Например, епископ Самарский Константин писал: «Одной из существенных причин малоуспешного пастырского воздействия на жизнь прихожан служит способ содержания духовенства, живущего главным образом так называемыми доброхотными даяниями прихожан, а по выражению более точному и откровенному – платой за требы. Этот способ содержания духовенства, когда оно само бывает сборщиком с народа тех средств, какие на содержание духовенства дает народ, имеет то преимущество, что духовенство получает свое содержание при наименьшем обременении плательщиков, так как дело обходится здесь без всяких посредников между народом и духовенством. Но при этом экономическом преимуществе этот способ содержания духовенства настолько вреден в духовном отношении, что даже жалованье от правительства, когда правительство берет на себя посредство между плательщиком-народом и духовенством, является более желательным, чем существующий, будто бы апостольский, способ содержания пастырей Церкви и их сотрудников» 270 . Подобных же взглядов придерживался и епископ Смоленский Петр (Другое) 271 . Епископ Таврический Алексий (Молчанов) тоже пишет о необходимости перевода духовенства на жалованье от казны «для поднятия и усиления пастырской деятельности и для установления правильных отношений между пастырями и прихожанами» 272 . По мнению нижегородского преосвященного Назария (Кириллова), замена доброхотных даяний на государственное жалованье должна быть определена в целях возвышения пастырского авторитета 273 . «Забота клирика о своем материальном обеспечении, начиная с устройства домов для себя при самом поступлении в приход, постоянная, далее, материальная зависимость их от прихожан, разные унизительные для клириков поборы натурой и т.п., с одной стороны, охлаждают пастырские идеальные стремления и порывы, с другой – убивают искренность и сердечность в отношении прихожан к пастырям и роняют нравственный авторитет духовенства в глазах населения» 274 , – писал епископ Рязанский Аркадий (Карпинский). На способ обеспечения духовенства через некие фиксированные пожертвования указывал митрополит Московский Владимир (Богоявленский) : «Не говоря уже об унизительности этого способа получения вознаграждения, он служит причиной расстройства нормальных отношений между причтом и прихожанами» 275 , поэтому владыка высказывается за преимущество обеспечения духовенства через жалованье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, может быть и в самом деле прав был тот французский безбожник 16 , который утверждал, что мир не прежде будет счастлив, пока не получит в нем всеобщего господства атеизм. Может быть, безбожие и есть тот могучий рычаг, который способен поднять род человеческий на высоту умственного и нравственного развития, и как личного, так и семейно-общественного благополучия. Посмотрим, таковы ли на самом деле плоды безбожия. «По плодам их узнаете их», – говорит Спаситель. «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» 17 . Эти слова Спасителя выражают собой вечную, непреложную истину и дают нам самые решительные основания для оценки практических результатов неверия для духовно-культурной жизни человечества. И прежде всего факты истории решительно говорят нам, что вся человеческая культура ведет свое начало из религии, что религия есть корень или источник всякого духовного развития человечества. «Религия, говорит Лютардт, есть материнское лоно, из которого вышла вся духовная жизнь человечества; вся высшая культура человеческого рода есть дочь религии» 18 . Сами имена «культ и культура» своим словопроизводством указывают на один общий для них религиозный источник. Представители религии, как известно, были вместе с тем, – носители и представители просвещения. Науки, законодательство, астрономия, историография были делом жрецов. Искусства выросли и развивались на служении религии. Величественные храмы и пагоды Индии, богатые колоннами храмы Греции, вздымающиеся к небесам соборы христианского мира, – все это красноречивые свидетели родственной связи искусства и религии. Живопись достигла своего высшего процветания в христианстве в качестве религиозной