С другой стороны, поскольку Богоматерь может олицетворять Собой Церковь , как её Небесная Царица, и в соответствии со словами Христа: « кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ), постольку разворот и склонение головы Сына Божия в Её сторону символизирует благодатную и духовную связь со всеми верующими. Как Богородица предстояла когда-то Распятому Спасителю, так и христиане стоят перед Ним всякий раз, когда Крестная Жертва мистически, неизъяснимо воспроизводится в Таинстве Святой Евхаристии. Обратим внимание, что иногда на иконах Распятия помимо Спасителя представлены только два человека: Богородица и Иоанн Богослов. В этих вариантах особо оттеняется мысль об усыновлении Иоанна Богоматерью: «Иисус увидел Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик взял Её к себе» ( Ин. 19:27 ). Через это ограничение опровергается ложное мнение о том, что будто бы Богородица, после рождения Иисуса, вступала в плотское соитие со Своим мужем, Иосифом, и имела от него ряд детей, о которых в Евангелии сообщается как о братьях Иисуса. XVI. Возле Богородицы часто изображается одна или несколько женщин. Это святые жены, которые следовали за Христом при Его жизни и не оставили Его при Кресте : «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55–56 ). Правда, нередко возле фигуры Божьей Матери обозначается только одна святая жена – Мария Магдалина . Но этим, конечно же, не отрицается присутствие прочих. Но почему из всех жен выделена именно эта жена? Дело в том, что Мария Магдалина была одной из наиболее преданных последовательниц Христа. Когда-то Спаситель изгнал из нее лукавых духов, просветил её светом Истины. С тех пор она предалась Ему всею душой и служила Ему верой и правдой. Присутствуя при Его казни, она сострадала Ему, а после Его погребения, наряду с прочими женами спешила принести к Его гробу благовонное миро, не побоявшись идти в ночной тьме мимо озлобленных иудеев, мимо страшных окровавленных крестов, чтобы почтить память Учителя и помазать Его безжизненное (как считали мироносицы) Тело. На лице Марии Магдалины отображается глубочайшая боль. Её левая рука часто пишется прижатой к щеке, что является символом печали и плача . XVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

С известным огрублением можно сказать, что воскресшие тела будут отличны от омертвелых настолько, насколько возросший, налившийся колос отличен от голого зерна, из которого он произрос ( 1Кор. 15:35–40:42–44 ). Более того, по ряду важнейших характеристик восставленные из праха тела будут значительно превосходить созданное непосредственным Божественным действием райское тело Адама, невинное, чистое, неиспорченное и не изуродованное следствием греха. – Во-первых, тела всех без исключения воскресших будут нетленными. Главное же различие между будущими нетленными и нынешними тленными телами состоит в том, что они «умереть уже не могут» ( Лк. 20:36 ): «тленному сему надлежит облечься в нетление, смертному сему – облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”» ( 1Кор. 15:53–54 )). А из этого явствует, что в будущем веке воскресшие люди уже не будут нуждаться в той постоянной заботе, направленной на поддержание жизненных сил, без которой немыслимо нынешнее существование . Помимо прочего это обстоятельство проявится в свободе от необходимости в пище: «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин.6:35 ). – Вероятно, новое состояние человека будет связано с изменением его анатомии и физиологии . А иначе как понять слова: «Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое» ( 1Кор. 6:13 )? Разумеется, это речение нельзя сводить к интерпретации, что человек совершенно лишится пищеварительной системы. Ведь хотя потребление пищи в будущем веке и не будет обусловлено жизненной необходимостью, праведник не окажется без возможности законного права наслаждаться вкушением райских плодов. При этом он не будет плениться чревоугодием, ибо греха в будущем веке не будет, но сможет есть пищу и питие соразмерно здравому желанию, радуясь и восхваляя Творца. Это доказывается тем, что Господь по Воскресении вкушал пищу с апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

С этой точки зрения обнаженность Спасителя указывает и на то, что через Крестные Страдания и смерть человеку дарована возможность освободиться от греховного рабства и возвратить покров славы . В таком символическом истолковании белая набедренная повязка Христа знаменует соответствие Его служения высшей Божественной Правде и Истине . Это становится понятным в контексте провозвестия пророка Исаии о Христе как об Отрасли, препоясанной правдой и истиной: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине... И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» ( Ис. 11:1–5 ). Иногда полотенце, прикрывающее чресла и бедра Христа, пишется не в белых, а в светло-зеленых или даже ярко-зеленых тонах. Чтобы понять роль и значение такого цветового решения, уместно обратиться к словам Искупителя о зеленеющем древе: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших... Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим, что будет?» ( Лк. 23:27–31 ). «...