Примечания Ап. Павел не говорит о чудесах Христовых, что наводит некоторых авторов на мысль, что никаких чудес вообще не было, их придумали Евангелисты. Сегодня такая точка зрения опровергнута. Вероятней всего, ап. Павел знал из традиции о некоторых чудесах Христовых, однако сознательно не упоминал их, потому, что опасался умалить весть о спасительных Страстях и Смерти Христовой на Кресте: Ибо и Иудеи требуют чудес… а мы проповедуем Христа распятого ( 1 Кор. 1: 22-23 ). Кстати, Христос любит исцелять в субботу. Он это делает не для того, чтобы позлить евреев, так как у них исцелять в субботу было запрещено. Суббота в иудаизме связывалась с днем Божественного покоя ( Быт. 2: 1-3 ) и также –  с эсхатологической Субботой, Покоем Царства Божьего. Исцеления Иисусом в субботу могли служить особой репрезентацией наступающего здесь и сейчас Царства Божьего. У Марка, который писал до Матфея, другая версия: И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил ( Мк. 6:5-6 ). Во-первых, как согласуется, что не мог совершить там никакого чуда и на немногих больных возложив руки, исцелил ?.. А во-вторых, не ошибается ли Марк (или источник, которым Марк пользовался), что Иисус не мог совершить чудо? Именно поэтому, Матфей, чью цитату я привел в основном тексте, опираясь в этом рассказе на Марка (сегодня это доказано), этот момент опускает. Похоже, как и понял это Евангелист Матфей, тут мы имеем дело с каким-то недопониманием силы Иисуса или с какой-то ошибкой. Э.П. Сандерс убедительно показывает, что греческое амартоли – грешник восходит к др.евр. слову, означающему «нечестивец». Втор. 4:1; 8:1; 30:15-20; 32:46-47 и др. Умер о. Алексий в 1848 году. Над могилой его до революции совершалось столько чудес, что прихожане села возбудили перед Св. Синодом ходатайство о его прославлении и причислении к лику святых. Однако революция помешала. Канонизирован о. Алексий был в 2000 году. Все имена изменены. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Протоиерей Алексий Уминский: Настоящая любовь немыслима без свободы Что значит – свободны, как рабы Божии? 7 октября, 2017 Что значит – свободны, как рабы Божии? Человек и без законов знает, как ему правильно поступить – не по шпаргалке, а по любви. «Правмир» предлагает вам фрагмент из книги «Подросток в семье и Церкви. Преодоление зон недоверия» протоиерея Алексия Уминского, вышедшей недавно в издательстве «Никея» . Христиане часто называют себя рабами. «Причащается раб Божий такой-то», — слышим мы, подходя к причастию. «Помяни, Господи, рабов Твоих», — говорит священник на богослужении. О каком рабстве идет речь? И как это сочетается со словами апостола Павла: «Господь есть Дух. А где Дух Господень, там свобода»? (2 Кор. 3:17) Вообще Павел очень часто призывает христиан именно к свободе. Он говорит: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). И еще: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8:15). А вот слова апостола Петра: «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2:15–17). Свободны, как рабы Божии, — что это значит? Можно ли быть свободным и одновременно рабом? На самом деле нельзя. Есть такое слово «оксюморон» — сочетание несочетаемого. Да, раб не может быть свободным, тем не менее в этом высказывании заложен определенный смысл. Человек часто обретает свободу через подчинение какой-то руководящей им идее и чувству. Скажем, люди, которые сильно любят друг друга, они свободны? Да. Они сильно зависят друг от друга? Они подчинены друг другу? Тоже да. Мы, конечно, не можем сказать, что они в рабстве друг у друга. Но это уже вопрос словоупотребления. Давайте разберемся, почему нам так не нравится слово «раб»?

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в «Основах социальной концепции» РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы. Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в «Основах социальной концепции» РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы. Комментируя документ, представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «С одной стороны, в нем нет ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было сказано. Он еще раз объясняет и дает христианскую оценку политико-правовой системы. С другой стороны, он отличается глубокой богословской формой».   Действительно, «Основы» в изобилии снабжены цитатами из Священного Писания и отцов Церкви, касающимися греха и свободы. Именно грех, по мнению Церкви, разрушает подлинную свободу. Соответственно законы должны быть направлены на защиту нравственности. А в качестве нарушителей прав человека могут выступать художники, писатели и журналисты, прочие деятели, оскорбляющие религиозные святыни и попирающие традиционную мораль.   В этом просматривается принципиальное расхождение между православным подходом к борьбе за соблюдение прав человека и либеральным. Либералы рассматривают в качестве нарушителя прав человека исключительно государство. Православные к власти относятся иначе. В «Основах» об этом сказано так: «В истории народов, окормляемых Русской православной церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества властии общества». И хотя один из принципов правозащитной деятельности Церкви сформулирован как «охрана личности от произвола лиц, облеченных властью»,его не стали подкреплять ссылками на Библию. А там о произволе властей говорил и Екклезиаст: «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда». И пророк Исайя: «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».

