В СанктПетербурге вспоминают трагическую страницу в города Санкт-Петербург, 9 сентября 2016 г.      Ровно 75 назад фашистские войска отрезали город от большой земли, началась блокада Ленинграда, сообщает сайт Первого канала . У мемориальной доски, установленной на доме номер 14 по Невскому проспекту, уже утром по традиции стали собираться люди. Продолжились памятные мероприятия на Пискаревском кладбище, месте, которое стало для жителей Петербурга символом скорби. На территории комплекса покоятся тела около полумиллиона ленинградцев, погибших от голода, холода, бомбежек, а также павших в боях на фронте.      Минутой молчания память жертв блокады почтили сегодня и в Москве. Люди весь день несут цветы к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и к памятному знаку города-героя у Кремлевской стены. Малоизвестный факт, но одними из первых медалями «За оборону Ленинграда» были награждены священники. В центре фотографии из архива епархии — будущий патриарх Алексий I. Летом 1941 года он, еще митрополит Ленинградский, обратился к верующим. Позже его послание будут зачитывать и перед уходившими на фронт бойцами, и печатать в виде листовок, и даже разбрасывать с самолетов над оккупированными территориями.      «Кажется, ни на одном языке рядом со словом " родина " не поставлено слово " мать " , как у нас. Мы говорим не просто Родина, но Мать-Родина. Когда Родина в опасности, сердце русского человека разгорается любовью. Он рвется бой за Отчизну, проявляя беззаветную храбрость, полное презрение к смерти», — читает записи из архива его сотрудница. Митрополит Алексий (Симанский) не покинул город, жил в Николо-Богоявленском кафедральном соборе. В самую страшную первую блокадную зиму храм покрылся льдом, не было дров для отопления. Вместо лампадного масла — техническое, свечи кончились. Вино для причастия заменяли разбавленным морсом, а просфоры – крошечными, размером с пуговицу, кусочками суррогатного хлеба. Многие священники лепили их из собственного пайка, а получали, как иждивенцы – 125 граммов в сутки. Но всю блокаду каждый день в ленинградских храмах служили литургии.

http://pravoslavie.ru/96883.html

Какую долю участия в поступке с князем, т. е. в захвате его, усвоять св. Алексию, остаётся нерешённым. Митрополит Платон, основываясь на том, что, по свидетельству летописи, думал и говорил сам потерпевший 359 , понимает дело так, что случившееся с князем случилось по прямому изволению св. Алексия и в оправдание святителя говорит в своей Краткой церковной российской истории: «О сем поступке митрополита Алексия не иначе судить можно, как, что она происходила от истинной любви к отечеству. Видел он, до какого несчастья доведена Россия через многие удельные княжения, и через непрестанные между ними брани и разорения, и через то подвергла себя Татарскому игу: и под сим мучительным и бесчестным игом состоя, от междоусобий не преставала. Видал также святый и просвященный старец, что сему несчастью и игу конца не будет, ежели удельные княжения будут продолжаться, и самодержавие не будет восстановлено. Почему митрополит Алексий не только таковому великого князя предприятию, чтоб удельных князей себе покорить, во всем споспешествовал; но едва ж не он, яко старый и опытный и по сану уважаемый муж, младому князю, таковый совет внушил, и его подкрепил» 360 . Другие историки, как например Карамзин, считают вероятным предполагать, что св. Алексий невольно вовлечён был в дело противное совести, т. е. что он не в состоянии был наложить своего veto на удуманное помимо него боярами и увидел себя вынужденным уступить их твёрдому решению 361 . Третьи историки, как преосвященные Филарет 362 и Макарий 363 и С. М. Соловьёв 364 , не затрагивают нарочитым образом вопроса, обходя его ненамеренным или намеренным молчанием. Мы со своей стороны не решаемся высказываться по вопросу положительным образом, но общие наши представления о нравственном характере св. Алексия заставляют нас думать об его отношении к несчастному захвату так, чтобы, не отрицая вовсе проявленной им при этом человеческой слабости 365 , питать уверенность, что эта, проявленная им слабость, имела для себя возможно достаточные, хорошо неизвестные нам, извинения и оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  протопресвитер Александр Шмеман : В журналах и кинофильмах «образ супружества» – это всегда молодая, красивая пара, только что