало воссоединению униатов) празднует 25-летний юбилей 239 . Мне удалось исходатайствовать для него митру 240 . Получил и из Холма известие об учреждении там самостоятельной епархии. Смущены неожиданностью сего, и особенно новый Владыка: он не уверен, останется ли там, и посему не знает, прилагать ли старания и заботы хотя бы, напр., к хозяйству, которое при покойном Владыке было оч. запущено. Я думаю, что Пр. Евлогий вполне годится и для самостоятельной роли в Холме: он хорошо знаком с положением дел, и его любят и уважают там. А в Америку не прочь возвратиться Пр. Николай Таврический, если для Аляски дадут викария: он сам об этом писал сюда. Прошу Ваших св. молитв и с глубоким почтением и сыновнею преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший и благодарный послушник Е. Тихон 2 Апр 1903 РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 94–95об. Телеграмма Епископу Чарльзу Графтону от 8 Мая 1903 г. Leave for Russia, 28 May. Glad to transmit your books. Accept my sincere for your feelings and best wishes 241 . Hatfield MR. Nashotah House, Bishop Grafton, and Saint Tikhon of Moscow. Address by the Very Reverend Chad [M. Richard] Hatfield... S. 1., 1992. P. 8. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 28 Мая 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Нахожусь уже в России и пишу Вам из Режицы, где ожидаю поезда по Московско-Винд. ж. дор. в Торопец. Из Нью-Йорка выехал 15 Мая в Вознесенье, отслужив раннюю литургию. Ехал на Гавр, Париж и Берлин, где служил в Троицын и Духов день. В Торопце предполагаю пробыть до 10 Июня и оттуда чрез Псков направлюсь в Петербург. Слышал, что Владыка Митрополит уезжает на открытие мощей Св. Серафима в начале Июля, и поэтому нужно спешить застать его ещё в Спб. и переговорить там об Американских делах. Материалу для сего накопилось достаточно. Главное – выхлопотать Архиерея для Аляски, в пользу которого я готов поступиться частью своего жалованья. Если в этом произойдёт заминка, тогда без всяких дальнейших рассуждений отрекаюсь от возвращения в Америку, хотя духовенство моё и Обер-Прокурор оч. желали бы сего. К. Петрович с ужасом вопрошает: «кем заменим и кого пошлем?» А приятели Холмичи сочинили легенду о моём возвращении в Холм и о кандидатуре Пр. Евлогия в Америку. Отнюдь последнему этого не желаю, и пусть он, с

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После допроса обвиняемых суд перешел к чтению конфискованной литературы. Многие крестьяне требовали вернуть им их книги, говорили, что в них нет ничего крамольного, что подобные издания есть и в униатских храмах. Важным событием в ходе Мараморош-Сиготского процесса стал приезд из Петербурга графа Владимира Бобринского. 3 февраля 1914 года он в сопровождении думских депутатов Балашова и Дмитриева прибыл в Будапешт. Львовское «Дело», ссылаясь на венгерскую газету «Pesti Hirlap», опубликовало выдержку из интервью графа Бобринского, который категорически отрицал политическую подоплеку православного движения . 4 февраля граф Бобринский был в Мараморош-Сиготе. Он выразил желание давать показания на русском языке, чтобы подсудимые могли его понимать. Но председатель суда Аврелий Товт не удовлетворил его просьбу, мотивируя отказ тем, что судебный переводчик Медведецкий плохо владеет русским языком. Во время слушания прокурор задал графу несколько бессмысленных и провокационных вопросов. Бобринский сообщил, что цель возглавляемого им Галицко-русского общества – противодействие польскому и украинскому влияниям на Галичине и Буковине; он отрицал, что общество финансировало поездки паломников угрорусов в Россию и проводило политическую агитацию в Венгрии . Неоднозначную оценку общественности вызвали допросы свидетелей, которых, по сообщению львовской газеты «Дело», было до 300 человек Главным свидетелем обвинения был Арнольд Дулишкович. Но на суде выяснилось, что он политический провокатор, занимавшийся шпионажем. Обманным путем Дулишковичу удалось получить рекомендательное письмо к Алексею Геровскому, который помог ему приехать в Россию. В Петербурге Дулишкович встретился с Бобринским, которому представился православным миссионером. В России А. Дулишкович собирал информацию о связях закарпатцев с российскими православными центрами . Провокатором и шпионом был и Андрей Манайло. Он поселился в селе Липча возле Хуста, вступал в разговоры с крестьянами, высказываясь против мадьяризации и греко-католического духовенства и тем самым провоцируя крестьян на неосторожные высказывания, которые аккуратно записывал.

