Между тем, они то и составляли главную военную силу государства. С другой стороны, при таком свободном переходе крестьян с одного места на другое, не было возможности собирать с полной точностью и определенностью государственные подати. Эти подати разложены были в ту пору не по душам, а по волостям. И бывали случаи, что вследствие «права перехода» некоторые волости оказывались без людей и некому было платить подати. Вот почему Московские великие князья давно уже пытались ограничить крестьянское право свободного перехода от одного помещика к другому. Борис Годунов совершенно воспретил такой переход под страхом суровых взысканий в 1597 году. « Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», говорили крестьяне по этому поводу. С этого времени в течение двух с половиною веков крестьяне находились в полной зависимости от помещиков, родились и умирали крепостными, т.е. были собственностью помещика, который был не только полным хозяином их времени и труда, но и имел право продавать и покупать их с землею. Как помещик должен поступать с крестьянами, что можно было от них требовать и чего нельзя – закона на это не было, а была добрая воля помещика. А так как эта воля не у всех и не всегда оказывалась доброю, так как помещики чаще всего искали только собственной выгоды, то в их отношениях к крепостным людям открылся широкий путь к произволу, тяжелому для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния. Государи наши старались облегчить положение крепостных и оградить их от злоупотреблений со стороны помещиков. Но указы прежних Государей только ограничивали крепостное право, но не уничтожали его. Крепостной человек по прежнему был не свободен во многих отношениях: величина оброка зависела вполне от помещика; его воля определяла часто и занятия оброчного на отхожих промыслах; барщинный мужик распахивал барскую землю в таком количестве, какое назначит барин-помещик; барщинный мужик обязан был доставить на барский двор полотна, кур, яиц, ягод и других припасов столько, сколько прикажет барин; по указанию барина работал крепостной на барской фабрике или заводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Вознесемте и мы теплое моление за упокой души праведника земли Российской, да умирит Господь по молитвам его жизнь нашу, полную греха, злобы и зависти, да не до конца прогневается на нас Господь Наш и даст нам прежде конца покаяние. Аминь. 22. Речь, сказанная при погребении преподавателя женского Епарх. училища Ивана Александровича Алешинцева Была пора, когда труд учительства несли рабы, и звание учителя считалось таким же низшим и позорным, как звание раба. То было в темные времена язычества. С пришествием Христа Спасителя на землю, все изменилось. «Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину», сказал Христос. 3вание учителя Спаситель мира поднимает в своем Божественном Лице на недосягаемую высоту. Это звание учителя Он передал своим ученикам и возвысил его, сказав: «вы – свет миру, вы соль земли». Верные завету Божественного Учителя, апостолы Христовы в учительстве грешного мира полагали весь смысл своей жизни и отдали душу свою за истину Христова Евангелия. «Учитель», «наставник» в мире христианском уже стали почетными именами, хотя отношение человечества к несущим труд учительства во многом остается еще прежнее. До сих пор, если еще и не считают учителей за рабов, то все же, всегда и всюду, раздаются нарекания и укоризны против учителей и, не разбираясь и не вникая, им легко доверяют. 3десь мгла язычества еще не рассеялась. А что сказать об обеспечении современных учителей? Если его и не называют нищенским, то единственно разве только по деликатности... Но пусть положение учителя по-прежнему нищенское, зато неприметная для глаза, внутренняя, сердечная работа учителя велика и высока. Она кладется в основание развития духа человеческого, подлежащего воспитанию и образованию. А это значение наставничества ни с чем несравнимо. Только в плодах постигается наставничество, только в них оно находит для себя позднюю, но верную и справедливую оценку и награду. Нужно ли говорить, что почивший в своей личности воплощал идеал учителя. К нему вполне относятся слова Спасителя: «вы соль земли, вы свет миру». В условиях своего скромного дела, для своей малой школьной семьи он был именно таковым. Внимательно присматриваясь, следя и зная запросы ума и сердца воспитываемых им, почивший умел на уроках своих живо, сердечно, проникновенно делиться с учащимися тем светом доброго и полезного учения, которым он сам так ярко горел. Отличаясь сам искреннею религиозностью, богобоязненностью, кротостью и чуткостью душевной, он соль своего нравственного совершенства умелой и щедрой рукой рассыпал в юные впечатлительные души тех, кого он назидал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Оно