В разные годы значительное место в журнале занимали статьи архим. Софрония (Сахарова) («Единство Церкви по образу единства Св. Троицы», «Об основах православного подвижничества» и др.), прот. Евграфа Ковалевского (экклезиологические проблемы), С. В. Троицкого (церковное право), Л. А. Успенского и мон. Григория (Круга) (церковное искусство), прот. Владимира Родзянко (архиеп. Василия ) (о католичестве), архиеп. Петра (Л " Юлье) (по истории Церкви и церковному праву). В «Вестнике» также печатались иером. (впосл. митрополит) Антоний (Блум) , митр. Николай (Ерёмин) , архим. (впосл. епископ) Каллист (Уэр), архиеп. Алексий (ван дер Менсбрюгге) , прот. Георгий Флоровский , прот. (впосл. протопресвитер) Иоанн Мейендорф , прот. (впосл. протопресвитер) Александр Шмеман , прот. Фома Хопко, прот. Николай Озолин, Д. Д. Оболенский, О. Клеман, С. Н. Большаков , Н. М. Зёрнов и др. В 11 (1952) была опубликована неизданная статья Н. А. Бердяева «Истина Православия». Со статьи проф. МДА А. И. Георгиевского «Смысл обряда» (1955) начинается приобретшая в следующем десятилетии большой размах публикация в «Вестнике» богословских работ совр. авторов, живших в СССР. Самые значительные публикации: «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» еп. священноисп. Афанасия (Сахарова) 66, 69-71, 73-77, 88-92), «Обновленческий раскол в Русской Церкви» архиеп. Сергия (Ларина) 45-48, в сокращении, авторство оспорено А. И. Кузнецовым), «Из истории Русской Церкви» проф. И. Н. Шабатина 49-55), «Литературная деятельность схиархимандрита Паисия Величковского» архиеп. (впосл. митрополит) Леонида (Полякова) 81-84). Из отечественных авторов в рус. части печатались также архиеп. Михаил (Чуб) , архиеп. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Анатолий (Кузнецов) , прот. Ливерий Воронов , свящ. Петр Веретенников (впосл. архимандрит Макарий ), архим. Георгий (Тертышников) , проф. Л. Н. Парийский , проф. Д. П. Огицкий , проф. Н. Д. Успенский и др. Нек-рые рукописи поступали в редакцию неофиц. путем, так были опубликованы стихи Н. А. Павлович 68, под псевдонимом Александра Надеждина), 2 письма прот. Всеволода Шпиллера 58, 77), ряд др. документов о церковной жизни в России.

http://pravenc.ru/text/158262.html

— В первую очередь, — постоянно возносимыми молитвами. Наш храм в Хельсинки был единственным храмом в Западной Европе, где богослужения совершались ежедневно. Мы принимали сорокоусты со всего мира. Получали просьбы молиться об усопших из Франции, из Бельгии, даже из Советского Союза, и богослужения совершались постоянно. Это было время настоящей молитвы, частые посещения больных на дому, в больницах, в домах престарелых — это была настоящая пастырская деятельность. И благодаря тому, что были прихожане, которые пели на богослужениях, помогали мне, я чувствовал себя полноправным пастырем. Забегаю вперед, отмечу, что по переезде в Дюссельдорф, этого чувства там не испытал. Да, был только храм, были иконы на его стенах, но… не было верующих и той молитвы, которая творилась в Хельсинском храме. — И после служения в Финляндии Москва направила Вас в Германию? А Вы в своем Отечестве тоже говорили в семье или школе на немецком языке? — Спустя год после утверждения меня в должности настоятеля, во время моей очередной поездки в Россию митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, тогдашний председатель Отдела внешних церковных сношений , поинтересовался, владею ли я немецким языком. Поскольку моя бабушка, прибалтийская немка Эльза Карловна фон Розендаль, разговаривала у нас дома с моими родителями по-немецки, многие думали в России, что и я тоже могу общаться на немецком языке. Но мое знание этого языка ограничивалось рамками школьной программы. Я никогда не хотел изучать языки. Я прямо так и сказал, что языки мне не нужны, и хочу изучать только богослужение. Владыка Ювеналий мыслил иначе: языки знать необходимо, а для этого их нужно основательно изучать. Вскоре, 16 ноября 1979 года, пришла телеграмма, известившая о том, что игумену Лонгину, настоятелю Покровского Патриаршего прихода г. Хельсинки, надлежит быть благочинным Дюссельдорфской епархии, и что возведение в архимандриты произойдет в Москве. Для меня это было полной неожиданностью, поскольку мой отец находился тогда при смерти. Когда я связался по телефону с Москвой, мне сказали, что надо срочно ехать в Дюссельдорф, поскольку архиепископ Дюссельдорфский Алексий (ван дер Менсбрюгге) находится в старческом доме и очень болен, а немецкие власти не разрешают никому с советским паспортом занять должность священника в этом городе. Итак, мне пришлось срочно ехать сначала в Москву. В Новодевичьем монастыре 3 декабря 1979 года меня возвели в архимандриты, а 5 декабря я уже прибыл в Дюссельдорф. Вскоре, правда, пришлось вернуться обратно в Хельсинки, поскольку мой отец скончался. Архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев) приехал в Хельсинки отпеть моего покойного родителя. После похорон я снова вернулся в Дюссельдорф. И потом еще долго ездил по такому треугольнику — Дюссельдорф, Москва, Хельсинки и снова Дюссельдорф. Немецкие власти долго не давали мне разрешение на пребывание в Германии.

