34 года, как мы видим из жития, продолжалось испытание сродников преподобного. И в продолжение всего этого времени не утихали в доме скорбь и стенания! Это нам дает повод подумать еще и о том, что любовь Евфимиана и Аглаиды – родителей Алексия – ко своему чаду, возможно, была чрезмерной. Может быть, они просто никак не могли смириться с этой скорбью, отпустить свое чадо на волю Божию, совершенно положиться на Его благой Промысл, как блаженный ветхозаветный Иов? Тот праведник в одночасье лишился и всех своих детей, и имения и, тем не менее, нашел в себе силы прославить Господа: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). Не это ли блаженное совершенство было целью столь долгого и мучительного испытания? Мы не можем знать наверняка судьбы Божии, но можем предположить, что, вероятно, так оно и было. Святой Алексий, человек Божий В наше время культ семьи приобрел поистине нездоровые формы. Пришло время ненормальной любви к детям. Во многих семьях совершаются десятками аборты , а когда наконец рожают одного единственного, не знают, как ему угодить. Высшей ценностью всё больше становится здоровье и благополучие. Любовь между людьми всё больше воспринимается как сюсюканье и человекоугодие. Что есть истинная духовная любовь к своим родственникам? И когда «враги человеку домашние его» (Мф. 10: 36)? Но Православие нам снова и снова дает возможность встряхнуться и рассеивает как дым наносные стереотипы современности. Что есть истинная духовная любовь к своим родственникам? Почему многие люди, бросившие ради Христа свою семью, воспринимаются Церковью как святые? Это не только преподобный Алексий, это еще: преподобный Симеон, Христа ради юродивый, и его спостник преподобный Иоанн (память 21 июня/3 июля), преподобный Феодосий Печерский, преподобная Мария Вифинская (память 12/25 февраля) и многие другие. Все они действовали согласно слову Писания: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29). Эти слова и поведение очень сложно воспринять положительно в мейнстриме современного образа мыслей. А есть еще и другое слово: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его» (Мф. 10: 34–36).

http://pravoslavie.ru/78246.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (6 октября 2001 г.) Всечестные архипастыри и пастыри – участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1, 2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал... брат брата на смерть, и отец – сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10, 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429496/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Иак. 1, 17-18 Возлюбленные о Господе архипастыри - отцы настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Вновь Пастыреначальник Христос собрал нас воедино, дабы мы оглянулись на жизнь Церкви за последние два с лишним года и поразмышляли о том, что предстоит нам с помощью Божией сделать в будущем. Со времени предыдущего Архиерейского Собора, состоявшегося в ноябре-декабре 1994 года, Церковь наша шла, как и прежде, путем возрождения. Восстанавливались и стены храмов, и души людские. Житейское море, по которому плыл корабль церковный, становилось бурным, нередко препятствовали нашему плаванию штормовые ветры. Но Церковь достойно выдержала все испытания, еще раз доказав справедливость слов святителя Московского Филарета: " Как богатеет мир бедствиями и скорбями! Надобно, чтобы не меньше богатели чада Божии чувствами и делами милосердия " . Государство, общество, народ, весь внешний мир узрели нашу Церковь в том ее образе, какой начертан апостолом Павлом: " Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6, 10). Позвольте перейти к анализу основных областей жизни и деятельности нашей Церкви за межсоборный период. Заранее оговорюсь, что даже в пространном докладе невозможно описать все события, происшедшие за это время, все понесенные Церковью труды. Охарактеризую лишь общие направления этих трудов, а также некоторые значимые события и факты 1. Труды Патриарха и Священного Синода по устроению церковной жизни. Епархии, монастыри, приходы

