В Переславле состоялся традиционный крестный ход по реке Трубеж и Плещееву озеру 9 июня 2021 г. 10:45 6 июня 2021 года, в Неделю 6ю по Пасхе, в городе Переславле-Залесском (Ярославская обл.) состоялся традиционный крестный ход от Горицкого Успенского монастыря до храма Сорока мучеников Севастийских. По окончании Литургии и чтения акафиста преподобной Евфросинии Московской в Горицком монастыре верующие отправились к реке Трубеж, где под пение водосвятного молебна епископ Переславский и Угличский Феоктист , духовенство и жители Переславля прошли крестным ходом на судах по реке до Плещеева озера. Затем архипастырь окропил участников крестного хода святой водой. По окончании богослужения в храме Сорока Севастийских мучеников состоялась праздничная трапеза. По маршруту водного крестного хода на берегу реки можно было увидеть исторические зарисовки из двух эпох, созданные участниками военно-исторического клуба «Залесье». Они представили полевой княжеский стан раннего Средневековья и реконструировали события из юности Петра I — у Петровского шатра молодые люди плотничали и учились стрелять из пушки. Организаторы праздника: Переславская епархия , администрация города Переславля-Залесского, Национальный парк «Плещеево озеро», общество «Паруса Плещеева озера». Переславская епархия благодарит за помощь в проведении и организации праздника войсковую часть кадетский корпус, духовой оркестр и детскую школу искусств Свято-Алексиевской пустыни, военно-исторический клуб «Залесье», ансамбль русских народных инструментов «Радея» под руководством Бориса Кувшинова, солистов Детского образцового ансамбля русской песни «Переслава» Варвару Лисицыну, Тимофея Конькова и Артема Толкунова, трио «Кружева», хор «Маковец» и их руководителя Марину Контуеву. До революции 1917 года крестный ход устраивался в память о чудесном спасении приехавшей на богомолье княгини Евдокии — преподобной Евфросинии — монахами Горицкого монастыря от войска золотоордынского хана Тохтамыша. Она с детьми и еще несколько человек чудом спаслись, уплыв на плотах на середину Плещеева озера. По молитвам княгини и горожан озеро покрылось густым туманом и ордынские конники, ничего не видя дальше вытянутой руки, вынуждены были отступить. Враги в ярости разграбили и сожгли город, от деревянных построек Горицкого монастыря не осталось ничего.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архив Пн В рамках Рождественских чтений в Издательском Совете прошла конференция по исследованию наследия святителя Феофана Затворника 27 января 2020 г. 15:54 В рамках ΧΧVIΙI Международных Рождественских чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошла Всероссийская научно-практическая конференция по исследованию наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. В работе форума приняли участие митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , а также священнослужители, церковные и светские ученые, аспиранты и студенты церковных и светских учебных заведений. Перед началом конференции в домовой церкви в честь преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану. Пленарное заседание открылось приветственным словом митрополита Калужского и Боровского Климента. Он сообщил о ходе работы над подготовкой к изданию наследия святителя Феофана. Делясь результатами научного исследования, владыка Климент рассказал собравшимся о переписке святителя Феофана с монашествующими, основной темой которой была Иисусова молитва. Митрополит Тамбовский Феодосий посвятил свое выступление трудам святителя Феофана, опубликованным в «Тамбовских епархиальных ведомостях», подчеркнув, что ряд своих сочинений святитель впервые напечатал в этом журнале. Доклад епископа Переславского Феоктиста был посвящен лингвистическим особенностям перевода «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца. Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, игумен Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира архимандрит Зосима (Шевчук) выступил с докладом «Автобиографические заметки из эпистолярного наследия святителя Феофана Затворника, касающиеся времени его переводческой и экзегетической деятельности в затворе». Тема выступления заведующего кафедрой библейских богословских дисциплин Рязанской духовной семинарии, настоятеля Пронского Спасо-Преображенского мужского монастыря кандидата исторических наук игумена Луки (Степанова) — «Святитель Феофан о войне и воинском служении» — была отмечена как особо актуальная в контексте общей тематики Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

