1 .  Буквальный смысл: «И взял Давид венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) царя их с головы его, и в нем оказалось весу талант золота, и драгоценные камни были на нем; и был он возложен на голову Давида. И добычи очень много вынес из города» ( 1Пар 20:2 ). Описан конкретный эпизод войны царя Давида с Аммонитянами – взятие трофеев. 2 .    Метафорический смысл: «Совлек с меня славу мою и снял венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) с головы моей» ( Иов 19: 9 ). Отрывок поэтической речи праведного Иова, в которой образно передается тяжесть его лишений. 3 .    Символический смысл: «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) из двенадцати звезд» ( Откр 12:1 ). Речь идет о видении будущего века, сопровождающемся таинственной символикой. Искажения авторского значения могут возникнуть тогда, когда буквальные утверждения понимают метафорически, а метафорические утверждения – буквально. Но в определенном смысле все слова – символы 25 . Как в таком случае определить, когда их следует понимать буквально, когда метафорически, а когда символически? 2 .3.4.4.   Духовные факторы в процессе восприятия Влияют ли духовные факторы на способность точно воспринимать истины, содержащиеся в Писании? Одни придерживаются мнения, что если два человека одинаково подготовлены интеллектуально в области герменевтики (изучили языки оригиналов, историю, культуру и т.д.), то они смогут одинаково квалифицированно толковать Писание. Другие считают, что в соответствии с самим Писанием и христианским опытом духовное состояние человека влияет на способность постигать духовную истину. Ярко об этом свидетельствуют беседы Господа с иудеями: наиболее изощренное знание буквы Закона сопровождается яростным неприятием воплощенной Истины – Христа. О Котором Писание говорит: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин 5: 37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

1. И вас, бывших мертвыми по преступлениям и грехам, 2. в коих некогда ходили по жизни мира сего, по власти князя воздушного, духа, ныне возмогающего в сыновьях ослушания, 3. среди коих и мы все некогда пребывали в похотениях плоти нашей, творя волю плоти и помыслов, и были чадами гнева по естеству, как и прочие. 4. Бог же, богатый в милости, по многой милости Своей 688 , которою Он нас возлюбил, 5. и нас, бывших мертвыми по преступлениям, сооживил Христу (по благодати спасены вы) 6. и совоздвиг и сопоставил на небесах во Христе Иисусе, 7. да покажет в веках грядущих безмерное богатство любви Своей, по благости к нам о Христе Иисусе; 8. ибо благодатию спасены вы через веру, и сие не от вас – Божий дар; 9. не от дел, да не хвалится никто, 10. но поистине – мы Его творение, созданные во Христе Иисусе на дела благие, к коим предуготовил нас Бог, да в них ходим. 11. Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, прозывавшиеся необрезанием у так называемого обрезания плотского и рукотворного, 12. что вы в то время были вне Христа, устранены от гражданства Израилева, чужды заветам обетования, не имеющие надежды и безбожны в мире; 13. ныне же во Христе Иисусе вы, некогда бывшие далеко, стали близки через кровь Христову; 14. ибо Он мир наш, Он, сделавший обоих единым и разрушивший ограду средостения, 15. плотию своею упразднивший вражду – закон уставов, – да создаст в Себе из двух одного нового человека, устрояя мир 689 , 16. и да снова примирит обоих Богу в одном теле крестом, убив в нем вражду. 17. И пришедши благовестил Он мир вам всем, дальним и ближним 690 , 18. ибо через Него и те и другие имеем мы доступ в едином Духе к Отцу. 19. Посему вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и домашние Богу, 20. будучи надстроены на основании апостолов и пророков, краеуголье же – Сам Иисус Христос , 21. на коем все здание стройно растет в храм святой о Господе, 22. на коем и вы созидаетесь в обиталище Божье Духом. Глава III 1. Сего ради, я Павел – узник Иисуса Христа за вас язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1, повелевает изготовить две скрижали, подобные прежним, и говорит, что Он напишет на них то же, что было написано на первых скрижалях. Моисей исполняет повеление Божие и восходит на гору. В стихах с 6 по 26, с некоторым перерывом в стт. 8 – 9, содержится речь Господа к Моисею, преимущественно, законодательно-обрядового характера. Многие отдельные части этой речи совпадают с десятословием 20 гл. Исхода и 5 гл. Второзакония. Именно: в стихах 6 – 7 Господь называет себя Богом, сохраняющим милость в тысячи родов и наказывающим вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. В ст. 14: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Бога), потому что имя Его «ревнитель»; Он Бог ревнитель. В стихе 17-м: не делай себе богов литых. В стихе 21-м, обставленном предписаниями о различных праздниках, читаем: шесть дней работай, а в седьмый день покойся. Таким образом, в 34-й главе есть три заповеди общеизвестного десятословия: 1-я, 2-я и 4-я. К ним присоединяются: заповедь о порядке празднования опресноков, о выкупе всех первенцев, запрещение являться перед лицом Божием с пустыми руками, повеление три раза в год делать всеобщие праздничные собрания, предписание о кровавой жертве и, в частности, о пасхальной, закон о начатках плодов и, наконец, запрещение варить козленка в молоке матери. Получается, следовательно, десять заповедей религиозного и религиозно-обрядового характера (должен заметить, что счет их может быть различный). Эти заповеди Господь предваряет словами: вот, Я заключаю завет...: сохрани то, что повелеваю тебе ныне (ст. 10 – 11). По произнесении их, Господь говорит: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобой и с Израилем (ст. 27). В следующем стихе, непосредственно за сим, прибавляется: и пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие; в славянском – по LXX-mu: написа... словеса сия завета десять словес. Из приведенных мест, по-видимому, следует то заключение, что десятословие, записанное на вторых скрижалях, было не то, какое мы знаем: оно совпадает с общеизвестным десятословием лишь в трех десятых своего содержания, а прочие семь заповедей были совсем другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

