Указатель имен Абгар V (Авгар, бар Ману Уккама, т. е. Черный), в 13–50 гг. топарх сирийского государства Осроена со столицей в Эдессе, адресат писем Иисуса Христа – 413 Абдаллах ал-Баттал (ум. 740), мусульманский герой, борец за веру – 321 Абу Бекр (Абу Бакр, ок. 568–634), тесть Мухаммеда, халиф в 632–634 гг. (первый из четырех праведных халифов), при котором началась арабская экспансия – 288 Август (Октавиан, 63 до н.э.–14 н. э.), римский император в 27 г. до н.э.–14 г. н. э. – 63, 70, 113, 252 Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354–430), епископ города Гиппона в Северной Африке, один из отцов древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 129, 187 Аврелиан , префект Константинополя при имп. Аркадии 1082 149, 150, 151 Аврелиан (Луций Домиций, 214–275), римский император в 270–275 гг. – 114,141,275 Агапит-диакон – 41 Агапит I , папа Римский в 535–536 гг. – 217 Агафий Миринейский (VI в.), византийский историк – 252, 253, 258 Адонц Николай Георгиевич (Тер-Аветикян Геворгов, 1871–1942), кавказовед, арменист – 414 Адриан (Публий Эллий, 76–138), римский император в 117–138 гг. – 106, 159,207,210 Адриан I , папа Римский в 772–795 гг. – 353 Азаревич Дмитрий Иванович (1848–1920), историк римского и византийского права, канонист – 91 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), византинист и искусствовед – 188 Акакий , патриарх Константинопольский в 471–489 гг. – 166, 167 Аларих (ок. 370–410), вождь вестготов с 395 г., король Аларих I с 409 г. – 148,149,161,186 Аларих II , король вестготов в 484–507 гг. – 160 Александр , византийский император в 886–913 гг., сын имп. Василия I, соправитель имп. Льва VI – 401 Александр Великий (356–323 до н. э.), македонский царь в 336–323 гг. до н. э., сын Филиппа II – 113, 146, 271 Алексей I Комнин , византийский император в 1081–1118 гг. – 462, 464, 468,470,471,490 Алексей Михайлович , русский царь в 1645–1676 гг. – 448 Алеман Николай (1583–1626), итальянский византинист греческого происхождения, хранитель Ватиканской библиотеки – 41, 191

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Константин скончался в день Пятидесятницы, 337 года (IV, 63-64). Еще при своей жизни Константин получил в христианской Церкви наименование равноапостольного; это наименование с тех пор навсегда упрочилось за ним в христианской истории (IV, 71). А жизнеописатель Константина, церковный историк Евсевий, воздал ему честь, наименовав его " Великим " С этим именем Константин известен во всемирной истории. Кроме того, Евсевий дает ему другие почетные названия, например: " чудо царь " (III, 6) и т.д. ______________________ Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 1. ______________________ Константин Великий является самым типическим лицом из числа христианских византийских монархов. Все, в чем проявляется религиозность первого христианского императора, в чем выражалась его христианско-нравственная жизнь, в чем обнаружилась его любовь к Церкви и преданность священноначалию, - все это стало с тех пор образцом для подражания преемников Константина на византийском престоле. И хотя ни один из последующих византийских венценосцев не повторил своей жизнью и деятельностью Константина, не сделался таким полным воплощением религиозно-нравственного духа христианского, каким был первый византийский монарх, но многие из них, несомненно, шли по его стопам, подражая в большей или меньшей мере первообразу истинно христианского царя. Усвоить те или другие черты религиозно-нравственной жизни Константина было задушевным стремлением лучших византийских монархов. Такие византийские императоры, как Феодосии Великий, Феодосии Младший, Маркиан и особенно супруга его Пульхерия, Юстиниан Великий, Маврикий, Константин Погонат, Ирина, Феодора (IX в.), Василий Македонянин, Лев Мудрый, Константин Порфирородный, Алексей I Комнин - были, по мере возможности, носителями и выразителями религиозных свойств основателя восточной столицы Римской империи. Некоторых из упомянутых нами византийских царей и цариц, как известно, Церковь причислила наравне с Константином Великим к лику святых. Идеал истинно благочестивого христианского царя нераздельно слился в сознании позднейшей истории с именем равноапостольного Константина; поэтому, когда хотели похвалить какого-либо византийского государя, то всегда говорили: " Он - второй Константин " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Но во всем ските не нашли и стакана уксуса. А теперь у святогорцев большие погреба, наполненные эссенциями и старыми даливками, и от того они скачут, как жеребята диких ослов». 