Валаам. Старец Алексий. Об исповеди В душе владыки Феофана особое место занимал Валаамский монастырь. Он любил святой Валаам и часто с теплотой говорил о нем. Суровая и величественная природа Спасо-Преображенского монастыря, одного из древнейших на Руси, расположившегося на островах огромного, как морс, Ладожского озера, была мила его сердцу. Монастырь появился еще в те времена, когда вся окольная земля была языческой. Суровый северный климат Богом был создан для аскетов-подвижников. К монастырю относятся несколько скитов, а также хижины отшельников. Трогателен здесь монастырский суровый обычай вселения в отшельничество. Когда монах изъявляет желание вести совершенно одинокий, безмолвный образ жизни, признается способным к этому и получает благословение игумена, ему дают топор, пилу, гвозди, мешок сухарей и отвозят на необитаемый остров. Там он сооружает себе хижину для молитвы и сна, как бы гроб, в котором и подвизается до смерти. Пищу ему, сухари, привозят на лодке из монастыря. При этом не произносят ни слова, ибо он дал обет Богу умереть миру и жить лишь о Господе. В годы своего двадцатилетнего пребывания в Петербургской Духовной академии владыка Феофан часто уединялся на Валааме. Вспоминая о своих путешествиях, он говорил: «Как только попадешь на пароход, доставляющий богомольцев в обитель, так уже начинаешь себя чувствовать, будто в монастыре. Это прежде всего потому, что вся команда на пароходе – монахи, все совершается с благословения и с молитвой». И еще вспоминал Владыка: «Служба в храме кончается, и я прежде отпуста выхожу из храма, чтобы не смущать монахов и богомольцев своим присутствием. А то ведь, как к епископу, все молящиеся начнут подходить под благословение. А я выйду быстро из храма и уйду в лес. А в лесу благодатная, неописуемая красота. Молитвенная тишина, как в храме Божьем... Господи, какое это дивное наставление к молитве непрестанной. Действительно, сама неодушевленная природа говорит о Великом Творце своем, о Боге. Ибо воистину по величию и красоте созданий познается Он, Виновник и Создатель бытия их» (См.: Прем.13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

диакон Мстислав Исламов Скачать epub pdf Начало XX века стало временем сильных потрясений для России. Но, несмотря на эти потрясения, продолжала развиваться церковная наука. Среди известных имен этого времени есть следующие богословы: Николай Никанорович Глубоковский – известный патролог, экзегет, историк Церкви; Николай Васильевич Покровский – известный археолог, директор Археологического института; Николай Иванович Барсов – профессор гомилетики, один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона; Тимофей Васильевич Барсов – доктор церковного права; Василий Васильевич Болотов – историк Церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук, и другие. Но, к сожалению, имена многих молодых церковных профессоров, которые трудились в последние годы перед революцией и оставили после себя большой след в церковной науке, часто остаются в тени. Одним из таких забытых имен является имя выдающего литургиста, магистра богословия, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Алексеевича Карабинова . Иван Алексеевич родился 15 октября 1878 года в селе Федоровское Владимирской губернии. Отцом его был протоиерей Алексий Карабинов, который по окончании Владимирской духовной семинарии был отправлен служить в данное село. Детей в семье о. Алексия было немного: «брат, Иван и приемный сирота» – писала в своих дневниках Олимпиада Ивановна Карабинова (матушка о. Алексия). С раннего детства о. Алексий брал своего младшего сына на службы, разные требы. В свою очередь Иван был очень любознательным и старался во всем помогать своему отцу-батюшке, особенно любил пономарить на Божественной литургии. Любовь к храмовому богослужению с каждым годом возрастала в юноше, что оставило отпечаток на всю его последующую жизнь. Перед юным Иваном Алексеевичем не стояло вопроса, куда идти учиться: свою жизнь он хотел посвятить церковному служению. Так вначале он поступил в Суздальское духовное училище, которое с отличием закончил в 1893 году. Окончив обучение в Суздале, он был зачислен во Владимирскую духовную семинарию, которую также с отличием окончил в 1899 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская», которое состоится 23 июня 2004 г. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов г. Тихвина. Во время Второй Мировой войны, при оккупации Тихвина, икона была перевезена во Псков. В 1944 г. чудотворный образ принимает православная община г. Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 г. вывез образ в США. По смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием, передать ее в Тихвинский монастырь, после его возрождения. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриархи Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение. о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его неизреченную милость, явленную в возвращении в Россию чудотворного Тихвинскою образа Божией Матери, свидетельствующем об особом покровительстве Пресвятой Богородицы Земле Российской. 2. Призвать всех верных чад Русской Православной Церкви вознести усердные молитвы Царице Небесной о даровании Церкви и Отечеству нашему мира и благоденствия.

