Святой Алексий Товт - духовный лидер американских карпатороссов ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯТЫЕ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СВЯТОЙ АЛЕКСИЙ ТОВТ - ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР АМЕРИКАНСКИХ КАРПАТОРОССОВ Протоиерей Алексий Товт 4 апреля Священный Синод Русской Православной Церкви установил праздник Собора Галицко-русских святых. Сделано это было в преддверие нового наступления на каноническое Православие на Украине: все святые выходцы из Галицкой и Подкарпатской Руси, " собранные " в этот местный праздник, были убежденными сторонниками единой Русской Православной Церкви, а некоторые, такие как священномученик Максим Сандович - убиенными от галицийских сепаратистов, " бандеро-мазепинцев " . Житие о. Максима Сандовича описано в моей статье " Русские карпаты - terra incognita православного мира " . В числе вновь прославляемых святых - протоиерей Алексий Товт (1854-1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов. Тяжелейшие экономические условия гнали огромное количества карпатороссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы - шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско. В это же время в США начали появляться и первые переселенцы из Галицкой и Подкарпатской Руси. Вот как описывает события один из замечательных исповедников Православия и духовных вождей карпатороссов протопресвитер Петр Коханик: " Не будь у нас в Америке русского православного дела, не найдя мы в нем потребную духовно-материальную помощь, от нас ныне, и следа бы не было бы. Мы ныне не были бы известны, ни под " именем " русских " , ни под именем " карпатороссов " , а были бы " украинцами " или " русинами " ...

http://pravoslavie.ru/put/sv/svalexiytov...

Святый праведный Алексий Товт HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Кирилл Фролов Святый праведный Алексий Товт Выдающаяся миссионерская деятельность протоиерея Алексия Товта (1854-1909) связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов / 4 апреля Священный Синод Русской Православной Церкви установил праздник Собора Галицко-русских святых. Сделано это было в преддверие нового наступления на каноническое Православие на Украине: все святые выходцы из Галицкой и Подкарпатской Руси, " собранные " в этот местный праздник, были убежденными сторонниками единой Русской Православной Церкви, а некоторые, такие как священномученик Максим Сандович - убиенными от галицийских сепаратистов, " бандеро-мазепинцев " . Житие о. Максима Сандовича описано в моей статье " Русские карпаты - terra incognita православного мира " . В числе вновь прославляемых святых - протоиерей Алексий Товт (1854-1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов. Тяжелейшие экономические условия гнали огромное количества карпатороссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы - шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско. В это же время в США начали появляться и первые переселенцы из Галицкой и Подкарпатской Руси. Вот как описывает события один из замечательных исповедников Православия и духовных вождей карпатороссов протопресвитер Петр Коханик: " Не будь у нас в Америке русского православного дела, не найдя мы в нем потребную духовно-материальную помощь, от нас ныне, и следа бы не было бы. Мы ныне не были бы известны, ни под " именем " русских " , ни под именем " карпатороссов " , а были бы " украинцами " или " русинами " ...

