«С призванием Святые Троицы», как писал Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон на 69-е правило Трулльского Собора, назначали и снимали патриархов . Следует заметить, что какого-либо альтернативного, твердо установленного порядка выбора патриарха или его назначения Византия не знала. Помимо этого императоры устанавливали порядок избрания епископов. Первый раз это было сделано императором св. Юстинианом Великим, который трижды – в 535, 546 и 565 годах – обращался к данной проблематике и установил необходимую процедуру своими законами (6-я и 137-я новеллы) . А через четыре столетия император св. Никифор II Фока издал еще одну новеллу, согласно которой царь решил самостоятельно определять лиц для назначения их на архиерейские вакантные места, а епископский собор должен лишь испытать кандидатов и совершить над ними епископскую хиротонию. В 1107 году Алексей I Комнин также издал новеллу, регулирующую вопросы избрания епископов и прочих клириков. Констатировав, что «христианская Церковь доведена до опасного положения, поскольку иерархический чин ежедневно приходит все к худшему и худшему состоянию», император назвал себя высшим блюстителем церковных порядков. Если уж мы коснулись личности и творчества Алексея I Комнина, то нужно сказать, что он не отказывал себе в праве вторгаться в вопросы деятельности самого Константинопольского патриарха. В 1112 году им была издана новелла, определявшая права патриарха по отношению к монастырям. В соответствии с этим законом патриарх обязывался неукоснительно наблюдать и исправлять душевные заблуждения и падения во всех монастырях Византии, кому бы они ни принадлежали. Для этих целей Константинопольскому патриарху дозволялось беспрепятственно входить во все монастыри или направлять туда своих представителей, осуществляющих контроль над монашеской жизнью . «Внешний» епископ, как назвал себя св. Константин I Великий, все больше становился епископом «внутренних дел» Церкви, принимая самое непосредственное участие в выработке православного вероисповедания . Не удивительно, что император Исаак II Ангел принял титул епистимонарха, то есть «опытнейшего правителя Церкви», «благочинного Церкви». Тем самым недвусмысленно заявив, что хотя царь и не является священником, но именно он стоит во главе церковного управления и несет персональную ответственность перед Христом за состояние дел в Церкви.

http://pravoslavie.ru/58936.html

Очевидно, что не гонения были прямой причиной упадка городов и церквей, а нежелание христиан расставаться с языческими благами этого мира, роскошью и комфортом, что наиболее ярко проявилось в судьбах Лаодикии и Сардиса. Ещё один вывод, который необходимо сделать на основе данного церковно-археологического исследования – удивительное переплетение истории церкви и города. Угроза, звучащая в адрес некоторых церквей «... сдвину светильник твой с места его» в исторической перспективе говорит о том, что Господь, сдвигая светильник ослабевшей церкви, сдвигает и светильник города. Ослабевшая духом, хотя и богатая материально церковь неизбежно влечёт за собой город к угасанию (Ефес, Сардис), сильная своим духом церковь способна поддержать и сохранить город в самых тяжёлых испытаниях (Филадельфия). Учитывая весь опыт толкования и изучения Апокалипсиса, следует отметить, что выявление вечных ценностей благовестия ап. Иоанна