Проповеди Рождество Христово Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме. Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!» – чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может. Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Христианин одиноким быть не может в деле Богоугождения. Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице Кийждо нас ближнему да угождает во благое к созиданию ( Рим.15:2 ) Каждый из вас должен не себе, а ближему угождать во благо, к назиданию», слышим мы ныне слово апостольское. И, надо заметить, что советывал другим Апостол, то и самым делом сам же первый во всей точности старался исполнить он, как сам свидетельствует о себе: бых немощным, яко немощен, да немощные приобрящу. Всем бых вся, да всяко некие спасу ( 1Кор.9:23 ). Вот, братие, как бы следовало и нам держать себя в отношении к ближним своим. А мы как живем? Угождать ближним и мы любим; но только во благо ли и к назиданию своих ближних? Не ко вреду ли и разорению напротив? Так что, и стараясь угодить ближнему, в существе дела не себе ли самим угодить мы стараемся, себе пользу получить? Тогда как, но настоящему, вся наша жизнь, вся наша деятельность должна бы быть направлена именно во благо лишь ближним. И в самых даже невинных удовольствиях и развлечениях мы должны отказывать себе, если заметим, что они могут сопровождаться вредом для братий и соблазнить кого-нибудь. «Пища не приближает нас к Богу, пишет Апостол, берегитесь однакоже, чтобы сия свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И потому, если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8:8–13 ). «Все чисто, он же пишет, но худо человеку, который есть на соблазн. А потому самое лучшее – не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется» ( Рим.14:20–21 ). Так и во всем. К сожалению, мы любим больше жаловаться, что в миру деться некуда от соблазнов и множества искушений, а о том, как бы помочь такой беде, не мыслим и не прилагаем старания. Мало того, – кто из нас и обязан-то заботиться о народной нравственности, и те не уклоняются ли большею частью от такой своей обязанности, говоря в свое оправдание: один что тут поделаешь? «Один?» Какая гордость – считать себя одиноким с своей ревностью о славе имени Божия, думать, что только и людей, что я один! А ты поищи, и найдешь, а нашел кого по сердцу, вот ты уже и не один; с вами притом Сам Христос, если во славу Его вы сошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Идти за Христом Пораниться Евангелием 1 О Евангелии всегда говорить очень сложно, потому что эта книга настолько несопоставима с нашей жизнью, что всегда как-то теряешься. А с другой стороны, у нас никакого другого выхода нет, кроме как жить по Евангелию. Эта проблема несопоставимости жизни по-человечески с жизнью по Евангелию в нашем сознании трансформируется в то, что мы начинаем в большей степени прилепляться к второстепенному и ценить его, считая его главным. И когда это второстепенное меняется, у нас возникает ощущение, что земля уходит из-под ног. Вспомните старообрядческий раскол. Ну, казалось бы, смысл-то в чем? Почему вдруг людям так оказалось важным двоеперстие, или ударения, или «хождение посолонь», или еще что-то такое, что, в общем-то, к жизни во Христе отношения не имеет и не является христианством вообще? У меня ощущение, что мы входим в некий новый период нового старообрядчества, когда для нас второстепенное является знаком христианства, когда мы определяем свою жизнь во Христе тем, как исполняется богослужебный круг, как мы этот богослужебный круг для себя воспринимаем, как мы воцерковляемся. В чем заключается воцерковление сегодня? В том, чтобы человек благополучно стал как все: по воскресеньям приходил в храм, регулярно исповедовался и причащался, соблюдал посты, утренние-вечерние правила, три канона перед Причастием О чем священник спрашивает обычно на исповеди человека? Утренние и вечерние правила читаете? Посты соблюдаете? Ко Причастию готовились? А вопрос, как живет человек по Евангелию, не задается вообще! Даже не осмысляется никем – ни священниками, ни народом Божиим. И это одна из величайших проблем, которые существуют в нашей церковной жизни. Евангелие отошло на второй план – по понятным причинам. Нам очень неудобно жить с Евангелием, нам очень тяжело переносить на себя евангельские слова. Как многих смущает поразительный фильм Дрейера «Слово» о том, как человек, христианин, воскрешает мертвых. Ну, как же так, он в прелести! А с другой стороны, давайте откроем Евангелие от Марка и прочтем: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк.16:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Известно