Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, располагалась на территории ФРГ и существовала с 1971 по 1992 г. Учреждена решением Свящ. Синода РПЦ от 24 февр. 1971 г., согласно к-рому в Среднеевропейском Экзархате из Берлинской епархии были выделены Баденская и Баварская епархия и Д. е. В подчинении последней оказались приходы в федеральных землях Бремен, Гамбург, Гессен, Н. Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Сев. Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В 1971 г. епархия насчитывала 2 храма. Кафедральный город - Дюссельдорф, кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первым правящим архиереем Д. е. стал еп. Алексий (ван дер Менсбрюгге) , бывший с 1 дек. 1970 г. архиепископом Северогерманским и получивший 24 февр. 1971 г. титул архиепископа Дюссельдорфского. В 1971 г. в качестве делегата от Д. е. принимал участие в работе Поместного Собора РПЦ в Москве. Скончался 26 мая 1980 г. Следующим архиереем, возглавившим епархию, стал благочинный Д. е. архим. Лонгин (Талыпин), хиротонисанный во епископа Дюссельдорфского в храме в честь Покрова Пресв. Богородицы в Дюссельдорфе 11 окт. 1981 г. Клирики и миряне Д. е. во главе с еп. Лонгином проводили активную культурную, просветительную и миссионерскую работу, поддерживали молитвенное общение с общинами проч. Поместных Православных Церквей. Представители епархии участвовали в международных научных конференциях и конгрессах, в работе ВСЦ в тесном контакте с проч. христ. конфессиями ФРГ. 10 марта 1989 г. еп. Лонгин возведен в сан архиепископа. 23 дек. 1992 г. определением Свящ. Синода принято постановление об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в Берлинскую и Германскую епархию РПЦ. Архиереи Алексий (ван дер Менсбрюгге) (1 дек. 1970 - 27 апр. 1979), Лонгин (Талыпин) (11 окт. 1981 - 23 дек. 1992). Арх.: Архив ОВЦС МП. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1971. 4. С. 3-4; То же//Там же. 1979. 6. С. 2; То же//Там же. 1981. 12. С. 3; То же//Там же. 1984. 1. С. 13; 11. С. 8; То же//Там же. 1989. 6. С. 5; Определения Свящ. Синода//ИБ ОВЦС МП. 1992. 1. С. 3.

http://pravenc.ru/text/180837.html

Алексий (Ван дер Менсбрюгге Альберт Эмильевич), еп.Медонский, вик.Экзарха Моск.Патриархии в Западной Европе. Родился 22 июня 1899 года в г.Сен-Николя во Фландрии (Бельгия).· Классическое образование получил в колледже Гандд (Бельгия), а философское – в семинарии св.Николая, а затем в философском колледже св.Бенедекта в монастыре св.Андрея в Брюгге (Бельгия). Богословское – в Богословском колледже ордена св.Бенедикта со степенью лиценциата. Окончил Папский Восточный институт в Риме со специализацией в области патрологии и древней литургии. в 1919 году в ноябре поступил в бенедиктовский монастырь св.Андрея в Брюгге. В 1924 году рукоположен во диакона. В 1925 году рукоположен во священника Католической Церкви. В 1939 году был православным капелланом Православного Англиканского Общества св.Олбана и св.Сергия. В 1946 году служил в православном приходе в Амстердаме. В октябре того же года назначен профессором Православного Богословского института в Париже. В ноябре того же года возведен в сан архимандрита. В 195O году в июле выбыл из юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1959 году в марте возвратился в лоно Матери-Церкви и причислен к Трехсвятительскому подворью Московской Патриархии. I.XI.1960 хиротонисан во епископа Медонского. Хиротонию совершали: Патриарший Экзарх в Западной Европе Митрополит Корсунский Николай, архиепископ Брюссельский Василий, епископ Сергиевский Антоний и епископ Подольский Никодим. С I.XI.1960 – епископ Медонский, вик.Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. Труды: Речь при наречении его во епископа Медонского. «ЖМП» 1961, 2, стр.15. Литература: «ЖМП» 1960, 3, стр.24. 1960, 7, стр.8. 1960, 9, стр.5· 1960, 12, стр.9. 1961, 2, стр.15–21. 1963, 6, стр.10. Ab 30.7.1968 В von Philadelphia, V der Ер. New York (MP 1968,9,5). Vom 2. bis 15.9.1969 Besuch in der Sowjetunion (MP 1969,12,6). Am 8.9.1969 erhält er von der Leningrader Geistlichen Akademie den Titel Doktor der Theologie verliehen (ÍMP 1969,12,15). Am 5.4.1970 zum EB erhoben, mit dem Recht auf Kreuz am Klobuk (MP 1970,5,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Никодим в будущем исполнил своё обещание, данное мне при нашем знакомстве и встречах, он был всегда доброжелательно настроен к Западно-Европейскому Экзархату и своё обещание держал. Тяжёлым камнем лежало, однако, на всех нас его вероятное участие в удалении митрополита Николая. Следующая встреча моя с