Длина Икатака, от WNW к OSO, простирается до 15 верст; а ширина около 5. Горы посредственной высоты; они лежат цепью вдоль острова и только на восточной оконечности пересекаются низким перешейком, издали кажущимся проливчиком. Берега Икатака изгибами своими образуют несколько полубухт; из них северные гораздо более представляют удобств для пристани. На Икатаке водятся красные лисицы и особенно большой породы, но грубой шерсти; отчего их и не промышляют. На южной стороне, близ оконечности Икатака, находится высокий каменный столб, или островок, оторванный от Икатака; на нем плодятся топорки и ипатки. На северной стороне, почти в самом устье Иссанахского пролива, находится другой столб, имеющий с западной стороны довольно большое подножие; на нем прежде лежали моржи. В проливе, между Саннахом и Икатаком, ближе к последнему, есть подводный камень, на котором, при малой воде и при большом волнении, временно взыгрывает бурун. От Саннаха, к северо-востоку до Бельковского или Медведниковского мыса, разбросано множество островков и надводных камней, которые называют алеуты (Название на местном наречии); число их простирается более 40. Значительные из них по величине своей суть: Гусиный, Оленный, Чернобурый, Чищельный, Елязик и Сивучий камень; о них будет сказано ниже. Все прочие островки и каменья, будучи очень малы, ни по чему не заслуживают особенного описания. Они вообще все низки и ровны. На каждом из них, кроме одного, плодятся чайки, говорушки и другие птицы. Из них более всех Гусиный. Тот же, на котором не водятся птицы, называется Пустой. Неизвестно, почему на таком ровном и гладком островке и, по-видимому, ничем не отличающемся от прочих, не плодятся и никогда не плодились птицы. 3-й) Оленный остров, гористый и высокий, лежит над устьем Морозовского залива, от Саннаха к северо-востоку, в расстоянии около 40 верст, а от мысов Морозовского залива не более 7 верст. С ОПО-й стороны лежащие на нем одна подле другой, почти в прямой линии четыре горы, разделяющиеся глубокими падями, весьма похожи одна на другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Селение это до 1808 года находилось на южной стороне, подле вышеозначенной рыбной речки; но в то время было перенесено на нынешнее место. В прежнее время оно находилось далее к Иссанаху, на мысу, в расстоянии от нынешнего около 5 верст, и было довольно многолюдно; но поветрие и требование Компании уменьшили до нынешнего числа жителей. Нынешнее селение хотя от южного залива отстоит около 10 верст, но озера и залив представляют большое удобство для переноса байдарок. 2) Бельковское селение, состоящее из 10 юрт алеутских и одной с 2 бараборами, сараем, скотником и банею, принадлежащих Комнании, – лежит на южной стороне Аляксы, по правую или W сторону Медведниковского мыса, на подошве Бельковской горы. Жителей здесь 49 мужеского и 53 женского пола, всех 102 души. У каждой семьи имеются небольшие огороды, засеваемые репою, а с 1831 года и картофелем, который здесь родится лучше, нежели по всему отделу. Селение это расположено на высоком и ровном подножии горы, которое окружено множеством мелких островков, но, не смотря на то, пристань здесь довольно плохая. От этого селения чрез горы можно переходить в Моржевское и Павловское селения. Селения на этом месте до 1823 года не было никогда, и жители нынешние все переведены с острова Саннаха; потому, чтобы, как думают, умножить бобров на Саннахе; но следствия этого распоряжения не видны; и бобров ныне промышляется нисколько не более прежнего. Выгоды. Главную выгоду составляет здесь ольховник, который растет близко и в большом изобилии. Но заготовление рыбы весьма затруднительно, потому что в речку, текущую с гор и впадающую в море, подле селения, рыбы идет очень немного; а речки, изобильные рыбой, как то: в Морозовском заливе и Медведниковской бухте, от селения очень далеки, отчего жители нередко остаются без рыбы. Треска же, калага и отчасти палтусы ловятся здесь близко и во всякое время, хотя не слишком в большом количестве. Лайда, находящаяся при самом селении и изобильная репками, ракушками и мягкою рыбкою, из рода вахни, и тундра со своими произведениями – суть надежнейшие магазины. На близлежащих каменьях и островках водятся нерпы, а на дальних (в верстах около 20) плодятся сивучи; но промысел первых не слишком велик; а последние хотя и промышляются в довольном количестве, но заготовлять мяса их впрок весьма неудобно, по погоде и недостатку рук. Птицы для парок промышляются в Саннахских островках. Около селения, на материке и на острове Оленном, промышляется от 100 до 200 красных лисиц, от 10 до 20 медведей и несколько оленей и волков. На сивучьих каменьях достается от 50 до 100 лахтаков. Зимой несколько удалых алеутов ездят на Саннах для промысла бобров, которых убивают от 2 до 12 и даже до 15 штук.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Причины уменьшения морской рыбы совсем неизвестны. Кажется, должно приписать это действию и влиянию подзем ного огня, так например, в 1825 году, пред самым разрывом Унимакского хребта, зимою, носило полумертвую 19 треску и калагу на поверхности моря и в большом количестве; а после разрыва, этой рыбы совсем не ловилось даже до 1827 года. С того же времени мало-помалу опять появилась; но уже гораздо в меньшем против прежнего количестве. Уменьшение периодической рыбы должно приписать не тому, что рыба истощилась в море: но тому, что устья речек, в которые шла обыкновенно рыба, испортились или от нечистоты, или, может быть, от действия того же подземного огня, изменившего дно моря. Причина же уменьшения зверей очень известна: каждогодный и беспрерывный промысел, производимый без всякого расчета, есть главной причиной; и удивляться надобно не тому, что уменьшились звери до такого количества: но тому, что, при таковых бесхозяйственных распоряжениях, каковы были до 1820 или 1830 года, еще не перевелись все роды здешних зверей. Впрочем, могут быть и другие причины уменьшения их и, по крайней мере, некоторого рода зверей; например, на Аляксе олени уменьшились от извержения Унимакской сажи, которая заставила их удалиться внутрь Америки; а за ними ушли и волки и отчасти медведи; а бобры сколько истреблены, столько же и отогнаны в другие безопасные места. После сего надлежит сказать и о домашних животных, завезенных сюда русскими; из коих и по сие время здесь находятся: коровы, свиньи, утки и куры. Коровы завезены сюда из Кадьяка около 1795 года. По 1835 год всех коров было до 60 штук, а именно: 45 в главном селении, 5 на Унге, 3 в Бельковском на Аляксе и 5 в Кошигах. Такое, и слишком незначительное, количество принадлежит Компании; а у частных лиц, кроме священника, нет ни у кого. Польза от скотоводства до 1831 года ограничивалась только молоком, употребляемым Правителем, байдарщиками и еще весьма немногими из русских. Только с 1831 года начали выделывать масло, и в течение трех лет выделано более 20 пудов. Содержание коров очень затруднительно и дорого, ибо сена надобно приготовлять не менее как на 6 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Четвертый отдел гор, начинаясь от запада покатостью и невысокими утесами, состоит из весьма многих хребтов и гор, лежащих по большей части по направлению всех островов, и есть самый больший из всех отделов, по расстоянию; но по высоте и крутизне гор, он менее прочих; чрез этот отдел есть четыре перешейка от 15 до 25 верст расстоянием. Чрез один из них, около 20 верст, переносят моржовой зуб. с N стороны Аляксы. Равнина, соединяющая эти отделы гор и составляющая собою северный берег Аляксы, кажется, простирается до самого материка Америки; она одною стороною касается подошвы гор Аляксинских, а другою омывается Беринговым морем; ширина ее весьма неровна и почти равняется пространству гор, подле нее лежащих. Эта равнина почти вся изрыта озерами разной величины; некоторые из них от 10 до 25 верст в окружности, и на многих из них плодятся лебеди. Заливов и бухт на Аляксе очень много, особенно на южной стороне; первых на южной стороне находится восемь, а на северной три. Все вообще заливы в вершинах своих и у низких берегов отмелы; а на устьях и при утесистых берегах глубоки. Многие южные заливы пересекают Аляксу под прямым углом; а северные, напротив, все лежат вдоль Аляксы. Южные заливы суть следующие, но порядку от W к О:       Моржевский,       Морозовский,       Бельковский, Павловский, Бобровский, Переносный, Степового и Купреянова. Самый большой из них есть Павловский; а самый малый Бельковский. Стоит замечания то, что первые три залива, находящиеся между отделами гор, вершинами своими почти равняются с северными подошвами гор и упираются в северную равнину, так что вершина одного не далее вершины прочих. 1-й) Моржовский залив находится между первым и вторым отделом гор; длина его более 20 верст. Над устьем его лежат два небольшие, высокие островка; на одном из них находятся горячие ключи. Из вершины этого залива к западу есть два узкие, мелкие и извилистые залива, длиною около 7 верст. Ширина их самая большая не более 200 сажен, а глубина местами так мала, что в малую воду едва проходят байдарки. Дно везде каменисто. В вершину восточного залива впадает речка, вытекающая из большого озера, очень близко подходящего к северному морю; в нее в августе и сентябре идет красная рыба, иногда в большом количестве. Устья этих заливчиков может найти только бывалый в этих местах. Левый, или восточный берег Моржевского залива в средине и к устью несколько изгибаясь, составляет две небольшие полубухты. В этом заливе, кажется, совсем нет места, где бы судно могло стоять на якоре, разве в дальней полубухте.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