http://patriarchia.ru/db/text/5582474.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Попов Илья Константинович; 13.07.1875, с. Дуброво Угличского у. Ярославской губ.- 14.02.1938, Пенза), еп. Пензенский. Из семьи священника. В 1897 г. окончил Ярославскую ДС. В 1903 г. поступил послушником в скит Параклита (Св. Духа Утешителя) при Троице-Сергиевой лавре. В 1904 г. принял монашеский постриг с именем Ираклий. 12 февр. 1905 г. рукоположен во диакона, 5 сент. 1910 г.- во иерея. Заведовал в ТСЛ церковноприходскими школами и типографией. С 1919 г. насельник томского во имя прп. Алексия, человека Божия, муж. мон-ря . В 1922 г. возведен в сан архимандрита, стал настоятелем Алексиевского мон-ря. Был ближайшим помощником управляющего Томской епархией Барнаульского еп. Виктора (Богоявленского) , которому его рекомендовал Патриарх свт. Тихон . В июле того же года, во время кампании по изъятию церковных ценностей , арестован вместе с еп. Виктором и большой группой духовенства. Обвинялся в сокрытии икон и серебряных риз. Содержался в Томске в доме лишения свободы, затем в изоляторе специального назначения. 20 июля 1922 г. вместе с еп. Виктором и еще 6 обвиняемыми приговорен Томским губ. революционным трибуналом к расстрелу. 6 окт. смертный приговор был отменен по кассации. 4 нояб. 1922 г. на выездной сессии судебной коллегии Сибирского отделения Верховного трибунала РСФСР вместе с др. обвиняемыми был вновь приговорен к расстрелу без права обжалования, однако в тот же день секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе телеграммой запретил приводить приговор в исполнение и дал указание о направлении дела на доследование в Москву. 2 марта 1923 г. Президиум ВЦИК заменил высшую меру наказания 10 годами лишения свободы, вскоре срок заключения был снижен до 3 лет строгой изоляции. После досрочного освобождения служил с июля 1924 г. настоятелем храма в г. Канске Енисейской губ., был благочинным церквей Канского окр. (по др. данным, освободившись из тюрьмы, некоторое время проживал в Иркутске, после чего переехал в Канск). 27 сент. 1925 г. хиротонисан в Москве во епископа Киренского. Стал викарием Иркутской епархии. В окт. того же года пребывавшим в Москве Иркутским архиеп. Гурием (Степановым ; с нояб. 1925 в заключении) назначен временно управляющим Иркутской епархией. В Иркутске представители власти требовали от него отказаться от прав на управление епархией, однако И. продолжал архиерейское служение. Организовал оказание помощи репрессированным священнослужителям. В храмах устраивались тарелочные и кружечные сборы в пользу находившегося в Иркутске ссыльного духовенства. Когда через Иркутск проводили этап, в к-ром следовал в Якутскую ссылку архиеп. Гурий, в городских храмах звонили во все колокола.

http://pravenc.ru/text/673853.html

100 К этому времени относится послание святого Алексия к христианам, живущим на Дону; оно помещено в Исторических Актах, I, 3. 101 Великий князь Иоанн Данилович, купив уделы Белозерского и Угличского князей (как видно из завещания Димитрия Донского), составлявшие прежде одно целое с Ростовским княжеством, наложил державную руку и на остальной удел Ростовский. О действиях московских бояр в Ростове упомянуто выше. Место, куда переселился Кирилл, город Радонеж – ныне село Городец в Дмитровском уезде. 103 Стефан жил недолго в супружестве, имел двух сыновей: Климента и Иоанна и, овдовев, постригся в Хотьковском монастыре. После того он жил в пустыне с младшим братом; наконец был игуменом в Московском Богоявленском монастыре и духовником великого князя Симеона. 104 Когда деревянный храм был срублен, младший брат спросил старшего: «Во чье имя будет храм?». Старший, напомнив Варфоломею о словах дивного старца, сказал, что храм следует освятить в честь Святой Троицы. Тогда младший признался, что и он имел ту же мысль (Русские Святые. Сентябрь, с. 157). 105 Первыми сподвижниками преподобного Сергия в отшельнической жизни были: Василий Сухой, пришедший с берегов Северной Двины; Иаков – усердный труженик; Онисим – престарелый диакон, служивший привратником; Исаакий – наложивший на себя обет молчания, и Симон екклесиарх. Число пустынников долго ограничивалось 12; первый, поступивший сверх этого числа, был Смоленский архимандрит Симон, променявший власть на звание послушника Сергиева. 106 Перстень с изображением дракона, подаренный ханом Джанибеком св. Алексию, в память исцеления Тайдулы, сохраняется в Московской Патриаршей (Синодальной) ризнице. 