имеет великих защитников на небе. Кто те двадцать четыре старца, о которых говорится в Апокалипсисе и которые служат у престола Царя небесного припадая? Мы, иноки, знаем, кто они. Повторяю: не страшны нам нападки на нас греховного и злобного мира. Пусть они говорят и пишут, что угодно. Если правду говорят, надо исправиться, а нет, – не обращать внимания. Господь наш Иисус Христос больше нашего перенес всякого рода обвинений и хулы: «Он и ядца, и винопийца, брат мытарем, богохульник» и мн. др. говорили книжники и фарисеи… И что же? Разве от этого умалился хоть сколько-нибудь лик Божественного Учителя? Христос вчера и днесь, той же и во веки. Не поблекнет от злоречия людского и слава монашества, если мы сами, иноки, своею жизнью не затмим свои лики преподобнические! 3. Смысл человеческой жизни 1 Смысл нашей жизни объяснили нам святые ангелы в ту великую ночь, когда родился на земле, Христос, Спаситель мира, и когда они огласили небо и землю своею новою, доселе неслыханною песнею: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Эта хвалебная песнь ангельская проливает яркий свет на то, чем жив человек, зачем, для чего он живет на земле, где и в чем его спасение. Прямой и ближайший смысл песни ангельской таков: Ангелы воздают славу-хвалу Всевышнему за то, что чрез воплощение Сына Божия дан мир земле, и открылась любовь Божия к человеку. Назначение всего созданного мира есть слава Божия ( Кол.1:16 ). Мир видимый и невидимый, как создание Божие, должен проявить, обнаружить присносущную силу и Божество Творца своего ( Рим. 1:20 ). Если небеса проповедуют краше слов славу Божию ( Пс.18:2 ), если даже бездушная тварь полна славы Божией ( Пс.103:24 ), если каждая былинка полевая говорит о премудрости и благости своего Создателя, то не тем ли более мир разумно-свободных существ должен благословлять и хвалить совершенства Творца вселенной ( Пс.102:20–22 ). В высотах небесных непрестанно воспевают Бога святые Ангелы, победную песнь поющие, вопиюще, взывающе и глаголюще; на земле сознательно-свободным выразителем хвалы и славы Божией должен быть человек, малым чим умаленный от Ангелов ( Пс.8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

С жизнью хотел справиться. Жизнь остановить хотел! И вот превратился в развалину и душой, и телом. А жизнь идёт себе мимо, всё по-прежнему молодая, смелая, торжествующая. Кабы можно начать жить сначала. Вернуть молодость. Сбросить всё, все грехи свои. Эх, размечтался!.. Нет уж! Где уж нам! Пиши! Там ждут... Кассо, Маклаков, Барк, гр. Витте... Экзарх Грузии 8 В Тифлисе умирает экзарх Грузии Алексий 9 . Врачи признали положение больного безнадёжным: у него в последнем градусе горловая чахотка. Я прочёл телеграмму о тяжких страданиях больного, и так ясно вспомнилось мне далёкое прошлое. Я был учеником умирающего экзарха, когда он был простым священником о. Алексеем Молчановым и преподавал закон Божий третьей казанской гимназии. И мне трудно связать эти детские впечатления от властного, бодрого, быстрого в своих движениях «батюшки Алексея» с умирающим стариком-экзархом. He знаю, сколько было тогда Молчанову лет, когда я учился в первых классах казанской гимназии, но на вид ему можно было дать лет 40. О. Алексей Молчанов – личность замечательная. И мне хотелось бы вспомнить далёкое прошлое именно теперь, пока ещё он жив, чтобы многие, осуждающие его по газетным слухам и сплетням, перестали это делать. О. Алексей – настоящий пастырь и замечательный педагог. Он, не расспрашивая, каким-то внутренним чутьём знал всегда, что делается в душе ученика. Я лично испытал силу и значение этого понимания на себе. Перейдя в московскую гимназию и потом вращаясь в среде духовенства и высшего, и низшего, я часто вспоминал о. Алексея, и эти воспоминания с величайшею яркостью подчёркивали для меня, него не хватает пастырям и чем может быть священник, когда он на своём месте... Как сейчас помню один факт. Я очень рано стал интересоваться «религиозными вопросами» и очень рано, как и большинство гимназистов, «усомнился». Ещё до поступления в гимназию я, например, написал письмо Иоанну Кронштадтскому о своём сомнении в таинстве причащения, просил ответить, но ответа не получил... 10 Во втором классе я уже жил совершенно «раздвоенной» жизнью. Умом не верил, душой от религии оторваться не мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