живописи. Тоже следует сказать и о скульптуре. Музыка всегда составляла и составляет необходимость религиозного культа. Конечно, в настоящее время культура идет своими собственными самостоятельными путями, и должна идти ими, как это и прилично взрослой дочери религии. Но все же, первоначальный жизненный очаг ее есть именно эта последняя. Ведь религия есть древнейшая форма жизни человеческой, о которой только мы знаем исторически. И чем дальше мы уходим вглубь истории, тем более памятники человеческого духа стоят в связи с религией. Религия, как согревающее солнце, есть движущая сила духовного развития человечества. Отнимите это солнце, удалите из жизни свет и теплоту, и жизнь, лишившись притока жизненных сил, замрет, и снова наступят времена грубого и дикого варварства. Жизнь без религии, жизнь без Бога, – жизнь «обезглавленная» 19 . Дух неверия и отрицания порождает опасный для культурной жизни человека дух страстей, господство грубой стихийной силы, служение земле и ее только интересам и, – само собой, – смерть и разложение духовой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Теперь судите сами; что было бы с миром, если бы в нем атеизм восторжествовал окончательно и все образованные общества приняли бы его, как истину. Если бы это случилось (чего на самом деле, конечно и быть никогда не может), то мир представлял бы следующую картину. Господствующая вера на земле, – неверие. Люди с детства воспитываются так, чтобы свои интересы, деятельность и надежды ограничивать землей, узким и невеселым миром осязаемой действительности. Из духовных сфер уже не падает на жизнь земную ни одного согревающего луча света. Все утешения, проистекавшие из мысли о бесконечной мудрости и благости, замерли. Всякие живые сношения с небом покончены. Люди должны трудиться и трудиться изо дня в день, – без утешений свыше и без чаяний в будущем. Ведь они знают, что со смертью , которая каждую минуту ходит по пятам за ними, все для них кончается и что детей их ожидает точно такое же безотрадное и бесцельное существование 42 . Как вы думаете, насколько продолжительно было бы подобное торжество атеизма? Мы уверены, что достаточно было бы только нескольких дней такого торжества безбожия, чтобы люди в ужасе отступили от той пропасти, в которую направляет оно судьбы человечества, Мы уверены, что люди, очнувшись, без оглядки побежали бы от него, как от страшного привидения, случайно посетившего бедную землю. Конечно, переживаемое нами мрачное время сомнения и неверия не может пройти бесследно; оно имеет много искушений и опасностей для веры, особенно для тех, кто еще не утвердился в ней. Но припомним, какое ужасное состояние, какую пробу веры должны были испытать первые ученики Христовы, когда их Божественный Наставник, поруганный и осмеянный, увенчанный тернием и всеми оставленный, был прегражден ко кресту и после позорной смерти крестной, был положен во гроб, прикрыт тяжелым камнем, запечатан печатью первосвященника, и как льстец и обманщик, даже мертвый, оставлен под охраной воинов. Поводимому, дело Иисуса было тогда проиграно, вся надежда учеников рушилась. Кажется, сам дьявол не мог пожелать в ту пору большего торжества, чем то, какого достигло неверие и нечестие врагов Христовых. Припомните: ближайший ученик Иисуса делается Его предателем; первосвященники и вожди народа Божия превращаются в злодеев и Христоубийц; возлюбленный Богом народ становится народом отверженным и богоненавистным. Ho вы знаете, что это торжество неверия и нечестия было лишь мнимым торжеством. Ибо предатель предал в сущности дьяволу свою душу; злобные начальники иудейские пригвоздили ко кресту собственное блаженство и остались с одной адской мукой; а безумный народ, испросивший кровь Праведника, предал себя лишь вечному рабству, стыду и погибели и на веки сделался предметом всеобщей ненависти и презрения. Так всегда кончается мнимое торжество неверия и нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