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Алексий 18 апреля 2015, 16:56 Христос Воскресе, брат Антоний. Уважаю Вашу позицию, все довольно хорошо. В статье о. Андрея есть мысль о том, как бы нам не стать иудами. Нет позиции " моя хата с краю " , есть понимание того ,что сам не делай греха. И это будет лучший вклад для Родины, и для Отчества Небесного. Битье своры воров-чиновников в судах (вызывает улыбку),доказывать вору что он вор? Требовать сурового наказания? Как Господь поступил с иудой? Вера это действие, правильно, но действие над собой, а оно тяжелее всего,над собой потрудиться, не стать иудой,в пылу борьбы за справедливость. Ищем мы на земле не справедливости прежде всего. Простите. р.Б. Алексий. Наталия 17 апреля 2015, 09:18 Уточнение к своему предыдущему комментарию: тема дорогих машин неоднозначная. Наталия 14 апреля 2015, 00:42 Хотя Церковь не ратует за социальную справедливость, но она против того, что бы богатство портило души людей. Поэтому у одних причиной вопроса о том, почему у него (нее/них) такая дорогая машина, может явиться зависть, а у других - сожаление о своих ближних, которые приобретая эти самые иномарки, затем, увы, меняются не в лучшую сторону. Не способствуем ли этому и мы? " Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? (Послание ап. Иакова, гл. 2, 1-9). Поэтому тема неоднозначная. Михаил 13 апреля 2015, 19:40 Христос Воскресе! Когда ты считаешь деньги в чужом кармане - ты уже завидуешь. А зависть - страшный и мучительнейший грех отравляющий жизнь, делающий её чёрной и безрадостной. Уж поверьте братцы, старому завистнику. Я завидовал и много. И рвать надо эту заразу с корнем из сердца. Она же ещё никогда не даст вам признаться, когда завидуешь, ты ведь стыдишься и маскируешь это за " заботой " или благими пожеланиями.

http://pravoslavie.ru/78496.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Богородскому Елисею, викарию Корсунской епархии в кафедральном соборном храме Христа Спасителя Города Москвы 26 ноября 2006 г. 26 ноября 2006 г. 16:13 Преосвященный епископ Елисей! По молитвам Церкви, возложением святительских рук, тайнодейственно снизошла на главу твою Божественная сила «Немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», почила, и отныне будет жить, и действовать в тебе. Благодатью Всесвятого Духа ты отныне приобщен к сонму архиереев Церкви Христовой, и призван продолжить апостольское сеяние слова Божия и освящение верных благодатью спасительных Таинств. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Петр. 1,3) да сподобит тебя свято и непорочно совершать свое пастыреводительство, управляя паствой «не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Петр.5,2), проливая Божественный свет вечной Истины на верных чад церковных дабы они прославляли Отца Небесного (Мф.5,16). К тебе, вступающему на крестный жертвенный путь епископского служения, обращаю Наше слово назидания и благих пожеланий. Ты соделался сопричастником власти, которую Господь даровал Своим учеником, и, как и они, ты должен «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим.2,15). Внешнее положение епископов менялось во времени. Но неизменным остается данное нам Богом «служение примирения» (2 Кор.5, 18). Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим и превозноситься над другими. Мы призваны пасти «Божие стадо ... непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр 5,2-3). Апостол Павел говорит: «Сокровище сие, — то есть епископскую благодать, — мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4.7). Апостол указывает нам не только на немощь нашего человеческого естества, на наше духовное несовершенство, но и на внешнее положение, на готовность, по примеру Христа, «уничижить» себя до готовности отдать жизнь свою ради спасения мира.

http://patriarchia.ru/db/text/163637.htm...

Архиепископ Алексий Флорищева пустынь Владимирской епархии, 30-го июля 1916 г. I. Место св. крещения в деле спасения человека, по учению Иисуса Христа и Апостолов Предвечное Слово Бога Отца, Сын Божий, воплотился, чтобы быть нашим Вторым Адамом. «Первый человек из земли перстный; второй человек Господь с неба» ( 1Кор.15:41 ). Он положил начало новому человечеству: «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). – «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» ( Гал.6:15 ). Для сего Он принял на себя человеческую плоть, кроме греха, жил на земле безгрешно, умер и воскрес. Он в преизбытке получил дары Св. Духа, чтобы освятить братий Своих. «Освящающий и освящаемые – все от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: «возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Евр.2:11–12 ; сн. Рим.8:9 ). Религия, которую Господь наш Иисус Христос принес на землю, есть религия духовная не в том, конечно, смысле, как это понимают, так называемые, духовные христиане, т. е. как религия, чуждая всякой обрядности, но в том, что религия Христа требует сердечной проникновенной веры в Бога, смиренного повиновения воле Его и сознательного служения Ему: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Но замечательно, что, так сказать, во главу угла Своей духовной религии воплотившаяся Премудрость, Господь наш Иисус Христос , полагает акт, который нельзя назвать только духовным, так как он настолько же относится к нашему телу, как и к душе. Посылая, после Своего воскресения, учеников на проповедь, Господь наш Иисус Христос условием вступления в Его Царство ставит не только веру, но и акт чисто внешний – крещение. Он говорит, что спасется не тот, кто только «будет веровать», но присовокупляет: «и крещен будет» ( Мк.16:16 ). Должно при этом принять во внимание то, что Иисус Христос дает эту заповедь при обстоятельствах особенно торжественных: Он дает ее, как последнее завещание Своим ученикам пред Своим вознесением на небо, когда Он должен был оставить землю – место Своего уничижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

