Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Гаврилович Пётр Гаврилович Лука Гаврилович Алексей Гаврилович, женат на Прасковье Борисовне Милославской Семён Григорьевич, женат на Анастасие Никитишне NN Фёдор Григорьевич Иван Григорьевич Дмитрий Григорьевич Матвей Григорьевич Василий Иванович Борис Иванович, женат на Устинье Ивановне Челищевой Никита Иванович Пимен Иванович Алексей Иванович Фёдор Иванович Семён Петрович Егор Петрович Илья Петрович Семён Иванович 105.Мирон Иванович Пётр Иванович Юрий Фёдорович КОЛЕНО XIII: Дмитрий Иванович Алексей Григорьевич, генерал-аншеф и Святого Александра Невского кавалер; женат: 1) на Нарышкиной; 2) на Сухаревой Пётр- Николай Петрович , сенатор и Святого Александра Невского кавалер; женат: 1) на княжне Щербатовой; 2) на Прасковье Никитишне Квашниной-Самариной Василий Иванович Илларион Иванович Иван Данилович, женат на Федосье Никитишне NN Пётр Дмитриевич Борис Дмитриевич Алексей Григорьевич Иван Григорьевич Пётр Алексеевич Гавриил Алексеевич, женат на Марие Алексеевне Лопухиной Анна Алексеевна: 1) за гвардии капитаном Николаем Александровичем Лопухиным † 1768; 2) за действительным тайным советником Яковом Лукичем Хитрово Степан Семёнович Дмитрий Семёнович Фёдор Герасимович Пётр Герасимович, женат на Чириковой Михайло Герасимович Александр Герасимович, женат на Марие Степановне Валуевой Мария Герасимовна, за Козловым Иван Алексеевич, женат на Ксение Ивановне Нагиной Михайло Фёдорович Александр Ильич Иван Ильич Андрей Петрович Тимофей Петрович Лаврентий Петрович Афанасий Петрович Матвей Петрович КОЛЕНО XIV: Иван Алексеевич Пётр Алексеевич Михайло Алексеевич, генерал-лейтенант, женат на Бригитте Александровне NN Алексей Алексеевич, сенатор, женат на Анне Алексеевне Еропкиной Екатерина Алексеевна, за Демидовым Анна Алексеевна, за Раевским Надежда Алексеевна, за Воейковым Елена Алексеевна, за Сверчковым Наталия Алексеевна, за Чекалевским Александр Николаевич, женат на Анне Петровне Хрущевой Пётр Николаевич, генерал-лейтенант, женат на Марие Александровне Шереметевой Елена Николаевна, за Москотиньевым

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Протоиерей Алексей Уминский: Память наших святых или остается глубоко в храмах, или приобретает державно-государственный характер 14 марта, 2017 Протоиерей Алексей Уминский в эфире радиостанции «Эхо Москвы» А.Гусаров 15 часов и 5 минут в Москве. Здравствуйте! Действительно, программа «Персонально ваш». Ольга Журавлева и Алексей Гусаров. У нас в студии – Алексей Уминский, священнослужитель, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах. Алексей Анатольевич, здравствуйте!   А.Уминский Здравствуйте!   А.Гусаров Ну, что у нас святой Патрик? Теперь и наш святой тоже. Официально будут праздновать, правда, не 17 марта, а 30-го.   А.Уминский Ну, почему? Это 17 марта по старому стилю.   О.Журавлева То есть это просто в традиции.   А.Уминский В традиции Русской православной пользоваться старым церковным календарем и поэтому в этот день 30 марта – это день наших с вами, Алексей, именин Алексея, человека Божия – и в этот же день будет праздноваться впервые в России память преподобного Патрика Ирландского, замечательного святого.   А.Гусаров Я удивился, потому что еще лет пять назад проводился здесь на Арбате 17 марта парад.   А.Уминский Неоднократно проводился.   А.Гусаров Много раз. В нем участвовали, в том числе, ирландские чиновники. Было много молодежи. А потом власти Москвы это дело запретили. Стали относиться сначала неодобрительно, сначала не разрешали, а потом, последние годы он не проводится. И вот, когда РПЦ признает Патрика, может быть, будут и шествия разрешать?   А.Уминский Это было бы неплохо, конечно. Как раз эта традиция ирландская празднования своих святых, и не только ирландская, вообще, традиция Западной Европы, когда покровитель отечества, покровитель города открывает какой-то традиционный праздник. Это же всегда бывает…, патрон города, скажем, празднуется всеми людьми – людьми церковными, людьми нецерковными, людьми верующими, неверующими. Потому что для них это пласт культуры, которых хранится из поколения в поколение, который связан с детством, со школой с подарками, с какими-то замечательными историями, с прекрасными праздниками.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksey-umi...

