Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КОМНИН трапезундский имп. (22.09.1332 - 6.04.1340). Сын имп. Алексея II Великого Комнина . Находился в изгнании в К-поле, захватил трон в результате династического переворота, свергнув при поддержке группировки столичной знати 8-летнего племянника Мануила II, впосл. убитого его сторонниками. Провел репрессии против группировки местных архонтов провинции, казнив ее важнейших представителей. Коронован 16 сент. 1335 г. 5 июля 1336 г. одержал победу над напавшим на Трапезунд эмиром Кара хисара Хасаном Кучуком. Заключил брак с незаконной дочерью Андроника III Палеолога Ириной (16 сент. 1335, императрица 1340-1341), затем вступил в связь и впосл. (8 июля 1339) женился на Ирине из Трапезунда, от к-рой имел детей Алексея и Калоиоанна (буд. имп. Алексей III Великий Комнин ). Патриарх К-польский Иоанн XIV Калека счел поведение В. В. К. прелюбодеянием, отлучил Ирину Трапезундскую от Церкви и осудил митр. Трапезундского Григория, фактически согласившегося на развод В. В. К. и потворствовавшего ему. 3 марта 1337 г. во время солнечного затмения произошло народное выступление против императора, к-рый был забросан камнями. При В. В. К. произошел раскол трапезундской столичной знати, первоначально ориентировавшейся на К-поль, и сразу после его смерти началась гражданская война. Оставил значительное состояние. Друг и покровитель ритора Андрея Ливадина . Ист.: Панарет. Хроника; Nicephori Gregorae Byzantina historia Graece et Latine/A cura L. Schopeni. Bonnae, 1829. T. 1. P. 536, 548-549, 678-679; Ανδρου Λιβαδηνο βος κα ργα/Εκδ. Ο. Λαμψδης. Αθναι, 1975; Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Tl. 2: Ed. und Übers. der Urkunden aus den Jahren 1337-1350/Hrsg. von H. Hunger e. a. W., 1995. S. 194-200; Rosenqvist J. O. The Hagiographic Dossier of St. Eugenics of Trebizond in Codex Athous Dionysiou 154. Uppsala, 1996. P. 338-340. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst.,1968; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969. P. 101-104; Bryer A. Peoples and Settlement in Anatolia and the Caucasus, 800-1900. L., 1988. Т. 6. P. 347-352; idem. Byzantium and the Pontos during the Time of Troubles " (1332-1363)//Acts XVIIIth Intern. Congr. of Byzantine Studies: Selected Papers: Main and Communications. Moscow, 1991. Vol. 1: History. Shepherdstown, 1996. P. 93-105; Kislinger E. Macht und μοιχεα am Hof von Trapezunt: Zu einem Patriarchalschreiben des Jahres 1340//JÖB. 1994. Bd. 44. S. 245-253. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150793.html

Кесарь Иоанн немедленно последовал зову и оказал неоценимые услуги: добыл для них денег и, встретив случайно у реки Гебра (Марица) отряд угров, нанял их на службу Комниным. После соединения с Комни-ными в дальнейшем ходе их предприятия Иоанн являлся на выручку в самых критических случаях. 959 Сборным пунктом было назначено фракийское селение Цурулл, куда успело сойтись по приказам доместика войско: сюда съехались все, и кесарь Иоанн с внуками, Михаилом и Иоанном (сыновьями Андроника), и Георгий Палеолог; отсюда уже двинулись к Византии. Первым вопросом, который предстояло решить, было избрание императора; необходимо было отдать предпочтение которому-нибудь из братьев Комнинов, Исааку или Алексею. Избрание было пустой формальностью, выполненной лишь с целью не обидеть старшего брата. Предпочтение младшего брата, Алексея, было делом предрешенным; на его стороне стояла армия, еще раньше им предрасположенная, им заключено было условие с Паку-рианом и Убертопулом, наконец, кесарь Иоанн с внуками и Георгий Палеолог узами родства были связаны с Алексеем и единодушно действовали в его пользу. Алексей Комнин был провозглашен императором. Войско, с претендентом во главе, шло в Византию весьма медленно: весь Великий пост прошел, прежде чем оно приблизилось