Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Алексеевич Гришин (1870, с. Гусевский Погост (ныне Погост) Касимовского у. Рязанской губ.- 23.12.1937, Рязань), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. Сохранилось мало сведений о П.: он жил в родном селе, вел крестьянское хозяйство, прилежно посещал богослужения в сельском храме в честь Преображения Господня. В 30-х гг. ХХ в. работал кустарем-деревообработчиком. 12 авг. 1933 г. был первый раз арестован. 25 сент. того же года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Московской обл. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. После отбытия срока ссылки вернулся в родное село. В отчетах местные власти характеризовали его как «активного церковника» за помощь настоятелю Преображенской ц. свящ. Николаю Александровичу Динариеву и диак. сщмч. Николаю Карасёву (с сент. 1937 - 2-й священник Преображенской ц.). В окт. 1937 г. сельсовет принял решение о закрытии Преображенской ц. под предлогом «эпидемического заболевания», однако свящ. Николай Карасёв и прихожане, в т. ч. и П., добились того, чтобы храм был вновь открыт. Это привлекло внимание органов НКВД и уже в следующем месяце против духовенства и активных мирян Бельковского р-на Рязанской обл. было сфабриковано дело о «контрреволюционной повстанческой организации церковников». 6 нояб. 1937 г. по обвинению в активном участии в этой организации арестовали 27 чел., среди которых был и П. Их привезли сначала в тюрьму г. Касимова. На единственном допросе П. не признал своей вины ни по одному пункту обвинений, никого не оговорил. Через несколько дней подследственных перевели в тюрьму в Рязань. Там по решению Особой тройки при УНКВД по Рязанской обл. от 6 дек. 1937 г. П. был казнен вместе с 23 приговоренными к расстрелу, в т. ч. со священномучениками свящ. Николаем Карасёвым, протоиереями Александром Туберовским, Анатолием Правдолюбовым, Евгением Харьковым, Константином Бажановым. П. похоронен в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2580266.html

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске. Кон. XIX — нач. XX в. Фотография. 10-е гг XXI в. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске. Кон. XIX — нач. XX в. Фотография. 10-е гг XXI в. 2. 19 марта 1924 г. Никольским викарным архиереем Великоустюжской и Усть-Вымской епархии был назначен еп. Иерофей (Афонин) . Он прибыл в Никольск в кон. марта, 25 апр. официально вступил в управление викариатством. Архиерей жил в сторожке при кафедральном Сретенском соборе Никольска, активно объезжал приходы Никольского р-на (районное деление Северо-Двинской губ. введено 10 апр. 1924), рукополагал для них священников и диаконов из числа крестьян, принимал в клир епархии освобожденных из-под стражи священнослужителей, боролся с обновленчеством, создал сестричество. В июле 1924 г. еп. Иерофей обратился в Никольский райисполком с просьбой зарегистрировать Никольскую епископскую кафедру. В регистрации было отказано. Вскоре Никольского архиерея обвинили в «присвоении административных, публично-правовых функций и прав юридического лица по управлению епархии без регистрации этого управления в надлежащих органах власти», в окт. 1924 г. началось следствие по этому обвинению. С осени 1924 г. еп. Иерофей временно управлял Великоустюжской епархией в связи с уходом на покой еп. сщмч. Алексия (Бельковского) . Никольский викарий также окормлял приходы Коми (Зырян) автономной обл. В связи с разногласиями с клиром Сретенского собора в кон. 1924 г. архиерей стал служить в никольской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой поселился. Состоявшийся 27 дек. суд над еп. Иерофеем приговорил его к 6 месяцам принудительных работ, замененных штрафом; Никольская кафедра как религиозное объединение решением суда объявлена ликвидированной. Еп. Иерофей обжаловал это решение, 25 февр. 1925 г. оно было отменено Северо-Двинским губ. судом; уголовное дело в отношении архиерея прекращено. Но 1 апр. Северо-Двинский губотдел ОГПУ возобновил следствие в связи с подозрениями в «самовольном» управлении еп.

