257 Грибовский В.М. Народ и власть в византийском государстве. Опыт историко-догматического исследования. СПб., 1897. С. 379, 380. 262 Рансимен С. Восточная схизма//Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.С. 64. 263 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М., 2008. С. 640, 644. 273 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). С. 641, 642. 341 Вильгельм Тирский. Осада и взятие Иерусалима. Книга 8, главы V, XX//История Средних веков. Крестовые походы (1096–1291 гг.)/Под ред. М.М. Стасюлевича. СПб.–М., 2001. С. 175, 181. 346 Скарлакидис Харис К. Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Господнем. Афины, 2011. С. 112–150. 352 Ордерик Виталий. Церковная история. Книга 10//История Средних веков. Крестовые походы (1096–1291 гг.)/Под ред. М.М. Стасюлевича. С. 233, 234. 371 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868. С. 53, 54. 381 Хониат Никита. Царствование Иоанна Комнина//Хониат Никита. История со времен царствования Иоанна Комнина. Т. 1. Рязань, 2003. Глава 2. С. 18. 384 Хониат Никита. Царствование Иоанна Комнина//Хониат Никита. История со времен царствования Иоанна Комнина. В 2 т. Т. 1. Рязань, 2003. Глава 12. С. 59, 60. 385 Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов//Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Акрополит Георгий. Летопись великого логофета. Рязань, 2003. Книга 1, глава 4. С. 18. 395 Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Книга 1, глава 3. С. 16, 17. 401 Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Книга 1, главы 4, 5. С. 18, 19. 402 Во избежание недоумений и ошибок оговоримся, что первого Сицилийского короля мы нумеруем под первым номером, как это и принято, хотя в череде Отвилей, являвшихся графами Сицилии, наш герой должен быть именован Рожером II. 403 Сугерий, аббат Сен-Дени. Жизнь Людовика VI Толстого, короля Франции (1108–1137). Глава XXXII. С. 134, 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2693 Монахи нередко были послами, руководителями военных и других предприятий. Пселл был монахом в то время, когда ездил послом от Стратиотика к Исааку Комнину. При Алексее Комнине, по желанию его матери, во всех походах находился монах Иоанникий (или Симеон), настоятель Ксенофонтова монастыря на Афоне; он сопровождал Комнина, между прочим, в походе против Никифора Василакия, присматривал за его палаткой, съестными припасами и другими принадлежностями домашнего обихода, во время неудачного ночного нападения Василакий одного его нашел в палатке Комнина, когда же затем Василакий заперся в Фессалонике, послом к нему от Комнина с предложением сдаться самому и сдать город был тот же монах. 2694 Кесарь Иоанн Дука, постригшийся при Парапинаке, принимал деятельное участие в восстании Алексея Комнина против Вотаниата, добыл ему денег, вместе с ним явился под стенами столицы, мимо ушей пропуская насмешки византийцев, которые со стен кричали ему «авва» и прибавляли еще какое-то словцо, о котором стыдливая Анна 2695 умалчивает; ему принадлежал план взятия Константинополя с помощью подкупа, он же, при содействии патриарха Косьмы, спас дело Комнина в последнюю и самую опасную минуту. Вмешиваясь в дела политические, монахи, понятно, должны были нести и все последствия своего вмешательства, а каковы иногда были эти последствия, можно судить по примеру монаха Захарии, которому при Константине VIII был отрезан язык за участие в политическом заговоре. 2696 Указанные особенности монашества находятся в противоречии с монашескими идеями и не найдут себе оправдания ни в одном монастырском уставе. Но если в этом отношении они являются аномалиями, то нельзя в то же время не согласиться, что рассматриваемые в связи со всем строем тогдашней жизни, они были в известной мере необходимыми, а именно стояли в зависимости от умножения монастырей и обстоятельств, обусловливавших умножение. Число монастырей было слишком велико, значительный контингент монашествующих состоял из людей, принявших монашество против воли, под давлением посторонней силы и внешних обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

