Длина Икатака, от WNW к OSO, простирается до 15 верст; а ширина около 5. Горы посредственной высоты; они лежат цепью вдоль острова и только на восточной оконечности пересекаются низким перешейком, издали кажущимся проливчиком. Берега Икатака изгибами своими образуют несколько полубухт; из них северные гораздо более представляют удобств для пристани. На Икатаке водятся красные лисицы и особенно большой породы, но грубой шерсти; отчего их и не промышляют. На южной стороне, близ оконечности Икатака, находится высокий каменный столб, или островок, оторванный от Икатака; на нем плодятся топорки и ипатки. На северной стороне, почти в самом устье Иссанахского пролива, находится другой столб, имеющий с западной стороны довольно большое подножие; на нем прежде лежали моржи. В проливе, между Саннахом и Икатаком, ближе к последнему, есть подводный камень, на котором, при малой воде и при большом волнении, временно взыгрывает бурун. От Саннаха, к северо-востоку до Бельковского или Медведниковского мыса, разбросано множество островков и надводных камней, которые называют алеуты (Название на местном наречии); число их простирается более 40. Значительные из них по величине своей суть: Гусиный, Оленный, Чернобурый, Чищельный, Елязик и Сивучий камень; о них будет сказано ниже. Все прочие островки и каменья, будучи очень малы, ни по чему не заслуживают особенного описания. Они вообще все низки и ровны. На каждом из них, кроме одного, плодятся чайки, говорушки и другие птицы. Из них более всех Гусиный. Тот же, на котором не водятся птицы, называется Пустой. Неизвестно, почему на таком ровном и гладком островке и, по-видимому, ничем не отличающемся от прочих, не плодятся и никогда не плодились птицы. 3-й) Оленный остров, гористый и высокий, лежит над устьем Морозовского залива, от Саннаха к северо-востоку, в расстоянии около 40 верст, а от мысов Морозовского залива не более 7 верст. С ОПО-й стороны лежащие на нем одна подле другой, почти в прямой линии четыре горы, разделяющиеся глубокими падями, весьма похожи одна на другую. |
Селение это до 1808 года находилось на южной стороне, подле вышеозначенной рыбной речки; но в то время было перенесено на нынешнее место. В прежнее время оно находилось далее к Иссанаху, на мысу, в расстоянии от нынешнего около 5 верст, и было довольно многолюдно; но поветрие и требование Компании уменьшили до нынешнего числа жителей. Нынешнее селение хотя от южного залива отстоит около 10 верст, но озера и залив представляют большое удобство для переноса байдарок. 2) Бельковское селение, состоящее из 10 юрт алеутских и одной с 2 бараборами, сараем, скотником и банею, принадлежащих Комнании, – лежит на южной стороне Аляксы, по правую или W сторону Медведниковского мыса, на подошве Бельковской горы. Жителей здесь 49 мужеского и 53 женского пола, всех 102 души. У каждой семьи имеются небольшие огороды, засеваемые репою, а с 1831 года и картофелем, который здесь родится лучше, нежели по всему отделу. Селение это расположено на высоком и ровном подножии горы, которое окружено множеством мелких островков, но, не смотря на то, пристань здесь довольно плохая. От этого селения чрез горы можно переходить в Моржевское и Павловское селения. Селения на этом месте до 1823 года не было никогда, и жители нынешние все переведены с острова Саннаха; потому, чтобы, как думают, умножить бобров на Саннахе; но следствия этого распоряжения не видны; и бобров ныне промышляется нисколько не более прежнего. Выгоды. Главную выгоду составляет здесь ольховник, который растет близко и в большом изобилии. Но заготовление рыбы весьма затруднительно, потому что в речку, текущую с гор и впадающую в море, подле селения, рыбы идет очень немного; а речки, изобильные рыбой, как то: в Морозовском заливе и Медведниковской бухте, от селения очень далеки, отчего жители нередко остаются без рыбы. Треска же, калага и отчасти палтусы ловятся здесь близко и во всякое время, хотя не слишком в большом количестве. Лайда, находящаяся при самом селении и изобильная репками, ракушками и мягкою рыбкою, из рода вахни, и тундра со своими произведениями – суть надежнейшие магазины. На близлежащих каменьях и островках водятся нерпы, а на дальних (в верстах около 20) плодятся сивучи; но промысел первых не слишком велик; а последние хотя и промышляются в довольном количестве, но заготовлять мяса их впрок весьма неудобно, по погоде и недостатку рук. Птицы для парок промышляются в Саннахских островках. Около селения, на материке и на острове Оленном, промышляется от 100 до 200 красных лисиц, от 10 до 20 медведей и несколько оленей и волков. На сивучьих каменьях достается от 50 до 100 лахтаков. Зимой несколько удалых алеутов ездят на Саннах для промысла бобров, которых убивают от 2 до 12 и даже до 15 штук. |