«Как лань стремится к потокам воды, – говорит св. пророк, так желает душа моя к Тебе, Боже. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» 3 . Как глаза ищут света и он естествен для них, так и душа человека ищет света вечной истины. Как в природе царит над всем закон притяжения, так и в мире духовном существует закон нравственного притяжения, исходящий от великого Солнца вселенной, от Бога. Как железо стремится к магниту, как реки изливаются в море, как камень притягивается к земле, так и душа притягивается к Богу, к своему Первоисточнику, и вечности, как своему отечеству. Притяжение предметов можно задержать, но нельзя уничтожить закона притяжения. Можно положить известную преграду стремлению души, но нельзя совсем уничтожить в сердце влечения к Богу 4 . «Лишить нас веры в Бога, – говорит один защитник ее, можно только с отнятием нашего духа, но пока дух отличает человека от всех других живых существ видимого мира, вера никак не может быть истреблена в человеке» 5 . He удивительно поэтому, что строгой системы атеизма мы не видим ни в древнем, ни в новом мире, так что если бы мы пожелали дать атеизму сражение в открытом научном поле, то мы не нашли бы пред собой врага, с которым бы можно было вести правильную войну 6 . Вместо философских и строго научных оснований и доказательств атеистических мнений, мы встретили бы здесь какие-то жалкие, отрывочные, лишенные всякого разумного основания, мнения и выходки против веры. Так, с издевательством нападают отрицатели на различные догматы христианской религии, особенно любят они накидываться на библейское учение о Промысле Божием, на чудеса евангельские, на святые мощи и т. д. Как например грубого и крайне обидного для чести человеческого разума возражения со стороны атеизма против истины бытия Божия, мы укажем на слова одного знаменитого астронома (Лапласа), который на вопрос: признает ли он существование Бога, ответил: при помощи телескопа я внимательно осмотрел все небо, но нигде не заметил там Бога. Но знаменитый астроном забыл, что никогда и ни в какую подзорную трубу, он не увидит также и своей собственной мысли, но которая, тем не менее, существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Надо еще принять во внимание, что к этому времени царица окончательно разочаровалась в нашем высшем обществе и все свои симпатии отдала простому народу. Естественно, что она сразу с особым интересом и доверием отнеслась к выходцу из этого народа, всё возраставшими по мере того, как она приглядывалась к новоявленному праведнику. В последнем для нее всё было ново: и наружный вид, и смелость, с которой он наставлял царя с царицей и критиковал вельмож, и загадочно-туманная речь, и дерзновенность его движений. Когда же он несколько раз, после оказавшихся бесплодными усилий врачей-профессоров, исцелил ее больного сына, она окончательно уверовала в его особое избранничество, увидев в нем посланного Господом для ее семьи святого человека. Если бы не оказалось ни одного распутинского сторонника, умевшего влиять на царицу и поддерживать ее веру в богоизбранничество Тобольского мужика, то и тогда царица не изменила бы своего отношения к Распутину: она была слишком независима в своих суждениях и настойчива в действиях. Но тут оказалась целая плеяда апологетов Распутина, всё крепче утверждавших царицу в ее вере. Тут были митрополиты Питирим и Макарий, целый сонм архиепископов и епископов, генералов, членов Государственного Совета, сенаторов, министров и прочих сановных лиц. Искренних почитателей Распутина было очень мало: Вырубова, Горловина и еще несколько женщин, – женщины легче поддавались его чарам. Из мужчин же я не решаюсь назвать ни одного, который бы искренно верил в его святость. Даже царский духовник, так горячо до 1914 г. отстаивавший Распутина, не был, думаю я, – искренним. Прочие же подмазывались к Распутину по явно корыстным побуждениям, надеясь при его поддержке сделать карьеру или получить иные блага. И они не ошибались: маленький (во всех отношениях) Томский архиепископ Макарий и опальный Владикавказский Питирим, – оба ничем не выделявшиеся, – при помощи Распутина выросли в митрополитов Московского и Петербургского; опальный Псковский епископ Алексий (Молчанов) сразу стал экзархом Грузии; неуч, полуграмотный архимандрит Варнава за