Богослова на историческом фоне формулирует религиозно-нравственные постулаты, актуальные для христианского сознания во все времена. Приложения 1. Индекс персоналий Авдий 181 Адриан 93, 149, 158, 227 Александр Македонский 14, 15, 42, 71, 105, 118, 135, 163, 176 Алексей Комнин 120 Андроник II Палеолог 200 Антиох II 209 Антиох III Великий 15, 72, 181 Антиох IV Епифан 59 Антипа 142, 143, 144 Антоний 140 Антонин Пий 181, 187, 190, 194, 196 Апулей 49 Ататюрк Мустафа Кемаль 23, 24, 121, 161 Аттал I 135, 140 Аттал II 136, 197 Аэлий Эр и стид 148 Баязет 200 Браун Реймонд 5 Венизелос Элефтериос 23, 24, 121 Вергилий 43 Веспасиан 47, 57, 180, 198 Виктор Римский 98 Викторин Римский 40 Витрувий 86, 87, 105, 216, 217, 225 ВудД. 82, 84, 88 Гай Гракх 16 Гален 16, 141 Гарнак А. 214 Геродот 174 Герострат 105 Гомер 121, 174 Даниил 60, 66, 67, 90, 127 Дарий 176 Деций 102, 104 Дион Кассий 54 Дионисий Александрийский 54 Домициан 36, 37, 38, 40, 41, 42, 47, 48, 54, 55, 56, 57, 58, 75, 76, 77, 81, 144 Друзиана 36 Евсевий Кесарийский 54, 78, 98, 123, 125, 182 Екатерина Еммерих 91, 92 Зелинский Ф. 152 Иаков Зеведеев 30 Иаков, брат Господень 30 Игнатий Антиохийский НО, 199 Иезавель 170 Иероним 41, 78 Иоанн V Палеолог 200 Иоанн Дука 120 Иоанн Златоуст 79 Иоанн пресвитер 77 Иосиф Флавий 142, 181, 182, 193, 213

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОГОФЕТ [Греч. λογοθτης], в Византийской империи светский и церковный чиновник высокого ранга. Термин «логофет» относился к главам неск. департаментов в гос. аппарате империи, преимущественно налогово-финансового направления; с греч. языка может быть переведен как «дающий отчет» или «подводящий итоги» (от λγος (в данном случае «отчет, счет») и θτης - «дающий»). Предшественниками Л., вероятно, были финансовые чиновники, выполнявшие разные функции в Римской империи. В документе поздней Римской империи, содержащем списки должностей (Notitia dignitatum, ок. 400 г.), Л. не упоминается, однако в визант. источниках этот термин встречается у историков Иоанна Малалы в рассказе о событиях кон. V в. ( Ioan. Malal. Chron. P. 400) и Прокопия Кесарийского в «Тайной истории» (VI в.), где Л. не имеют высокого положения ( Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история/Пер., коммент.: А. А. Чекалова. М., 1993. C. 395). Самые ранние печати чиновников в ранге Л. датируются VI-VII вв. ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire Byzantin. P., 1963. Vol. 2: Administration centrale. N 269-271). В VII в. в результате реформ гражданской власти статус Л. значительно повысился. Л. стали называть чиновников, возглавляющих отдельные департаменты: напр., Л. геникона (λογοθτης το γενικο) - должностное лицо, занимающееся всеми видами налогообложения, министр финансов; Л. дрома (λογοθτης το δρμου) - глава почтового ведомства, в чью компетенцию входили финансовые вопросы, а также еще неск. департаментов. Должность Л. геникона занимал буд. имп. Никифор I (802-811). Имп. Алексей I Комнин (1081-1118) начал реформу, направленную на координацию гражданской администрации, передав весь контроль над ней Л. секретов (λογοθτης τν σεκρτων) (секрет - имп. канцелярия, с XI в.- логофесий). С XII в. известна должность «Великий Логофет». Чиновники в ранге Л. упоминались в источниках вплоть до последних лет существования Византийской империи, т. е. до сер. XV в.

