Поместный Собор в июне 1990 года избрал на Московский патриарший престол ныне здравствующего Патриарха Алексия II. Это был момент, когда казалось, что Русская Православная Церковь будет играть всё большую роль в дальнейшем общественном развитии нашей страны – тогда еще Советского Союза. Вопросы и ответы предвосхищают многие аспекты такого участия Церкви в жизни общества. 8   Интервью было взято М.Б. Мейлахом в Лондоне и напечатано в газете “Литератор” (21 сент. 1990), органе Ленинградской писательской организации.   9 Интервью, взятое Михаилом Эпштейном в Лондоне в апреле 1989 года, было опубликовано в сборнике “Человек и экология” (М.: Знание, 1990) под названием “Экология духа” и в журнале “Литературное обозрение” (1991, 2). Печатается с небольшой редакторской правкой. 10  Текст выступления Владыки в Москве в Доме художника 15 октября 1989 года дополнен выдержками из его бесед предыдущих лет. Печатается по журналу “Златоуст” (1992, 1). 11 Михаил Рамзей, архиепископ Кентерберийский, глава Англиканской церкви в 1961-1974 г. 12 Марцинковский Владимир Филимонович (1889-1971), в конце 20-х годов выехал из Советского Союза. 13 Старец Силуан (1866-1938), афонский подвижник, в 1988 г. причисленный Константинопольской Церковью к лику святых. 14 Нимёллер, Мартин (1892-1984), пастор, известный церковный и общественный деятель Евангелической церкви в Германии. 15  Архиерейский собор 9–11 октября 1989 г., проходивший в рамках празднования 400-летия установления патриаршества в русской Православной Церкви. 16  Василий (Кривошеин, 1900-1985), архиепископ Бельгийский и Брюссельский (Московский Патриархат), выдающийся ученый, исследователь и переводчик святоотеческой литературы. 17   Имеется в виду Конференция Комиссии Всемирного Совета Церквей “Вера и Церковное устройство” в Лунде (Швеция) в 1952 г. 18 Алексий (ван дер Менсбрюгге, 1899-1980), православный архиепископ, занимал разные кафедры в Западно-Европейском экзархате и в Америке; ученый, литургист, канонист. 19  Успенский Леонид Александрович (1902-1987), иконописец, богослов; автор капитального труда “Богословие иконы Православной Церкви” (Париж 1989). 20

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Алексием (ван дер Менсбрюгге) . В 1962 г. на Британских о-вах была образована Сурожская епархия во главе с экзаршим викарием архиеп. Антонием (Блумом). После того как 14 янв. 1963 г. митр. Николай ушел на покой, исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе стал архиеп. Антоний (с 27 янв. 1966 Патриарший экзарх Зап. Европы и митрополит Сурожский). В связи с тем что архиеп. Антоний постоянно пребывал в Лондоне, в Париже была возобновлена деятельность Экзаршего совета. В марте 1966 г. было образовано Роттердамское вик-ство Брюссельской и Бельгийской епархии для приходов на территории Нидерландов во главе с хиротонисанным во епископа Роттердамского Дионисием (Лукиным) . 12 сент. 1968 г. во епископа Корсунского был хиротонисан Петр (Л " Юилье) , назначенный ранее экзаршим викарием и управляющим приходами во Франции. В дек. 1971 г. в составе Западноевропейского Экзархата было образовано Цюрихское викариатство во главе с хиротонисанным во епископа Цюрихского Серафимом (Родионовым) , взявшим под упр. приходы на территории Швейцарии. 18 авг. 1972 г. в состав Западноевропейского Экзархата вошла Гаагская и Нидерландская епархия во главе с перешедшим вместе с паствой из РПЦЗ Гаагским еп. Иаковом (Аккерсдайком) . 5 апр. 1974 г. митр. Антоний по его прошению был освобожден от обязанностей экзарха. В дальнейшем Патриаршими экзархами Зап. Европы назначались: 3 сент. 1974 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим (Ротов) , 12 окт. 1978 г. Минский и Белорусский митр. Филарет (Вахромеев) , 28 марта 1984 г. Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан ; ныне митрополит Киевский и всея Украины), пребывавшие на своих кафедрах и посещавшие Экзархат в ходе зарубежных поездок. Решением Архиерейского Собора РПЦ 30-31 янв. 1990 г. Западноевропейский Экзархат, как и др. зарубежные Экзархаты, был упразднен, а входившие в его состав Корсунская, Сурожская, Брюссельская и Гаагская епархии были подчинены непосредственно Патриарху и Свящ. Синоду. При Экзархате издавались на рус.