http://pravenc.ru/text/2566212.html

во иереев. В церковное богослужение стал вводиться англ. язык; И. издал на английском 3 проповеди, перевел и напечатал акафист Спасителю, подготовил кн. «Из истории религиозных сект в Америке» с 5 подробными историко-критическими очерками основных направлений амер. протестантизма (общий обзор, «Методизм», «Пресвитериане», «Церковь Епископальная», «Конгрегационалисты»). В описании «необыкновенного разнообразия религиозных особенностей в обществе американском» автор преимущественно использовал обширную англоязычную лит-ру, однако справочный аппарат в его книге отсутствует. Для стиля И., особенно проявившегося в данном труде, характерно сочетание фундаментального изучения предмета (здесь - вероучения и богослужебной практики протестантов) с эмоциональностью изложения. Однако миссионерская деятельность при И. значительных результатов не давала. В письме на родину в нач. 1871 г. он указывал, что американцам до догматов не было никакого дела: «Они равно посещают храмы всякого исповедания, только бы хорош был орган, хорошо пение или хороша проповедь. Церковная служба для них зрелище, и они рассчитывают, где приятнее им провести полчаса или час свободного времени». По словам П. С. Казанского, «наш Алеутский епископ не видит впереди ничего доброго от своего служения» (Переписка проф. МДА П. С. Казанского. 1914. С. 573). Миссионерская проповедь на Аляске среди индейцев-колошей не давала результатов, мн. русские уехали в Россию. Вторая в Ситке наряду с Михаило-Архангельским собором индейская Свято-Троицкая ц. по распоряжению И. в 1872 г. была разобрана. В 1871 г. в с. Бельковский была сооружена новая часовня, в 1875 г. здесь образован отдельный Воскресенский приход, выделенный из Уналашкинского. При активной поддержке И. в 1873 г. было получено разрешение на строительство в Кадьяке новой Воскресенской ц. на месте ветхой. 12 авг. 1889 г. был высочайше утвержден доклад Синода о назначении И. епископом Аксайским, викарием Донской епархии, к-рую возглавлял архиеп. Донской и Новочеркасский Макарий (Миролюбов) .

http://pravenc.ru/text/469514.html

Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 693. Л. 258-260)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 133 Протокол 1 заседания Комиссии по вопросам культов при Президиуме Мособлисполкома (16/4. - 37 г.). п. 4. Удовлетворить ходатайство о закрытии церкви в п. Гусь-Железный. Просить Президиум Мособлисполкома утвердить данное решение. Составить подробную опись имущества и передать в РайФО для зачисления в Госфонд. 10 августа 1937 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК утвердила постановление президиума Московского облисполкома от 27/5. - 37 г. о закрытии церкви в п. Гусь-Железный Бельковского района под клуб ( ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1149. Л. 9; Д. 47. Л. 25). Троицкий собор - помимо того, что абсолютно не смотрится усадебным храмом, каковым он был изначально задуман, - вообще похож на некоего архитектурного пришельца, забредшего в Гусь-Железный неведомо какими путями. И, конечно же автором никак не мог быть иногда называемый И. Гагин, о котором высказывали некоторые исследователи этого касимовского архитектора-самоучки, единожды нашедшего себя в классицизме. В Троицком храме, от правомерного классицизма - лишь восьмерик, несколько напоминающий классическую ротонду и завершённый ясной формы полусферическим куполом. В документе, хранящемся во Владимирском областном архиве, есть указание на то, что гусевский храм спроектировал " знаменитый " зодчий, но имя его не называется. Всё-таки, вероятнее всего, это был Василий Баженов - этот мастер, с его свободным полётом фантазии и потрясающей переимчивостью, оборотной стороной которой являлась самобытность, вполне мог причудливо соединить как бы несоединимые элементы, принадлежавшие сразу трём архитектурным стилям. Второй стиль - барокко, продиктовавшее основную структуру здания - это, по сути, дополненный с трёх сторон полукруглыми " лепестками " четверик с водружённым на него восьмериком. Наконец, третий стиль - готика (псевдоготика), особенно ярко прявившаяся в уникальном декоре постройки, в её усточиво стрельчатых формах, в которых исполнены и окна, и врезающиеся в купол фронтоны, и проёмы верхних ярусов колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00861