епископом Никодимом произошла в Париже в ноябре 1960 года, куда он приезжал для участия в хиротонии во епископа Медонского архимандрита Алексия (Ван дер Менсбрюгге). Держал епископ Никодим себя скромно и ничем особенно не выдавался. Вполне естественно, – он был ещё только викарным епископом подольским. В алтаре он мне сказал, что осенью 1961 года состоится Всеправославное совещание на острове Родос и, что я буду назначен Патриархией, наряду с ним, быть представителем Русской Православной Церкви на этом Совещании. «Мы очень оценим, – добавил он, – Ваше участие в Совещании как человека, хорошо знающего греческий язык и вообще хорошо знающего греков, как прожившего много лет на Афоне. Надеюсь, мы будем сотрудничать по братски. «Я ответил, что он может на это рассчитывать и, что я сделаю всё, что в моих силах, на благо Церкви. И действительно я получил приглашение из Патриархии прибыть на Родосское совещание и в двадцатых числах сентября 1961 года вылетел из Парижа в Афины. Здесь я и встретился с владыкой Никодимом, незадолго до того возведённым в сан архиепископа Ярославского и Ростовского, а также с другими членами нашей делегации (епископом Алексием Таллиннским, протопресвитером Виталием боровым и т.д.) непосредственно прибывшими из Москвы. Должен заметить, что ещё до моего выезда раздался звонок А.С.Буевского (Моск.Патриархия) в Париж нашему Экзарху, владыке Николаю. Буевский спросил, будет ли приемлемо для меня, если во главе делегации будет поставлен архиепископ Никодим? Вопрос этот объясняется тем, что архиепископ Никодим был моложе меня и по епископской хиротонии, и по возведению в сан архиепископа, но вместе с тем ещё не был постоянным членом Синода, что давало бы ему старшинство. Владыка Экзарх, поговорив со мной, ответил от моего имени, что для меня это вполне приемлемо, ни за каким первенством я не гонюсь и даже считаю вполне нормальным, что во главе делегации будет человек непосредственно из Патриархии, знающий лучше меня настроения современной Русской Церкви и решения Синода в связи с Всеправославным совещанием. «Во всяком случае, – добавил Буевский – архиепископ Никодим будет во всём, совещаться с Владыкой Василием и действовать совместно с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Конечно, материалы, публикуемые РПЦЗ, упоминали об этом, но в общем и целом они не циркулировали в достаточно широких кругах. Поэтому я счел, что было бы правильно изложить и другую точку зрения. Меня критиковали за то, что я слишком симпатизировал РПЦЗ, как это представлялось некоторым. Такую позицию заняли некоторые из рецензентов моей книги. Я даже помню, как один из епископов Московского Патриархата, архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге), говорил мне: «В России нет катакомбной церкви!» Она существовала, утверждал он, в двадцатых и тридцатых годах, но после Второй мировой войны, по его словам, «она прекратила свое существование». Более того, он говорил так: «Я епископ Московского Патриархата, я разбираюсь в этих вопросах». Ну что же, сейчас у нас, конечно, есть множество свидетельств, что катакомбное движение на самом деле существовало. Возможно, не следут говорить о «катакомбной церкви», потому что нет уверенности, что там была единая иерархическая организация. Но совершенно точно были епископы, даже в сороковых и пятидесятых годах, которые не принадлежали к Московскому Патриархату. Сейчас, конечно, появились свидетельства об этом. Но в то время мой голос был одиноким, об этом широко не говорилось. Мне кажется, Московский Патриархат был обеспокоен тем, что эта книга была опубликована серьезным светским, нерелигиозным издательством (Penguin/Пингвин), чьи книги продавались в обычных книжных магазинах, а не только в специализированных религиозных магазинах. Возможно, эта была первая книга о Православной Церкви, выпущенная большим светским издательством. Мне кажется, это их обеспокоило. Но меня также критиковал о. Георгий (Граббе) – за то, что я слишком положительно отзывался об экуменизме в последней главе книги. Может быть, поэтому и владыка Виталий был расстроен, когда он прочел эту книгу. У меня есть основания думать, что он действительно прочел ее или по крайней мере прочел те главы, которые были ему интересны. В переиздании 1993 года я пишу о христианском единстве с меньшим пессимизмом, но я сохранил основные положения первого издания в неизмененном виде: утверждение, что Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, и что мы не принимаем «теорию ветвей Церкви» ни в какой форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/v-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 9.07.1899, г. Сен-Никола (фламандское Синт-Никлас), Вост. Фландрия, Бельгия - 26.05.1980, Дюссельдорф, Германия), архиеп. Дюссельдорфский. Род. в католич. семье из старинного фламандского рода, многие члены к-рого посвятили себя служению католич. Церкви. В 1912-1917 гг. обучался в общеобразовательном колледже св. Варвары в Генте (Вост. Фландрия). В 1917-1919 гг. изучал философию в ин-те свт. Николая. 