Еще при своей жизни Константин получил в христианской Церкви наименование равноапостольного; это наименование с тех пор навсегда упрочилось за ним в христианской истории (IV, 71). А жизнеописатель Константина, церковный историк Евсевий, воздал ему честь, наименовав его «Великим». С этим именем Константин известен во всемирной истории. Кроме того, Евсевий дает ему другие почетные названия, например: «чудо царь» (III, 6) и т.д.    Константин Великий является самым типическим лицом из числа христианских византийских монархов. Все, в чем проявляется религиозность первого христианского императора, в чем выражалась его христианско-нравственная жизнь, в чем обнаружилась его любовь к Церкви и преданность священноначалию, — все это стало с тех пор образцом для подражания преемников Константина на византийском престоле. И хотя ни один из последующих византийских венценосцев не повторил своей жизнью и деятельностью Константина, не сделался таким полным воплощением религиозно-нравственного духа христианского, каким был первый византийский монарх, но многие из них, несомненно, шли по его стопам, подражая в большей или меньшей мере первообразу истинно христианского царя. Усвоить те или другие черты религиозно-нравственной жизни Константина было задушевным стремлением лучших византийских монархов. Такие византийские императоры, как Феодосии Великий, Феодосии Младший, Маркиан и особенно супруга его Пульхерия, Юстиниан Великий, Маврикий, Константин Погонат, Ирина, Феодора (IX в.), Василий Македонянин, Лев Мудрый, Константин Порфирородный, Алексей I Комнин — были, по мере возможности, носителями и выразителями религиозных свойств основателя восточной столицы Римской империи. Некоторых из упомянутых нами византийских царей и цариц, как известно, Церковь причислила наравне с Константином Великим к лику святых. Идеал истинно благочестивого христианского царя нераздельно слился в сознании позднейшей истории с именем равноапостольного Константина; поэтому, когда хотели похвалить какого-либо византийского государя, то всегда говорили: «Он — второй Константин». Так возглашали отцы Четвертого Вселенского собора, желая почтить благочестивую деятельность императора Маркиана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

† Кафигумен честного и святого монастыря Завулона иеромонах Никодим Лазаропул». 716 В июле 1386 г. император Иоанн Алексей III Великий Комнин посетил монахов, подвизавшихся на горе Завулона, и пожаловал им соседние села и земли, подтвердив свою милость и особой грамотой. В последней и было отмечено, что вместе с царем к монахам прибыли дуки «и судьи богоспасаемого и богохранимого города Трапезунта», среди которых в грамоте были поименованы: великий коноставл и глава всей области Мацуки Константин Тцанихит, татас царского двора Феодор Евнух, дукс и глава всей области Трапезунта и пинкерн Георгий Симати и другие лица, в числе семи. 717 Вселенские судьи существовали в Трапезунте и в последующее время, причем они иногда назывались «царскими старцами ( γροντες βασιλιχο)». Так, в сентябре 1415 г. в местности Хора состоялось письменное судебное решение ( κρισιμγραφον) по делу парика Андрея, у которого оспаривал право на пользование двумя ореховыми деревьями Георгий Харсонит. Судьи, выслушав показания истца и ответчика, каждый из которых утверждал, что деревья принадлежат ему, вызвали двух свидетелей, которые под страхом епитимий ( μετ πιτιμου) и заявили: «Те ореховые деревья отрясал ( τνασσε) Андрей, а Харсонита мы никогда не видели, чтобы он вместе с Андреем ел или делил орехи». И суд постановил, чтобы Андрей владел ореховыми деревьями, как и подтвердили свидетели, а Харсонит и его сторона не должны беспокоить Андрея, в противном случае им грозит штраф в 500 аспр, а настоящее судебное решение должно сохранять силу перед всяким законом и во всяком судебном учреждении ( ν παντι δικαστηρω). Документы подписали: «† Судьи по тому же делу, царские старцы Андроник Царуа и Конста Стратиги. † Примикирий Феодор Псален, † Дука Лев Ликодопул.† Игумен Завулона иеромонах Лазарь». Для большей безопасности и твердости настоящую судебную грамоту ( κρσιμος γραφ) как правильную и законную подписал и дука Феодор Кисори. 718 Вообще, вселенские судьи выполняли свое назначение в пределах Трапезунтской империи почти вплоть до ее падения (1461 г.), как об этом свидетельствуют и другие документы с их решениями по судебным делам имущественного характера. 719

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

