Поэтому Он был вынужден скрывать Свои мысли под аллегориями и притчами, и Он никогда не объяснял того, что Он разумеет под «Царствием Божиим» 11 . Конечно, при таком способе толкования священного текста, нет той анархической доктрины, которую социалист, одарённый живым воображением, не мог бы оправдать словами Евангелия. Но помимо всего этого социалисты допускают грубую ошибку: Спаситель много раз давал объяснение того, что Он разумеет под Царствием Божиим. Напомним им следующий текст: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:14–21 ). Пусть социалисты объяснят нам с точки зрения своего социально-демократического царства смысл следующих слов, сказанных Спасителем ап. Петру: «Я дам тебе ключи Царства небесного и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:19 .) Нет нужды более приводить тексты из Евангелия, чтобы доказать неосновательность гипотезы социалистов. Разве Спаситель не сказал вполне ясно, что Царство Его не от мира сего? ( Ин.18:36 ). Собственно говоря, не социалистам принадлежит даже и честь изобретения защищаемого ими взгляда: восемнадцать столетий тому назад св. Иустин сказал философам при дворе римского императора Антонина: «когда мы говорим о Царстве Небесном, предмете нашей надежды, вы думаете, что дело идёт о царстве земном? Вы заблуждаетесь» 12 . Но допустим, что Иисус Христос явно не освятил прав частной собственности, что Он на этот счёт хранил полное молчание и что, следовательно, проблема должна быть решена при помощи основных принципов, заключающихся в Евангелии. Но и при этом предположении, как мы сейчас увидим, окажется, что частная собственность признаётся и освящается Евангелием. Иисус Христос сказал, что Он пришёл не разрушить Ветхозаветный Закон, а исполнить ( Мф.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Приближалась Пасха, величайший Иудейский праздник, с которым соединялись священнейшие воспоминания о делах Божиих, явленных избранному из всех народов народу израильскому. По повелению Божию все мужчины обязаны были в этот день являться пред Господом. Иосиф и Мария отправились в Иерусалим и взяли с собою Иисуса, так как с Его возрастом связывалась уже обязанность исполнения закона и участия в богослужебных действиях и обычаях. По прошествии праздничных дней Иосиф и Мария отправились в обратный путь. Осмотревшись, они заметили, что Иисуса не было подле них. Поспешно возвратились они в Иерусалим и целых три дня искали Его, наконец, нашли в храме среди учителей. Все, что видел и слышал Иисус в храме, самый вид храма, его священные сосуды и его жертвы, чтение закона и пророков, где всё указывало на Него, на Мессию, – все это так подействовало на юную душу Иисуса, что Он не мог оторваться от храма и остался в нем. Он слушал здесь чтение и изъяснения св. Писания, и это был для него родной голос Его Отца, голос из Его небесного отечества, который указывал на Него, ибо на Нем имело сбыться сие Писание. Он слушал и беседовал здесь с учителями, которые оказывают юноше большое благоволение и удивляются Его разуму и Его ответам. И вот среди такой обстановки и в таком положении застают Иисуса Иосиф и Мария и тоже удивляются. Может быть, Мария думала даже, что Сын её лишь только увидит ее, с радостью бросится к ней на встречу. Но Иисус сидел спокойно. Вот почему она обращается к нему с этим упреком: «Сын мой, что ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя». Иисус отвечает: «3ачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» В первый раз Иисус свидетельствует, что Бог – Отец Его, что Он – Сын Божий и что Он должен идти путем Божиим. Нигде в другом месте и искать Его не следовало как только в том, что принадлежит Отцу Его. К глубокому сожалению, современное духовное юношество рассуждает и поступает не так, как рассудил и заявил о Себе юноша – Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Св. Апостолы, повторяю, загладили своё сомнение... А вот, что мы скажем в свое оправдание Господу Иисусу Христу, когда Он придет судить живых и мертвых? Что скажем мы тогда в свою защиту, в свое оправдание? Аминь». 5. Поучение на Новый год Однажды приходит И. Христос в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и стал читать. Ему подали книгу пророка Исайи и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня 6лаговествовать нищим... проповедовать лето Господне 6лагоприятное». И закрыв книгу и отдав ее служителю, сел. И глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это. Вы понимаете, братья, почему на молебне новогоднем положено читать именно это Евангельское повествование; – потому, что Спаситель наш И. Христос явился на землю проповедовать лето Господне приятное. Приводя на память всем нам назаретскую проповедь Иисуса, св. церковь этим самым приветствует нас с наступившим новолетием и желает, чтобы новолетие сие было для нас 6лагоприятным. А мы все так настрадались с вами в только что истекшие годы, что ждем не дождемся, скоро ли, наконец, наступит и для нас, и для нашей земли родной, лето Господне благоприятное. Оно