65 Иером. Амфилохий (Вакульский); о нем см.: Голуоов А. Амфилохий//Православная энциклопедия. Т. II. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия». 2001. С. 197 198. 68 Мцхетский собор 12 Апостолов нуждался в ремонте, т.к. по всей поверхности каменной крыши имелась течь. 69 См.: журнал Государственного совета в Департаменте государственной экономии от 29 октября 1898 г. за 390. об отпуске в течение 25 лет кредита на погашение ссуды по покупке в г. Нью-Йорке дома для православной церкви и причтовых помещений (РГИА. ф. 799. оп. 25. год 1897, д. 226. л. 22–22об.); отношение обер-прокурора на имя преосвящ. Алеутского от 15 января 1899 г. за 849 (РГИЛ. ф. 799, оп. 25. год 1897, д. 226, л. 26 28об.). 70 Ещё в 1892 году преосвящ. Николай (Зиоров) , считавший перенесение кафедры Алеутского епископа из Ситки в Сан-Франциско крупной и непростительной ошибкой, приведшей ко многим печальным последствиям в епархии, предлагал Святейшему Синоду перенести архиерейскую кафедру из Сан-Франциско в какое-либо другое место, например, Вашингтон [рапорт преосвящ. Алеутского Свят. Синоду от 17 сентября 1892 г. за 346 (РГИА, ф. 796. оп. 173, год 1892, д. 2762, л. 6, 12 об.–13)]. 71 Василий Николаевич Щеглов – смотритель Варшавского духовного училища, бывший преподаватель Холмской духовной семинарии. 72 Скибинский М.А. – псаломщик Холмско-Варшавской епархии, назначенный Тихоном (Беллавиным) учителем в Уналашкинскую миссионерскую школу «Священника о. Иоанна Вениаминова» [см. отношение преосвящ. Алеутского на имя товарища обер-прокурора от 29 апреля 1899 г. за 35 (РГИА, ф. 799. оп. 17. год 1899. л. 227. л. 17–17об.)]. 73 Свящ. Рафаил Кедровский; о нём см.: Новые православные миссионеры в Северной Америке//ЦВс, 1897. 1 ст. 28. 74 Отношение преосвящ. Алеутского на имя товарища обер-прокурора от 29 апреля 1899 г. за 35 (РГИА. ф. 799, оп. 17, год 1899. д. 227, л. 17 17об.). 75 Майнов В.В. – канцелярский чиновник Академии наук, назначенный преосвящ. Тихоном псаломщиком к Воскресенской церкви Бельковского прихода Уналашкинского благочиния; 21 июля 1900 г. был уволен от службы в Алеутской епархии вследствие психической ненормальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь). XVII - нач. XX в. Основан 19 сент. 1623 г. в мест. Кутейно на левом берегу р. Днепр, в месте слияния с ним р. Кутеинки. Главными фундаторами обители стали мстиславский подкоморий пан Богдан Вильгельмович Стеткевич-Заверский (позднее - один из вкладчиков Могилёвского Богоявленского правосл. братства) и его жена, кнж. Елена Богдановна Соломерецкая, наследница и дочь видного православного землевладельца в Белорусском Подвинье - кн. Богдана Богдановича Соломерецкого. На свои средства семья Стеткевичей-Заверских купила на окраине Орши с. Кутейно (АЗР. Т. 4. 230. С. 521). Согласно инвентарю 1594 г., имения Смольняны, ранее принадлежавшего ковельскому кн. Андрею Сангушко, в с. Кутейно было 7 домов, в которых проживали 8 крестьян (АВАК. Т. 14. 58. С. 469). 29 сент. 1629 г. пани Анна Богдановна Стеткевич-Огинская, мать Стеткевича-Заверского, а также его брат, пан Иван Вильгельмович, передали О. К. Б. м. слободу Бельковщину, к-рая размещалась между реками Днепр и Кутеинка, поэтому в некоторых документах мон-рь иногда называют Бельковским. Во время основания обители чудесным образом была явлена икона Божией Матери, получившая название «Оршанская» (пам. 20 июля и 5 сент.). Она стала главной святыней О. К. Б. м. Строительством обители руководил иером. Иоиль (Труцевич) , активный деятель Могилёвского братства. В 1629 г. в освящении престола монастырского Богоявленского собора принимал участие митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Став игуменом, Иоиль (Труцевич) помогал строить новые правосл. обители на землях, принадлежавших семье фундаторов О. К. Б. м. и их ближайших родственников. Благодаря им были основаны в 1631 г. оршанский Кутеинский в честь Успения Пресв. Богородицы, в 1633 г.- Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в 1641 г.- Тупичевский Свято-Духовский под Мстиславлем и Борколабовский в честь Вознесения Господня мон-ри. При этом по решению фундаторов настоятель Оршанской обители осуществлял духовное и экономическое руководство этими мон-рями ( Чистович. 1884. С. 221), поэтому все они нередко к названию добавляли «Кутеинский».

