В чистом положительном и значительном выигрыше только два наследника – светский суд и светский прокурорский надзор. Они, не делая со своей стороны не малейшей уступки, приобретают: 1) всю ныне принадлежащую архиерею судебную власть над мирянами, т. е. над 53 слишком миллионами православных христиан. Они приобретают 2) судебную власть над духовными лицами по делам брачным, во всех их видах. Приобретают 3) обвинительную власть по остающимся в духовном суде делам о служебных и нравственных преступлениях клириков и монашествующих. Приобретение необыкновенно значительное, которое уже и заслужило полное одобрение „Журнала гражданского и торгового права» (1872, 3, 4) и, конечно, заслужит одобрение и г. Стасюлевича (сравн. „Вестник Европы» 1873, май, внутр. обозр). Выигрыш чистый и при том, по учению г. Стасюлевича, сближающий нас с Европою. Не таков выигрыш другого наследника – пресвитерства. Правда и оно приобретает из наследства довольно значительную часть – судебную епископскую власть по остающимся в духовном суде делам о служебных и нравственных преступлениях клириков. Но вместе с тем, с передачею всей судебной власти о мирянах светскому суду, с подчинением клириков светскому же суду по брачным делам и светскому прокурорскому надзору по всем делам о проступках и преступлениях – пресвитерство теряет все ныне ему принадлежащие права на участие в производстве всех этих дел и само подчиняется светскому суду и светскому прокурорскому надзору. Ныне оно участвует в производстве брачных дел и других судебных дел о мирянах, и чрез это может иметь значительное нравственное влияние на паству; когда сделка вступит в законную силу, все это будет утрачено. Ныне по брачным делам пресвитерство и все духовенство судится духовным судом; когда состоится сделка, не будет и этого, а станет вместо духовного суда светский. Ныне неподчинено пресвитерство и прочее духовенство особому светскому прокурорскому надзору; когда состоится сделка, будет и это: прокурор – светский юрист будет надзирать ( πισκοπεν) за тем напр., не ходит ли пресвитер в корчемницу, или на охоту, в театр, не играет ли в карты, совершает ли Божественную службу, во всем согласно церковному уставу и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

59) Судопроизводство непосредственно архиерейское совершается не публично. 60) Привлекаемый к непосредственному архиерейскому суду по обвинению в проступке против должности и благоповедения, предварительно суда архиерейского, может просить себе формального суда. 61) На приговоры архиерея, постановленные в сем порядке суда, жалобы не допускаются и таковые случаи не вносятся в послужные списки. Глава 2. О судопроизводстве у духовных судей. 62) Духовный судья приступает к разбору подсудных ему дел: а) по предписаниям духовных консисторий и по сообщениям благочинного; б) по сообщениям светских властей; в) по жалобам лиц, потерпевших от преступного деяния, и по искам лиц и учреждений, почитающих нарушенными их имущественные права; и г) непосредственно, по лично усмотренным им преступным деяниям, подлежащим преследованию независимо от жалоб частных лиц. 63) По всем делам, которые возникают по жалобам частных лиц и могут быть прекращаемы примирением, духовный судья старается примирить стороны, и только в случае не успеха в том поста-новляет приговор, или решение. 64) Необходимые по делам, разбираемым у духовного судьи, осмотры и другие дознания производятся или самим судьею, или, по его поручению, кандидатом. 65) Духовный судья разбирает все дела словесно и, по выслушании сторон, или их поверенных, постановляет приговор, который и вносит в установленную для сего книгу, или протокол. 66) Приговоры духовного судьи по делам о проступках, за которые в законе определяются одни лишь замечания, или выговоры без внесения в послужной список, или денежное взыскание не свыше 3 рублей и решение по имущественным искам не свыше 20 рублей, считаются окончательными и не могут быть обжалованы. На все прочие приговоры и решения допускаются отзывы и протесты. Глава 3. О судопроизводстве в коллегиальных духовно – судебных установлениях. Отделение 1. О предварительном следствии. 67) Духовный следователь приступает к предварительному следствию не иначе, как по предписаниям духовной консистории, или Святейшего правительствующего синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

