И дело здесь вот в чём. Существительное «вечность» является родственным однокоренному с ним термину «век». Мучения же, как и блаженства, с одной стороны, именуются в Евангелии вечными: «И пойдут сии в мýку вечную (ανιον), а праведники в жизнь вечную (ανιον)» ( Мф.25:46 ). С другой стороны – будущая жизнь обозначается и наименованием «век»: «Иисус сказал им в ответ: чада века (ανος) сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века (ανος) и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:34–36 ); и в другой раз: «Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век (ανι) будущий жизни вечной (ανιον)» ( Лк.18:29–30 )). Следовательно, эти два понятия («вечность» и «век») имеют теснейшее лингвистическое созвучие. Спектр же богословских значений термина «век» – широк. В частности, им может обозначаться не только нескончаемая будущая жизнь, но также и конкретный ограниченный период (см., например, блж. Феодорит Кирский : «Век есть не какая-либо сущность, но нечто несамостоятельное, сопутствующее же тому, что имеет созданное естество. Веком называется расстояние от сложения мира до его скончания. Так и Господь сказал: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Но и время жизни каждого из нас божественный Давид назвал веком же; ибо говорит: век наш в просвещение Лица Твоего ( Пс.89:8 ). Божественный же Апостол и состояние будущей жизни нарек веком; ибо говорит: не точию в веце сем, но и во грядущем ( Еф.1:21 ), и еще: да явит в вецех грядущих презелное богатство благодати Своея благостынею на нас (2, 7). Посему век есть протяжение времени, сопряженное с тварным естеством. Творцом же веков назвал Апостол Сына, научая и вразумляя нас, что Он вечен, потому что всегда был превыше всякого какого бы то ни было временного протяжения» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

И я, удивляясь сим красотам, спросил водившего меня святаго Ангела: “Каково же будет Царствие Божие, о котором я слышал из Священного Писания ?”. Он ответил мне: " " Это земля кротких, о которой Христос во Святом Евангелии сказал: “Блажени кротцыи, яко тии наследят землю”. Небесное же Царствие на небесах есть неизреченное и неописуемое». Еще Господь посмотрел на землю – и покрылась земля многоразличными цветами, и потекли две реки: медовая и молочная, чтобы напоевать влагой сады райские. И полетело множество птиц небесных, чудной красоты, и начали они легко порхать в садах Божиих и прославлять Бога пением сладкоголосым. Потом посмотрел Господь на высоту небесную – и низошли небесные воинства, которые несли дивный нерукотворный град – Иерусалим Небесный, славя в Троице Единого Бога. Поставили град сей на Востоке, посреди его был Едемский рай. Город сей чудный,неземной красоты и весьма обширный. Он называется вышний нерукотворный Иерусалим, врата его сияют, как солнце» с. 24–25]. Спешим оговориться, что мысли о грядущем преображении земли, о мире и благоденствии, высказывались и в эпоху пророков, скажем, Исаией: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море » ( Ис. 11:6–9 ). Принципиальное отличие ада в будущем веке обнаружится в том, что, с одной стороны, он будет окончательно заперт, а с другой стороны, муки заточенных в нем грешников будут испытываться ими в полноте, соразмерно личной греховности каждого . «Как кто насыпает полный мешок монет и завязывает, или как кто-либо накладывает полную бочку рыбы и закупоривает ее, – удостоверяет нас святитель Димитрий Ростовский , – так и Бог наполнит весь ад грешными людьми и запрет его, чтобы грешники не могли выйти оттуда .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Иногда Горний Иерусалим пишется прямо в небесном пространстве. В этом понимании икона подводит к тому, что путь в Царство Небесное лежит через веру в Распятого и Воскресшего Христа, через приобщение своей жизни к жизни Христа и через несение своего креста: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ). При таком осмыслении гора, возвеличенная через Крест и прославленная благоговением христиан, символизирует лествицу духовных совершенств. XX. Очень часто по правую руку от Спасителя пишется солнце, а по левую – луна . Нередко оба светила окрашиваются в красный цвет, но часто солнце изображается тёмным, а луна – красной. На отдельных иконах светила обрамлены и прикрыты чернеющими облаками. Бывает, что солнце и луна наделяются чертами лица. А на ранних иконах степень персонификации этих светил доходила до того, что они воспроизводились в образе мужской и женской фигур, причем иногда эти фигуры имели поникшие лица, а иногда закрывали лики руками или платком. Смысл такой визуальной метафоры в том, что светила словно бы взирают на происходящее и приглушают свет своих лучей, цепенея от ужаса: мыслимо ли, чтобы «прах земной» покушался на Создателя мира? Необычный для дневного