http://pravmir.ru/cerkov-rastolkovala-ch...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января 2007 г. 15:30 Простре земля плещи своя, и приемлет приемлющаго Зиждителя, славу от ангел, от небес же звезду; от пастырей хваление, от волхвов же дары, и от всего мира познание. Тропарь 3-й песни канона на повечерии предпразднства Рождества Христова Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пресвитеры и диаконы, честные иноки и инокини, подвигом добрым подвизающиеся (2 Тим. 4:7), и все в ограде церковной пребывающие православные христиане! «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:2). С сердечной радостью поздравляю всех вас с великим праздником — Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В эти святые дни мы вновь молитвенно переживаем величайшее событие человеческой истории. В великом смирении Своем Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом, и родился Он не в богатом дворце, не в жилище сильных мира сего, но в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, но простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!». Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16:22). Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей своей полноте, так же, как и две тысячи лет тому назад. Мы не вспоминаем — мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!

http://patriarchia.ru/db/text/170915.htm...

Ситуация такова, что историю с моим арестом и начавшимся судом, которую в средствах массовой информации именуют как «дело Каклюгина», способны решить объективно, справедливо и беспристрастно только при содействии высших правительственных и церковных кругов . К сожалению, судя по всему, моё письмо не дошло до Вас. На имя моего отца Каклюгина Владимира Борисовича 12 февраля 2019 года был отослан крайне формальный и бессодержательный ответ 52-К/2) за подписью и.о. заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению РПЦ МП священника Алексия Алексеева. Идентичный, слово в слово, ответ от того же священника Алексеева получил и другой, неравнодушный к моей беде прихожанин Русской Православной Церкви, авторитетный научный деятель, доктор социологических наук из Приморского края И.А.Романов. Священник Алексий Алексеев сообщил в своём ответе, что «за Н.В. Каклюгина заказан молебен о здравии». Я, конечно, благодарен батюшке за молебен, но я рассчитывал и на помощь конкретными делами, помня евангельское напутствие из Соборного послания святого апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: " идите с миром, грейтесь и питайтесь " , но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 14-17). Вот я сейчас, Ваше Святейшество, в таком положении - наг и не имею дневного пропитания, а мне отец Алексий говорит: иди с миром, грейся и питайся . Искренне надеюсь, что батюшка действовал по ошибке, когда вместо полноценного разбирательства ситуации с докладом по его итогам священноначалию, написал, по сути отписку, похожую не на письмо священнослужителя, ревностного христианина, а равнодушного канцелярского клерка из светской нотариальной конторы. Мы все знаем, что Православная Церковь во славу Спасителя («В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 36)) всегда оказывала содействие заключенным. Тем паче, невинно заточенным в темницу, которых помогала вызволить из мест заключения. Особенно, когда речь идёт о человеке, который на протяжении многих лет был соисполнителем многих государственно-церковных и церковно-общественных проектов в сфере благотворительности, социального служения, совместной с Церковью работы по оздоровлению российского общества - духовно-нравственного, психического, ментального, психологического. А совместно с силовыми структурами противодействовал нарастанию внутриполитического и геополитического влияния тоталитарных деструктивных культов (сект), нетрадиционных религиозных движений на профессиональном уровне, как дипломированный врач-психиатр, кандидат медицинских наук, общественный деятель и правозащитник (в лучшем смысле этого слова).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/25/pr...