76) На неправильные действия по производству следствия, в случаях, указанных законом, участвующие в деле лица могут приносить частные жалобы в тот суд, которому подсудно дело. 77) Принесение жалобы не останавливает ни производства следствия, ни исполнения отдельных следственных действий, буде не последует распоряжение суда. Отделение 2. О предании суду и о прекращении дел. 78) Духовная консистория, получив следственное дело, если признает оное произведенным правильно и не требующим дополнения, постановляет заключение или о прекращении дела, или об изменении подсудности, или о предании обвиняемого суду. 79) Заключения консистории о прекращении дела, или об изменении подсудности предлагаются епархиальному суду, от которого и зависит дальнейшее движение дела. 80) На прекращение дела лица потерпевшие могут жаловаться в высшую инстанцию суда. 81) Консистория, признав, что обвиняемый должен быть предан суду, составляет обвинительный акт и вносит оный в епархиальный суд. 82) В обвинительном акте означаются: существо дела, основания обвинения, род и вид преступного деяния. 83) С обвинительным актом передается в суд следственное дело и список лиц, которые, по мнению консистории, должны быть вызваны к судебному следствию. 84) Все действия консистории, указанные в сем отделении, не восходят на рассмотрение и утверждение архиерея, имеющего председательствовать в суде по данному делу. 85) В делах о состоящих в ведомстве синодальных контор и главных священников духовных лицах, подсудных епархиальным судам, право предания суду принадлежит синодальным конторам и главным священникам. 86) По делам о лицах, подсудных судебному отделению Святейшего синода, право предания суду принадлежит Святейшему правительствующему синоду; а по делам, подсудным собору, право предания суду принадлежит части членов Святейшего правительствующего синода и судебного отделения синода, которые за сим уже не входят в состав соборного по этому делу заседания. Отделение 3. О порядке производства. 87) Дела в коллегиальных духовно – судебных установлениях начинаются по обвинительным актам, передаваемым подлежащею духовною властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

68) Синодальные конторы и главные священники, в случае усмотренной ими необходимости предварительного следствия о состоящих в их ведомстве духовных лицах, подсудных епархиальным судам, сообщают о сем местной духовной консистории. 69) Распоряжения духовной консистории о предварительном следствии не восходят на рассмотрение и утверждение архиерея, который имеет председательствовать в суде по данному делу. Это положение введено для разъяснения той мысли, что председательствующий в суде по данному делу архиерей не принимает участия ни в возбуждении дел, ни в распоряжениях по розысканию преступлений. Все эти действия и распоряжения исходят от консистории и могут или вовсе не восходить на архиерейское утверждение, или же быть утверждаемы в епархиях, где два архиерея, епархиальный и викарный, тем из них, который не будет председательствовать в суде по данному делу. 70) Для воспрепятствования обвиняемому уклоняться от следствия и суда, духовным следователем могут быть приняты следующие меры: а) отобрание подписки о не отлучке из места жительства; б) отдача на поруки; в) взятие залога и г) в случаях наиболее важных личное задержание. 71) Духовный следователь может быть отводим, по законным причинам, как лицом обвиняемым, так и подавшим жалобу. 72) Осмотры, обыски и выемки производятся в присутствии понятых. 73) Духовный следователь допрашивает под присягою свидетелей и сведущих людей, кроме отводимых по причинам в законе определенным, и освобождаемых от присяги по закону. 74) Духовное начальство, по распоряжению которого начато следствие, лицо, подавшее жалобу, и обвиняемый, имеют право непосредственно или чрез уполномоченные лица: а) присутствовать при всех следственных действиях и рассматривать подлинное следствие, не останавливая, однако, течения дела; б) представлять доказательства; и в) отводить свидетелей и сведущих людей по законным причинам. 75) Предварительное следствие, которое духовный следователь признает оконченным, представляется им тому духовному установлению, по предписанию которого было начато.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