http://pravenc.ru/text/2110651.html

Церковь св. Самуила близ Евдома (86) (πλησον το Εβδμου) ( Janin. 1969. P. 449-450), построена в нач. V в. при имп. Аркадии по случаю перенесения в К. мощей прор. Самуила, к-рые и были в ней положены. Разрушена землетрясением 14 дек. 557 г., в позднейших источниках не упоминается. Церковь святых Сергия и Вакха (Кючюк-Аясофья-джами) (87) - см. Сергия и Вакха храм в Константинополе . Церковь св. Силы (88) (Δναμις) ( Janin. 1969. P. 101), возможно, построил имп. Константин Великий, посвятив ее Силе Божией, подобно тому как ц. Св. Софии была посвящена Мудрости, а ц. Св. Ирины - Миру. В источниках XII-XIII вв. говорится, что церковь имела форму базилики, на основе чего Жанен высказал предположение, что она была сооружена к нач. VI в.: начиная с имп. Юстиниана I (527-565) такой тип постройки больше не использовался. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), 16 мая в этой церкви, которая находилась недалеко от гавани Неория, совершалась служба мц. Евфимии (SynCP. Col. 689). Последнее упоминание о церкви относится к нач. XIII в.: в соглашении от 13 нояб. 1202 г. говорится, что имп. Алексей III Ангел Комнин (1195-1203) даровал генуэзцам право на владение Золотым Рогом вплоть до ц. св. Силы ( Miklosich, M ü ller. Vol. 3. P. 52). Церковь Сорока мучеников в квартале Кесария (89) (το Καισαρου) ( Janin. 1969. P. 482-483), была основана, согласно «Пасхальной хронике», консулом и префектом претория Кесарием в связи с обретением в 451 г. имп. Пульхерией мощей Севастийских мучеников , которые и были здесь помещены (впосл., вероятно, перенесены в Св. Софию, где их видел анонимный рус. паломник во 2-й четв. XV в.). Церковь находилась за стенами Троадских портиков, т. е. недалеко от Золотых ворот; др. прямых упоминаний о храме нет. Церковь Сорока мучеников на Месе (90) (τς Μσης) ( Janin. 1969. P. 483-484; Иванов. 2011. С. 263-264), основана на месте претория имп. Тиверием I (578-582) и его женой имп. Анастасией. Согласно Иоанну Эфесскому, император употребил для работ материалы, на к-рые разобрал не достроенный его предшественником Юстином II колосс в Зевксиппе.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

– Коломан, Государь Венгерский, уже престарелый женился в 1112 году на дочери Мономаховой, Евфимии; но сей брак имел несчастные следствия. Подозревая супругу в неверности, Коломан развелся с нею, и Евфимия беременная возвратилась в отечество, где родила сына, Бориса. В княжение Святополково Митрополитами были Греки Николай и Никифор: первый ездил Послом к Мономаху от Киевских граждан в 1098 году и ходатайствовал за несчастного племянника Святополкова, Ярослава; при втором сын Давида Черниговского, Святослав, названный за его благочестие Святошею, отказался от мира и заключился в Обители Печерской, уважая монашеские добродетели более гражданских. Сей Князь, быв сперва слугою иноков и вратарем, долгое время смирял плоть свою трудами и воздержанием, беспрестанно работая в келье или в саду, им разведенном; отдавал бедным все, что имел, и способствовал в монастыре своем заведению библиотеки. – Время Никифоровой паствы ознаменовалось еще в церковных летописях прибытием в Новгород Св. Антония Римского, ученого мужа, которому тамошние чиновники и Епископ Никита дали на берегу Волхова место и село для основания монастыря, одного из древнейших в России. К достопамятностям века Святополкова принадлежит любопытное путешествие Российского Игумена Даниила к Святым Местам, уже завоеванным тогда Крестоносцами. Славный Бальдвин царствовал в Иерусалиме: Даниил в своих записках хвалит его добродетели, приветливость, смирение. Под защитою Королевской дружины сей игумен ходил к Дамаску, в Акру, и мог безопасно осмотреть всю Палестину, где еще скитались толпы неверных и грабили Христиан. Он выпросил дозволение у Бальдвина поставить