И все это при удручающем молчании об Одессе собственно украинской литературы. Тарас Шевченко, например, никогда не был в этом городе и ни одного слова не написал про Одессу в своих «творах». Он, видимо, даже не отождествлял Одессу с Украиной-Малороссией, что вполне справедливо с его стороны. Галичанин Иван Франко, будучи австро-венгерским подданным, один раз заехал в Одессу на несколько дней подлечить здоровье, что, в общем-то, никак не отразилось в его творчестве. Получается какая-то гробовая стена молчания об Одессе со стороны буквально всех украинских «письменников». Наверное, это тоже говорит о многом… Так что, как бы кому не хотелось, но Одесса с самого своего основания была форпостом империи на юге-западе страны (как Петербург на северо-западе, а Владивосток на востоке) и остается неразрывно связанная с русской историей и культурой - то есть по существу русским городом, лишь территориально, благодаря роковому стечению обстоятельств начала XX века, очутившаяся в составе современной Украины. Или, говоря словами старого еврейского анекдота, одесситы не виноваты, что вокруг Одессы Украину построили. Ришельевская (Потемкинская) лестница. Открытка начала ХХ века   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. р.Б.Алексий Киев,был до переворота 1917 года,абсолютно русским городом.Украинцы жили преимущественно в сёлах.Никто никому не мешал.Отличительная особенность нынешней Украины,везде сёла,не разорённые коммунистами.Программа Партии СССР по укрупнению сельских поселений,прошлась только по России(РСФСР) не затронув ни Украину,ни Молдавию.Коммунисты,сразу же разогнали Немецкую Поволжскую Республику,в постсоветское время немцев,где то в количестве 300 тысяч приняла Германия.Прицепом к ним,в процветающую Германию,уехало многочисленное советское разношерстное по нациям людское море. 3. Новороссия - многонациональная этнически и русская цивилизационно. К Новороссии вообще и Одессе в частности нельзя подходить с этнографическими мерками Средней полосы или Центральной Украины. Новороссия, также, как и Северная Америка, и Австралия, и Южная Африка - продукт колонизации Нового и Новейшего времени. Строго этнически ее хозяева - запорожские казаки, которые увлеченно воевали с Польшей, Крымом и Турцией, и что греха таить, и походами в Московию тоже не брезговали. Причем запорожцы к малороссийским селянам вообще никакого отношения не имеют, так являются порождением степной кочевой, а не оседлой земледельческой цивилизации (подробнее см. Л.Н. Гумилева), и по этой причине запорожцам не нужно было освоение этого края, их вполне устраивал их вольный разнузданный образ жизни. Для освоения края России пришлось переселить их на Кубань, причем в реальности процесс оказался конфликтным и болезненным.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/20/...

Мысль св. Киприна в таком случае будет: если не исповедающий христианской веры может находить оправдание своего греха в том, что он не знает еще Бога, то христианин нечем не может оправдываться, если согрешит, так как он знает Бога. Итак, ясно, что в данном месте нет никакого указания на то, что христианину совсем не могут быть прощены смертные грехи. Если бы такую именно мысль имел в уме св. Киприан, то он, наверное, яснее бы выразил ее, или скорее, вовсе бы не выразил подобной мысли; это можно думать, по крайней мере, на основании того, что нельзя навязывать ему того вывода, какой получается, если к «delinquere» присоединить «in Deum», – именно, что христианину не может быть прощен вообще никакой грех . Что касается, далее другого места (in Testimon.), – то на основании его, в сущности, трудно сделать какое-либо определенное заключение. Слова, приведенные там, конечно, можно понимать и так, как будто бы св. Киприан желает выразить в них свой взгляд на церковное благочиние: но такое понимание не необходимо. Эти слова служат в данном месте введением к нескольким изречениям св. Писания, в которых выражается, правда, непрощаемость известных грехов, – именно, это те места, в которых Господь говорит о хуле на Святого Духа ( Мф.12:32 ; Мк.3:2829 ); к ним Киприан присоединяет только лишь еще: аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу; аще же Господеви согрешит, кто помолится о Нем? 1025 ( 1Цар.2:25 ). Если св. Киприан приводит эти же места позднее 1026 , когда он явно держался уже снисходительного взгляда, затем, чтобы представить более тяжелую ответственность отрекшихся от Господа, а вовсе не затем, чтобы доказать окончательную невозможность для них воссоединения с церковью; то с той же целью мог употребить он эти места и ранее. Заключать далее из того, что св. Киприан глубоко уважал своего учителя Тертуллиана , о том, что он разделял взгляд последнего на церковное благочиние, – было бы слишком много; известно, что во многих и других пунктах он не соглашался с Тертуллианом .