всем, что кто кого любит, тот о том лице или предмете и говорить всего больше любит, и заговоривши, кажется, наговориться о нем не может. Теперь любим ли мы говорить о Боге? Решите этот вопрос, и вы увидите: есть ли в вас любовь к Богу или нет. – Кто кого любит, тот – далее – туда и спешит постоянно, где может расчитывать увидать любимого им человека. А мы всегда ли с охотой ходим во храм Божий, где Господь являет нам Свое особенное присутствие? Дорожим ли мы лицезрением Его и, что всего ближе к делу, приобщением Его божественного тела и крови? – Кто кого любит, тот никогда и из головы не выпускает помышления о любимом человеке; тот и заочно все беседует с ним в своем уме. А мы любим ли предаваться богомыслию, или любим больше мечтать о пустяках? Вдумайтесь, и увидите, любите вы Бога или нет, – Кто кого любит, тот тому и подражать во всем старается, и угодить, и за него повсюду готов горой постоять. А в нас есть ли такая забота? Стараемся ли мы подражать и угождать во всем своему Господу, и где придется услышать что-либо кощунственное, восстаем ли мы тогда с словом обличения противу кощунствующих? Или нам совсем не до того, чтобы постоять за честь и славу Божию, лишь бы нашей чести не смел никто касаться? – Бог есть любовь; Он весь любовь: до того исполнен любовью, что за грешный род человеческий не пощадил даже Сына Своего единородного, но за нас всех предал Его на смерть. А мы – любим ли мы так своих ближних и из них даже самых-то близких? Но что я сказал: любим ли так своих ближних? Стараемся ли мы даже, любить их так? Признаем ли это по крайней мере обязанностью прямою? – Кто кого любит, тот для любимого человека ничего не жалеет и на все, на всякую жертву готов. О, если бы и каждому из нас совесть позволила сказать: я для Бога на все готов! О, если бы и мы могли вместе с Апостолом воскликнуть: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее не может нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем? ( Рим.8:35,38 )? Но увы! кто из нас дерзнет похвалиться такою сильною любовью к Богу? А между тем мы должны именно так любить Господа. Господь наш Иисус Христос одному из законников еврейских на вопрос его: какая заповедь больше есть в законе? отвечал так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как себя самого. На сих двух заповедях утверждается весь закон» ( Мф.22:36–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Речь преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, пришедшего на свой престол в Ростов Волей Бога, все на пользу устроившего, повелением Пресветлейшего Монарха благоверного Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России Самодержца, соизволением и благословением всего освященного собора, мое недостоинство, придя на престол пречестнейшей Ростовской и Ярославской митрополии, говорю: мир вам, возлюбленные овцы словесного стада Христова, мир пречестнейшему сему храму Пречистой Божией Матери, мир богоспасаемому граду Ростову, мир богоспасаемому граду Ярославлю, мир богоспасаемому граду Угличу, всем богоспасаемым городам и церквам епархии сей – мир и благословение, мир жительству и сожитию вашему, мир домам вашим, мир сердцам вашим, как говорит и апостол: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны» ( Кол. 3:15 ). Да не смущается сердце ваше о моем пришествии к вам, ибо я пришел дверьми, а не влез снаружи ( Ин. 10:1 ). Я не искал этого, но найден был. Ни я вас не знал, ни вы меня не знали; бездна же великая судеб Господних, она послала меня к вам. Пришел же я к вам не для того, чтобы вы служили мне, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» ( Мф. 20:26 ). Пришел я к вам с любовью. Сказал бы, что пришел, как отец к чадам, но лучше так скажу: пришел, как брат к братии, как друг к дорогим друзьям, ибо и Господь Христос не стыдится назвать вас братией. «Вы друзья мои, – говорит Он, – Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:14–15 ). Но еще более дивно и многочестно то, что Он любимых Своих называет даже отцами Своими: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ). Итак, и вы, любезные мои, являетесь для меня и отцами, и братьями, и друзьями. Если же и вы отцом меня назовете, то я по-апостольски отвечу вам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Право править слово Христовой истины 2 сентября 2006 г. 22:30 Назначение иеромонаха Алексия (Ридигера) епископом Таллинским и Эстонским состоялось 14 августа 1961 года. Отцу Алексию было в то время 32 года. Епископское служение — высшая ступень церковной иерархии, служение, которое вбирает в себя полноту благодатных даров и в то же время, согласно