Вскоре после основания К. п. м. приобрел на п-ове Айон-Орос обители прор. Даниила и Кадзари, виноградник в Карее, мельницу (местонахождение к-рой неизв.), в 50-х гг. XI в.- обитель Фалакру. Мон-рь имел неск. владений на п-ове Ситония (в т. ч. подаренный имп. Василием II Болгаробойцей монастырь Иеромнимон (τν Ιερομνμων)) и на п-ове Касандра, подворье в Каламарии, пожертвованное хартофилаксом Синадином, и дома в Фессалонике (Ibid. Σ. 37-38). В источниках упоминаются игумены К. п. м. Дионисий (ок. 1040), Григорий (1047), Герасим (между 1051 и 1056), Феодор (1059 и 1071), Николай (1076). Дионисий был вынужден протом и собранием игуменов передать Дохиару одну местность, к-рая находилась в пределах монастырских владений (Actes de Xénophon. 1986. N 1). Близкое соседство 2 мон-рей на протяжении столетий вызывало споры из-за пограничных территорий. Герасим в миру занимал высокую придворную должность куропалата, а впоследствии стал протом. При этом он продолжал заботиться о К. п. м.: разбил виноградник на территории, принадлежавшей обители Фалакру, построил рядом башню и передал эту местность во владение монастырю (Ibidem). В 1078 г. на Афон прибыл великий друнгарий Стефан (в монашестве Симеон). Он решил отремонтировать пришедший в упадок К. п. м. и за это право заплатил проту Павлу большую сумму - 36 литр золота. В том же году Симеон был призван полководцем Алексеем Комнином (впосл. имп. Алексей I Комнин ) для ведения переговоров с Василакисом, сподвижником одного из претендентов на престол Никифора Вриенния, который провозгласил себя императором и укрылся в Фессалонике. Чтобы заставить Василакиса сдаться, Алексей Комнин пригласил для посредничества Симеона и впосл. неоднократно оказывал ему знаки уважения ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 43-44). Акт прота Павла. 1089 г. Акт прота Павла. 1089 г. В 1080 г. Симеон и 3 его ученика были изгнаны со Св. Горы по решению прота и др. игуменов (по афонским правилам в число братии запрещалось принимать евнухов и безбородых юношей). В 1089 г. по распоряжению имп. Алексея святогорцы были вынуждены принять обратно Симеона с учениками. Важнейшим из документов ксенофонтского архива является акт прота Павла (1089) о передаче К. п. м. 2-му ктитору, Симеону (Actes de Xénophon. 1986. N 1). Из этого документа следует, что в тот момент в мон-ре подвизались 55 иноков и он был огорожен крепостной стеной.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

В нач. XII в. правящий клан Комнинов постепенно стал наиболее могущественным в империи и постепенно расширялся за счет сложной политики династических браков между ближайшими родственниками императоров и представителями других влиятельных феодальных семей. Кроме того, заключались брачные союзы с иноземными правящими домами. Ок. 1122 г. царевич Алексей, наследник И. К., женился на дочери русского кн. Мстислава Владимировича Добродее (Евпраксии), к-рая приняла имя Ирина. Старшая дочь И. К. Мария была выдана замуж за Иоанна Рожера Далассина, члена норманнского герцогского дома, правившего в Юж. Италии. Остальные дочери вышли замуж за представителей менее влиятельных визант. фамилий, ставших благодаря этому приближенными Комнинов: Анна - за Стефана Кондостефана, Феодора - за Мануила Анему, Евдокия - за Феодора Ватаца. При такой политике нек-рые семьи, ранее претендовавшие на участие в управлении и бывшие союзниками Комнинов в кон. XI в. (Дуки, Вриеннии), частично утрачивали свое влияние. Подобно Алексею I, И. К. опирался на своих ближайших родственников, к-рые занимали наиболее важные должности при дворе, в военной и гражданской администрации. Брат И. К. Исаак получил титул севастократора, его двоюродные братья Иоанн Комнин и Григорий Таронит заняли посты паракимомена и протовестиария. В то же время некоторые важные гражданские посты получили лично преданные И. К. лица, не связанные с кланом Комнинов, такие как великий логофет Иоанн Аксух (выходец из тюрк. племен, принявший крещение), логофет секретов Григорий Каматир. И. К. мало интересовался церковной политикой, и его правление не отмечено к.-л. крупными событиями в жизни Византийской Церкви. С меньшей интенсивностью продолжалась в эти годы и греко-лат. полемика, бывшая одной из важнейших проблем церковной жизни как на рубеже XI и XII вв., так и во 2-й пол. XII в. В 1136 г., во время пребывания германского посольства в К-поле, в храме Св. Ирины состоялся публичный диспут об исхождении Св. Духа между еп. Ансельмом Хафельбергским и митр. Никитой Никомидийским.