Причины уменьшения морской рыбы совсем неизвестны. Кажется, должно приписать это действию и влиянию подзем ного огня, так например, в 1825 году, пред самым разрывом Унимакского хребта, зимою, носило полумертвую 19 треску и калагу на поверхности моря и в большом количестве; а после разрыва, этой рыбы совсем не ловилось даже до 1827 года. С того же времени мало-помалу опять появилась; но уже гораздо в меньшем против прежнего количестве. Уменьшение периодической рыбы должно приписать не тому, что рыба истощилась в море: но тому, что устья речек, в которые шла обыкновенно рыба, испортились или от нечистоты, или, может быть, от действия того же подземного огня, изменившего дно моря. Причина же уменьшения зверей очень известна: каждогодный и беспрерывный промысел, производимый без всякого расчета, есть главной причиной; и удивляться надобно не тому, что уменьшились звери до такого количества: но тому, что, при таковых бесхозяйственных распоряжениях, каковы были до 1820 или 1830 года, еще не перевелись все роды здешних зверей. Впрочем, могут быть и другие причины уменьшения их и, по крайней мере, некоторого рода зверей; например, на Аляксе олени уменьшились от извержения Унимакской сажи, которая заставила их удалиться внутрь Америки; а за ними ушли и волки и отчасти медведи; а бобры сколько истреблены, столько же и отогнаны в другие безопасные места. После сего надлежит сказать и о домашних животных, завезенных сюда русскими; из коих и по сие время здесь находятся: коровы, свиньи, утки и куры. Коровы завезены сюда из Кадьяка около 1795 года. По 1835 год всех коров было до 60 штук, а именно: 45 в главном селении, 5 на Унге, 3 в Бельковском на Аляксе и 5 в Кошигах. Такое, и слишком незначительное, количество принадлежит Компании; а у частных лиц, кроме священника, нет ни у кого. Польза от скотоводства до 1831 года ограничивалась только молоком, употребляемым Правителем, байдарщиками и еще весьма немногими из русских. Только с 1831 года начали выделывать масло, и в течение трех лет выделано более 20 пудов. Содержание коров очень затруднительно и дорого, ибо сена надобно приготовлять не менее как на 6 месяцев. |
Четвертый отдел гор, начинаясь от запада покатостью и невысокими утесами, состоит из весьма многих хребтов и гор, лежащих по большей части по направлению всех островов, и есть самый больший из всех отделов, по расстоянию; но по высоте и крутизне гор, он менее прочих; чрез этот отдел есть четыре перешейка от 15 до 25 верст расстоянием. Чрез один из них, около 20 верст, переносят моржовой зуб. с N стороны Аляксы. Равнина, соединяющая эти отделы гор и составляющая собою северный берег Аляксы, кажется, простирается до самого материка Америки; она одною стороною касается подошвы гор Аляксинских, а другою омывается Беринговым морем; ширина ее весьма неровна и почти равняется пространству гор, подле нее лежащих. Эта равнина почти вся изрыта озерами разной величины; некоторые из них от 10 до 25 верст в окружности, и на многих из них плодятся лебеди. Заливов и бухт на Аляксе очень много, особенно на южной стороне; первых на южной стороне находится восемь, а на северной три. Все вообще заливы в вершинах своих и у низких берегов отмелы; а на устьях и при утесистых берегах глубоки. Многие южные заливы пересекают Аляксу под прямым углом; а северные, напротив, все лежат вдоль Аляксы. Южные заливы суть следующие, но порядку от W к О: Моржевский, Морозовский, Бельковский, Павловский, Бобровский, Переносный, Степового и Купреянова. Самый большой из них есть Павловский; а самый малый Бельковский. Стоит замечания то, что первые три залива, находящиеся между отделами гор, вершинами своими почти равняются с северными подошвами гор и упираются в северную равнину, так что вершина одного не далее вершины прочих. 1-й) Моржовский залив находится между первым и вторым отделом гор; длина его более 20 верст. Над устьем его лежат два небольшие, высокие островка; на одном из них находятся горячие ключи. Из вершины этого залива к западу есть два узкие, мелкие и извилистые залива, длиною около 7 верст. Ширина их самая большая не более 200 сажен, а глубина местами так мала, что в малую воду едва проходят байдарки. Дно везде каменисто. В вершину восточного залива впадает речка, вытекающая из большого озера, очень близко подходящего к северному морю; в нее в августе и сентябре идет красная рыба, иногда в большом количестве. Устья этих заливчиков может найти только бывалый в этих местах. Левый, или восточный берег Моржевского залива в средине и к устью несколько изгибаясь, составляет две небольшие полубухты. В этом заливе, кажется, совсем нет места, где бы судно могло стоять на якоре, разве в дальней полубухте. |