лампаду над гробом Спасителя и записал в Обители Св. Саввы, для поминания на ектениях, имена Князей Российских: Святополка-Михаила, Владимира-Василия, Давида Святославича, Олега-Михаила, Святослава-Панкратия и Глеба Минского. Достойно замечания, что многие знатные Киевляне и Новогородцы находились тогда в Иерусалиме. Алексей Комнин без сомнения приглашал и Россиян действовать против общих врагов Христианства; отечество наше имело собственных: но вероятно, что сие обстоятельство не мешало некоторым витязям Российским искать опасностей и славы под знаменами Крестового воинства. Впрочем, быть может, что одно Христианское усердие и желание поклониться гробу Иисусову приводило их в Палестину: ибо мы знаем по иным современным и не менее достоверным свидетельствам, что Россияне в XI веке часто давали Небу обет видеть ее места святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

1082 г.) – на Миупольскую; последняя находилась на границе Аттики и Беотии, была совершенно безводна и почти недоступна для людей. Здесь Мелетий встретил часовню во имя Спасителя и поселился при ней. Но прославленный подвижник и на этой горе не нашел желаемого уединения. Вокруг него быстро образовалась весьма значительная община монахов. Для пришельцев Мелетий построил не только келлии, но и два новых храма: один – в честь Богоматери, а другой – во имя пророка Илии. Но когда помещение оказалось тесным для постоянно умножающегося числа отшельников, Мелетий приобрел в свою собственность монастырь Симвул, находившийся на той же горе и посвященный Бесплотным небесным силам. И этот монастырь скоро был переполнен монахами, так что Мелетий обратился к устройству малых побочных лавр, позволяя в то же время более совершенным монахам удаляться в отдельные келлии. За непродолжительное время около главного монастыря возникли двадцать четыре паралаврии, заключавшие то восемь, то двенадцать, а то и более монахов, и никак не менее шести. Таким образом, гора сделалась некоторым небом на земле, явилась обиталищем великого количества людей. О Мелетии и его общине узнал император Алексей Комнин и преисполнился уважением к святому за его добродетель. На содержание миупольского монастыря Симвула он назначил из податных сборов Аттики ежегодную сумму в 422 золотых монеты. Эти деньги были главным средством содержания для монастыря, так как он не имел ни малейшего участка земли, исключая того, что было занято Из провинциальных монастырей, возникших в царствование Алексея, известны еще монастыри Богородицы – на острове Кипре и Банковский близ Филиппополя. Первый был основан анахоретом Исайей при содействии вельможи Мануила Вутомита ( Βουτομτης) на горе Кокке, или Кикке. 796 Ктитором второго был грузин Григорий Пакуриан, великий доместик запада, известный полководец в царствование Комнина. У Пакуриана рано явилось желание построить собственный монастырь как по религиозным целям, так и ввиду тех соображений, чтобы иметь в нем место упокоения своего бренного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Об этой новелле следует заметить следующее: император не сам производил классификацию праздников на великие и малые, но при участии в этом религиозном деле представителей Церкви, патриарха и епископов; далее: замечательно, что к числу больших праздников, кроме Господних, Богородичных и Предтечи, отнесены дни памяти всех двенадцати апостолов (под разными числами разных месяцев), мало святителей и ни одного мученика и чудотворца. Очевидно, дни памяти Св. апостолов отнесены к великим праздникам потому, что эти святые лица имеют вселенское значение, как послужившие усвоению спасения для всего мира; из дней, посвященных памяти святителей, к праздничным в собственном смысле отнесены лишь те дни, в которые совершается память таких лиц, которые своим учением и борьбой за православие стали всемирно