http://pravoslavie.ru/30790.html

К концу XIX века немало русинов выехало на заработки за границу, в первую очередь в Канаду, США, страны Латинской Америки. На чужбине было основано много новых приходов, братств, приютов. В 1889 году греко-католический священник Алексей с Пряшевщины вступил в острый конфликт с управляющим епархией Сент-Пола и Миннеаполиса католическим архиепископом Джоном Айрлендом . Причиной конфликта было стремление американских католических епископов передать духовное руководство над греко-католическими верующими из Австро-Венгрии польским католическим ксендзам. Это делалось для того, чтобы окончательно окатоличить иммигрантов-русинов, а униатских священников вынудить вернуться в Старый свет. Питтсбургский епископ даже заявлял, что женатый священник «не может быть не только хорошим, но и вообще католиком» . Отец Алексей Товт Следствием этого конфликта стало то, что отец Алексей Товт после совещания с паствой послал коллектора И. Млынаря в Сан-Франциско к православному епископу Владимиру (Соколовскому) . «Не ж будемо чужим кланятися, до руського», – заявил на совещании один из прихожан. Но, к удивлению Млынаря, епископ Владимир не допустил его к причастию, объяснив, что он не православный, а католик. Этот ответ удивил коллектора, и он написал отцу Алексею Товту письмо, в котором задавался вопросом: «Якой же мы веры? Нас учили – и вы учите, – что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не допустил – отогнал мене до католического бискупа. Якая же тота наша вера? Мени говорят, же я униат; який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал?» В феврале 1891 года отец Алексей Товт сам отправился в Сан-Франциско и обратился к епископу с просьбой принять его вместе с приходом в лоно Православной Церкви. 25 марта 1891 года епископ Владимир отслужил в Миннеаполисе литургию, которая положила начало истории Православия среди эмигрантов из Австро-Венгрии . Греко-католические епископы: Мукачевский Юлий Фирцак и Пряшевский Иоанн Валий – 12 февраля 1893 года отправили в США послание «Сыновьям нашим возлюбленным, живущим в Америке». Они выражали сожаление о том, что не могут в полной мере обеспечить духовное окормление эмигрантов, и предлагали верующим исполнять обряды и совершать таинства у римо-католических священников (там, где не было греко-католических пастырей). Кроме того, епископы наказывали пастве держаться в стороне от отца Алексея Товта . Мы привели здесь эти факты по той причине, что уже в конце XIX – начале ХХ века значительная часть эмигрантов вернулась на родину, принеся туда с собой и Православие. Из трех центров, где в начале ХХ века началось православное движение, два из них – села Бехерово и Великие Лучки – были непосредственно связаны с США.

http://pravoslavie.ru/56626.html

240 Из всеподданнейшего доклада Победоносцева К.П. от 21 марта 1903 г. за 70. о награждении протоиерея Товта: «Преосвященный Алеутский, свидетельствуя об отлично-усердной и ревностной службе протоиерея Воскресенской церкви в г. Вилкесбарре Алексия Товта. ходатайствует о награждении его митрою. По отзыву Епископа Тихона, о. Товт проявляет особенные заботы о благоустроении вверенного ему прихода и много потрудился в деле постройки величественного храма в означенном городе, причем он с ревностию и пользою защищает интересы православия». (РГИА, ф. 797. оп. 73. год 1903, отд. 3. стол 4, д. 75, л. 1.) 241 Отправляюсь в Россию 28 Мая. Рад передать ваши книги. Примите мою искреннюю за ваши чувства и наилучшие пожелания. 242 Священник кафедрального собора в Сан-Франциско Пашковский Ф.Н.; о нем см.: His Eminence The Most Reverend Theophilus, Metropolitan of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America//1950 Year Book and Church Directory of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America. – N.Y.: Metropolitan Council Publishing Committee, 1949. – P. 10; The blessed memory of Metropolitan Theophilus//1951 Year Book and Church Directory of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America. – N.Y.: Metropolitan Council Publications Committee, 1951. P. 32–34. 243 20 июня 1903 г. Николай II повелел епископу Алеутскому Тихону присутствовать в заседаниях Святейшего Синода; высочайшее соизволение преосвящ. Алеутскому было объявлено синодальным указом от 27 июня 1903 г. за 5692: в тот же день (27 июня) Тихон прибыл в собрание Свят. Синода. 246 Архим. Игнатий (Пваницкий). настоятель Московского Заиконоспасского монастыря [см. письмо преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану (Горолецкому) от 7 ноября 1903г.(РГИЛ.ф. 796, оп. 205. годы 1888–1915, л. 752, л. 115)]. 249 Помощник смотрителя духовного училища в Клевани. местечке Ровенского уезда Волынской губернии, иером. Арсений (Смоленск) в 1903 году был переведён инспектором в Киевскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