http://patriarchia.ru/db/text/2336229.ht...

митрополит Владимир (Сабодан) Иностранная литература 1 . Alexis (Van der Mensbrügghe). L’Eglise comme domaine de la seigneurie du Christ selon la vue orthodoxe. Messager de l’Exarchat n. 38/39. Алексий (Ван дер Менсбрюгге). Церковь как сфера господства Христа с православной точки зрения. 2 . Asmussen H.-Brandenburg A., Wege zur Einheit, Osnabrück, 1960. Асмуссен Г.-Бранденбург A. Пути к единству. 3 . Aulen G. Ein Buch von der Kirche, Göttingen, 1951. Аулен Г. Книга о Церкви. 4 . Balthasar H. U., Sponsa Verbi, Einsiedeln, 1961. Бальтазар. Невеста Слова. 5 . Barauna G., Uber die Kirche. Bd I-II, Freiburg, 1966. Барауна Г. О Церкви. 6 . Baum G., That they May Be One, London, 1958. Баум Г. Да будут едино. 7 . Beckmann J., Steck K.G., Viering F., Von Einheit und Wesen der Kirche, Göttingen, 1960. Бекманн И., Стек К.Г., Виринг Ф. О единстве и сущности Церкви. 8 . Boegner М.Р., Le probleme de l’unite chretienne, 1946. Бёгнер М.П. Проблема христианского единства. 9 . Bonhoeffer D., Sanctorum communio, München, 1960; Auflage, 1930. Бонхоффер Д. Общение святых. 10 . Brandreth H.R.T., Unity and Reunion; a Bibliography, Toronto, 1948. Брандрет. Единство и воссоединение. 11 . Broutin P., Mysteriun ecclesiae. Paris, 1947. Брутен П. Таинство Церкви. 12 . Brunner E., Das Missverständnis der Kirche. Zürich, 1951. Бруннер E. Искаженное понимание Церкви. 13 . Brunner P., Pro Ecclesia I. Berlin – Hamburg, 1962, 213–224. Бруннер П. В защиту Церкви. 14 . Butler B.C., The Idea of the Church. Baltimore – London, 1962. Бутлер В.К. Идея Церкви. 15 . Caper J., Um die Einheit der Kirche. Wien, 1940. Каспер И. К вопросу о единстве Церкви. 16 . Chamberas P.A., Some aspects of the ecclesiology of father Georges Vasilievich Florovsky in the heritage of the early Church OCA 195. Roma, 1973, p.421–436. Шамбера П.А. Некоторые аспекты экклезиологии о. Георгия Васильевича Флоровского, в наследие нашей Церкви. 17 . Champion L.G. The Church of the NT. London, 1951. Чампион Л.Г. Церковь Нового Завета. 18 . Cioffari G.O.P. La sobornost nella teologia russia. Bari, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

