(17) Заботьтесь о правосудии, Оправдайте притеснённого, Защитите сироту, Разберите тяжбу вдовы; (18) Тогда приходите и рассудимся, – Говорить Иегова. Если будут грехи ваши, как пурпур, Они побелеют, как снег; Если красны – как багряница, Будут как волна. (19) Если захотите и послушаетесь, то будете наслаждаться земным благом. (20) Если же не хотите, заупрямитесь, – меч пожрет вас!» – уста Иеговы говорят так. (21) О, как избранный город, некогда верный, средоточие правосудия, сделался блудницею?! некогда правда обитала в нём, а теперь – разбойники. (22) Серебро твое годится на изгарь, напитки твои испорчены водой. (23) Начальники твои – беззаконники, сообщники воров, любят подарки, гонятся за взятками, сироту не оправдывают, тяжба вдовы не доходить до них. (24) Посему, говорит Господь, Иегова воинств, Владыка Израилев: «О, натешусь же Я над врагами Моими, отмщу неприятелям Моим; (25) наложу руку Мою на тебя и очищу, как щелоком изгарь твою и отброшу всю руду 8 твою. (26) Восстановлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как в начале; после того назову тебя: «город праведный, столица верная». (27) Сион искупит себя правосудием и жители его – правдою. (28) Но общая гибель отступникам и грешникам; оставившие Иегову погибнут. (29) Да, стыдно будет за рощи, которые вы любили 9 , покраснеете за сады, которые вы предпочитали. (30) Будете вы, как дуб с опадшими листьями, как сад, в котором нет воды. (31) И будет владелец паклей, а устроенное им – искрой; оба сгорят вместе и никто не потушит. 5 Эти слова должно признать общим написанием всей книги, сделанным позднейшим собирателем пророческих речей Исаии. 6 Первая глава представляет, как можно судить по новому написанию второй главы, отдельную речь. К какому времени отнести ее? Судя по месту, занимаемому в книге, ее нужно бы отнести к временам царя Озии. Но далее, мы не раз увидим, что речи пророческие в этой книге, как и в других, расположены не в хронологическом порядке. С другой стороны обстоятельства, здесь указываемые ст. 5–9 (см. стр. 9–10 оригинала – прим. эл. редакции), не могут относиться к продолжительному, мирному, царствованию Озии и Иоафама. Поэтому предполагается, что речь эта относится или к концу царствования Ахаза, когда запустение страны и всеобщее развращение, к концу шестнадцатилетнего царствования нечестивого Ахаза, достигло крайних пределов, или к началу царствования Езекии, когда благочестивый царь не успел еще исправить все зло, но уже виделась надежда на лучшее будущее. Это последнее предположение подтверждается и ст. 11–16 (см. стр. 10–11 оригинала – прим. эл. редакции), в которых описывается порыв внешнего усердия к соблюдению закона, порыв, конечно, возбужденный примером царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

(17) Приклони, Иегова, ухо Твое – и послушай, Открой, Иегова, око Твое – и посмотри И выслушай все слова Сеннахерима, Которые прислал он В поругание Бога живого! (18) То правда, Иегова, – Разорили цари ассирийские все те народы и землю их (19) И бросили богов их в огонь 218 , Потому что не боги были они, А произведение рук человека, дерево в камень, И они уничтожили их. (20) А ныне, Иегова, Бог наш, Спаси нас от руки его: Пусть узнают все царства земные, Что Ты Иегова, один Ты... (21) И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: «Так говорит Иегова, Бог Израиля: ты молился предо Мною касательно Сеннахерима, царя ассирийского; вот слово, которое изрёк Иегова о нём: (22) Презирает тебя, Смеётся над тобою Дева, дочь Сиона; Вслед тебя головою кивает Дочь Иерусалима. (23) Кого ты поносил и хулил? Против кого ты возвысил голос, И поднял высоко глаза свои? Против Святого израилева. (24) Через рабов своих ты поносил Господа, И говорил ты: «С множеством колесниц моих я взойду на вершину горы, На хребет Ливана, Я срублю самые высокие кедры его, Лучшие кипарисы его, И поднимусь на крайнюю высоту его, В густую чащу сада его 219 . (25) Я ископал и пил воды, И иссушил стопами ног моих все каналы Египта» 220 . (26) Разве ты не слышал издали, что это Я сделал, Что с давнего времени и задумал это, А ныне привёл в исполнение? И – ты обратил в груды развалин города укреплённые; (27) И жители их слабосильные Пришли в страхе и смешались, Стали как трава полевая, Как росток неокрепший, Как мох на крыше, Как нива, спаленная до появления колосьев 221 . (28) И жилище твое, и вход твой, и выход твой Я знаю, Также как и дерзость твою против Меня. (29) Так как ты восстал против Меня, И твои гордые речи дошли до ушей Моих, – Я вложу кольце Мое в ноздри твои, И узду Мою – в челюсти твои 222 , И заставлю тебя возвратиться назад Дорогою, которою ты пришёл. – (30) И вот тебе, народ Мой, знамение: В первый год ешь что само родится, Во второй год – что родится от падалицы, А в третий год сейте и жните 223 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

