Когда появились в евхаристической молитве эти элементы, точно не известно. Они имеются в евхаристических канонах «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» и в «Египетских церковных постановлениях». Время происхождения этих памятников, между которыми ясно ощущается генетическая связь, точно не установлено. Одни ученые, как Функ, считали первоосновой этих памятников VIII книгу «Постановлений апостольских». «Египетские церковные постановления», по Функу, – переделка «Постановлений апостольских», «Завещание» же – переделка «Египетских церковных постановлений». В таком случае памятники располагаются в следующем хронологическом порядке: 70-е годы IV века – VIII книга «Постановлений апостольских»; конец IV века – «Египетские церковные постановления»; начало V века – «Завещание» 24 . Рамани, наоборот, относит «Завещание» к концу II века. «Египетские церковные постановления», по его мнению, – переделка «Завещания» (III век), а VIII книга «Апостольских постановлений» – переделка «Египетских церковных постановлений» (IV век) 25 . Архимандрит Алексей (ван дер Менсбрюгге) оба интересующие нас памятника относит к 400-м годам 26 . Мы не видим оснований относить время появления «Завещания» к 400-м годам. Хотя «Завещание» подвергалось интерполяциям и в нем имеются следы позднейших вставок, тем не менее в основе своей оно восходит к концу II века. Эсхатологический характер содержания первых глав первой книги «Завещания» приближает его к «Пастырю» Ерма. Для III и IV веков, а тем более для 400-х годов, эти главы являются ничем не объяснимым анахронизмом. Кроме того, «Завещание» говорит о мучениках, исповедниках и об оглашенных, которые до крещения заключаются в тюрьмы и осуждаются на смерть, чего после 313 года, когда христианство стало дозволенной религией, не могло быть. «Завещание» в отдельных случаях ставит чтеца выше диакона, что имело место в истории Церкви не позже первой четверти III века 27 . Наконец, «Завещание» еще знает дары исцеления, ведения и языков, тогда как «Египетские церковные постановления» упоминают только о даре исцеления, но дара языков уже не знают. Этот дар существовал в Церкви в I и II столетиях. Из отцов Церкви последним упоминает о нем св. Ириней Лионский († 202) 28 . Интересно, что упоминание об этом даре в «Завещании», как и о дарах ведения и исцеления, находится в самом Евхаристическом каноне. Все эти сведения дают полное основание относить Евхаристический канон «Завещания» ко времени не позже конца II века. Его относительная пространность, происходящая вследствие обилия благодарений, не является свидетельством его позднего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Обратимся к литургии, реставрируемой архимандритом Алексеем (ван дер Менсбрюгге). В свете данных из истории Евхаристического канона естественно было бы ожидать, что о. архимандрит в реставрируемом им чине или сохранит Евхаристический канон Римской Церкви, очистив его от тех наслоений, которые появились в нем после VIII века, или же заменит его Евхаристическим каноном восточной литургии, хотя бы св. Иоанна Златоуста как принятым в повседневное обдержание на Православном Востоке, тем более что сам о. Алексей говорит об одинаковом значении восточного и западного эпиклезисов 52 . Но о. архимандрит предпочел этому составление нового Евхаристического канона на основе монтирования отдельных фраз из евхаристических молитв разных поместных Церквей. Начало канона «Vere dignum» он заимствует из римской литургии, исключив из него вводные фразы, изменяющиеся в соответствии с идейным содержанием того или иного праздника. Далее, «Vere sanctus» заимствовано из галликанской литургии, а «Reple et hoc» – из сакраментария св. Амвросия Медиоланского . Со слов «fac nobis hanc» о. Алексей держится канона, содержащегося в сочинении «De sacramentis», приписываемом св. Амвросию Медиоланскому , учитывая поправки, сделанные в римском каноне папой Григорием Великим , а быть может, еще до него – папой Геласием. В части эпиклезиса о. Алексей сохраняет древнеримскую форму его, в которой возносится молитва о принятии Богом евхаристической жертвы, подобно жертве Авеля, Авраама и Мелхиседека, и чтобы эта Евхаристия принесена была Богу руками ангела Его. После этой формы эпиклезиса, который о. архимандрит называет «восходящим», он добавляет еще эпиклезис из галликанской литургии «Et petimus Domine», где в выражениях, близких к эпиклезису Восточной Церкви, призывается наитие Святого Духа на Дары. Этот эпиклезис о. архимандрит называет «нисходящим». Нисходящий эпиклезис о. Алексей дополняет