словам Спасителя «Кому много дано, с того много спросится» (ср. Лк. 12, 48), заключает в себе высочайшую ответственность. Ответственность эта относится прежде всего к судьбам паствы, вверенной духовному попечению того или иного архиерея. «Право править слово истины» Христовой означает в первую очередь служить примером исполнения евангельских заповедей, воплощая в собственной жизни высокие идеалы любви к Богу и ближним. Поэтому возведение священнослужителя в епископский сан — всегда поворотный момент в его жизни. Священнослужитель, становясь архиереем, как бы возводится на степень апостольского служения, ему Господь доверяет практически ту же самую миссию, которую исполнили в свое время ближайшие ученики Христа Спасителя — святые апостолы: миссию проповеди Евангелия всему миру. А это служение во все времена, начиная с первых веков христианства и заканчивая современностью, предъявляло высочайшие требования к тем, кто вступал на путь проповеди. Недаром апостол Павел в так называемых «пастырских посланиях» так много внимания уделил душевным и духовным качествам человека, необходимым для достойного несения священнического и епископского служения: «Епископ должен быть непорочен…, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив» (1 Тим. 3, 2-3), быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12), «для всех соделаться всем» (1 Кор. 9, 22), «изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется» (2 Кор. 11, 29). Апостол обращался к своим ученикам, а в их лице — ко всем священнослужителям Церкви Христовой: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14), «…преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1 Тим. 6, 11).

http://patriarchia.ru/db/text/137459.htm...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как научиться любить? Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ( 1Петр. 1:22 ). Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. ( 1Ин. 3:18 ). Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. ( 1Ин. 4:7 ). Мы должны поставлять Христа за первое основание любви к ближнему… Ибо кто любит за то, что его любят, тот – случись с ним неприятность – прервет любовь свою; а кто соединен тою любовию, никогда не оставит оной. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостию и милосердием, которыми выражается подражание Богу. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Делай дела любви – и за дела любви всегда Господь будет прилагать тебе потребное. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а далее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Любить ближнего можно не иначе и не прежде, чем в нашем сердце будет попрано всякое самолюбие, всякая гордость. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Елисееву), епископу Галичскому и Макарьевскому 15 февраля 2017 г. 19:24 15 февраля 2017 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Елисеева) во епископа Галичского и Макарьевского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Алексия на служение. Преосвященный епископ Алексий! Днесь за Божественной литургией ты сподобился принять животворящую благодать Небесного Утешителя. Святой Дух, сошедший некогда на учеников Христовых в Иерусалиме, соделал тебя продолжателем высокого и славного служения сих самовидцев Воплощенного Слова, о Котором они свидетельствовали «даже до края земли» (Деян. 1:8). Поздравляя тебя со знаменательным событием — епископской хиротонией — радуюсь вместе с тобою и со всеми предстоящими людьми, ибо ныне Церковь обрела нового свидетеля веры и архипастыря, учителя благочестия и тайносовершителя. Ныне радуется и Галичская земля, получившая своего иерарха и устроителя жизни церковной, блюстителя словесных овец Христовых и раздаятеля Божественной благодати. Прежде же чем ты отправишься к месту своего служения, выслушай наставление, которое мне по древней традиции и по долгу Предстоятеля надлежит тебе преподать. Пусть руководством тебе в трудах станет речение апостола Павла ко пресвитерам эфесским: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями  (в переводе на русский — епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею (см. Деян. 20:28). Толкуя эти слова, святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «Видишь ли, что он дает две заповеди? — Бесполезно как исправлять только других… так и заботиться только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, который ищет только полезного для него самого и подобен человеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Павел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо» (Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 44).