107 Алексиевский девичий монастырь быт основан св. Алексием у берега р. Москвы и урочища Стоженки. В XVI веке он перенесен внутрь города к Пречистенским воротам, а при Императоре Николае I, когда занимаемое им место было назначено для построения храма Христа Спасителя, в Красное село, близь Сокольничьего поля. На месте, где он был первоначально основан, возник новый девичий монастырь – Зачатейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Иконы Собора местных святых продолжали создаваться в Угличе (в т. ч. для старообрядцев) и в кон. XVIII-XIX в., о чем свидетельствуют 2 произведения из частных собраний. Первое, с изображением Д. И., блгв. кн. Романа, преподобных Паисия и Кассиана, имеет традиц. симметричную композицию, на др. иконе представлен также прп. Игнатий Прилуцкий, Д. И. и блгв. кн. Роман изображены в правой части, причем св. царевич показан в образе отрока небольшого роста, с крестом и ножом - орудием его мученической смерти. В кон. XVII-XVIII в. иконография Д. И. обогащается новыми деталями, атрибуты святого испытывают воздействие царской иконографии 2-й пол. XVII в. Возникают житийные циклы св. царевича, к-рые, как правило, состоят из неск. сюжетов, размещенных в среднике иконы, по сторонам от центральной фигуры (как сцены убиения на строгановских пеленах). Одним из ранних образцов является небольшой образ кон. XVII - нач. XVIII в. из Алексиевского мон-ря в Арзамасе (НГХМ, опубл.: Балакин П. П. Древнерус. искусство Н. Новгорода. Н. Новг., 1999. С. 44-45, 85. Табл. 16). Это довольно необычное для икон святого прямоличное изображение, без шубы, в далматике и ярусной короне (ср. покров 1-й трети XVIII в., ГММК), в деснице - большой крест (эта деталь часто встречается в поздних изображениях св. царевича, напоминает о словах тропаря святого: «...за скипетр крест в руку приим, явился еси победоносец, и жертву непорочну Владыце принесл еси себе»). Слева помещены сюжеты убиения и оплакивания Д. И. в Угличском кремле, справа - перенесение его мощей в Москву. К немного иному варианту принадлежит икона из Соловецкого мон-ря (ГММК, опубл.: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст./Авт.-сост.: И. А. Бобровницкая. М., 2001. Кат. 33) с живописью 1-й трети XVIII в. (судя по окладу XVII в., это поновленный слой) - прямоличное изображение Д. И. в далматике и шубе с горностаевой подкладкой, с крестом, ножом и пальмовой ветвью (атрибут мучеников в зап. иконографии), на поземе - исполненные в мелком масштабе композиции убиения и оплакивания св. царевича. Этот иконографический тип был известен и в произведениях XIX в.- напр., на происходящей из окрестностей Каргополя иконе с 4 сюжетами в среднике, в т. ч. погребение святого в Угличе и встреча его мощей в Москве (Каргополье: Худож. сокровища/Авт.-сост.: Г. П. Дурасов. М., 1984. С. 106-107. Ил. 94).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Феодора Студита ), где он взамен литии «на раце св. отца» предлагает таковую же «в притворе св. Алексия»... Если о. Лисицин даёт понять, что Алексеевский устав имеет столько же, если не более, соприкосновения с Софийским, как со Студийским, это... объясняется тем пренебрежением к вопросу о типе суточного богослужения, которое автор последовательно проводит через всю книгу: для него не важно, какой строй имела в том или другом уставе вечерня или утреня, а важны редкие обряды и частности. Тип же суточного богослужения в Алексеевском уставе точно такой же, как в сохранившихся памятниках Студийского устава – Ипотипосисе и Диатипосисе, с которыми Алексеевская запись поразительно совпадает даже в столь любимых у о. Лисицина мелочах. Ряд же указываемых у автора различий этой записи с первыми не что иное, как прогресс Студийской практики... Во всяком случае, даваемый, «Алексеевским» уставом тип богослужения совершенно не такой, как в современных ему Типиконах Великой Константинопольской Церкви (к которому ктитор патриарх обращается только за мелочами, похваливая при этом его), а тогда на Востоке господствовали только эти два типа суточного богослужения» (Извлечение из журналов Совета Киевской Дух. Академии за 1910–11 учебный год; журнал 9 июня 1911 г., стр. 441–442). – К доводам проф. Скабаллановича считаем нужным добавить следующее. Во-первых, уже самые оговорки автора Устава при таких мелких отступлениях от чисто местных особенностей практики Студийской, как отмена службы по утопшим братиям Студийского монастыря, назначение литии не у гробницы преп. Феодора, которой в Алексеевском Успенском монастыре разумеется не было, а в Алексиевском притворе, самые оговорки эти свидетельствуют, что патриарх Алексей точнейшим, почти механическим образом копировал практику Студийскую; иначе не было ему никакого смысла и поминать об этих местных Студийских обычаях, которых всякому новому монастырю не было никакой ни нужды, ни обязанности звать. Во-вторых, почтенный