времени цвет солнца и луны напоминает о тьме, омрачавшей землю во время Страданий Сына Божия : «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или, лама савахвани, то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:45–46 ). Кроме того, здесь проведена обличительная параллель: как верные дети при кончине родителей облекаются в черные одежды печали и траура, так и послушная Богу природа облеклась в ризу тьмы; иудеи же злорадствуют и насмехаются, обнаруживая духовную окаменелость и слепоту : «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена» ( Иер. 15:9 ). Но на всё есть Божий Суд: «И будет в тот день, говорит Господь: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач» ( Ам. 8:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Итак, было важно, чтобы первозданные люди осознанно и свободно выбирали добро. С этим, кстати, связана и сама способность людей к совершению зла, ко греху. Не имей человек способности грешить, он не имел бы и возможности добровольного нравственного выбора между добром и злом, предпочтения добра злу. Стало быть, эта способность обнаруживала (и обнаруживает) одну из сторон человеческого совершенства (подчеркнём: именно совершенства, а не несовершенства). Если бы Бог изначально укоренил в природе человека «инстинкт праведности», как бы запрограммировав его на безусловную невозможность грешить, человек пусть и не был бы грешным, но не был бы и добродетельным: ведь добродетельность подразумевает охотное, непринужденное стремление к Добру. II. В чём заключалось грехопадение человека и при каких обстоятельствах оно было совершено? Стало быть, дальнейшее духовно-нравственное совершенствование первозданных людей, укрепление их личностных отношений с Богом подразумевало соблюдение заповеди о невкушении плодов дерева добра и зла. Адам понимал, что соблюдение данной заповеди – хорошо, что это соответствует уровню добра, и что нарушение заповеди – плохо, что ослушание Бога есть зло. Знал он и то, чем ему это грозит, помня слова Вседержителя: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). Другое дело, что до нарушения заповеди ни Адам, ни Ева не имели опытного соприкосновения со злом. Диавол, желая навредить человеку (не только по нелюбви к Богу, но и по зависти, ибо «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2:24 ), ведь он видел, какой высокой чести был удостоен человек, поставленный владыкой видимого мира), решил разладить отношения людей с Богом. Для этого он обманом и хитростью вкрался в доверие к Еве, обольстил её и сумел вызвать в ней недоверие к Творцу. Обращаясь к первой и единственной на тот момент времени женщине устами змея, смешивая правду и ложь, он спросил её: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт.3:1 ), на что та ответила: «плоды с дерев мы можем есть только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» ( Быт.3:2–3 ). И вот, наконец, изобретатель греха внедрил в её воображение извращенный образ будто бы лживого и эгоистичного Бога: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:4–5 ). Поддавшись дерзкому искушению со стороны сатаны, прельстившись красотой и предполагаемой ценностью дерева добра и зла, будто бы способного дать знания, Ева «взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Итак, естественным откровением именуется то, которое преподается Владыкой и воспринимается человеком естественным образом, через исследование мира, хода истории и личного внутреннего опыта . В отличие от сверхъестественного откровения, преподаваемого через отдельные лица (собрания), но предназначающегося, как правило, многим, естественное откровение является общим достоянием не только потому, что его содержание адресовано всем, но и в связи с тем, что его восприятию причастен каждый живущий. Ведь оно созерцается всюду:«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ); «Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» ( Пс. 96:6 ). В этой связи естественное откровение нередко именуется «общим». Материалисты, прикрываясь маской научности, веруют в собственного, созданного их философским воображением идола, – самосущую материальную субстанцию. За отсутствием здравой веры, эти люди ищут причину бытия мира внутри самого мира: в движущейся и вечно развивающейся материи, отвергая Истинное Начало начал. «Материя, – утверждают они, – есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе» с. 275]. Как результат, они отрицают естественное откровение, объясняя этот феномен самообманом религиозно ангажированных людей, интерпретируя его как субъективную проекцию на мир ложных знаний, предварительно почерпнутых из сакральных источников. Между тем, имея основание в Божественных словах, мысль о действительности естественного откровения не вызывает в христианском сознании даже тени сомнения. «Разные роды животных произвел Бог словом Своим для нашей пользы, – учит преподобный Антоний Великий , – одних для употребления в пищу, других для служения. А человека создал Бог , чтобы он был зрителем и благодарным истолкователем Его дел. Об этом и надо стараться людям, чтобы иначе не умереть им, не узревши и не уразумевши Бога и дел Его, подобно животным бессловесным » с. 97]. Быть внимательными к общему откровению учит нас Книга Иова: «...