к стенам столицы. Это время посвящено было Алексеем Комнином увеличению военных сил и денежных средств. Для приобретения того и другого он обращался к правителям разных областей. Некоторые удовлетворяли его требованиям, другие отказывали. К числу последних принадлежал Георгий Монома-хат, дука Диррахия, преемник по должности Никифора Василакия. Он считался другом Алексея Комнина, и потому, вскоре после ослепления Василакия, Борилл и Герман, тогда уже подозрительно посматривавшие на Комнина, постарались его удалить из столицы под предлогом почетного назначения. Алексей Комнин, выступив претендентом, по старой дружбе попросил у Мономаха субсидии. Но тот ответил, что дружбу он и впредь сохранит, но из друга превратится в слугу лишь тогда, когда Комнин взойдет на престол, а до тех пор намерен верно служить Вотаниату, которому присягнул.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

А также царицу Ирину, супругу основателя династии Комнинов, ее внучку царевну Ирину и ее дочь, блестящую писательницу, автора «Алексиады» Анну Комнин. Игуменом знаменитого Преображенского монастыря в Метеорах стал Фессалоникийский деспот Иоанн Уреш Палеолог (1371-1373), в монашестве Иоасаф. Деятельным помощником императора Алексея I Комнина был монах Иоанн Дука Кесарь, дядя императора Михаила VII Парапинака . Продолжая древнюю традицию, монахами стали: св. Ирина (в монашестве Ксения), супруга императора Иоанна II Комнина (1118-1143), император Мануил I Комнин (1143-1180) , Ирина и Марфа – сестры императора Михаила VIII Палеолога (1261-1282), его внебрачная дочь преподобная Мария Монгольская (женщина необычайной судьбы!), свергнутый с престола в юности царь Иоанн IV Ласкарис (1258-1261), в монашестве Иосаф, император Андроник II Палеолог (1262-1283), его внук император Андроник III Младший (1328-1341), император Иоанн VI Кантакузен (1347-1354) и его супруга царица Елена. Незадолго до смерти сын царя Иоанна V император Иоанн VII Палеолог (1390) также принял монашеский постриг с именем Иосаф. После смерти мужа императора Иоанна VII Палеолога (1390) царица Ирина Гаттилузи (+1440), родом из Генуи, переехала на остров Лемнос и также приняла монашество с именем Елена . Перед смертью монашеский постриг принял император св. Мануил II Палеолог (1391-1425, в иночестве Матфей), его жена царица св. Елена ( Ипомония в монашестве, память 29 мая) Драгаш (1392-1425) после смерти супруга предавалась иноческим подвигам. Императрица София Монферратская (1399-1434), супруга императора Иоанна VIII Палеолога (1425-1448) через короткое время после неудачного замужества вернулась на родину и там приняла монашеский постриг, окончив свои дни в монастыре в 1434 г. Среди монахинь Иоаницкого монастыря, построенного по распоряжению императора Исаака II Ангела (1185-1195, 1203-1204), можно было встретить его дочь Ефросинью-Анну . Монахиней под конец жизни стала супруга бывшего императора Алексея III Ангела (1195-1203) Ефросинья и сам Алексей III . Монахом был император Трапезунда Михаил Великий Комнин (1344-1349), а также деспот Фессалоники Дмитрий (1246). Монахами завершили свои земные дни Сербские короли – св. Елена, св. Стефан Милутин (1282-1321) и его старший брат св. Стефан Драгутин (1276-1282) . Св. Савва, столь много сделавший для благо своей родины, приходился сыном Сербскому королю св. Стефану Немане (1217-1228) . Сам св. Стефан закончил свои дни в монастыре Хиландар на Афоне преподобным Симеоном Мироточивым, прославлена Церковью в чине преподобной и его жена Анастасия Сербская.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