наступит, братья, если сами мы того пожелаем. Вот Господь если когда, то особенно в этот, важный момент нашей жизни, стоит у дверей нашего сердца и толкая в них вещает: покайтесь, ибо приблизилось к вам царстве небесное. Ведь только под условием покаяния и перемены в нашем душевном настроении в сторону царства Христова и может наступить для нас лето Господне благоприятное. Вот все мы простились со старым годом; а привели ли на память все зло, нами соделанное, в мимошедшем лете? Исповедались ли перед Богом и своею совестью, что ни добра, которое могли сделать, не сделали, ни худа, которого могли избежать, не избежали? Вот мы, по милости Божией, остались живы и встречаем новый год тогда, как многие из братий наших уже лежат в могилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Так, апостол Павел писал Тимофею, что он не должен иметь общения с еретиком (Тим.6:5, 2Тим.3:5 ) или Титу: «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:10–11 ). Вполне согласно с этим высказывается и ап. Иоанн, говоря: «кто приходит к вам, и не приносит сего (Христова) учения; того не принимайте в дом, и не приветствуйте его» ( 2Ин.10 ). Об этом же апостол рассказывает, что, когда он однажды в Ефесе пришел в баню и увидал там известного Керинфа, тотчас же поспешил назад, говоря, что боится, как бы сама баня не обвалилась от того, что Керинф – враг истины – находится в ней. О Поликарпе, ученике Иоанна, известно также, что он, встретив однажды Маркиона, обратившемуся к нему со словами: «узнаешь ли меня?», ответил ему: «узнаю тебя, первенец сатаны!» 949 . Все это естественно должно было содействовать укреплению в церкви сознания ее противоположности еретикам и раскольникам. Излишне было бы приводить здесь все указания на это сознание, – достаточно ограничиться здесь только некоторыми указаниями св. Иринея. Ириней сравнивает еретиков со змием, соблазнявшим Еву: «как змий обольстил Еву, указав ей на то, чего она не имела; так представляющие высшее ведение и неизреченные тайны умерщвляют тех, кто им верит, удаляя последних от Создавшего их» 950 ; св. Ириней сравнивает этих людей даже с собаками и свиньями: «еретики, предаваясь нечистоте, излишеству и прочей небрежности, проводят жизнь собак и свиней. По справедливости, телесными апостол назвал тех, кто за неверие и невоздержание не получил Святого Духа, отверг животворное слово и в своих страстях поступает против разума; по справедливости, называет их пророк дикими зверями, нравственность объявляет неразумными животными, закон признает их нечистыми» 951 . Подобно св. Киприану, и Ириней сравнивает еретиков с Кореем, Дафаном и Авироном, возвещая им, что они не избежат божественного наказания: «еретики, приносящие на божественный алтарь чужой огонь, то есть чуждое учение, будут уничтожены небесным огнем, как Надав и Авиуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Таким образом, выходило как бы так, что если Назаретцы не признали в лице своего соотечественника Мессию-Христа, то в этом были повинны не они, а Сам Христос, ибо Он не хочет исцелить Самого Себя, не хочет совершить для своего отечества чудес, какие он совершал, наприм., в Капернауме, не хочет ничем расположить к себе своих соотечественников, не делает для них того, чего им хочется, что могло бы удовлетворить их любопытство. Но творить чудеса там, где не было веры, где было лишь праздное любопытство, Христос не мог, тем более, что сами же назаретяне засвидетельствовали Ему, что слова пророка Исайи вполне к Нему приложимы, значит, оставалось только признать Сына Марии за Мессию, не удивляться только Его благодатным словам, а уверовать в Него и не смущаться убогим, смиренным видом Того, Кого они привыкли считать Сыном плотника. Вот почему Иисус Христос с горечью и упреком сказал жителям Назарета: никакой пророк не принимается в своем отечестве. По истине говорю вам: много вдов было в Израиле в дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисеи, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышавши это, все в Синагоге исполнились ярости. И встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошед посреди их, удалился ( Лк.4:24–30 ). Может быть, покажется странным, что приведенные И. Христом две исторические справки из жизни пророков Илии и Елисея привели назаретян в такую ярость, что они готовы были убить Его. Дело в том, что г. Назарет находился в царстве Израилевом, и пророки Илия и Елисей были пророки царства Израильского. После печального разделения царства Еврейского на два царства – иудейское и израильское, это последнее, т. е. царство израильское, имело царей, начиная с первого Иеровоама и кончая последним, неблагочестивых, поклонявшихся идолам и творивших возмутительные беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Тогда вы окажетесь в вечных цепях ада. Так-то бывает с этим родом злым. Но можно ли безнаказанно хулить Иисуса Христа, Сына Божия? Господь говорит: «если кто скажет слово на сына Человеческого, простится ему» ( Мф.12:32 ), т. е., если кто соблазнится земным