215 Сторонники такой датировки исходят из того, что в этой книге под египетскими и римскими названиями упоминаются месяц и день (без указания года) смерти Диоскора Александрийского («товт 5, сентябрь 2»); армянский переводчик (или позднейший переписчик) прибавил соответствующий месяц и день армянского календаря («хори 6»). «Такое совпадение дат возможно только в период от 29 февраля 480 г. до 28 февраля 484 г. Следовательно, труд Тимофея Элура был переведен на армянский язык не позднее этого четырехлетия» ( Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 199). 217 В «Книге» вслед за посланиями Саака Партева, Месропа Маштоца и Акакия, епископа Мелитинского, и перед сочинением Иоанна (Ована) Мандакуни содержится послание «Блаженного великого отца кертохов епископа Мовсёса Хоренацй» «О том, почему живое (существо), составленное из многих (элементов), имеет одно естество», в котором автор порицает диофизитов и защищает монофизитство, «ибо единое живое (существо) должно иметь и единую природу». В эпилоге сочинения автор обращается к неизвестному собеседнику: «Это тебе (я дал) как некоторое основание для опровержения учения, проповедуемого сумасбродами, чтобы ты мог знать, о боголюбец, как отстраниться кое от кого и сильно пожелать непоколебимого и верного исповедания веры». Под «учением, проповедуемым сумасбродами», он подразумевает халкидонское диофизитство. Основываясь на этом эпилоге, исследователи полагают, что Мовсес Хоренаци адресовал свое послание Иоанну Мандакуни – одному из последних представителей школы Саака Партева и Месропа Маштоца ( Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 199), который был армянским католикосом во время восстания Ваана Мамиконяна, принимая деятельное участие в повстанческом движении. Католикос Иоанн неизменно заботился о благоустройстве Церкви: он упорядочил «Ритуал» Армянской церкви, который носит название «Маштоц» (по имени Месропа Маштоца, бывшего, вероятно, первым составителем этой книги), расширил и обогатил «Часослов», автором многих песен и молитв которого (как и «Маштоца») стал он сам [ Саркисян Б. Критика Иоанна Мандакуни и его трудов. Венеция, 1895 (на арм. яз.)], перевел с греческого известный гимн «Радостный свет» (« Свете тихий») (см.: Поэзия Армении. М., 1916; Антология армянской поэзии. М., 1940). Ему принадлежат также толкования и речи. Кроме того, Иоанну Мандакуни долгое время приписывали сборник речей «Поучение жизни», автором которого ныне признан Иоанн Майрагомеци.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Латинизация униатов С 1699 года вся Венгрия попала под власть Габсбургов. В XVIII веке в царствование ревностной католички Марии Терезии (1717—1780) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье. Делаются попытки введения григорианского календаря, праздники поклонения Святым Дарам, обычая совершать розарий, западного облачения для духовенства. Проводится исправления православных книг по римским образцам, демонтируются иконостас и т. д. Толерантный патент (Акт о веротерпимости) императора Иосифа II, выданный 13 октября 1781, гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента. Пряшевская греко-католическая епархия В 1816 году создается Пряшевская греко-католическая епархия, целью которой была ликвидация остатков православие в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций. Возвращение униатов в православие В Словакии в XIX веке также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с Православной церковью карпаторусских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексею Товту (1853—1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Пряшеве. В 1889 году прибыл в Америки и возглавил униатский приход в Миннеаполисе. В 1891 году вместе с приходом перешёл в православие. В 1916 году была основана Питтсбургская Карпаторусская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 году отец Алексей Товт причислен Православной церковью в Америке к лику святых как «отец американского Православия». Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии вернуться в Православную церковь. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова у Бардейова, но австрийская полиция её пресекла.