исследователь, документально доказывая, что в устав патр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При Свято-Алексиевской пуст. (архиерейском подворье) имеются богадельня и правосл. детский центр-пансион долгосрочной социальной реабилитации им. святых Царственных мучеников. В апр. 2019 г. там проживали 12 чел., в детском реабилитационном центре - 26 чел. Воспитанникам детского центра-пансиона оказывают помощь действующие в обители социальная и психологическая службы, а также юридический отдел. По окончании школы воспитанники пансиона проживают в обители до завершения ими высшего или среднего профессионального образования. Обитель выплачивает им стипендии, оказывает помощь вещами и продуктами, содействует в трудоустройстве. В 2007 г. в Николо-Сольбинском жен. мон-ре создан социально-реабилитационный центр (приют) для девочек «Сольба». В нем проживают ок. 100 сирот и дети, родители к-рых попали в сложные жизненные ситуации. На базе приюта действует Добрая школа на Сольбе. При угличском во имя святителя Алексия, митрополита Московского, женском монастыре работает приют во имя царевича св. Димитрия Угличского. К апр. 2019 г. в нем проживали 10 сирот (в т. ч. совершеннолетние, обучающиеся в высших или средних учебных заведениях). На базе прихода церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на действует центр социальной помощи инвалидам, семье и детям «Преображение». В нем могут постоянно проживать до 20 семей, временно - до 60 семей. Угличский в честь Богоявления женский монастырь выиграл грант на создание центров гуманитарной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. На средства гранта открыт гуманитарный склад и приобретены продуктовые наборы. В течение 2019 г. такие наборы должны получить 144 многодетные малообеспеченные семьи и одинокие матери с новорожденными детьми и детьми в возрасте до года. В переславском Даниловом мон-ре работает гуманитарный склад, где нуждающиеся могут получить вещи. Священнослужители епархии и профессиональные психологи проводят беседы с беременными женщинами с целью профилактики абортов. Издательская и информационная деятельность

http://pravenc.ru/text/2580008.html

В П. и У. е. ежемесячно публикуются ж. «Ковчег» и приходская газ. «Преображение» храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на. Храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Ям Переславского р-на издается «Приходской вестник», Угличский Богоявленский мон-рь выпускает ежемесячную газ. «Богоявленский вестник»; Николо-Сольбинский монастырь - еженедельную электронную газ. «Сольбинская весточка»; издаются материалы конференций и чтений, к-рые проходят в епархии. Свято-Алексиевская пуст. (архиерейское подворье) выпускает светские и церковные издания. В марте 2019 г. вышел 1-й номер ежемесячного электронного «Переславского епархиального вестника»; газета поступает по электронной рассылке в благочиния и приходы. Действуют 124 сайта епархиальных учреждений, благочиний и приходов. Святыни В Переславле-Залесском особо почитаются: чудотворная Андрониковская икона Божией Матери в Феодоровском жен. мон-ре, мощи и вериги прп. Никиты Столпника в Никитском мужском мон-ре, мощи прп. Даниила Переславского в Троицком Даниловом мон-ре, частица мощей блгв. кн. Александра Невского с фрагментом его монашеского облачения во Владимирском кафедральном соборе, мощи блгв. кн. Андрея Смоленского, прп. Корнилия Переславского и Корсунский крест в переславль-залесском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре . В окрестностях Переславля-Залесского имеются источники во имя прп. Никиты Переславского и вмц. Варвары. В с. Троицкая Слобода Переславского р-на на церковном кладбище находится могила местночтимого блж. Михаила Лазарева (Миша-Самуил; 1848 - 23 февр. (8 марта) 1907). На подворье переславского Никольского жен. мон-ря в с. Годенове Ростовского р-на, в ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, хранится почитаемый крест (деревянное распятие с резным скульптурным изображением Спасителя), по преданию, явившийся пастухам в 1423 г. В пос. Борисоглебском в Борисоглебском мон-ре под спудом покоятся мощи затворника прп. Иринарха , хранятся его вериги. Также в мон-ре под спудом почивают мощи основателей обители - преподобных Феодора и Павла Ростовских.