Императоры Ираклий I Великий и Лев III Исавр наряду с Константином IV Погонатом упоминаются в службе субботы Акафиста как орудия защиты Богородицей Римской империи и Церкви от нашествия персидского царя Хосрова и иных агарян. В этом же синаксаре прослеживается мысль о том, что Господь неизреченным Своим промыслом ведет Римскую империю к спасению, и подобает использовать и естественные возможности, и уповать на Бога и молитвенное предстательство Его Пречистой Матери. В службе Недели Православия Постной Триоди встречается наименование императрицы святой Феодоры как благочестивейшей царицы, которой Господь судил быть орудием восстановления почитания святых икон 721 . Подытожив, нельзя не изумиться той удивительной, красивой картине, которая открывалась взорам византийцев и остальным народам. «Для нашего времени, – писал один историк, – может представляться изумительным и странным такое зрелище: царь во дворце произносит религиозно-нравственную речь, – его слушает простой народ, христианские и языческие философы, епископы. И это правда. Но в быту византийских христианских императоров встречалось много такого, что на наш современный взгляд показалось бы странным, непонятным и неуместным. Что сказали мы, если бы православный государь облекся в саккос и омофор, если бы в руках его мы увидели во время литургии дикирии, если бы, при вступлении в общественное собрание, он стал благословлять народ архиерейским благословением, если бы певчии стали возглашать ему: ис-полла? Все это показалось бы нам выходящим из ряда вон, необыкновенным, аномалией. И, однако, все это было в Византии, и никто этому не изумлялся» 722 . LXII. Император Алексей II Комнин (1180–1183) Глава 1. Протосеваст против узурпатора Император Алексей II Комнин , которому исполнилось 10 или 12 лет (мнения историков разнятся на этот счет), являлся бессильной с политической точки зрения фигурой. Вследствие юного возраста Алексей II отдавал естественное предпочтение детским забавам – играл со сверстниками, получал образование, устраивал скачки. А василисса Мария – дама легкомысленная и избалованная вниманием мужчин, мало понимала в делах государства. Да и трудно было ожидать в годы правления деятельного и вездесущего Мануила I, чтобы кто-то мог делить с ним царскую власть. Теперь отсутствие на Римском престоле радетеля общего блага, способного силой своего характера примирить все противоречия и сплотить общество вокруг себя, сказывалось весьма ощутимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института Русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. Алфавитный указатель имен А Авраамий Смоленский, преподобный Авраамий Ростовский, преподобный Агафодор, священномученик, епископ Херсонесса Аганит, преподобный – безмездный врач Акиндин Печерский, архимадрит Алексей I Комнин, император Алексей II Комнин, император Алексий, патриарх Алипий, преподобный, иконописец Аль-Идриси Аль-Магреби Анастас Корсунянин Анастасий Синаит , преподобный Анна Иоанновна, императрица Анна Царевна, великая княгиня Киевская Анна, княжна, дочь Ярослава Андрей Боголюбский, князь Андрей, епископ Болгарский Андрей, апостол св. Андрей Кесарийский св. Антоний Печерский, преподобный Антоний, епископ Новгородский Антоний Римлянин, преподобный Антоний, епископ Черниговский Аркадий, епископ Новгородский Аскольд, князь Афанасий Александрийский , архиепископ, св. Б Байер А. Болеслав I, Храбрый, король Болеслав II, король Болдуин, император Болотов В. В. Борис, князь, св. Борис, царь Болгарский Бравалин, воевода Брайчевский Ю. Брячеслав, князь Булан-Бек В Варда Склир Варда Фока Варлаам, преподобный, (сын боярина Иоанна) Варлаам Хутынский, преподобный Василий I Македонянин, император Василий II Македонянин, император Василий Великий св. Василько Рогволдович, князь Василько Требовьский, князь Вернадский Г.