http://pravenc.ru/text/469754.html

В 1344 г. в Трапезунде произошел новый переворот. Никита Схоларий организовал убийство великого дуки (главнокомандующего) Иоанна, затем сверг Иоанна III, освободил М. и вернул его в Трапезунд. Иоанн был отправлен в заключение в мон-рь св. Саввы. На этот раз М. короновали как императора, но, оказавшись на троне, он, всем обязанный Схоларию, на нек-рое время перешел под его опеку. Никита Схоларий был назначен великим дукой Трапезунда, и без его согласия М. не мог что-либо предпринять. Тем не менее в Трапезунде росло недовольство засильем к-польской партии Схолария. Спустя нек-рое время из опасения нового восстания Схоларий вернул М. самодержавную власть. В нояб. 1345 г., воспользовавшись очередными волнениями в городе, М. приказал арестовать Схолария и неск. высших чинов Трапезунда. В это время сын М. Иоанн был выслан в К-поль и затем в Адрианополь, где содержался под стражей. Великим дукой Трапезунда М. назначил Иоанна Кавасита. Однако самостоятельное правление М. оказалось омрачено рядом неудач. В 1347 г. в течение неск. месяцев Трапезунд был охвачен эпидемией чумы. Кроме того, он испытывал военно-политическое давление различных сил как с Востока, так и с Запада. В 1346 г. турки захватили крепость Эноя. В 1348 г. началась война трапезундцев с генуэзцами: последние в ответ на произошедшую ранее резню генуэзских торговцев в Трапезунде захватили портовый г. Керасунт, 2-й по значению город Трапезундской империи. В мае 1349 г. в морском сражении генуэзская эскадра, пришедшая из Каффы, разбила трапезундский флот; Иоанн Кавасит и некоторые из военачальников, верных М., погибли. В Трапезунде вновь произошла резня, были убиты все оставшиеся в городе западноевропейцы. Осенью 1349 г. начались мирные переговоры М. с генуэзцами, на к-рых императору удалось договориться о возвращении Керасунта в обмен на передачу Генуе крепости Леонкастрон. Результатом войны стало усиление контроля генуэзцев над торговыми сделками Трапезунда. Из-за поражений авторитет М. в Трапезунде упал; он был вынужден освободить из-под стражи Никиту Схолария и вернуть ему пост великого дуки. 13 дек. 1349 г. в результате переворота, организованного Схоларием вновь при поддержке из К-поля, М. был свергнут, а 22 дек. трон занял прибывший из К-поля Иоанн, сын имп. Василия, к-рый принял имп. имя Алексей III Великий Комнин . М. был пострижен в монашество в мон-ре св. Саввы, а в 1351 г. выслан в К-поль, где находился под надзором.