101) Суд за каждое преступление определяет наказание, в правилах или законах за то преступление именно назначенное. Но суду предоставляется право, по обстоятельствам уменьшающим вину, смягчать наказание в пределах, указанных правилами и законами. 102) Сущность постановленного приговора провозглашается немедленно в публичном заседании суда. 103) Приговор, против которого в двухнедельный со дня объявления срок не последовало ни протеста обвинителя, ни отзыва подсудимого, или его защитника, почитается вступившим в законную силу. Раздел III. О порядке судопроизводства по делам брачным и другим, подвергающим виновных открытой церковной епитимии. Глава 1. О порядке производства дел о незаконных брачных сопряжениях. 104) Из дел о незаконных брачных сопряжениях некоторые производятся только в духовном суде, другие в духовном и уголовном. 105) Дела о брачных сопряжениях лиц, которым, по расторжении брака, возбранено вступать в новый брак, и о брачных сопряжениях монашествующих, а равно и посвященных в иерейский или диаконский сан, доколе они пребывают в сем сане, если не было употреблено для сего обмана, или подлога, подлежат одному духовному суду и производятся общим порядком по правилам о судопроизводстве по преступлениям духовных лиц („Уст. конс.” 217. „Свод. зак.” т. X. 1, 37, п. 4, 6; „Улож. нак.” 1569; „Суд. уст.” изд. госуд. канц. II. 375). 106) Дела о брачных сопряжениях, заключенных по насилию, обману, или в сумашествии одного или обоих брачившихся, поступают к духовному суду по окончании над виновными суда уголовного для решения о действительности, или недействительности брака, и для определения ответственности духовных лиц, совершивших бракосочетание („Уст. консист.” 218; „Уст. угол. судопр.” 1012; „Опред. Св. синода 28 февр. 1864 г.” 354). 107) Дела о многобрачии, о вступлении в брак в недозволенных степенях родства или свойства, о воспрещенном браке христиан с нехристианами, о четвертом браке, о браке таких лиц духовного звания, которым, по правилам Церкви, воспрещено вступать в брак, если был употреблен для сего обман, или подлог, и о браках лиц, недостигших узаконенного совершеннолетия, или имеющих более 80 лет от роду – решатся прежде в духовном суде и, по окончании над виновными суда духовного, поступают к суду уголовному („Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

12) Из четырех пресвитеров, получивших при избрании наибольшее количество голосов, епархиальный архиерей одного утверждает духовным судьею, и одного кандидатом к нему. 13) Кандидат духовного судьи производит суд и следствие в случае отвода, отсутствия, болезни и при других уважительных причинах, препятствующих духовному судье исправлять судейские обязанности. Глава 3. О епархиальных судах. 14) В каждой епархии, отдельно от консистории, учреждается епархиальный суд. 15) Епархиальный суд, под председательством епархиального архиерея, состоит не менее как из трех членов пресвитерского сана. Примеч. Епархиальный архиерей может поручать председательство в суде своему викарию, а по делам, влекущим только низшие духовные наказания и старшему члену суда пресвитерской степени. Соображения, на основании которых утверждается мысль о принадлежности епархиальному архиерею именно обязанностей председателя епархиального суда, суть следующие: Принадлежность епископу именно судебной власти, т. е. власти состоящей в непосредственном разрешении судебного процесса и постановлении приговора о вине или невинности подсудимого, основывается на ясных указаниях Слова Божия и на церковных правилах. И по Слову Божию и по правилам суд церковный производит епископ, а апелляция на суд одного епископа идет к собору епископов, то есть, вся судебная власть сосредоточивается исключительно в епископе и в епископстве. Посему, епископу принадлежит и должна принадлежать непременно судебная власть, т. е. разрешение самых дел судебных. Начала нового процесса, принятые в судебные уставы 1864 г. требуют отделения от судебной власти, властей обвинительной и административной. Несовместность судебной власти с обвинительною лежит в самом существе нового процесса, по которому суд занимает положение посредствующее и решающее между двумя сторонами обвиняющею и обвиняемою; и, следовательно, не может быть одною из сторон. Не таково отношение судебной власти к административной: этой коренной радикальной несовместимости обеих сих властей нет; и лицо, облеченное административною властью, может, в качестве судьи, разрешить насколько прав обвиняющий и насколько виноват обвиняемый, лишь бы не само это судящее лицо было и обвиняющим в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