В. Владимир, святой, равноапостольный, великий князь Владимир Володарович, князь Владимир Мономах , великий князь Владимир Всеславович, князь Владимир Ярославович, князь Вольсомон Всеволод Владимирович, князь Всеволод Мстиславович, князь Всеволод Ольгович, князь Всеволод Святославович Чермный, князь Всеволод Юрьевич “Большое Гнездо”, князь Всеволод Ярославович, князь Всеслав Полоцкий, князь Вышеслав Владимирович, князь Вышата, воевода Вячеслав Владимирович, князь Г Генрих I, король Генрих II, император Генрих IV, император Георгий Амартол Георгий Амастридский, св. Георгий, митрополит Георгий Угрин, преподобный Геродот Галакарнасский Глеб, князь, св. благоверный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. в обход его старшего, оставшегося в живых брата Исаака. По версии визант. историков Иоанна Киннама и Никиты Хониата, Иоанн объяснил свое решение доблестью М. К., к-рую тот доказал в военных походах вместе с отцом. Сразу после смерти Иоанна 8 апр. 1143 г. М. К. приступил к командованию войском в Киликии и фактически возглавил страну. На месте смерти отца он приказал основать мон-рь. Поход в Киликию им был отменен. В К-поль был отправлен великий доместик Иоанн Аксух, к-рый по тайному приказу М. К. отправил под арест дядю М. К. севастократора Исаака и брата М. К. Исаака до возвращения М. К. В июне 1143 г. М. К. вернулся в К-поль и организовал похороны отца в мон-ре Пантократора . Позднее на могилу Иоанна он перенес из Фессалоники плиту саркофага св. Димитрия Солунского (Magdalino. P. 178). В авг. 1143 г. М. К. был коронован в соборе Св. Софии патриархом Михаилом II . В браке М. К. и Ирины (Берты) так и не появился наследник. В семье родились дочери Мария (1152-1182), которая в 1180 г. была выдана замуж за герц. Райнера Монферратского, и Анна (1154-1158). Имп. Ирина умерла 29 авг. 1159 г. Визант. историки сообщают, что М. К. тяжело переживал ее смерть. В дек. 1161 г. в К-поле М. К. женился на кнж. Марии Антиохийской (1145-1182). В этом браке родился Алексей II Комнин (10 сент. 1169 - окт. 1183; император в 1180-1183). Внешняя политика Внешняя политика М. К. на протяжении всего правления была очень активной. Правительство М. К. взаимодействовало с большинством стран и владений христ. Европы, с крестоносцами и мусульманами на Ближ. Востоке. В отдельные периоды М. К. обращал наибольшее внимание на к.-л. одно из направлений (Восток или Запад и т. п.), и, добившись успехов, быстро разворачивал свои дипломатические и военные силы на решение др. задач. Т. о., ему удалось одержать множество частных побед в отношениях с разными странами, но укрепить положение Византии принципиально он так и не смог. В сер. 40-х гг. XII в. интересы М. К. были сосредоточены в основном на ближневост.

http://pravenc.ru/text/МАНУИЛ I ...

Но на самом деле письмо и посольство были только предлогом – в действительности посланники царя начали массовый подкуп отрядов из армии Вотаниата, включая турок. Но рядом умелых комбинаций старый воин перекупил турок опять на свою сторону, избежал ловушек по дороге и вскоре вошел в Никею, гражданам которой оставалось лишь принять его с царскими почестями, как законного императора. Остаток зимы и начало весны 1078 г. Вотаниат провел в переговорах и подкупе главных сановников Константинополя, и не без успеха. 25 марта 1078 г. в храме Святой Софии собрались многие сановники, духовенство и граждане. Без особого стеснения они провозгласили Никифора Вотаниата Римским императором. Но даже в такой критической ситуации Михаил VII Дука не смог пробудить свою волю. Алексей Комнин, сохранивший верность василевсу до последней минуты, предлагал тому собрать царскую гвардию и ударить по мятежникам, собравшимся в храме, но Парапинак не согласился. Остальное было уже делом техники – 31 марта 1078 г., в Лазареву субботу, отряды Вотаниата, прибывшие в столицу, подкрепили вооруженных горожан, а затем направились к царскому дворцу. Михаил VII пытался бежать во Влахернский храм, но был схвачен, пострижен в монахи и отправлен в Студийский монастырь. Позднее он продолжил духовную карьеру и стал митрополитом Эфеса, по-видимому, никогда