http://azbyka.ru/palomnik/Словакия

† Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Простите великодушно, что своевременно не приветствовал Вас с днём Ангела: за разъездами упустил сделать это заблаговременно. Выехал из С-Франциско в начале Февраля и теперь обретаюсь в Нью-Йорке. Здешняя церковь будет готова к освящению по осени. Кстати, настоятель оной Прот. Хотовицкий сообщал мне, что ему в 1900 г. в Харьковском Епарх. Женск. Училище обещали прислать хорошее архиерейское облачение для Нью-Йоркской ц., при сем присутствовал и Прот. Буткевич 184 . К вербному воскресенью собираюсь возвратиться в С-Франциско, а по пути в 5 воскр. поста предполагаю совершить закладку Чикагской ц. Душевно рад, что Харьков понравился Вам, и Вы обрели там мир и спокойствие. Сим я похвалиться не могу: страдаю не столько от недостатка средств, сколько от скудости людей; ради сего приходится терпеть всякую дрянь. Не знаю, на сколько времени хватит терпения. Воспоминаю и воздыхаю о викариатстве, – по крайней мере меньше ответственности. М. Анна писала мне интересное письмо о своем посещении Спалы 185 . Преосвящ. Герман сообщает, что в Яблочин. мон. будет заведён общежительный строй; пишет также, что вместо Чеховича 186 будет не Жах. 187 , а кто? ещё неизвестно. Приветствую Вас со св. постом и прошу св. молитв Ваших. С сыновним почтением и преданностью Ваш нижайший послушник Е. Тихон 6 Марта 1902 Нью-Йорк РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 74–75об. Письмо В.К. Саблеру от 12 Марта 1902 г. † Высокочтимый Владимир Карлович! Прот. Товт хлопочет за какого-то угрорусса Арендацкого. Конечно, если бы он поучился в России, то, быть может, и пригодился бы нам. Нельзя ли, посему, устроить его в Дух. Академии – Спбургской или Киевской? И не примет ли его под свою опеку Иван Саввич Пальмов 188 ? К униатам в Америку посылается венгерским правительством визитатор Ходобай 189 вместо ожидаемого епископа. Но время уже упущено у них: мало что может сделать и епископ, тем более визитатор. Pro domo sua: y нас шли бы дела успешнее, если бы были под руками люди. Просят священников (не семейных или же иеромонахов) в Харсгорн, Пассаик, Трою, Марблегед, Буфало, и прихожане дают им содержание; а у меня не только нет кандидатов туда, но даже и назначенные, вроде О. Немоловского, не приезжают к месту службы по четыре-пять мес! Несть помогаяй!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