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов. 12:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения От пола до купола храма высота составляет 36 метров Икона Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия Двое первых Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович, отец и сын, изображены с нимбами как помазанники Божии на царствование. Фреска возвращена из фондов Государственного исторического музея Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети В середине XVII века по благословению наместника Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Никона, на Афоне была написана и доставлена в Россию копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери, ставшая одной из самых почитаемых московских святынь Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора Фрагмент росписи – четыре всадника Апокалипсиса: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» Более года в Новоспасском монастыре осуществлялся сбор пожертвований для отливки тысячепудового колокола. Этот колокол именуется Романовский в честь четырехсотлетия восшествия на престол дома Романовых В тишине большого собора хорошо остаться одному и помолиться.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

К аналогичному выводу подталкивает содержание видения Евангелиста Иоанна Богослова: «...и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Здесь зверь, выходящий из моря, – антихрист. Выход из моря – явление из бурлящих масс человечества на стезю авторитарного господства над миром. Его образ объединяет в себе атрибутику всех четырех животных (образов древних звероподобных империй), перечисленных в Книге пророка Даниила: «Первый – как лев... И вот еще зверь, второй, похожий на медведя... Вот ещё зверь, как барс... И вот зверь четвертый, страшный и ужасный...» ( Дан.7:4–7 )) Повторим, «лев» олицетворяет Вавилонское царство; «медведь» – Мидо-Персидское; «барс» – Греческое; самый коварный, не опознаваемый хищник, – Римское. Помимо того, что зверь из видения Евангелиста Иоанна Богослова представляет антихриста, он же представляет его слуг и его царство. Сходство этого зверя с четырьмя животными из видения Даниила объясняется тем, что во-первых, после реализации замыслов антихрист будет властвовать над всею землею, то есть и над всеми территориями, которые ранее принадлежали четырем древним царствам (вся земля будет отдана ему сатаною в обмен на почести, какие он незамедлительно воздаст сатане вместе с поклонившимися ему, как богу, людьми); а во-вторых, тем, что его монархия впитает в себя наихудшее, что было свойственно населению четырёх государств. Десять коронованных рогов и семь голов зверя, описанного апостолом Иоанном ( Откр.13:1–2 ), имеют сходство с десятью рогами и семью (по выкорчевывании трех) четвертого зверя, описанного Даниилом ( Дан.7:7–8 ). Комментируя вышеназванный фрагмент Апокалипсиса святой Андрей Кесарийский свидетельствовал: «Рысью (в Синодальном переводе – барсом – А. Л.) означается царство греческое, – медведем – персидское, а львом – вавилонское, над ними будет владычествовать антихрист, который, придя как римский царь, разрушит их владычество, когда увидит глиняные персты их, которыми знаменуется слабое и удоборазрушаемое деление одного царства на десять частей» с. 113].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Как бы не казалось удивительным, но мысль о замещении нашей смерти страданиями и смертью Богочеловека возникла и у одного из хулителей и гонителей Господа – первосвященника Каиафы. Этот верховнослужитель иудейского культа произнёс пророчество, которое по-русски читается так: «… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин. 11:50 ). Конечно же, он это произнёс вовсе не потому, будто чётко понимал сам и имел желание правильно разъяснить другим смысл и значение Пришествия Господа в мир, а сказал это – на совете первосвященников и фарисеев, на котором «положили убить» Иисуса – в ответ на реплику: «Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» ( Ин. 11:47,48 ). И тем не менее, по словам Евангелиста Иоанна, «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» ( Ин. 11, 51 – 52 ). Несколько слов о том, как себе представляет искупление святитель Илия Минятий. Чем отличается Православное видение внутренней сущности Жертвы Искупления от видения крайнего рационалистического, можно, в частности, уяснить на примере проповеди