А среди богослужебных памятников календарь с пропусками дат встречается, например, в Студийско-Алексиевском Типиконе, пример которого показывает, что еще и в XI в. идея «полного» календаря не была в Византии доминирующей. В целом, продемонстрированная Лурье в § 4.2 избирательность в работе с источниками, когда из их массива просто подыскиваются под заранее разработанную концепцию несколько примеров (причем с игнорированием их относительных датировок), а остальные игнорируются, уже сама по себе достаточна для того, чтобы составить представление о релевантности рассуждений автора об истории календарей объективному научному исследованию. § 4.3-4.4. Занятия автора иконами происходят примерно на таком же уровне, как и христианской археологией (см. выше). Единственное, что ему известно, - это работы о. Павла Флоренского и Б. Раушенбаха, которые не принимаются подавляющим большинством исследователей восточно-христианской живописи и не включаются ни в один серьезный курс истории христианского искусства. Приведем несколько образцов некомпетености автора в области христианской иконографии: например, случай с «линейной перспективой, открытой художниками Ренессанса» (с. 113), хотя давно и хорошо известно, что византийцы знали и применяли ее, как наследие античности; колонки и драпировки на иконах, вопреки Лурье, вводятся не для маскировки стыков между планами с разной перспективой, а как символ внутреннего помещения, о чем эксплицитно говорят иконописные ерминии; только человек с большой фантазией может увидеть на иконе на рис. 1 «криволинейный престол», который в действительности, имеет форму обычной для обратной перспективы трапеции. Вывод же автора о сходстве пространства агиографии и иконографии базируется опять лишь на бездоказательном сравнении, отягощенном непониманием самого пространства иконы и вчитыванием в него собственных идей. § 4.5. Еще одна аналогия между агиографией и иконографией видится автору в том, что обе они концентрируются на положении человека, т. е. читателя или зрителя.