1973. Сб. 10. С. 90–93; Никодим (Ротов), митр. Речь при открытии богосл. собеседования//ЖМП. 1969. 11. С. 47–51; он же. Сотрудничество крещеных и нехристиан в совм. служении благу человечества//БТ. 1973. Сб. 10. С. 156–159; Агафангел (Саввин), архим. [впосл. митр.]. Духовность Православия в выдающихся его представителях//Там же. С. 120–128; Белевцев И., прот. Крещенные и нехристиане в их совм. служении на благо человечества//Там же. С. 160–163; Ветелев А., прот. Служение крещеного человека в мире по свидетельству отцов Церкви//Там же. С. 142–149; Вольф Э. Крещеный человек как соработник в примиряющем воздействии Божием на мир//Там же. С. 97–102; Воронов Л., прот. Крещение и принадлежность к Церкви: Взгляд на состояние некрещеного человека: По учению св. отцов до IV–V вв.//Там же. С. 135–140; Гоппельт Л. Крещение и новая жизнь по Евангелию от Иоанна, гл. 3, и Посланию к Римлянам, гл. 6//Там же. С. 112–117; Кречмар Г. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви//Там же. С. 149–156; Лилиенфельд Ф., фон. Образцы евангелич. благочестия в ХХ в.//Там же. С. 128–135; Михаил (Мудьюгин), архиеп. Коммент. к 3-й гл. Евангелия от Иоанна//Там же. С. 102–109; Огицкий Д. П. Крещеный человек как сотрудник в примиряющем действии Бога в мире//Там же. С. 94–97; Сленска Р. Крещение и принадлежность к Церкви//Там же. С. 140–142; Сорокин В., прот. Свидетельство делами крещеных: Соц.-этич. аспект//Там же. С. 163–165; Сперанский М. К., прот. VI глава Послания ап. Павла к Римлянам: Экзегет. анализ содержания//Там же. С. 109–112; Харбсмайер Г. Деятельное свидетельство крещеного в соц.-этич. аспекте//Там же. С. 165–170. «Aphoльдcxaйh–V» (1971, Кирхберг): Алексий (Ван дер Менсбрюгге), архиеп. Воскресение Христово, его действительность и действие//ЖМП. 1974. 5. С. 60–65; Гоппельт Л. Воскресение Иисуса: Его действительность и действие по 1 Кор., гл. 15//Там же. С. 66–71; Гундяев Н., прот. Бог и человек: Что в новом творении уже исполнилось и чего мы можем ожидать//Там же. С. 72–77; Никодим (Ротов), митр.

