Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Александр (Трапицын), еп. Вологодский (Трапицын Александр Иванович; 29.08.1862, с. Волма Вятского у. Вятской губ.- 14.01.1938, Куйбышев), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых), архиеп. Куйбышевский, духовный писатель. Род. в семье священника. По окончании в 1888 г. КазДА со степенью канд. богословия за соч. на тему «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» получил назначение на должность надзирателя в Вятское ДУ. 23 февр. 1889 г. в кафедральном Всехсвятском соборе Вятки рукоположен во диакона, 26 февр.- во священника. В 1892-1897 гг. состоял депутатом от Духовного ведомства в Вятской городской думе, с 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального уч-ща, 27 мая 1896 г. введен в состав епархиального училищного совета. Определением Святейшего Синода от 3-12 сент. переведен инспектором в Вятскую ДС. В 1892 г. скончалась жена А. И. Трапицына, 26 февр. 1900 г. еп. Вятским и Слободским Алексием (Опоцким) он был пострижен в монашество. В 1901 г. командирован в г. Сарапул для ревизии духовного уч-ща. 28 июля 1901 г. указом Святейшего Синода назначен ректором Калужской ДС с возведением в сан архимандрита. 12 дек. 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, с 23 нояб. 1907 г. епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии. Сотрудничал с еп. Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского правосл. об-ва и в Миссионерском об-ве. С 29 мая 1912 по 1921 г. епископ Вологодский и Тотемский. В годы первой мировой войны организовывал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой. Участвовал во Всероссийском съезде представителей от мон-рей 1917 г. (см. Съезды монашествующих в России ) с правом решающего голоса и Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. В 1923 г. А. был арестован и приговорен к 6 месяцам принудительных работ. После освобождения назначен епископом Ульяновским, в 1928 г.- епископом Крымским. Летом 1928 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. В 1933 г. арестован ОГПУ в числе 10 священнослужителей и мирян Самары и обвинен в антисоветской агитации. Виновным себя не признал, приговорен к 3 годам ссылки на Урал, вернулся в 1936 г. 29 нояб. 1937 г. снова арестован в Куйбышеве и обвинен в антисоветской деятельности, виновным себя не признал. 21 дек. 1937 г. тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/64168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Клавдианович Флёров (29.08.1870, Н. Новгород - 1918, Васильсурский у. Нижегородской губ.), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых), свящ. Из семьи диакона. В 1892 г. окончил курс в Нижегородской ДС по 2-му разряду. Служил учителем в Юринском начальном земском уч-ще. В февр. 1895 г. Балахнинским еп. Алексием (Опоцким) рукоположен во диакона, а через неск. месяцев - во иерея. Служил настоятелем храма арх. Михаила с. Семьяны Васильсурского у. Нижегородской губ. В 1896 и 1899 гг. получил благодарности от Васильсурского уездного земского собрания за успешное преподавание Закона Божия. 24 авг. 1897 г. утвержден председателем комитета по постройке деревянной, затем каменной ц. арх. Михаила (действует с 1912) с. Семьяны, за что награжден орденом св. Анны 3-й степени. В дек. 1905 г. выбран депутатом Лысковского окружного духовного училищного совета, 1 янв. 1912 г.- членом благочиннического совета 1-го округа Васильсурского у. Арестован ЧК Васильсурского у. в авг. или сент. 1918 г. во время карательной экспедиции после крестьянского восстания в с. Быковка Васильсурского у., заключен в тюрьму Васильсурска. В тюрьме от И. требовали отречения от священного сана, но он отказался. И. был приговорен к расстрелу. По преданию, перед казнью прочитал над собой отходную молитву. Казнен, погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦА Нижегородской обл. Ф. 570. Оп. 559. Д. 108/1916 г.; Гос. общественно-политический архив Нижегородской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 157. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 193. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/469247.html