http://pravenc.ru/text/182575.html

Преподобный Серафим не отличался красотой, святой Франциск Ассизский 43 тоже. Апостол Павел, по словам современников, имел на редкость уродливую внешность, но когда он говорил, весь облик его менялся и начинал сиять, становился прекрасным. Можно ли сказать, что нечто подобное происходит с нами в наших отношениях друг с другом и с окружающим миром? В них царит полумрак. Весь христианский мир пребывает в полумраке, но это не просто полумрак, в котором сохранилось немного света, померкшего в результате падения. Церковь нечто более замечательное. Церковь , по определению некоторых богословов, это общество одновременно и в равной степени человеческое и Божественное. Церковь – это полнота Божества, полнота человечества и полнота тварного мира, пребывающих в единстве благодаря Божьей любви, жертвенной самоотдаче Христа, излиянию Святого Духа, Который изменяет и преображает все существующее; благодаря жажде, устремленности, надежде тех, кто пал, но кто верит, и не только верит в те или другие доктрины, а верит в Жизнь с большой буквы, верит в Бога, верит в то, чего, быть может, не знает, а только чует. И здесь встает вопрос. Мне вспоминаются слова епископа Алексия (ван дер Менсбрюгге) 44 . «Весь мир – как бы беспредельное пространство, в котором зажжена свеча. Свеча – это свет и огонь, и тепло, и откровение, это само Божье присутствие и присутствие тех, кто в Боге. Свеча подобна купине неопалимой, которую видел Моисей. И этот свет льется, распространяется все дальше и дальше, и даже когда мы его не ощущаем, он пронизывает тьму. И поэтому нам никогда, никогда, как говорил епископ Алексий, нельзя терять надежду и веру в тех, кого мы видим как бы во тьме. Свет достигает их, даже если нам этого не видно, и сами они его не ощущают, свет все равно светит». Вот почему в каком-то смысле мир полумрака – это мир, в котором все внимание должно быть сосредоточено на свете. Мы не всегда его видим, но он присутствует. Порой преграды рушатся, и мы начинаем видеть славу Божью. Мы видим славу Божью, воплощенную в святых, мы видим сияние Божественного присутствия в обычных людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

В некотором смысле можно даже больше сказать: мир, в котором мы живем, вмещает Божественное присутствие, и одновременно Божественное присутствие содержит в Себе весь мир. Мир – место Присутствия. Нет такого уголка, куда не проник бы свет Божий, тепло Божественной любви. Я уже приводил вам высказывание епископа Алексия (ван дер Менсбрюгге), которое меня глубоко тронуло: в сердцевине всего – полнота света, но он присутствует в мире наподобие зажженной свечи. Эта свеча – огонь и свет, чем дальше от нее удаляешься, тем слабее ощущается ее тепло и сияние. Но с того момента, как свеча зажжена, вся вселенная до самых ее удаленных уголков оказывается причастной к свету. Мы можем его не ощущать, потому что наше восприятие ограничено, но свет проникает до самых пределов мира. То же верно по отношению к присутствию Божию через Церковь , в Церкви оно есть. Можем ли мы сказать, что мы, члены Церкви, всегда ощущаем его? Нет, не можем. Бывают моменты, когда мы оказываемся непрозрачными, неспособными его почуять, но бывают и такие моменты, когда мы неожиданно ощущаем свет, тепло, присутствие. И нам необходимо помнить: эти свет, тепло, присутствие простираются до пределов мира, и нет ни одной твари, ни одного сотворенного существа или предмета, которого бы они не коснулись. И уже сейчас нечто, что мы могли бы переживать так глубоко, но воспринимаем так поверхностно, происходит во время Литургии. Я, вероятно, уже упоминал об этом в моих беседах. Это так дивно: освящение хлеба и вина... Что такое хлеб? Хлеб пекут из зерна, которое человек взрастил, возможно, и не предполагая создавать святыню. Человек посеял зерно, оно упало на землю, было принято землей, напиталось влагой, пустило стебелек, выросло, стало колосом. И он это делал, не думая создавать ничего священного. Он мог, если был достаточно зрелым, сознавать, что взрастить живое семя – священнодействие, но мог и просто сеять зерна, чтобы иметь муку для пропитания. Но зерно – творение Божие. И пришел день, когда из горсти муки испекли хлеб, и верующие принесли его в церковь , чтобы он стал частью Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