известными, например, Иоанн Златоуст , Афанасий Великий , Кирилл Александрийский . Нет сомнения, деление праздников на большие и малые произведено с полным разумением. Стоит упомянуть еще о том, что император так называемые высокоторжественные, или царские, дни (день рождения государя и день восшествия его на престол) не относит к праздничным дням: император положил, что в эти дни он сам будет заниматься принадлежащими ему, как царю, делами и требует, чтобы по его примеру поступали и служители правосудия 332 . Второй преемник Мануила Андроник I Комнин, проложивший себе путь к престолу убийством малолетнего Алексея, сына Мануйлова, в его отношениях к Церкви известен почти только с дурной стороны. Это и совершенно естественно, если возьмем во внимание его религиозно-нравственный характер, с которым мы уже знакомы. Он вспоминает о Церкви, кажется, только тогда, когда ему нужно какое-либо нечистое свое деяние прикрыть авторитетом Церкви. Так, известно, что когда Андронику захотелось выдать свою побочную дочь Ирину за Алексея, побочного же сына императора Мануила, то он во что бы то ни стало решил обойти преграды к такому браку; а преграды эти заключались в том, что брак этот представлялся несообразным с церковными правилами: Андроник и Мануил были двоюродные братья 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Византийские императоры Константин Великий (единоличное правление) – 324–337 Константин – 337–340 Констант – 337–350 Констанций – 337–361 Юлиан Отступник – 361–363 Иовиан – 363–364 Валент – 364–378 Феодосий Великий – 379–395 Аркадий – 395–408 Феодосий II Младший – 408–450 Маркиан – 450–457 Лев I – 457–474 Лeb II – 474 Зинон – 474–491 Анастасий I – 491–518 Юстин I – 518–527 Юстиниан I Великий – 527–565 Юстин II – 565–578 Тиверий II – 578–582 Фока – 602–610 Ираклий – 610–641 Константин II – 641 Ираклон – 641 Константин III ( Констант II ) – 641–688 Константин IV – 668–685 Юстиниан II – 685–695 Леонтий – 695–698 Тиберий III (II) (Апсимар) [Возможна разница в «нумерации» в связи с тем, считать или не считать в данном случае преемника Августа императора Тиберия (14–37) первым императором, обладающим этим именем. Кроме того, разница в «нумерации» возможна в связи с тем, считать или не считать императора Тиберия (578–582) вторым или первым обладателем этого имени] – 698–705 Юстиниан II (вторично) – 705–711 Филиппин Вардан – 711–713 Анастасий II (Артемий) – 713–715 Феодосий III – 715–717 Лев III – 717–741 Константин V Копроним – 741–775 Лев IV Хазар – 775–780 Константин VI – 780–797 Ирина – 797–802 Никифор I – 802–811 Ставракий – 811 Михаил I Рангаве – 811–813 Лев V Армянин – 813–820 Михаил II – 820–829 Феофил – 829–842 Михаил III – 842–867 Василий I – 867–886 Лев VI Философ – 886–912 Александр – 912–913 Константин VIII Багрянородный [ До 944 г. – император номинально.] – 913–959 Роман I Лакапин (соправитель Константина VII) – 919–944 Стефан и Константин, сыновья Романа Лакапина – дек. 944-янв. 945 Роман II – 959–963 Никифор II Фока – 963–969 Иоанн I Цимисхий – 969–976 Василий II Болгаробойца – 976–1025 Константин VIII – 1025–1028 Роман III Аргир – 1028–1034 Михаил IV Пафлагонец – 1034–1041 Михаил V Калафат – 1041–1042 Феодора и Зоя – 1042 Константин IX Мономах – 1042–1055 Феодора – 1055–1056 Михаил VI Стратиотик – 1056–1057 Исаак I Комнин – 1057–1059 Константин X Дука – 1059–1067 Роман IV Диоген – 1067–1071 Михаил VII Дука Парапинак – 1071–1078 Никифор III Вотаниат – 1078–1081 Алексей I Комнин – 1081–1118 Иоанн II – 1118–1143 Мануил I – 1143–1180 Алексей II – 1180–1183 Андроник I – 1182–1185 Исаак II Ангел – 1185–1195 Алексей III – 1195–1203 Исаак II (вторично) и Алексей IV – 1203–1204 Алексей V Дука Мурзуфл – 1204 Феодор I Ласкарь – 1204–1222 Иоанн III Дука Ватац – 1222–1254 Феодор II Ласкарь – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 Михаил VIII Палеолог – 1261–1282 Андроник II – 1282–1328 Михаил IX – 1295–1320 Андроник III – 1328–1341 Иоанн V – 1341–1391 Иоанн VI Кантакузин – 1341–1354 Андроник IV – 1376–1379 Иоанн VII – 1390 Мануил II – 1391–1425 Иоанн VIII – 1425–1448 Константин XI – 1449–1453 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ II ВЕЛИКИЙ КОМНИН трапезундский имп. (16.09. 