1417 А в олтарь, в коем была у христиан та святая трапеза, никто ис турок не входит... в тот олтарь, потому и ныне не входят, и стоит закладен. – Паломник приводит одну из местных легенд на тему «прение о вере», получившую распространение в русской паломнической литературе с XVI в. 1421 ...к монастырю Пантократову, то есть Вседержителеву. – Монастырь Пантократор (в честь Преображения Господня) – один нз православных монастырей Афона, расположенный на северо-восточной стороне Святой горы. Первое упоминание о монастыре относится к 1358 г., однако существует легенда, что монастырь основал трапезундский император Алексей Великий Комнин (1181–1222). 1422 ...чудотворной образ Пресвятая Богородице... – Очевидно, речь идет о так называемой Богородице Герондиссе, чудотворной иконе, находящейся при северо-восточной колонне собора. 1424 Иоанникий Великий – афинский подвижник, преподобный (пам. 4/17 ноября). Согласно упоминаниям других паломников, в храме Преображения Господня хранится глава святого. 1425 ...Иоанна Кущника – его Евангелие... – Христианский святой, воин, преподобный (пам. 15/28 января). Согласно Житию, с Иоанном всегда было Евангелие, подаренное родителями. В монастыре Пантократор хранится Евангелие, почитаемое как Евангелие Иоанна Кущника. 1426 ...Феодора Тирона и щита его часть... – Христианский святой, великомученик (пам. 17 февраля/1–2 марта. В субботу 1-й недели Великого поста вспоминается Феодор Тирон в связи с его чудом о коливе). Апокриф о Феодоре Тироне рассказывает о чуде спасения святым своей матери от змея, в борьбе с которым он использовал «оружие», но про щит ничего не сказано. Другие богомольцы, посетившие Афон, об этой реликвии сообщений не оставили. 1427 Скит святаго пророка Илии... – Русский общежительный скит во имя св. пророка Илии (Свято-Ильинский) при монастыре Пантократор. Расположен на северо-восточном склоне Святой горы, на расстоянии получасового пути от монастыря Пантократор. Основание скита относят к 1757 г., когда старцем Паисием Величковским в испрошенной у монастыря Пантократора ветхой келье св. пр. Илии была заложена обитель его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Флори Жан. Боэмунд Антиохийский, рыцарь удачи. СПб. М., 2013. Флоринский Т.Д. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888. Функ Ф.К. История христианской Церкви от времен апостольских до наших дней. М., 1911. Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община: исследование о культе, праве и учреждениях Греции и Рима. М., 1903. Халкокондил Лаоник. Историческое повествование//Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006. Хачатурян Н.А. Kopoль-sacre в пространстве взаимоотношений духовной и светской власти в Средневековой Европе (морфология понятия власти)//Священное тело короля: ритуалы и мифология власти/Под ред. Н.А. Хачатуряна. М., 2006. Хвостов В.М. История римского права. М., 1908. Хефер Манфред. Император Генрих II. М., 2006. Хониат Никита. Из Константинопольской истории//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. В 2 т. Т. 2. Рязань, 2003. Хониат Никита. О событиях по взятии Константинополя//Хониат Никита. История со времени царствования императора Иоанна Комнина. В 2 т. Т. 2. Рязань, 2003. Хониат Никита. История со времен царствования Иоанна Комнина. В 2 т. Рязань, 2003. Хроника анонимного монаха Псамафийского монастыря в Константинополе. Хэгерманн Дитер. Карл Великий. М., 2005. Хэлдон Джон. История Византии. История византийских войн. М., 2007. Цыпин Владислав , протоиерей. Вселенский Собор//Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. Цыпин Владислав , протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. Чекалова А.А. У истоков византийской государственности: сенат и сенаторская аристократия Константинополя. М., 2007. Чекалова А.А., Даркевич В.П. Культура Византии IV–XII вв. Быт и нравы. Прикладное искусство. М., 2010. Чернявский С.Н. Алексей Комнин спаситель Византийской империи. СПб., 2013. Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Сергиев Посад, 1913. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. Т. I. М., 1869. Шабанов Д. «Примат Петра» в Антиохийском патриархате и Селевкийском католикосе V века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нередко полагают, что уния, будь она реализована в действительности, могла бы привести к духовному порабощению Константинопольской церкви Западом. Наподобие, как происходили события на Украине и в Белоруссии после заключения Брестской унии 1569 г. Но, во-первых, мощь византийской культуры не идет ни в какое сравнение с южнорусскими областями, находившимися к тому же под политической властью Польши. Во-вторых, уния вовсе не означала оккупации Византийской империи латинянами, как это было с православными территориями в XVI веке. В-третьих, папство в XIII веке обладало несопоставимо большими жизненными силами, чем деморализованная и раздробленная Римская церковь в