При этом Глубоковский замечал: «Многое в этом роде воскресает пред умственным взором и однако вовсе не вызывает ожесточенных чувств. Скорее – напротив... За внешнею грубостью педагогической некультурности всюду видятся живые люди, а не машинные и показные чиновники по воспитательной части, какие фабрикуются ныне. Эти люди действительно болели школьными интересами и самою резкостью приемов обнаруживали страстную преданность заведению. Последнее было собственно большою семьей, где каждый знал все и обо всем до того, что члены одной многочисленной сиротской семьи всем известны были по переходившим преемственно парадным «пальтам» из «чертовой кожи» 175 (...). Здесь просто дух не имел приличной формы, а это, конечно, лучше обратного, как свидетельствуется ревизором даже в 1896 г. Обучение было тоже не хитростное, но с обеих сторон оно велось не для отметок, но для развития и для знания. Это было главным, а не программы, которыми, конечно, не предусмотрены были великие труды преподавателя русского языка по таким предметам, как минералогия, ботаника (составление гербариев) и многое другое. В общем, нужно сказать, что из Никольского училища выходили и знающими, и развитыми (...) было бы несправедливо умолчать, что в семинарии знания иногда не увеличивались, а даже растрачивались и забывались, так что и в академии чаще вспоминалось училище» 176 . По случаю 75-летия со дня основания Никольского училища Глубоковский поместил небольшую заметку, предложив основать при училище общество вспомоществования бедным воспитанникам 177 . В 1904 г. при училище было основано Александро-Невское братство. 9 марта 1909 г. Глубоковский избран почетным членом этого братства и затем утвержден епископом Великоустюжским Алексием (Бельковским) 178 . 21 октября 1916 г., поздравляя с очередным юбилеем, правление Александро-Невского братства выражало Глубоковскому благодарность за «помощь и не малую» родному училищу, высказывая при этом убеждение, что юбилей Глубоковского – событие в жизни «всей мыслящей России» 179 . |
13 мая в 8 часов вечера в Бельковском районном отделении НКВД был допрошен Василий Харитонов, который на вопросы о местонахождении блаженной «категорически заявил, что отвечать на вопросы и вообще давать показания не будет, и ни на один вопрос по существу дела не ответил». Узнав об аресте Анны, Дарья Шубина, опасаясь, что и ее могут также арестовать, вечером 13 мая направилась к жительнице той же деревни Анастасии Дубасовой и попросила ее временно принять блаженную у себя, и этой же ночью перенесла блаженную к ней. Сотрудники НКВД тем временем продолжали искать блаженную. Был допрошен иеромонах Валентин (Ракитин), который сообщил, что причащал блаженную Матрону 7 мая в доме Дарьи Шубиной. Сотрудники НКВД направились к Шубиной и допросили ее, спрашивая, причащал ли в ее доме блаженную Матрону иеромонах Валентин и получала ли она телеграмму из Москвы о встрече Матроны, и, наконец, спросили: «Скажите, какой период времени в мае 1936 года проживала в вашем доме гражданка Белякова Матрена, и укажите адрес ее настоящего местонахождения?» – «Гражданка Белякова Матрена в мае 1936 года у меня в доме не жила, и где она находится в настоящее время, неизвестно», – ответила Дарья. После допроса ей была устроена очная ставка с иеромонахом Валентином, который рассказал, что причащал 7 мая блаженную Матрону в ее доме, после чего Дарья Шубина в подробностях рассказала, как к ней попала блаженная и к кому она ее затем перенесла. В сумерках в окно дома, где жила Анастасия Дубасова, постучалась незнакомая женщина и предупредила хозяйку, что блаженную Матрону ищет милиция. Услышав это, блаженная попросила, чтобы ее вынесли на огород, что и было сделано Анастасией. Около полуночи в дом Анастасии пришли с обыском – начальник 7-го отделения СПО УГБ, начальник Бельковского районного управления НКВД, прокурор по Бельковскому району и председатель сельсовета. Они нашли блаженную Матрону лежащей на земле на огороде. Был составлен акт, что 14 мая 1936 года в полночь на огороде около надворных построек, принадлежащих гражданке деревни Корякино Анастасии Дубасовой, была обнаружена гражданка Белякова Матрена Григорьевна, которая, будучи инвалидом, не имеющим возможности передвигаться, лежала на земле. По словам хозяйки, Белякова была вынесена ею на огороды из боязни, что та будет обнаружена и арестована. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (22.06.1869, дер. Полухтино Касимовского у. Рязанской губ.- 23.12.1937, Рязань), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых). Из крестьянской семьи. Был кустарем-сапожником. В 1932 г. за неуплату твердого задания (повышенного натурального налога) все имущество Д. было изъято в колхоз. Д. вместе с мч. Михаилом Якунькиным был членом церковного совета Преображенского храма в с. Гусевский Погост Касимовского у. (с 1937 г.- Бельковского р-на Рязанской обл.). В окт. 1936 г. Д. и др. прихожане во главе со священником сщмч. Николаем Карасёвым добились открытия ранее закрытой властями Преображенской ц. 27 сент. 1937 г. Д. был арестован как «активный церковник» по обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации», заключен в тюрьму г. Касимова, переведен в рязанскую тюрьму. Виновным себя не признал. Проходил по групповому делу в отношении 27 чел.- священнослужителей и мирян Бельковского р-на, в т. ч. протоиереев священномучеников Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова , Александра Туберовского , Николая Карасёва , мучеников Михаила Якунькина , Лаврентия Когтева , Григория Берденёва , Александры Устюхиной , Татианы Егоровой , исп. Анны Ивашкиной . 6 дек. 1937 г. постановлением Особой тройки при УНКВД по Рязанской обл. вместе с др. подсудимыми (за исключением Анны Ивашкиной, приговоренной к 10 годам ИТЛ и умершей в лагере), привлеченными по этому «групповому» делу, приговорен к расстрелу. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Упр. ЗАГС администрации Рязанской обл. Касимовская опись. Кн. 101, 111, 167, 227; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 2544 896) за 1937 г.; ГА Рязанской обл. Клировые ведомости церквей Касимовского у. Лит.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000. С. 45; «Были верны до смерти»: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 126, 128, 153, 161-162. |
Бельковск. В 70-х... 80-х годах XIX века приход этот был одним из самых богатых и многолюдных в Аляске, но безжалостное истребление бобров и морских животных привело к обнищанию алеутов, к миграции жителей Бельковска и к значительному сокращению числа прихожан Воскресенской церкви 189 . В присутствии всего лишь нескольких женщин и детей Тихон, Алексин Е. П. и Попов П.И. пропели молебен Воскресению Христову. Из церкви священнослужители прошли в дом настоятеля, а после трапезы Его Преосвященство изволил посетить церковно-приходскую школу и кладбище. «Оставили мы Бельковск при тихой и ясной погоде; к вечеру же поднялась страшная буря, которая продолжалась почти сутки, т.е. до самого нашего приезда в Уналашку. Такой сильный шторм нам пришлось испытать здесь в первый раз за все наше путешествие по Аляске. Но, по милости Божией, все обошлось благополучно, – мы даже не болели, но лежали все время, так как сидеть не было никакой возможности» 190 . 4/16 августа 1899 г. Пристань в сел. Илюлюк 191 была заполнена ожидавшими Алеутского епископа людьми во главе с благочинным Уналашкинского округа свящ. Александром Кедровским. Прибывшие священнослужители, сопровождаемые о. Александром, проследовали в храм Вознесения Господня, где их торжественно встретил заштатный священник Василий Шишкин (1899). «Великою духовною радостию исполнились наши сердца при виде благолепия сего святого храма. И сего чувства своего Владыка не скрыл от богобоязненных прихожан Уналашки и в своей приветственной речи благодарил их за примерное усердие их к храму Божию и щедрые пожертвования на украшение оного и просил и впредь не ослабевать в этой ревности о славе Божией» 192 . 5/17 августа 1899 г. Накануне Преображения Тихон отслужил всенощное бдение в Вознесенской церкви. 6/18 августа 1899 г. Праздничную литургию в Уналашкинском храме отправили собором. Учащиеся миссионерской школы «Священника О. Иоанна Вениаминова» исполнили песнопения как на церковно-славянском языке, так и на алеутском. 7/19 августа 1899 г. |