http://pravenc.ru/text/171923.html

43 Св. Франциск Ассизский (1182–1226) – основатель нищенствующего ордена, названного его именем. Он знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, новую эпоху в истории западного монашества. 44 Архиепископ Алексий (в миру Альберт ван дер Менсбрюгге, нидерл.; 1899–1980) – епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Дюссельдорфский. 45 Упанишады (upa-ni-ad – букв, «сидеть около», т.е. у ног учителя, в переносном смысле – «тайное, сокровенное знание») – серия индийских философско-религиозных произведений, примыкающих к какой-либо из четырех вед и образующих заключительную часть ведийской литературы – веданту. 46 Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства. 47 «...романизм [т. е. учение Рима], настаивая на самой основе таинства, т. е. на преложении земных элементов в небесное тело, истолковывает, по своей неизменной привычке, духовное действие как чисто вещественное и унижает таинство до какого-то атомистического чуда... Это стремление так явно, что раз, когда мне случилось переводить вслух рассуждение некоторых римских богословов в их полемике против протестантов, один благочестивый, хотя и неученый священник, бывший при том, воскликнул в благочестивом ужасе: «Господи, что же это они говорят такое? Они, кажется, принимают Тело Христово за мясо Христово?»)». См.: Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т 2. Работы по богословию. С. 100. 48 Сет. Григорий Палама (1296–1359) – византийский богослов, митрополит г. Фессалоники. Систематизировал мистико-аскетическую традицию Византии (в особенности исихазм), дав ей окончательное философское и догматическое оформление. Память 14 ноября и в Неделю вторую Великого поста. 49 Прот. Всеволод Дмитриевич Шпиллер (1902–1984) – проповедник, священник Болгарской Православной Церкви, с февраля 1950 г. – Русской Православной Церкви. 50 Митрополит Елевферий (в миру Дмитрий Яковлевич Богоявленский; 1868–1940) – митрополит Литовский и Виленский с 1928 г. Временно управляющий Западно-Европейскими приходами Русской Церкви (1930), с 1931 г. управляющий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Арранц) относят эту А. к III в. В ее эпиклезе вместо прошения о ниспослании Св. Духа на Церковь или на предложенные хлеб и вино содержится прошение о «вознесении этой пищи и этого пития к Его святости». Такая форма эпиклезы, когда в ней испрашивается «вознесение» даров от их первоначального состояния простых хлеба и вина к некоему высшему, т. е. об их преложении в Тело и Кровь Христовы ( Николай Кавасила. Изъяснение. С. 30-31), получила название восходящей эпиклезы (еп. Алексий (Ван дер Менсбрюгге)). В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) помимо краткого упоминания А. во II кн. (гл. 57) содержатся 2 А. Первая (VII 26. 2-4) является переработкой «Дидахе» (10. 2-5) ( Giraudo. P. 249-253); вторая (VIII 12. 4-51) - А. т. н. литургии Климента Римского или литургии VIII кн. «Апостольских постановлений» - является развернутым текстом ( Hänggi, Pahl. P. 82-95; рус. пер.: СДЛ. Т. 1. С. 115-130) и его структура соответствует структуре А. анатолийского (антиохийского) типа (см. ниже). К IV в. в крупных центрах христ. мира уже существовали свои традиционные А., отличные друг от друга; практически каждая из них называлась «А. апостола» и далее следовало имя основателя кафедры (напр., А. ап. Марка в Александрии) или просто «А. апостолов» (в Антиохии, Вост. Сирии и Персии, Эфиопии). В течение IV-V вв. они были отредактированы такими выдающимися богословами, как святители Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , и приобрели окончательный вид; позднейшие А. создавались по их образцам. С этого времени можно говорить о появлении литургических семей (или групп обрядов), т. е. о формировании и закреплении неск. устойчивых местных богослужебных традиций (обрядов), на Востоке: александрийской (греческой и коптской), эфиопской, анатолийской (к-рая в свою очередь делится на к-польскую, или византийскую, иерусалимскую, зап.-сирийскую, армянскую), вост.-сирийской; на Западе: римской и карфагенской (североафриканской), амвросианской (медиоланской), галло-испанской (к-рая делится на испано-мосарабскую, галликанскую, кельтскую); каждая традиция имела свой порядок литургии, таинств , служб суточного круга , систему праздников, лекционарий .

http://pravenc.ru/text/115030.html

домоводство, церк.-слав. пер. домостроительство) — «исключение из правил”, смягчение требования канона или его отмена. Основное значение термин икономия приобретает в выражении домостроительство спасения, и в этом смысле означает обязанность решать частные, индивидуальные вопросы церковной дисциплины в общем контексте Божественного плана спасения мира, так, чтобы требование буквы закона не становилось препятствием для спасения человека. Архимандрит Софроний (Сахаров; 1896-1993) — духовный руководитель православной общины в Англии; в прошлом — монах на Афоне, ученик и биограф Старца Силуана. Архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге; 1899-1980) — богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Лев Александрович Зандер (1893-1964) — профессор Православного Богословского института в Париже, церковный деятель; упоминаемая книга вышла в 1952 году. Filioque — (буквально: и от Сына) — особенность вероучения Римско-Католической Церкви, исповедующей в Символе веры исхождение Святого Духа от Бога Отца и Бога Сына. Филиокве — позднейшее добавление к тексту древнего Никео-Цареградского Символа Веры, принятого на Первом (325 г.) и Втором (381 г.) Вселенских Соборах. О Церкви. Московская Духовная академия Митрополит Сурожский Антоний О ЦЕРКВИ Как вы заметите в самом скором времени, я не ученый богослов; по образованию я врач; но в течение всей жизни сознательной я старался продумать свою веру и понять то, чем мы живем в том чуде, каким является Православная Церковь, Церковь Христа. И мне хочется сказать вам именно о Церкви. О Церкви мы говорим в Символе веры: верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь... Она для нас является предметом веры; но, с другой стороны, мы Церковь наблюдаем и в истории. Церковь веры нам представляется в каком-то изумительном сиянии святости, красоты, величия. Церковь на земле в ее истории, в ее становлении порой представляется нам тусклой, а порой трагичной, а порой вызывает недоумение: какое соотношение есть между Церковью, которую мы исповедуем как Святую, и той Церковью, которую мы собой представляем. Я именно

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1245...