http://pravenc.ru/text/2563728.html

дворец 732 . Но наступивший мир не был долог – как ни странно, теперь борьба развернулась вокруг фигуры Константинопольского патриарха Феодосия. Протосеваст Алексей не мог простить ему, что тот поддержал порфирородную Марию, а потому инициировал через не самых самостоятельных во мнении епископов вопрос о низвержении столичного архиерея. Ему активно и удачно противодействовала кесарисса, прекрасно понимавшая, что без патриарха ей грозит неминуемая гибель. В результате все попытки узурпатора выдвинуть какие-то официальные обвинения против патриарха ни к чему не привели. И в скором времени архипастырь в окружении громадной толпы народа в праздничном одеянии прошествовал в Святую Софию 733 . Казалось, наступило время мира, но все основные события были еще впереди. Тем временем Андроник Комнин двигался из Пафлагонии, прекрасно зная от своей дочери Марии обо всем, что творится в столице. Его войско постепенно увеличивалось – Андроник умел располагать к себе людей, и уже достигло пределов Понтийской Ираклии. Ситуация в столице стала настолько неуправляемой, а авторитет Андроника достиг той верхней планки, что, появись он в Константинополе уже в эти дни, его бы ждал неминуемый успех 734 . Но вне стен столицы Андроник иногда сталкивался с неожиданностями. Хотя он провозгласил, будто идет защищать законного Римского царя, далеко не все поверили ему. Например, Никея закрыла свои ворота при приближении «освободительной» армии, а Иоанн Дука, близкий родственник протосеваста, на которого была возложена охрана города, решительно отклонил предложения Андроника присоединиться к нему. Аналогичную позицию занял и великий доместик Иоанн Комнин, управляющий Фракией. А в Тарсии против Андроника открыто выступил Андроник Ангел, хотя и потерпел поражение. В этом не было ничего странного: старые воины, знавший в деталях все перипетии жизненного пути Андроника Комнина, не обольщались на его счет. Они понимали, что за величественной красотой и благородными сединами, льстивыми речами и рыцарскими манерами скрывается совсем иная натура.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда это было решено, севастократор Исаак, вошедши в великий храм Божий, созвал туда собор и весь церковный чин“. В заключение длинной своей речи он сказал: «я нахожусь вынужденным заставить тех, кого не хотел бы принуждать“. Предложение Исаака было принято собором, но «это было предметом величайших укоризн царям не только тогда, но и долго спустя после того“. Особенно сильно нападал на Алексея и поносил его Лев Халкидонский. Поведение последнего было настолько вызывающе, что Алексей оказался вынужденным созвать против него собор, на котором он был обвинен в неправославном учении об иконопочитании и лишен сана, а затем, спустя несколько лет, был и сослан в г. Созополь. Так как это не успокоило недовольных, то Алексей впоследствии созвал новый собор во Влахернах. В присутствии всего сената, военачальников, патриарха и множества духовенства император дал объяснение, почему он прибег к отнятию у церквей некоторых вещей, а последних было отнято, как оказалось по представленным собору книгам, очень немного, а затем сделал постановление отпускать ежегодно известное количество золота и серебра в вознаграждение за отнятое от гробницы Зои и от Халкопратеев. 27 Хотя византийские императоры довольно часто практиковали конфискацию церковных и монастырских имуществ в казну и эта конфискация, можно сказать, считалась одним из традиционных способов пополнение государственных ресурсов, однако Алексей Комнин, как показывает изложенный нами случай, далек был от мысли не считаться с правами Церкви и игнорировать защитников этих прав. Чувство законности в нем было достаточно для этого сильно. Вот, почему в 1082 году им была издана новелла de sacris vasibus in publicum usum non convertendis. 28 Император здесь откровенно говорит, что он коснулся церковных сокровищ потому, что находился в стесненных обстоятельствах и, конечно, без всякого злого умысла, но теперь он ясно видит, что это не принесло пользы государственному кораблю, находящемуся в такой опасности, что только Бог , ими же весть судьбами, может спасти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Илии во внутренней политике Новгорода, хотя, как правило, владычная летопись отмечает смену князей и посадников в нейтральном тоне. Уникальное сообщение содержится в новгородской владычной летописи под 1186 г.: незадолго до кончины архиеп. Илии «приде цесарь грьцскыи Алекса Мануиловиць в Новъгород» (НПЛ. С. 38, 228). Очевидно, имеется в виду не самозванец, как предположил еще Н. М. Карамзин ( Карамзин. 1991. С. 574. Примеч. 153), а буд. основатель Трапезундской империи Алексей I Великий Комнин (ок. 1180/82 - 20 февр. 1222), которого привезли в Новгород ребенком (вероятнее всего, окольным путем вокруг Европы). После свержения в 1185 г. его деда имп. Андроника I Комнина Алексей находился в изгнании, как предполагают исследователи, в Грузии, у царицы Тамары , к-рая приходилась ему теткой. (С. П. Карпов , не учитывая сообщения НПЛ, полагает, что «реальных данных для установления местопребывания Алексея и Давида (брата Алексея.- М. П.) в 1185-1203 гг. нет»; см.: Карпов С. П. Образование Трапезундской империи (1204-1215)//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 13.) При архиеп. Илии продолжалось ведение новгородской владычной летописи. В кон. 60-х гг. XII в., по гипотезе А. А. Шахматова , появилась новая редакция летописи (свод 1167 г.), в начальной части соединившая местную летописную традицию с ПВЛ (см.: Шахматов А. А. История рус. летописания. СПб., 2002. Т. 1. Кн. 1. С. 137-145; Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской I летописи//НИС. СПб., 1997. Вып. 6(16). С. 3-72; Гимон Т. В. Как велась новгородская погодная летопись в XII в.?//ДГВЕ, 2003. М., 2005. С. 339-343). Как показал Гиппиус, владычным летописцем был Герман Воята . Архиеп. Илия способствовал становлению почитания в Новгороде своего предшественника еп. Аркадия. По мнению В. О. Ключевского , ранее 1188 г. было составлено проложное Житие еп. Аркадия ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 64-65). В. И. Галко полагает, что Житие было написано до весны 1175 г. ( Г[алко] В. И. Житие Аркадия, епископа Новгородского//Письменные памятники. 2003. С. 196; ср.: Лосева. 2009. С. 193-194; см. др. т. зр.: Водов В. Первые новгородские святыни и святые: До нач. XV в.//Вел. Новгород в истории средневековой Европы: К 70-летию В. Л. Янина. М., 1999. С. 383). С кон. XVI в. ко времени архиепископства И. стали относить явление мощей св. братьев бояр Алфановых (см. Алфановы Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий , преподобные), живших в действительности во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. ( Дубровин Г. Е. Легенды о братьях Алфановых//ДРВМ. 2006. 3(25). С. 35-47).