Тверь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери при бывшем 1-м лейб-драгунском Московском полку. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь была построена по типовому проекту военных храмов,утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Данный храм для 1-го Лейб-драгунского Московского полка в Твери был заложен 21 Мая 1903 г. и освящен 26 Августа 1904г. архиеп. Тверским и Кашинским Димитрием в присутствии командующего войсками Московского военного округа Сергея Александровича. 10 Января 1907 г. в храме произошел сильный пожар(утварь, правда, удалось спасти). В течение года он был восстановлен и вновь освящен 22 Октября 1907 г. епископом Тверским Алексием(Опоцким). В 1936 г. церковь была закрыта, обезглавлена и обращена в клуб. В 2002 г. в таком виде,заваленная изнутри мусором и заросшая деревьями она и была возвращена РПЦ. 25 Января 2007 г. после проведения частичных реставрационных работ на ней был восстановлен купол, 15 Февраля того же года(в праздник Сретения Господня) увенчанный крестом. Tbepckiя ryбephckiя ведомости, 1904, 27 Августа, с.3; Вестникъ военнаго духовенства, журнал, 1907, сс.746-754 Владимирская церковь при бывшем лейб-драгунском полку В начале XX века полк готовился отпраздновать своё 200-летие, и его командир решил отметить это событие сооружение собственной церкви. В поисках средств он постепенно добрался до высшей инстанции: по личному распоряжению императора деньги были отпущены из бюджета военного министерства. Кроме того, к строительству удалось привлечь и местных промышленников. Проект храма, составленный специальной Комиссией о постройке военных церквей, в полной мере соответствовал своей основной функции - возможности вместить большое количество людей при сравнительно небольших затратах на строительство. Закладка здания состоялась 21 мая 1903 года, в праздник чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, небесной покровительницы московских лейб-драгун. По той же причине храм получил название Владимирского. На строительство ушёл ровно год.

http://sobory.ru/article/?object=04491

Санкт-Петербург. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской пустыни Карта и ближайшие объекты Каменная церковь при подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской мужской пустыни была заложена 19 Мая 1897г. прот. Иоанном Кронштадтским на Московской ул. (в 1964г.переименнованной в ул.Крупской) за Невской заставой и строилась по проекту епархиального арх. Николая Никитича Никонова в Русском стиле XVI столетия. Величественная церковь имела в общей сложности 6 престолов (три - в верхнем храме и три - в нижнем): 1. Главный придел верхнего храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, в котором находился массивный трёхярусный дубовый резной иконостас, изготовленный в Русском стиле, был торжественно освящён 11 Сентября 1903г. экзархом Грузии Алексием (Опоцким). 2. Правый придел св. Марии Магдалины и свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии освятил 16 Декабря 1903г. епископ Гдовский Константин (Булычёв). 3. Левый придел преп. Серафима Саровского и вмч. Екатерины был освящён им же 10 Сентября 1904г. 4. Главный престол нижнего храма во имя пророка Осии был освящён 23 Мая 1901г. епископом Гдовским Вениамином (Муратовским). 5. Боковой придел Ап. Иоанна Богослова и преп. Иоанна Рыльского был освящён 24 Мая 1901г. 6. Боковой придел преподобных Никифора и Геннадия (основателей Важеозерской пустыни) был освящён 21 Октября 1907г. ректором Духовной академии архимандритом Вениамином (Казанским). Храм был закрыт по постановлению президиума Ленсовета от 8 Июля 1929г. В последующие годы здание было частично перестроено (снесены все купола и " церковные " элементы фасада). В настоящее время в здании размещается райвоенкомат Невского района Санкт-Петербурга и ряд других учреждений. Проектные рисунки фасадов подворской церкви впервые были опубликованы в книге Г.В. Барановского " Архитектурная эhцukлoneдiя второй половины XIX века " , m.I, СПб, 1902, с.159 (Npuбabлehiя къ Церковнымъ ведомостямъ, журналъ, 1903, сс.1461-1462; Ведомости СПб градоначальства, газета, 1903, 17 Декабря, с.2; 1904, 12 Сентября, с.2) Сохранилась отделка фасадов дворового корпуса и перехода между главным и дворовым корпусами. Хотя здания подворья по-прежнему заняты учреждениями, но в главном здании теперь есть и иконная лавка Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря. (Я ее видел 3 января 2010 года; к сожалению, она была закрыта, так как был выходной день). Комментарии и обсуждение Подворье передано церкви,совершаются регулярные бонослужения,настоятель подворья иеромонах Иоанн Неврюев 29 октября 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10232