Владыку с капельницей в руке снимать я тоже не собирался. Я собирался говорить с ним о том, что ему действительно могло быть интересно. Мне же интересно в нем было все – он был одним из самых авторитетных и уважаемых иерархов нашей Церкви, близко знавший многих великих людей прошлого. Родившийся в семье русских эмигрантов в Финляндии, он был близко знаком со многими носителями православной духовной традиции, например, с валаамскими старцами, основавшими после закрытия монастыря на Валааме Ново-Валаамский монастырь в Финляндии. Он учился у знаменитых профессоров — протоиерея Ливерия Воронова, Льва Парисского, Николая Успенского, а его духовниками были митрополит Никодим (Ротов) и митрополит Антоний (Сурожский). Это его храм Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки был единственным в Западной Европе, где богослужение совершались ежедневно и где заказывали поминания со всего мира. Это он после крушения Советского Союза переправил в Россию сотни фур лекарств, продуктов и вещей, изъездив за рулем грузовика всю Германию вдоль и поперек, это он открыл в лагере смерти Дахау православную часовню. И вот что нам удалось записать. О Покрове Пресвятой Богородицы Я чувствовал заступничество и милость Пресвятой Богородицы всю свою жизнь. Порог храма я переступил 60 лет тому назад, в 8 лет, это был храм Успения Пресвятой Богородицы. С самого начала церковного служения Небесная Владычица вела меня в жизни. Первым местом моего пастырского служения стал Покровский Патриарший приход в Хельсинки, куда я был поставлен настоятелем в 1978 году митрополитом Никодимом. Покровский храм в Хельсинки был единственным храмом в Западной Европе, где совершались ежедневные богослужения. К нам отовсюду шли люди. Мы принимали сорокоусты со всего мира. Получали просьбы молиться из Франции, из Бельгии, через «железный занавес» из Советского Союза. 16 ноября 1979 года меня назначили благочинным Дюссельдорфской епархии. Архиепископ Дюссельдорфский Алексий (ван дер Менсбрюгге) был очень болен и находился в доме престарелых, а немецкие власти священника с советским паспортом в город пускать не хотели. Но поскольку паспорт у меня был финский, то со мной у них проблем не было. Мое назначение совершилось так быстро, что я вынужден был оставить своего тяжелобольного отца и выехать в Москву.

http://pravmir.ru/nebesnaya-vladyichitsa...