За Исаака (?) – сына одного из императоров из династии Комнинов (Алексея?) выходит ок. 1104 г. дочь Володаря Ростиславича Перемышльского; за сына Алексея I Комнина в 1106 г. выходит дочь Всеслава Брячиславича Полоцкого; за Алексея (или Андроника?) Комнина – сына и соправителя императора Uoahha II Комнина – выходит в 1122 г. замуж Добродея-Евпраксия (?) Мстиславна – внучка великого князя Владимира Мономаха ; а дочь Владимира Мономаха Мария («Марица»), возможно, ок. 1104 г. выходит за Льва «Диогена» – В 1194 г. Евфимия, дочь черниговского князя Глеба Святославича, просватана за Алексея (?), сына византийского императора Исаака II Ангела. 169 В XII веке Константинополь неожиданно становится и местом ссылки, как, например, в 1130г., когда туда принудительно отправили полоцких князей («Оу се же лето поточи Мьстиславъ Полотьские князе съ женами и с детьми, въ грекыю еже преступиша хрестьное челование»; 170 «Того же лета поточи Мстислав князи Полоцкия по Царюграду з женами и з детьми 171 ). Так в ссылке оказались все полоцкие князья – Давид, Ростислав, Святослав (отец Евфросиньи Полоцкой) Всеславичи, Брячислав Давидович, Рогволод Борисович, Василько Рогволодович с семьями и др. Полоцкие князья были тепло встречены византийским императором. А в 1162 г. в Константинополе находят приют при дворе императора Мануила I Комнина братья и мачеха, изгнанные из Суздаля Андреем Боголюбским, принявшим наследие великого князя Юрия Долгорукого. 172 Тот же Мануил тепло встречает оказавшуюся в византийской столице по дороге в Святую Землю преподобную Евфросинью Полоцкую, где она со своими спутниками молилась в соборе св. Софии, встречалась с патриархом Лукой Хрисовергом, поклонялась святыням. 173 Как известно, преподобная скончалась во время пребывания в Святой Земле, и место ее первоначального погребения в лавре св. Феодосия почитается по сей день. Зримыми памятниками паломнической культуры XII-XIII вв. на Руси стали найденные археологами в Новгороде (Неревский раскоп) ампулы для святой воды и масла, каменные иконки византийской работы, нательные кресты, изделия из перламутра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРЕЗИ Муж. мон-рь во имя вмч. Пантелеимона Скопской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви; расположен в с. Горно-Нерези муниципального образования Карпош г. Скопье (Республика Македония). Ктиторская надпись, высеченная на мраморном архитраве над порталом, ведущим из нартекса в наос церкви Н., гласит: ΕΚΑΛΛΙΕΡΓΗΘΗ Ο ΝΑΟΣ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΚΑΙ ΕΝΔΟΞΟΥ ΜΕΓΑΛΟΜΑΡΤΥΡΟΣ ΠΑΝΤΕ(Λ)ΕΗΜΟΝΟΣ ΕΚ ΣΥΝΔΡΟΜΗΣ ΚΥΡΟΥ ΑΛΕΞΙΟΥ ΤΟΥ ΚΟΜΝΗΝΟΥ ΚΑΙ ΥΙΟΥ ΤΗΣ ΠΟΡΘΥΡΟΓΕΝΝΗΤΗΣ ΚΥΡΑΣ ΘΕΟΔΩΡΑΣ ΜΗ(ΝΙ) ΣΕΠΤΕΜΒΡΙΩ ΙΝΔ(ΙΚΤΙΩΝΟΣ) ΙΓ ΕΤΟΥΣ ΣΧΟΓ ΗΓΟΥΜΕΝΕΥΟΝΤΟΣ ΙΩΑΝΝΙΚΙΟΥ ΜΟΝΑΧΟΥ (Сей храм святого и славного великомученика Пантелеимона сооружен (изукрашен) иждивением господина Алексея Комнина и сына порфирородной госпожи Феодоры в сентябре месяце 13 индикта 6673 года при игумене монахе Иоанникии; см.: Кондаков Н. П. Македония: Археол. путешествие. СПб., 1909. С. 174). После непродолжительной дискуссии по поводу того, какой год - возведения храма или его росписи - указан в записи, исследователи установили, что фрески были выполнены сразу после постройки здания храма. Ктитора Алексея Комнина ( Evans A. J. Antiquarian Researches in Illyrium. Wiestminster, 1885. Pt. 3/4. P. 96-97) идентифицировали с сыном Феодоры Комнины, дочери визант. имп. Алексея I Комнина и жены Константина Ангела, и двоюродным братом правящего визант. имп. Мануила I Комнина . Отец Алексея Константин был военачальником визант. армии и часто находился в зап. областях империи, что могло стать основанием для выбора его сыном предместья Скопье как места для устройства задужбины. Античный рельеф с надписью, сохранившийся в нартексе храма, позволяет предполагать, что на этом месте находилось некогда языческое культовое строение, а потом раннехрист. храм. Храм во имя вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Храм во имя вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Но, вероятно, храм недолго имел богатых ктиторов: в 1300 г., согласно грамоте серб. кор. Милутина , он был передан в качестве метохии мон-рю вмч. Георгия в Скопье, к-рый позже и сам, по грамоте 1376/77 г. Вука Бранковича (см. в ст. Бранковичи ), перешел в собственность афонского мон-ря Хиландар . Церковь сильно пострадала во время землетрясения в 1555 г., вскоре после к-рого была отремонтирована.