17. с 14-го стиха) в законе о царе и при том в такой форме, которая заставляет относить этот закон к эпохе Моисея. Появление закона о царе при Моисее, задолго до введения царской власти, не заключает в себе ничего удивительного: идея царя была гораздо ближе к народному сознанию при Моисее, когда народ составлял одно целое, чем во времена Судей, когда колена вели замкнутую, разобщённую жизнь и преследовали почти исключительно свои племенные интересы. Свидетельство о своём происхождении от Моисея закон о царе даёт в следующих словах: из среды братьев твоих поставь над собою царя: не можешь поставить над собою (царём) иноземца, который не брат тебе. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народ в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: „не возвращайтесь более путём сим“. Появление подобного закона в царстве Иудейском, когда на престоле укрепился царский род Давида и, в силу божественных обетовании, царская власть сде- —73— лалась в роде Давидовом наследственной, было бы немыслимо: насколько известно из последующей истории, никому и никогда в Иудее не приходило в голову обращаться за царём к иноплеменникам; не было подобных поползновений и в царстве Израильском; а потому, с этой стороны, отсутствовали все мотивы к написанию закона в период царей. Далее законодатель требует, чтобы царь не возвращал народа в Египет для умножения себе коней. Переводы в этом месте сильно расходятся: русский перевод: для умножения себе коней; славянский: яко да не умножит себе коней, согласно с греческим: πως μ πληϑν αυτ ππον; Вульгата: nec reducet populum in Aegyptum equitatus numero sublevatus – „да не возвращает народ в Египет при помощи многочисленной конницы“ 3385 . Из этих переводов ближе всего к подлиннику перевод Вульгаты; прочие нужно признать неудовлетворительными. Возвращение народа в Египет для умножения коней представляется действием совершенно непонятным и нецелесообразным. Положим, однако, что возможно было возвращение народа в Египет для приобретения коней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

182 См. прим. 4. Палладий переходит к характеристике особых даров, обращаясь к примерам личного подвижничества. Эту тему он развивает в последующем рассуждении. 183 Намек на 1Кор. 9:24–25 : «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного». 184 Это не цитата, а пересказ текста Священного Писания. (См.: Евр. 5:4–5 : «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником». 189 Носить Ковчег Завета было позволено только лишь представителям колена Левиина. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить Ковчег Завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается и до сего дня». См.: Втор. 10:8 . Оза к колену Левиину не принадлежал. 191 Св. Иустин Философ пишет о Симоне-волхве: «...По вознесении Христа на небо демоны выставляли некоторых людей, которые называли себя богами; в они не только не были гонимы вами, но и удостоились почестей. Таков был некто Симон Самарянин из села, называемого Гиттон: он силою демонов, действовавших через его посредство во время Клавдия кесаря, делал волшебные чудеса в царственном городе вашем Риме, и за то признан богом, и, как Бог, почтен у вас статуею. Эта статуя воздвигнута на реке Тибр между двумя мостами, с такой надписью на римском языке: «Симону, богу святому». И почти все самаряне, а некоторые и из других народов признают его за первого бога и поклоняются ему; и какую-то Елену, которая везде с ним в то время ходила, а прежде жила в блудном доме, называют первою происшедшею от него мыслию». (См.: Св. Иустин Философ . Апология I/Раннехристианские отцы церкви: Антология. Брюссель, 1978. С. 296.) 193 Палладий вновь не цитирует, а пересказывает текст Священного Писания. См.: Деян. 8:18–19 : «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