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Алексий Товт родился 14 марта 1853 года близ города Прешова в Словакии, входившей тогда в состав Австро-Венгрии, в семье священника-униата, настоятеля храма в округе Сепеш Георгия, и Цецилии Товт. Брат Алексия был униатским священником, а дядя – епископом. Начальное образование Алексий получил в местной школе, прошел военную службу, учился в течение года в римо-католической семинарии в Эстергоме, закончил семинарию в Унгваре и богословский факультет в Прешовском университете. В 1878 году Алексий был рукоположен во священника дядей, униатским прешовским епископом Николаем (Товтом), служил на приходах в Словакии, был назначен заведующим канцелярией Прешовской епархии. В 1881 году отец Алексий стал ректором греко-католической семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории. Отец Алексий владел наречиями карпаторусского населения, а также венгерским, русским, немецким, латинским и отчасти греческим языками. В ноябре 1889 года в ответ на прошение униатского прихода в США епископ Прешовский Иоанн (Валий) послал отца Алексия в Америку. По предписанию епископа отец Алексий прибыл в Миннеаполис (штат Миннесота) для окормления новообразованной униатской карпаторусской общины. Однако местный католический архиепископ Джон Айрленд, в ведении которого находились все униатские приходы, не только отказался дать разрешение на служение, сославшись на то, что отец Алексий был ранее женат, но вскоре и отлучил его. Воспитанный с детства, как и все русские в то время, в любви к РПЦ, отец Алексий был готов к принятию Православия. К решительному шагу его подтолкнула встреча в США с враждебным отношением представителей католического епископата и клира к униатам. Отец Алексий Товт возглавил объединение русских греко-католических братств и направил к ним послание, в котором доказал необходимость объединения всех братств в одно общество. Первой причиной объединения отец Алексий называл сохранение восточно-русской Церкви, ее обрядов, так как католические епископы не хотели признавать греко-католических священников и относились к ним враждебно, не признавая брака священнослужителей, причастия под двумя видами и т.д. Особенное неприятие римо-католических священников вызывал церковно-славянский язык. Второй причиной объединения отец Алексий назвал сохранение русских национальных традиций и недопустимость того, чтобы «русские люди вступали в латинские братства».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но владыка совершенно спокойно относился к предстоящим трудностям. Здоровье Его Преосвященства находилось, по милости Божией, в хорошем состоянии и бодрость духа не оставляла его» 1900. 21. С. 431]. Большая колония униатов-русинов поселилась в Миннеаполисе (штат Миннесота). Они организовали приход, который возглавил свящ. Алексий Товт 161 . Местный римско-католический архиеп. Джон Айерланд не разрешил им иметь свой собственный приход, а о. Алексия не признал законным священником. Но в это время униаты узнали о существовании православных храмов и православного епископа в Сан-Франциско. В 1890 г. один из прихожан общины о. Алексия, Иван Млинар, будучи в Сан-Франциско, на ул. Пауэлл увидел русский храм. Он вошел в храм — и не поверил своим глазам. Те же святые иконы, перед которыми он привык молиться с детства, те же священные книги. Узнав, что здесь живет русский епископ, он отправился к нему на прием. Епископ Владимир (Соколовский, 1888—1891) рассказал своему гостю, что этот храм принадлежит русскому народу, сыну той святой Православной Церкви, к которой некогда принадлежали русины, пока не стали униатами. Иван Млинар вернулся в Миннеаполис с вестью, что нашел православного русского епископа, который может быть для них духовным отцом, а его Церковь — любящей матерью. Его поддержали прихожане и о. Алексий Товт, который обратился к еп. Владимиру с прошением принять их в Русскую Православную Церковь: «Тогда решился на такое, которое у меня уже давно в сердце жило, за которым у мене душа болела… быть православным… Но як же?