Апостол Павел во время своей проповеди в синагоге Антиохии Писидийской упомянул, что после завоевания Земли Обетованной Господь Бог давал Израилю судей на протяжении 450 лет, до пророка Самуила. Из его речи становится понятно, что для иудеев это – общеизвестный факт. Свидетельство апостола близко к указанию 3-й книги Царств, но охватывает меньший период – от смерти Иисуса Навина до пророка Самуила. Если сложить все даты, данные в книге Судей и 1-й книге Царств до праведного Самуила, то, действительно, их сумма составит 450 лет. Иудейские законники, несомненно, так и поступили. И на примере апостола Павла, наследника ветхозаветной книжности, видно, что в среде знатоков закона не было доверия к показанию 3-й книги Царств. Основываясь на его замечании, Исход может быть датирован не XV, как утверждал священник Дмитрий Юревич, а XVI веком, если к указанному числу добавить время деятельности Моисея и Иисуса Навина. Более того, взгляды некоторых древних историков, приведенные выше, соответствуют такому выводу. Наконец, подрыв авторитета одной из ключевых библейских дат (480 лет в 3Цар.6:1 ) в решении проблемы хронологии ставит под сомнение всю научную аргументацию в ее пользу. Спрашивается, стоило ли «рыть землю» для подтверждения того, чему издревле не было доверия. Система Сафронова упускает из виду вопрос противоречивости библейских дат. В вычислениях прослеживается односторонний подход. Во внимание не берутся «неподходящие» даты. Но в общем, вся система Сафронова, построенная, в основном, на сопоставлении общеисторических фактов с библейскими, не страдает от его избирательности в выборе чисел. Скорее, она подтверждает его подход и большую достоверность выбранной им библейской хронологии. Относительно патриархального периода в указанных Сафроновым вариантах Пятикнижия обнаруживается несоответствие. «И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» ( Быт.15:13 ). Это свидетельство идет в разрез с его обоснованием 430-летнего египетского плена евреев. Однако заавтора и в противовес книге Бытия вступается очередное свидетельство апостола Павла: «Но Аврааму даны были обетования и семени его… Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» ( Гал.3:16, 17 ). Так, в который раз обнаруживается противоречивость библейских дат и необходимость избирательного подхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Апостол Павел пишет в одном из своих посланий, что трижды молил Бога удалить от него ангела сатаны , истязавшего его плоть болезнью. Но Господь отказал: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи  (2 Кор 12:7–9). И что же апостол Павел, обиделся на отказ исцелить его? Нет! Он даже изменил взгляд на свою болезнь и говорит, что теперь «благодушествует» в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор 12:10). Отец Алексий Мечёв (1859–1923) долго и горячо молился о выздоровлении своей жены Анны Петровны, которая страдала от сердечной недостаточности. Молился, а супруге легче не становилось. В какой-то момент она стала просить отца Алексия, чтобы прекратил вымаливать ее у Бога. И в 1902 году скончалась… Это был тяжкий удар для батюшки, души не чаявшего и в жене, и в детях. Но он нашел в себе силы преодолеть горе — и стал одним из лучших в России духовников, который умел радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср. Рим 12:15) и нередко прозревал о тех и других волю Божию. Прав. А. Мечев с семьей Мы можем не понимать, почему Господь судит так, а не иначе. Мы просим, например, об удачном исходе операции — а человек под скальпелем умирает. Так бывает, и, увы, нередко. Но тем и отличается верующий человек от неверующего, что он знает: чем бы ни обернулась его просьба, все это — от Господа. Он продолжает доверять Богу, даже если ему кажется, что ответа на его молитву нет. Или если ответ совсем не тот, на который он рассчитывал. Он твердо верит, что Господь услышал его просьбу и… ответил на нее как любящий Отец. В этом смысле невероятно важна история ветхозаветного праведника Иова, который в один день лишился всего  — детей, имущества, уважения соплеменников и даже возможности находиться среди людей (он заболел проказой, а прокаженные не имели права показываться в человеческом обществе). И что же, он разгневался на Бога, похулил Его, как предлагала его отчаявшаяся жена? Нет. Иов произнес такие слова, которые не пришли бы и в голову современному, ничего не способному потерпеть человеку: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?  (Иов 2:10). Он — представьте себе! — продолжал верить этому Богу, от Которого, как он думал, принял не просто «злое», а самое страшное, что только можно вообразить. (В последнем Иов, правда, ошибался; зло, обрушившееся на него, было не от Бога, а от сатаны, решившего как раз вот это и проверить: сохранит ли Иов свою праведность, если вместо привычного доброго получит непривычное злое?)