1297-3.05.1330). Сын имп. Иоанна II и Евдокии, дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога . Проводил независимую от К-поля политику. Вступил в брак с дочерью правителя груз. княжества Самцхе . Боролся с набегами кочевых туркменов на границы империи, отразил их нападение на Керасунт (1301 или 1302). В 1304 и 1313-1314 гг. воевал с генуэзцами, изгнал их из Трапезунда и напал на Кафу . В 1314 и 1316 гг. заключил договоры с Генуей , а в 1319 г.- с Венецией , заложившие основы для развития понтийских итал. факторий. Значительно расширил городскую крепость Трапезунда. Поддерживал хорошие отношения с К-польским Патриархатом. В 1317 г. разрешил митрополиту Амасии пребывать в крепости Лимнии на трапезундской территории. Опекал митрополию Алании . Способствовал распространению в империи почитания мч. Евгения Трапезундского . При его покровительстве Трапезунд превратился в центр наук и образования. Ист.: Панарет. Хроника, 6; Στφανος Σγουρπουλος. Στχοι γκωμιαστικο πρς τν βασιλα κυρν Αλξιον τν Κομνηνν// Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα . 1891. Σ. 431-437; Georges Pachymeres. Relations historiques/Ed. A. Failler. P., 1984. T. 2. P. 287-290, 448-450. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 31-34; Успенский Ф. И. Очерки из истории Трапезунтской империи. Л., 1929. С. 72-74; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969, P. 98-99; Карпов С. П. Трапезунд и Константинополь в XIV в.//ВВ. 1974. Т. 36. С. 84-86; он же. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; он же. Культура Трапезундской империи//Культура Византии. М., 1991. Т. 3. С. 94-101; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ IV ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КОМНИН (1382-26.04. 1429), трапезундский имп. (с 5 марта 1412). Сын имп. Мануила III и Евдокии, дочери груз. царя Давида III ; с 1395 г. соправитель. В 1396 г. женился на Феодоре из рода Кантакузинов . До 1404 г. на короткое время поднял неудавшийся мятеж против отца. Став императором, А. В. К. вступил в войну с Генуэзской республикой, отправив посольство в Венецию за помощью, в к-рой ему, однако, было отказано. В итоге после высадки генуэзского десанта в окрестностях Трапезунда А. В. К. капитулировал и по договору 1418 г. обязался в течение 4 лет выплатить огромную контрибуцию вином (2000 бочек) и лесными орехами (ок. 25 т). В дипломатических целях он выдал одну из своих дочерей за эмира гос-ва Ак-Коюнлу, а другую за визант. имп. Иоанна VIII Палеолога . Сведения о том, что еще одна его дочь стала женой правителя Сербии Георгия Бранковича , являются недостоверными. А. В. К. был свергнут с престола и убит в результате заговора своего сына Иоанна IV , осуществленного при участии или по крайней мере с ведома Генуи. Ист.: Панарет. Хроника; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 219-220. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 79-83; Laurent V. L " assassinat d " Alexis IV, empereur de Trébizonde, † 1429//АП. 1955. Т. 20. Σ. 138-143; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Kur š anskis M. La descendance d " Alexis IV empereur de Trébizonde//REB. 1979. T. 37. P. 239-247; Карпов С. П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1; Bryer A. The Faithless Kabazitai and Scholarioi//People and Settlement in Anatolia and the Caucasus, 800-1900. L., 1988. Art. 7. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64532.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010