При поддержке местных властей почти все приходы УАПЦ, которых насчитывалось на Волыни ок. 10, были включены в состав УПЦ КП, нередко с нарушениями законодательства. В УАПЦ остался только Крестовоздвиженский Братский храм, ставший в сент. 1993 г. кафедрой новоназначенного «епископа» Феоктиста Пересады. В нач. 1994 г. Пересада был изгнан из Луцка сторонниками УПЦ КП, Братский храм и располагавшаяся в братском доме канцелярия Луцко-Волынской епархии УАПЦ были захвачены филаретовцами, позже власти официально передали их УПЦ КП. В УАПЦ остались 2 прихода: в с. Милуши Луцкого р-на и в г. Берестечко Гороховского р-на. В 1997-1999 гг. был зарегистрирован ряд новых общин УАПЦ. В ведении УАПЦ на Волыни находится 5 храмов, в Луцке построены храмы во имя св. апостолов Петра и Павла, св. Димитрия Солунского в городском парке, св. Марии Магдалины. С 1997 г. Луцко-Волынская епархия УАПЦ объединена с Ровенско-Острожской в Ровенско-Волынскую епархию, кафедральным является Стефановский храм в Ровно. Епархия находится в ведении «архиепископа Львовского» УАПЦ Макария Малетича, с 2015 г. являющегося предстоятелем УАПЦ. К 2014 г. в Волынской обл. зарегистрированы 17 общин УАПЦ и 2 общины отколовшейся от нее УАПЦ-Соборноправной, которые в 2004-2005 гг. окормлял бывший «епископ» УПЦ КП Спиридон Бабский. От Луцко-Волынской епархии УАПЦ-Соборноправной откололись 2 прихода в Луцке, перерегистрировавшиеся как «независимые православные общины», т. к. придерживаются вероучения протестант. толка. Троицкий собор в Луцке. Фотография. 2010 г. В июле 1992 г., вскоре после образования УПЦ КП, «заместитель местоблюстителя» Киевского патриархата Филарет Денисенко подписал указ о «смещении с кафедр» и «запрещении в священнослужении» «епископа» Луцко-Волынского УАПЦ Николая (Гроха) и еп. Волынско-Луцкого УПЦ Варфоломея (Ващука), хотя ни тот ни другой не входили в состав УПЦ КП. Управляющим Луцко-Волынской епархией УПЦ КП стал «епископ» Спиридон Бабский, под рук. к-рого был захвачен 2 авг. 1992 г. кафедральный Троицкий собор в Луцке. В дек. 1992 г. новым управляющим Луцкой кафедрой стал «епископ» Серафим Верзун, в нояб. 1993 г. в Луцк был назначен «митрополит» Иоанн Боднарчук (см. Боднарчук В. Н.), Верзун стал его викарием с титулом «епископ Владимир-Волынский». В 1994 г. Боднарчук погиб, его сменил бывш. еп. Почаевский, к тому времени «архиепископ» УПЦ КП Иаков Панчук . После смерти Панчука Волынскую епархию УПЦ КП в 2004 г. возглавил «епископ» Михаил Зинкевич.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