192 Да столе у них появилось мясо. Некоторые из монахов, пострадав от греха, потом раскаялись и донесли обо всем тогдашнему патриарху Николаю Грамматику (1084–1111). В записке говорилось о злочинстве валахов, о пагубе от жен их и дочерей, о грехе с животными и о многом другом, что изобрела злоба бесов. Узнал о скоромном зле и император Алексей Комнин. Он приказал переселить с Афона всех валахов и животных. Как же приняли монахи это распоряжение? Дееписатель говорит: «Монахи по изгнании валахов и животных со св. Горы начали плакать и горевать, и был на св. Горе великий плач египетский. Как евреи плакали о мясах египетских и котлах, так и святогорцы не могли забыть валахов». «Афонский безмолвник, – продолжает дееписатель, – щел к другим безмолвникам, и игумены переходили от одного игумена к другому и говорили: «отныне ни житья нам нет, ни покоя, потому что изгоняют валахов и животных». Появились сходки, разделения. И наконец множество монахов решилось уйти вслед за валахами. Только и слухов было: такой-то безмолвник, страшный бесам, уходит с Афона с таким-то валахом и такой-то игумен удаляется с таким-то игуменом. Из монастырей, – утверждает дееписатель, – все полным домом выходили со своими приятелями валахами. В иных монастырях оставались хромцы да слепцы». 193 Изгнали с Афона валахов, их жен, коров, овец, а скоромное зло все продолжало царить на Афоне. Через некоторое время афониты доносили императору Алексею: «У святогорцев нет овец и коров, но зато находятся дети и безбородые. По причине Детей и соблазнов от них мы не можем установить начальства в монастырях, потому что дети стали выше старцев и потеряли страх Божий». Патриарх Константинопольский осыпал афонитов за это Упреками, обзывал их орудиями бесов и седалищами дьявола и через послание заповедал им твердо помнить древнее монашеское правило: «не приближай к себе отрока, не говори с ним после стола, и даже в церкви не целуй его» 194 (лобзанием мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мир этой росписи – царство достигнутого света, не ведающего усилий, устремленности и подвига. Может быть, потому эта линия не найдет продолжения в более личностно и эмоционально ориентированном искусстве XII в. Фрески церкви Богоматери Элеусы в Велюсе, в Македонии, почти одновременны мозаикам Дафни. Заказчиком росписи храма был епископ Струмицы Мануил, донатором – Алексей Комнин 89 . Однако, несмотря на хронологическое совпадение, живопись Велюсы далека от рафинированной гармонии Дафни. В апсиде храма впервые представлена композиция «Поклонение жертве», где Василий Великий и Иоанн Златоуст изображены склоненными перед престолом, на который возложена подушка с Евангелием и сидящим на нем голубем – символом Св. Духа. Возникновение этой необычной сцены объясняют литургическими спорами о природе евхаристической жертвы, отразившимися в целой серии подобного рода сцеп. В конхе апсиды – Богоматерь на престоле. В куполе храма Пантократор, по при э том в череде пророков в барабане представлены Креститель. Богоматерь Оранта и архангелы. Вряд ли эту композицию можно толковать как отзвук схемы с Вознесением. В. Джурич считал ее прообразом Деисуса 90 . В северной и западной конхах сохранились сцены праздничного цикла – «Сретение» и «Сошествие во ад». Фигуры отличаются очень крупным масштабом, грузностью, но структура формы пространственно осознана, позы и ракурсы – гибкие и непринужденные. По типам ликов, общим очертаниям масс фрески Велюсы близки мозаикам Дафни, но все выглядит гораздо крупнее, энергичнее, монументальнее. Утяжеляя