условиях Реформации. Наконец, уния означала объединение военных усилий всего христианского мира против турок-османов. Безусловно, спасенная Византийская империя могла продемонстрировать и реализовать большой запас внутренних сил и реально улучшить состояние Восточной церкви. Безмерно упрощая ситуацию, иногда говорят, что папы пытались навязать Восточной церкви унию. Но с того времени, как Великий раскол 1054 г. стал осознанной реальностью, практически все Римские цари могут быть смело отнесены к «униатам», причем униатам инициативным. Хотя в первые годы мы не видим привычного общения Константинопольского патриарха или василевса с папой, но это вполне объяснимо. Как раз в ту пору на Западе завязалась жесточайшая борьба за инвеституру, и Римским епископам было просто не до греков. А Византия преодолевала внутренний правительственный кризис и мечтала о спасении от печенегов, турок, павликиан и норманнов. Но едва дым военных костров развеялся и папы благословили свое детище – первый Крестовый поход, как интенсивность общения с ними Константинополя резко возросла. Алексей I Комнин уже с 1084 г. вел обширную переписку с Римом, и по его просьбе в 1091 г. архиепископ Феофилакт написал пространное сочинение в очень миролюбивом тоне, должное доказать беспочвенность утверждений о серьезных разногласиях между латинянами и ромеями. Попутно папа Урбан II (1088–1099) созвал в 1089 г. в г. Бари Собор с целью объединить греческие и латинские церкви Италии. Он добился признания за греками права совершать богослужение по их обрядам, но тут возникла оживленная дискуссия по поводу Символа Веры и Filioque – греки никак не желали признать это добавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

429 Дионисиев монастырь 430 . Основание монастыря приписывается св. Дионисию и относится к сер. XIV в. Во второй половине XIV в. монастырю покровительствовал трапезундский император Алексей III Великий Комнин. В XVI и XVII вв. Дионисиат занял пятое место в афонской иерархии. Библиотека монастыря содержит ок. 1100 манускриптов и 15 тысяч книг, будучи одной из самых богатых святогорских коллекций. Древнейший акт монастырского архива относится к 1056 г. и представляет собой гарантийный документ Константина Фасула, уступающего свои права на участок земли игумену монастыря св. Пантелеймона Митрофану (этот монастырь позже станет частью Русского афонского монастыря). Пергаменный свиток акта сохранил и две славянские пометы. 431 Дохиарский монастырь 432 Предание относит основание монастыря к X в. Первое упоминание о Дохиаре, находившемся на другом месте по сравнению с сегодняшним днем, относится к апрелю 1013 г. Название обители связывают с именем одного из ее основателей Иоанна Дохиара (т.е. «ключника», по имени ключника Великой Лавры Евфимия). После разрушения монастыря он был перенесен в XI в. на новое место на Афоне, где стоит и по сей день. Когда Дохиар, как и многие другие святогорские монастыри, переживал трудные времена, ему оказывали поддержку, в частности, византийский император Иоанн V Палеолог, сербский краль Стефан IV Душан (в XIV в.), затем – валашские господари, Александр и его супруга Роксана (в XVI в.). В настоящее время в афонской иерархии монастырь занимает десятое место. В дохиарской библиотеке хранится 545 рукописей и 5 тысяч книг. А в монастырском архиве – 62 греческих акта, датируемых периодом между 1037 и 1496 г.; это императорские и патриаршие грамоты, документы святогорских властей и гражданских чиновников, частные акты, фискально-правовые бумаги. Акт 1262 г. прота Арсения содержит подпись игумена «Русов» Мефодия (Акт. Дохиар.7). 433 Эсфигменский монастырь 434 Легенда относит основание Эсфигмена ко временам византийского императора Феодосия II и его сестры св. Пульхерии (V в.), однако временем основания монастыря считается рубеж X/Х1 вв. Название обители связывают с одним монахом-основателем, хотя существуют и другие этимологии (например, в проскинитарии Иоанна Комнина). Первые актовые упоминания обители относятся к 1016 г. (грамота Павла Ксиропотамита) и 1030 г. (завещание Димитрия Халки с подписью Эсфигменского игумена Феоктиста). Период процветания монастыря (при помощи императора Иоанна V Палеолога, сербского правителя Стефана IV Душана, деспота Георгия Бранковича и др.) чередовался со временем упадка (в эпоху османского владычества). В 1655 г. Эсфигмен получает разрешение на получение пожертвований в России на пять лет от царя Алексея Михайловича. Один из параклисов на территории обители построен в память о находившемся здесь в XI в. Антонии Печерском. Киновия занимает 18-е место в святогорской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но после восстановления православия (843г.) высокоодаренная политически, но фанатичная Феодора начала против них злополучную религиозную войну. Сотни тысяч пали жертвой, и даже такой политически мудрый и неразборчивый в вопросах веры государь, как Василий I считал, что из политических оснований он не смеет уклоняться от задачи, обнажить меч веры против этих „отрицателей Бога“. Иоанн Цимисхий переселил их в Европу. Но и там греческий император и болгарский царь наперерыв преследовали их, а также их славянских преемников – богомилов. Алексей Комнин вел с ними диспуты, полные религиозного рвения, и кто не давал себя убедить догматическими доказательствами императора, тот должен был идти на костер. В этих действиях, так сильно оскорбляющих наше чувство, современники видели необходимое исполнение одной из самых важных обязанностей императора, – быть защитником и распространителем христианской веры. Глава II. Церемониал Одной из важнейших и серьезнейших частей как древнеримской, так и византийской государственности был церемониал. Известно, как строго придерживались римские жрецы и магистраты правильного произнесения известных формул и исполнения дедовских церемоний. Позднейшие римляне, как Зосима, серьезно думали, что Римская империя гибнет, потому что со времени Константина Великого , благодаря введению христианства, прекратилась непрерывность в исполнении священнодействий языческого культа. Поэтому исполнение церемоний лежит в кровы у древних, как и у новых римлян. То глубокое презрение, которое обнаруживал великий Тиверий к пышности и блеску, было совершенно непонятно тогдашним римлянам и вполне основательно: так уж устроены народы, что для них показная внешность составляет нечто неразрывное с самым существом правителя. На Босфоре это знали, и значение церемониала, было признано и другими народами Европы. Хотя они охотно смеялись и издевались над церемониалом, тем не менее все они без исключения шли с большим благоговением на выучку к ромеям. Из римско – византийского канцелярского языка уцелели, в обращении к германским и австрийским императорам, такие выражения как: „величайший, светлейший, непобедимейший“, а русский император, царь вся Руси, притязает в титулатуре на наследство нового Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Чтобы понять весь жестокий смысл этого факта, заметим, что мы приводим слова автора, безусловно свободного от подозрения в преувеличении бедствий: пишет дочь самого победителя, Анна Комнина, горячая почитательница своего отца не только как человека, но и как военного и политического деятеля. И если торжествующая греческая армия натворила в Константинополе значительно меньше зла, чем сподвижники Мухаммеда II, то нужно принять в расчет, что Алексей Комнин взял город не штурмом, а подкупом 24 , и следовательно, поступки его солдат нельзя объяснять неудержимо разгоревшимся их воинским пылом, а главное – столица была взята на страстной неделе в великий четверток, в тот „великий день, в который мы совершаем и вместе вкушаем таинственную Христову пасху“ 25 . A ведь и сами „варвары“ (частью) в войске Алексея были христиане. Наконец мы все-таки не знаем, как бы рассказал об этом 1-м апреля 1081 г. тонкий наблюдатель-очевидец, который взглянул бы на это происшествие с точки зрения Леонарда или Исидора. Но возвратимся к 1453 г. Не выяснив нормального типа средневекового завоевания со всем обилием темных сторон его, наши историки-очевидцы не делают различия и между неизбежными, строго логическими последствиями падения Константинополя и случайными или преднамеренными, но излишними отягчениями их участи. Так напр. безразличие турок в отношении к священному и мирскому жестоко уязвляло лучшие чувства побежденных. Им хотелось бы, чтобы к священникам и монахам турки относились не как к заурядным пленным, а с известным уважением, чтобы в священных сосудах и они видели святыню и отличали их от других драгоценных вещей 26 . Между тем ожидать от турок нетурецкого поведения в данном случае значило бы требовать от них такого тонкого понимания, такой деликатности чувств, на которые они решительно были неспособны. – Точно, также для всякого ясно, что св. София, как spolia opima Константинополя, должна была принадлежать победителю; что, при равных условиях, византийский император так же обратил бы в церковь какую-нибудь столь-же славную мечеть покоренного мусульманского города. Но могли ли христиане смотреть на это превращение их вековой святыни с иными чувствами, говорить об этом иным языком, чем напр. Дука?! А этот историк, столь сдержанный и осторожный, пишет, что обобрали „эти собаки“ все украшения св. храма, и наконец, „сын беззаконния“, „предтеча антихриста“, султан взошел на св. трапезу, под которой были мощи апостолов и мучеников, стал над ними „нечестивый турок“ и начал молиться, между тем как с амвона, по его приказу, один из его „мерзких“ иереев „проговорил свою скверную молитву“ 27 (конечно она была принесена „во имя милостивого и милосердного Бога“).