(Грох Степан Михайлович; 5.09.1954, с. Галич Подгаецкого р-на Тернопольской обл.) - 17.06.2017, Киев), архиеп. Белогородский. Из крестьянской семьи. В 1971 г. окончил среднюю школу, затем работал на хлебокомбинате. В 1973-1975 гг. проходил срочную военную службу. В 1976 г. поступил в Ленинградскую ДС. На последнем курсе семинарии в марте 1979 г. был рукоположен ректором ЛДАиС Выборгским архиеп. Кириллом (Гундяевым ; ныне Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, в апр. того же года - во иерея. По окончании семинарии 25 июня того же года назначен священником Успенского храма г. Подгайцы Тернопольской обл. 14 сент. 1979 г. стал настоятелем Никольского храма в с. Алексинцы Борщевского р-на той же области. 17 марта 1986 г. назначен настоятелем храма Рождества Пресв. Богородицы в с. Рыбники Бережанского р-на Тернопольской обл. С 1988 г. служил в Никольском храме в с. Мечищев и Покровском храме в с. Котов Бережанского р-на. С супругой находился в разводе. Во время массового захвата правосл. храмов Тернопольской епархии сторонниками неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) уклонился в раскол . 11 мая 1990 г. бывш. еп. Житомирский Иоанн Боднарчук , лишенный архиерейского сана и монашества, совершил «постриг» С. М. Гроха. 19 мая того же года «архиереями» УАПЦ было совершена его неканоничная «хиротония» во «епископа Луцкого и Волынского». 25 июня 1992 г. покинул УАПЦ и принес покаяние в грехе раскола перед Архиерейским Собором канонической Украинской Православной Церкви. После разрыва с УАПЦ был выселен националистически настроенными властями г. Луцка из ранее предоставленной ему квартиры. Решением Синода УПЦ от 14 июля был принят в лоно Церкви. 15 июля архим. Питиримом (Старинским) в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры пострижен в монашество с именем Николай. После возведения в сан архимандрита назначен епископом Ковельским, викарием Волынской епархии УПЦ. Хиротонию Н. 16 июля 1992 г. в лаврском Крестовоздвиженском храме возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . 29 июля того же года назначен епископом Ивано-Франковским и Коломыйским. В период служения Н. в Ивано-Франковской епархии был построен кафедральный собор в г. Коломне, при этом в Ивано-Франковске православный храм возвести не удалось из-за противодействия местных властей. 28 июля 1999 г. возведен в сан архиепископа. В 2000 г. экстерном окончил КДА. 18 окт. 2007 г. назначен архиепископом Белогородским, викарием Киевской епархии, с местопребыванием в киевском Пантелеимоновом мон-ре в Феофании.

http://pravenc.ru/text/2565970.html

В. В. Грабовецкий, останки И. и прп. Феодосия сохранились в одной из подземных ниш среди фундаментов разрушенного Крестовоздвиженского храма. В нач. 90-х гг. XX в. место захоронения подвижников было отмечено крестом. В 1998 г. в постройках Манявского скита был создан монастырь в юрисдикции раскольнического Киевского патриархата, тогда же на монастырской стене была установлена мемориальная доска в честь И. В 2001-2002 гг. на месте древнего Крестовоздвиженского храма был восстановлен деревянный собор, над местом захоронения И. и игум. Феодосия устроили придел, над могилой святых установили раку, в 2006 г. рядом с ракой была воссоздана надгробная мраморная плита. 8 марта 1994 г. по прошению архиеп. Ивано-Франковского и Коломыйского Николая (Гроха) , духовенства и верующих Свящ. Синод УПЦ причислил И. и Феодосия (Княгиницких) к лику местночтимых святых Ивано-Франковской епархии, торжество прославления состоялось 14 марта. Имя И. вошло в Собор Галицких святых, местное празднование к-рому в пределах Львовской епархии было учреждено Синодом УПЦ 3 апр. 2001 г. Святой изображен на иконе «Собор Галицких святых». И. был «канонизирован» раскольническими украинскими группами: УАПЦ (1993-1994) и Киевским патриархатом (2004). Единственной сохранившейся реликвией, по преданию связанной с И., является позолоченный игуменский жезл, который был передан в 1785 г. из упраздненного Манявского скита в румын. мон-рь Сучевица. Соч.: Письмо... к иеромонаху Кириллу Транквиллиону... от 23 авг. 1619 г.// Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. Прил. С. 218-234. Ист.: Irhamiй з Любартова. Жumie и жизнь преподобного отца нашего Ioba, и о ckohьчahiu его, и о cocmabлehiu святая обители Скитския, вкратце списано//Зоря Галицкая яко альбум на год 1860. Льbib, 1860. С. 225-230; Завет духовный в иеросхимонасех Феодосия, игумена бывшаго обители св. Скитской//Акты, относящиеся к истории Южно-Западной Руси/Изд.: А. С. Петрушевич. Львов, 1868. С. 56-92; Регула, или Устав, паче же правило постническаго иноческаго живота на Скитку храму Пречистыя Богородицы, идеже есть и придел преподобнаго отца нашего Онуфрия Великаго//Там же.