длинным поцелуем «начавшая» свою брачную жизнь. Но я помню, как однажды в погожий осенний день я увидел в сквере парижского рабочего предместья на скамейке престарелую и очевидно бедную пару. Они сидели молча, взявшись за руки, и так явно наслаждались бледным светом и теплом этого осеннего вечернего дня. Они молчали, все слова были сказаны, страсти изжиты, бури утихомирены. Жизнь была позади, но она была сейчас и здесь – в этом молчании, в этом свете, в этом тепле, в этих безмолвно соединенных руках. Это была жизнь, готовая для вечности, созревшая для радости. И это навсегда осталось для меня образом брака, его поистине небесной красотой… ( Таинство любви )   протоиерей Алексий Уминский : Брак – это единственное христианское поле, где человек непрестанно проверяется на любовь. В любом другом месте человек может совершать какие-то отдельные дела любви, откликаться время от времени на отдельные позывы с тем, чтобы вдруг стать милосердным, чтобы вдруг стать смиренным, чтобы иногда быть каким-то жертвенным. То есть, это какие-то отдельные поступки в нашей христианской жизни, за которые мы себя, христиане, очень ценим. А брак – это, когда тебе надо любить постоянно. И утром, и вечером, и днём. Любить, когда ты усталый, и когда отдохнувший, и когда ты сытый, и когда голодный, и когда у тебя есть проблемы, и когда их нет, когда у тебя в семье свершаются какие-то тяжёлые переживания, и наоборот, когда всё легко… То есть, тебе надо быть всегда в состоянии любви… Если мы всерьёз называем семью малой церковью, то в ней и проверяется, насколько ты способен быть христианином по-настоящему каждый день, насколько готов жить по Евангелию. Если ты не способен на это внутри семьи, то, как ты можешь быть способен на это где-то ещё? ( Протоиерей Алексий Уминский: Научить людей любить может только Христос )   В. Г.: Если в семье два мужика, т.е. жена ведёт себя по-мужски, то мужчина либо устраняет соперника физически (побои), либо устраняется самостоятельно (уход). Двух мужиков в семье быть не должно и не может.

http://azbyka.ru/semya/citaty-o-brake-i-...

Честь России в августе 1968 г. спасли семеро смельчаков – Лариса Богораз, Виктор Файнберг, Наталья Горбаневская, Константин Бабицкий, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов. 25 августа они вышли на Красную площадь и развернули плакатики с протестом против вторжения в Чехословакию. Им удалось продержаться несколько минут, после чего они были схвачены оперативниками. Расплата была тяжёлой: минута свободы – годы неволи, кого в лагерь, кого в ссылку, кого в спецпсихбольницу. 28 августа Наталья Горбаневская передала в редакции газет «Руде право», «Унита», «Морнинг стар» и другие своё письмо, в котором говорилось: «Мои товарищи и я счастливы, что смогли принять участие в этой демонстрации, что смогли хоть на мгновение прервать поток разнузданной лжи и трусливого молчания и показать, что не все граждане нашей страны согласны с насилием, которое творится от имени советского народа. Мы надеемся, что об этом узнал или узнает народ Чехословакии. И вера в то, что, думая о советских людях, чехи и словаки будут думать не только об оккупантах, но и о нас, придаёт нам силы и мужество» 278 . «За вашу и нашу свободу» пострадали и те, кто в тот день на Красной площади не был. Так, председатель крупного колхоза в Латвии, убеждённый коммунист Яхимович в 1968 г. написал открытое письмо в ЦК, с коммунистических позиций осудив оккупацию Чехословакии. Вскоре он был арестован и направлен на психиатрическую экспертизу. Вся описательная часть экспертного заключения состояла из хвалебных эпитетов. Если бы не заглавие – можно подумать, что читаешь характеристику человека, представленного к государственной награде. «Заявляет, что никогда и ни при каких условиях не изменит идее борьбы за коммунистический строй, за социализм... На основании вышеизложенного комиссия приходит к заключению, что Яхимович обнаруживает паранойяльное развитие психопатической личности. Состояние больного должно быть приравнено к психическому заболеванию, а поэтому в отношении инкриминируемых ему деяний Яхимовича И.А. следует считать невменяемым. Нуждается в прохождении принудительного лечения в больнице специального типа» 279 . И таких «швейков» в стране были сотни...