(18) И огромный лес его и плодоносное поле погибнут от души до тела, и истает как жидкость, (19) и остаток дерев леса его будет исчислен и мальчик опишет их. (20) И будет в тот день: Остаток Израиля, И спасшийся из дома Иаковлева Не станут надеяться на поражающаго их 64 . Но будут уповать на Иегову, Святого израилева, поистине; (21) Остаток обратится, Остаток Иакова – к Богу сильному. (22) И если бы было народа твоего, Израиль, Как песка морского, Остаток его обратится. Гибель решена, наводняя по правде; (23) Ибо истребление и то, что предопределено, Господь Иегова воинств совершает по всей земле. (24) Посему, так говорит Господь Иегова воинств: «Не бойся Ашура, народ мой, живущий на Сионе, – Он поражает тебя жезлом. Поднимает на тебя розгу свою, Как египтяне; (25) Но еще немного, очень немного, И окончится гнев и ярость моя в истребление». (26) И поднимет Иегова воинств на него бич, Как при поражении Мидьяна, у горы Горив 65 , И розгу свою – на море, И понесёт ее по дороге египетской. 27. В тот день снято будет бремя его с плечей твоих, И ярмо его – с шеи твоей, И спадёт ярмо от масла 66 . (28) Он идёт на Аиаф, Проходит через Мигрон, В Михмаш складывает оружие свое, (29) Проходит ущелья, В Геве – ночлег, ночуют они, Рама – дрожит, Гавая Саулова бежит, (30) Кричи своим голосом, Бет – Галим! Пусть услышит Несчастный Анафоф, (31) Мадмена разбежалась. Жители холмов укрепляйтесь! (32) Еще день, чтобы стоять в Нове; Грозит рукою своею горе дочери Сиона, Холму Иерусалима 67 . (33) Вот Господь Иегова воинств внезапным страхом срежет вершины дерев, Возвысившиеся ростом будут срублены, И великаны падут. Железом вырубит чащу леса, И Ливан падёт от Всемогущего. 62 Кархамиш, Калию, Арпад и Хамао – названия местностей вне земли израильской, прежде нашествия на израильтян, покорённых царём ассирийским. 63 Здесь по ясному смыслу речи нужно предполагать пропуск в еврейском тексте слова: «говорит Господь». 66 Прекрасное поэтическое представление, заимствованное из народных нравов. Грубый народ не всегда помнил услуги, оказываемые ему вьючным и рабочим скотом и накладывал на него до того тяжёлые ярма, что после продолжительного пути они растирали кожу и прилипали к телу, так что снять их можно было только с помощью обильного возлияния оливного масла, которое, вообще, на востоке считается умягчающим лекарством. Масло всегда в св. книгах представляет символ милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

(18) «Нечего поминать вам прежнее, И озираться на давнее. (19) Вот Я делаю новое нечто... Уже оно показывается, Ужели вы не знаете об этом? Я также проложу в пустыни дорогу, В стране необитаемой реки. (20) Прославят Меня звери полевые, Шакалы и страусы 269 , За то что Я дам в пустыни воду, Реки в стране необитаемой, Чтобы поить народ Мой, избранный Мой. (21) Народ этот Я образовал для Себя, – Да хвалу Мою возвестит он! (22) Но ты не призывал Меня, Иаков, Ты не работал предо Мною, Израиль. (23) Ты не привёл Мне овна всесожжений твоих, И жертвами твоими ты не чтил Меня; Я не требовал от тебя хлебных приношений 270 , И не домогался от тебя ладана. (24) Ты не издержал для Меня серебра на пахучий тростник 271 , И туком жертв твоих не пресыщал Меня; Но ты утомил Меня грехами твоими, Измучил Меня преступлениями твоими. (25) Я, Я тот, который изглаждаю беззакония твои ради Себя, И грехов твоих Я не вспомню. (26) Ты приведи на память предо Мною, Рассудим вместе, Перескажи сам, чтобы оправдаться. (27) Праотец твой согрешил, И предстатели твои отступили от Меня 272 . (28) За то Я не пощадил начальников святилища, Предал Иакова на разорение И Израиля на поругание». 264 Народ еврейский, далее в то время, когда он пойдёт в плен, будет более драгоценен в глазах Божиих, чем другие самостоятельные, могущественные и богатые народы, эфиопляне, жившие вначале в счастливой Аравии, а впоследствии переступившие Красное море и покорившие многие африканские области до потоков Нила. так евреи называли внутреннюю часть той же Эфиопии, которая впоследствии Камбизом в честь его жены названа Мероэ. – Эти страны Иегова отдаёт за возвращение пленных евреев. – Действительно, Кир составил план покорения Египта и Эфиопии, который привёл в исполнение преемник Кира, Камбиз. По другим толкователям, пророк имеет в виду здесь Сеннахерима, который, покоривши эти области, потерпел поражение под Иерусалимом. «Многие», говорит Кимхи сын, «относят это пророчество к Киру, освободившему евреев из плена вавилонского; но мой отец находил невозможным видеть здесь Кира, и относит его к Сеннахериму».