Слово Святейшего Патриарха Алексия в день преподобного Сергия (8 октября 2005 г.) 11 октября 2005 г. 11:52 Ваше Блаженство, возлюбленные о Господе собратья архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры! Огромную духовную радость испытывает всякий православный христианин, сподобившийся припасть с молитвой к мощам преподобного Сергия, благодаря Бога Господа за всещедрую Его милость явленную через Своего угодника. Поэтому в каждый день памяти преподобного Сергия к раке его мощей, как к неиссякаемому роднику благодати Божией притекают на поклонение и для молитвы многие тысячи людей всех возрастов и положений. Радонежский игумен, обильно изливая благодать Божию от своих мощей, влечёт к себе всех жаждущих спасения по слову Писания:  «как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41, 1). Потому так велико наше ликование во дни памяти Основателя Троицкой обители. Подвижник Божий не только сам был крепким столпом Церкви Христовой, но, по словам архиепископа Никанора Херсонского, «уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе всех близко соприкасающихся ему людей». Он напитал Евангельской пищей и возрастил духом целые поколения монашествующих; своим примером, назиданием, молитвами много содействовал духовному возрастанию всего православного российского народа. Это имеет особенное значение во дни торжественного празднования 625-й годовщины Куликовской битвы. Преподобный Сергий вселил мужество в сердца дружинников, сражавшихся на поле Куликовом, и послал двух монахов своего монастыря на битву, дабы не было сомнений у защитников Руси, что дело их – правое, что с ними – Бог, Который не попустит врагам одолеть православное воинство. И сам Преподобный, как духовный воевода всё время, пока длилось сражение, молитвенно предстоял перед Богом, не только ходатайствуя о победе, но и испрашивая упокоения погибшим, духовными очами созерцая то, что происходило на поле сражения. По единодушному убеждению, как современников Куликовской битвы, так и последующих историков, наши предки едва ли смогли бы подняться на защиту свободы своей Родины и своей веры, если бы прежде не возродились духовно под влиянием преподобного Сергия и его монастыря. Нынешние торжества побуждают нас снова вспомнить подвиги преподобного отца нашего Сергия, который ещё в жизни сей явил подлинную христианскую  святость. Слово игумена Радонежского действительно имело огромное влияние на его современников и на нем исполнились изречения апостола Павла писавшего: «…слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 4-5).

http://patriarchia.ru/db/text/52527.html

Слово Святейшего Патриарха Алексия в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя при вручении архиерейского жезла епископу Вяземскому Игнатию 7 июля 2005 г. 16:56 Преосвященный епископ Игнатий! Господь наш Иисус Христос голосом Церкви повелел тебе стать в ряды святителей Божественной Любви, и нет более ответственного и страшного призвания: «Вот, я посылаю вас» (Мф. 10. 16), — говорит Господь, — «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20. 21). Ты вошел в круг апостольский, в сонм епископов Русской Православной Церкви. Неумолим закон Христовой любви — сострадательной, крестной любви, любви доброго Пастыря, полагающего душу Свою (Ин 10. 11) за отступивших от Него людей. Господь зовет тебя соделаться жертвой (Флп. 2. 17), возлагает на тебя омофор, знаменующий собой заблудшую овцу, которую ты, ценой жизни своей, должен обрести и спасти от погибели, вручает жезл учеников Христовых (Евр. 11. 13; 1Петр 2. 11). Мы не сомневаемся в искренности твоей любви к Богу и к Церкви, и потому тебе и нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1. 29). «Любовью Иисуса Христа» (Флп. 1. 8) возлюби каждого в мире, в который ты входишь с новой обновленной силой. Принеси им непобедимую Пасхальную радость нашу, чтобы рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы Свет Христов озарил тех, кто до сих пор ходит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем воспеть славу и хвалу Богу, Создателю всех. Имей «ум Христов» (1Кор. 2. 16) и «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2. 5), смирение Господне и верность до конца в совершенном послушании Ему Единому. Господь не оставит тебя и сподобит послужить Ему, если ты, подобно Предтече Христову и Крестителю Иоанну, изо дня в день будешь убывать, покоряя в себе греховное, чтобы Ему расти в тебе, пока не овладеет всем без остатка. При наречении ты исповедал свой страх перед величием архиерейской хиротонии и ответственностью епископского служения. Благодать есть действие Божие. Сам Бог, хотя и невидимо, присутствует и действует в Таинствах церковных. Таинство рукоположения во епископа есть явление силы и славы Самого Бога. В присутствии Бога, в близости Его чувство страха и трепета испытывает всякая плоть человеческая.