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С годами владыке Никодиму всё труднее было осуществлять руководство этим движением, и он остался лишь на посту почётного президента ХМК. А в руководящие структуры ХМК был внедрён тогдашний митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко, он же «Антонов»). Эту агентурную кличку можно обнаружить в отчётах КГБ ещё 1967 г., в которых, в частности сказано, что «Антонов» вместе с другими агентами, будучи на заседаниях исполкома и Центрального комитета Всемирного совета Церквей, в пику западным Церквам «требовал обсуждения положения негров в США» 294 . И теперь этот старый, проверенный и опытный кадр был брошен на фронт борьбы за мир: надувать щеки в президиуме ХМК. Вот выдержка из отчёта, который начальник четвёртого отдела полковник В. Тимошевский направил руководству КГБ СССР. Год 1985-й: «В ВНР на заседании рабочего комитета ХМК (Международная религиозная организация »Христианская мирная конференция») направлены агенты «Антонов», «Кузнецов», «Вадим», «Прохоров» с заданием осуществить подготовку 6-го конгресса ХМК в приемлемом для нас плане. Решением рабочего комитета определён состав ряда руководящих органов, куда будет продвинута наша агентура " 295 . Но вся эта мышиная возня продолжалась уже после кончины владыки Никодима. Через 20 лет после Пражской весны в одной лишь Чехословакии стояло больше советских дивизий, чем США имели во всей Европе; в ГДР было размещено больше советских дивизий, чем их было во всей американской армии; на Кольском полуострове против трёх норвежских лёгких пехотных батальонов были выдвинуты три советские дивизии, флот и дивизия морской пехоты 296 . В недолгий период горбачёвского правления начали «сыпаться» восточноевропейские режимы. Предчувствуя это, «пражские миротворцы» разбегались, как крысы с тонущего ХМК-овского корабля, попутно «приватизируя» миротворчские фонды. О том, как разворовывалась собственность ХМК, мог бы поведать Филарет (Денисенко) (на Украине его нынче кличут «Филя-анафема»), но тайну сию он унесёт с собой в могилу: закон мафии – омерта (обет молчания).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Мне казалось: в духовной жизни я продвигаюсь семимильными шагами. Отец Серафим спросил, какие грехи я пришел исповедать. Я перечислил кое-какие «мелочи”, хотя и в них искал себе оправдание. В основном же говорил о своей «добродетели”, дабы перечеркнуть все грехи. Смысл был очевиден: да, я, конечно, грешник, но как и все люди, а вообще-то я совсем не плох, лучше многих и многих. Когда я замолчал, отец Серафим спросил: “Это все?” Я кивнул. “Ох, брат мой”, – вздохнул мой исповедник. Тут я подумал: “Должно быть, я-таки неплохой человек – вон, он меня братом называет!” А он тем временем продолжает: “Долгий же путь предстоит Вам пройти”. Слова эти ударили меня в самое сердце. Ни благодушное нравоучение, ни суровая отповедь не достигли бы такого. В последующие годы, изведав немало падений, я должен с огорчением признать его правоту. Теперь, когда иной раз ослепляет самодовольство и я хочу спокойно “наслаждаться” духовной жизнью, неизменно приходят на память его слова: “Ох, брат мой, долгий же путь предстоит Вам пройти”. Незабываемый урок смирения и призыв к каждодневной борьбе». Некоторые его духовные чада говорят, что получали духовную пользу, просто находясь в его присутствии. На них изливалось благословение не только его слов, но и его молчания. «У отца Серафима в глубине был покой, как будто ядро в центре, – вспоминает Владимир Андерсон, – словно он всегда был рядом с Богом... Он самый подлинный, самый реальный человек из всех, кого мне доводилось встречать». 1369 Отец Алексий Янг говорил о том же: «Отец Серафим был очень, очень спокойный, никогда не делал внезапных движений, не говорил громко. Вокруг него будто образовывалось “поле тишины”, и рядом с ним вы чувствовали, как эта тишина проникает и в ваше сердце, и вы приобщаетесь этой благодати. То, что казалось чрезвычайно важным, переставало быть для вас таковым». 