В свое время, исследуя смысл и значение библейского высказывания: «Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:26–28 ), «великий христианский философ» Ориген определил: «Я думаю, что это выражение “Бог будет все во всем” – означает, что в каждом отдельном существе Он будет составлять все. Во всяком же отдельном существе Бог будет составлять все таким образом: все, что только может чувствовать, или понимать, или думать разумный дух, очищенный от закваски всяких пороков и совершенно очищенный от облака зла, – все это будет составлять Бог , и, кроме Бога, этот дух уже ничего другого не будет видеть, кроме Бога, ничего другого не будет помнить, Бог будет пределом и мерою всякого его движения; и таким образом, Бог будет составлять (в нем) все. Тогда уже не будет различия добра и зла, потому что зла не будет вовсе: Бог будет составлять все, а при нем уже не может существовать зло; и кто всегда пребывает в добре, для кого Бог составляет все, тот уже не пожелает более есть от древа познания добра и зла. Таким образом, конец, приведенный к начальному состоянию, и исход вещей, уравненный с началами их, восстановят то состояние, какое разумная природа имела тогда, когда еще не хотела есть от древа познания добра и зла. Тогда, после уничтожения всякого греховного чувства и после совершенного и полного очищения этой природы, один только Бог, единый благой, будет составлять для нее все, и Он будет составлять все не в некоторых только немногих или не в очень многих, но – во всех существах» с. 325]. Мысль Оригена понятна: поскольку Бог создал разумно-свободные существа ради блаженства, и Он не бессилен реализовать Свои предначертания, постольку и цель будет необходимо достигнута. Нескончаемость же будущих мучений противоречила бы благости и милосердию Творца. При этом Ориген не отрицал Страшный Суд: «Несомненно, что в день суда добрые будут отделены от злых и праведные – от неправедных и судом Божиим все будут распределены, сообразно с заслугами, по тем местам, каких они достойны» с. 211]. Однако полагал: мучения будут иметь и финальный конец…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

– В связи с бессмертием отпадёт надобность в поддержании бытия человеческого рода через рождение и приумножение потомков : «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» ( Лк. 20:35 ). Отразится ли принципиально восстановление тел на половых различиях, и если да, то каким именно образом, неизвестно. Считается, что мужские и женские признаки сохранятся . Ведь Господь, говоря об отсутствии браков в будущем веке, не упомянул об исчезновении полов, не учил, что женщины станут мужчинами или наоборот, либо что место мужчин и женщин займут однополые существа. Сам Он, умерев и воскреснув, сохранил мужеский образ, равно как и Богородица (после успения и вознесения) – женский. Если учитывать, что восстановление тел будет связано с устранением физических недостатков, свойственных нынешним людям в связи с зараженностью грехом, то какие могут усматриваться недостатки в мужском и женском начале, если и мужа, и жену сотворил Сам Господь? На физиологии же полов изменение скажется в том, что в обновленном мире не будет того физиологического влечения представителей одного пола к представителям другого, которое проявляется в тленном мире. – Важной особенностью будущей жизни станет и то, что люди перестанут нуждаться в рукотворных жилищах для защиты себя от воздействия окружающей среды, свирепых хищников и врагов. Во-первых, физически они будут более неприхотливыми. Во-вторых, свобода от необходимости в жилищах будет связана с изменением внешних условий преображенной окружающей среды. – Ещё одно принципиальное отличие скажется в том, что тела воскресших людей будут свободны от немощей, характерных для нынешних тел . Кроме прочего это означит, что воскресшие люди будут свободны от тех соматических недостатков, что свойственны смертному человеку: телесной утомляемости, упадку физических сил, младенческой недоразвитости, старческой дряблости, увечий и инвалидности, болезненной немощи: «сеется в немощи, восстает в силе» ( 1Кор.15:35–40, 42–44 ); «болезни уже не будет» ( Откр.21:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В том, что Божественную жизнь следует мыслить не иначе как единой, не сомневается ни один здравомыслящий православный христианин, знакомый с основами Православной веры. Однако в отношении слов автора о тождестве бытия Божеских Лиц нужно выразить возражение. Дело в том, что Божественные Лица отличаются одно от другого именно образами бытия : Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит; Сын вечно рождается от Отца, а Святой Дух вечно исходит от Отца. Вот, что по этому поводу говорил святитель Амфилохий Иконийский : «А различие в Лицах, но не в сущности, ибо Отец, Сын и Святой Дух – имена образа бытия или отношения, а не просто сущности» 6 [т. 2, с.1069]. О творении мира Рассуждая о положении о творении мира из ничего, автор высказывается: « Нельзя сказать, что идея творения из ничего в Священном Писании представлена со всей очевидностью. Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз и притом во второканонической книге: Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего... ( 2Мак.7:28 ). В смысле творения из ничего могут быть поняты и слова ап. Павла, говорящего, что Бог называет несуществующее как существующее (τ μ ντα, ς ντα) ( Рим.4:17 ; ср.: Евр.11:3 )». Думается, что здесь было бы уместным представить и прокомментировать пролог Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть» ( Ин.1:1–3 ). О «распределении» деятельности между Божественными Лицами в деле Творения и Промышления Бог – Един. Действие Отца и Сына и Святого Духа всегда едино. Единство этого действия нельзя понимать таким образом, что оно будто бы складывается или суммируется из трёх самостоятельных действий каждого Божественного Лица. Оно едино в самом точном значении. Между тем, говоря об участии Бога Троицы в деле творения мира, о. О. Давыденков нашёлся отметить «распределение» деятельности между Лицами, хотя (отдаём ему должное) и поставил это слово в кавычки: « “Распределение” деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, Который именно так, а не иначе восхотел создать мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В устоявшейся иконографии Распятия Господь, как правило, пишется обнаженным, с набедренной повязкой на чреслах . Между тем на ранних иконах Он часто изображался в одежде, например, облаченным в короткорукавный хитон или безрукавную тунику. Возможно, такой подход был связан с установлением: «и не восходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» ( Исх. 20:26 ). Тем не менее, обнаженность Распятого Господа на иконах Распятия согласуется со словами важнейшего мессианского пророчества, посвященного Крестным Страданиям: «Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» ( Пс. 21:18–19 ). Вместе с тем обнаженность Христа подтверждается исторически: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои и между собой об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» ( Ин. 19:23–24 ). Что же касается изображения набедренной повязки, сведения о ней можно встретить во внебиблейских источниках, в том числе в апокрифическиой литературе: «Иисус вышел из претории, и два разбойника с Ним. И когда Он пришел к месту, именуемому Голгофой, воины сняли с Него одежды и опоясали чресла Его полотенцем» с. 336]. Наряду с буквальной интерпретацией обнаженности необходимо учитывать, что в иконографии Христа обнаженность может символизировать святость, безгрешность и чистоту . Такая линия толкования основана на библейским свидетельстве о наготе первозданных людей, ещё не отравленных ядом греха и потому не имевших бесчинных, греховных движений: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2:25 ). «Не стыдились же они потому, – поясняет преподобный Ефрем Сирин , – что облечены были славой. Но когда после преступления заповеди эта слава была отнята от них, они устыдились того, что стали наги, и с поспешностью устремились оба прикрыть листьями не тела свои, но срамоту свою» т. 3, с. 482].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В этом отношении характерны слова одной из стихир, на утреню Великой Субботы: « Спит Живот и ад трепещет ». VI. В отличие от западных образов Распятого, фиксирующих чрезмерное провисание Его рук под тяжестью измученного Тела, на православных иконах и фресках мы видим умеренное провисание рук. Спаситель не просто висит на Кресте. Он словно покоится на нём, как бы распростирая объятия, призывая и привлекая к Себе все человечество, в соответствии со Своим обетованием: « И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ). Эти объятия можно оценить как объятия любви: «Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ). В таком осмыслении две стороны поперечной перекладины Креста, направленные в противоположные стороны и указывающие на разные части света, символизируют призвание в Царство Божие всех народов: Израильского и языческих: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). Развивая эту идею в святоотеческом русле, можно добавить, что Крест, погруженный одним концом в землю, другим – устремляющийся в небо, а краями поперечины – в разные стороны света, символизирует освящение всех сфер бытия нашего мира. Через Крест Христу покоряются все царства мира : «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп. 2:9–11 ). VII. Вопреки убеждению ревностных почитателей западных образов Распятия, сдержанность и умеренность в характере отображения смерти Христа на византийских и русских иконах нисколько не умаляют глубину и значимость Его Страданий. Напротив, такое взвешенное и сбалансированное отношение к образу основано на убежденности, что отобразить полноту Крестных мук мерками ограниченного человеческого разума попросту невозможно. Для этого не находится слов и художественных средств .