Алексий Монах. 2015. С. 158). Строительством руководили прп. Алексий и его племянник мон. Онуфрий (Шушания). В том же году возведение храма было завершено. 22 февр. 1909 г. его освятил еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 40). Недалеко от храма был построен братский корпус на 40 чел. (Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). С 1895 г. прп. Алексий не покидал обитель. Он не нарушил обета даже в связи с кончиной «самого близкого человека» - дяди Ислама, о чем впосл. очень скорбел (Преподобный Алексий. 2006. С. 352). С 1898 г. до конца жизни нес подвиг затворничества. Принимал людей лишь по субботам и воскресеньям, одновременно занимаясь писательской работой. После 17 ч. к нему запрещено было входить, что бы ни случилось. Пищу принимал раз в день, носил рясу из мешковины. В келье (площадь 5,5 кв. м), пристроенной к зап. стене храма, рядом с колокольней, стояли деревянное ложе с соломенной подстилкой, низкий стол, 2 табуретки и небольшой шкаф, на к-ром находился единственный образ - Иверская икона Божией Матери с предстоящими св. Иоанном Предтечей и св. Алексием, человеком Божиим ( Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157, 159). Особенно преподобный любил творить Иисусову молитву по четкам. Во время молитвы он иногда возлагал на плечи большой с человеческий рост деревянный крест, о к-ром говорил, что он соединяет его со Христом, восходящим на Голгофу ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 8). В периодике нач. XX в. много писали о затворе прп. Алексия, нарушаемом лишь встречами с высшим церковным начальством в монастыре Теклати: в 1899 г.- с экзархом Грузии архиеп. Флавианом (Городецким) , в 1902 г.- с еп. Гурийско-Мингрельским Димитрием (Абашидзе) (впосл. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ), в 1903 г.- с экзархом Грузии архиеп. Алексием (Опоцким) ( Каландаришвили. 1903. С. 4; Шио (Муджири). Из переписки. 2011. С. 24). В 1899-1904 гг. скончались мать преподобного схим.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Антонием в Николаевском единоверческом храме, в Москве — митр. Владимиром в Троицком единоверческом храме. От лица Синода в этот день было издано особое послание " чадам православной греко-российской кафолической и апостольской церкви, содержащим глаголемые старые обряды " . 21 июля 1649 г. состоялось обретение мощей княгини Анны Кашинской, супруги св. вел. кн. Михаила Тверского, замученного в Орде в 1319 г. 12 июня 1650 г. мощи святой были перенесены, в присутствии царя Алексея Михайловича, в кашинский Вознесенский собор. По почину патриарха Иоакима Соборы 1677 и 1678 гг. постановили " празднества ей не творить " . Главным основанием такого решения было то, что правая рука ее " в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющие " . В 1908 г. на Миссионерском съезде в Киеве, о котором упоминалось выше, обсуждался поднятый отсутствовавшим архиеп. тверским Алексием (Опоцким) вопрос о восстановлении церковного прославления вел. кн. Анны. Предложение это горячо поддержал архиеп. волынский Антоний. Съезд, придавая сему прославлению большое миссионерское значение, ибо оно отвратит от православных укоризны со стороны старообрядцев в том, что в Православной Церкви не прославляются святые, имеющие двуперстное сложение для крестного знамения, присоединился к означенному ходатайству, разделяемому собравшимися в Киеве архипастырями. В 1909 г. празднование св. Анны Кашинской было восстановлено. Торжество происходило летом в г. Кашине в православном Успенском соборе по единоверческому чину. Литургия служилась по архиерейскому чиновнику XV и XVI веков. Велико было торжество 5 сент. в С. Петербурге при встрече в единоверческом Никольском храме на Николаевской ул. иконы св. Анны с частицей ее мощей, Богослужение совершал викарный епископ гдовский Кирилл (Смирнов), заведовавший единоверческими храмами петербургской епархии, позднее архиеп. тамбовский. Вскоре после этого единоверцы возбудили ходатайство о созыве в Москве их всероссийского съезда. Св. Синод разрешил созыв в Москве только местного съезда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