http://pravoslavie.ru/38389.html

Вемы, яко несмы достойни, по грехом нашым, от Него помилавани быти, аще не Ты, Владычице, умолиши Его о нас: вся бо можеши испросити у Него, матернее к Нему дерзновение имущи. Сего ради к тебе, яко всемощней и всеблагой Заступнице нашей, прибегаем, усердно молящеся: испроси у рождашагося от Тебе Единароднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотеческой православной вере твердое, до конца дней наших, пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да прочее время жития нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, и тако достигнем, под кровом Твоея помощи, жизни вечныя во Царствии Отца светов, Емуже, купно со Единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава, честь и поклонение, нане и присно и во веки веков. Молитва 2 О Пречистая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и от всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Молитва 3, чтомая в Московском Алексиевском монастыре Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и послушающей моления наша и подающей с верою просящым исполнение по коемуждо прошению. Скорбящым бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, грешныя прощаеши, прокаженныя очищаеши, малыя дети милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще же, Госпоже Владычице, и от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни врачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Паисий Лигарид в своем слове в заключение опровержения Соловецкой челобитной, задавшись вопросом, вследствие каких причин возник раскол на Руси, находит, что раскол произошел «от лишения и неимения народных училищ, такожде от скудости и недостаточества святые книгохранительницы». Ввиду этого Паисий настоятельно советует открыть на Руси училища. Обращаясь к царю, он говорит: «Ты убо, о пресветлый царю, подражай Феодосией, Юстинианом, и созижди зде училища ради остроумных младенец, ко учению трех язык коренных, наипаче: греческаго, латинскаго и славянскаго». И далее он говорит: «Ибо от сего новаго училища Алексиевского (которое имеет быть открыто царем), известнаго известнее (т.е. несомненно), изыдут, аки от коня троанского, христоименитии борцы, иже о добродетели твоего пространнейшаго царства, о умножении сего чина церковнаго, и общей напоследок пользе всего христоименитаго гражданства ратовати будут» 25 . Каким образом Паисий Лигарид в 1666 году мог обращаться к царю с советом: «Созижди зде училища ради остроумных младенец, ко учению трех язык коренных, наипаче: греческаго, латинскаго и славянскаго», когда в Москве уже существовало несколько греко-латинских школ? Очевидно, совет позаботиться об открытии в Москве греко-латинского училища Паисий мог давать государю только в том случае, если доселе греко-латинских школ в Москве вовсе не существовало, иначе оказалось бы, что Паисий увещевал царя открыть в Москве такие школы, которые в ней уже давно были открыты и без его запоздалых советов. Подобного промаха в обращении к царю осторожный и ловкий Лигарид никогда бы себе не позволил. Сильвестр Медведев, воспитанник, говорят, латинской Спасской школы в Москве, изучивший в школе риторику, пиитику, богословие и другие науки, вручая 21 января 1685 году царевне Софье привилегию на академию, поднес ей стихи своего сочинения, в которых, всячески восхваляя мудрость, говорит, что если Ольга явила на Руси свет веры, то царевна Софья «свет науки явити хощет России», что она «донос от нас хощет отъяти, яко Россия невесть наук знати», что она «перва зде мудра явися», и затем говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Впечатления от нескольких дней пребывания в Свято-Алексиевской Пустыни оказались столь сильными, что я не решился сразу написать об увиденном. Думалось: вот эмоции улягутся и тогда можно будет все осмыслить по порядку. И вот уже давно побелели холмы и поля, а вспомню звезды над Пустынью, светящиеся окна библиотеки, деревянные мостки, часовню, кадета Мишку, стайки девочек в белых фартуках, веселые глаза отца Алексия - и вновь чувствую, что не могу разъять все это, разложить по педагогическим полочкам. ...Экспедиции в Крым, музей, рефераты, олимпиады - это еще можно понять, но зачем же деревенской гимназии, пусть и классической, выпускать тиражом 500 экземпляров сугубо научное издание, где в редколлегии - ведущие филологи и археологи Москвы, Петербурга и даже из Америки? И как же надо преподавать, чтобы заинтересовать ребят, к примеру, статьей «К вопросу о проэмии к «Истории» Геродота»? Чиновникам, озабоченным «реструктуризацией» сельской школы и прочими реформами, тут все показалось бы избыточным. Детям, взятым с улицы, - древнегреческий и латынь?! Подросткам, еще вчера спавшим в канализационных люках, - первые места в олимпиадах МГУ?! Заморышам, брошенным на произвол судьбы, - одна из лучших коллекций бабочек в Европе? Фундаментальная библиотека? И все это в деревне?! Да кто позволил?!.. Сейчас я вновь перечитал тот блокнот, где делал записи во время поездки. Кое-что уже стало забываться, и теперь эти записи и для меня самого - как письма оттуда, из Пустыни. Пусть же они так и останутся - письмами. Заметками на полях той жизни, что не похожа ни на городскую, ни на деревенскую, ни на монастырскую... Это какая-то совсем отдельная жизнь. Нет, не отгороженная от мира (тут и заборов-то нет), а особенно глубокая, полная. Письмо второе, Про деревню Новоалексеевку, часовню Федора Конюхова и дровяной сарай английской аристократии Снег с дождем. Вянет трава, тускнеет под низкими облаками еще вчера багряный и золотой лес, все живое жмется к теплу, ищет свет в сумерках. Бесприютно и взглядом блуждать, не то что ногами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