При этом Глубоковский замечал: «Многое в этом роде воскресает пред умственным взором и однако вовсе не вызывает ожесточенных чувств. Скорее – напротив... За внешнею грубостью педагогической некультурности всюду видятся живые люди, а не машинные и показные чиновники по воспитательной части, какие фабрикуются ныне. Эти люди действительно болели школьными интересами и самою резкостью приемов обнаруживали страстную преданность заведению. Последнее было собственно большою семьей, где каждый знал все и обо всем до того, что члены одной многочисленной сиротской семьи всем известны были по переходившим преемственно парадным «пальтам» из «чертовой кожи» 175 (...). Здесь просто дух не имел приличной формы, а это, конечно, лучше обратного, как свидетельствуется ревизором даже в 1896 г. Обучение было тоже не хитростное, но с обеих сторон оно велось не для отметок, но для развития и для знания. Это было главным, а не программы, которыми, конечно, не предусмотрены были великие труды преподавателя русского языка по таким предметам, как минералогия, ботаника (составление гербариев) и многое другое. В общем, нужно сказать, что из Никольского училища выходили и знающими, и развитыми (...) было бы несправедливо умолчать, что в семинарии знания иногда не увеличивались, а даже растрачивались и забывались, так что и в академии чаще вспоминалось училище» 176 . По случаю 75-летия со дня основания Никольского училища Глубоковский поместил небольшую заметку, предложив основать при училище общество вспомоществования бедным воспитанникам 177 . В 1904 г. при училище было основано Александро-Невское братство. 9 марта 1909 г. Глубоковский избран почетным членом этого братства и затем утвержден епископом Великоустюжским Алексием (Бельковским) 178 . 21 октября 1916 г., поздравляя с очередным юбилеем, правление Александро-Невского братства выражало Глубоковскому благодарность за «помощь и не малую» родному училищу, высказывая при этом убеждение, что юбилей Глубоковского – событие в жизни «всей мыслящей России» 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