… Треба быть дюже острожным. Та несчастная уния… дюже зажилась у наших людей; 250 лет прошло, як тое иго на наши шеи положили!.. Я горячо молил Бога, чтобы Он мне дал помощь и силу просветить моих темных прихожан… Когда я созвал своих прихожан, объяснил им свое печальное положение… то некоторые из них заявили: Нет, пойдем к русскому епископу, не вечно же чужим кланятися!» С. 488]. И в воскресенье, 13 (25) марта 1891 г., на праздник Торжества Православия о. Алексий Товт и его прихожане (405 человек 162 ) были воссоединены с Православной Церковью приехавшим в Миннеаполис еп. Владимиром. Так началось целое движение, когда униаты, приход за приходом, стали принимать православие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В результате уний, заключённых в Бресте (1596), Ужгороде (1646) и Мукачеве (1664), более десяти миллионов человек оказались в лоне Римско-Католической Церкви. Протоиерей Алексий Товт Большая колония униатов поселилась в Миннеаполисе, штат Миннесота. Они сами организовали приход, построили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1889) и выписали священника со своей родины, приснопамятного отца Алексия Товта. Он происходил из духовной семьи, был доктором канонического права Ужгородской униатской духовной семинарии и преподавателем Пряшевской. Но местный римско-католический архиепископ Джон Айерланд (не только по фамилии, но и по происхождению ирландец) мало разбирался в церковных делах и этнических проблемах Восточной Европы. Он отказался дать униатам из Галиции и Прикарпатской Руси разрешение иметь свой собственный приход и предложил им вступить в соседний польский приход регулярного латинского обряда, а отца Алексия не признал законным священником на том основании, что он был женат, хотя к этому времени уже овдовел. Тогда отец Алексий Товт и его прихожане обратились к епископу Владимиру в Сан-Франциско с прошением принять их в Русскую Православную Церковь . Вот как рассказывает об этом сам отец Алексий Товт: «Я прибыл в Америку как униат. Как бывший профессор церковного права, я знал, что в Америке я должен, как униатский священник, повиноваться тому латинскому бискупу, в епархии которого мне придётся служить. Этого требует уния, разные буллы, бреве и декреталии папские. Это было написано и в самом свидетельстве моём. Местом моего назначения был Миннеаполис, Миннесота, в епархии архиепископа Айерланда. Как верный униат, по повелению своего тогдашнего епископа, Иоанна Валия, я явился к Айерланду 19 числа месяца декабря 1889 года, как следует, я поцеловал его руку (но не приклонил колена, и это было моей главной ошибкой, как я впоследствии узнал) и передал ему мои аккредитивы. Хорошо помню, что едва он прочитал то, что я «греко-католик», руки начали у него дрожать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1819 году бежавший из испанского плена Иван Кееплий добрался до Форт-Росса, а затем и до Новоархангельска. Он и рассказал об этой истории Яновскому, а оказавшись в очередной раз на Еловом острове, Яновский сообщил о Петре Алеуте святому Герману. Отец Герман спросил: «А как звали этого замученного алеута?» Яновский ответил: «Петр, а фамилии не припомню». Тогда отец Герман встал перед образом, благоговейно перекрестился и произнес эти слова: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!». 287 Святой Петр Алеут был канонизирован Православной Церковью в Америке в 1980 году, десять лет спустя после прославления преподобного Германа Аляскинского. Его память чтится также Русской Зарубежной Церковью в день Собора первых мучеников Американской земли – 12 (25) декабря. В честь святого Петра Алеута в Северной Америке воздвигнуто несколько храмов. Святой Алексий Товт 3 апреля 2001 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил праздник Собора галицких святых. В числе вновь прославляемых святых – протоиерей Алексий Товт (1853–1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, куда он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпаторуссов. В последней четверти XIX века тяжелейшие экономические условия гнали огромное количество карпаторуссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы – шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско. Тогда же в США начали появляться и первые переселенцы из Галиции и Подкарпатья. Отец Алексий Товт, служивший в Миннеаполисе, стал председателем собраний униатских священников, прибывших из южных губерний России. К 1890 году в Америке было десять униатских священников, четыре из Пряшевской, трое из Мукачевской (Подкарпатье) и трое из Львовской (Галиция) епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святый праведный Алексий Товт Чтобы сохранить верующих, Мукачевская греко-католическая епархия отправляла в места закарпатской эмиграции униатских священников, которые учреждали церковные общества и строили церкви. В 1889 году из Пряшевской епархии в США прибыли священники А. Товт, Г. Вислоцкий, С. Яцкович. В 1894 году в Америке было уже 30 священников, которые представляли три греко-католических епархии: Львовскую, Мукачевскую и Пряшевскую. 