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Митрополит Амвросий поздравил регента молодежного хора Тверской епархии Феодору Фаерман с прошедшим днем рождения и подарил ей букет цветов. После трапезы вниманию гостей был предложен мультипликационный фильм о преподобном Макарии Калязинском, созданный друзьями обители к 20 -летию возрождения монастыря. Николаевский Клобуков монастырь основан предположительно в конце XII века в городе Кашине при впадении речки Вонжи в реку Кашинку. Впервые упоминается около 1420 года, когда в монастырь пришел и принял постриг Матфей Кожин, впоследствии преподобный Макарий Калязинский, чудотворец. Также известны другие подвижники обители — преподобный Ефрем, основатель Перекомского монастыря, преподобный Савва Вишерский, преподобный Паисий Угличский, подвизавшиеся в Клобуковом монастыре. Монастырь разделял судьбу города — его жгли, грабили во время вражеских нашествий, однако он вновь возрождался. Обитель была духовным и культурным центром города и района. В 1929 году монастырь закрыли. В Макарьевской часовне на месте кельи преподобного Макария Калязинского разместили скотобойню, в Алексиевском храме — колбасный цех Горпромкомбината, в Троицком храме — гончарную мастерскую, в Покровском храме, настоятельском и братских корпусах устроили жилые помещения. В советский период монастырь был разрушен на 70%, были снесены монастырские постройки — скотный двор, конюшня, каретный сарай, часть настоятельского корпуса, колокольня, главный придел Троицкого собора с колокольней, Введенский храм с колокольней. На их месте были построены два жилых дома, помещения которых в настоящее время представляют собой частную собственность, что мешает развитию монастыря, установке ворот, ограды и производству работ по благоустройству территории согласно генплану. Возрождение обители началось в 1994 году, настоятелем мужского монастыря был назначен архимандрит Сергий (Швырков). В 2001 году монастырь был преобразован в женский (журнал 19 от 17 июля 2001 года). Первой настоятельницей монастыря была игумения Анна (Топоркова) (2001-2008 гг.), за три месяца до своей кончины принявшая схиму с именем Стефанида; с ней в монастыре жили две насельницы. При первой настоятельнице были отремонтированы храм святителя Алексия Московского, Макарьевская часовня, Северный корпус (частично), Покровский храм, настоятельский корпус, частично восстановлена ограда монастыря, начато восстановление Южного корпуса по программе «Культура России». Схиигумения Стефанида скончалась 20 марта 2009 года и похоронена на территории монастыря.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Каменный собор, просуществовавший с 1634 по 1837 г.,- заметный памятник архитектуры 1-й пол. XVII в. В кн. «Продолжение хронографа 1617 года» он упоминается среди наиболее значимых построек времени царствования Михаила Феодоровича наряду с Казанским собором на Красной пл., Филаретовой колокольней, надстройкой Спасской башни, Теремным дворцом, оградами Новоспасского и Симонова мон-рей. В XX в. одни исследователи считали собор 3-шатровым, подобно Богородице-Рождественской ц. в Путинках, другие - 2-шатровым; были версии, согласно которым внутреннее пространство храма цельное, поперечно ориентированное; нек-рые считали его составленным из 2 отдельных шатровых церквей, соединенных общей стеной. Выдвигалась даже версия о том, что 3-й центральный шатер был разобран. Ясность внесло открытие О. Г. Ким, обнаружившей чертежи А. И. Строганова, содержащие план и юж. фасад соборного комплекса, выполненные ок. 1836 г. при подготовке к строительству храма Христа Спасителя (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 57. Д. 125; Ким, Рябов. 2008. С. 463-466). Храмовый комплекс состоял из 2 равновеликих церквей с четвериками, слегка вытянутыми по оси «запад-восток». Преображенский собор располагался севернее, равновеликая ему придельная Алексиевская ц.- южнее. Оба храма имели по одной полукруглой апсиде и были увенчаны шатрами на восьмериковых основаниях. Окна граней восьмериков были круглыми, основания шатров украшали 2 ряда декоративных полукруглых кокошников, грани были прорезаны одним ярусом люкарн - «слуховых окон». Уточнить, было ли внутреннее пространство храмов отсечено сомкнутым сводом, как в близких по времени строительства храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637) в Троице-Сергиевом мон-ре и Успенской ц. (кон. 1630-х) в угличском во имя святителя Алексия, митрополита Московского, монастыре , не представляется возможным, однако наличие люкарн в гранях шатра свидетельствует о наличии внутреннего свода, отсекавшего шатер. Согласно монастырской описи 1824 г., в Преображенском соборе иконостас был высоким, 5-ярусным, а в Алексиевской ц.- одноярусным, однако высота четвериков (ок. 7 м) допускает размещение 5-ярусного иконостаса даже при наличии сомкнутого свода, отсекающего шатер.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010