Алексеевка. Церковь Александра Невского. Александровский храм Карта и ближайшие объекты В 1820 году на северо-востоке слободы Алексеевки было положено начало кладбищу. В 1845 г. графом Д. Н. Шереметевым и силами прихожан при кладбище начато, а в 1860 г. почти завершено строительство церкви во имя всех Святых. В 1860 г. церковь саморазрушилась вследствие слабости грунтового основания и просчетов в выборе места. В 1869 г. было выбрано новое место на территории кладбища и начато строительство церкви во имя блгв. кн. Александра Невского. В 1888 г. строительство церкви было окончено. Ее освятил Вениамин - епископ Воронежский и Задонский. Ныне храм во имя блгв. кн. Александра Невского является памятником архитектуры. Город Алексеевка изначально назывался слободой и возник в 1685. Назван по имени первого владельца - князя Алексея Черкасского. В конце XIX в. Алексеевка - " знаменитая слобода " , являлось одним из самых людных сельских поселений России. В Алексеевке проживало 12,3 тыс. человек, а вместе с прилегающими слободами Николаевкой и Дмитриевкой 18,5 тыс. В слободах действовали 5 церквей. Нынешняя Алексеевка – небольшой, уютный городок, расположенный на берегу реки Тихая Сосна. В нашем городе, как и в любом другом, есть храмы. Каждый храм назван в честь святого. Мне хотелось бы поведать историю о храме Александра Невского. В 1820г. на северо-востоке слободы Алексеевка было положено начало кладбищу. В 1845г. графом Шереметьевым при кладбище началось строительство церкви во имя Всех Святых. В 1860г. почти оконченная церковь обрушилась в области алтаря. Причина - неправильно выбранное место. При копании могил для умерших натыкаются на остатки фундамента этого храма. В 1869г. было выбрано новое место для храма, в 200 метрах от предыдущего, и в 1881 году началось его строительство. После окончания строительства 24 мая 1888г. епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым1829 - 1890) храм был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II

http://sobory.ru/article/?object=15613

Алексей Варламов: Литература как противоядие РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94238.html 04 мая 2012 Валентина Курицына Алексей Варламов: Литература как противоядие Источник:  http://www.taday.ru/text/1603664.html Татьянин день Алексей Варламов – писатель, преподаватель МГУ, член Палаты попечителей Патриаршей литературной Премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, накануне оглашения шорт-листа Патриаршей премии Алексей Николаевич дал " Татьяниному дню " интервью. – Алексей Николаевич, какова, по-вашему, роль художественной литературы сегодня? – В наше обезличенное время литература сохраняет или восстанавливает личностное, духовное начало. Литература служит или точнее призвана служить противоядием, антидотом по отношению той информационной отравы, которую обрушивает на нас СМИ, обслуживающие идеологию потребления. Литература учит думать, даже в тех случаях, когда мы не всегда согласны с автором, она заставляет сопереживать, сочувствовать и соучаствовать, она так устроена, что не манипулирует человеком, а вступает с ним в равноправный диалог. – Насколько связаны Православие и русская литература? – Русская литература и Православная Церковь, несмотря на драматизм взаимных отношений, в глубине всегда были союзниками. Перефразируя Тертуллиана, можно сказать, что русская литература по натуре христианка. Она сохраняла этот христианский свет и в советское время. В то время, когда Церковь по объективным причинам была лишена возможности проповедовать, во многом роль хранителя национального духовного достояния взяла на себя литература. Именно ей мы обязаны тем, что сохранились как народ, не потеряли своего лица, не порвали окончательно связь времен. Чтение литературы, как классической, так и современной, " книжный голод " , дефицит хороших книг в магазинах, очереди за подписными изданиями – все это было свидетельством духовной жажды. – Вы сказали, что русская литература сохранила наше духовное достояние, но сегодня мы регулярно слышим, что молодые люди читают мало, есть ли выход из этой ситуации? Как Вы ее оцениваете?