И далее, поясняя, что же в нынешних обстоятельствах является богоугодным делом, отец Александр сказал:«Совершите, братие, святое дело сострадания бедствующим братьям: помогите им в тяжелой нужде. Не отклоняйте руки, простираемой к вам за подаянием, слагайте лепты свои в обносимые пред вами кружки, посылайте ваши жертвы в учрежденные для сбора их комитеты, чем кто может: кто имеет деньги, да уделит от них по усердию, у кого есть одежды, да подаст из одежды, а у кого есть пища, такожде да творит (Лк 3:11)». В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги. В 1893 году он был назначен законоучителем Вятского Александровского училища, а в 1896 году — определен в состав Епархиального Училищного Совета. В июне 1897 года он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года назначен на должность инспектора Вятской Духовной семинарии. После смерти супруги путь отца Александра стал определяться как стезя сугубого церковного служения, путь монашеский. 26 февраля 1900 года преосвященным Алексием (Опоцким), епископом Вятским и Слободским, иерей Александр в крестовой церкви был пострижен в монашество. По случаю его пострижения были отменены занятия в трех старших классах Духовной семинарии, а семинаристы отпущены в крестовую церковь для присутствия на постриге. Для Вятской семинарии это было событие выдающееся — за последние десять лет это был всего лишь второй случай пострижения в монашество. Постриг произвел на всех присутствующих, и особенно на семинарскую молодежь, огромное впечатление и во многих сердцах не только оживил представление об иночестве, как о сугубом христианском подвиге, но и память об обетах, которые дает человек при крещении; это событие заставило многих задуматься о смысле христианской жизни. Новопостриженному было оставлено прежнее имя — Александр. Вскоре после пострига иеромонах Александр был назначен исполняющим должность ректора Вятской Духовной семинарии. В апреле 1900 года указом Святейшего Синода он был награжден наперсным крестом.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Иоанна Богослова и прп. Иоанна Рильского ( В. Освящение храма при подворье Задне-Никифоровской пуст. в г. С.-Петербурге//Олонецкие ЕВ. 1901. 12. С. 388-389). Майоликовые иконостасы пожертвовал И. И. Рубахин. Главный иконостас «прекрасной работы» в «византийском стиле» был изготовлен в Художественно-промышленной школе им. Н. В. Гоголя в г. Миргороде, иконы «в византийском стиле» написаны в мастерской Маркичевой. Дальнейшие работы задержало обнаружение трещин в поперечных арках. Как установил представитель МВД гражданский инженер Л. В. Шмеллинг, причиной появления трещин стала большая нагрузка на столбы центрального нефа. В 1903 г. совершено освящение алтарей верхнего храма: главного - в честь Успения Пресв. Богородицы и прп. Феодора Печерского - архиеп. Алексием (Опоцким) , экзархом Грузии, в сослужении с о. Иоанном Кронштадтским, архимандритами Корнилием и Гедеоном 11 сент.; правого (иконы в нем были написаны П. И. Брусниковым) - во имя равноап. Марии Магдалины, святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - еп. Гдовским Константином (Булычёвым) 14 дек. Третий, левый придел во имя прп. Серафима Саровского и вмц. Екатерины (Серафимовский) был освящен еп. Константином 10 сент. 1904 г. Иконостас верхнего храма был 3-ярусным, дубовым, в русском стиле, запрестольный образ «Воскресение Христово» - витражным. В 1907 г. мастера И. Ф. Батухин и К. А. Соколов завершили роспись нижнего храма. После обновления храма, основной вклад в к-рое внес Рубахин, 21 окт. 1907 г. архим. Вениамин (Казанский) в сослужении с заведующим подворьем иером. Паисием освятил 6-й придел во имя преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских (на 1-м этаже). Базиликальная 2-этажная церковь в плане была близка к прямоугольнику и развернута алтарями на юг, на красную линию улицы (ныне ул. Крупской, 5). Над главным, центральным алтарем возвышался массивный восьмерик, завершенный шатром, увенчанным высоким утонченным барабаном с небольшой луковичной главкой. В декоре преобладали килевидные кокошники различных форм, наборные полуколонки, арочные окна, луковицы, шатры, киоты, ширинки, висячие гирьки в стилистике московско-ярославского «узорочья» XVII в.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