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНАГИИ ПАММАКАРИСТОС МОНАСТЫРЬ [Греч. Μον τς Παναγας Παμμακαρστου], посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула. История Кафоликон мон-ря Пнагии Паммакаристос с парекклисионами и поздней мусульманской пристройкой. Фотография. 90-е гг. XIX в. Кафоликон мон-ря Пнагии Паммакаристос с парекклисионами и поздней мусульманской пристройкой. Фотография. 90-е гг. XIX в. Ранняя история П. П. м.- предмет научных дискуссий. А. ван Миллинген полагал, что первый храм на месте П. П. м., с 3 нефами и 3 апсидами, возник в VIII в. или даже раньше ( Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinople: Their History and Architecture. L., 1912. P. 138-163). Э. Мамбури затем передатировал первый храм П. м. и отнес его к кон. XI в. ( Mamboury E. Istanbul touristique. P., 1951. P. 329). На карнизе вимы кафоликона была зафиксированная в рукописях стихотворная надпись, указывавшая, что здание для монахов (μονοτρπους) стало объектом заботы (φρντισμα; возможная аллюзия на φροντιοτριον «монастырь») Иоанна Комнина и его супруги, Анны Дукены: поскольку супругу имп. Иоанна II звали Ирина, то К. Сидеридис предложил видеть в них родителей имп. Алексея I Комнина - куропалата и великого доместика Иоанна Комнина (ум. в 1067) и его жену Анну Далассину, родственницу Дук, однако она, в действительности, была заклятым врагом Дук ( Belting et al. 1978. P. 5-6). В описании гробниц в П. П. м., составленном в 1566-1587 гг., фигурируют имена детей и внуков ктиторов (Алексея Адриана, женатого на Ирине Синадине, их сына - Адриана, женатого на Анне Контостефанине; Андроника, женатого на Евдокии Дукене; Евдокии, жене Алексея Тарханиота, их детей: Иоанна и Анны, жены Никифора Артавасда). К. Варзос считает Иоанна Комнина внуком Иоанна, племянника имп. Алексея I, и относит время расцвета его деятельности ко 2-й трети XII в. ( Βρζος Κ. Γενεαλογα των Κομνημνν. Θεσ., 1984. Τ. 1. Σ. 276).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

[Греч. Μιχαλ Μγας Κομνηνς] (1285, Трапезунд (ныне Трабзон), Турция - после 1355, К-поль), трапезундский имп. (30-31 июля 1341, 1344 - 13 дек. 1349). Младший сын трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина (1280-1297) и Евдокии Палеолог, дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога . После смерти отца в 1297 г. Евдокия с М. вернулась в свою семью в К-поль. М. получил воспитание в визант. столице; там же женился на некоей Акрополице, внучке визант. ученого и гос. деятеля Георгия Акрополита . В браке ок. 1322 г. род. сын Иоанн (имп. Иоанн III Великий Комнин в 1342-1344). М. прожил большую часть жизни в К-поле, в зрелом возрасте принял участие в борьбе за власть в Трапезундской империи как ставленник Византии. В 1340 г. со смертью трапезундского имп. Василия Великого Комнина власть перешла к его вдове Ирине, к-рая, по общему мнению трапезундцев, должна была выйти замуж за представителя правящей фамилии. После переговоров между Трапезундом и К-полем было решено, что мужем Ирины станет М. Получив поддержку Иоанна Кантакузина, М. был отправлен из К-поля в Трапезунд с эскадрой из 2 или 3 итал. судов, к-рыми командовали Никита Схоларий и Григорий Мейцомат. Однако когда 30 июля 1341 г. константинопольцы прибыли в Трапезунд, они узнали, что 17 июля Ирина была свергнута, а власть в городе с помощью лазского войска захватила племянница М. Анна Анахутлу Великая Комнина (старшая дочь трапезундского имп. Алексея II Великого Комнина ). Часть горожан поддержала ее. Несмотря на напряженную обстановку, М. был принят в городе и препровожден во дворец; жители Трапезунда приветствовали его. Однако уже следующей ночью М. схватили и 7 авг. вывезли из города в крепость Эноя (Иней; ныне Унье, Турция), а затем в Лимнию (берег Чёрного м., близ устья р. Ирис, ныне Ешильырмак, Турция). Нек-рые из приближенных М. были убиты; большинству во главе с Никитой Схоларием удалось покинуть Трапезунд и на кораблях вернуться в К-поль. М. ок. 3 лет находился в заключении в Лимнии под надзором великого дуки Иоанна. В отсутствие М. визант. партия Никиты Схолария продолжила борьбу за престол. В кон. авг. 1342 г. Схоларий организовал еще одну экспедицию в Трапезунд, привез туда сына М. Иоанна и добился свержения Анны. Схоларий завоевал огромную популярность среди трапезундцев, но имп. Иоанн III постепенно отдалялся от него и не торопился освобождать отца.