происхождением, уничижением, бедностию И. Христа, тому простится, если уверует и покается, потому что здесь нет греха упорствующего ума и злой воли, а есть лишь заблуждение, недоразумение, неведение, которые при более близком знакомстве с личностию Евангельского Христа могут рассеяться и замениться ясным и точным знанием дела. Но когда человек решится хулить И. Христа, как Сына Божия, подвергать сомнению и отрицанию Его божественные достоинства, Его чудесные дела, совершаемые силою Божиею, тогда грех хулителя Сына Божия квалифицируется, как хула на Духа Святого. Если верующий в Сына Божия даже не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия; если верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём, то не может быть и речи о возможности обновления человека путём покаяния, если он решится снова распинать в себе Сына Божия и ругаться Ему ( Ин.3:18, 36 ; Евр.6:46 ). Такой человек, как негодная земля, производящая тернии и волчцы, близок к проклятию, конец которого сожжение ( Евр.6:8 ). Таким образом, хула на Сына Божия, или ругательство Ему, есть тоже грех непростительный, ибо личность Сына Божия и Духа Святого вместе со Отцем Небесным есть Троица единосущная и нераздельная ( 1Ин.5:7 ). Это во-первых. Во-вторых, бесчестит И. Христа может только тот, кто уже одержим бесом, кто уже записался в число детей диавола и творит его похоти (волю), кто раб греха, нравственно связан, не свободен, кто до того удалил себя от Бога и от истины, что не может уже ни слышать слов Христовых, ни веровать в Него ( Ин.7:4349, 3:20 ). Участь таких людей ясно указана И. Христом: умрёте во грехах ваших, ибо если не уверуете, что это Я, умрёте во грехах ваших ( Ин.8:24 ). А умереть во грехе – значит умереть нераскаянным грешником, не прощённым от Бога, осуждённым ( Ин.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Только христианство вопреки всем этим заблуждениям утверждает истину Богочеловека в истинном смысле этого великого Слова, ставшего плотию... «Верую в Иисуса Христа Сына Божия... воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшагося» – вот основной догмат христианства. Всякое отступление от него есть уже существенное отступление от христианства. «Всякий дух, говорит Ап. Иоанн Богослов, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Явление Бога во плоти – это, по словам Ап. Павла, великая благочестия тайна. И если бы кто-нибудь, даже сам Ангел с неба, стал проповедовать иначе, да будет анафема ( 1Тим.3:16 ; Гал.1:8 ). Христианство, проповедуя Богочеловечество Иисуса Христа, соединяет в нём и идею общения Божества с человечеством, и самый факт исторический, что во Христе не только человечество воспринято в личное общение Божества, но и Само Божество вступило (снизошло) в историческую жизнь человечества. Христианство утверждает, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно, – и что наша задача христианская и состоит в том, чтобы мы постепенно приходили к возможно полному познанию Сына Божия ( Кол.2:9 ; Еф.4:13 ) Велия благочестия тайна, т. е. явление Бога во плоти, предопределено было в предвечном совете Божием уже в ту пору, когда мы, сыны персти земной, не были еще призваны к бытию. Пророк Давид и Ап. Павел представляют в своих писаниях некоторые величественные черты сего предвечного совета Божия. Сын Божий, отходя в мир, говорил Богу Отцу: «жертвы и приношения за грех Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. И, вот, Я иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:57 ; Пс.39:79 ). Предвечная воля Божия о явлении в мир для спасения человека Бога во плоти была объявлена людям тотчас после их грехопадения в известных словах, которые на языке богословском называются первоевангелием. И сказал Господь Бог змею: «за то, что ты сделал (обольстил людей), проклят ты... и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; Тот будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» ( Быт.3:1415 ). Господь как бы так говорит диаволу: соблазненные и униженные тобою люди не могут теперь бороться с тобою; но Я Сам от лица их объявляю борьбу с тобою, борьбу между твоими слугами и орудиями, и последователями Того, Кто имеет родиться от жены без мужа ( Гал.4:4 ). Он в конец сокрушит твою силу, а ты, до своего окончательного поражения, будешь стараться вредить Ему (жалить в пяту), но не нанесешь Ему существеннаго вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Чтобы получить удовлетворительные ответы на поставленные вопросы, обратимся к евангельскому тексту и посмотрим, по какому поводу, при каких обстоятельствах сказано Господом слово о непрощении хулы на Духа Святого. Однажды привели к И. Христу бесноватого слепого и немого. Господь исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов? Иначе объяснили это чудо фарисеи. Когда они услышали об этом, то сказали, что он изгоняет бесов не иначе, как силой веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:2224 ). Подозрение и обвинение ужасное! Оно есть отрицание всего дела Богочеловека Иисуса. Сын