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Золотая печать имп. Алексея III Великого Комнина на ктиторском хрисовуле. 1374 г. Золотая печать имп. Алексея III Великого Комнина на ктиторском хрисовуле. 1374 г. В 1374 г. прп. Дионисий предпринял поездку в Трапезунд к брату свт. Феодосию, митр. Трапезундскому, за финансовой помощью, поскольку пожертвований духовных чад преподобного на строительство мон-ря не хватало. В Трапезунде состоялось знакомство прп. Дионисия с имп. Алексеем III Великим Комнином, к-рый дал большую сумму на строительство мон-ря с условием вечного поминовения членов его семьи (подробно о сборе пожертвований на начальном этапе строительства Д. м. см. в ст. Дионисий , прп.). Пожалование мон-рю земли и денежных средств сопровождалось выдачей хрисовула с изображением императора и его супруги. Тогда же (ок. 1375), вероятно, была написана и ктиторская икона с фронтальным изображением земного (имп. Алексей III Великий Комнин) и небесного (Иоанн Креститель) покровителей обители, держащих в руках модель монастырского собора. Обещанные ежегодные пожертвования мон-рь получал по крайней мере 30 лет после кончины прп. Дионисия от имп. Алексея IV Великого Комнина, но после 1420 г. в актах Д. м. встречаются только свидетельства о жаловании земельных наделов императорами династии Палеологов ( Καδ ς. 2004. Σ. 21). Ктиторство трапезундского императора положило начало практике обращения святогорских мон-рей к правосл. правителям, владения которых не соседствовали с Афоном. Эта традиция получила особенно широкое распространение в эпоху османского владычества. Уже неск. годами позже основания мон-ря (12 июня 1389) по просьбе прп. Дионисия, искавшего льгот для нового мон-ря, патриарх К-польский Антоний IV издал 1-й указ об обители (Actes de Dionysiou. 1968. P. 66-67). В нем Д. м. называется патриаршим мон-рем, оговаривается его независимость от прота Св. Горы и местного епископа и утверждается строгий общежительный устав, сложившийся уже на ранней стадии образования братства. Активное строительство началось в мон-ре после падения К-поля (1453), когда в числе проч.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Между тем значительнейшие горожане, разделившись на товарищества, образовали своего рода дружины, подкреплены были отрядом, присланным Вотаниатом, под начальством Борилла, одолели наемную стражу и заняли дворец, после чего поставили собственных людей стеречь дворец и назначили лиц для наблюдения за порядком в городе. Это совершилось в Лазареву субботу, 31 марта. Парапинак бежал во Влахернский храм, откуда был взят, пострижен и отправлен в Студийский монастырь. Никифорица, вместе с великим этериархом Давидом, бежал в Ираклию, к Урселю. Жена Парапинака, Мария, с малолетним сыном, Константином Порфирородным, тоже вышла из дворца и поселилась на жительство в монастыре Петрии. 921 Граждане Византии отправили после того просительное послание к Вотаниату, призывая его на царство. Вотаниат продвинулся из Никеи к проливу, прибыл в Пренет, оттуда в Руфинианский дворец, но со въездом в столицу не торопился – Византия целых три дня оставалась без царя. В эти дни лагерь Вотаниата представлял оживленное зрелище: высокопоставленные и властные лица спешили из столицы к Вотаниату, чтобы заручиться его расположением; прибыли в том числе Алексей Комнин и брат низложенного императора, Константин, и приняты были весьма милостиво. Наконец, в Великий вторник, 3 апреля, Вотаниат торжественно вступил в столицу и был коронован патриархом. 922 Предшественник его занимал престол в течении 6 лет и 6 месяцев. 923 Но удовлетворяя настроению общественного мнения и снискивая себе щедротами и милостями доброжелателей, Вотаниат едва ли мог считать свое положение на престоле прочным. Он был уже стар, телом слаб, мышцы его были вялы для войны, 928 но ум был еще достаточно светел, 929 чтобы понимать истинное положение вещей. Самым опасным для него обстоятельством было то, что корона досталась ему не по воле прежде царствовавшего государя и не имела того престижа, какой приобретается достоинством рода и крови. Разумеется, Вотаниат мог считать свою фамилию не хуже других, предъявлял даже притязания на родство с Никифором Фокой, некогда занимавшим престол, но все это для народного сознания было делом смутным, осязательных связей с царствовавшими в Византии фамилиями, своими предшественниками, Вотаниат в глазах современников не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010