Он (Христос – А. Л.) возбраняет им плакать о Нем, – комментирует этот библейский пассаж блаженный Феофилакт Болгарский , – а убеждает их обратить внимание на будущие бедствия и плакать об этих бедствиях, когда женщины без жалости будут варить собственных детей, и чрево носившее, к сожалению, само опять в себя примет родившееся из него. Ибо если римляне так поступили со Мной, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим силой Божества, и плодами учения своего всех питающим, то чего не причинят они вам, то есть народу, дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода?» кн. 3, с. 418–419].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Сатанинское начало власти обезвреживается и уничтожается, если над носителем власти совершается священное миропомазание. Тогда власть обращается на служение Богу и должна подчиняться велениям Церкви. Поэтому в христианском государстве главою его может быть только человек, исповедывающий Христа и от полноты сердца исполняющий заповеди Христовы. Как живой член Церкви, он должен жить ее жизнью, следовать ее заветам, чтить служителей Божиих и заботиться о земном благополучии Церкви. Таким образом, наилучшее определение задач христианской власти в названии ее ктиторством . Носитель власти (князь, король, царь, император, вообще монарх, а не безвластный президент республики – une machine a souscrire) – ктитор Церкви. Поведение его направляется уставами Церкви, а попечение о земных нуждах Церкви лежит на его обязанности. Государство, не верующее во Христа, без помазанного носителя власти, внецерковное, – непременно, по самой природе своей, явится сатанинским . Оно будет бороться с Церковью (как боролись со времен французской революции все западные демократии) и вообще будет руководиться не началами любви, а началами злобы, ненависти, зависти, лжи. По своей сатанинской природе оно и не может поступать иначе. Вся деятельность его будет проникнута сатанизмом. «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин. 3:10 ). Царь Алексей Михайлович «тишайший» является законченным типом восточного православного царя (в Малороссии в 1654 г. говорили: «Волим под царя восточнаго православнаго»). Власть русского императора, в ее теоретическом построении, как доказал одесский профессор Казанский в своей огромной книге «Власть русского императора» – идеальное внешнее выражение христианской власти. Но сатана сохранял свои права и работал в своем направлении. Орудием его работы были его дети – жиды, о которых Христос сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Сатанинское начало власти обезвреживается и уничтожается, если над носителем власти совершается священное миропомазание. Тогда власть обращается на служение Богу и должна подчиняться велениям Церкви. Поэтому в христианском государстве главою его может быть только человек, исповедывающий Христа и от полноты сердца исполняющий заповеди Христовы. Как живой член Церкви, он должен жить ее жизнью, следовать ее заветам, чтить служителей Божиих и заботиться о земном благополучии Церкви. Таким образом, наилучшее определение задач христианской власти в названии ее ктиторством . Носитель власти (князь, король, царь, император, вообще монарх, а не безвластный президент республики – une machine a souscrire) – ктитор Церкви. Поведение его направляется уставами Церкви, а попечение о земных нуждах Церкви лежит на его обязанности. Государство, не верующее во Христа, без помазанного носителя власти, внецерковное, – непременно, по самой природе своей, явится сатанинским . Оно будет бороться с Церковью (как боролись со времен французской революции все западные демократии) и вообще будет руководиться не началами любви, а началами злобы, ненависти, зависти, лжи. По своей сатанинской природе оно и не может поступать иначе. Вся деятельность его будет проникнута сатанизмом. “Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего” ( 1Ин. 3:10 ). Царь Алексей Михайлович “тишайший” является законченным типом восточного православного царя (в Малороссии в 1654 г. говорили: “Волим под царя восточнаго православнаго”). Власть русского императора, в ее теоретическом построении, как доказал одесский профессор Казанский в своей огромной книге “Власть русского императора” – идеальное внешнее выражение христианской власти. Но сатана сохранял свои права и работал в своем направлении. Орудием его работы были его дети – жиды, о которых Христос сказал: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Свидетельства Писания и Предания Церкви дают основания утверждать, что период одной из наиболее жарких фаз этой войны будет соответствовать времени выхода антихриста на поприще мирового господства. Исходя из содержания 11-й главы Третьей Книги Ездры полагают, что перед началом апокалиптической войны в мире будут соперничать три супердержавы. Это суждение строится на толковании образа вылетающего из морского пространства орла. Согласно содержанию образа, орёл будет иметь три головы и двенадцать крыльев, осеняющих в размахе поверхность планеты: «и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев и три головы... он распростирал крылья свои над всею землею» ( 3Ездр.11:2 ). На три сверхдержавы, три полюса силы, три центра влияния указывают три головы парящего орла; на то, что эти полюса будут доминировать в мире, указывает охват площадью