17–29 октября 1890 года под руководством отца Алексия Товта в Вилькес-Барре, что в Пенсильвании, состоялись общие сборы священников, которые приняли следующие решения: 1) просить Львовского митрополита, Мукачевского и Пряшевского епископов назначить священникам в Америке епископа-викария, 2) объединить все русские общины и братства, 3) учредить собственное периодическое издание. Согласно установлениям Рима, греко-католические священники в Америке должны были подчиняться римо-католическим епископам, если в их епархии не было греко-католического владыки. Римо-католические же епископы резко выступили против того, чтобы в их епархиях служили женатые священники, и даже подвергали сомнению правильность унии. Переписка с папским престолом по этому вопросу длилась несколько лет, пока в конце концов греко-католическим женатым священникам не приказали вернуться в Старый свет. Это вызвало возмущение как простых верующих, так и священников, и они решили выйти из унии и вернуться к Православию. Церковная община в Миннеаполисе, которую возглавлял отец Алексий Товт, наладила связи с православным русским архиереем Владимиром (Соколовским-Автономовым), епископом Алеутским и Аляскинским, проживавшим в Сан-Франциско. Он приехал 24 марта 1891 года в Миннеаполис и присоединил первый униатский приход в США к Православию . Спустя некоторое время количество православных приходов из бывших униатских выросло в США до 300. Создавались православные братства, учреждались монастыри. Так, в 1905 году возле поселения Южный Ханаан в Пенсильвании был основан православный мужской монастырь святого Тихона Задонского, в 1915 году в г. Спингфилд в Вермонте – Покровский женский монастырь. Возвращавшиеся в родные места из Америки православные закарпатцы способствовали усилению православного движения в крае.

http://pravoslavie.ru/29077.html

Теперь, спустя десятилетия, можно предположить, что Товт мыслил стратегическими категориями и все его действия - борьба за чистоту восточного обряда, объединение карпатороссов в братства, поднятие знамени русской национальной идеи, были последовательными и имели целью присоединение карпатороссов к Русской Православной Церкви, которая начала распространение Православия в Северной Америке. В пользу этой версии служат воспоминания святого отца Алексия Товта. " Коли я все тое видел и слышал, - пишет о. Алексий Товт, - тогда решился на такое, которое у мене уже давно в сердце жило, за которым у мене душа болела…быти православным…но як же? Треба быти дюже осторожным. Тая несчастная уния начало упадка и всего злого, дюже зажилась у наших людей,250 рокив пройшло як тое иго на наши шеи положили!. .Я горячо молил Бога , чтобы он мене дал помощь и силу просветити моих темных верников…В том помогли мне сами прихожане. Коли я скликал своих прихожан… некоторые из них заявили: " пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланятися! " Было решено направить депутацию преосвященнейшему Владимиру, возглавлявшему Алеутскую и Аляскинскую епархию Русской Церкви. К владыке Владимиру поехал представитель общины Иван Млинарь. Во время переговоров с владыкой Владимиром и его сотрудником игуменом Геогием Чудновским выявилась интересная деталь, с одной стороны, обличающая все лукавство римо-католиков, которые попросту обманывали простых карпаторусских людей, а с другой, убедительно иллюстрирующая, насколько поверхностный характер пустила уния на Подкарпатской Руси, что, несмотря на столетия ее насильственного насаждения, карпаторусский народ сохранил православные корни. Этот факт опровергает и нынешнюю католических пропагандистов, имеющих наглость утверждать, что униатство является национальной религией русинов. На вопрос игумена Георгия, какой он веры, Млинарь ответил: " Так, як его в школе научили " , т.е. что он православный греко-кафолической веры, русского набоженства. " (Цит. соч. стр.488). Многие карпатороссы чистосердечно думали, что они православные, точнее, что между унией и православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Тогда преосвященнейший Владимир обяснил посланцу карпаторусской общины, " что хоть он и русский, но по вероисповеданию католик, и принадлежит к секте униатской… " (стр.489) и не допустил его до Св. Причастия. Тогда Млинарь пошел в костел, где местный католический архиепископ заявил ему, что он-не католик и отправил назад к православным. Млинарь писал из Сан-Франциско: " Якой же мы… веры? Нас учили и вы (униатское духовенство К.