В проповедях и духовных беседах с крестьянами И. обращал особое внимание на необходимость нравственного совершенствования и жизни в соответствии с заповедями Божиими, на религ. воспитание детей. Он часто говорил о взаимоотношениях Церкви и советской власти, открыто оценивая последнюю как власть антихриста, которая подвергла Церковь невиданным гонениям и притеснениям. При этом архиерей считал, что надо руководствоваться декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», т. е. не вмешиваться в дела власти и не допускать вмешательства власти в церковные дела; поскольку эта власть сильна, верующим нужно выполнять ее требования в отношении уплаты налогов, службы в армии и проч., не уступая лишь в главном - в защите Церкви, а в остальном следует положиться на волю Божию. Немалые усилия И. прилагал для укрепления состава духовенства Никольского вик-ства, рукополагая во диаконы и священники стойких в вере крестьян; причем нек-рые хиротонии уже в это время являлись тайными. Владыка принимал в клир епархии священнослужителей после освобождения из заключения в тюрьмах и на Соловках. По нек-рым оценкам, он совершил тайные монашеские постриги не менее 30 монахинь, в т. ч. из апостолиц. От подчиненного ему духовенства И. требовал приобщения крестьян к вере, строгого соблюдения всех религ. праздников и обрядов, участия в крестных ходах. Стремясь к более глубокому воцерковлению прихожан, И. ввел практику проведения в храмах предварительной общей исповеди с разъяснением народу природы и сущности греха. Следуя древней правосл. традиции, он соборовал всех находившихся в храме, помимо совершения таинства над тяжелобольными на дому. За эти т. н. новшества («общее соборование, общие исповеди, допущение спанья в храмах, панибратство с мирянами, частые разъезды по деревням») клир кафедрального собора критиковал владыку, обращался с жалобами к Патриарху Тихону. И. предпринял попытку создать органы управления Никольским вик-ством и в июле 1924 г. обратился в Никольский райисполком с просьбой о регистрации епископской кафедры. Ходатайство не было удовлетворено и послужило в последующем основанием для обвинений И. в «присвоении административных, публично-правовых функций и прав юридического лица по управлению епархии без регистрации этого управления в надлежащих органах власти». В окт. было начато следствие по делу И., его вызывали на допросы к уполномоченному ОГПУ по Никольскому р-ну Рыкову. Недовольство властей вызывала активная борьба И. против местных обновленцев, к-рых он отлучал от Церкви. Внимание властей к И. еще более усилилось в связи с тем, что с осени 1924 г. на него были возложены обязанности временно управляющего Великоустюжской епархией после ухода на покой Великоустюжского архиеп. сщмч. Алексия (Бельковского) . К И. обращались за окормлением и приходы на территории Коми (Зырян) автономной области. |
Марьино), Лекторский Афанасий Сергеевич (с. Крутово). Следствие утверждало, что они, «являясь участниками контрреволюционной группы церковников в сельской местности Ковровского района, на протяжении ряда лет вели среди населения Крутовского, Дмитриевского и Бельковского с/с. контрреволюционную деятельность, направленную на подрыв Советской власти»: «на протяжении длительного времени вели среди колхозного населения контрреволюционную агитацию, оказывая сопротивление организации колхозов, агитировали колхозников не работать во время религиозных праздников, агитировали за выход из колхоза, чем срывали работу в колхозах. Занимались вымогательством материальных средств у населения на укрепление Церкви и духовенства. В целях более организованной работы устраивали между собой нелегальные сборища под видом приезда друг к другу в гости, где договаривались о совместной контрреволюционной работе среди населения, клеветали на экономическое положение Советского Союза». Смирнов якобы возглавлял эту организацию. Все четверо обвиняемых были расстреляны. (Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 202-203. Село Марьино при речке Нерехте находится в 19 верстах от уездного города Коврова и в 60 верстах от Владимира. Основание села относится к началу XVIII ст. В это время помещик Павел Степанович Языков поселил здесь несколько крестьянских семейств из других своих вотчин, и образовалось сельцо Марьино, Маритино тож. В новопоселенном сельце г. Языков в 1715 г. построил церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Указ из патриаршего казенного приказа о строении церкви дан был в 1714 г. 14 августа, а об освящении церкви указ - в 1715 г. 6 октября. Освятил новопостроенную церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы Владимирского уезда села Великого Благовещенский поп Сил Алексеев 26 октября 1715 г. Священником к церкви по прошению г. Языкова назначен был дьячок погоста Николо-Песьянского Андрей Яковлев. |
| |