13 мая в 8 часов вечера в Бельковском районном отделении НКВД был допрошен Василий Харитонов, который на вопросы о местонахождении блаженной «категорически заявил, что отвечать на вопросы и вообще давать показания не будет, и ни на один вопрос по существу дела не ответил». Узнав об аресте Анны, Дарья Шубина, опасаясь, что и ее мо­гут также арестовать, вечером 13 мая направилась к жительнице той же деревни Анастасии Дубасовой и попросила ее временно принять блаженную у себя, и этой же ночью перенесла блажен­ную к ней. Сотрудники НКВД тем временем продолжали искать блаженную. Был допрошен иеромонах Валентин (Ракитин), ко­торый сообщил, что причащал блаженную Матрону 7 мая в доме Дарьи Шубиной. Сотрудники НКВД направились к Шубиной и допросили ее, спрашивая, причащал ли в ее доме блаженную Матрону иеромонах Валентин и получала ли она телеграмму из Москвы о встрече Матроны, и, наконец, спросили: «Скажите, какой период времени в мае 1936 года проживала в вашем доме гражданка Белякова Матрена, и укажите адрес ее настоящего местонахождения?» – «Гражданка Белякова Матрена в мае 1936 года у меня в доме не жила, и где она находится в настоящее время, неизвестно», – ответила Дарья. После допроса ей была устроена очная ставка с иеромонахом Валентином, который рассказал, что причащал 7 мая блаженную Матрону в ее доме, после чего Дарья Шубина в подробностях рас­сказала, как к ней попала блаженная и к кому она ее затем пере­несла. В сумерках в окно дома, где жила Анастасия Дубасова, посту­чалась незнакомая женщина и предупредила хозяйку, что блажен­ную Матрону ищет милиция. Услышав это, блаженная попросила, чтобы ее вынесли на огород, что и было сделано Анастасией. Около полуночи в дом Анастасии пришли с обыском – на­чальник 7-го отделения СПО УГБ, начальник Бельковского рай­онного управления НКВД, прокурор по Бельковскому району и председатель сельсовета. Они нашли блаженную Матрону лежа­щей на земле на огороде. Был составлен акт, что 14 мая 1936 года в полночь на огороде около надворных построек, принадлежащих гражданке деревни Корякино Анастасии Дубасовой, была обна­ружена гражданка Белякова Матрена Григорьевна, которая, буду­чи инвалидом, не имеющим возможности передвигаться, лежала на земле. По словам хозяйки, Белякова была вынесена ею на ого­роды из боязни, что та будет обнаружена и арестована.