три года вырос в Тобольского архиепископа; дававший Распутину приют в своей квартире, серенький кандидат богословия Даманский стал товарищем обер-прокурора Св. Синода, а затем сенатором и т. д. Это было в духовном ведомстве. Подобное же происходило и в других ведомствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Последние слова направлены против тех, которые объяснение таинственного рождения Слова Божия подобием человеческого слова употребляли во зло, говоря, что Отец прервал Свое таинственное молчание только пред сотворением мира 54 . Он же в послании к св. Поликарпу Смирнскому писал: «Того ожидай, Который выше времени, Который вечен (χρονος), невидим, но для нас сделался видимым; Который не осязаем, бесстрастен, но для нас подвергся страданиям, все перенес нас ради» 55 . Иисус Христос есть всемогущий Творец и Промыслитель всяческих Муж Апостольский, именующий себя учеником св. Апостолов и учителем языков, но умалчивающий о собственном имени 56 , в послании к Диогнету, с особенною силою и подробностью, изобразил сии Божеские действия Иисуса Христа. «Невидимый Бог – Сам водворил в человеках истину с небес, святое и непостижимое Слово Свое, и в сердцах их сотворил обитель Себе. Да не подумает кто, что Он послал к ним кого-либо из слуг Своих, или Ангела, или князя, или правителя земного, или правителя небесного, – нет; но самого Строителя и Содетеля всяческих, Которым сотворены небеса, Которым море заключено в своих пределах, Которого тайны 57 верно сохраняют все стихии, по манию Которого солнце постоянно совершает дневное течение свое, повелению Которого повинуется луна, светящая ночью, Которому повинуются звезды, сопутствуя течению луны, Которым все устроено, определено, и Которому все покорно: небеса и все, что на небесах, земля, и все, что на ней, море, и все, что в море; огонь, воздух, бездна, все, что в высоте, и в глубине, и в средине. Сего послал Он к людям. Ужели для того послал, подумает кто-нибудь, чтоб мучить их и привесть в страх и ужас? Никак; но послал с благостию и кротостию. Послал, как Царь, посылающий Царя Сына: послал как Бога, послал к человекам, послал как спасающий, как возбуждающий к послушанию, а не делающий принуждения; поскольку у Бога нет принуждения. Послал, как призывающий, а не отгоняющий. Послал, как любящий, а не судящий. Ибо пошлет некогда Его как Судию; и кто стерпит Его пришествие? (Не видишь ли, что) христиане, бросаемы будучи на снедение зверям, для того, чтоб они отреклись от Господа, ни мало тем не побеждаются? Не видишь ли, что чем большее их число наказывается, тем более умножается других? Это не есть дело человеческое, это есть сила Божия, это есть доказательство Его присутствия. Ибо прежде Его пришествия кто из человеков знал что есть Бог»? 58 Иисус Христос все содержит Божескою силою Своею и всем дарует жизнь благодатную

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Людмила, супруга Петра, тоже бывала на исповеди у отца Алексия. На разговор о скандалах и вечных упреках в адрес мужа сама она никогда не шла. За грех того не считала и никогда перед Богом не исповедовала. Но батюшка, зная ее немощь, разными притчами всякий раз смягчал ее сердце, так что из ее уст нехотя срывалось признание, что и она «поругивает мужа немного». Злое сердце хотя бы немного чувствовало свою вину, и потому отец Алексий допускал Люду к Святым Дарам. Маша и Ваня Рачицкие несли отчасти папин крест, хоть он и брал большую тяжесть на свои плечи, молча снося все неоправданные оскорбления. Полное молчание было единственным оружием против неиссякаемого гнева Людмилы, и, когда очередной ураган ненависти стихал, мама начинала как ни в чем не бывало щебетать о нуждах семьи и своих бытовых мечтах. Петра и детей печалило не столько то, как она легко и вдруг переходила от гнева к беззаботности, но отсутствие сердечного участия к их жизни. Людмила словно балансировала над пропастью отчужденности. Уверенно шагала по незримому канату желаний между необузданной требовательностью и стремлением исполнить все свои хотения, в самых их мелочах. А любовь… Семейную любовь, которую жаждали Петр и дети, они находили