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Вера во Христа Воскресшего – одно из главнейших основоположений всего христианского вероучения. Воскресение Христово – основа и залог будущего всеобщего воскресения мертвых. Оно есть основа и знамение христианской надежды на будущую блаженную жизнь. «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, – обращается с увещеванием к Коринфянам святой апостол Павел, – то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 12 – 14 ). «Он оправдал Себя в Духе, – повторяет о Христе известную Евангельскую истину протоиерей Дмитрий Соколов и поясняет. – Быть оправданным в Духе для Христа Спасителя значило получить свыше торжественное всенародное подтверждение истины Своего учения, правоты Своего дела, действенности Своей жертвы. И Он получил это подтверждение: Он воскрес. Если бы Он не воскрес, то “суетна была бы вера наша”. Он заранее объявил о Своём воскресении. Если бы Его предсказание не исполнилось, то Он показал бы этим, что Он обольщал народ, что Он лже-мессия. Он объявлял Себя Сыном Божиим. Если бы Тот, кто выдавал Себя за творческое Слово Божие, не мог освободиться из-под власти смерти, то доказал бы этим, что Он один из нас. Он выдавал Себя за Искупителя. Если бы Он не воскрес, то смерть Его, при всей своей возвышенности, не имела бы силы очистительной. Так Христос должен был воскреснуть. Его воскресение не венец только Его дела, а необходимое окончание» с. 188 – 189]. Задолго до священника Дмитрия Соколова похожие мысли высказывал священномученик Игнатий Богоносец . Так, желая утвердить жителей Магнезии в истинной Вере Христовой, этот доблестный герой выставлял им в пример: упования на грядущего Мессию ветхозаветных праведников. В тезоименном к жителям Магнезии послании Антиохийский архипастырь писал: «Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его, хотя некоторые и отвергают её, но чрез её тайну получили мы начало веры и ради неё терпим, дабы быть учениками Иисуса Христа, единого Учителя нашего, – то как мы можем жить без Него, когда и пророки, будучи учениками Его по духу, ожидали Его как Учителя своего? Посему-то Он, Которого праведно они ожидали, когда пришёл на землю, воскресил их из мёртвых» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ветхозаветное учение о местонахождении ада подтверждено Новым Заветом. Сам Мессия свидетельствовал о Себе, что «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Примечательно, что и пророк Иона, на которого ссылался Христос, сравнивал своё пребывание во чреве кита с нахождением в аду: «к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней (из чрева адова) я возопил, и Ты услышал голос мой» ( Ион. 2:3 ). Из слов святого апостола Петра узнаём о такой детали схождения в ад, как о благовестии. Христос, – пишет апостол, – «однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя , проповедовал» ( 1Пет. 3:18–19 ). Апостол Павел, сообщая об этом событии, уточняет, что Господь «нисходил... в преисподние места земли » ( Еф. 4:9 ). Несмотря на наличие фундаментальных оснований и доводов, некоторые церковные писатели всё же считали, что схождение во ад было исполнено Мессией не пространственно, а иначе. «Дольнейшими странами земли, – пишет блаженный Феодорит Кирский , – Апостол назвал смерть... Сошествие же не означает какого-либо местного снисхождения , но показывает величие Домостроительства, а именно, что Всевышний приял на Себя толикое уничижение» с. 412]. Впоследствии это суждение блаженного Феодорита и аналогичные ему святоотеческие утверждения были востребованы в качестве доказательных аргументов в пользу идеи о неуместности понимания рая и ада в смысле двух пространственно размежеванных мест обитания человеческих душ. Однако, эта идея не является отражением голоса всей Кафолической Церкви. «Мы не верим, – замечает церковный учитель Тертуллиан , – ни в лишенную растительности впадину преисподней, ни в некую клоаку мира под открытым небом, но верим, что в стремнинах и хлябях земли находится пустынная область, а в самом чреве ее – сокровенная пропасть, поскольку читаем о трех днях смерти, проведенных Христом в сердце земли, то есть в глубочайшей и потаенной впадине, запрятанной в самой земле, и внутри нее замкнутой, и находящейся ниже самых глубоких бездн » с. 131].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Во времена Ветхого Завета о смирении Искупителя свидетельствовал пророк Божий Исаия: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» ( Ис. 53:2–3 ). На некоторых иконах эта мысль оттеняется ещё более остро и решительно через то, что Спаситель представлен даже и в меньшем масштабе, чем Иоанн. Достойно замечания, что в очах огромного количества людей Он и действительно выглядел меньшим, чем Его Креститель (именно такое отношение ко Христу высказали вознегодовавшие ученики Иоанна: «Тот, который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3:25 )). Наклон головы Искупителя указывает на пророческую сторону Его общественного служения, символизирует послушание Богу. В этом смиренном наклоне нельзя не увидеть знака добровольного подчинения Христа (по человеческому естеству) воле Отца. При Иордане свободное подчинение Спасителя, как Человека, Божественной воле обнаружилось в Его ответных словах Иоанну: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ). Некоторое время спустя Он высказался в этом смысле особо: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). Смирение и покорность Мессии Божественной воле просматривалось на всём протяжении Его земного служения: перед страданиями и во время страданий, во время схождения в адовы бездны, до Воскресения и после Воскресения: Он «смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ). С учётом сказанного, в наклоне головы Богочеловека на иконах Крещения читается Его согласие на будущие Крестные страдания, Крестную смерть. Обнаженность Спасителя в контексте иконографии Крещения подразумевает несколько важных смыслов. В историческом плане нагота указывает на реальное обнажение тела Христа. Вполне вероятно, что Он и действительно сбросил Свои одежды перед вхождением в воду, оставил их на берегу (хотя бы ради того, чтобы не замочить).