черты ликов, усиливая их объем, придавая им округлость, массивность, мастер освобождает своих героических персонажей от классической идеальности и утонченности. Светотеневая проработка формы, строящаяся на контрасте размытого теневого каркаса с охристыми участками, поражает экспрессией. Особую остроту характеристикам этой «натяженной плоти» придают тончайшие белильные контуры, испещряющие поверхности ликов и пряди волос, пробегающие по гребням складок одежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кажется, и двух приведённых нами свидетельств греческих, в виду их основательности и серьёзности, достаточно для составления себе понятия о возбуждённом митрополитом Милетием вопросе, особенно если к этому мы прибавим, что все официальные правительственные акты, начиная византийскими временами и оканчивая современными нам, неизменно и совершенно ясно именуют святогорский монастырь святого великомученика Пантелеимона Русским или же просто Руссиком. Даже в самих канонизмах Святой Горы, составлявшихся на Афоне и утверждавшихся вселенскими патриархами, включительно до ныне действующего, он называется Руссиком. Понятно, что это имя, основанное на таких непререкаемых, ясных и определённых свидетельствах, подтверждаемое всею предыдущей многовековой историей монастыря и преданиями всей Святой Горы, должно остаться за ним на века. Не можем в заключение не высказать и своего личного взгляда по затронутому вопросу. Допустим невозможное, именно то, что Руссик не имел бы таких подавляющих своей определённостью и своим множеством свидетельств о том, что он с XI – XII века был в обладании русскими. Допустим, что все подобные свидетельства могли бы случайно, например, во время пожаров, вражеских нападений и тому подобное, утратиться. Но и в таком случае, неужели русским монахам, представителям великого многомиллионного русского православного народа, сынам великой русской православной автокефальной церкви, не было бы предоставлено право иметь на Афоне хотя один монастырь, равный в правах со всеми прочими святогорскими монастырями? Ещё в глубокой древности византийский император Алексей Комнин, великий почитатель Афона и его монашества, говорил, что Святая Гора, как и Царьград, должна быть выше всех гор в мире, она должна быть средоточием вселенского православия 86 . Так смотрели на Афон и другие современные ему греки и их позднейшие потомки. Потому-то не другая какая-либо гора или местность, например, Сирия, или Египет, но именно Афон (об Иерусалиме не говорим, ибо он имеет своё особенное значение) сделался местом, где находили себе пристанище, убежище и вторую родину православные люди всех народностей. Вот почему ещё с IX-X века на Святой Горе появляются, кроме греческих монахов, представители и других народов, исповедовавших православие – славян, грузин, армян. Вот почему в самые первые годы распространения христианства среди русского народа, ещё при жизни святого князя Владимира, на Святой Горе появляются монахи и из среды русских. И если среди греческих монастырей Святой Горы с древнейших времён появляются монастыри, где находили приют и где подвизались православные сербы (Хиландар) и православные болгары (Зограф), то неужели не может, даже не должно быть ни одного монастыря на Святой Горе такого, в котором бы собирались русские монахи?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самым объемным сочинением Евстратия против латинян является " Опровержительное слово " против Петра Гроссолана . Последовательно возражая против большей части доводов из речи Медиоланского архиепископа, Евстратий затрагивает вопрос о смысле евангельского высказывания: " Отец Мой более Меня " ( Ин 14, 28 ). Анализируется разбор разнообразных мест из Священного Писания, приводившихся Гроссоланом в защиту собственной точки зрения. Как и в других противолатинских произведениях, здесь встречаются рассуждения Евстратия в неоплатоническом духе. Евстратий Никейский известен как один из самых выдающихся комментаторов произведений Аристотеля за всю историю Византии. Евстратий подчеркивал важность