http://pravenc.ru/text/578152.html

Древнейшими иконами Волыни являются Дорогобужская икона Божией Матери «Одигитрия» (сер. XIV в.) из дорогобужского Успенского мон-ря (Ровенский краеведческий музей). Сохранился фрагмент фресок с образом Христа, обнаруженный на руинах кафедрального собора св. Иоанна Богослова на территории Луцкого замка Любарта. К XV-XVI вв. относятся иконы Божией Матери из с. Стадники Ровненской обл. (Ровенский краеведческий музей), из с. Стрельск и с. Точевики Ровненской обл. (Острожский историко-культурный заповедник), из с. Доросини Рожищенского р-на (Львовская картинная галерея), а также храмовая житийная икона прор. Илии из Ильинского храма Дубно (Дубенский краеведческий музей). В кон. XIX в. Волынской епархии были переданы части мощей святых: прп. Николы Святоши в новооткрытый Троицкий кафедральный собор в Луцке и прп. Феодосия Печерского в новопостроенный Феодосиевский храм на Омеляникском военном кладбище на окраине Луцка (обе реликвии вместе с храмами с 1992 находятся в ведении УПЦ КП). Крестные ходы до 60-х гг. XX в. совершались к св. источникам в с. Белосток Луцкого р-на, связанном с существовавшим до нач. XVIII в. правосл. Белостокским мон-рем, и в с. Смолява Гороховского р-на, где, по преданию, была явлена местночтимая икона Божией Матери. В наст. время традиция их проведения возрождается. УАПЦ на Волыни В 1941-1944 гг. существовала Луцко-Ковельская епархия УАПЦ под рук. архиеп. Поликарпа (Сикорского), ей принадлежало подавляющее большинство храмов в Волынской обл. Первая с послевоенного времени община УАПЦ в Луцке была организована на митинге, состоявшемся при участии укр. национальных орг-ций («Просвита», «Рух» и др.) в 1989 г. Эта община получила регистрацию 10 мая 1990 г., ей был передан использовавшийся под планетарий Братский Крестовоздвиженский храм, ставший кафедрой для назначенного 19 мая 1990 г. «епископа Луцкого и Волынского» УАПЦ Николая (Гроха) , бывш. клирика Ивано-Франковской епархии. В дек. 1990 г. УАПЦ получила Христорождественский собор бывш. мон-ря во Владимире-Волынском. В авг. 1991 г. был зарегистрирован устав Луцко-Владимир-Волынской епархии УАПЦ, тогда же на окраине Луцка для УАПЦ было выделено место под строительство Успенского кафедрального собора. «Епископ» Грох стал одним из немногих иерархов УАПЦ, к-рые выразили протест против объединения с бывш. митр. Филаретом Денисенко, в июле 1992 г. он осудил создание УПЦ КП и вернулся в юрисдикцию Московского Патриархата, в том же году был хиротонисан во епископа Ковельского, викария Волынской епархии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАБРИЕЛ ХРЕШТАК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Габриел Хрештак , в армянской языческой мифологии персонаж, идентифицируемый (после принятия армянами Христианства в IV веке) с архангелом Гавриилом , перенявший функции духа смерти Гроха и бога грозы и молнии Вахагна . В народной традиции и верованиях встречаются и поныне три наименования духа смерти (Габриел Хрештак, Грох, Хогеар). Габриел Хрештак - пламенный, грозный и бесстрашный, вооружён огненным мечом (зарница - блеск его меча). Живёт на небесах под началом у Бога; одна его нога - на небесах, другая - на земле. Как ангелу смерти люди оказывают сопротивление Габриелу. В одном мифе герой Аслан Ага вступает в борьбу с Габриелом Хрештаком, чтобы добиться для людей бессмертия, но терпит поражение. Как бог грозы и молнии Габриел Хрештак, один или вместе с другими ангелами, борется против вишапов. Выступает также посредником между Богом и людьми. В эпосе «Сасна Црер» Габриел Хрештак спускается с неба и разнимает борющихся между собой отца и сына ( Давида и Мгера ). Использованные материалы Редакция текста от: 04.07.2012 23:13:14 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/21384.html