В XVII в. исчезают все следы готской народности, «... последние остатки готов отатарились, сохраняя, однако, Православие. В 1773 г. они, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего готского митрополита Игнатия, они поголовно выселились на берега Азовского моря, где им были отведены русским правительством обширные земли. Они основали здесь г. Мариуполь и 24 деревни. Потомки их («мариупольские греки») говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминание о прежней независимости и о готской национальности совершенно исчезло из их памяти...» (Новый энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. M., 1890–1908. Т. 14. С. 601). Упразднена 16.10.1799. Возобновлена ок. 1919 г. Екатеринославское (Днепропетровское) викариатство. Упразднена в 1933 г. Именовалась: Феодосийская и Мариупольская; с 1919 г. – Феодосийская; Мариупольская. 02.05.1787 10.09.1790 05.06.1791 05.10.1792 27.02.1793 13.05.1796 Иов Потемкин 29.05.1796 07.01.1798 18.04.1798 16.10.1799 Христофор Сулима Грек 26.11(09.12)1921 14(27)08.1924 09.1926 05.1928 12(25)08.1928 16(29)11.1928 25.06(08.07)1930 08(21)11.1933 Феодосийская, обн. (см. Керченско-Феодосийская, обн.) Ферганская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Фергана (Узбекская ССР). Упразднена в 1930 г. 1925 07(20)10.1925 Мелхиседек Николаев 26.09(09.10)1927 12.1929 Константин Смирнов Филадельфийская Основана в 1946 г. Местопребывание – по г. Филадельфия. В 1970 г. вошла в состав Американской Православной Церкви. Именование: Филадельфийская и Карпато-Русская. 1946 (?) 17(30)07.1954 17(30)07.1968 28.03(10.04)1970 Алексий ван дер Менсбрюгге Финляндская Самостоятельная с 24.10.1892 (первоначальное местопребывание – в г. Выборг). 24.05(06.06)1923 вышел томос Константинопольского Патриарха Мелетия о принятии епархии в юрисдикцию Вселенского Патриархата. 4908 Контакты, наладившиеся после второй мировой войны между Московской Патриархией и б. Финляндской епархией, долгое время не приводили к какому-либо определенному результату, пока, наконец, не состоялось окончательное соглашение между сторонами о дальнейшем автономном существовании Финляндской Церкви под юрисдикцией Константинопольской Патриархии (ЖМП. 1953. 3 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В октябре-ноябре 1973 года владыка снова побывал на Кубе. 4 ноября, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, в Константино-Еленовском храме он совершил богослужение, на котором присутствовали прихожане разных национальностей и представители всех христианских Церквей страны. В середине 1970-х годов кубинские власти упразднили русский православный приход в Гаване, а его помещение передали молодежному театру. Отец Иулий тяжело переживал закрытие храма, его сразил серьезный недуг. По выздоровлении он прошел курс обучения журналистике, трудился на радио, печатался в прессе. Дважды святитель Никодим ездил в Мексику. В городке Непантла (80 км от Мехико) действует храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он был заложен священником из США – архимандритом Иоанном (Брэссингемом), организовавшим в 1970 году благочиние Московского Патриархата в Мексике. Неподалеку от церкви возвышаются два вулкана – Попокатепетль и Истаксиуатль. В книге «Жребий, предначертанный Богом» владыка рассказывал, что взбирался на самые верхние их точки. Там били горячие источники, в которых туристы варили сырые яйца. У мексиканцев по этому поводу сложилась поговорка: «Кто не ел яиц, сваренных на вершинах гор-вулканов, тот в Мексике не бывал» . У архимандрита Иоанна был младший друг – Юлий (Хулио) Гарсиа, которому он привил любовь к Православию. В 1970 году епископ Филадельфийский Алексий (ван дер Менсбрюгге) рукоположил Юлия в диакона и иерея. Своим духовным отцом священник Юлий Гарсиа считал владыку Никодима, под чьим руководством после кончины отца Иоанна в 1973 году исполнял обязанности благочинного патриарших приходов в Мексике. Отец Юлий пастырски заботился о чадах Русской Православной Церкви в Мехико, Куэрнаваке и Кордове. В Покровском храме в Непантле настоятельствовал священник Серафим Фуэнтес, тоже коренной мексиканец. В октябре 1973 года архиепископ Никодим впервые посетил «страну майя». 27 октября он прибыл в Непантлу. 28 октября, в неделю 19-ю по Пятидесятнице, владыка отслужил литургию, которая в связи с небольшими размерами Покровского храма прошла рядом с ним, в саду, где планировалось построить новую церковь. «Когда мне приходится служить вот так, когда над головой безбрежный купол неба – вечного храма Божия, – делился своими ощущениями архипастырь, – я испытываю необыкновенное чувство. Словно вся природа участвует с нами в этой Божественной службе» . Первое в Покровской церкви архиерейское богослужение собрало православных верующих и местных католиков. Отец Серафим Фуэнтес был награжден наперсным крестом.