1. Против имущественного повреждения. Так, если кто-либо потравит поле или виноградник, пустив свой скот пастись на поле другого, то он должен заплатить со своего поля и своего виноградника. Если появится огонь и охватит терн, и потом выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить кто произвел этот пожар ( Исх.22:6 ). Кто убьет чужую скотину, тот должен заплатить штуку за штуку ( Лев.24:18 ). Если кто-либо выроет яму и не покроет ее, и упадет туда и убьется вол или осел, то владетель ямы должен заплатить хозяину скота деньгами, а труп должен принадлежать ему. И если чей-либо вол забодает вола у соседа его до смерти, то они должны сообща продать живого (бодливого) вола и разделить между собою цену его, также и убитого должны разделить пополам; а если известно что вол был бодлив уже прежде, и хозяин его не стерег его, то он должен заплатить вола за вола, а убитый должен принадлежать ему ( Исх.21:23–36 ). 2. Против несправедливого присвоения собственности. Если кто-либо доверил другому деньги или утварь для сохранения или скот для сбережения и доверенное было потеряно, скот был поврежден или уведен, или околел, или если кто-либо утаил найденную чужую вещь; то дело должно быть заявлено пред судом. Если обвиненный в присвоении чужой собственности мог очистить себя присягою или другими верными показаниями от преступления, в котором он был подозреваем; то он не делал никакого вознаграждения; напротив если суд признавал его виновным в присвоении, то он должен был за присвоенное заплатить вдвое ( Исх.22:6–10 ). Также оберегатель, если у него украли отданное ему на сохранение животное, вознаграждал за него владетелю, конечно потому, что при надлежащей внимательности он мог бы предотвратить кражу (ст. 11). Напротив за растерзанный зверями скот не было нужды платить, как скоро оберегавший мог представить для сего свидетельство, примерно, отнятый у хищного зверя член или часть растерзанного животного (ст. 13). Наконец, если кто-либо выпросил у другого скот для пользования и этот скот был поврежден или околел; то он вознаграждал за него собственника, если последний не был при этом несчастном случае, напротив не платил ничего в том случае, если владетель лично присутствовал при этом, следовательно мог предотвратить случившееся незаконное обхождение с животным; равным образом если погибшее животное было нанято за деньги он не прибавлял ничего к наемной плате в таком случае, т. е. отдававший в наймы удовлетворялся платою за наем (ст. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1, с. 480 – 481]. Как ясно из цитаты, архипастырь не только не отрицает, но и называет первым аспектом (пункт номер «один») целесообразности страданий Мессии освящение природы человека. Этим он (в какой-то степени) сближается со сторонниками теории об искуплении как об уврачевании, освящении человеческого естества. Однако, в отличие от них архиерей не замыкается на таком объяснении страданий как на исключительно единственном, а смотрит шире. Плюс к тому, митрополит настаивает и на необходимости (в деле спасения) духовного (а не только природного) единства верующих со Христом и друг с другом. Он подчёркивает, что «Господь за несколько мгновений до указанной преестественной молитвы, как она именуется в наших богослужебных книгах, молился вслух за Своих учеников», и приводит слова молитвы. Они таковы: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин. 17, 19 – 21 )» т. 1, с. 479]. Мысль же о необходимости страданий как демонстрации (жертвенной) любви Христа к роду человеческому находится в рассматриваемой цитате всего лишь на втором месте (напомним, что по соображению иерея Давыденкова, митрополит Антоний сужал целесообразность Крестных страданий до простого обнаружения страданий духовных, перенесенных Господом во время Гефсиманского моления). А сейчас – о самой Гефсиманской молитве. «Должно думать, – пишет владыка, – что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяли всех падших людей, в числе их многих миллиардов, и оплакали с любовною скорбью всякого в отдельности, что, конечно, было допустимо только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление». «Перестрадав в Своей любящей душе наше несовершенство, нашу порочную волю, Господь влил в нашу природу источник живительных новых сил» [цит. по: 16, с. 247]. «…Сострадательная любовь таинственно объединила Его дух с нашими душами, и мы почерпаем для них от Духа Христова как бы источник святости и тем побеждаем грех» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