http://pravoslavie.ru/9367.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Состоялось заседание Священного Синода 18.07.2002 17 июля 2002 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Заслушав доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Священный Синод, во исполнение соответствующего Деяния Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года, постановил сопричислить сонму новомучеников и исповедников Российских, пострадавших во времена гонений на Церковь, подвижников веры, материалы о которых были представлены Волгоградской, Воронежской, Екатеринбургской, Иваново-Вознесенской, Йошкар-Олинской, Могилевской, Московской, Петербургской, Рязанской, Саратовской, Тульской и Ярославской епархиями. Имена новопрославленных святых благословлено включить в святцы и сообщить братским Поместным Православным Церквам. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о праздновании 24 мая 2002 года Дня славянской письменности и культуры в Новосибирске, Священный Синод выразил признательность Постоянному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Л.В.Драчевскому, главе администрации Новосибирской области В.А.Толоконскому, мэру Новосибирска В.Ф.Городецкому за участие в организации праздника и гостеприимство, проявленное по отношению к Первосвятителю Русской Православной Церкви и сопровождавшей его делегации. Выразив также благодарность за понесенные труды Всероссийскому и Новосибирскому Организационным комитетам по проведению этих традиционных церковно-народных торжеств памяти просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Священный Синод отметил важность ежегодного празднования Дня славянской письменности и культуры в епархиях Русской Православной Церкви в сотрудничестве с местными органами образования и культуры.

http://zavet.ru/news/0207/n18.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечер памяти Митрополита Иоанна (Снычёва) 2 ноября в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры… 28.10.2020 1598 Время на чтение 3 минуты В понедельник, 2 ноября, в Санкт-Петербурге в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры пройдёт вечер памяти Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Напомним, в 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение этого года на «Русской народной линии» публиковались интервью с известными отечественными деятелями, посвященные этим годовщинам. В вечере памяти примут участие (очно и дистанционно): Александр Андреевич Проханов, писатель, главный редактор газеты «Завтра»; Сергей Николаевич Бабурин, председатель партии «Российский общенародный союз», народный депутат РФ 1990-1993, заместитель председателя Государственной Думы 2 и 4 созывов, доктор юридических наук, профессор; Олег Анатольевич Платонов, председатель Президиума «Всеславянского Союза», главный редактор газеты «Русский Вестник», директор Русского исследовательского центра, доктор экономических наук; Александр Яковлевич Михайлов, Народный артист РСФСР; Татьяна Юрьевна Петрова, Заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана; Геннадий Робертович Пономарев, известный православный поэт и исполнитель; Протоиерей Вадим Буренин, заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове; Протоиерей Алексий Масюк, настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви в Удельной (Санкт-Петербург); Протоиерей Алексий Успенский, клирик Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спаса-на-Сенной); Архимандрит Пахомий (Трегулов), настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, келейник митрополита Иоанна;

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/28/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Герои и святые являют лицо нации» В «Буквоеде» прошла презентация второго диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» 24.02.2014 401 Время на чтение 6 минут 20 февраля в Санкт-Петербурге был представлен второй сборник исторических миниатюрных фильмов «Русские герои». Мероприятие состоялось в магазине «Парк культуры и чтения» книжной сети «Буквоед». Редакция «Русской народной линии» сердечно благодарит руководство «Буквоеда» и лично генерального директора петербургской книжной сети Дениса Котова за то, что он любезно согласился предоставить помещение для проведения презентации. Особую благодарность за помощь в организации встречи редакция выражает лидеру движения «Санкт-Петербург - духовная столица» писателю, психологу, политику Елене Бабич. В мероприятии приняли участие: - настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов; - священник храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала иерей Алексий Успенский; - председатель Собора православной интеллигенции, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз; - сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков; - клирик храма св. пророка Илии на Пороховых, настоятель домового храма преп. Серафима Саровского в мужской колонии 7 протоиерей Игорь Александров; - иерей Роман Зеленский; - сотрудник «РНЛ», доктор исторических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена А.А. Иванов; - руководитель Северо-Западной дирекции Российского военно-исторического общества А.Е. Беззубцев-Кондаков; - член правления Афганской диаспоры Санкт-Петербурга, доктор философских наук Тазагул Кошани; - профессор, доктор психологических наук В.Е. Семёнов; - художественный руководитель Святодуховского центра Александро-Невской лавры А.В. Грунтовский; - преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища, кандидат искусствоведения, В.О. Гусакова;