В оставшиеся дни, если встречались на братской трапезе, отец Алексий с необычайной любовью и заботой передавал брату разные салатики, лакомства. Тому было даже как-то не по себе. Напряжение держалось четвертый год, а тут Алексий до такой степени смирился перед ним! И вскоре, через две-три недели, разбился... Хотя брат знал многое о великих трудах отца Алексия, но эта перемена в нем казалась самым большим чудом, была особенно дорога... Сказанное уместно дополнить словами известного афонского старца Иосифа Исихаста : «Ничто иное не может так помочь утишить гнев и все страсти, как любовь к Богу и всякому сочеловеку. С помощью любви побеждаешь легче, чем с помощью других подвигов...» 96 Но преждевременное стремление к любви Божией опасно, ибо ее предваряет выполнение заповеди о жертвенной, сострадательной любви к ближнему: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» 97 Отец Алексий, стремясь к любви, неустанно трудился всю жизнь. В последний год в разговоре с близкими раз-другой обмолвился: «Сейчас чувствую – слабею. Раньше хоть бы что, ничего не замечал! А теперь физически не успеваю...» Появилась неестественная полнота, хотя при огромных трудах Алексий ел меньше обычного. Наверно, сдавало сердце. Кое-кто знал, что у него бывали сильные головные боли. Последним летом на стройке в Серафимовском скиту на него обрушились кирпичи и сильно повредили голову. Неподалеку была летняя кухня. Матушка Варвара звала сына: «Алексий, кушать!» – Он в ответ: «Мама, подождите...» Так раз-другой, уже вечер, скоро уезжать – сколько можно ждать? А у него из разбитой головы кровь текла, боялся показаться матушке и расстроить ее. Одна из скитских сестер делала ему примочки, пытаясь остановить кровотечение. Вероятно, после этого случая усилились головные боли, а возможно, причина была в хроническом недосыпании... Нина из Полтавы привозила отцу Кириллу свечи и семечки для птичек. Мешки эти грузил и перевозил Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Свернуть Комментирует священник Стефан (Домусчи) День памяти святых Священномученик Пионий, пресвитер Смирнский, и иже с ним (250) Рассказ о священнике города Смирны (ныне Измир), который готовился к мученической кончине постом и молитвой, слушайте на радио «Вера» . Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (639) Краткое житие соавтора книги «Луг духовный» слушайте на радио «Вера» . Преподобный Софроний, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII) Он жил в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и железный пояс. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, чудотворец (1458) Слушайте рассказ о епископе-аскете на радио «Вера» . Преподобный Алексий Голосеевский, Киевский, иеромонах (14 апреля 1840 — 24 марта 1917) Преподобный Алексий Голосеевский родился в первый день Пасхи, в многодетной дворянской семье Шепелевых, которой покровительствовал Киевский митрополит Филарет Амфитеатров. До 13 лет мальчик был немым. На Пасху 1853 года владыка Филарет благословил матери прийти с сыном на вечернюю службу в его домовую церковь. На третье приветствие митрополита «Христос воскресе!» мальчик ответил: «Воистину воскресе!» Читать житие После исцеления его отдали на воспитание в Киево-Печерскую лавру. Когда мальчик остался сиротой, заботы о его воспитании владыка Филарет взял на себя. После обучения в Киево-Печерской лавре, в 19 лет послушник принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем священника. В Киево-Печерской лавре отец Алексий прожил более 38 лет, в ее скиту, Голосеевой пустыни, — более 20 лет. Господь удостоил его дара прозорливости. Среди духовных чад старца были митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

Надо ли отдыхать от духовной жизни? Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Отвечает помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН 4 января, 2010 Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Отвечает помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Должна ли меняться духовная жизнь в отпуске? Отвечает помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН.  — Отец Алексий, в первых главах Библии написано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих…» (Быт. 2: 2). Но у Бога ведь нет противопоставления «дел» как напряжения и «покоя» как расслабления, как это часто бывает у нас. Что означал седьмой день, когда Бог «почил»? — Слово «почил» ни в коем случае не означает бездействие, просто завершилась одна часть творческого акта Бога. И на седьмой день Бог радуется красоте и совершенству созданного Им мира, возможности развивать и возделывать его уже в сотворчестве с человеком. Начиная с грехопадения, человек неоднократно предавал это единство, но Бог по Своей безграничной любви дает нам возможность его восстановить. Еще в Ветхом Завете Он призывает еврейский народ к этому единству: «…шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…» (Исх. 20: 9-10). Четвертая заповедь. Благословляется отдых от повседневного труда, добычи хлеба насущного в поте лица, но не просто для отдыха дан нам этот день, а чтобы душа не забывала о Боге и ближних. Всю неделю я тружусь, чтобы обеспечить себя и ближних самым необходимым, а в этот день должен остановиться, вспомнить, кто они мне, как много значат в моей жизни, что посланы они мне Богом. Это труд души. Седьмой день — собирание сил, чтобы можно было опять творить.

http://pravmir.ru/nado-li-otdyxat-ot-dux...