известного богослова-святителя Илии Минятия . Она называется: «О спасительном страдании». Несмотря на то, что предлагаемая к рассмотрению проповедь не принадлежит к категории сочинений научно-богословского характера, не станет ошибкой утверждение, что эта работа являет собою хороший образчик правильного понимания религиозно-нравственной целесообразности жертвенного Подвига Спасителя. Кстати, впору напомнить, что святитель Илия был хорошо знаком не только с аксиомами Православного вероучения, но и с положениями западной богословской науки. Об этом можно судить хотя бы по тому, что означенный церковный писатель является автором труда, разоблачающего заблуждения Латинской Церкви, который называется «Камень соблазна». Выразительность и яркость языка святителя, приточный характер проповеди , помогают лучше видеть суть Домостроительства нашего спасения, и не отвлекаться на детали, теряясь в них, что в настоящем случае чрезвычайно удобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Как диавол через древо одолел ветхого Адама, так Новый Адам через Крестное древо одолел диавола: «Крестом Сына... идольская прелесть вся упразднися, и демонская крепость попрася» 223]. С большей выразительностью эта идея раскрыта на иконах типа «Процветшее древо Христа» , где Крест с Распятым Христом представлен в образе плодоносящего дерева. Кроме того на иконах этого типа Сам Христос визуально воспринимается как Спасительный Плод. В такой обработке сюжета Распятия нельзя не увидеть Евхаристический мотив. XI. Малая поперечная перекладина, расположенная в верхней части Креста, обозначает табличку или титлу, на которой были начертаны слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» . На основании решения позорнейшего иудейского судилища, Христа надлежало казнить как самозванца, за присвоение титула царя. Однако надпись была составлена таким образом, что являла насмешку над иудеями, чем и вызвала недовольство первосвященников: «Первосвященники же иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» ( Ин. 19:21–22 ). В виду того, что надпись на титле была зафиксирована на трёх языках (еврейском, греческом, римском), её могли читать и иностранцы. При этом всякий иноплеменник мог видеть в ней позор иудейского народа, допустившего предать своего Царя столь лютой и поносной смерти на публике. Сам Пилат сказал о Христе: «я никакой вины не нахожу в Нем» ( Ин. 18:38 ). Стало быть, через надпись он хотел посрамить иудеев, хотел показать, что они не достойны иметь своего царя и что они не составляют собой самостоятельного царства. В сознании же верующих, и здесь не может быть двух разных мнений, содержание надписи на титле соответствует действительному царскому достоинству Христа . А на некоторых иконах на титле так прямо и читается: «Царь Славы». Это имя соответствует словам 23-го Псалма, нередко прилагаемым в богословии к сошествию Христа во ад и победе над адом и смертью: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные. И войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани» ( Пс. 23:7–8 ). XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Как это ни странно, считается, что именно в сыне погибели жители увидят надежду на избавление от текущих бедствий и катастроф. В дальнейшем же, вопреки ожиданиям, их существование преисполнится куда более сильными бедствиями и страданиями, ужасом и печалью. Не в последнюю очередь это будет связано с изменением формы правления богопротивника от внешне благочестивой к крайне непристойной и жестокой. Вот, как это описывает преподобный Ефрем Сирин : «Страх внутри, извне трепет; день и ночь трупы на улицах. Зловоние на стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на стогнах, глас рыдания в домах. С рыданием встречаются все друг с другом, отец с сыном, и сын с отцом, и матерь с дочерью. И друзья на улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, умирают. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей как у мертвецов. Омерзела и ненавистною стала красота женская» с. 67]. Таким образом, вместо Царства Спасителя, которое «не от мира сего» ( Ин. 18:36 )), люди обретут худшее из когда-либо существовавших в истории царство «от мира сего». Некоторые характеристики будущего мирового правителя и его монархии озвучены, в частности, в Книге пророка Даниила, в видении четвертого зверя: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» ( Дан. 7:7–8 ). Рог с глазами и высокомерно говорящими устами – антихрист. Три рога, исторгнутые с корнем, – трое сокрушенных (воспротивившихся-таки властным притязаниям антихриста) царей. «Пожирание», «сокрушение», «попирание» – точные оценки, образно очерчивающие методы правления будущего мирового тирана: «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф. 24:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010