http://foma.ru/pochemu-bog-ispolnjaet-ne...

Апостол Павел учит: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп. 2: 5 ) Вы можете представить себе это? Апостол призывает нас чувствовать, как Христос, любить, как Христос, огорчаться, как Христос, гневаться, но как Христос, слышать, как Христос, видеть, как Христос, плакать, как Христос, смеяться, как Христос… Одно из важнейших предназначений Церкви и состоит именно в том, чтобы подготовить человека к этому удивительному состоянию. Уже в силу этого Церковь не похожа ни на одну другую организацию, потому что самые разные люди могут сосуществовать в ней до тех пор, пока готовы жить во Христе, ибо если они идут ко Христу, то непременно и встретятся в Нем. Если же их политические взгляды или эстетические предпочтения перевешивают любовь к Господу, диалог становится невозможен. Такие люди перестают принадлежать Церкви, хотя вполне могут прикрываться хоругвями, как транспарантами. Христос никого не заставляет менять политические убеждения и отказываться от своих культурных корней, не призывает становиться националистами или, наоборот, записываться в космополиты. Будь тем, кем ты можешь и хочешь быть. Если ты – во Христе, все прочее сразу же отодвигается на третий и даже четвертый план и начинает относиться к области нашей социальной и культурной самоидентификации, но отнюдь не к нашему христианству. Кстати, в этом кроется одна из причин того, что воспринять Церковь вне всевозможных внешних симуляторов современному человеку оказывается непросто. Мы привыкли жить и мыслить категориями, разделяющими нас по культурным, национальным, социальным и политическим признакам, в то время как Церковь – это место, где все складывается воедино. Люди же яростно не желают объединиться и возлюбить друг друга, потому искажены грехом. Человеческая природа тяготеет к индивидуализму, каждый стремится быть «сам по себе». И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу ( Лк. 22: 31 ). Этот евангельский образ, как всегда, не случаен! Ведь что такое пшеница? Маленькое твердое зерно, наглухо отделенное от своих собратьев. Сатане не составит ни малейшего труда исклевать их по одному… С другой стороны, Христос так говорит о зернах:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Апостол свидетельствует: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Воспитанный в православной традиции, опытом жизни я научился доверять поставленному надо мной церковному руководству и духовникам, и удостоверился, что в случае нужды, если они переоценят мои силы, Сам Господь внесет необходимые коррективы в их планы, и все закончится благополучно. Не теоретические знания, а живой личный опыт, пусть маленький и скромный, рождает в душе упование, которое не посрамит. Главным утешением на пути служения были духовники, наставлениями которых я имел счастье пользоваться. Вначале архимандрит Наум (Байбородин), затем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архиепископ Алексий (Фролов) в течение многих лет молитвой и советами помогали мне проходить путь служения Святой Церкви. Пребываю в сыновней уверенности, что молитвы этих духовников будут хранить меня, как и прежде. Настоятельство на бедном сельском приходе приучило меня со вниманием относиться  к каждому человеку. Этого требует Евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); но также сама жизнь в сельской глубинке подсказывала, что без бережного отношения к маленьким людям приход запустеет, не выживет. Знать положение дел на каждом приходе, лично познакомиться с церковными тружениками в Каменской епархии вскоре будет моей прямой обязанностью. Епископам, как предстоятелям и свидетелям о церковной жизни и духовном опыте всей вверенной их попечению паствы, надлежит принимать участие в работе Архиерейских Соборов, выносить решения по самым важным вопросам церковной жизни и вероучения. Будучи настоятелем труднодоступного сельского прихода, не предполагал, что мне придется столкнуться с такой «экзотикой», как наркомания, но в 1998 году наш приход приступил к практической деятельности по реабилитации наркозависимых. Весной 2010 года мне предложили возглавить группу экспертов, привлеченных к написанию концептуального документа по церковной реабилитации наркозависимых в рамках работы Межсоборного присутствия, а с осени того же года я руководил Координационным центром по противодействию наркомании в структуре Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

http://patriarchia.ru/db/text/3536060.ht...