http://fond.ru/kalendar/555/matrona/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (22.06.1869, дер. Полухтино Касимовского у. Рязанской губ.- 23.12.1937, Рязань), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых). Из крестьянской семьи. Был кустарем-сапожником. В 1932 г. за неуплату твердого задания (повышенного натурального налога) все имущество Д. было изъято в колхоз. Д. вместе с мч. Михаилом Якунькиным был членом церковного совета Преображенского храма в с. Гусевский Погост Касимовского у. (с 1937 г.- Бельковского р-на Рязанской обл.). В окт. 1936 г. Д. и др. прихожане во главе со священником сщмч. Николаем Карасёвым добились открытия ранее закрытой властями Преображенской ц. 27 сент. 1937 г. Д. был арестован как «активный церковник» по обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации», заключен в тюрьму г. Касимова, переведен в рязанскую тюрьму. Виновным себя не признал. Проходил по групповому делу в отношении 27 чел.- священнослужителей и мирян Бельковского р-на, в т. ч. протоиереев священномучеников Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова , Александра Туберовского , Николая Карасёва , мучеников Михаила Якунькина , Лаврентия Когтева , Григория Берденёва , Александры Устюхиной , Татианы Егоровой , исп. Анны Ивашкиной . 6 дек. 1937 г. постановлением Особой тройки при УНКВД по Рязанской обл. вместе с др. подсудимыми (за исключением Анны Ивашкиной, приговоренной к 10 годам ИТЛ и умершей в лагере), привлеченными по этому «групповому» делу, приговорен к расстрелу. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Упр. ЗАГС администрации Рязанской обл. Касимовская опись. Кн. 101, 111, 167, 227; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 2544 896) за 1937 г.; ГА Рязанской обл. Клировые ведомости церквей Касимовского у. Лит.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000. С. 45; «Были верны до смерти»: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 126, 128, 153, 161-162.