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1910 г. 1165). Из того, что сказано о роскошном украшении поясов, можно понять, что значит употребленное у пророка Исаии выражение: „И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина (11: 5), то есть что эти именно добродетели служат величайшим украшением человека. Пояс служил не только для того, чтобы стягивать одежду для беспрепятственной ходьбы и работы, но также и для того, чтобы поднимать кверху, поддергивать длинные одежды. При таком поднимании выше пояса образовывались пазухи. Здесь, в пазухе, люди, отдыхающие от работы, обычно держали свои руки, отчего и читаем в 73 псалме следующее воззвание Псалмопевца к Господу о наказании нечестивых: „Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою. Из среды недра Твоего порази их“. Иногда пользовались пазухой, как карманом, или мешком, носили здесь мясо, хлеб, хлебные зерна и другие жизненные припасы. Так, при рассказе о выходе евреев из Египта читаем, что они в одеждах своих вынесли из Египта невскисшее тесто. ( Исх. 12:34 ). Равным образом в рассказе о сынах пророческих при Елисее читаем: „И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющее растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою“ ( 4Цар. 4: 39 ). Точно также в Евангелии Луки читаем: „Мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше “ (6:38). Это выражение: „отмерить в недро“ (или в лоно) встречается в Библии много раз ( Пс. 78:12 ; Иер. 32: 18 ; Ис. 65: 6–7 ). В пазухе же, при поясе или в самом поясе, было особое помещение для денег. Поэтому Господь сказал апостолам: „Не берите себе золота, ни серебра, ни меди в пояса свои ( Мф. 20:9 ). Далее к поясу воины привешивали меч, а писцы чернильницу. Намереваясь преследовать Навала, Давид сказал людям своим: „Опояшьтесь каждый мечом своим. И все опоясались мечами своими; опоясался и сам Давид мечом своим. “ А о том, что писцы носили чернильницу при поясе, читаем в книге пророка Иезекииля. „И вот шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное оружие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца ( Иез.9:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

198 О Силуане: Фетисов Н., свящ. Диодор Таррсский. Опыт церковно – исторического исследования его жизни и деятельности. Киев, 1915. С. 47 – 59. 199 Socrates. Historia Ecclesiastica/PG 67, 332 – 336; 452 – 456; Sozomen. Historia Ecclesiastica/PG 67, 1189. 200 Socrates. Historia Ecclesiastica/PG 67, 484 – 496; Sozomen. Historia Ecclesiastica/PG 67, 1317 – 1327. 203 Фетисов H., свящ. Указ. соч. С. 63 – 68; Сагарда А.И . – Сидоров А.И. Указ. соч. С. 187 – 192. 205 Во всех подробностях биография Диодора Тарсского изложена в указанном выше исследовании Н. Фетисова «Диодор Тарсский». См. также: Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. S. 304 – 305. 206 Арианами было сожжено около 60 книг Диодора Тарсского. См.: Фетисов Н., свящ. Указ. соч. С. 286. 211 Об особенностях экзегетического метода Диодора Тарсского см.: Фетисов Н., свящ. Указ. соч. С. 312 – 319. 213 Например, авторы книги «Введение в толкование Библии» утверждают, что вместо аллегории представители антиохийской школы придерживались историко – грамматического подхода к Писанию, видя в нём лишь один буквальный смысл, переданный грамматически и лексически. См.: Klein W W., Blomberg C.L., Hubbard Jr. Introduction to Biblical Interpretatin. Dallas-London-Vancouver-Melbourn, 1993. P. 35. 215 Kelly J.N.D. Early Christian Doctrins. London, 1993. P. 76 (далее – Kelly J.N.D. Early Christian Doctrins). 216 Проблема «духовной экзегезы» в антиохийской школе и история её изучения подробно освещены в статье: Nassif В. The «Spiritual Exegesis» of Scripture: The School of Antioch Revisited//Anglican Theological Review. Vol. 75 (1993). P 437 – 470 (далее – Nassif В. The »Spiritual Exegesis» of Scripture). 217 Среди экзегетических творений Феодора Мопсуестийского есть примеры подобного подхода к интерпретации пророчеств. Один из них – его толкование на Зах.9:9 – 10. Пророк говорит: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. Феодор полемизирует с теми, кто считает, будто это пророчество как бы делится между Христом и Зоровавелем: одна его часть относится к Зоровавелю, а другая – к Христу. На самом деле это единое пророчество, относящееся одновременно к двум историческим эпохам. Поскольку библейский автор использовал гиперболический язык, это пророчество относительно Зоровавеля не вполне ясно, но его смысл становится очевиден, когда оно используется применительно к Христу. (Commentarius in Zachariae/PG 66, 556 C – D) .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