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Когда вновь избранный и рукоположенный епископ законным образом вступал на свободную кафедру, он должен был сообщить об этом епископам других церквей, чтобы получить от них признание себя в новом достоинстве. Согласие епископов других церквей на избрание нового епископа составляло, по Киприану, важное доказательство правильности и законности этого избрания 663 . Вот почему, когда в Риме, при законном епископе Корнелие появился другой епископ Новациан, – то и он, и Корнелий старались привлечь на свою сторону других епископов 664 . Вот почему также приверженцы карфагенского лжеепископа Фортуната так домогались признания его законности со стороны Корнелия 665 , – и мы знаем, в какое сильное возбуждение по этому поводу пришел св. Киприан, когда увидел в Корнелие некоторое малодушие, некоторую склонность поверить врагам его 666 . Но если признание вновь избранного епископа епископами других церквей составляло такое важное условие законности выбора, то является вопрос, на чем должны были основывать свое согласие на этот выбор те епископы, которые не присутствовали при выборе. Ответственность за поставление нового епископа падала в этом случае на епископов, присутствовавших при поставлении, и только по доверию к последним признавали нового епископа и все другие епископы. 667 Такое именно употребление сделал св. Киприан из отправленного им в Рим посольства, которое имело целью собрать там сведения о Корнелие, обратившись за этим к епископам, совершившим посвящение Корнелия, свидетельству которых св. Киприан придавал особенное значение 668 . Наконец, из творений св. Киприана мы узнаем о некоторых особенных условиях, соблюдавшихся при выборе нового епископа. Так, тот считался недостойным избрания, кто сам и усиленно домогался епископского звания, и хотел сделаться епископом при помощи сильных и влиятельных лиц. Кажется, что в ту пору избираемые епископы часто отклоняли выбор и только по принуждению народа давали свое согласие на занятие епископской кафедры, – поступок, который восхваляет св. Киприан в Корнелие, а Понтий в самом Киприане, как доказательство высшего смирения и особенного достоинства 669 . Было также правилом, чтобы епископы выбирались из пресвитеров. Так, Корнелий до епископства был пресвитером, как и сам Киприан; равным образом лжеучители – Новациан, Фортунат, Максим были также пресвитерами перед своим возвышением в епископы 670 . Кроме всего этого, кандидат епископства должен был быть зрелых лет 671 . Только при соблюдении всех указанных условий избранный и поставленный епископ есть, по Киприану, законный епископ, – и только к такому относится все, что говорится в творениях св. Киприана о высоком достоинстве пастыря церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Киприана от его жизни значило бы то же, что довольствоваться слабой фотографией там, где есть возможность наблюдать живой предмет действительности. Вот почему мы должны, прежде всего, познакомиться с личностью святителя, с его пастырской деятельностью, а потом уже указать принципиальную сторону его практической деятельности посредством изложения его учения о церкви. Наконец, учение св. Киприана о церкви есть дальнейшее раскрытие этого предмета в святоотеческой литературе первых трех веков; поэтому в заключении мы должны указать историческое положение св. Киприана в ряду других церковных писателей, трудившихся еще ранее св. отца в раскрытии понятия о церкви, определить его важность, как отца и учителя своего времени; само собою понятно также, что мы должны сопоставить учение св. Киприана о церкви со вселенским учением об этом предмете, как оно выразилось на вселенских соборах. Жизнь и пастырская деятельность святого Киприана Первый период жизни св. Киприана до гонения Декия Полное имя святителя – Фасций Цецилий Киприан. Временем рождения его следует признать конец II-ro или начало III-ro века, а родиной город Карфаген 63 . Родители его были язычники и, надо думать, принадлежали к числу богатых и знатных граждан карфагенских, а потому и сыну своему дали образование, сообразно с его происхождением. Известно, что в молодости Киприан изучил все свободные науки, особенно, так называемые, изящные 64 . Успехи в красноречии доставили ему место учителя риторики в карфагенском училище и, кроме того, дали ему возможность нередко, в качестве адвоката, защищать подсудимых 65 . Как ритор и адвокат, он вполне усвоил себе римскую образованность тогдашнего времени, а безукоризненное отправление им своих обязанностей доставляло ему и громкую известность, и немалое богатство. Таким образом, внешнее положение Киприана было обставлено настолько благоприятно, что он имел возможность вести жизнь полную удовольствий 66 . Заурядный человек так и стал бы жить. Но то был Киприан. Несмотря на все свое богатство, несмотря даже на свое обширное образование, он скоро почувствовал недовольство своей жизнью; со дня на день возраставшие в нем высшие потребности духа и полное бессилие язычества дать этим потребностям удовлетворение еще более увеличивали это недовольство в Киприане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Около этого же времени, то есть в январе или феврале, императорский указ сделался