http://pravoslavie.ru/46301.html

В результате перемен, происшедших в русской церковной эмиграции на исходе Второй мировой войны и в послевоенные годы, количество приходов Московской Патриархии за рубежом значительно выросло, хотя оно по-прежнему уступало числу приходов других юрисдикций. В послевоенный период Русская Православная Церковь имела за рубежом несколько экзархатов. Западно-европейский экзархат возглавлял до возвращения на родину в 1949 г. митрополит Серафим (Лукьянов). Преемниками митрополита Серафима последовательно были архиепископы Фотий (Тапиро; 1950–1951), Борис (Вик; 1951–1954), Николай (Еремин; 1954–1963, с 1960 г. митрополит), митрополиты Антоний (Блум; 1965–1974), Никодим (Ротов; 1974–1978), Филарет (Вахромеев; 1978–1986) и Владимир (Сабодан; 1986–1989). В состав Западно-европейского экзархата входили епархии: Корсунская (с кафедрой в Париже), Сурожская (с кафедрой в Лондоне), Брюссельская и Гаагская. В Западно-европейском экзархате совершали в разное время архипастырское служение такие видные церковные деятели, как архиепископ Бельгийский Василий (Кривошеин) , сын крупного государственного деятеля императорской России, афонский монах, аскет и выдающийся богослов, епископ Медонский Алексий (Ван дер Менсбрюгге), фламандец, присоединенный к Православной Церкви, архиепископ Петр (Л’Юилье) французского происхождения, ныне архиерей Американской Православной Церкви, один из крупнейших православных канонистов. Позднее в Европе был образован еще один экзархат Московской Патриархии – Среднеевропейский, в его состав входили епархии: Берлинская, Дюссельдорфская, Венская, Баден-Баденская. Центром экзархата был Берлин. Должность экзарха в разное время занимали епископы Иоанн (Вендланд ; 1960–1962), Владимир (Котляров; 1967–1970), архиепископ Мелхиседек (Лебедев; 1978–1984) и другие архипастыри. Экзархами Патриархии в Северной и Южной Америке среди прочих архиереев после митрополита Макария (Ильинского; 1947–1953) были архиепископы Борис (Вик; 1954–1962), Иоанн (Вендланд ; 1962–1967). После воссоединения с Матерью-Церковью дальневосточных епархий и Российской духовной миссии в Китае, которую возглавлял архиепископ Виктор (Святин), в 1946 г. был образован Восточный экзархат, его первым экзархом стал митрополит Нестор (Анисимов) . После его ареста советскими властями в 1948 г. новым патриаршим экзархом в 1950 г. был назначен архиепископ Виктор (Святин), вернувшийся в 1955 г. на родину и получивший вскоре после этого назначение на Краснодарскую кафедру. С отъездом архиепископа Виктора Российская духовная миссия в Китае прекратила свое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

границей (т.н. “карловацкую”). Акривия и икономия — два подхода к применению церковных канонов. Акривия — буквально требование точного соблюдения правил. Икономия (буквально домоводство, церк.-слав. пер. домостроительство) — “исключение из правил”, смягчение требования канона или его отмена. Основное значение термин икономия приобретает в выражении домостроительство спасения, и в этом смысле означает обязанность решать частные, индивидуальные вопросы церковной дисциплины в общем контексте Божественного плана спасения мира, так, чтобы требование буквы закона не становилось препятствием для спасения человека. Архимандрит Софроний (Сахаров; 1896-1993) — духовный руководитель православной общины в Англии; в прошлом — монах на Афоне, ученик и биограф Старца Силуана. Архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге; 1899-1980) — богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Лев Александрович Зандер (1893-1964) — профессор Православного Богословского института в Париже, церковный деятель; упоминаемая книга вышла в 1952 году. Filioque — (буквально: и от Сына) — особенность вероучения Римско-Католической Церкви, исповедующей в Символе веры исхождение Святого Духа от Бога Отца и Бога Сына. Филиокве — позднейшее добавление к тексту древнего Никео-Цареградского Символа Веры, принятого на Первом (325 г.) и Втором (381 г.) Вселенских Соборах. Православие и Западный мир: (заметки) Меня часто спрашивают: почему в Англии, да и вообще на Западе появился такой интерес к Православной Церкви и к православной духовности? И мне хочется это немножко объяснить. В своей религиозной жизни западный мир страдает, главным образом, от того, что из сердца эта жизнь перешла в мозг. Очень многое, что должно было бы быть живым переживанием, живым опытом, стало рациональным. И первое, что поражает западного человека, когда он встречается с Православной Церковью именно в богослужении, это живое чувство верующих православных людей, которые стоят перед Живым для них Богом, и молятся Ему, и общаются с Ним с живым чувством трепета, любви, покаяния, порой

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1271...