Но я бы хотел сказать, что и этот страх, который прежде всего сопряжен со свободой, и название раб Божий очень почетны и высоки: замечательно, когда о ком-то можно сказать, что он настоящий раб Божий; это важно суметь понять. — То, что называется Пасхальная радость, это о том, как касается благодать Божия? то есть это может произойти в любой момент в любом месте? Отец Алексий: Да, конечно. — Все ли три степени связаны со свободой? Отец Алексий: Да, только свободный человек может быть рабом Божиим. — А каким образом раб получает свободу? Отец Алексий: Когда мы говорим об этом, мы вспоминаем апостола Павла, который говорит:; вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (см. 1 Кор 7:23), то есть вас освободили от смерти и от заклятия греха и поэтому вы свободны, не делайтесь рабами мира сего, не бойтесь его. Человек, который не освободился от страхов мира сего, не может работать Богу, он еще боится наказания, а не Бога, он еще не свободен. А Бога бояться можно только в свободе; это высокий страх любви, он и у раба страх любви, и у наемника страх любви. Но сыновний страх освобождает человека даже от мысли о воздаянии и о муках, он делает свободу человека совершенной. Человек, боящийся мук или работающий Богу за благодать, еще не совершенен в своей свободе, но тем не менее уже свободен. Люди, которые порабощены греху, Бога бояться не могут, они живут безбоязненно: грешат и не боятся Бога. И когда мы говорим Бог накажет — это ведь хорошо, потому что когда Бог наказывает, Он спасает. А есть люди, которых Бог уже не наказывает, и это страшная ситуация, потому что наказывать уже бессмысленно. Даже в Притчах Соломоновых написано: не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч 9:8–9). Если есть какие-то вопросы о страхе Божием, задайте, а потом мы перейдем к теме смиренномудрия. — А блаженны нищие духом — это к первой стадии относится? Отец Алексий: Я думаю, что это больше относится к следующей теме, к смиренномудрию.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Однако о.Алексий Чаплин соригинальничал еще круче. Рабство полицейскому, и вообще мирскому начальнику - эта оригинальнейшая мысль никому из духовных писателей еще в голову, наверно, не приходила. Это прямо скажем, какой-то модернизм, если не сказать - постмодернизм (на всякий случай поясняю, что я очень уважаю нелегкий труд полицейских). Вот для некоторых господ из этого мipa эта мысль неоригинальна. Мне рассказывали про одного бывшего директора совхоза (развалившего этот совхоз в 90-х), как он в пьяном виде куражился перед рядовыми работниками: «Я здесь хозяин, а вы - мои рабы!». Вот уж кто с удовольствием ухватился бы за эту мысль о. Алексия, если бы сам тоже был церковником! О. Алексий умудрился не только истолковать даже слова самого Спасителя с удобном для своего мировоззрения свете: «Наш Господь повелел всякому христианину в земной жизни стремиться преуспевать именно в рабстве, если мы хотим получить первенство от Него: «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27)». Однако слова Спасителя здесь на самом деле совсем о другом. Процитируем полнее: « Иисус же, подозвав их [учеников], сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом » (Мф. 20, 25-27). Т.е. слова Спасителя, обращенные, конечно же, ко всем христианам, все же в большей степени обращены именно к первенствующим среди них. В данном случае к апостолам, а ныне к епископам, их преемникам, священникам и мирским начальникам из христиан (понятно, что не следует понимать эти слова слишком буквально). И они противопоставляются как раз тем отношениям, которые господствовали среди язычников, где было строгое деление на господ и рабов. О.Алексий же на самом деле пытается этим же словами оправдать именно языческий порядок. Одновременно с требованием рабского повиновения младших старшим о. Алексий упрекает общество в потребительстве, и вместе с тем выдает следующий перл: «Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел). О горе Сербии! О унижение для всего Православия, когда князь Церкви страны, именующей себя православной, пользуется общественным транспортом».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010