Апостол смотрит на крещение всех Римских христиан, без исключения, как на союз со Христом, привитие к Нему, как ко Второму Адаму, погребение с Ним погребением Его, и восстание с Ним в воскресении Его. Он употребляет самый определенный термин: «все мы». " Неужели не знаете, что все мы крестившиеся во И. Христа, в смерть Его крестились»? Эти слова Апостола точно соответствуют тем, с которыми он обращался к Коринфянам, и имеют то же значение: «Или не знаете, что члены ваши суть члены Тела Христова»? «Одним Духом мы все крестились в одно тело»; «вы Тело Христово» ( 1Кор.6:15; 12:13 ) Истолкование этой важнейшей в практическом отношении главы всегда представляло большую трудность вследствие неправильного понимания слов «смерть для греха», упоминаемых в начале ее: «Мы умерли для греха, как же нам жить в нем», и в 11 ст.: «Так и вы, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Смерть есть состояние полнейшего бесстрастия. Мертвое тело или мертвые члены одинако нечувствительны как к удовольствиям, так и к страданиям. И далее, естественная смерть не допускает степеней, человек может быть мертвым или живым. Но смерть для греха, на которую ссылается здесь апостол, не может быть состояниям нечувствительности ко греху, так как Апостол предостерегает умерших для греха, чтобы они не впали в него. Нельзя предостерегать от опасности мертвого человека. Однако, Апостол говорит: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, во Христе Иисусе, Господе нашем». И этим самым людям, таким образом, мертвым, он говорит в следующем стихе: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху, в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых» ( Рим.6:11–13 ). Итак, здесь мы видим совершившуюся в протекшем времени смерть для греха в тех самых людях, которые подвергаются опасности подпасть под власть его, или которые, по крайней мере, склонны быть обольщенными и побежденными им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Апостольское послание сегодняшнего дня удивительным образом внутренне раскрывает смысл нашей встречи Христа. Я позволю себе еще раз прочитать его, чтобы оно лучше и сильнее было услышано: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли, и слышали, и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами ( Флп.4:4–9 ). Такие слова говорит апостол о том, как мы должны жить во Христе. И как вы думаете, после того, как Лазарь в аду побывал, после того, как Господь его, четырехдневного, вывел из гроба и воскресил, мог ли он жить обычной человеческой жизнью: заниматься бытовыми делами, думать о карьере, о земном благополучии? Конечно нет. Даже представить себе невозможно, что Лазарь мог бы забыть о Боге. И он стал епископом, апостолом стал... Но Лазарь был вызволен из того гроба, в котором и мы пребывали, пока Господь не вывел нас из темницы грехов. Каждому из нас Он даровал возможность прикоснуться к Своей жизни, после тьмы увидеть свет. Можно ли после этого жить по-прежнему? После того как Господь Своей жизнью тебя касается, можно ли продолжать жить не так, как сказал сегодня апостол Павел, забыть, что есть Царство Небесное, которое с нами, что есть Господь, Который к нам грядет? Мы встречаем сегодня Господа, в руках вербочки держим. Как поется в праздничном тропаре, «и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Мы как бессмертные это поем, но и мы должны победить смерть, и мы должны быть готовы к тому подвигу, к которому Господь нас призывает, а не просто ждать, когда это случится помимо нас. Мы держим знаки победы, но у нас только один знак победы – это крест. Эти вербы прообразуют древо крестное, на котором Господь грядет распяться нашего ради спасения. И мы не можем не идти вместе с Ним туда, куда Он нас зовет, куда Он Сам идет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Архив Пн Призываемый Богом (Евр. 5:4) 3 февраля 2024 г. 12:15 Что такое призвание к священству? Как мимолетную увлеченность церковной жизнью не принять за истинное призвание? Может ли сам человек понять, что Господь призывает его в священство, и на что ориентироваться священноначалию, когда встает вопрос о