архим. Мефодий (Алексиу) О мире между собой Все мы между собою братья, потому что все мы происходим от Единого Отца и Создателя. Только мы созданы по образу Бога. Также все мы происходим от одного земного отца – Адама. Кроме этого, все мы живём в одном месте и у нас одна общая Мать – Церковь . Начальник Церкви и Совершитель – Христос, Подлинный Сын Божий. И Он нам не только Бог , Он Сам захотел быть ещё и нашим Братом, и Отцом. Когда Он явился женам, пришедшим на Его гроб после Его тридневного воскресения из мёртвых, то сказал им: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» ( Мф. 28:10 ). Апостол Павел пишет: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2:14 ). Все мы благодатью Святого Духа крестились в одно Тело. У нас одна вера, у нас одна надежда на Единого Бога, Который любовью Своей собирает нас вокруг Себя, делая всех нас членами и Своими, и друг друга. По действию лукавого, к несчастью, среди нас появляется равнодушие и даже подчас ненависть. Любовь ушла. Сейчас мы прекратили общение между собой и становимся враждебными друг к другу. Именно по этой причине возникают междоусобные противостояния, смущения и волнения. Мы живём в одном городе и при этом становимся неприятелями друг другу. Если бы на наш город посмотрел человек со стороны, то он решил бы, что его захватили враги! Многие рыщут по городу и разрушают дома, расхищают не принадлежащее им имущество, с бешеным безумием вытаскивают на улицу домовладельцев и набрасываются на них с убийственными и бесчеловечными намерениями. Какое безумие! И кто измерит степень нашего окаянства? Град наш сам воюет с собой и сам разрушает себя своими руками! Люди благородные замолчали от страха, тогда как люди подлые и злонравные овладели всем!.. Не расстраивайтесь от того, что слышите, потому что я говорю вам правду. И говорю я вам её для того, чтобы вы осознали, какая немощь нами овладела, чтобы вы поискали и нашли её причину. Я пытаюсь помочь вам, чтобы вы захотели исцелиться, чтобы вы устремились к этому исцелению и, получив его, хранили бы. Ведь по какой причине вы потеряли любовь к своим ближним и к Богу? Ни по какой иной, как только от того, что вы, будучи склонны ко греху, избрали грех . Господь в Евангелии говорит, что по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф. 24:12 ). Однако, когда любовь совсем охладевает, от нас отступает и благодать Божия, и Его попечение о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь о добродетелях и противоположных им страстях Посеяв семя во вспаханную землю, каждый пожнёт именно то, что он посеял. Если человек посадит деревья или посеет пшеницу, посеянное или посаженное им приумножится и принесёт плоды. Если же земля останется невспаханной и невозделанной, если в неё не будут посажены саженцы или семена, то и вырастут на ней не просто бесполезные травы, но даже и колючки с чертополохом. Если представить на месте земли человеческую душу, то происходит ровно тоже самое. Какие наклонности, расположения всеваются в человеческую душу, такие плоды в ней и вырастают. Я, братья мои, делаю всё возможное, трудясь ради вас и словом, и духовным поучением. Поучаю как тех, кто приходит ко мне в митрополию, так и возглашаю поучения во всеуслышание в церкви. И это поучение поможет вам выкорчевать из души лукавую поросль, сделать явными страсти и глубины грехов, так, чтобы вы смогли восприять спасительное знание и идти по правильному пути. Церковь Христова, а тем более Церковь сего великого града Фессалоники, имеет своими членами не только людей знатных и мудрых, но и простецов. Да и любой человек, кем бы он ни был, будучи внимателен к слову Христову и слушая его, не отвлекаясь, сможет понять то, что я говорю и применить это в своей жизни. Исполнение предлагаемого вам поучения предохранит душу от всякой злобы и сохранит всякое сердце, которое приняло в себя слово Божие. Я покажу вам и лукавые страсти, и добродетели. Вам станет понятно, что у страстей один корень, а у добродетелей – другой, и, поняв это, вы сможете выкорчевать один и окружить заботою другой. Корень и начало любой добродетели есть любовь к Богу, тогда как причина всякой злобы – любовь к миру. Возлюбленный Христов ученик Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – не от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2:15–16 ). Причина того, что человек любит мир, – это любовь к собственному телу. Мы любим мир потому, что хотим побольше позаботиться о слабости нашего тела и обо всём том, что имеет к нему отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Вместе с тем, не могу не разделить тревоги отца Алексия по поводу разгоревшихся страстей. Их нужно гасить. Дай Бог, чтобы сторонники отца Алексия Мороза услышали его призыв не уходить в раскол. Может быть призыв священника к трехдневному посту и сугубой молитве остудит страсти... Очень нужен церковный дождик. Анатолий Степанов, гл. редактор Русской народной линии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 175. Лишь бы поспорить - " хлебом не корми " ! :)) Ответ на 174., Hyuga: Специалистами по этимологии слов версия общеславянского происхождения этого слова решительно отвергается. Специалистами, но ныне развелось столько якобы знатоков, но это якобы знатоки, а на самом же деле жалкие врунишки. Мне же видится... Ну и " видься " себе на здоровье и иди с миром, только не спорь и место не занимай. Вместо того, чтобы по-человечески добавить, дополнить и при этом соблюсти мир - надо же так писать... Собственно, не отвергая ваших объяснений, должен сказать, что мне ближе русская версия слова " товарищ " без ваших " специалистов " . Я не опровергаю ваших и их объяснений, но и говорю, что ничего вы с точностью не докажете. Все на уровне предположений и ассоциаций. Может быть так, а может быть этак. Могут быть простые совпадения. Мой комментарий 173: - Так это потому, что мир тесен и ничего нового под луной нет. Там слова, и тут слова, там товар, и здесь товар. Они много слонялись по миру со своими товарами Они не просто " слонялись по миру " ... - вот так писать может только ... Они были обречены на рассеяние: но, вот, когда, в какой момент и до какого времени - этого вы еще не знаете. А надо бы уже знать и понимать. Вернемся к теме. Допустим, еврейское происхождение слова " товарищ " . Ну и что? А почему оно не могло стать русским? И наполниться нашим русским, православным содержанием. Хорошо. А, вот, что вы скажете по поводу такого общепринятого благородного слова, как " ТАЛАНТ " ? Откуда оно? Да и, вообще, откуда само Православие? А ведь вся Русь и Россия сделаны на и благодаря Православию! " Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; " (Мф. 21:41-43)