известным и в Карфагене. Исполнение указа здесь возложено было на членов городского магистрата; к ним на помощь присоединено было пять важнейших граждан; задачей их было убеждать христиан отрекаться от своей веры 138 . Для отыскания же всех тех, кто не являлся в назначенный срок для принесения жертв языческих 139 , наряжены были особые комиссии из фрументариев – особого рода полицейских чиновников, задачей которых было отыскивать подлежащих суду вообще, а в частности христиан 140 . Отысканных таким образом, или прямо исповедавших себя христианами, путем всевозможных мучений, заставляли принести жертву языческим богам. Отказавшихся от этого подвергали темничному заключению (confessors) и изгнанию 141 , а имущества их конфисковались; такую же имущественную потерю несли и те из христиан, которые скрывались 142 . Но гораздо больше было таких христиан, для которых их имущество и вообще внешние удобства жизни были дороже веры. Гонение Декия сопровождалось великим опустошением в рядах тогдашних христиан; не о мученической кончине многих из них говорим мы, а о печальном отпадении от веры многих и многих христиан, известных под именем «падших» («lapsi» в противоположность устоявшим – «stantes»). Вот в каких печальных чертах описывает действие Декиева гонения на верующих св. Киприан. «Тотчас, жалуется он, при первых словах угрожающего врага большое число братьев продало свою веру, и, еще не быв опрокинуто бурею гонения, само себя низвергло добровольным падением. Многие побеждены прежде гонения, низвержены без боя, и даже не оставили для себя видимого предлога, будто они приносили жертву идолам по принуждению. Охотно – замечает он, – бегут на торжище (где также объявлялись указы), добровольно поспешают к смерти (смерти нравственной – падению), как будто бы они рады представившемуся случаю, которого все ждали с нетерпением. Сколь многим правители делали там отсрочку, по причине наступившего вечера, и сколь многие просили даже, чтобы не отсрочивали их пагубы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Другой случай, по которому св. Киприан дал свой совет, был сообщен Евкратием, епископом города Фени (в той же проконсульской Африке), и касался поведения мирян. Евкратий спрашивал Киприана, как поступить с комедиантом, который, перейдя в христианство, оставил свое ремесло, но, вынужденный бедностью, обучал ему других, особенно молодых людей. Уже из письма к Донату можно было видеть, какое отвращение питал Киприан к искусству комедийному, а потому нельзя было ожидать, чтобы он отнесся благосклонно к виновному в данном случае. «Бедность – писал св. Киприан, – не может извинить сего комедианта; он может содержаться церковными приношениями, если только захочет довольствоваться содержанием более умеренным, но без греха. Посему убеди его довольствоваться церковным содержанием; если же у вас последнее недостаточно для пропитания трудящихся, то пусть придет к нам, и от нас получит необходимое для пищи и одежды» 126 . Но с другой стороны, св. Киприан старался указать и на то, чтобы благотворительностью не стеснить свободной воли комедианта, чтобы он продолжал оставаться в церкви не ради корысти, а по искреннему убеждению совести. «Впрочем писал Киприан, пусть сколько хочет ищет прибыли оттуда (от обучения ремеслу). Пусть он не думает, что его надобно искупить платою, чтобы перестал грешить: в этом не наша, а его польза» 127 . Наконец, в самом клире церковном открывались беспорядки, требовавшие мощного слова святителя карфагенского. Рогациан 128 просил совета у Киприана по поводу оскорбления, нанесенного им диаконом. Киприан отвечал: «Если диакон и впредь будет грубить тебе и оскорблять тебя, ты можешь или лишить его сана, или отлучить от общения; впрочем, – вполне по-христиански заключил далее Киприан, – мы более желаем, чтобы ты прикрывал обиды и оскорбления кротким терпением, нежели мстил священной властью» 129 . Около этого же времени пришло к Киприану известие из церкви фурнитанской о том, что некто Виктор, умирая, назначил опекуном своего семейства пресвитера Геминия Фавстина – вопреки одному из правил карфагенского второго собора 130 . Св. Киприан, проникнутый сознанием высоты и святости духовного сана, вполне подтверждает решение собора, и, для предотвращения зла на будущее время, запрещает поминать в церкви имя виновника и принимать от других приношения за того, кто хотел отвлечь служителя алтаря от его прямой обязанности 131 . – Этим почти ограничиваются все известия о первых действиях св. Киприана на епископской кафедре; этим же кончается первый период его жизни. Наступившее гонение Декия прекратило мирную деятельность святителя карфагенского, и дало ей другое направление. Второй период жизни св. Киприана – деятельность его во время гонения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010