1370 Отец Алексий говорил, что почерпнул у отца Серафима три жизненных принципа. «Я их узнал не столько из его книг, сколько из бесед с ним на протяжении долгих лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Двери в этот мир для него закрылись. Это произошло в 13 часов 35 минут 6 июня 1916 года. Одна духовная дочь батюшки описала этот знаменательный день в стихах. Я помню, как будто бы с ношей тяжелой, С склоненной в раздумье на грудь головой, В безмолвную келью походкой усталой От храма шел тихо наш старец родной. О, сколько из жизни картин разнородных, И мрачных, и светлых, прошло перед ним, Как много сердец растопилось холодных, Согретых приветом его неземным! О, сколько пред ним раскрывалось ужасных, Незримых, глубоких ран сердца больных! Как часто при этом в очах его ясных Печаль и молитва светились о них. Нелегкие часто вопросы решая, Просящим совет подавая благой, Смиряла не раз его мудрость святая Исполненный гордости разум людской. Для многих звездою он был путеводной, Изведшей из мрака неверия их. А слезы? Рекою пред ним многоводной Текли эти слезы страданий людских. Я помню, как шел он в глубоком молчанье На подвиг молитвенный к келье своей, Он шел, чтобы там принести покаянье В страстях и пороках духовных детей. Хотелось, чтоб он еще раз оглянулся, Как мать, оставляя надолго дитя. И вот перед входом он к нам обернулся, С любовью нас издали тихо крестя. Потом он вошел в полумрак коридора, И дверь тяжело затворилась за ним. Пошел он на подвиг высокий затвора, К молитвам, и бденьям, и думам святым. А мы еще вслед ему с грустью смотрели, Хотя уж и скрылся от наших он глаз... Последним прощанье то было ужели? Ужели навеки оставил он нас? Ужель не услышим то строгих и властных, То мягких и ласковых старца речей? Ужель не увидим глубоких и ясных, Как будто читающих в сердце очей? Я знаю, что духом своим он стремился Все выше и выше к святым небесам... Но, Боже, ужель он навек затворился, Ужель никогда уж не выйдет он к нам?.. Всю тяжесть утраты душа сознавая, Как сможет спокойно разлуку снести? И сердце сказать не желает, рыдая, Последнее старцу родному «прости». К. Г. 33 Удаление старца Алексия от мира в полный затвор отметили и некоторые влиятельные газеты. Вот что писали об этом «Московские ведомости» 8 июня 1916 года: «Глубокое впечатление производит на всех событие в Зосимовой пустыни. Старец иеромонах Алексий окончательно „ушел от мира», затворившись навсегда в своей келии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Те иерархи, которые поддерживали тесные отношения с Г. Распутиным и даже стремились пользоваться его протекцией: митрополит Питирим (Окнов), епископы Алексий (Дородницын), Алексий (Молчанов), Варнава (Накропин), Исидор (Колоколов), Палладий (Добронравов) - не оставили сколько-нибудь обстоятельных характеристик его личности, если не считать упоминавшегося выше официального отзыва епископа Алексия (Молчанова). Будучи, по сравнению с обличавшими Г. Распутина священнослужителями, людьми весьма сомнительной репутации, сторонники «старца» из числа духовенства тем не менее старались не афишировать свои контакты с Г. Распутиным, за исключением, быть может, епископа Варнавы (Накропина). Вообще обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на многочисленность лиц, так или иначе связанных с Г. Распутиным, просивших его покровительства, получавших от него протекцию и деньги, никто из них не высказывался в его защиту, как-будто считая заведомо предосудительным всякое упоминание о своем знакомстве с Г. Распутиным. В советской историографии вопрос о Г. Распутине как религиозной личности практически не рассматривался. Внимание советских историков было сосредоточено преимущественно на том, чтобы определить размеры власти Г. Распутина и степень его влияния на назначение министров и правительственную политику. И если М. Н. Покровскому и А. Я. Авреху это влияние представлялось едва ли не решающим, то Е. Д. Черменский и Г. З. Иоффе, напротив, считали его Наиболее взвешенно вопрос о политической роли Г. Распутина был изложен в работе В. С. Большое значение для советских историков имела и тема дискредитации российской монархии посредством подчеркивания действительных и мнимых пороков Г. Распутина, сведения о которых черпались из самых различных, подчас и весьма сомнительных Идеологическая предвзятость и политическая односторонность советской историографии, игнорировавшей тему религиозности Г. Распутина, не позволяли ей создать разностороннюю и объективную картину жизни и личности Г. Распутина и способствовали в 1990-е гг. появлению работ, в которых элементы исторического исследования призваны были обосновать разнообразные, подчас совершенно фантастические версии о Г. Распутине. Одной из таких версий стала содержащаяся в книгах А. Н. Боханова и О. А. Платонова версия о Г. Распутине как религиозном праведнике из народа, оказавшемся жертвой «клеветнического заговора»