результате перемен, происшедших в русской церковной эмиграции на исходе второй мировой войны и в послевоенные годы, количество приходов Московской Патриархии за рубежом значительно выросло, хотя оно по-прежнему уступало числу приходов других, канонически сомнительных юрисдикций.    В послевоенный период Русская Православная Церковь имела за рубежом несколько экзархатов. Западноевропейский экзархат возглавлял до возвращения на родину в 1949 г. митрополит Серафим (Лукьянов). Преемниками митрополита Серафима последовательно были архиепископ Фотий (Тапиро; 1950—1951), архиепископ Борис (Вик; 1951—1954), архиепископ Николай (Еремин; 1954—1963), митрополит Антоний (Блюм; 1965—1974), митрополит Никодим (Ротов; 1974—1978), митрополит Филарет (Вахромеев; 1978—1986) и митрополит Владимир (Сабодан; 1986—1989). В состав Западноевропейского экзархата входили епархии: Корсунская (с кафедрой в Париже), Сурожская (с кафедрой в Лондоне), Брюссельская и Гаагская. В Западноевропейском экзархате совершали в разное время архипастырское служение и такие видные церковные деятели, как архиепископ Бельгийский Василий (Кривошеин), эмигрант, сын крупного государственного деятеля императорской России, афонский монах, аскет и выдающийся богослов, епископ Медонский Алексий (Ван дер Менсбрюгге), фламандец, присоединенный к православной Церкви, архиепископ Петр (Л’Юиллье) французского происхождения, ныне архиерей Американской Православной Церкви, один из крупнейших православных канонистов.    Позднее в Европе был образован еще один экзархат Московской Патриархии — Среднеевропейский, в его состав входили епархии: Берлинская, Дюссельдорфская, Венская, Баден-Баденская. Центром экзархата был Берлин. Должность экзарха в разное время занимали епископ Иоанн Вендланд (1960—1962), епископ Владимир (Котляров) (1967—1970), архиепископ Мелхиседек (Лебедев) (1978—1984) и другие архипастыри.    Экзархами Патриархии в Северной и Южной Америке среди прочих архиереев после митрополита Макария (Ильинского) (1947—1953) были архиепископ Борис (Вик; 1954—1962), архиепископ Иоанн (Вендланд; 1962—1967).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но так или иначе, было сделано много положительного. Одно очень важное решение было принято в Лунде много десятилетий тому назад: чтобы христиане делали сообща все то, что они могут по совести делать вместе, и не делали вместе только того, чего они не могут по совести вместе делать. Это открыло возможность очень многое делать в области милосердия, помощи нуждающимся, медицинской помощи, в области образования и т.д., вещи, которые не конфессиональны, а общечеловечны. Мы можем это видеть на примере того, что протестантские церкви обепечивают православный мир и Священным Писанием, и молитвенниками без всяких условий и без всяких изменений в тексте тех Писаний, который они нам дают. В этом – братское отношение. Как я говорю, мы не можем пойти дальше какой-то линии; но даже тогда, когда мы очень сурово судим о других вероисповеданиях, мы должны помнить, что если мы называем какое-нибудь исповедание еретическим, мы этим же утверждаем, что оно все же христианское; ведь для того, чтобы быть еретиком, надо быть христианином. Мы не говорим, что буддист, мусульманин или язычник – еретик, он просто язычник или мусульманин или буддист; мы должны помнить, что экуменическая встреча происходит внутри очень сложного комплекса христианской семьи. Один из наших епископов, который в свое время был католиком и стал православным, Владыка Алексий ван дер Менсбрюгге , говорил, что ему представляется так: горит свеча; Православная Церковь – это самое пламя, но от этого пламени распространяется свет и тепло дальше, и это – те вероисповедания, в которых еще осталось и тепло и свет христианства, хотя они больше не горят этим пламенем в полной чистоте.   Как Вы относитесь к иеромонаху Серафиму Роузу? На две трети отрицательно, на одну треть – безразлично-положительно. У меня впечатление, что он апокалиптик и страшно узок в своих взглядах, и я не радуюсь, когда мои прихожане его читают с упоением. У него нет трезвости; у него восторженность, он видит вещи в апокалиптическом свете, я бы сказал, вполне нереально. Таково мое мнение; я его высказываю с полной резкостью именно потому, что это мое личное отношение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006