использования логики в богословии и утверждал, что Христос пользовался силлогизмами Аристотеля . Евстратий развивал концепцию универсалий как " чистых имен " и признавал существующим только частное. Таким образом, он писал об ограничениях, свойственных искусству: художник не может изобразить субстанцию и способен запечатлеть лишь внешность людей или животных, изобразить ангелов он может лишь символически. Роберт Гроссетест (1168/70 - после 1235) включил комментарии Евстратия на I и IV книги Никомаховой этики Аристотеля в свой перевод этого произведения. Комментарии Евстратия оказали влияние на латинскую схоластику . На них ссылались Альберт Великий и Бонавентура . В 1114 году имп. Алексей I Комнин приезжал в Филиппополь и Евстратий, сопровождая его, принял участие в дискуссии с армянами-монофизитами. По сообщению Никиты Сеида , утверждение Никейского митрополита, согласно которому человеческая природа Христа поклоняется его божественной природе, вызвало тогда не только раздражение оппонента, но и недовольство присутствовавших на диспуте - архиереев, сенаторов, лиц, хоть немного разбирающихся в богословии, а также армян. Основные богословские аргументы митр. Евстратий изложил в трактате " Слово о двух природах во Христе против армянина Тиграна " . В 1117 году митр. Евстратий был обвинен в ереси, было начато разбирательство, которое завершилось рассмотрением дела Никейского митрополита на Соборе в Константинополе (см.) в присутствии имп. Алексея I . 26 апреля 1117 года Евстратий письменно отрекся от ряда мнений, выраженных в его двух " Словах " , назвав их следствием собственного незнания, невнимания и поспешности. Он утверждал, что не стал их публиковать, не будучи уверенным в некоторых содержащихся там положениях, однако эти два сочинения были у него украдены, переписаны и выпущены в свет с чуждыми автору добавлениями. Собор принял просьбу митрополита о прощении и постановил уничтожить в течение 30 дней все имеющиеся списки обоих " Слов " .

http://drevo-info.ru/articles/13679405.h...

Портрет А. В. К., почти в точности повторяющий миниатюру на хрисовуле, имеется на двусторонней иконе ок. 1375 г. из того же мон-ря: император и его покровитель св. Иоанн Креститель вместе держат модель основанного А. В. К. мон-ря, над ними - благословляющий Христос; на обороте иконы изображены трапезундские святые Кандий (Канидий), Евгений, Валериан и Акила. Предполагается, что образ на иконе был создан вскоре после хрисовула, возможно тем же художником. В мон-ре Дионисиат хранится копия хрисовула XVIII в. на бумаге. Портреты А. В. К. и Феодоры, по сообщению Й. Стржиговского , были представлены на утраченном хрисовуле мон-ря Панагии Сумелы близ Трапезунда - копии с оригинала 1364 г., а также на слав. хрисовуле серб. деспота Георгия Бранковича , изданном в сент. 1429 г. для мон-ря Эсфигмену на Афоне. Два несохранившихся изображения А. В. К., по сведениям К. Тексье, находились в росписях церкви в мон-ре Панагии Феоскепасту (известно по копии XIX в.) - между супругой Феодорой и матерью Ириной и на фреске ц. Св. Софии в Трапезунде (существовало еще в 1836) - в окружении придворных. Ист.: Панарет. Хроника; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 219. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 55f.; Успенский Ф. И. Очерки из истории Трапезунтской империи. Л., 1929; Zakythinos D. Le chrysobulle d " Alexis III Comnène, empereur de Trébizonde en faveur des Vénitiens. P., 1932; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Карпов С. П. Трапезунд и Константинополь в XIV в.//ВВ. 1974. Т. 36. С. 89-91; он же. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; Bryer A. A. M. Greeks and Turkmens: the Pontic Exception//DOP. 1975. Vol. 29. P. 113-149; idem. The Empire of Trebizond and the Pontos. L., 1980. Art. 5; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1; Шукуров Р. Трапезундская империя и тюркские эмираты Понта в XIV в.//Причерноморье в средние века. М., 1991. С. 217-254; The Hagiographic Dossier of St. Eugenios of Trebizond/ed. J. O. Rosenqvist. Uppsala, 1996.