http://pravenc.ru/text/468947.html

Когда это было решено, севастократор Исаак, вошедши в великий храм Божий, созвал туда собор и весь церковный чин». В заключение длинной своей речи он сказал: «я нахожусь вынужденным заставить тех, кого не хотел бы принуж­дать». Предложение Исаака было принято собором, но «это было предметом величайших укоризн царям не только тогда, но и долго спустя после того». Особенно сильно нападал на Алексея и поносил его Лев Халкидонский. Поведение последнего было настолько вызывающе, что Алексей оказался вынужденным созвать против него со­бор, на котором он был обвинен в неправославном учении об иконопочитании и лишен сана, а затем, спу­стя несколько лет, был и сослан в г. Созополь. Так как это не успокоило недовольных, то Алексей впоследствии созвал новый собор во Влахернах. В присутствии всего сената, военачальников, патриарха и множе­ства духовенства император дал объяснение, почему он прибег к отнятию у церквей некоторых вещей, – а последних было отнято, как оказалось по представленным собору книгам, очень немного, – а затем сделал постановление отпускать ежегодно известное количество золота и серебра в вознаграждение за отнятое от гробницы Зои и от Халкопратеев 158 . Хотя византийские императоры довольно часто практи­ковали конфискацию церковных и монастырских имуществ в казну и эта конфискация, можно сказать, счита­лась одним из традиционных способов пополнения государственных ресурсов, однако Алексей Комнин, как показывает изложенный нами случай, далек был от мысли не считаться с правами Церкви и игнорировать защитников этих прав. Чувство законности в нем было достаточно для этого сильно. Вот, почему в 1082 году им была издана новелла de sacris vasibus in publicum usum non convertendis 159 . Император здесь откровенно говорит, что он коснулся церковных сокровищ потому, что находился в стесненных обстоятельствах и, конечно, без всякого злого умысла, но теперь он ясно видит, что это не принесло пользы государственному кораблю, находяще­муся в такой опасности, что только Бог, ими же весть судьбами, может спасти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Во время очередного похода против болгар, в который И. А. выступил в марте 1195 г., он был схвачен и ослеплен по приказу его старшего брата Алексея, вскоре взошедшего на престол (см. ст. Алексей III Ангел Комнин ). В июле 1203 г., после бегства Алексея III из К-поля, И. А., будучи слепым и уже престарелым человеком, ненадолго номинально вернулся к власти. Императором-соправителем при нем стал его сын Алексей ( Алексей IV Ангел ), приведший под стены К-поля войско крестоносцев. Незадолго до захвата К-поля крестоносцами И. А. скончался. Церковная политика Вскоре после прихода к власти И. А. получил от католикоса Армянской Апостольской Церкви Григора IV Тха (1173-1193) послание на арм. и араб. языках. Поздравляя И. А. с вступлением на престол, Григор просил оказать милость живущим вокруг Филиппополя армянам, а также выразил желание возобновить переговоры о воссоединении Церквей. В ответ католикосу был отправлен питтакий, в котором император выразил горячее стремление к воссоединению греков и армян. В питтакии говорилось, что между греками и армянами существует 2 вида разномыслия - по вопросу обрядов (разное время празднования Рождества Христова, Благовещения и Богоявления) и по вопросу догматов. По обрядам, дабы не соблазнять людей колеблющихся и неустойчивых, со временем можно будет прийти к соглашению. Однако в догматике нельзя допустить никакого разномыслия. Изложив основные положения учения о соединении двух природ во Христе и подкрепив их цитатами из святоотеческих творений, И. А. указывал, что лишь кратко осветил вопрос, и предлагал католикосу прибыть в К-поль вместе с учеными мужами для диспута. И. А. уверил католикоса, что визант. епископ Филиппополя не принуждал живущих там армян переходить в др. веру, ведь, как пишет и сам католикос, у греков и армян вера одна и оба этих народа служат Единому Богу и Христу (RegImp, N 1567g Вскоре, однако, эта церковно-дипломатическая инициатива завершилась провалом для Византии. Для дальнейших переговоров арм. посольство отправилось в Рим, где была заключена уния между Армянской и Римско-католической Церквами ( Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861. С. 164-166). По свидетельству Хониата, в 1189-1190 гг. арм. население дружески встречало войска Фридриха Барбароссы ( Nicet. Chon. Hist. P. 403).