В первых шкафах, у самого входа - книги для самых маленьких читателей. Тут же отдельный маленький стол и стульчики для дошколят и их любимый сундук. «Раньше они так перерывали книги, что потом долго приходилось все расставлять по местам, - рассказывает главный хранитель библиотеки Татьяна Георгиевна Крылова. - Сейчас мы уже знаем их любимые книги и держим их в сундучке». Такого обилия справочных изданий я не видел даже в университетской библиотеке. Энциклопедии русские, европейские, американские, немецкие... «Здесь треть нашей библиотеки, рассказывает Татьяна Георгиевна, - Без периодики, без учебников - 115 тысяч томов. Размещать негде. Чтобы разгрузить библиотеку, на мансардном этаже Новой гимназии будет открыта еще четыре читальных зала и десять хранилищ, а также отдел редкой книги. В этот отдел переедут вот эти старинные шкафы: тут у нас западно-европейские рукописи и издания, начиная с шестнадцатого века, а древнерусские - пятнадцатого. Линней и Паскаль, прижизненные издания. Учебник Федора Поликарпова - первый в России учебник латыни и древнегреческого, и лексикон к этому учебнику. " Арифметика " Магницкого. Двухтомник Платона шестнадцатого века. Издание гомеровской " Одиссеи " », тоже шестнадцатый век - параллельно на греческом и на латинском... У нас договор с Исторической библиотекой об обмене фондами». Я онемело таращился на раритеты, не веря своим глазам, а потом, чтобы как-то успокоиться, сел полистать журналы, выходящие в Пустыни. «Схолии», научный, публицистический и художественный альманах. Тираж 15 экземпляров... Статья «Несколько слов о коллекции пауков в энтомологическом кабинете Свято-Алексиевской Пустыни». Первая фраза, попавшаяся на глаза: «Чувство неприязни, которое питает человек к паукам, совершенно неосновательно...» Отрывок из дневника гимназистов, встречавших рассвет на высоте 2100 метров: «В 6 ч. подъем. С собой взяли лишь хлеб, яблоки и фотоаппараты. Начало светать, поэтому шли очень быстро... Вот все подтянулись, сгрудились на краю обрыва. Где-то далеко внизу зеленое море пихт, все остальное - небо. А через несколько минут что-то огромное, круглое, дрожащее... И вдруг брызнули первые лучи! Мы запели «Отче наш»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Урок химии Из уставных документов: «Гимназия Свято-Алексиевской Пустыни является закрытым учебным заведением, и сочетает в себе свойства и качества классической гимназии, физматшколы, духовного и реального училищ и аграрной школы…» Пустынь стремительно наладила связи с МГУ, МПГУ, геолого-разведочным университетом, с академическими институтами РАН. Профессора стали приезжать в Новоалексеевку читать лекции старшеклассникам. Ребят стали брать в геологические, палеонтологические и археологические экспедиции. Оказалось, что когда речь идет о живом деле спасения, старым оппонентам – науке и Церкви – нечего делить. Глупо бодаться вокруг Дарвина, когда по городам и весям тысячи детей роются в мусорных контейнерах, живут на теплотрассах и побираются на вокзалах. Рассказывает отец Алексий: «Дети очень слабые к нам попадают, с истощенной нервной системой, с ничтожным культурным и нравственным запасом. Очень быстро мы поняли, что по программе классической гимназии у нас смогут обучаться максимум двадцать процентов ребят. Многие дети до этого и в обычной-то школе еле учились или не учились вовсе. А тут такая сложная программа: кроме сильной математики, четыре языка – два классических и два новых, а с церковнославянским – все пять. Поэтому школу нам пришлось дробить, делить, приспосабливая ее к детям, к их возможностям и склонностям. Так при основной школе у нас появилась трудовая, потом появилась школа искусств и кадетский корпус…» На дверях математического класса – табличка: «Раушенбаховская аудитория». Вся обстановка этого класса посвящена Борису Викторовичу Раушенбаху. Здесь хранятся переданные вдовой великого ученого подлинные архивные документы – тетради, рукописи, блокноты, фотографии. В классе астрономии – экспозиция, посвященная одному из основоположников астрофизики Василию Григорьевичу Фесенкову… Первых иностранцев, приезжавших в Пустынь, больше всего поражало своеобразие русского пути к высокой духовности: нет канализации и дороги, но есть шесть музеев. Сейчас есть и канализация, и дорога, и даже кулеры с водой в коридорах школы.