рекомендации молодого человека в клирики? В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья, подготовленная на основе материалов портала «Пастырь» ( 1, 2024 , PDF-bepcuя ). Кандидаты в священство, как и их духовные наставники, вновь и вновь оказываются перед сложной задачей: понять, обладают ли они качествами, необходимыми, чтобы предстоять перед престолом. Казалось бы, об этом вполне четко говорит апостол Павел: священнослужитель должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью (1 Тим:3, 2-4). С одной стороны, не все эти качества поддаются немедленной проверке, тем более когда кандидат еще молод. А с другой — даже при их наличии остается еще что-то, без чего священника быть не может; это и называют призванием. «Начиная с евангельской эпохи и заканчивая самыми последними днями, священники избирались и всегда будут избираться одним-единственным образом — их призывает Господь, и никто другой, — отмечает проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), куратор подготовки студентов пастырского направления, член епархиальной комиссии по приему абитуриентов в московские духовные школы протоиерей Николай Емельянов. — Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16) — эти слова актуальны на все времена». Как понять готовность человека к священству?  Разобраться в вопросе о том, что такое призвание, совсем не просто. В католическом мире понятие «призвание к священству» часто рассматривают в двух планах — как призвание внутреннее и внешнее (vocatio interna и vocatio externa соответственно), пишет клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, и.о. заведующего кафедрой пастырского и нравственного богословия ПСТБИ кандидат богословия иерей Алексий Черный. Внутреннее призвание — это субъективная склонность, желание человека стать священником; внешнее — обстоятельства, влияющие на его выбор. Пастырское призвание формируется на пересечении этих двух аспектов.

http://patriarchia.ru/db/text/6099914.ht...

Архимандрит Амвросий (Юрасов) поясняет: «Но бывает, что болезни посылаются и святым людям не за грехи, а для большей святости»; «Грешникам болезни даются за грехи, а праведникам – для большей святости» (141: 211, 212). По мнению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) : «Бог хочет терпения и надежды, если подвергает душу лишению, для ее испытания и очищения» (112: 329). « Авва Исаия пишет: поскольку одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то не должно думать, что все подвергающиеся несчастиям подвергаются им за какие-либо предшествовавшие грехи» (цит. по 8: 419). Старец Алексий (Соловьев) выражает эту мысль так: «Знаешь ли ты, что душа очищается страданием... Кто тебе сказал, что Бог наказывает людей за грехи, как принято у нас часто говорить при виде ближнего, впавшего в какую-либо беду или болезнь. Нет, пути Господни неисповедимы. Нам, грешным, не надо знать, почему Всесильный Христос часто допускает непостижимые для человеческого ума как бы несправедливости» (цит. по 79: 346). Святитель Иоанн Максимович (архиепископ Черниговский, впоследствии митрополит Тобольский и Сибирский) говорит: «…Каждый из нас в нуждах своих обязан увещевать самого себя, говоря или думая так: “Это послано мне праведным судом Божиим или в наказание за грехи мои, или для наставления меня в добродетельной жизни, или же для большей награды небесной…”» (107: 493, 494). Заметим, что и преждевременная смерть человека также может не являться следствием значительности совершенных им грехов. В Евангелие от Луки об этом говорится следующее: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк. 13:1–5 ) (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Баптисты, по поводу приведенных слов, обыкновенно иронически спрашивают: могут ли члены современной православной Церкви считаться достигшими всех этих благ: «града Бога живого», «небесного Иерусалима», «Крови кропления»? Может ли это быть сказано о людях живущих «по плоти», какими баптисты считают православных христиан, которые так часто нарушают заповеди Божии? Отвечаем: да, может, так же, как это могло быть сказано о ветхозаветной Церкви: «Вы боги и