http://pravenc.ru/text/674141.html

Общая история мессалианского движения и борьбы с ним православной и инославных (несторианской, монофизитской, армянской) Церквей рисуется в следующих основных чертах 954 . Ересь возникла в Сирии, по-видимому ок. 360–370 гг. Исторические корни мессалианства неясны. Епифаний при изложении истории этой ереси упоминает о каких-то «иудеохристианах» и о сатанианах, что позволяет предположить иудейские и манихейские корни. Однако для самого же Епифания ничуть не менее очевидны связи мессалиан с обычными монашествующими кругами. На самом деле грань между крайним монашеским ригоризмом и еретическим экстремизмом довольно тонка 955 , так что при такого рода сопоставлениях требуется особая осторожность. Не исключено 956 , что какими-то отдаленными предшественниками мессалиан были евстафиане 957 – ученики Евстафия Севастийского, которого св. Василий Великий почитал своим учителем. Эти сторонники крайних форм монашеского экстремизма были осуждены на Гангрском соборе ок. 341 г. По предположению Ж. Грибомона 958 , Правила св. Василия Великого отражают (точнее, реабилитируют) в православном контексте некоторые мнения Евстафия Севастийского относительно брака, осужденные Гангрским собором 959 . В переводе с сирийского слово «мессалиане» 960 означает «молящиеся» (εχται, «евхиты»). Затем им были даны и другие наименования по вождям ереси или другим ее отличительным признакам («энтузиасты»). Среди главарей мессалиан Феодорит называет Дадоя, Сав(в)у, Адельфия, Ерму , Симеона «и других» 961 . Поздние сирийские авторы (Агапий Манбиджский, Михаил Сириец, Баребрей) считают их учениками Евсевия (Евтихия) Эдесского. Из Сирии мессалиане достигли Азии и Понта. Св. Амфилохий Иконийский , которому было вверено попечение о Ликаонии, созвал против еретиков собор в Сиде 962 , после чего последние удалились в Осроэну (Эдессу). Антиохийский епископ Флавиан, обеспокоенный распространением ереси, созвал ок. 390 г. собор в Антиохии в присутствии трех епископов восточного диоцеза и тридцати священников и диаконов. Для выяснения учения мессалиан Флавиан воспользовался тем же приемом, что много веков спустя – император Алексей Комнин для уличения предводителя богомилов Василия. Он сделал вид, что почитает старейшего предводителя евхитов Адельфия, и тот открыл епископу «весь скрытый свой яд», так что Флавиан получил самую достоверную информацию. По ходу изложения заметим, что, согласно Филоксену Маббугскому 963 , Адельфий, ученик сирийского подвижника Иулиана-Савы, некоторое время жил в Египте и слышал от прп. Антония Великого речи о чистоте ума и видениях, спасении души и бесстрастии. Потом он стал подвизаться самостоятельно, но был обманут сатаной в виде ангела света, которому он поклонился и стал принимать бесовские видения за небесные. Какова бы ни была историческая достоверность слов Филоксена, важно, что в них находятся следы связей (реальных или мнимых) мессалиан с египетскими аввами (ср. приписывание CM прп. Макарию Великому ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010