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

Ты пишешь, что тебе тяжело видеть любимого тобой человека с другой. Мучаешься и по временам приходишь в отчаяние. Верю, дорогая, что это тебе тяжело. Но представь себе, что уже замужем, и он стал вести себя безобразно. Все это говорит о том, что Николай твой по природе нехороший человек, безчестный человек, и с ним соединить себя в настоящее время на всю жизнь – страшное страдание. Молись, дорогая, Божией Матери, Св.пророку Илье 64 , Святителю Николаю, Трифону мученику 65 и мученице Фомаиде 66 об устроении твоей жизни. И я вполне уверен, что жизнь твоя устроится. Предай себя всецело Господу Богу и Он устроит. «Утешайся Господом и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него и Он совершит» ( Пс.36:4–5 ). «Воззовет ко Мне и услышу его. С ним есмь в скорби, изму его и прославлю Его» ( Пс.90:16 ). Я обещаю молиться за тебя и за заблудшего Николая. А ты только молись об устроении твоей жизни, а с кем, – будет угодно Господу Богу. Может быть, исправит Господь Николая и соединит с тобою, а может быть Милосердный Господь пошлет тебе другого человека, который и осчастливит тебя и скрасит твою жизнь и уте[шит] чрез то твоих родителей. У меня, дорогая, недавно был случай вроде тебя: приходит ко мне месяца три тому назад одна девица и жаловалась на то, что был жених у нее, которого она полюбила, но скоро он отошел от нее и стал гулять с другой, а ей наносит страшные огорчения. Я выслушал ее и посоветовал ей, как и тебе, молиться об устроении ее жизни, но не с Владимиром, ее женихом, а с кем будет угодно Богу. Она ушла, стала молиться, но в молитве просила о соединении ее с Владимиром, и что же, чрез 3 месяца приходит ко мне и просит со слезами простить ее в непослушании меня, и рассказала, что она стала молиться, как я говорил, но не с кем Господу угодно, а настаивала на своем, на Владимире, и что же, повенчалась с ним скорее. И он, прожив немного, совершенно бросил ее. Вот тебе пример, как опасно настаивать на своем. А лучше, советую тебе, отдать себя воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Соборы. Поучение в неделю св.отец, иже в Никее Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их ( Мф.18:20 ) Какие утешительные слова для каждого христианина! Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо; но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т.е. собраться в единении духа и в союзе мира ( Еф.4:3 ), и Спаситель наш ту есмь, посреди нас. И какова, братие, сила единомыслия и братского единения и общения! Чрез них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу небесному об учениках своих: «Отче святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (слова ныне чтенного евангелия – Ин.17:11, 20 и 21); так и святая Церковь , вслед за Иисусом Христом, тоже не престает поднесь молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос в важный минуты своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) к участию в своей молитве потрое учеников, на Фаворе, например, и пред страданиями в саду Гефсиманском ( Лк.9:28 . Мф.26:37 ); так и св. Церковь в важных случаях всегда же искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро ей нужно было когда узнать волю Божию о чем либо, она немедленно созывала соборы, и единогласное решение соборов принимала за голос самого Бога. Так было при апостолах, так и после них, на соборе, ныне воспоминаемом Церковью, первом Вселенском; так и на всех последующих соборах, которых, кстати скажу вам, было всех – семь Вселенских и девять поместных, т.е. семь таких, на которые собирались пастыри Христова стада со всей вселенной, и девять таких, на которые собирались пастыри только известной местности, но которых постановления однако признаны на Вселенских соборах для всей Церкви обязательными. Изволися Духу Святому и нам: так сами апостолы выразились, а за тем и отцы соборные выражались, о своих постановлениях ( Деян.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010