http://religare.ru/2_94238_1_21.html

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архп.Харьковский и Ахтырский Родился в 1820 году в семье протоиерея гор. Александрова Владимирской губернии. Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия. Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о.Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и «сторожил над ним», и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике. В отношении влияния на него святителя Иннокентия о.Алексей говорил, что «святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом». В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия. По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь. 17 ноября 1848 года был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. «В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник». Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах «Московских Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отошел ко Господу старец в миру Алексей Иванович Егоров Нужна помощь в организации похорон православного подвижника Редакция РНЛ   18:08 09.08.2016 2430 8 августа вечером в больнице города Боровичи Новгородской области на 91 году жизни отошел ко Господу Алексей Иванович Егоров. Неделю назад он был госпитализирован из своей родной деревушки Боровенка с инсультом сначала в больницу города Окуловка, а потом был переведен в больницу города Боровичи. Алексей Иванович человек удивительной судьбы, незаметный для мира подвижник православного благочестия. Он жил тяжелой жизнью своего народа и своей страны, скромно и внешне незаметно. Участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. По свидетельству знавших его людей, Алексей Иванович, живя в миру, вел жизнь настоящего подвижника веры. Его знали известные всей России старцы архимандрит Иоанн (Крестьянкин), навещавший его в его родном селе Боровенка, и протоиерей Николай Гурьянов. Его даже называют сомолитвенником этих великих русских светильников веры. Алексей Иванович родился в селе Петрушино Скопинского района Рязанской области и доводился троюродным братом известной старице схимонахине Феодосии (Косоротихиной), известной в народе как матушка Феодосия из Скопина. Многие духовные чада матушки именно через нее узнали об этом удивительном человеке. Почивший обладал уникальным даром, редчайшим в наше суетное время, - он наизусть знал Священное Писание. Он всегда мог запросто подкрепить свое объяснение духовных вопросов цитатами из Писания. Он был простым мирянином, но нам известно, что некоторые миряне и даже священники считали его своим духовным отцом, ездили к нему в Боровенку за духовными советами, за разъяснением духовных и житейских неурядиц. Отпевание Алексея Ивановича состоится в четверг 11 августа в храме деревни Боровенка, что под Окуловкой. Отпевать будут на четвертый день, что связано с расписанием богослужений епископа Боровичского и Пестовского Ефрема, который захотел лично возглавить отпевание раба Божия Алексия.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/08/09/ot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михей (Алексеев), еп. Уфимский и Мензелинский. Фотография. 1912 г. (Алексеев Михаил Федорович; 23.01.1851, С.-Петербург - 16.02.1931, г. Козельск Западной (ныне Калужской) обл.), архиеп. бывш. Уфимский и Мензелинский. Из семьи высокопоставленного гражданского чиновника. В 1869 г. окончил Морское уч-ще (Морской кадетский корпус в С.-Петербурге) и поступил на военную службу по морскому ведомству. Еще в самом начале службы познакомился с прот. прав. Иоанном Кронштадтским , стал одним из его духовных детей. М. Ф. Алексеев старался, когда не был в плаваниях, ежедневно посещать Андреевский собор Кронштадта; если прот. Иоанн совершал литургию один, он прислуживал ему в алтаре. Однажды прот. Иоанн излечил его от тяжелой травмы, полученной Михаилом при погрузке корабля в порту. Близкие отношения между ними сохранялись до конца жизни святого. М. Ф. Алексеев занимал различные офицерские должности на боевых кораблях, участвовал в 3 дальних океанских походах с Балтики на Дальн. Восток (в т. ч. был старшим офицером канонерской лодки «Кореец» в плавании в 1888-1889, во время к-рого он встречался в Японии с еп. свт. Николаем (Касаткиным ; впосл. архиепископ Токийский)). Награжден орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени. Ушел с военной службы в звании капитана 1-го ранга, командира 7-го флотского экипажа в Кронштадте, пережив сильнейшее потрясение после внезапной смерти жены. Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг. Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг. В марте 1890 г. по благословению прав. Иоанна стал послушником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Начал путь служения под духовным рук. прп. Амвросия (Гренкова) . Был пострижен в рясофор. После кончины прп. Амвросия избрал путь ученого иночества и в 1892 г. поступил вольнослушателем в МДА. 10 окт. того же года ректором академии архим.