сыны Всевышнего все вы, но вы умрете как человеки и падете как всякий из князей» ( Пс.81:6, 7 ). Спаситель ясно подтвердил мысль, заключающуюся в этих словах: «Если Он назвал богами тех, к кому было слово Божие, и не может нарушить сие Писание» ( Ин.10:35 ). Итак, если Церковь обрезания была вознесена на такую высоту только потому, что было ей слово Божие, и в этом слове только – низший завет; то почему же все те блага, о которых говорится в рассматриваемых нами стихах, не могут относиться ко всем участникам высшего завета, новозаветной Церкви? И, однако, Апостол в заключение высказывает мысль, что все сказанное относится к тем, кому еще угрожала опасность отпасть: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий». Соборные послание Иакова, Петра и Иуды изобилуют наставлениями совершенно одинакового характера с теми, какие мы видели в послании ап. Павла, наставлениями, вытекающими из предположения, что все к кому они обращены, были уже приняты по изволению благодати Божией в состояние благодати и духовного братства, которого, однако, вследствие небрежения могут окончательно лишиться. Выражение о сообщении благодати всем так убедительны, как только это возможно. И, однако, некоторые нуждались в таких словах: «очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» ( Иак.4:8 ). А ап. Петр находит нужным сказать некоторым не старавшимся прилагать к добродетели – добродетель: «в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза свои, забыл об очищении прежних грехов своих, т.е. Крещении (см. Деян.22:16 ). И этот же самый Апостол говорит о других: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи». Подобно сему и ап. Иуда напоминает христианам, которым он писал, об ангелах, не сохранивших своего достоинства (τν αυτν ρχν), и говорит о некоторых, как о «бесплодных деревьях, дважды умерших». Очевидно, если они дважды умерли, значит, они когда-нибудь жили, а самый факт сравнение их с бесплодными деревьями указывает на то, что Апостол имел в виду притчу Спасителя об Истинной Лозе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Без успокоения Апостолу Фоме такого свидетельства о Воскресении мало, и он говорит очень дерзкие слова: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Это самый достоверный опыт познания – через осязание. Казалось бы, ну как к Богу можно обращаться с такими словами? Ну как можно требовать от Христа подобное? И вот что поразительно. Христос приходит как раз на девятый день к Фоме, и апостолы видят то, что, скорее всего, они не заметили в первый раз: Христос воскрес, а раны остались. Христос воскрес, но Христовы страдания зияют на Его воскресшем теле. Его тело не залечилось, не стало сильным и здоровым – ничего подобного. И Он говорит: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверим, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:27–29 ). Да, пожалуйста, вложи свой перст вот в эти раны. Коснись этих ран. Коснись этого прободенного ребра. И не будь неверующим, но верующим. Фома отвечает: Господь мой и Бог мой! – это первое свидетельство, когда Христос назван Богом, а не просто Сыном Божиим, как говорил апостол Петр: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф.16:16 ). Выражение Сын Бога, Сын Божий может толковаться по-разному. Так Христос Своим оппонентам, когда они заявляют: «Что ж Ты Себя Сыном Божиим называешь?» – говорит следующее: «Но разве не сказано в вашем Писании, что все вы сыны Божии? Разве не сказано в Писании: Из Египта воззвал Я сына Моего (см. Ос.11:1 ; Мф.2:15 ), – называя сыном весь народ израильский?» И иудеи говорят Христу: «Мы не от любодеяния рождены, единого отца имеем – Бога». А здесь свидетельство: «Ты – Бог . Ты – Господь. Ты – истинный Бог», – которое звучит от Фомы, потому что Фома не признает Воскресение Христа как успокоение, как избавление от ответственности за прожитое. Он не признает Воскресение Христа как изменение к лучшей жизни, потому что Христос воскресает в ранах, в язвах воскресает. И если твой Учитель воскрес для тебя таким, то и путь за твоим Учителем будет таким же.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010