не выезжая в свою епархию. Его жена Мария Аланская и малолетний сын Константин Порфирородный были отправлены в монастырь Петри 99 . Поняв, что все кончено, последние верные Парапинаку сановники поспешили навстречу Вотаниату просить о снисхождении и милости. И тот проявил ее: все, даже Алексей Комнин и брат Михаила Парапинака Константин, были помилованы новым самодержцем. И в Великий вторник, 3 апреля 1078 г., Константинопольский патриарх Косьма I торжественно венчал на Римское царство Никифора III Вотаниата . Глава 2. «Новое» «Смутное время» и завершение династии Дуков Как человек опытный и далеко не глупый, новый император быстро понял, что сохранить власть и свой авторитет можно только путем резкого изменения политики, проводимой предшественником. А также за счет восстановления справедливости и наказания самых ненавистных византийцам лиц. Никифорица был отправлен в ссылку на один из островов и там умер под пытками. А первым министром двора стал Иоанн, митрополит Сидский, некогда отставленный Никифорицей. По мнению царя, это должно было вызвать расположение к нему со стороны клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОР Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон) Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон) [Лат. loros; греч. Λωρφο, от lorion - полоса кожи], элемент имп. облачения (для суверенов обоего пола) в виде златотканой ленты, украшенной драгоценными камнями, шириной ок. 0,3 м и длиной ок. 4-5 м. Происхождение Л. связано с рим. консульской тогой (trabea triumphalis), остававшейся в употреблении до VII в. Л. препоясывали по плечам крест-накрест туловище и грудь, после чего один его конец вертикально спускали перед грудью, а другой перебрасывали через левое предплечье. В VI в. это слово использует Иоанн Лид при описании позолоченных погон или наплечий ( Lyd. Mag. 2. 2); в XIV в. Псевдо-Кодин называет им кожаные ремни. Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг. Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг. С празднованием Пасхи и Пятидесятницы было связано регулярное облачение императора в Л., когда его одевали поверх дивитисия во время царского выхода в храм Св. Софии. Согласно имп. Константину Багрянородному, Л. символизирует победу Христа над смертью и сияние Его пелен по Воскресении; также является символом Креста ( Const. Porphyr. De cerem. II 40). Помимо императоров правом ношения Л. во время пасхальной трапезы обладали нек-рые высшие чиновники визант. двора ( Philotheos. Kletorologion/Ed. N. Oikonomidés//Les listes de présèance byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. N 201. 24). Двенадцать сановников, облаченных в Л., имп. Константин Багрянородный уподобляет апостолам, собравшимся вокруг Христа, Которого олицетворяет император. Шарфы или перевязи из более легкой материи также могли называть Л., напр. в облачении столичного эпарха, символизировавшем его власть. Л. не служил элементом коронационного облачения императоров, но те надевали его во время увенчания кесарей; крестоносец Робер де Клари при описании одежд возводимого на трон Латинской империи Балдуина Фландрского (1204) использует слово palle, которое могло обозначать Л.

http://pravenc.ru/text/2110728.html

Имп. Алексей III Великий Комнин и св. Иоанн Креститель. Икона. Ок. 1375 г. Имп. Алексей III Великий Комнин и св. Иоанн Креститель. Икона. Ок. 1375 г. Число братии в кон. XV - 2-й пол. XVIII в. (по данным монастырских посольств, иностранных паломников и путешественников) существенно колебалось: ок. 1490 г. насчитывалось до 80 монахов, в 1530/31 г.- 118, в 1561 г.- свыше 200, в 1569 г.- 46, в 1582/83 г.- свыше 150, в 1634/35 г.- 306, в 1709 г.- более 1 тыс., в 1765 г.