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты В 1837 г. Алексеевский монастырь переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 г. В 1853 г. в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д. Быковский), в 1879 г. - церковь Архангела Михаила. Территория монастыря была обнесена стеной. За монастырем находилось кладбище. В 1891 г. на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А. Никифоров). К началу XX в. в монастыре было 4 храма, больница, женское училище. После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. Было уничтожено и монастырское кладбище. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена, здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились. В середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое. В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь. В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии.  " Так или иначе, но пришлось переселяться. Переход монахинь - это был действительно переход, всю многоверстную дорогу на далекую глухую окраину Москвы шли пешком - совершился 16 октября 1837 г., и с того времени Алексеевский монастырь начал отстраиваться на новом месте. Старую приходскую Воздвиженскую церковь расширили и заново отделали по проекту М.Д. Быковского в 1841 и 1857 гг. (в ней похоронены известные московские благотворители муж и жена Ф. Ф. и М. В. Набилковы); по его же проекту в 1853 г. выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия Человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 г. построили больничный храм Архангела Михаила и последней в 1887-1891 гг. высокую Всехсвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А.А. Никифорова (освящена 30 июня 1891 г.). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой лавры.На кладбище Алексеевского монастыря были похоронены художник И.М. Прянишников, писатели А.Ф. Вельтман и С.А. Юрьев, публицист М.Н. Катков, скульптор Н.А. Рамазанов, филолог П.М. Леонтьев, мемуарист Ф.Ф. Вигель, историк, издатель журнала " Русский архив " П.И. Бартенев, врач А.Я. Кожевников, физик П.Н. Лебедев, архитекторы А.С. Каминский, В.Н. Карнеев, А.С. Никитин, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, декабристы Ф.Г. Вишневский, П.Н. Свистунов и многие другие. Теперь же и следов кладбища нет.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Разделы портала «Азбука веры» Алексей Поддубный (Джанго) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" После крещения решил стать музыкантом. Певец Алексей Поддубный (Джанго) Алексей Поддубный (Джанго) В Избранное В.: Весна 2020 в жизни Алексея Поддубного выдалась особенной: на днях певец, известный слушателям и зрителям как Джанго, вернулся из Сергиева Посада. Первую неделю поста он провел в монастыре , в Троице-Сергиевой Лавре за молитвой и в строгом воздержании. Алексей Поддубный: Вы видите – здесь красота какая! Мы часто здесь ездили мимо, и можно сказать, даже не решались сюда заходить, потому что как-то слишком красиво, наверно, какая-то там частная собственность, какое-то такое предубеждение было. Но потом все-таки как-то решили сюда зайти, просто походить. В храм Спаса Нерукотворного в Усово Алексей с семьей решился зайти два года назад. Сейчас почти в каждые выходные, если не выпадают гастроли, он здесь женой на службе , сын Никита – в воскресной школе. Казалось бы, свой человек, но несмотря на это, съёмка в храме вызывает смущение. Ну, есть немножко, все-таки храм , мне кажется, предназначен для молитвы , и телевизионная съемка – это такая суетная операция, поэтому мне немножко неловко, первый раз в таком участвую. Я надеюсь, что Божье благословение – все будет хорошо. Так же робко и нерешительно он подошел к первому в своей жизни причастию . После крещения , которое у Алексея случилось в двадцать семь лет, он потом еще год морально готовился к принятию Святых Христовых Тайн – считал себя недостойным. Меня это так ошеломило, мне сказали: «Так, в общем, сейчас 12 часов дня, все, ты крещеный, теперь мы тебя поздравляем, теперь только надо закончить все. Надо исповедоваться на вечерней службе, потом прочитать три канона , прочитать Последование ко Святому причащению , и будьте любезны на Литургию с утра». Я пришел домой – я и так после такого ошеломленный, ты начинаешь чувствовать себя каким-то законченным негодяем, который виноват вообще перед Богом всегда, и нет тебе вообще прощения никакого. Меня просто бросило в холодный пот. Я говорю: «Боже, я не справлюсь с этим!» Ну и все, и отступил.

http://azbyka.ru/way/posle-kreshhenija-r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010