крыл всей территории земли. Между тем как ранние, так и поздние церковные писатели выражали единство во взглядах, удостоверяя, что перед началом конца нынешнего мира ведущая геополитическая роль будет принадлежать Римской империи (к тому времени она возродится в духе и величии Древне-Римской державы). (о восстановлении Римской империи см. подробнее: Будет ли возрождена Римская империя и станет ли она престолом сатаны? ) Одним из важнейших свидетельств, в этой связи, признаётся пророчество Даниила о четырёх выходящих из моря зверях. Четыре зверя этого провозвестия олицетворяют четыре могущественных царства: Вавилоноское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское. Даниил созерцал их выступающими в той последовательности, в какой они являлись и исчезали в веках (за исключением последнего царства, Римского, которое хотя уже и утратило былую имперскую стать, однако восстановится, чтобы вновь обнаружить свой хищнический рык и оскал). Под восстановленным Римским царством понимаются объединенные европейские государства, а также Восточные территории, имеющие подпасть под их боевую пяту. Звероподобное Римское царство было показано Даниилу как имеющее просуществовать до последних времен. Символизирующий его зверь – четвёртый (он же последний) – чрезвычайно коварен и кровожаден, ненасытен, жаден, силён и свиреп: «и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними ещё небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним» ( Дан.7:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Своими Крестными страданиями Иисус обнаружил человеколюбие Божие, упразднил безнадежие и отчаяние в людях, вызванные кажущеюся бесцельностью человеческого бытия и тотальностью зла, укрепил в убеждённости, что Бог не оставит их наедине со злом. Каждый человек получил возможность заключить, что если «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор. 5:19 ), «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8:32 ), то конечно не оставит (нас) и без Своего всемогущего благого попечения. В этом смысле, Крестные страдания и смерть Спасителя являют собой убедительное засвидетельствование Божественной любви к человеческому роду, вдохновляют людей на ответную любовь. «Кто, ищущий вечную истину, пройдя через Голгофу и увидев место страданий Христовых, и уразумев исполнившиеся на Нем пророчества, не признает особый промысел Божий о человеке?, – риторически озадачивается вопросом святой Нектарий Пентапольский, – не исповедует крайнее человеколюбие Создателя всех? не удивится безмерной любви и нежности Творца к творению? Но и кто, обдумывая, каким образом запечатано пророчество, имея в чувствительном сердце жильцом любовь, не почувствует себя влекомым любовью Христовой, и не увидит в себе исполняемые глаголы Спасителя? “И Аз, аще вознесен буду, вся привлеку к Себе”» с. 253]. С другой стороны, сам факт совершившегося Воскресения представляется неопровержимым доказательством того, что Господь – истинный Мессия, предреченный устами пророков. Не случайно хулители и гонители Богочеловека спешили приставить к Его гробу стражу. Понимали злодеи, какою могучею верою воспылает народ, прознав о том, что Иисус воскрес. «Мы вспомнили, – говорили они Понтию Пилату, – что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых» ( Мф. 27, 63 – 64 ). Они, конечно, ошибались в главном: Воскресение было не обманом, – но они верно понимали то, что сам факт такого экстраординарного события вдохновит народ (что, в общем-то, и произошло впоследствии).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Свойство «неизменность» указывает на незыблимость догматов. Священное Писание подтверждает этот принцип, называя Бога «неизменным в слове» ( Тит. 1:2 ). Никто не имеет права искажать («усовершать») догматы по своему усмотрению или отменять. «Умоляю вас, братия, – пишет апостол Павел, – остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим.16:17 ); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). От понятия «догматическая истина» следует отличать сопряженное с ним, но не равное ему по значению понятие «догматическая формулировка». В то время как под догматической истиной подразумевается объективное, независящее от сознания человека смысловое содержание, под формулировкой – лексическое выражение этой истины, составленное или одним человеком, или группой людей, или соборно. Несмотря на то, что по смысловому наполнению догматические истины непреложны и неприкосновенны, выражающие их догматические формулировки могут уточняться, дополняться и изменяться. Свойство «законообязательность» («общеобязательность») указывает на то, что определяемые, проповедуемые и трактуемые Вселенскою Церковью догматы имеют достоинство и силу законоположений, безусловно обязательных для всех христиан. Поскольку догматы преподаются Кафолической Церковью не самопроизвольно, а от имени Святого Духа во имя Христово, по заповеди и власти, дарованной ей свыше, постольку тот, кто осознанно и упорно не принимает хотя бы один догмат, не может именоваться православным христианином. Церковь готова терпеть в своем лоне нарушителей заповедей, но отлучает противников догматов. «Еретика, – наставляет Писание, – после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит. 3:10–11 ); .