еще словами «per Christum… per Ipsum», так что «нисходящий» эпиклезис оказывается вставленным в «восходящий». Таким представляется смонтированный о. архимандритом Евхаристический канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Отражая апостольское учение о бескровной Жертве, эпиклезис «Завещания» не чужд, конечно, и мысли о преложении, ибо, само собой разумеется, достойной жертвой Богу могут служить отнюдь не хлеб и вино, а только истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа. Принятие Святой Троицей к Своей Святости предлагаемых Даров мыслится как акт одновременный и неразрывно связанный с их преложением освятительным действием Святого Духа. Акт преложения совершается при участии всех Лиц Святой Троицы. Бог Отец освящает Дары действием животворящего Духа в соприсутствии Установителя Таинства – Сына Божия. Единосущие и единство воли Божества делает равнозначащими по смыслу обращение к Богу Отцу (находящееся в эпиклезах большинства литургий) и обращение к Святой Троице (в эпиклезисе «Завещания»). Очевидное подтверждение сказанного видим в эпиклезисе одного из вариантов древней галликанской литургии (на праздник Обрезания Господня): «Соблюдая сии установления и заповеди, Господи, – читаем мы там, – усердно молимся, сподоби принять и благословить и освятить сие жертвоприношение, чтобы оно было для нас законной Евхаристией во Имя Твое и Сына Твоего и Духа Святого, с преложением в Тело и Кровь Господа Бога нашего Иисуса Христа, Единородного Твоего, чрез Которого Ты все творишь, сотворенное благословляешь, благословенное освящаешь и освященное подаешь, Боже, в совершенной Троице живущий и царствующий во веки веков» 27[ 28] . Здесь мы можем наблюдать, как обращение к Богу Отцу переходит в обращение к Святой Троице, а также видим, что «принятие» и «освящение» Даров (сравн. «принятие к Своей Святости» в «Завещании») Богом Отцем или Св. Троицей, неразрывно связано с преложением этих Даров в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, каковое действие христианское сознание всегда соединяло с наитием Святого Духа 28[ 29] . Форму эпиклезиса, отражающую учение о бескровной Жертве, архимандрит (ныне епископ) Ван дер Менсбрюгге назвал «восходящим эпиклезисом», отличая ее от более обычной для Востока формы «нисходящего эпиклезиса», содержащего выражение учения о преложении силою и наитием Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Am 10.4.1970 , nach der Erklärung der Autokephalie für die «Orthodoxe Kirche in Amerika» (frühere «Metropolie») vom Bischofssitz Philadelphia befreit und zum zeitlichen Vw der dem Moskauer Patriachat verbliebenen Pfarreien in Mexiko bestimmt (MP 1970,5,23). Am 11.8.1970 von der zeitweisen Verwaltung der Pfarreien in Mexiko befreit; er soll die Pfarreien in Nord­deutschland leiten, Titel und Ort seines zukünftigen Sitzes wird noch bestimmt (MP 1970,9,2). Ab 1.12.1970 EB von Norddeutschland mit dem Sitz in 4000 Düsseldorf, Ellerstraße 213, Marienstift, Tel. Nr. 0211/72 62 63. 27.4.1979 im Ruhestand (MP 1979, 6,2). Werke : L " Apport de la Synagogue à la Liturgie chrétienne, in: Vestnik Eksarchata 41(1963)26–35. Die Auferstehung Christi: Ihre Wirklichkeit und Wirkung, in: Der Auferstandene Christus und das Heil der Welt (5. Theol. Gespräch zwischen R0K und EKD) 1971 (Studienheft 7) 83–97. L’Eglise comme domaine de la Seigneurie du Christ selon la vue orthodoxe, in: Vestnik Eksarchata 37–39(1961)70–87. Die Entfaltung des kirchlichen Stundengebetes, in: «L’esprit et la vérité» 1954. Glaube, Kirchenverfassung und Mission. Das wahre Problem ihrer ökumenischen Integration, in: Orthodoxie Heute 14 (1966)2–13. Has the Eastern Orthodox Liturgical Tradition Relevance for Modern Man? in: Diakonia 4(1969)90–106. Das Hohepriestertum Christi und das Priestertum der Heiligen in ihm, in: Orthodoxie Heute 22(1968)1–13. Die Kirche als Herrschaftsbereich Christi nach der Sicht der orthodoxen Kirche (Vortrag), in: Orthodoxie Heute 2 (1962)2–9. La Liturgie orthodoxe de rite occidental Essai de restauration. Paris 1948, 97 S. (Mélanges de L‘Institut Orthodoxe française de Paris). L‘Orthodoxie devant les tendences oecuménistes, in: Vestnik Eksarchata 37(1961)9–27. Orthodoxie und ökumenische Bewegung, in: Versöhnte Christenheit. Essen 1961. Prayer Time in Egyptian Monasticism (320–450), Studia Patristica II (=Texte und Untersuchungen 64) Berlin 1957. Du sacerdoce du Christ, de ses stages et de la part des saints dans ce sacerdoce, in: Vestnik Eksarchata 33–34 (1960)11–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006