http://pravenc.ru/text/2581587.html

У М. появилось много друзей и почитателей из числа белого духовенства и монашествующих. Особенно она привечала монашек и девиц. В доме М. собирались большие группы девушек и под ее руководством вечерами распевали канты. Она строго соблюдала посты, кроме среды и пятницы держала пост и по понедельникам, с 17 лет не употребляла мяса. Не реже раза в месяц М. причащалась Св. Христовых Таин, в 30-х гг. ХХ в. ее причащал духовник - священноисп. Александр Орлов, настоятель храма во имя мц. Параскевы Пятницы с. Шеянки. В конце жизни М. перестала интересоваться мирской жизнью. Старица предчувствовала грядущие гонения, готовилась к переходу в иную жизнь. В кон. июня 1933 г., когда М. посетил свящ. Николай Правдолюбов с женой Пелагией, она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о том, что необходимо терпеть все, что посылает Господь, с благодарностью нести крест, данный Богом каждому: «От креста-то своего никуда не убежишь, как ни трудно, а надо его нести… Пошли и нам, Господи, терпенье, помоги крест донести». Исп. Матрона Анемнясевская и новомученики Касимовские. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. при Бутырской тюрьме, Москва) Исп. Матрона Анемнясевская и новомученики Касимовские. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. при Бутырской тюрьме, Москва) Местные власти со все большим беспокойством следили за посещавшими Анемнясево паломниками. Летом 1935 г. Бельковский районный отдел НКВД в связи с доносом о составлении свящ. Николаем Правдолюбовым и его братом Владимиром жизнеописания М. начал следственное дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Всего по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации были арестованы 10 чел., в основном из числа местного духовенства. 23 июня 1935 г. в районном отделе НКВД был выписан ордер на арест М., однако вышестоящие областные власти распорядились допросить ее на дому. На допросе 29 июня М. сказала: «В предъявленном мне обвинении виновной себя не признаю. Действительно, меня ежедневно посещает много почитателей, но я их не приглашала и против советской власти ничего не говорила».

http://pravenc.ru/text/2562614.html

Иоанна Протопопова (1902-1937); от Белгородской епархии: епископа Белгородского Никодима (Кононова; 1871-1919); от Владимирской епархии: протоиерея Петра Чельцова (1888-1972); от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842-1937); епископа Вельского, викария Вологодской епархии Николая (Караулова; 1871-1932), протоиерея Константина Богословского (1871-1937), священника Сергия Рохлецова († 1938), священника Прокопия Попова († 1918), монаха Никифора (Югова; † 1918), Нины Кузнецовой (1887-1938); от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова; 1855-1919); от Крымской епархии: епископа Макария (Кармазина; 1875-1937), священника Елеазара Спиридонова (1873-1937), протоиерея Андрея Косовского (1878-1920), священника Матфея Александрова (1872-1921), протоиерея Димитрия Игнатенко (1872-1935), протоиерея Михаила Богословского (1883-1940), протоиерея Виктора Киранова (1881-1942), священника Александра Ильенкова (1896- 1942), Димитрия Спиридонова (1877-1938); от Курской епархии: архиепископа Дамиана (Воскресенского; 1873-1937) и епископа Иоанна (Пашина; 1881-1937); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Игошкина; 1878-1959), священника Иоанна Артоболевского (1872-1938), протоиерея Сергия Кроткова (1876-1938), монахини Марии (Грошевой; 1876-1938), монахини Матроны (Грошевой; 1882-1938), протоиерея Иоанна Смирнова (1873-1937), протодиакона Николая Горюнова (1880-1938), протоиерея Всеволода Смирнова (1873-1937), священника Петра Орленкова (1876-1937), иеромонаха Иоасафа (Боева; 1878-1937), священника Емилиана Гончарова (1882-1937), протоиерея Василия Соколова (1872-1937), священника Николая Виноградова (1871-1938), священника Михаила Маслова (1874-1938), иеромонаха Герасима (Мочалова; 1870-1937), священника Виктора Моригеровского (1872-1938), Ирины Смирновой (1891-1938), протоиерея Сергия Махаева (1874-1937), Михаила Новоселова (1864-1938), Анны Зерцаловой (1870-1937), священника Алексия Зиновьева (1879-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