30 окт. 1919 г. поступил послушником в бенедиктинский мон-рь св. Андрея близ Брюгге (Зап. Фландрия), был наречен Мавром во имя любимого ученика прп. Венедикта Нурсийского , принес монашеские обеты и пребывал в обители до 1921 г. Продолжал изучать философию, с 1921 по 1925 г.- богословие в колледже бенедиктинцев Мон-Сезар (аббатство Кейзерсберг), являющемся филиалом Лёвенского ун-та. В сент. 1924 г. еп. Гентским Сегерсом рукоположен во диакона, 9 авг. 1925 г. архиеп. Мехелен-Брюссельским Дезире-Иосифом, кардиналом Мерсье, примасом Бельгии,- во иеромонаха. В эти годы иером. Мавр посещал богослужения по визант. обряду, под влиянием к-рых увлекся византологией и в 1925-1927 гг. начал изучать древние литургию, патрологию и каноническое право в Восточном папском ин-те в Риме . Одновременно преподавал каноническое право в мон-ре в Амей-сюр-Мёз, где богослужение совершалось и по зап., и по вост. обрядам (с 1939 в мон-ре Шевтонь , Бельгия). Осознав внутреннее стремление к Православию, иером. Мавр в 1928 г. беседовал об этом в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским) , управляющим рус. приходами в Зап. Европе, встречался также с крупным богословом проф. прот. С. Н. Булгаковым . 14 апр. 1929 г., в Страстную пятницу, митр. Евлогий в ц. прп. Сергия Радонежского при Православном Богословском ин-те св. Сергия в Париже совершил присоединение иером. Мавра к правосл. Церкви в сущем сане с наречением ему имени А. в честь свт. Алексия, митр. Московского. По благословению митр. Евлогия в 1929-1945 гг. А. служил священником в Англии. В предвоенное десятилетие вел исследовательскую работу по патрологии и древним литургиям в Британском музее в Лондоне и в б-ке Оксфорда , а также изучал визант. искусство и раннюю христ. архитектуру в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, читал лекции по патрологии и древним литургиям в Оксфорде (1929-1939) и Кембридже (1939-1944).

http://pravenc.ru/text/64648.html

Совсем иным оказался опыт церкви отца Евграфа, которая до сих пор находит себе сторонников. Литургическая реформа Ковалевского была достаточно интересной, и этим он сумел привлечь большое число русских эмигрантов, считавших своим долгом духовно обогатить Запад. Кроме того, отец Евграф был не одинок в этом деле: епископ Московского Патриархата во Франции, владыка Алексий Ван Дер Менсбрюг, принимавший активное участие в литургической деятельности Православной Церкви Франции перед тем, как расстаться с ней, опубликовал свой вариант западного обряда. “С исторической точки зрения, — писал он, — галльский обряд, хотя и более древний, однако не является традиционным для Италии”; он издал текст галльской литургии и италийского обряда (западная традиция состоит из этих двух главных видов — галльского и италийского обрядов). Сам владыка Алексий служил в итальянских приходах италийским обрядом в западном облачении, однако, как кажется, не оставил серьезных плодов своей деятельности. Литургическая деятельность отца Евграфа касалась не только Божественной литургии, но и всего круга церковных богослужений. Галльскую литургию отец Евграф называл “Литургией Германа Парижского”, поскольку письма Святителя VI века, найденные в XVII веке, предоставили важные сведения о древнем обряде галлов. Разумеется, “мы не обладаем полным текстом Литургии галльского обряда, который был заменен Римской литургией после реформы Карла Великого”. На найденные тексты неоднократно оказывали влияние тексты восточного происхождения, поэтому членов Православной Церкви Франции обвиняли в “литургических нововведениях”. На что они отвечали, что речь идет о совершенно естественных взаимоотношениях обрядов. Отец Евграф поэтично раскрывает методику, использованную в создании пасхальных утреней, чтобы передать столь выразительную радость православных богослужений: “пасхальные утрени в наших храмах проходят по простой структуре латинского обряда. Но словно лепестки закрытого цветка, в радости вечной Весны Воскресения, как будто бы их затронул луч солнца, латинские гимны раскрываются, развиваются и принимают божественно вдохновленных пчел — византийские песнопения”.