112.) 816 Речи, произнесенные Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и С.-Американским... II. При вручении жезла Архимандриту Севастиану, в г. Чикаго 18 Сентября 1905 г.//АПВ, 1905, т. IX, 19, с. 373–374. 817 Кочуров И. А. Путешествие Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и Сев.-Американского, по Епархии. Прибытие в Чикаго//АПВ, 1905, т. IX, 19, с. 376. Резолюция преосвящ. Алеутского от 18 сентября (ст. ст.) 1905 г. за 502: «В Дух. Правление. О. Севастиан возведен сегодня мною в сан архимандрита. Отпустить в его распоряжение на сербскую миссию сто дол. А. Тихон» [см. оригинал указа Свят. Синода на имя преосвящ. Алеутского от 24 августа (ст. ст.) 1905 г. за 8328, хранящийся в архиве Православной Церкви в Америке (ОСА. Department of history and archives. Syosset, NY)]. 819 Путешествие Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и Сев.-Американского, по Епархии. II. Прибытие в Нью-Йорк//АПВ, 1905, т. IX, 19, с. 376–377. 820 «Behind the priests, about fifty of the members of the congregation followed the Archbishop into the parlors, where they were entertained at tea. Among those present were Nicholas Lodygensky, the Russian Consul General at New York, and the Countess Nephtal». (Greet Russian Archbishop. His First Service Since Moving His Headquarters Here//The New York Times.– 1905.– 9 October.) 821 Путешествие Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и Сев.-Американского, по Епархии. II. Прибытие в Нью-Йорк. С. 377. 822 Ср.: Товт А.Г. «Старым к чести, молодым к науце» (подражанию)//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1906.– 5(18) января. 825 «Всех призреваемых в Приюте 12 душ детей от 10 летнего возраста и до 1 1/2 года. В том числе мальчиков 5, девочек 7». [Арсений (Чаговцов). Краткий отчет о состоянии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Во храме Владыку приветствовал настоятель церкви краткою речью, в коей между прочим объяснил тот факт, что за 5 лет управления Владыкою СевероАмериканскою Епархиею число православных удвоилось 589 , а количество прихожан утроилось в С. Америке. Помазывал елеем прихожан за всенощною сам Владыка. По окончании всенощной Владыку проводили в церковный дом также со славою» 590 . 25 марта/7 апреля 1903 г. Божественную литургию собор священнослужителей отправил в Александро-Невской церкви Аллегени. За литургией Тихон возложил на свящ. Петра Коханика золотой кабинетский крест, а на о. Илию Комадина – серебряно-позлащенный крест 591 , также сказал проповедь. После праздничного обеда в церковном доме епископ обсудил текущие дела с кураторами и попечителями Александро-Невского храма и вручил гостинцы учащимся Аллегенской школы, которые показали знание молитв и умение писать и читать по-русски. Благодарные священнослужители и миряне проводили Тихона на железнодорожный вокзал, откуда преосвященный отъехал в Джерси-Сити. 27 марта/9 апреля 1903 г. «Из Чикаго Его Преосвященство Преосвященнейший Тихон, чрез Кливланд и Питтсбург – Аллегени, последовал в Нью-Йорк, где и пребывает на Архиерейском подворье с 27-го числа. Во всю Страстную седмицу и Светлое Христово Воскресенье Владыка будет совершать службы в Нью-Йоркском русском храме» 592 . 4/17 апреля 1903 г. Англиканский епископ из г. Фон-дю-Лака Чарльз Графтон «прибывает в Нью-Йорк на страстной неделе для присутствования на православном богослужении и даже, с разрешения архиеп. Тихона, участвует в несении плащаницы в Великий пяток» 593 . 13/26 апреля 1903 г. В неделю Антипасхи еп. Тихон совершил литургию в Воскресенском храме Вилкесбарра, на которой возложил на прот. Алексия Товта митру в связи с двадцатипятилетием служения о. Алексия в священном сане 594 . Участвовавшее в богослужении духовенство поднесло юбиляру крест с украшениями. (В мае месяце Товт А.Г. был награжден орденом св. Владимира четвертой степени.) 14/27 апреля 1903 г. Из Вилкесбарра Тихон (с сопутствовавшими ему иереями) переехал в Олдфордж, чтобы там поддержать и ободрить православных христиан, лишившихся своего храма 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После литургии, с архиерейского амвона, Преосвященнейший Владыка Тихон, Епископ Алеутский и Северо-Американский, приветствовал новопосвященного Епископа Рафаила речью, помещенной выше 645 , и вручил ему жезл, прияв который, преосвященный Рафаил по-арабски принес благодарения Святейшему Синоду и Преосвященным Архипастырям за их великие милости. Из церкви духовенство и приглашенные гости проследовали в братский зал под церковью, где состоялась трапеза на сто пятьдесят человек. Во главе стола, декорированного цветами и национальными флагами, находились Преосвященный Тихон, Преосвященный Иннокентий и Преосвященный Рафаил, Представитель Российского Императорского Посольства в Вашингтоне, специально командированный на сие торжество графом А.П. Кассини Секретарь Посольства А.Н. Бобров, Российский Генеральный Консул H.H. Лодыженский, митрофорный протоиерей А.Г. Товт, представитель Фон-дю-Лакского епископального епископа Графтона диакон С. Фей, присутствовавший вместе с некоторыми епископальными церковниками в алтаре при торжестве хиротонии, и др. Многочисленные тосты, официальные и неофициальные, сопровождавшиеся мощным пением русского гимна, криками «ура» и многолетиями, сменились бесконечными речами сиро-арабских ораторов, спешивших наперерыв с присущим им даром цветистого красноречия и поэзии изъяснить чувства своей радости по поводу совершившегося знаменательного события и глубокой благодарности России, её Государю и Священноначалию, столь заботливым о духовном благе арабской паствы здесь в Америке. Заявления симпатий к России в эту трудную для неё минуту, рекой лившиеся из уст арабских витий и поэтов, каждый раз вызывали дружные овации, не прекратившиеся и после того, как Архипастыри и сановники, помолившись, распростились с радушными хозяевами» 646 . 7/20 марта 1904 г. В неделю преп. Иоанна Лествичника владыка Тихон отправил литургию в о Нью-Йоркском соборе 647 . 13/26 марта 1904 г. В субботу пятой седмицы Великого поста еп. Тихон, прот. Александр Хотовицкий и иеродиак. Антоний приехали в западное предместье г. Трои. В 8 часов вечера при колокольном звоне Тихон вошел в Свято-Васильевский храм, где между рядами членов Васильевского мужского и Успенского женского братств, стоявших с возжженными свечами, прошел на солею и оттуда благословил всех христиан, после чего выслушал приветственное слово настоятеля церкви иером. Арсения (Чаговцова 648 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007