Ф.) учите, что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не припустил,… а католичкий бискуп со мною ани говорить не хоче и жене( посылает К.Ф.) до православного епископа… Якая же тота наша вера? Мене говорят, же я униат, який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал! " ...(стр.490).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В результате миссионерских трудов о. Алексия после его кончины, в период между Первой и Второй мировыми войнами, в Америке и на родине святого, в Словакии, в Православие перешли сотни тысяч униатов. Преставился святой Алексий Товт 7 мая 1909 года. А 29 мая 1994 года, в год празднования 200-летия Православия в Америке, отец Алексий Товт был прославлен в лике святых. На прославлении, совершившемся в Задонском монастыре (Саут-Кейнан, штат Пенсильвания) и возглавленном митрополитом Америки и Канады Феодосием (Лазором), присутствовали представители православных поместных церквей, многочисленное духовенство и тысячи паломников. Нетленные мощи святого были положены в раку у иконостаса монастырского храма свт. Тихона Задонского . Были составлены служба, тропарь, кондак и акафист святому. Существует несколько иконописных образов святого Алексия Товта, наиболее известный находится у раки с мощами. Прославление святого Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицких и карпаторусских святых стало мощным импульсом к возрождению русского Подкарпатья на исконных православных началах. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии у Бориса и Глафиры Максимовичей родился сын. При крещении младенец был назван Михаилом в честь св. Архистратига Михаила. Михаил с детских лет проявлял горячую веру и выражал желание посвятить себя служению Богу, но по родительскому настоянию вынужден был учиться в Полтавском кадетском корпусе, а затем, в 1918 году, продолжить обучение на юридическом факультете Харьковского университета. В 1921 году Михаил вместе с семьей эмигрировал в Югославию. Там в 1925 году он окончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 году в сербском Милковском монастыре митрополит Антоний постриг Михаила в монахи, дав имя Иоанн в честь его предка св. Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского. В том же году он был рукоположен в иеромонахи епископом Гавриилом Челябинским. С 1925 по 1934 год иеромонах Иоанн преподавал в Сербской семинарии в городе Битоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разница между нами и теми братьями из Великой России, которые еще с 1741 года начали переселяться по Аляскинским островам и в нынешнем штате Калифорния, имевшим тут уже своего Владыку, была лишь в том, что по вере своей мы были униатами… Разумеется, что так как унию с латинством фактически приняли лишь епископы и священство, народ наш нужно считать униатами " с римо-порабощенным православием " . Мы называли народ Русским, ибо он был и действительно является частью великого русского народа. Разумеется, что ныне, для более точного означения его по месту жительства (в Карпатских горах) называем мы этот народ общим именем " Карпатороссы " …Известно, что еще в1894 году русский Православный Владыка Николай, докладывая русскому Святейшему Синоду о великом стремлении заграничного русского народа к православию, официально называл его карпаторусским. Известно также, что в Парижском мирном договоре, подписанном Чехословацкой республикой…по делу о присоединении к Чехословакии нашей бывшей Угорской Руси(статьи 10,11, 12,13) фигурируют такие названия: " Карпато-русская область " , " Область Южно-Карпатских русских… " В " Вестнике чехословацкого министерства народной обороны " (выпуск 62,1919 г.) находим распоряжение 36688, согласно которому правильным официальным названием нашей страны является название " Карпатская Русь " . протоиерей Алексий Товт Несчастных братьев наших карпатороссов гнали в Америку не " бизнес " , как мы видели в братьях великороссах, а небывало тяжкие общественно-экономические условия в Австро-Венгрии... Большинство карпаторусского народа переселялось в штате Пенсильвания ... Нью-Йорк, Нью-Джерси, но некоторые отправлялись даже и в Огайо и Чикаго, Иллинойс, Мичиган и даже в отдаленный штат Минессоту... Вилкесс-Баррская Воскресенская церковь, построена прот. Алексием Товтом в 1900г. В феврале 1892 года собралась небольшая группа людей в городе Вилкесс-Барре... и там основали первую русскую греко-католическую организацию " Соединение греко-католических русских братств " ...

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001   002     003    004    005    006    007