у отца Алексия. И молитва давала ее – чем тяжелее придавливала плита ненависти, тем крепче тянулись их сердца к Богу со своей скорбью. Маша и Ваня не были Петру родными – он очаровался Людой, когда вернулся из армии, и они у нее уже были – трехлетний Ванятка и двухлетняя Маруся. Сама Людмила цвела тогда, как розовый куст в разгар весны, – неприступная красавица, да и умна некстати. Петр до армии окончил политех и по возвращении поступил инженером на местный завод. Симпатичный, застенчивый, перспективный да еще любое желание всегда готов был исполнить. Поженились, спустя несколько лет и повенчались. А придирки были всегда. Люда всегда находила повод для гнева. И ураган злобы обрушивался на мужа, как только он приходил домой Кто бы узнал, пожалуй, и удивился бы. Все в квартире Рачицких всегда содержалось идеально: краны и трубы не текли, потому что Петр за ними следил и чинил вовремя и надежно; розетки, выключатели и лампочки по той же причине всегда работали исправно. Полки, тумбочки и прочую мелкую мебель Петр сработал своими руками. В общем, ни к чему не придерешься. Но Люда всегда находила повод для гнева: то батареи отопления грели недостаточно или слишком жарко, то какой-нибудь шуруп или гвоздь якобы потемнел, а его никто не сменит, то замок от входной двери в какой-то вечер туго поворачивается, то громко Петр кашляет, то поседел некстати, то борода надоела. Во всем был виноват Петр. И ураган злобы обрушивался на его голову сразу, как он переступал порог квартиры. Редкий был день, когда этого не случалось. А когда Людмила вдруг набрасывалась на детей с тем же по силе озлоблением, Петр начинал их защищать, и тема обвинений сменялась – припоминалась череда главных придирок в его адрес за последние десять лет, а то и больше.

http://pravoslavie.ru/92132.html

Что бы ни думали и что бы ни говорили о молитве, но она в связи с верою есть могучая сила мировая. Все возможно верующему ( Мк.9:23 ). Наши прадеды были проще, чем мы, и они верили, что вера и молитва могут горы переставлять, и что такую силу веры и молитвы можно найти именно у отшельников, у аскетов ( Мф.21:21 ; 1Кор.13:2). Прокопий Устюжский молитвою отвратил от своего города гнев Божий (каменный град). Быть может, и теперь чьи-нибудь молитвы разгоняют и отвращают от нас грозные бури, готовые поразить нас. Чтобы понять, как могут труды и молитвенные подвиги аскетов влиять на нас, на мир, мы приведем несколько соображений. Мир есть единое целое, единый организм, все в нем связано между собою. Кто повышает свою жизнь, тот увеличивает общую сумму добра, и наоборот: кто падает, тот понижает с собою и других. Об этой мировой связи существ земных говорит и слово Божие ( Рим.8:19–22 ). Конечно, для людей «трезвых», все это покажется загадочным, сказочным, мистическим. Но жизнь еще сказочнее, еще чудеснее. А св. Евангелие полно таинственного и чудесного. Религия немыслима без мистики и путей таинственных. Говорят, наука не может поддержать этих соображений. Но наука почти не касалась еще занимающих нас вопросов. У неё много своей работы в области мира физического. Впрочем, за последнее время психология допускает, что возможна непосредственная передача мыслей и чувств от духа к духу, от сознания к сознанию. А ведь этот закон воздействия одной личности на другую непосредственно был давно знаком святым отшельникам и аскетам. Читайте жития святых и вы убедитесь в этом. На этом законе, конечно, и основана сила молитвенного общения отшельников с людьми. Да ведь это так и должно быть, ибо все мы едино во Христе ( Гал.3:28 ). 3начит, если и есть какая-либо преграда между нашими душами, то это только наше несовершенство. Когда станет понятной возможность «духовного зрения», тогда многое, что до сих пор отвергалось, станет истиною. Отвергают аскетизм часто во имя культуры, которая будто бы несовместима с аскетизмом и от которой мы отказаться не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Куда я пойду? скажет он тогда. Ты, Господи, имеешь глаголы жизни вечной ( Ин.6:68 ). Ради красоты, правды и истины небесной, ради этой жемчужины драгоценной, он готов продать все, что имел, чтобы купить ее ( Мф.13:45–46 ). Вот, цель и жертва, вот сущность аскетизма. Люди религии земного счастья и благополучия работают и жертвуют ради тленного венца, ради чечевичной похлебки, люди истиной живой религии работают и приносят жертвы ради достижения высших ценностей (1Кор.9:25). Враги аскетизма, ссылающиеся на слова Господа ( Мф.25:31–46 ), особенно восстают против отшельников. Но недруги аскетизма смешивают в одно то, чего нельзя смешивать, т.