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/18/oc...

Впереди не только грех, но и Христос После Преображения для верующих есть две реальности 19 августа, 2017 После Преображения для верующих есть две реальности Стоит ли бороться с грехами, если все равно они определяют наши поступки, и в чем суть подлинного преображения человека, размышляет протоиерей Алексий Иродов. Теперь для верующих в Него – две реальности Протоиерей Алексий Иродов «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28). Преображение Господне среди евангельских событий стоит на особом месте. Я встречал даже удивление некоторых, что этот праздник попал в число двунадесятых. Представить себе, что Бог свят и одежда у Него может стать белой как снег? Что Он может говорить с Моисеем и Илией? Это же не удивительно. На мой взгляд, этот праздник можно поставить во главе других подобных событий, когда Спаситель ходил по водам и исцелял в субботу. Все эти события объединяет одно свойство – они могут показаться какими-то не обязательными. Хождение по водам. Зачем? Исцеления в субботу, причем специально в субботу – ведь это так злило иудеев. Без этого, кажется, точно можно обойтись, чтобы не ссориться. Но все эти события – не только чудеса. Чудо здесь, вероятно, стоит на втором месте. Важнее, кажется, то, на что указывают все эти события. Я думаю, что Господь говорит нам о том, что теперь для верующих в Него в мире будет существовать две реальности. Верующий может находиться в особых условиях, пребывая во Христе и со Христом. Вместо рукотворной «лодки» нашей надежды, мы можем иметь надежду на Христа. И эта новая надежда позволит нам быть настолько свободными, что даже среди ветхого мира мы можем видеть Царствие Божие, пришедшее в силе. Не где-то на высоте, а внутри нас, в храме нашего сердца, где незримо будет присутствовать Христос. И житейское море уже не будет поглощать нас. Впереди не только грех, но и Христос! Многое мы можем узнать, назвать, определить этому значение и место в нашей жизни. Но у всего человечества существует некий всеобщий предел, дальше которого человек перестает понимать, как ему правильно жить.

http://pravmir.ru/vperedi-ne-tolko-greh-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010