АЛЕКСАНДР Еп.Сергачский 100 АЛЕКСИЙ (Баженов) Еп.Тираспольский 101 АЛЕКСИИ Архп.Велико-Устюжский и Усть- (Бельковский) Вымский, вик.Вологодской епархии 103 АЛЕКСИЙ (Буй) Еп.Уразовский, вик.Воронеж­ ской епархии 105 АЛЕКСИЙ Еп.Медонский, вик.Экзарха (ВАН ДЕР МЕНСБРЮГГЕ) Московской Патриархии в За­ падной Европе 106 АЛЕКСИЙ (ГОТОВЦЕВ) Еп·Рыльский, вик·Курской Епархии 110 АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) Митр·Волынский 112 АЛЕКСИЙ (ДЕХТЕРЕВ) Архп.Виленский и Литовский·· 114 АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН) Архп.Владимирский и Суздаль­ ский 116 АЛЕКСИЙ (ЖИТЕЦКИЙ) Еп.Боровский Калужской епар­ хии. 123 АЛЕКСИЙ (ЗАМАРАЕВ) Еп.Бежицкий, вик.Орловской епархии 124 АЛЕКСИЙ (КОНОПЛЕВ) Архп.Тульский и Белевский....126 АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ) Архп·Сарапульский 128 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Экзарх Грузии, архп.Карта- линский и Кахетинский 130 АЛЕКСИЙ (ОПОЦКИЙ) Архп.Тверской й Кашинский....144 АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) Архп.б.Омский 147 АЛЕКСИЙ (ПАЛИЦЫН) Архп.Куйбышевский и Сызранский...148 АЛЕКСИЙ (ПАНТЕЛЕЕВ) Архп. Омский и Тюменский.149 АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) Митр. Таллинский и Эстонский....150 АЛЕКСИЙ (СЕРГЕЕВ) Архп.·б·Алма-Атинский .154 АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ) Патриарх Московский и всея Руси ..157 АЛЕКСИЙ (СОБОЛЕВ) Еп.Вологодский и Тотемский....168 АЛЕКСИЙ Еп.Волчанский 169 АЛИПИЙ (ПОПОВ) Еп.Старицкий, вик.Тверской епархии 170 АЛИПИЙ (ХОТОВИЦКИЙ) Еп.Винницкий и Брацлавский...171 АМВРОСИЙ (Гудко) Еп.б.Сарапульский и Елабужс- кий .173 АМВРОСИЙ (Хелая) Католикос-Патриарх Всея Гру­ зии и архп.Мцхетско-Тбилис- ский.175 АМВРОСИЙ (Казанский) Еп.Мелекесский, вик.Ульянов­ ской епархии .177 Амвросий (Ключарев) Архп.Харьковский и Ахтырский 178 АМВРОСИЙ (Либин) Еп.Лужский, вик.Ленинградской епархии ..188 АМВРОСИЙ (Полянский) Еп.Подольский и Брацлавский. 189 АМВРОСИЙ (Смирнов) Архп.Муромский .190 АМВРОСИЙ (Сосновцев) Еп.Мстерский, вик.Владимирс­ кой еп. (единоверческий)192 Амфилохий Еп.Угличский, вик.Ярославс- (Сергиевский-Казанцев) кой епархии .194 Амфилохий (Скворцов) Еп.б.Енисейский и Краснояр­ ский ..199 АНАСТАСИЙ Еп.Ямбургский, вик.Петро- (Александров) градской еп .202

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Конечно, материалы, публикуемые РПЦЗ, упоминали об этом, но в общем и целом они не циркулировали в достаточно широких кругах. Поэтому я счел, что было бы правильно изложить и другую точку зрения. Меня критиковали за то, что я слишком симпатизировал РПЦЗ, как это представлялось некоторым. Такую позицию заняли некоторые из рецензентов моей книги. Я даже помню, как один из епископов Московского Патриархата, архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге), говорил мне: «В России нет катакомбной церкви!» Она существовала, утверждал он, в двадцатых и тридцатых годах, но после Второй мировой войны, по его словам, «она прекратила свое существование». Более того, он говорил так: «Я епископ Московского Патриархата, я разбираюсь в этих вопросах». Ну что же, сейчас у нас, конечно, есть множество свидетельств, что катакомбное движение на самом деле существовало. Возможно, не следут говорить о «катакомбной церкви», потому что нет уверенности, что там была единая иерархическая организация. Но совершенно точно были епископы, даже в сороковых и пятидесятых годах, которые не принадлежали к Московскому Патриархату. Сейчас, конечно, появились свидетельства об этом. Но в то время мой голос был одиноким, об этом широко не говорилось. Мне кажется, Московский Патриархат был обеспокоен тем, что эта книга была опубликована серьезным светским, нерелигиозным издательством (Penguin/Пингвин), чьи книги продавались в обычных книжных магазинах, а не только в специализированных религиозных магазинах. Возможно, эта была первая книга о Православной Церкви, выпущенная большим светским издательством. Мне кажется, это их обеспокоило. Но меня также критиковал о. Георгий (Граббе) – за то, что я слишком положительно отзывался об экуменизме в последней главе книги. Может быть, поэтому и владыка Виталий был расстроен, когда он прочел эту книгу. У меня есть основания думать, что он действительно прочел ее или по крайней мере прочел те главы, которые были ему интересны. В переиздании 1993 года я пишу о христианском единстве с меньшим пессимизмом, но я сохранил основные положения первого издания в неизмененном виде: утверждение, что Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, и что мы не принимаем «теорию ветвей Церкви» ни в какой форме.

http://bogoslov.ru/article/3884519

   001    002    003   004     005    006