http://pravenc.ru/text/64530.html

Уже в IV–V вв. на Афоне появились первые монастыри, и уже с этого времени святые отцы положили закон, воспрещающий доступ на Святую Гору лицам женского пола. К IX в. Афон становится одним из известных православных духовных центров, где сосредотачиваются обители, находящие здесь уединенный покой от мирской суеты. В 971 г. византийский император Иоанн I Цимисхий закрепил своим хрисовулом за афонскими монахами право владения полуостровом «на вечные времена». К этому времени знаменитые центры монашества в Египте и Палестине утрачивают уже свое первенство, из-за разорения обителей и притеснений на территориях, завоеванных арабами. Из нового центра, со Святой Горы, потекут теперь «реки монашества» в славянские страны – в Моравию, Сербию и на Русь. Основателем Киево-Печерской лавры станет святогорец преподобный Антоний Великий , принесший благословение святых старцев на берега Днепра. Афон всегда будет особо почитаем православным миром. Здесь подвизались нетолько греки, но и славяне: сербы, болгары, румыны, русские. Уже в IX в., во времена святого равноапостольного князя Владимира, известно существование монастыря Ксилургу (Древоделя), где обитали русские монахи с другими насельниками. Существует предание, что византийский император Алексей Комнин в 1081 г. даже повелел Святой Горе передать эту обитель в собственность русов, коих здесь стало большинство. В Ксилургу сохранился древнейший русский храм, освященный в честь Успения Богородицы. Обитель процветала материально и духовно, и скоро стала тесна для пребывания увеличившегося братства. В 1169 г. инокам Богородичной обители, общим согласием священного собрания высшей власти на Святой Горе, передается для благоустроения запустевший монастырь, где был освящен храм во имя святого Пантелеймона. Он имел второе наименование – обители Фессалоникийца или солунцев. Прежний монастырь остался за русскими, который скоро стал скитом. Новая обитель была более значительных размеров, но в совершенном разрушении. Под руководством игумена русов Лаврентия обитель быстро возрождается и получает наименование Русика. Здесь, около 1186 г., принимает монашеский постриг сербский царевич, ставший со временем национальным героем, святым Саввой Сербским , особо почитаемым в балканских странах. Позже, вместе со своим также принявшим монашество отцом они основывают на Афоне сербский монастырь Хиландар.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

[греч. Ιωννης Καλοωννης Μγας Κομνηνς] (до 1403 или 1404/05-1460), трапезундский имп. (26 апр. 1429 - апр. 1460). Старший сын имп. Алексея IV Василия Великого Комнина (1417-1429) и Феодоры Кантакузины. Был соправителем отца (до 1426). В 1426 г. И. К. В. К. попытался отстранить родителей от престола, убил высшего чиновника двора - протовестиария. В дело вмешались архонты, освободившие имп. чету и выславшие И. К. В. К. Соправителем был провозглашен 2-й сын Алексея IV Александр (Скантарий), враждовавший с братом. И. К. В. К., находясь в изгнании в Грузии, вступил в брак с дочерью имеретинского царя Александра I. В 1427 г. переехал в Кафу (ныне Феодосия), вел переговоры с генуэзцами о свержении при их помощи своего отца. Офиц. позиция властей Генуи и администрации Кафы была нейтральной. Однако И. К. В. К. нашел поддержку у знатного генуэзца капитана корабля Доменико д " Аллегро, назначенного впосл. протостратором - командующим трапезундским военным флотом. При содействии Доменико И. К. В. К. высадился в апр. 1429 г. в Кордиле (ныне Акчакале) близ Трапезунда. В результате измены архонтов Каваситов и Схолариев Алексей IV, находившийся в лагере в предместье Ахантос, был убит, и престол перешел к И. К. В. К. Претендуя на легитимность, И. К. В. К. расправился с убийцами (одного ослепил, другому отсек руки), прах отца похоронил сначала в мон-ре Феоскепасту, в 1432 г. торжественно перенес в специальную усыпальницу близ ц. Пресв. Богородицы Златоглавой (Хрисокефальской), воздавал ему почести, подписывал хрисовулы 2 именами - своим и отца. Однако клеймо отцеубийцы осталось на И. К. В. К. до конца жизни. Изгнанный младший брат И. К. В. К. Александр (живший при дворе своей сестры Марии, визант. имп., в К-поле) впосл. безуспешно пытался при поддержке тестя, генуэзского правителя Лесбоса Дорино I Гаттилузи, отнять у него власть. Испан. путешественник Перо Тафур, побывавший в Трапезунде в 1438 г., был принят И. К. В. К. и беседовал с ним о династических притязаниях Александра. Стремясь упрочить свою власть, И. К. В. К. заключил союз с османским султаном Мурадом II. Традиционным был его союз и с Палеологами. И. К. В. К., как и его предшественники, оказывал денежную поддержку трапезундскому мон-рю Дионисиат на Афоне. Трапезундский митр. Дорофей и посланцы И. К. В. К. присутствовали вместе с византийской делегацией при заключении Флорентийской унии (1439), но после их возвращения в Трапезунд И. К. В. К. решительно отверг унию.