Божий, сшедший с небес, чтобы разрушить дела диавола, обвиняется в сообществе, в содружестве с этим самым диаволом, обвиняется в такой близости к нему, что даже и чудо-то творит его силою, значит, не Своею божественною силою, а чужою, да еще сатанинскою. Выходило таким образом, что Христос Сын Божий – друг врага Божия – сатаны. Клевета неслыханная. Здесь отвергалось божественное достоинство личности Спасителя, подвергалось сомнению и отрицанию само чудо милости Божией, наконец, здесь отвергнута сила Божия, сила благодати Св. Духа. Нужно было всячески заградить уста клеветников и защитить дело Божие, что и делает И. Христос. Но Он не отвечает бранью на ругательства книжниов и фарисеев. С высоким спокойствием и достоинством Сына Божия Он доказывает врагам своим истину и обличает их умышленное и злобное неверие. Иисус, читаем мы в Евангелии, зная помышления их, т. е. фарисеев, сказал им: всякое царство, раздлившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? ( Мф.12:25 ). Господь хочет показать своим врагам, как неразумно и неосновательно их подозрение и обвинение. Ведь если бы князь бесовский дал Иисусу такую власть, то он сам способствовал бы уничтожению своего царства. Такой умный и лукавый дух, как веельзевул, того не сделает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

— Получается, приобрели молитвенность — приобрели гордыню, теперь надо от нее избавляться… Отец Алексий: Нет, мы не получаем гордыню ни от молитвенности, ни от того, что мы искоренили празднословие, — Нет, а если какой-нибудь человек возгордился, как теперь от гордыни избавиться? Отец Алексий: Что ж, на гордыню попробуем смирение. — А можно маленький вопрос по поводу молчания после Литургии? Мы исповедуемся, что не посещали воскресную службу, а у меня конкретный случай, надо вести детей в воскресную школу, и я хожу на причастие по четвергам, потом получается, что не ходишь в воскресенье на Литургию Это обязанность, ходить по воскресеньям? Это считается грехом? Отец Алексий: Конечно, надо бывать по воскресеньям на Литургии. Воскресный день для христиан святой. — Но после службы начинается сразу воскресная школа, три часа болтаешь-разговариваешь. Отец Алексий: Нет, болтать — это одно, а общаться в Боге — это другое. Человек не обедняет себя своим общением с детьми. И Апостолы общались со своими после евхаристии. Это я вам рассказал о своих представлениях о том, как это может быть. Теперь вы тоже давайте, работайте. Гордыня — смирение, путь из самой преисподней до самых небес. — Я думаю, надо начинать опять с покаяния. Отец Алексий: Да, давайте начнем с покаяния. Сначала обозначим болевую точку. Первая ступень у нас всегда покаяние. Нужно ощутить грех как мучение, а гордыня — очень мучительных грех, она очень мучает человека. — Вторая ступень опять-таки после покаяния мы обычно причащаемся, чтобы после причащения сохранить в себе благоговение, то есть держать страх в душе. Отец Алексий: Давайте так. Мы с вами говорим о гордыне, а гордыня в чистом виде бывает, наверное, только у бесов. А в людях она разнообразна и в каждом проявляется по-разному: у кого-то — как страшная раздражительность на все, у кого-то — как постоянное деспотическое отношение к своим ближним, у кого-то — как страшная обидчивость на то, что его не ценят и все обижают. У кого-то — как величайшее самомнение, у кого-то еще как-то. Но тем не менее все эти вещи проявляются в том, что человек в гордом состоянии считает себя выше всех, хотя даже не всегда себе в этом признается. Что же положить себе за правило? — Возьмем себе за правило, что мы не верим своему суждению о людях. Мы ведь представляем мир таким: я в этом мире вот это место занимаю, а все другие занимают места вокруг меня. И с самого начала положить себе за правило никогда себе в этом отношении не доверять. Вот авва Дорофей пишет, что если мнение мне говорит, что солнце это солнце, то я своему мнению верить не буду. То есть начать менять свое мнение о месте людей вокруг себя.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Алексий (Молчанов) В миру Молчанов Алексей Васильевич, родился 5 октября 1853 году в селе Люковском Сарапульского уезда Вятской епархии (ныне - село Люк в Завьяловском районе Удмуртии) . Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Окончил Глазовское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию . Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь показалась ему " настоящим раем " . В 1876 году он окончил Вятскую духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Преподавательская деятельность Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска , затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства народного просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в духовные академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской духовной академии . Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году - в сан священника .

http://drevo-info.ru/articles/13671186.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010