http://pravenc.ru/text/180259.html

Бельковск. В 70-х... 80-х годах XIX века приход этот был одним из самых богатых и многолюдных в Аляске, но безжалостное истребление бобров и морских животных привело к обнищанию алеутов, к миграции жителей Бельковска и к значительному сокращению числа прихожан Воскресенской церкви 189 . В присутствии всего лишь нескольких женщин и детей Тихон, Алексин Е. П. и Попов П.И. пропели молебен Воскресению Христову. Из церкви священнослужители прошли в дом настоятеля, а после трапезы Его Преосвященство изволил посетить церковно-приходскую школу и кладбище. «Оставили мы Бельковск при тихой и ясной погоде; к вечеру же поднялась страшная буря, которая продолжалась почти сутки, т.е. до самого нашего приезда в Уналашку. Такой сильный шторм нам пришлось испытать здесь в первый раз за все наше путешествие по Аляске. Но, по милости Божией, все обошлось благополучно, – мы даже не болели, но лежали все время, так как сидеть не было никакой возможности» 190 . 4/16 августа 1899 г. Пристань в сел. Илюлюк 191 была заполнена ожидавшими Алеутского епископа людьми во главе с благочинным Уналашкинского округа свящ. Александром Кедровским. Прибывшие священнослужители, сопровождаемые о. Александром, проследовали в храм Вознесения Господня, где их торжественно встретил заштатный священник Василий Шишкин (1899). «Великою духовною радостию исполнились наши сердца при виде благолепия сего святого храма. И сего чувства своего Владыка не скрыл от богобоязненных прихожан Уналашки и в своей приветственной речи благодарил их за примерное усердие их к храму Божию и щедрые пожертвования на украшение оного и просил и впредь не ослабевать в этой ревности о славе Божией» 192 . 5/17 августа 1899 г. Накануне Преображения Тихон отслужил всенощное бдение в Вознесенской церкви. 6/18 августа 1899 г. Праздничную литургию в Уналашкинском храме отправили собором. Учащиеся миссионерской школы «Священника О. Иоанна Вениаминова» исполнили песнопения как на церковно-славянском языке, так и на алеутском. 7/19 августа 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В проповедях и духовных беседах с крестьянами И. обращал особое внимание на необходимость нравственного совершенствования и жизни в соответствии с заповедями Божиими, на религ. воспитание детей. Он часто говорил о взаимоотношениях Церкви и советской власти, открыто оценивая последнюю как власть антихриста, которая подвергла Церковь невиданным гонениям и притеснениям. При этом архиерей считал, что надо руководствоваться декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», т. е. не вмешиваться в дела власти и не допускать вмешательства власти в церковные дела; поскольку эта власть сильна, верующим нужно выполнять ее требования в отношении уплаты налогов, службы в армии и проч., не уступая лишь в главном - в защите Церкви, а в остальном следует положиться на волю Божию. Немалые усилия И. прилагал для укрепления состава духовенства Никольского вик-ства, рукополагая во диаконы и священники стойких в вере крестьян; причем нек-рые хиротонии уже в это время являлись тайными. Владыка принимал в клир епархии священнослужителей после освобождения из заключения в тюрьмах и на Соловках. По нек-рым оценкам, он совершил тайные монашеские постриги не менее 30 монахинь, в т. ч. из апостолиц. От подчиненного ему духовенства И. требовал приобщения крестьян к вере, строгого соблюдения всех религ. праздников и обрядов, участия в крестных ходах. Стремясь к более глубокому воцерковлению прихожан, И. ввел практику проведения в храмах предварительной общей исповеди с разъяснением народу природы и сущности греха. Следуя древней правосл. традиции, он соборовал всех находившихся в храме, помимо совершения таинства над тяжелобольными на дому. За эти т. н. новшества («общее соборование, общие исповеди, допущение спанья в храмах, панибратство с мирянами, частые разъезды по деревням») клир кафедрального собора критиковал владыку, обращался с жалобами к Патриарху Тихону. И. предпринял попытку создать органы управления Никольским вик-ством и в июле 1924 г. обратился в Никольский райисполком с просьбой о регистрации епископской кафедры. Ходатайство не было удовлетворено и послужило в последующем основанием для обвинений И. в «присвоении административных, публично-правовых функций и прав юридического лица по управлению епархии без регистрации этого управления в надлежащих органах власти». В окт. было начато следствие по делу И., его вызывали на допросы к уполномоченному ОГПУ по Никольскому р-ну Рыкову. Недовольство властей вызывала активная борьба И. против местных обновленцев, к-рых он отлучал от Церкви. Внимание властей к И. еще более усилилось в связи с тем, что с осени 1924 г. на него были возложены обязанности временно управляющего Великоустюжской епархией после ухода на покой Великоустюжского архиеп. сщмч. Алексия (Бельковского) . К И. обращались за окормлением и приходы на территории Коми (Зырян) автономной области.

http://pravenc.ru/text/293760.html

Марьино), Лекторский Афанасий Сергеевич (с. Крутово). Следствие утверждало, что они, «являясь участниками контрреволюционной группы церковников в сельской местности Ковровского района, на протяжении ряда лет вели среди населения Крутовского, Дмитриевского и Бельковского с/с. контрреволюционную деятельность, направленную на подрыв Советской власти»: «на протяжении длительного времени вели среди колхозного населения контрреволюционную агитацию, оказывая сопротивление организации колхозов, агитировали колхозников не работать во время религиозных праздников, агитировали за выход из колхоза, чем срывали работу в колхозах. Занимались вымогательством материальных средств у населения на укрепление Церкви и духовенства. В целях более организованной работы устраивали между собой нелегальные сборища под видом приезда друг к другу в гости, где договаривались о совместной контрреволюционной работе среди населения, клеветали на экономическое положение Советского Союза». Смирнов якобы возглавлял эту организацию. Все четверо обвиняемых были расстреляны. (Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 202-203. Село Марьино при речке Нерехте находится в 19 верстах от уездного города Коврова и в 60 верстах от Владимира. Основание села относится к началу XVIII ст. В это время помещик Павел Степанович Языков поселил здесь несколько крестьянских семейств из других своих вотчин, и образовалось сельцо Марьино, Маритино тож. В новопоселенном сельце г. Языков в 1715 г. построил церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Указ из патриаршего казенного приказа о строении церкви дан был в 1714 г. 14 августа, а об освящении церкви указ - в 1715 г. 6 октября. Освятил новопостроенную церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы Владимирского уезда села Великого Благовещенский поп Сил Алексеев 26 октября 1715 г. Священником к церкви по прошению г. Языкова назначен был дьячок погоста Николо-Песьянского Андрей Яковлев.

http://sobory.ru/article/?object=02713

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010