1, с. 480]. Владыка не забывает отметить и ещё одну компоненту искупления, и на загадку: «Какое спасительное значение имеет Господня смерть, которая продолжалась столь краткое время?», предоставляет четкую лаконичную разгадку: «Ответ на это дает апостол Павел: “как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству ( Евр. 2, 14 – 15 )» т. 1, с. 482]. Наконец, на вопрос: «Почему для принятия людей в Свое общение недостаточно было сострадательной скорби Христовой, а потребны были телесные Его страдания?», Антоний (повторим уже знакомые нам слова) отвечает: «Во-первых, для того, чтобы освятить нашу природу не только душевную, но и телесную, ибо греховная зараза гнездилась не только в душах человеческих, но и в телах, а во-вторых, чтобы людям очевиднее была Его любовь к нам, ибо душевные страдания понимают не все, наконец, во исполнение пророчества и прообразования Ветхого Завета. “Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, – говорит Господь о предстоящем Своем распятии. – Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” ( Ин. 8, 28; 12, 32 )» т.1, с. 480– 481]. Интересное суждение о религиозной сущности Жертвы Искупления излагает архимандрит Софроний Сахаров . В качестве пояснительной подсказки он выбирает детальный анализ жертвоприношения Авраамом сына своего Исаака. Следует напомнить, что само основание для такой аналогии – не ново. Данное жертвоприношение с незапамятных времён рассматривалось святыми отцами как прообраз Голгофской Жертвы. Однако же сама ассоциативная схема, предлагаемая почтенным старцем, своеобразна. По его словам, суть дела такова: «Смысл жертвы Авраама в том, что он, на старости лет, привязался к “обетованному сыну” своему Исааку настолько, что любовь его к Богу утеряла свою полноту. Чтобы снова любовь к Богу стала “краеугольным камнем” его жизни, Авраам должен был принести жертву: заклать возлюбленного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