«а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ) Итак, догматы – это неизменные истины христианского вероучения, открытые Богом, подтверждённые, соблюдаемые и проповедуемые Церковью, безусловно обязательные для каждого верующего . Можно ли быть христианином без знания догматов?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Свойство «церковность» указывает, что только Вселенская Православная Церковь обладает правомочностью и способностью признавать за Божественными истинами догматическое достоинство и авторитет, сохранять, формулировать, интерпретировать и раскрывать их для надлежащего восприятия верующими. Именно «церковность» придаёт человеческим убеждениям относительно догматов необходимую вескость. Приходится удивляться, с какой необычной лёгкостью этот признак отвергается инославными. Ведь такая правоспособность декларирована Православной Церковью не самой от себя, а дарована и возложена на неё Богом. В отличие от прочих религиозных Собраний Православная Церковь имеет удостоверение непогрешимости. Ведь она создана Господом Иисусом на камне истинной веры, является Богоучрежденной учительницей, в соответствии с обетованием: «на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ). Она – одна и единая Невеста и Тело Христово, Матерь всех верующих; в мире нет и не может быть других истинных Церквей: «одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Согласно предопределению Божию, Спаситель является её краеугольным основанием и неизменным Главой: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» ( 1Кор.3:11 ). Бог «всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:22 ). В Кафолической Церкви пребывает Дух истины ( Ин.16:15 ), и сама она – «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Обязанность Церкви проповедовать догматы зафиксирована в Священном Евангелии: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Никто и ничто не сможет её совратить: «врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ). Справедливость требует сказать, что по мнению ряда инославных мыслителей, формулируя догматические определения на Вселенских Соборах, Православная Церковь вводила догматические новшества, чем нарушила прямое повеление Христа: «идите, научите все народы, ...уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Но это предвзятое утверждение не выдерживает даже элементарной, поверхностной критики. Ведь составленные и закрепленные на Вселенских Соборах уложения рождались не изобретательством человеческого гения, а в результате скрупулёзных исследований Священного Писания и Священного Предания. Само слово «орос», которым именовались соборные вероопределения, означает «граница», «предел». Стало быть, соборные оросы не преступали, а лишь очерчивали и утверждали границы, отделяющие догматы от заблуждений и лжи: «мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор. 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Святой Ипполит Римский пишет об этом так: «Он призовёт к себе весь народ (иудейский) из всех стран, в которых он разсеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей; возвестит им, что он возстановит страну и возставит их царство и храм, – и все это с тою целию, чтобы они поклонились ему как богу по слову пророка» с.243–245]. Есть основание полагать, что период, в границах которого антихрист будет маскироваться под праведника, начнётся по окончании войны, воздвигнутой против десяти «римских» царей, но до того, как он станет единовластным распорядителем мира. Трудно представить даже и при наличии очень богатой фантазии, как антихрист мог бы выказывать добродетельность агнца в условиях распространяемого им пожара глобальной войны. Не менее трудно вообразить, как он являл бы себя кротким, незлобивым агнцем после того, как занял бы трон мирового диктатора (в этот последний период существования нашего мира антихрист будет олицетворением самого мерзкого злодейства, отступничества от Добра: «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф.24:21 )). Театральное притворство будет употребляться сыном погибели единовременно с проповедью Еноха и Илии. Иоанн Богослов повествует о нём как о звере о десяти рогах и семи головах, выходящим из моря, после сообщения об убийстве этих посланцев с Небес. Тогда как антихрист, прорываясь к неограниченной власти, будет ложно выказывать добродетели, чародействовать, творить чудеса, Илия и Енох, облачившись во вретища, будут изобличать беззакония жителей земли, предостерегать их от заблуждений. В конце концов, по окончании проповеди , их убьёт зверь, выходящий из бездны: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней... И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Откр.11:3–7 ). На следующем этапе, после убийства зверем из бездны Еноха и Илии, антихрист изменит своё поведение с демонстративно благочестивого на тираническое и злодейское. Тогда многие из прежде поклонившихся ему жертв испытают ужас полнейшего разочарования, но, увы, будет поздно: страх перед возможной расправой заставит их слушаться, кланяться и молчать. Вероятно, в этот период ко Христу обратятся многие из иудеев, осознав, что антихрист – всё же не тот, за кого себя выдаёт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010