http://pravenc.ru/text/2563728.html

Творение посвящено разъяснению религиозно-нравственных принципов христианства на основании отцов и учителей Церкви. Все сказанное здесь строго православно и разумно. Филипп цитирует до 22 церковных писателей. Все творение дышит благочестием и любовью. Писатель горит желанием приблизить человека к Богу разъяснением основ христианской веры и нравственности. 1867 Но более Филиппа известен как писатель его современник Евфимий Зигабен , монах одного из константинопольских монастырей. Евфимий пользовался большим уважением императора Алексея Комнина и его ученой дочери Анны Комниной. Он отличался обширной начитанностью и составил несколько экзегетических сочинений, комментарии на Псалмы, Четвероевангелие и апостольские Послания. Главное его сочинение носит заглавие «Догматическое всеоружие православной веры» и представляет опровержение всех ересей, существовавших до времени писателя. Оно составлено по поручению императора Алексея и издано с похвальным его отзывом. За это сочинение Евфимия уподобляют Епифанию Кипрскому . Но Евфимий далеко уступает Епифанию: его труд носит компилятивный характер и стоит в полной зависимости от литературы прежнего времени. Наибольшее значение в «Паноплии» имеют известия о богомилах, мессалианах и павликианах. После монаха Иакова, современника Алексея Комнина, остались 48 писем к императрице Ирине, стихи о несчастиях жизни и шесть проповедей на праздники в честь Богородицы. 1868 Афонский прот Иларион, современник и родственник императора Алексея Комнина, составил правдивое и весьма любопытное повествование о скоромном зле, происшедшем на св. Горе от валахов; а монах Арсений (XII в.) из монастыря Филофея на Афоне сделал собрание церковных правил (canonum synopsis). 1869 Наконец, нужно упомянуть об Иосифе Песнописце, написавшем очень много канонов, которые отличаются силой и глубиной чувства; Савве, биографе преп. Иоанникия Великого; Иоанне Зонаре, постригшемся в старости, знаменитом канонисте и историке. К монашескому званию принадлежал и знаменитый византийский писатель Михаил Пселл , который был сведущ в богословии, философии, истории, математике, филологии, ораторском искусстве и даже медицине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В связи с этим хрисовулом должен быть поставлен хрисовул 1094 года – de his, qui ad orientales ecclesias nominati sunt 172 . Во многих восточных (анатолийских) церквях средства содержатся духовенства вообще и епископов в частности были крайне скудны, поэтому избранные туда на епископские кафедры, если занимали какие-либо должности в клире великой церкви или же занимали места игуменов монастырей, экономов и т.п., то избегали ехать к месту своего назначения из боязни лишиться средств к жизни, император входит в положение та­ких лиц и определяет чтобы они не боялись принимать на себя архиерейское служение, так как по избрании на архиерейство они могут пользоваться доходами от прежних мест, пока «нынешнее несчастие восточных церквей не превратится в счастие». Конечно, проявляющиеся в приведенных актах за­боты имп. Алексея Комнина о поднятии внешнего благосостояния духовенства, в особенности высшего клира, не многое могли сделать при тех тяжелых экономических условиях и при той весьма несовершенной фискальной системе, которыми характеризуется тревожное время цар­ствования: Алексея 173 ; тем не менее, его добрые намерения, как легко видеть, вне всякого сомнения. Следует еще упомянуть о хрисовуле Алексея Комнина, касающемся хартофилаксов 174 . Издан он по поводу того, что некоторые епископы стали оспаривать право хартофилаксов занимать в заседаниях патриаршего синода место выше епископов. Император защищает оспари­ваемый порядок, как изначальный в Церкви, заявляя при этом, что он всегда заботится о церковном благоустройстве и добром порядке в каждом деле, наипаче же о том, чтобы предоставленный законом и церковным обычаем каждому церковному чину прономии никем не нарушались и неизменно передавались от одного времени к другому. Этому принципу он действительно оставался верен во всех своих законодательных актах. Наряду с заботами имп. Алексея Комнина о духовенстве заслуживают внимания историка и его заботы о византийском монашестве. Алексей любил монахов. Эту любовь он унаследовал от своей благочестивой матери Анны Далассенской и сохранил до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Значительная