http://pravmir.ru/popyitka-sozdaniya-gal...

184 В июле 1966 года братию Пантелеимоновскогого монастыря пополнили 4 монаха, прибывшие из России: оо. Стефан (Курсин), Досифей (Сорченко), Евстафий (Маркелов) и Ипполит (Халин). 185 Иеромонах Стефан (Курсин Иван) (1908-?) прибывший на Афон в числе 4-х монахов из России в июле 1960 года. Затем вернулся в Россию и был насельником Псково-Печерского монастыря. 186 4 монаха, вступившие в братию Пантелеимонова монастыря в 1966 году до этого были насельниками Псково-Печерского монастыря. 188 Возможно, речь идет об иеромонахе Даниэле Джельси (Daniel Gelsi) (1940–1988), Насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь (Бельгия), преподаватель восточной литургики в Папском Восточном институте в Риме. Был талантливым фотолюбителем и оставил после себя более 1000 фотографий и диапозитивов. 189 Имеется в виду Русская православная архиепископия Константинопольского Патриархата, во Франции. Ее главой в 1960–1981 гг. был архиепископ Георгий (Тарасов) (1893–1981). 192 Иеросхимонах Серафим (Текза Стефан; 1901–1982). На Афоне с 1925 г. Заведовал монастырской больницей, а затем и гостиницей. 193 Имеется в виду архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге Альберт; 1899–1980), Родился в 1899 г. в Бельгии, в католической семье. Закончил папский Восточный Институт в Риме, специалист по восточной патрологии и литургике. В 1919 г. принял постриг в бенедиктинском монастыре. В 1929 г. перешел в Православие. В 1939–1946 гг. – капеллан Содружества свв. Албания и Сергия, затем служил в Амстердаме. Профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. В 1950 г. вышел из юрисдикции Православной Церкви и примкнул к Католическо-православной Церкви Франции. В 1959 г. вернулся в лоно Матери-Церкви. В 1961 г. хиротонисан во епископа Медонского, викария Западно-Европейского экзархата Русской Православной Церкви. С 1968 г. – епископ Филадельфийский (США). В 1970 г. назначен правящим архиереем Северо-Германской епархии, с 1971 г. – архиепископ Дюссельдорфский. 194 Отец Сампсон (?–1972) – последний насельник Андреевского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Вместе с тем в полемике важно избежать искушения, которое состоит в том, чтобы радость нашего пребывания в Церкви — радость от того, что нам (не по нашим заслугам, конечно, а по неизреченной Своей милости) Господь судил кому родиться, а кому и в сознательном возрасте прийти к вере православной, истинной и святой, ведущей в Царствие Небесное всякого достойно подвизающегося, — подменять мелким, совсем не благочестивым удовлетворением своим превосходством перед не имеющими такой возможности спасения инославными христианами. Нельзя брать на себя роль Того единого Судии, в длани Которого находятся судьбы всех христиан, — и тех, кто находится в ограде церковной, и тех, кто связан с ней такими нитями, которых нам Господь открыть не благоволил. Об этом хорошо сказал мудрый святитель XVIII столетия митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в своей книге «Разговор между испытующим и уверенным о православии Восточной Кафолической Церкви», в которой опровергаются заблуждения католицизма: «Поелику я не знаю, многие ли из христиан Запада и глубоко ли проникнуты особыми мнениями, обнаруживающимися в Церквах Запада, и кто из них как твердо держится верой краеугольного камня Вселенской Церкви — Христа, то изъявленные мною справедливые уважения к учению Восточной Церкви никак не составляют моего суда и осуждения и западных христиан, и Западной Церкви. По самым законам церковным я предаю Западную Церковь суду Церкви Вселенской. А души христиан западных — суду или наипаче милосердию Божию» 2 . Три чиноприема инославных Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно. Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из конфессий от истинного вероучения. Эту мысль поэтически поясняет епископ Алексий ван дер Менсбрюгге (1899—1980). Церковь — это пламя горящей свечи... Иные христианские конфессии находятся не вполне в темноте: одни из них ближе к этому пламени, к теплу, другие дальше, но в какой-то степени оно распространяется и на них. Другие же, которые весьма далеки, к свету и к пламени уже не причастны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Возьмите Толстого: пока он пишет роман, это может быть прекрасно; как только он начинает “думать” – ой! Потому что вместо свободного потока вдохновения он начинает приспосабливать вещи под какую-то систему. Я думаю, что художник должен иметь смелость в какой бы то ни было области действовать как художник. Если он пропитан своей верой, ему не нужно сличать с ней свое вдохновение, потому что они не только переплетены, – они составляют одно. Но я не думаю, что можно ожидать, скажем, от православного художника, чтобы он писал православные иконы, православные пьесы или православную музыку, если он не является православным иконописцем или композитором. Если говорить о чем-то более примитивном, то в книге Иисуса Сираха, в 38 главе, говорится о врачах; там ясно сказано, что Бог сотворил врача, дал ему ум, способности и т.д. – ясно проводится линия, что все дарования от Бога; а как мы их употребляем – это уже зависит от нас.     Текст выступления Владыки в Москве в Доме художника 15 октября 1989 года дополнен выдержками из его бесед предыдущих лет. Печатается по журналу “Златоуст” (1992, 1).    Михаил Рамзей, архиепископ Кентерберийский, глава Англиканской церкви в 1961-1974 г.     Марцинковский Владимир Филимонович (1889-1971), в конце 20-х годов выехал из Советского Союза.    Старец Силуан (1866-1938), афонский подвижник, в 1988 г. причисленный Константинопольской Церковью к лику святых. ]     Нимёллер, Мартин (1892-1984), пастор, известный церковный и общественный деятель Евангелической церкви в Германии.     Архиерейский собор 9–11 октября 1989 г., проходивший в рамках празднования 400-летия установления патриаршества в русской Православной Церкви.    Василий (Кривошеин, 1900-1985), архиепископ Бельгийский и Брюссельский (Московский Патриархат), выдающийся ученый, исследователь и переводчик святоотеческой литературы.     Имеется в виду Конференция Комиссии Всемирного Совета Церквей “Вера и Церковное устройство” в Лунде (Швеция) в 1952 г.     Алексий (ван дер Менсбрюгге, 1899-1980), православный архиепископ, занимал разные кафедры в Западно-Европейском экзархате и в Америке; ученый, литургист, канонист.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1348 Подробно о преп. Максиме см. нашу вступительную статью: Преподобный Максим Исповедник : эпоха, жизнь, творчество//Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. М., 1993. С. 7–74. В новом переиздании этих переводов 2004 года эта вступительная статья коренным образом переработана и расширена. См. статью на с. 466–597 наст. изд. 1353 Творения святаго отца нашего Максима Исповедника . Ч. I: Житие преподобнаго Максима Исповедника и служба ему/Перевод, издание и примечания проф. М.Д. Муретова . Сергиев Посад, 1915. К вящему сожалению, этот труд, хотя и содержит много ценного, некорректен, с нашей точки зрения, по методу и принципу своего издания. Здесь делается попытка издать перевод некоего сводного «Жития» преподобного, которого в реальности не было, ибо существовало несколько отдельных редакций «Жития», а также чрезвычайно важные документы, относящиеся к последним годам жизни Исповедника («Диспут в Визии» и др.). Критическое издание этих документов недавно увидело свет: Scripta saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia/Edid. P. Allen et B. Neil//Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 39. Turnhout; Leuven, 1999. Здесь же, в Бельгии, планируется выпустить в свет и критическое издание «Житий» преп. Максима. После выхода их в свет можно начать работу по изданию переводов житийных материалов о преп. Максиме, то есть продолжить уже на новом уровне труд, начатый М.Д. Муретовым . 1356 Общий обзор основных тенденций в западных исследованиях о преп. Максиме см. в кн.: NicolsA. Byzantine Gospel. Maximus the Confessor in Modern Scholarship. Edinburgh, 1993. 1357 См.: Kattan A.E. Verleiblichung und Synergie. Grundzuge der Bibelhermeneutik bei Maximus Confessor. Leiden; Boston, 2003. S. XI («ein Einziger Mensch Orient und Okzident in sich zusammenbrungen un zu vereinen vermochten, ohne sie zu vermischen»). 1358 Можно предполагать, что аналогичный путь обращения из католичества в Православие до Ж.-К. Ларше прошел покойный архиепископ Алексий (Ван дер Менсбрюгге). См. о нем статью А.С. Буевского: Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 661–663.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001   002     003    004    005    006