П. Ф. Вахрушев; закрыт в 1930). Старый храм разобрали и на его месте соорудили деревянную церковь. На рубеже XX и XXI вв. к О. м. был приписан скит в дер. Новинка Лодейнопольского р-на на месте упраздненного Верхнеоятского Николаевского мон-ря (в наст. время - скит Свирского мон-ря). В С.-Петербурге обители принадлежит бывш. подворье кашинского в честь Сретения Господня монастыря с ц. во имя св. блгв. кнг. Анны Кашинской (Б. Сампсониевский проспект, 53), открытое в 1894 г. на Выборгской стороне на участке, пожертвованном почетным гражданином Ф. П. Кручининым. 3 апр. 1894 г. здесь была освящена часовня во имя свт. Николая Чудотворца в память спасения цесаревича Николая Александровича при покушении в Оцу (Япония), в 1901-1902 гг. построен 3-этажный каменный флигель по проекту гражданского инженера С. И. Андреева. Проект церкви на 1500 молящихся был заказан архиеп. Тверским и Кашинским Алексием (Опоцким) Аплаксину и стал 1-м в С.-Петербурге, выполненным в неорус. стиле (1906) (РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 677). 2 сент. 1907 г. состоялась закладка, а 18 дек. 1909 г.- освящение церкви. Храм «кораблем» расположен на узком участке, его столпообразная колокольня псковского типа смещена с центральной оси. Центральный барабан, верхний цилиндрический ярус колокольни и часовня имеют шлемовидное венчание глав; фасад кубического основного объема, к к-рому примыкают трапезная и алтарная апсиды, разделен лопатками на 3 прясла и завершен щипцами волнообразной формы. В декоре использовались аркатурно-колончатые пояса и майоликовые фризы (утрачены). Внутреннее пространство 4-столпной церкви разделено на 2 яруса уникальными круговыми хорами, в конструкциях к-рых использован металлопрокат. Подкупольное пространство перекрыто парусным сводом, покоящимся на широких коробовых арках. Подворье, закрытое в 1925 г., в 1994 г. было возвращено С.-Петербургской епархии в аварийном состоянии. 25 июня 1999 г. в храме возобновились службы. Установлены 4-ярусный иконостас в рус. стиле XVII в., запрестольный витраж «Богоматерь Оранта - Великая Панагия» (1996-1999); святыня - икона св.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

Тогда была тенденция придать военно-учебным заведениям общеобразовательный характер и потому в юнкерских училищах, при начальнике военно-учебных заведений Исакове, введена была философия. Преподавание ее поручено было в юнкерском, кажется Павловском училище, профессору И. А. Чистовичу , а он в помощники себе в качестве репетитора пригласил Ф. Г. Ел-го. Ф.Г. провел этот год (1863/64), живя на квартире вместе с А. А. Опоцким (впоследствии архиепископом Алексием), который нашел себе занятие в редакции «Правительственного вестника». К концу 1864 г. Ф.Г. назначен был в Литовскую семинарию, где и служил до перехода в 1870 г. в Петербургскую академию, на кафедру библейской истории – в звании доцента по новому уставу 1869 г. В Виленской (Литовской), как и в Петербургской, Рижской и, кажется, еще Витебской, семинариях был оклад жалования, равный бакалаврскому, – 429 р. Таким образом, в Московскую академию я должен был отправиться один. Судьба опять, как в начале моей жизни, привела меня под покров преподобного Сергия, но на 7 лет разлучила со спутником моей жизни Ф.Г., а затем, с 1870 года, снова нас соединила, на целые 36 лет, до конца его жизни († 1906). Такова, смею думать, правдивая летопись нашего многострадального, или, как сильно выразился Преосв. Леонтий, «ошельмованного» XXV курса. О тогдашней системе академического образования приходится сказать почти то же самое, что и о семинарской того времени. Обе эти системы находились в полной гармонии. И в академии была та же многопредметность, что и в семинарии, та же масса письменных работ, поглощавших наше время и отвлекавших наше внимание от изучения предметов курса. Та же и оценка успехов студентов – главным образом на основании достоинства сочинений. Все это и профессоров, и студентов мало располагало: первых – к чисто научной постановке их чтений, а последних – к возможному углублению в изучении наук. А потому у нас, тогдашних студентов, являлось естественное желание некоторой специализации предметов академического курса и значительного уменьшения письменных работ, что и осуществилось с появлением академического устава 1869 г., пробудившего усиленную научную деятельность и учебно-литературную производительность и профессоров, и студентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009