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Во втором значении, под отпущением понималась не столько перемена в настроении Божием, сколько отвод, избавление, очищение кающегося грешника от самого греха. В этом случае, изменение Божьего отношения к грешному человеку (или к группе грешных людей) совершалось как реакция Бога на реально произошедшее очищение. Ярчайшей иллюстрацией такого очищения может служить известный фрагмент из «Книги Пророка Исаии», в котором повествуется о том, как сам пророк был избавлен от «присутствовавшего» в нём личного греха. Исайя пишет: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис. 6:6 ). Освежим в памяти высказывание преосвященнейшего Платона, архиепископа Костромского и Галичского, где он рассуждает о том, что такое первородный грех . «Грех наследственный состоит в том, – подсказывает святитель, – что каждый человек рождается поврежденным по душе и по телу, с наклонностями более ко злу, нежели к добру, по естеству находится под гневом и осуждением Божиим ( Рим. 3, 23; 5, 12 ) и собственными силами никак не может освободиться от сего состояния» с. 73]. Здесь налицо двоякое последствие грехопадения Адама и его жены. С одной стороны – порча природы; с другой стороны – осуждение Божие. Конечно, речь в данном фрагменте ведётся о первородном, а не о произвольном грехе. Однако аналогий тут не избежать. Принципиальная разница состоит в том, что прародительский грех есть греховный корень в человеке, произвольный же грех, взращивает этот корень, как бы культивирует поросль с оного корня (мы это уже отмечали). Аналогия же заключается в том, что и в настоящем случае, также как и в случае с первородным грехом, пагубное последствие греха носит двоякий характер: усугубляется порча человеческой природы и увеличивается ответственность перед Творцом. По-видимому, именно отсюда возникает и двоякое понимание прощения: как реальное очищение от греха (пример с Исайей) и как снятие осуждения (пример с жертвоприношением Ноя). Оба этих момента будут отмечены и при исследовании Великой Искупительной Жертвы Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Возвращаясь к тому же вопросу в другой раз и рассматривая его под иным углом зрения, этот же автор смыкает контекст об Армагеддонском сражении воедино с контекстом о захвате Спасителем зверя (антихриста) и лжепророка, где, в частности, говорится: «И увидел я воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:19–20 ). Вот дословный повтор его наставления: «Оно (обозначенное выше событие – А. Л.) изображает воинственное пришествие Сына Божия для поражения народов, собравшихся на месте, называемом по-еврейски Армагеддон, причем созываются все птицы, летающие по средине неба, чтобы пожрать трупы царей и воинства их, собранные под предводительством зверя. Конец этого сражения тот, что зверь и лжепророк, оба живые, брошены в озеро огненное, прочие же убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» с.283–284]. Что касается отношения так называемого Иоанна Кронштадтского к описанному Иезекиилем походу Гоговых полчищ на Палестину, здесь важно подчеркнуть, что хотя он и держался той богословской позиции, что нашествие осуществится в последние времена, однако решительно утверждал, что его нужно отличать от вторжения антихриста в Иерусалим, равно как и от нашествия лжепророка, имеющего случиться прежде вторжения антихриста. По рассуждению этого толкователя эсхатологических текстов, нашествие Гоговой рати осуществится не без активного подстрекательства евреев из колена Дана, единокровных антихристу. «Когда Иерусалимский Патриархат, – свидетельствовал он, – преисполнится возвратившимися из рассеяния, раскаявшимися истинными Израильтянами и они поселятся и будут жить в безопасности на горах Израилевых, в это время, как вихрь, поднимутся народы для истребления новых христиан земли обетованной. У пророка Иезекииля, в главах XXXVIII и XXXIX, подробно описано нашествие и плачевный конец оного для полчищ Гога (нечто вроде Атиллы или Тамерлана). Нельзя не быть уверену, что это нашествие произойдёт по наущению и при содействии евреев колена Данова, рассеянного в тех самых местах, откуда вихрь нашествия на Палестину поднимется. Что погибель полчищ Гоговых на горах Израилевых произойдёт в последние времена, это неоднократно подтверждается в пророчествах Иезекииля. Тем не менее будут нашествия на Св. Землю самого сына погибели и ещё ранее лжепророка с берегов Нила или Тиссы. Старанием последнего совершится постановка на кровле Иерусалимского храма мерзости запустения. Его же старанием произойдёт восшествие на Престол Иерусалима сына погибели и воздаяние ему в храме Иерусалимском божеского поклонения от евреев, магометан и прочих отступнических народов» с.202]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010