е. мнимый эгоизм отшельников и их пользу человечеству. Что истинные отшельники менее всего думают о себе, о своем спасении, а идут в пустыню безмолвия только снедаемые любовью к Богу, об этом нам свидетельствуют все великие подвижники. Общение с Богом, святые переживания, огонь священной любви, вот что тянет их к подвигу аскетизма. Ужели эгоист тот, что испытывает радость и наслаждение при созерцании красоты природы и искусства, или переживает сладость научной работы? Еще более нельзя назвать эгоистом того, кто созерцает красоту Лика Божественного, кто любит Бога и тоскует по нему. Точно также нельзя упрекнуть отшельников и в отсутствии любви к ближним. Припомните св. Серафима Саровского , который всем говорил: «радость ты моя», который действительно любил людей и всячески помогал им. Еще большой вопрос, кто больше может любить людей, отшельник, или человек мира сего. Исаак Сирин говорит, что «не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир сей. Мы, сыны века сего, любим хвастаться любовью к человечеству. Но при любви к человечеству отдельный человек теряется, забывается. Бывает, что любящий человечество ненавидит отдельных людей (доктор в «Братьях Карамазовых)». Христианская любовь, которою живут отшельники, требует любить и добрых и злых, прекрасных и отвратительных, всех, кто носит образ человека. Приносят ли отшельники пользу человечеству? Приносят своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Не следует давать книг, написанных варварским не изящным языком. Этим можно отбить охоту к чтению. Хорошо было бы, если бы в известные дни все ученики собирались в школьный зал для слушания какой-либо выдающейся книги или статьи религиозного содержания. Пусть читает или сам законоучитель, или по его поручению лучший чтец из старших классов. Такое чтение может сопровождаться духовным пением. Чтения эти могли бы служить иногда и ответом со стороны о. законоучителя на те или иные запросы, которыми общество живет в данное время и которыми иногда увлекаются и воспитанники гимназий особенно старших классов. На этих чтениях воспитанникам давалось бы положительное руководящее знание религиозно-нравственных истин, так сказать, надежное оружие духовное, имея в руках которое, гимназисты и сами могли бы давать ответ всякому вопрошающему о их уповании, а главное – были бы менее склонны увлекаться всяким ветром учения. Я не говорю здесь о должной постановке классного преподавания Закона Божия, как самого первого и ближайшего условия воспитания в учащихся христианской настроенности. Это понятно само собой. Преподавание должно быть сердечно, просто, чуждо всякой вычурности, туманности, искренне; но простота не должна переходить в так называемую вульгарность, оскорбительно для такого предмета преподавания, как 3акон Божий. 3десь нужно душу питомцев взять в руки, завладеть их сердцем. Нужно, чтобы дети плакали и молились за уроком 3акона Божия. Я никогда не забуду, как детки первого класса плакали, когда им передавал историю об Иосифе, а второго – при рассказе притчи о блудном сыне, а также о страданиях Христовых. Из урока Закона Божия не следует, конечно, делать какого-то застенка для пытки учеников. Было бы странно, если бы законоучитель вздумал, например, браниться с учениками за уроком Закона Божьего, или издеваться над их недостатками. Хорошо, если ученики после урока доверчиво и благоговейно примут благословение батюшки. Уроки Закона Божия должны начинаться и кончаться молитвой, которую ученики читают по очереди в переднем углу пред классной иконой. Греха не было бы, если бы и все вообще уроки так начинались и кончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010