54) Духовному судье подсудны: а) дела о таких оскорблениях чести, наносимых духовными лицами духовным и светским лицам, за которые взыскания и наказания определены в статьях устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 130–141 включительно; б) вообще дела о тех проступках духовных лиц, за которые полагаются низшие виды наказаний, а именно: 1) замечание, 2) выговор без внесения в послужной список и 3) денежное взыскание; и в) дела по взаимным спорам между духовными лицами и учреждениями, возникающим из пользования движимою и недвижимою церковною собственностью и церковными доходами. Примечание. Монашествующие и послушники по делам исчисленным в сей статье судятся настоятелем вместе со старшею братиею, а настоятели епархиальных монастырей – в епархиальном суде. 55) Епархиальному суду подлежат: а) дела по отзывам и протестам против приговоров и решений духовных судей; б) все дела о духовных лицах, изъятые из ведомства духовных судей, и неподлежащие суду Св. синода; и в) все дела брачные и дела о преступлениях и проступках, подвергающих виновного открытой церковной епитимии. 56) Судебному отделению Святейшего синода подлежат: а) дела по отзывам и протестам против приговоров епархиальных судов; и б) все дела о настоятелях ставропигиальных монастырей и синодальных церквей, о членах духовных консисторий, епархиальных судов и синодальных контор, о главных священниках армии и флотов, гвардии и гренадер, и о лицах архиерейского сана. 57) Суду собора подлежат: а) дела по отзывам и протестам против приговоров судебного отделения Святейшего синода; и б) все дела о членах и присутствующих Святейшего синода. Раздел II. О порядке судопроизводства о лицах духовного состояния. Глава I. О судопроизводстве непосредственно архиерейском. 58) По делам, подлежащим непосредственному архиерейскому суду, епархиальный архиерей вызывает к себе обвиняемого, испытывает его совесть и отпускает на место, или только с пастырским вразумлением, или же налагает приличную епитимию с прохождением оной на месте, или в архиерейском доме до двух недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

8) Наконец самое главное, что не должно быть оставлено без внимания при обсуждении сего предмета, это – мнение о сем предмете Святейшего Синода. Это мнение ясно, положительно и неоднократно выражено Св. Синодом при составлении „Судебных Уставов” 1864 года, и впоследствии, и состоит в том, что дела сего рода должны быть подсудны духовному, а не светскому суду. В виду всех сих соображений представляется правильным одно заключение – об оставлении дел об обидах, причиняемых духовными лицами, на нынешнем основании – в духовном суде. Кроме дел об обидах к этой же категории „Консисторским Уставом” причисляются дела по жалобам на духовные лица о нарушении бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов. Прежнее гражданское судопроизводство допускало два порядка восстановления прав гражданских – исполнительный для дел бесспорных и судебный для дел не бесспорных („Св. Зак.” т. X, 2, 1). Новое судопроизводство (по „Суд. Уст.” 1864 г.) не установляет особого порядка для производства бесспорных гражданских дел, а подчиняет эти дела общему порядку по правилам сокращенного судопроизводства („Уст. Гражд. судопр.” 352, 364). „Консисторский Устав” был составлен применительно к прежнему порядку судопроизводства, и допускал производство сих дел в духовных судах только до тех пор, пока не возникал спор по документам, после чего дело переходило в гражданские присутственные места („Уст. Конс.” 214, 215). Исполнительное судопроизводство, или производство по актам бесспорным, по „Своду” 1857 г., принадлежало полиции, и допущено было законом для ускорения течения сих дел. Новое судопроизводство, установив особый сокращенный порядок для дел гражданских, не допускает прежнего бесспорного исполнительного производства через полицию, находя, что и судебное производство по сокращенному порядку может быть не менее скоро, как и прежнее полицейское. Установленное „Консисторским Уставом” бесспорное судопроизводство (158, 214, 215) соответствовало прежнему полицейскому исполнительному производству, ныне отмененному.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