19 . ибо, обесчуствев, они предались бесстыдству на каждую подёнщину всякой скверны. 20 . Вы же не так узнали Христа. 21 . Если только вы Его слышали и от Него научилися, согласно с тем, что есть истина в Иисусе: 22 . отложить вам прежний обычай с ветхим человеком, гибнущим в похотях прелести, 23 . обновиться в духе ума вашего 24 . и облечься в человека нового, сотворённого по Богу в праведности и святости истины. 25 . Посему, отложивши ложь, говорите истину, каждый ближнему своему; ибо мы члены друг друга. 26 . Гневайтесь, но не до греха: солнце да не зайдёт в гневе вашем. 27 . И не давайте места диаволу. 28 . Кравший впредь не крадь, а лучше трудись, делая добро руками, чтобы было что подать имеющему нужду. 29 . Никакое гнилое слово не выходи из уст ваших, а только такое, которое благо для назидания к пользе, да даст благодать слушателям. 30 . И не печальте Духа Святого Божьего, которым запечатлены вы в день искупления. 31 . Всякая горечь досады, вспыльчивость и гнев, брань и злоречие, да изгонятся от вас вместе со всякой злобой. 32 . Но будьте друг ко другу услужливы, благоутробны и отдавайтесь сердцем друг другу, как и Бог отдался вам во Христе. Глава V 1 . Итак, будьте подражателями Богу, как чада возлюбленные. 2 . И ходите в любви, как и Христос возлюбил вас и за вас предал Себя в приношение и жертву Богу, в курение благоуханное. 3 . Блуд же и всякая нечистота, и жадность да не именуются даже между вами (как прилично святым), 4 . ни срамословие, ни пустословие, ни смехотворство, всё непристойное, но лучше благодарение. 5 . Сие же знайте, что никакой блудник, или нечистый, или жадный, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога. 6 . Никто вас да не обманет суетными словами, ибо за оные приходит гнев Божий на сынов ослушания. 7 . И не будете отнюдь соучастниками их. 8 . Вы были некогда тьма, ныне же вы свет о Господе: ходите как чада света! 9 . (Ибо плод духа – всякая доброта и праведность, и истина). 10 . Допытывайтесь, что приятно Господу,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

19 После трапезы Мишна предписывает читать три славословия 20 . В настоящем своем виде они читаются так 21 . Читающий их возглашает: «Благословим Того, Чью благодать мы вкушали. Сотрапезники: Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и чьей благостью мы живем. 1 . Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, питающий весь мир по благости Своей. Он дает пищу всякой плоти ( Пс. 135, 25 ). Ответ – Ибо вовек милость Его. По великой милости Его, не было никогда у нас недостатка в пище (да не будет недостатка и впредь). Ответ – Ради Его великого имени. Он питает всех, заботится обо всех, благотворит всем и уготовляет пищу для всех тварей, Им созданных. Ответ – Благословен Ты, Господи, питающий всех. 2 . Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой Завет, запечатленный на теле нашем, за Твою Тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благословение, которые даровал нам, за пищу, которою Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За всё это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя (благословится имя Твое устами всего живого постоянно, во веки веков). Согласно написанному: И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе ( Втор. 8, 10 ). Благословен Ты, Господи Боже наш, за землю и за пищу. 3 . Умилосердись, Господи Боже наш, над Израилем, народом Твоим, над Иерусалимом, городом Твоим, над Сионом, жилищем Славы Твоей, над царством дома Давида, помазанника Твоего, и над храмом великим и священным, над которым наречено имя Твое. Боже наш, Отче наш . Паси нас, питай нас, заботься о нас, облегчи нас, Господи Боже наш, в старости от всех бедствий наших. О, не доведи нас до людской милостыни или людского одолжения, но дай нам прибегнуть к Твоей полной, отверстой, святой и щедрой руке, да не постыдимся и не посрамимся вовеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010