- 120 монахов ( 2000. С. 99). В годы тур. владычества Д. м. часто оказывался в трудном экономическом положении, что отчасти объяснялось нерадением нек-рых его экономов. К-польский патриарх отстранял их от должности и заменял более достойными монахами, иногда вносившими на покрытие долга личные средства. В свою очередь некоторые жертвователи получали звание старца, игумена или эконома в качестве почетного титула. Др. общим для афонских обителей способом решения финансовых проблем были обращения к правосл. правителям. Так, царь Михаил Феодорович (1613-1645) во время сильного экономического упадка мон-ря дал разрешение монахам каждый 6-й год совершать в России сбор пожертвований ( Μαμαλ κης. 1971. Σ. 274-275, 303). В 1713 г. господарь Валахии мч. Константин (Брынковяну) назначил ежегодное пожертвование Д. м. 4 тыс. аспров. Его преемник Стефан Кантакузин удвоил эту сумму, к-рая выплачивалась и 2 его преемниками. В 1763 г. Святейший Синод Русской Церкви выделил некоторую сумму для поддержки Д. м. Тяжелое экономическое положение усугубляли стихийные бедствия - землетрясения (1585, 1765), обильные снегопады (1600) и особенно наводнения (1715, 1794, 1820, 1911). По причине труднодоступности обитель почти не пострадала от пиратских нападений. Это единственный афонский мон-рь, где не было пожара с 1535 г., и благодаря этому в нем сохранилось большое количество древних рукописей и икон. Наибольшие разрушения принесли наводнения 1715 и 1820 гг., из к-рых последнее было самым разорительным. Поток воды разрушил водопровод, мельницу, затопил сад, мощеные дороги и сильно повредил здания монастырской пристани, унеся в море из находившегося там склада более 50 т зерна.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ I ВЕЛИКИЙ КОМНИН [греч. Αλξιος Μγας Κομνηνς] (ок. 1180 или 1182-20.02.1222), трапезундский имп. (с апр. 1204). Внук визант. имп. Андроника I , основатель Трапезундской империи . После свержения Андроника в 1185 г. находился в изгнании, видимо, в Грузии у своей тетки царицы Тамары . Во время осады К-поля крестоносцами в 1203-1204 гг. возглавил вместе с братом, полководцем Давидом, поход на Понт и Пафлагонию. При поддержке местного населения и войск царицы Тамары они захватили в апр. 1204 г. Трапезунд, а затем и всю территорию Юж. Причерноморья. Объявив своей целью восстановление империи, А. В. К. принял титул василевса ромеев и Великого Комнина . В 1205-1208 и 1214 гг. его войска потерпели поражение в борьбе с никейским имп. Феодором I Ласкарем . В 1214 г. А. В. К. был взят у Синопа в плен сельджуками и отпущен за выкуп; территорию Пафлагонии вплоть до Синопа разделили между собой Никейская империя и Румский султанат. В результате Трапезундская империя стала региональным гос-вом в обл. Понт, проводящим независимую от Никеи гос. и церковную политику. Ист.: Панарет. Хроника. § 1; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 218-219. Лит.: Vasiliev A. A. The Foundation of the Empire of Trebizond (1204-1222)//Speculum. 1936. Vol. 11. N 1. P. 3-37; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Λαμψδης Ο. Περ τν δρυσιν το κρτου τν Μεγλων Κομνηνν//ΑΠ. 1971/1972. Τ. 31. Σ. 3-18; idem. Ο νταγωνισμς μεταξ τν κρατν τς Νικαας κα τν Μεγλων Κομνηνν δι τς κληρονομαν τς βυζαντινς δας//ΑΠ. 1977/1978. Τ. 34. Σ. 1-19; Σαββδης Α. Οι Μεγλοι Κομνηνο του Πντου και οι Σελτζοκοι του Ρουμ (Ικονου) την περιδο 1205/6-1222//ΑΠ. 1984. Τ. 39. Σ. 169-193; idem. Βυζαντιν στασιαστικ και αυτονομιστικ κινματα στα Δωδεκνησα και στη Μικρ Ασα, 1189-c. 1240 μ. Χ. Αθνα, 1987. Σ. 160-300; Bryer A. David Komnenos and Saint Eleutherios//ΑΠ. 1988/89. T. 42. Σ. 163-187; Шукуров Р. «Новый Манцикерт» императора Феодора I Ласкариса//Византия между Востоком и Западом: Опыт ист. характеристики. СПб., 1999. С. 409-427; Карпов С. П. Образование Трапезундской империи (1204-1215)//ВВ. 2001. Т. 60. С. 5–29. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64526.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010