http://pravoslavie.ru/36914.html

Arch. 1968. Vol. 18. P. 13-20; Fasola U. Le catacombe di S. Gennaro a Capodimonte. R., 1974; Catello E., Catello C. La Cappella del Tesoro di S. Gennaro. Napoli, 1977; Strazzullo F. La Real Cappella del Tesoro di S. Gennaro: Doc. inediti. Napoli, 1978; Liccardo G. Inscrizioni cristiane latine incise delle catacombe di S. Gennaro in Napoli//Campania Sacra. Napoli, 1988. Vol. 19. P. 171-189; idem. Il catalogo figurato dei vescovi nelle catacombe di S. Gennaro: Not. intorno all " apostolicità della chiesa di Napoli//Ibid. 1991. Vol. 22. P. 5-14; Il Duomo di Napoli e il miracolo di S. Gennaro/Ed. P. Antignani. [S. l.], 1996; In Paradiso: Gli affreschi del Lanfranco nella Cappella del Tesoro di S. Gennaro/Ed. D. M. Pagano. Napoli, 1996; Pagano D. M. Domenichino alla Cappella del Tesoro di S. Gennaro//Domenichino, 1581-1641. Mil., 1996. P. 349-367; De Maria L. Coperture musive delle tombe pavimentali al S. Gennaro di Napoli//Atti del 4. Colloquio dell " Associazione italiana per lo studio e la conservazione del mosaico/Ed. R. M. Bonacasa Carra. Ravenna, 1997. P. 637-644; Duomo di Napoli: Restauro della Cripta di S. Gennaro/Ed. L. Folli. Napoli, 2001; Cantabene G., Dodaro L., Lippiello M. The Repairs to the Dome of the Chapel of St. Gennaro " s Treasure: The 18th-Cent. Dispute " between F. Sanfelice and G. Lucchese//Proc. of the 2nd Intern. Congr. on Construction History: Queens " College, Cambridge University 29th March - 2nd April 2006/Ed. M. Dunkeld. Camb., 2006. P. 561-577; Del Pesco D. Oliviero Carafa ed il programma iconografico del Succorpo di S. Gennaro nel Duomo di Napoli//Ottant " anni di un Maestro: Omaggio a Ferdinando Bologna/Ed. F. Abbate. [Napoli], 2006. P. 203-222. Л. К. Масиель Санчес Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 38) 19 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев.

http://pravenc.ru/text/200381.html

Священник Н. А. Модестов Христорождественской, в Палашах, церкви, священника Н. Величкина: Священник Н. Величкин Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, церкви, священника А. Н. Воскресенского: Священник А. Н. Воскресенский Никитского сорока, 2-го отделения. О. Благочинного, протоиерея кафедрального Христа Спасителя собора, М. И. Соболева: Протоиерей М. И. Соболев Архитектор Поздеев Алексиевской, на Глинищах, церкви, протоиерея А. К. Гиляревского: К. Н. О. Благовещенской, на Тверской ул., церкви, священника А. М. Соболева: С. А. Печатнов И. И. Мишин Богородице-Рождественской, в Столешниках, церкви, протоиерея М. В. Модестова: Протоиерей М. В. Модестов Московское Городское Кредитное Общество А. Ф. Бычков Вознесенской, на Большой Никитской, церкви, протоиерея А. С. Горского: B. Кондратьев Вознесенской, на Успенском Вражке, ц. свящ. Н. А. Поспелова: Н. М. Андреева Георгиевской, на Красной Горке, ц., свящ. Н. А. Скворцов От причта и прихожан церкви В. А. Дегтярев Ф. Д. Хлебников Серебряникова Космо-Дамианской, в Шубине, церкви, священника С. Н. Лебедева: Церковный староста И. Т. Комов А. М. Михайлов А. И. Чуксина Залесский Параскевиевской, в Охотном ряду, церкви, протоиерея С. М. Маркова: Протоиерей С. М. Марков Унжин-Егоров Сергиевской, на Большой Дмитровке, церкви, священника С. И. Лебедева: Священник С. И. Лебедев Спасской, на Песках, церкви, священника Н. И. Луневского: Свящ. Н. И. Луневский Свящ. Н. П. Соколов Татианинской, в Университете, церкви, протоиерея Н. А. Елеонского: Протоиерей Н. А. Елеонский Успенской, на Вражке, церкви, свящ. А. П. Поройкова: Г. Смирнов Свящ. А. П. Поройков Никитского сорока, 3-го отделения: О. Благочинного, свящ. Богородице-Рождественской, на Малой Дмитровке, церкви, Н. С. Виноградова: Свящ. Н. С. Виноградов Благовещенской, в Петровском Парке, церкви, священника П. В. Сперанского: И. М. Михайлов Г. А. Афанасьев Знаменской, за Петровскими воротами, церкви, священника Н. Н. Пшеничникова: Священник Н. Н. Пшеничников А. Соколов Е. И. Копман И. Т. Шорыгин