http://pravenc.ru/text/469774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ЛАЗАРОПУЛ [греч. Ιωσφ Λαζαρπουλος] (ок. 1310 - после 1368), митр. Трапезундский (1364 - 12 нояб. 1367), агиограф. Мирское имя Иоанн. До 1340 г. стал скевофилаксом митрополии Трапезунда (ныне Трабзон); был женат и имел 2 сыновей: Феофана (умер в юности) и Константина (в 1381 скевофилакс в Трапезунде). В 1340 г., после смерти трапезундского имп. Василия Великого Комнина и с началом гражданской войны в Трапезундской империи, И. Л. был изгнан и отправился в К-поль, сопровождая свергнутую имп. Ирину и ее 2 малолетних сыновей. При поддержке визант. имп. Иоанна VI Кантакузина активно содействовал династическому перевороту в Трапезунде и воцарению сына имп. Василия и Ирины Трапезундской Иоанна, который принял тронное имя Алексей III Великий Комнин и был коронован в дек. 1349 г. После смерти 18 марта 1364 г. митр. Нифонта Трапезундского И. Л. был избран предстоятелем Трапезундской Церкви. Невзирая на привилегии, разрешавшие поставлять архиерея на месте, И. Л. вновь совершил поездку в К-поль, где его рукоположил патриарх свт. Филофей Коккин . 13 апр. 1365 г. И. Л. вернулся в Трапезунд, взошел на митрополичий престол 15 апр. 1365 г. и занимал его до 12 нояб. 1367 г., когда добровольно сложил с себя сан и удалился в мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы близ Трапезунда. По сообщению историка Михаила Панарета , летом 1368 г. И. Л. вновь посетил К-поль. О его дальнейшей жизни сведений нет. Агиографическое наследие И. Л. включает сочинения, посвященные покровителю Трапезунда мч. Евгению (см. в ст. Евгений, Кандид, Валериан и Акила ): торжественное «Краткое слово на рождество... Евгения» (Λγος ς ν συνψει διαλαμβνων τν γενθλιον μραν το... Εγενου; BHG, N 611; Rosenqvist. 1996. P. 204-244), повествующее о возобновлении празднования дня рождества Евгения 24 июня при имп. Алексее II Великом Комнине , а также сб. «Частичное обозрение множества чудес святого» (Σνοψις τν το γου θαυμτων μερικ κ τν πλεστων; BHG, N 612-613; Rosenqvist. 1996. P. 246-358). Это сочинение является компиляцией различных источников IX-XIV вв. (в т. ч. принадлежащих народно-поэтической традиции), которые не всегда можно идентифицировать. Особый интерес представляют основанные на утраченных источниках исторического характера сообщения И. Л. о военных конфликтах греков и сельджуков в 1223-1230 гг. ( Шукуров. 2001. С. 126-146). Также сборник содержит ряд автобиографических эпизодов, повествующих о чудесном исцелении И. Л. от отравления рыбой, о бегстве в К-поль, о возвращении с имп. поручением в Трапезунд и о работе по собиранию материала и редактированию рассказов о чудесах.

http://pravenc.ru/text/673687.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010