http://patriarchia.ru/db/text/27779.html

Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Шатурскому Никодиму 23 марта 2008 г. 13:55 В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Никодима (Чибисова) во епископа Шатурского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По завершении Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви вручил новопоставленному епископу Никодиму архиерейский жезл и обратился к нему с Первосвятительским словом. Преосвященный епископ Никодим! Дивным промыслом Божиим, Нашим и Священного Синода волеизволением призываешься ты на великое святительское служение в число епископов Русской Православной Церкви. Будучи через возложение святительских рук возведен в достоинство преемников апостолов, предстоя перед нашим священным собором, под сводами соборного Храма Христа Спасителя, внимай мыслям и чувствам, которыми хочу поделиться с тобой ввиду ожидающего тебя важного, многотрудного и ответственного служения в Церкви Божией. Моя мысль в настоящие священные для тебя минуты привлекается одним из событий евангельской истории явлением Воскресшего Спасителя Своим ученикам на море Тивериадском. Господь обращается к Петру со словами: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?». И, получив ответ, говорит ему: «Паси овец Моих!». Так призывается Петр Самим Господом к высшему пастырскому служению. Это поручение пасти овцы стада Христова дается Петру при непременном условии что он любит Христа. Поэтому Господь не сразу после вопроса говорит ему: «паси овец Моих!» , но каждый раз после утвердительного ответа с его стороны: «Да, Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя!» (Ин. 21, 15-17). Безусловно, вопрос Спасителя «любишь ли ты Меня?» имеет значение не для одного только вопрошаемого апостола Петра, не для одних только прочих апостолов, но и для всех преемников их служения. Поэтому и ты, предстоящий перед нами новый епископ Церкви Христовой, в глубине своей архипастырской совести услышь этот божественный вопрошающий тебя голос: «любишь ли ты Меня?» и во смирении скажи: «я люблю Тебя, Господи». Вместе с апостолом и я обращаю к тебе свое слово: «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8).

http://patriarchia.ru/db/text/384427.htm...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Магнитогорскому Феофилакту (Курьянову) 24 вересня 2006 р. 19:10 24 сентября в храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского, викария Челябинской и Златоустовской епархии . Предстоятель Русской Церкви обратился к новому епископу Феофилакту с напутственным словом. Преосвященный епископ Феофилакт! Благоволением Божиим, Определением Нашим и Священного Синода призван ты к великому апостольскому служению. Благодатью Святого Духа, как некогда Варнава и Савл, отделен ты от среды пресвитеров и через молитвы и возложение на тебя рук (Деян.13, 2-3) Собора епископов возведен на высшую иерархическую степень Православной Церкви. По долгу Предстоятеля Церкви побуждаюсь ныне напутствовать тебя словом назидания. Ты сам сегодня торжественно исповедал перед Богом и нами веру святую, православную, обещал хранить ее до конца своей жизни, обещал соблюдать каноны церковные, правила апостолов и Святых Отцов, сохранять послушание Святой Церкви и ее священноначалию. Епископское служение высокое, почетное, ответственное, но исполненное многих скорбей и трудностей. Оно, по словам святителя Григория Богослова, «завидная и опасная высота». И чтобы удержаться на этой высоте, не достаточно только исповедывать учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и уметь преподать его народу. Господь сказал ученикам Своим, апостольское служение которых продолжает епископ: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Добрые дела! Вот тот свет, который должен исходить от епископа, дабы чада церковные, вверенные его попечению, шли за ним по пути духовного совершенствования в жизнь вечную. Вместе с апостолом Павлом хочу сказать тебе: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3, 8).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203659...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года 7 июня 2008 г. 07:53 Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие возлюбленные о Господе собратья Архипастыри отцы настоящего Архиерейского Собора. Благословением и благодатию Пастыреначальника Христа Спасителя мы собрались воедино, дабы рассмотреть пройденный нашей Церковью со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года путь. Прожитые четыре года между Соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни. В то же время начавшийся век и новое тысячелетие поставили перед нами очень серьезные вопросы как во внутрицерковной жизни, так и в межцерковных взаимоотношениях, глобальные вопросы, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира. На эти вопросы мы нашим соборным разумом должны дать ответ, должны наметить, а по возможности и конкретно определить пути разрешения многих непростых проблем. Только что, совершая Божественную литургию в нашем Соборном храме и молясь Господу об успешном проведении сего Освященного Собора Русской Православной Церкви, мы слышали удивительные слова апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить мне для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19-20). Как актуальны эти слова! Только с позиции веры в Пролившего Свою Пречистую Кровь, за возлюбленное Свое творение мы должны оценивать происходящее; пытаться правильно ответить на поставленные вопросы, основываясь исключительно на заповедях Христовых. Следует признать, что сегодня мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами. Если XX век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.

http://patriarchia.ru/db/text/418885.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010