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Добродушие странницы имело благотворное влияние на других. С этой поры в продолжение двух лет народ отовсюду начал стекаться для посещения больной: одни из любопытства, другие из сострадания, иные для благотворения. Это служило отрадой для страждущей. Домашняя пустыня огласилась живым голосом. С людьми, как говорится, и смерть красна. Слух о необыкновенной страдалице дошел и до Арзамасской Алексиевской общины. Добрая и благочестивая начальница этой общины, движимая состраданием к несчастной девице, прислала денег на построение для нее скромного убежища, и – скоро, против родительского ее дома, возникла покойная келья, в которую с большим трудом перенесена больная. Открывалась новая забота: мать ее, занятая домашними делами, не могла ухаживать за своей дочерью, живущей в отдельной хижине. Но Отец небесный неожиданно послал беспомощной Свою помощь. Одна девица, получившая от своей помещицы свободу, решилась этот драгоценный дар посвятить на служение болящей девице Агриппине и соединить свою участь с горьким ее жребием. И вот, уже 16 лет покоит ее безропотно с радушием, свойственным доброй и нежной матери. Воссиял благотворный свет над одром страдалицы: одна скорбь тяготила сердце ее, скорбь не столько телесная, сколько душевная. Страдалица, как безграмотная, не могла читать слово Божие, как больная, не могла присутствовать при св. богослужении. Молитв, кроме краткой Иисусовой, никаких не знала. Учить ее некому. Народ, окружавший ее, все безграмотный; но Отец Небесный, знающий желания и нужды наши, прежде самого прошения, снова утешил несчастную. Желание страдалицы – слышать слово Божие и услаждаться богослужением св. Церкви, – скоро нашло сочувствие в благочестивых душах. Женские обители г. Арзамаса охотно предложили болящей убежище, духовное утешение и готовность, подобно благодетельному Самарянину, излиять на раны ее вино и елей, но страдалица избрала более уединенную обитель, в городе Ардатове, в коем мирная тишина, по малочисленности жителей, весьма редко нарушается градским обычным шумом. Начальница этой общины, невзирая на преклонность лет и слабость здоровья, сама отправилась в с. Успенское просить в свою обитель страдалицу, как дорогую гостью, в твердой уверенности, что на ней почивает благословение Божие. Одно было затруднение – безопасно перевезти в зимнее время болящую, почти издыхающую, из села в отдаленную общину! – Но истинная любовь христианская побеждает все препятствия. Страдалица, окруженная сестрами обители, положена в спокойную повозку, крепко укрытую войлоками. Сего мало: в отвращение опасности – застудить больную в дороге, на пространстве 40 верст, в повозке беспрерывно кипел самовар, парами которого согревалась путешественница, в первый раз в жизни оставившая отечественный край.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

с., а на литургии в храме звучат песнопения и чтения святого. На литургии служба та же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но прокимен из Пс 31. Служба Троицкой субботы описана в Типиконе достаточно подробно, отличий от мясопустной субботы почти нет, чтения на литургии, как в ту же субботу по Типикону Великой ц. В ранних версиях Иерусалимского устава изложение службы В. с. могло иметь такие особенности, какие среди студийских памятников встречаются в южно-италийских Типиконах: на «Господи, воззвах» вечерни и на каноне утрени поются только песнопения Триоди, на вечерне исполняется не «Аллилуия», а прокимен дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55-56). В поздневизант. редакциях Иерусалимского устава служба обеих В. с. приняла тот вид, к-рый сохраняется и в совр. печатных изданиях Типикона (в т. ч. в принятом ныне в РПЦ: Типикон. [Т. 2.] С. 802-806, 1008). Соединяются последования Октоиха, Триоди и храмового святого. На вечерне поются стихиры Октоиха и Триоди, прокимен гласа заменяется на пение «Аллилуия» с заупокойными стихами. После вечерни в притворе совершается панихида по усопшим. На утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия» с заупокойными стихами; стихословятся 16-я и 17-я кафизмы. 16-я кафизма стихословится обычным порядком, после нее - малая ектения и седальны Октоиха. 17-я поется на 5-й глас, с припевами               и      ; кафизма разделяется на 2 части (после 1-й части - заупокойная малая ектения; после 2-й - заупокойные тропари по непорочнах          , заупокойная малая ектения и седален      ). Соединяются каноны храма и Триоди; по 3-й песни седален Триоди, по 6-й - кондак       с икосом и заупокойная малая ектения, по 9-й - светильны Триоди. Канон имеет катавасию по каждой песни, и поэтому по 9-й песни не поют «Достойно есть», но в триодном последовании Троицкой субботы (в отличие от мясопустной) «Достойно есть» указано. Утреня заканчивается по будничному чину, есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне. На литургии изобразительны, на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди.

http://pravenc.ru/text/155486.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010