В очерке историка Ивана Катаева «Царь Алексей Михайлович и его время» (1901) можно найти описание внешности и характера Алексея Михайловича, которого называли «тишайшим»: «Это был человек мягкий, ласковый, добродушный в высшей степени». О русском царе так отзывались не только соотечественники, но и посещавшие Россию иностранцы. Иван Катаев передаёт впечатления одного из иностранных гостей от встречи с царём: «Наружность царя красива; он здоров сложением; волосы его светлорусые; он не бреет бороды, высок ростом и толст; его осанка величественна». Милосердие к ближним было отличительной чертой царя, оно направлялось главным образом на людей обездоленных, убогих, «нищую братию». В домашней жизни Алексей Михайлович был образцом благочестивого монарха: «никто строже его не соблюдал постов, не уделял так много времени молитве, как он; в этом отношении царь Алексей мог поспорить с любым монахом». О необыкновенных человеческих качествах правителя пишет в книге «Второй царь из дома Романовых Алексей Михайлович („Тишайший“)» (1913) архиепископ Алексей Бельковский: «Редко приходится встречать такой единодушный отзыв о царе, какой дают об Алексее Михайловиче его современники. И не только современники, но и позднейшие писатели-историки все одинаково восхищаются душевной красотой царя Алексея Михайловича». Далее автор пишет: «В его голубых глазах светилась такая доброта, что его взгляд не возбуждал страха, но всякого ободрял и обнадёживал; его лицо дышало добродушием и в то же время было серьёзно, чинно и важно». Алексей Михайлович был дважды женат. Первая его супруга скончалась, и он выбрал в жёны дочь обедневших рязанских дворян Наталью Кирилловну Нарышкину. В коллекции представлено старинное издание «Описание второго бракосочетания великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича на дочери думного дворянина Нарышкина, Наталье Кирилловне» (1787). Автор строк – «семилетний отрок Вятской губернии, уроженец города Орлова Иоанн Терново-Орловский». Свадьба царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной описывается как торжественная и великолепная. В этот день монархом были «оказаны многие милости, многие возвышены чинами». Отцу своей жены Кириллу Нарышкину государь пожаловал «знатнейшие деревни, обогатившие его паче всех бояр». В этом браке на свет появился будущий император Пётр I.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/et...

Утром владыка занимался церковным письмоводством. В 15 ч. Тихон (Беллавин) и Попов П.И. на почтовом пароходе «Excelsior» отбыли из Кадьяка на остров Уналашку 180 . 31 июля/12 августа 1899 г. Около 11 часов «Excelsior» стал на якорь у селения Карлук 181 для того, чтобы некоторые пассажиры сошли на берег. Воспользовавшись остановкой, епископ и протодиакон осмотрели церковь на холме над Карлукской лагуной. «Здесь Владыка отслужил молебен празднику Вознесения Господня, во славу коего и посвящен сей храм. На клиросе собралось человек пять алеутов, очевидно, любителей пения, – хотя пел один только и.д. псаломщика, также из алеутов. По окончании молебна Его Преосвященство сказал поучение о том, почему церковь празднует Вознесение Господне, и раздал молящимся иконки; и здесь же, в присутствии всех, отечески увещевал одну женщину, незаконно сожительствующую с каким-то американцем, – оставить последнего и жить с своим законным мужем Алеутом. Преподав всем благословение, Его Преосвященство возвратился обратно на пароход» 182 . 1/13 августа 1899 г. Предыдущие сутки стояла довольно хорошая погода, но в ночь с субботы на воскресенье поднялся очень сильный туман, и капитан парохода приказал стать на якорь вблизи маленького поселка Чигник 183 Аляскинского полуострова. Это обстоятельство позволило попасть на судно иерею Евфимию Алексину, настоятелю Бельковского прихода Уналашкинского благочиния, совершавшему поездку по приписанным к Бельковску 184 часовням на островах Унга 185 , Коровинском 186 , Митрофановском 187 и др. Тихон рад был появлению о. Евфимия, который рассказал владыке много нового, интересного. 2/14 августа 1899 г. В 4 часа утра «Excelsior» двинулся в путь и в 17 ч. подошел к селению Унга. Сопровождаемый о. Евфимием и протодиак. Петром, архипастырь сошел на берег, во Владимирской часовне 188 отслужил молебен Владимирской иконе Божией Матери и сказал поучение о добродетелях Пресвятой Девы. От Унги пароход отошел поздно вечером. 3/15 августа 1899 г. На пути к Уналашке корабль сделал еще одну остановку – около сел.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010