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/24/ge...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Его светозарные образы и есть Святая Русь» Знаменитому фотографу Санкт-Петербургской митрополии Юрию Костыгову исполняется 70 лет 28.03.2015 841 29 марта фотографу Санкт-Петербургской митрополии, члену Союза художников России Юрию Костыгову исполняется 70 лет, из них более пятидесяти он посвятил фотографии. Епархиальным фотографом Юрий Петрович стал еще при митрополите Ленинг радском и Новгородском Алексии, будущем Святейшем Патриархе Алексии II. Юрия Петровича знает весь православный мир: его персональные выставки проходили во многих странах. Часто он выставляется в родном Санкт-Петербурге: в 2014 году его персональные выставки прошли в духовно-просветительском центре «Святодуховский» и в Большом Гостином Дворе. Впрочем, с творчеством Юрия Петровича можно познакомиться и без выставки, открыв сайт Санкт-Петербургской митрополии или журнал «Вода живая». Редакция «Русской народной линии» поздравляет Юрия Петровича с юбилеем и желает Божией помощи в его творчестве, духовного и телесного здравия, многая и благая лета. Также с днем рождения выдающегося фотографа поздравляет в интервью «Русской народной линии» известный петербургский пастырь, директор издательства «Невская лавра», директор Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополии архимандрит Нектарий (Головкин) : Я знаком с Юрием Петровичем долгое время. Первая встреча с ним состоялась еще при владыке Владимире. Везде, где бы ни совершались Богослужения, и куда бы ни приезжали дорогие гости – Святейшие Патриархи и другие, всегда присутствовал Юрий Петрович, который является профессионалом своего дела. Наш юбиляр – интересный человек, настоящий патриот, с которым мне всегда радостно общаться. Мы с ним пребываем в ключе взаимопонимания, беседуя о событиях в мире, делах в Церкви. Юрий Петрович – грамотный, чуткий, внимательный человек. Я спешу присоединиться к общему поздравлению нашего дорогого юбиляра! Желаю от души многая и благая лета, здравия и творческих успехов.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/28/eg...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Не дай Бог, если и у нас будет применен этот сценарий!» По мнению священника, новостные репортажи, оправдывающие агрессию Запада против Ливии, являются «информационной диверсией» 28.03.2011 1478 В последнее время на российских телеканалах все чаще и чаще появляются репортажи, преподносящие агрессию западной коалиции против Ливии как оправданную «тиранией» Муамара Каддафи. Если и высказываются какие-то упреки в адрес Запада, так исключительно в связи с тем, что жертвами авианалетов становятся мирные жители, сама же агрессия преподносится как миротворческая акция, направленная на защиту ливийского народа от угнетавших его властей. Между тем, представить такую политику российских новостных каналов еще несколько лет назад, например, во время агрессии США против Югославии, было довольно трудно. Прокомментировать такую эволюцию российских СМИ мы попросили духовника Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководителя Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирика прихода Преображения Господня в Лигово иерея Алексия Володина . «Я не согласен, что редакционная политика освещения событий на центральных СМИ изменилась. Скорее всего, изменился наш народ, его мозги стали более " промытыми " , и такая прозападная позиция, которую сегодня занимают некоторые СМИ, стала для него вполне возможна, в отличие, например, от времени, когда были бомбардировки НАТО в Сербии. Ведь если бы в 1999 году на телеканалах открыто одобряли войну против сербов, то это было бы реально чревато народным восстанием в России. Тогда в воздухе носилась поддержка Сербии, люди выходили с протестами к посольству Америки, проводили митинги. Никто бы не посмел так говорить в эфире. А сейчас люди стали уже иные, да и Ливия - это не Сербия, она от нас далеко и территориально и духовно. Поэтому такое прозападное освещение событий стало вполне возможным. А между тем, у нас вполне возможен такой же сценарий, как в Ливии . Через прозападных агитаторов, через Интернет могут собрать людей, которые выдвинут антиправительственные требования и устроят крупную " заваруху " . Власть начнет противодействовать волнениям, а СМИ это представят в самом худшем свете, как " борьбу режима со своим народом " , что станет предлогом для введения иностранных войск в Россию для контроля над ситуацией.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/28/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не допускать размывания православного сознания» Иерей Алексий Мороз о состоявшейся в Петербурге конференции «Православная Россия в условиях современных геополитических вызовов» 24.02.2015 528 Время на чтение 6 минут Как сообщалось , 21 февраля Санкт-Петербургская общественная организация «Собор православной интеллигенции», «Императорский Александровский лицей», информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» провели Международную научно-практическую конференцию на тему: «Православная Россия в условиях современных геополитических вызовов». Итоги конференции подводит в интервью «Русской народной линии» один из ее организаторов, председатель Правления Собора православной интеллигенции, к.п.н. иерей Алексий Мороз . Конференция прошла на высоком уровне – с докладами выступили доктора наук, известные публицисты, писатели и простые неравнодушные люди. Участники форума прибыли со всех уголков страны, в том числе из Екатеринбурга и Москвы , с целью поделиться своими научными наработками, представлениями о современных событиях. Мы рассматривали, как никогда актуальную и важную тему «Православная Россия в условиях современных геополитических вызовов». Прошу вдуматься в слова «Православная Россия…», т.е. Православие является духовной солью земли русской, люди которой не могут равнодушно взирать на происходящие процессы духовного демонтажа России – растления ее граждан, духовного и физического уничтожения великой державы. Многие докладчики рассматривали воздействие западных стран на Россию, объявивших Православие врагом Эти антиправославные заявления зарубежных деятелей были озвучены с высоких трибун, так как Россия не принимает западных ценностей, коими являются – толерантность (равнодушие ко греху и принятие всех греховных пороков, как норму бытия), гомосексуализм и инцест. Наша страна не желает принимать подобные сатанинские ценности, придерживаясь православных традиций, противопоставляя себя развращенности мира. Таким образом Россия становится тем самым удерживающим, который препятствует окончательному загноению мира и останавливает приход царства антихриста. В борьбе против России недруги применяют ряд политических, экономических и духовных санкций.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/24/ne...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010