О предметах подсудных общему церковному суду, не имеющему карательного характера. 19) Из дел не влекущих за собою карательных последствий – общему церковному суду подлежат дела: 1) об удостоверении о действительности события и о законности браков, 2) о рождении от законного брака, 3) о расторжении брака по случаю избрания мужа в епископа (VI Вселенск. 12, 48), 4) о расторжении брака для вступления супругов в монашество (Духовн. Регл. Прибавл. о монах. 5 „Свод Закон.” т. IX, 1, 252) и 5) о расторжении брака по причине осуждения одного супруга к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния („Св. Закон.” т. X, 1, 50–53). О предметах особенного церковного суда над клириками и монашествующими. 20) Особенному суду Церкви подлежат лица по закону принадлежащие к духовному состоянию т. е. монашествующие и послушники, священнослужители и церковнослужители („Св. Закон.” т. IX, 1, 257, 282) 21) Монашествующие и священнослужители подлежат особенному церковному суду в продолжение всего того времени, когда носят священство и монашество, а церковнослужители и послушники пока состоят в церковном ведомстве. („Свод Закон.” т. IX, 1, 280). Примеч. Жены священнослужителей и церковнослужителей по проступкам и преступлениям судятся в светских судах, исключая случая, обозначенного выше в полож. 17. О предметах, подлежащих особенному церковному суду, имеющему карательный характер. 22) Лица духовного состояния, обозначенные в полож. 20-м, подлежат суду Церкви по делам о нарушении ими обязанностей их звания, установленных церковными правилами и другими действующими по духовному ведомству положениями, а равно и по делам о тех противозаконных деяниях, за которые в светских законах определено подвергать их ответственности по усмотрению духовного начальства („Уст. Угол. суд.” 1017). 23) Лица духовного состояния подлежат суду Церкви и в делах о нарушении ими правил благочиния и благоповедения не только установленных в особенности для сих лиц, но и общих, поколику оскорбляется при сем достоинство носимого ими сана, или же заключаются в сем основания к возбранению допускать до священного сана лица, не имеющие соответствующих оному качеств („Уст. о наказ.” 42, 43, 130–142).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Этот ряд новых законов показывает до очевидности, что затруднения, имеющие произойти с предлагаемою передачею – весьма серьезны и велики. Устранение всех этих затруднений достигается оставлением в силе ныне действующих правил и практики о подсудности дел об обидах, причиняемых клириками и монашествующими людям своего звания и светским лицам духовному суду, разумеется до тех пор, пока с сими обидами не соединено уголовное преступление. 6) Нельзя не обратить внимания и на доказательство в пользу оставления дел сего рода в духовной подсудности, заимствованное из свидетельства истории о том, что нынешняя практика имеет действие непрерывно с самого древнего времени, и что основание ее заключается в признанном римским правом за аксиому правиле: actor forum rei sequitur. Нынешние обстоятельства Церкви и государства не представляют в сравнении с прежними столь разительных особенностей, чтобы требовалось изменение практики, имевшей силу в течение многих столетий. Для клира нынешний порядок подсудности духовному, а не светскому суду, представляет обеспечение того, что клирики имеют судей, вполне знакомых с особенностями служения клира и с обязанностями клириков. Для общества и народа нынешний порядок исключительной подсудности клириков в сих делах духовному суду, представляет только одно затруднение, что этот суд не близок, затруднение, которое может быть устранено другими средствами. Для правительства и для дела правосудия вообще от оставления подсудности этих дел на прежнем основании нет ни малейшего ущерба. 7) В устранение сомнений о гарантиях, представляемых для светских истцов на духовном суде, должно указать на то, что все обеспечения, признанные необходимыми и допущенные на светском суде, могут иметь место и в духовных судах. И духовный суд может быть производим так же, с теми же формами и обеспечениями, как и светский – гласно, устно, с расспросом сторон и свидетелей и с основанием судьею приговора на внутреннем убеждении, а не на формальных доказательствах. Ни одна не только существенная гарантия, но и второстепенная подробность и формальность, составляющая принадлежность светского суда, может быть не упущена и на духовном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010