http://sedmitza.ru/lib/text/429736/

Поэтому и всем тем, кто из любви к Богу проводит жизнь вдалеке от людей, предаваясь подвигам и молитве, надо помнить о необходимости выполнения и второй из великих заповедей – о любви к людям – через молитвы за них. Им также нельзя пренебрегать служением людям, когда это будет необходимо по сложившимся обстоятельствам. Ап. Иоанн пишет: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( Ин. 4, 20 ). Старец Леонид Оптинский так пишет в одном письме про опасность устранения подвижников от дел милосердия: «Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, которые по целым ночам простаивают на молитве. Но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких – мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, которые бы угощали странников, с любовью ходили бы за больными, посещали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах… Евангелие говорит ясно, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на Страшном Суде грешные, а праведные за исполнение оной заповеди (т. е. заповеди о любви) будут оправданы». «Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, которые по целым ночам простаивают на молитве. Такого же мнения был и старец о. Алексий М. Однажды одна из его духовных дочерей созналась ему, что ей не нравятся те из христиан, которые «спасаются», т. е. строят свою внутреннюю жизнь лишь на спасении своего «я». Батюшка задумался и сказал: «Признаться, и я этого не люблю. Что такое есть «спасаться?» И о. Алексий учил всегда, что христианин в жизни должен «совсем, совсем и совершенно забыть всего себя. Жить жизнью только других. О себе никогда не вспоминать; себе ничего не желать; забыть свое «я», забыть совсем и свою душу – ее желания и стремления, быть как бы чужим для самого себя и жить скорбями, радостями, переживаниями каждого человека, с которым Господь поставил его. Христианин не должен думать ни о наградах, ни о том, что его ожидает после смерти за его служение Богу. Он должен забыть о себе и лишь всеми силами стараться делать на земле то, чтобы угодить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Обеты вольной нищеты, избрание тягостного и прискорбного жития в целях приобретения свободы духа и искоренения греха, обеты молчания 1188 , удаление из мира св. юродивых путем пребывания в мире, а св. столпников – путем заключения на столпах, а главное – умерщвление плоти, – вот все то, что объединяет эти два оригинальных подвига. Далее, как те, так и другие приучали себя к смирению, пособием к чему им служило созерцание и самоиспытание – строгое требование от себя отчета в своих делах и поступках, обозрение своей нравственной жизни. Разница в них только в том, что св. столпники стояли на столпах, и мир шел к ним, от которого они бежали, а св. юродивые сами шли в мир, чтобы служить страждущему человечеству. Затем, в борьбе с плотскою страстью св. столпники употребляли способ решительного избегания женщин, а св. юродивые, наоборот, имели постоянное обращение с женщинами, приучаясь к индеферентному бесстрастному отношению. Наконец, заметим, что сходство этих двух подвигов заключается еще в непрерывности их. Иные святые изменяли свои подвиги и налагали на себя и на известное время (на год, на несколько месяцев) различные обеты: то молчания, то затворничества, то сорокадневного стояния на камнях и т. п., но обеты эти не были постоянными, а св. юродивые и св. столпники 1189 свои обеты: «юродства» и «столпничества» со всеми их видами довели до конца, не ослабевая и не унывая. В достижении нравственного усовершенствования св. юродивые и св. столпники действовали так, чтобы всегда простираться в предняя 1190 и деятельно усовершаться в доброделании. Это непрестанное усовершение в «юродстве» происходило своеобразным способом. Св. юродивые, как жившие в миру и вращавшиеся среди различных лиц, не позволяли себе того, чтобы из их рук, так сказать, ускользало то, что могло послужить поводом к стяжанию добродетели. Мы видели, что они сами напрашивались на оскорбления и делали так, чтобы их били, ругали. На подобные их действия надобно смотреть с той точки зрения, что они старались сколько хватало их сил – не избегать всяких «противностей» 1191 на пути к добродетели, которые могли служить им к благоуспешному шествию по пути доброделания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010