часть отреченных имен и учений относится ко времени царя Алексея I Комнина, другая падает на период царствования Мануила Комнина. Если рассматривать во взаимной связи и последовательности все наслоения, привзошедшие в Синодик от конца XI до конца XII века, то получится возможность отыскать в отрывочных указаниях и намеках, оставивших следы в Синодике, некоторые твердые, положительные и постоянно способные волновать умы принципы, против которых церковь должна была вести энергичную борьбу. Само собой разумеется, наша ближайшая цель будет заключаться в том, чтобы уловить единство идей в разнообразных формах ее проявления и показать, что при внешних отличиях еретические мнения в существенном исходили из одного принципа. Для оправдания этого положения было бы удобнее представить в одной картине религиозное и философское движение с конца XI по конец XII века; но так как нам придется нередко входить в детальные исследования, то мы, по необходимости, должны раздробить изучаемый материал на части, отделив время Алексея I от Мануила. Анна Комнина не находит достаточно выразительных слов, чтобы восхвалить «апостолическую» деятельность своего отца 5 . «Он один умел попеременно употреблять оружие и слово: оружием побеждал врагов, словами обличал еретиков. Вооружившись на манихеев, он предпринял апостольский подвиг вместо военной экспедиции. Я бы назвала его тринадцатым апостолом: хотя некоторые приписывают эту честь Константину Великому , но, по-моему мнению, его следовало бы поместить вместе с Константином, или уже по крайней мере вслед за Константином». Конечно, Анна имела основание превозносить заслуги царя Алексея в пользу православия. Действительно, нередко он и сам вступал в прения о вере и пользовался всеми мерами к очищению церковного учения. Не говоря уже о церковных соборах против отдельных лиц, погрешивших против чистота православия, мы видим в его царствование обнаружение многих сект и ересей, на которые обращено было серьезное внимание и свободному распространению которых поставлены были пределы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

время удалось выявить еще нек-рое число манускриптов, вывезенных Арсением (Сухановым), т. о., из 34 рукописей известно местонахождение 30. К нач. XVIII в. относится краткое упоминание о книгохранилище Д. м. у Иоанна Комнина из Валахии, посетившего в 1700 г. Афон. Рус. паломник В. Г. Григорович-Барский, приводя подробное описание книжного собрания, называет общее число рукописей - 1500. Особенно отмечает Псалтирь, приобретение к-рой монахи связывали с именем Алексея III Великого Комнина. Кроме того, Григорович-Барский сообщает о грамоте Алексея Михайловича. Следующим по времени Д. м. посетил мон. Саровской пуст. Игнатий (1767). Его сведения скудны и не содержат новой информации. Следующий этап в изучении рукописного наследия Д. м. и др. афонских книгохранилищ для рус. исследователей начался с сер. XIX в., после войн с Турцией, препятствовавших паломничеству. В 1844 г. Д. м. посетил иером. Серафим (Веснин), написавший по материалам поездки кн. «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской» (М., 18958. С. 107-108). Однако в просьбе осмотреть книгохранилище Д. м. Серафиму было отказано, поскольку, по словам настоятеля, он отдал неким русским драгоценную книгу в обмен на посулы богатого пожертвования, но помощи от русских мон-рь не дождался. Вскоре после Серафима архимандриты Порфирий (Успенский), Антонин (Капустин) и др. начали систематическое изучение афонских б-к и встречали в Д. м. радушный прием. В Д. м. побывал отечественный исследователь В. И. Григорович, к-рый жил на Афоне с 24 сент. 1844 по 26 янв. 1845 г. За это время он просмотрел 445 слав. и 2,8 тыс. греч. рукописей. В дневниках Григорович рассказал, что в отсутствие игумена ему позволили побывать в б-ке Д. м., где он видел ок. 400 книг и 50 рукописей, в основном богословских, ктиторский хрисовул Алексея III Комнина, слав. рукописей не видел. Вскоре после его отъезда на Афон прибыл архим. Порфирий (Успенский). Он, так же как Арсений (Суханов), вывез в Россию неск. рукописей из б-ки Д. м. Порфирий отобрал в этом мон-ре ряд древних манускриптов для их дальнейшего изучения в России, к-рые после его смерти были переданы в имп. Публичную б-ку в С.-Петербурге, где и хранятся в наст. время.

http://pravenc.ru/text/178494.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010