2012-01-03 17:09 Юлия : Дорогие мои! Хочу сказать за деток... Работаю с детьми-инвалидами, разговариваю с родителями. Многих гонят из храмов. Ну не будешь же всем объяснять, что твой ребенок, хоть и плохож внешне на остальных, но полностью не адекватен. Конечно, есть выход. Мы всею группою ездили в Серофимо-Знаменский скит, где деток ( не смотря на их поведение... Поверьте, это было ужасно!) причастили. Спаси Господи, игуменью Иннокентию и игумена Иоанна. 2012-01-01 00:22 Екатерина : Надо просить Бога и Богородицу, чтобы наставили, как правильно воспитывать ребенка.Нужна золотая середина.Однажды, когда моей доче было года 2, мы пришли на причастие, она, как обычно, вела себя хорошо, мы тихо ходили по храму, потом она причастилась, потом еще тихо ходили по храму, с удовольствием несколько раз налили из под крана святой воды, ей явно нравилось в храме. Потом в силу возраста стала уставать и немного пробежала и несколько раз прыгнула, причем довольно далеко позади от молящихся, никому при этом не помешала, никто не оглянулся,я уже решила вести ее домой, видя, что она устала, а две церковные работницы накинулись на нее, одна из них имела наглость наклониться к ребенку и грозно выговаривать за плохое поведение, как будто моя дочь имела намерение напакостить и ей уже говорили, но она проигнорировала и продолжала по своему.Я заступилась за дочь и сказала им, что так они ребенка могут напугать и от церкви отбить и что все пожелания надо было высказать мне, а я бы сама поговорила со своим ребенком, как надо. Дочь чуть не испугалась и мы скорее ушли. 2011-11-08 19:42 Татьяна : Как важно сохранить детское состояние души. 2011-11-07 19:12 Алексей : 18:1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? 18:2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них 18:3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 18:4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; 18:5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

http://pravoslavie.ru/foto/image1528.htm

2016/01/25, 07:00:18 !СПАСИ Б О Ж Е+Господи б л а г о д а р ю(:.. +Андрей 2016/01/24, 21:26:51 Спасибо автору фильма . Очень поддерживающий и укрепляющий фильм. Сердечное спасибо всем святым отцам и монахам за молитвы. Спаси всех нас Господи! Искренне во Христе Виктория Victoria 2016/01/24, 19:21:48 Спасибо за фильм. Наталья Унучкевич 2016/01/24, 16:47:01 Я бы не радовался, что жидо-каббалисты послали Аркашу на Афон - для них Афон, это последняя преграда, с покорения Афона начнется их " восхождение " . Значит в 2016 ждать усиленных атак на Афон (уже и турки, как раз на Рождество, типа записали Афон в список стратегических объектов). В каббале, последний путь - " крестный путь " . 6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? 8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - 9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее. (Лук.13:6-9) Александр " Записки мирянина " 2016/01/24, 11:29:15 Благодарю за фильм, очень полезный! Галина 2016/01/23, 10:46:41 Спаси Господи раба Твоего Аркадия и всех, кто создал и выпустил на экран этот фильм! р.Б. Ирина 2016/01/22, 18:49:31 Спасибо за фильм,и за то что дали возможность вспомнить как мы поднимались на гору... в фильме увидел знакомые лица,так как мы поднимались в тот день,но не много раньше,но зато молились на ночной литургии... И себя грешного увидел)))....и счас сижу, и думаю,как Матерь Божья сподобила меня окаянного причаститься на горе.Ведь когда поднимались,думали в тот же день спускаться в Великую Лавру,но встретились с группой из Москвы,и отцом Алексеем,и решили оставаться на ночь..Вывод,там управляет всем Матерь Божья,и не так как мы хотим или думаем,а так как нам будет полезно.. Но как говорил отец Алексей в фильме,это передать не возможно,надо приехать и самому убедиться и почувствовать...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2241

20. всегда и за все принося благодарение, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Богу и Отцу; 21. покоряясь друг другу в страхе Божьем. 22. Жены, покоряйтеся мужьям своим, как Господу, 23. потому что муж есть глава жены, так же как Христос глава Церкви; он же и спаситель тела. 24. А так же как Церковь во всем покорствует Христу, так и жены мужьям своим во всем. 25. Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и Себя Самого предал за нее, 26. да освятит ее, омыв водною банею, в глаголе Своем, 27. Да поставит ее перед собою преславною, Церковью, не имеющею ни пятна, ни морщины, ни чего-либо подобного, но да будет свята и непорочна. 28. Так и мужья должны любить жен своих, как собственные тела. Любящий жену свою себя самого любит; 29. ибо никто собственного тела не ненавидел, но питает и греет оное, так же как и Господь Церковь , 30. Поскольку мы члены тела Его от плоти Его и от костей его. 31. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть едину 700 . 32. Сие таинство велико: так говорю я о Христе и о Церкви. 33. Но и вы, каждый особо, люби жену свою как самого себя; жена же да боится мужа. Глава VI 1. Чада, слушайтесь родителей своих о Господе, ибо сие справедливо. 2. «Почитай отца своего и мать (сия есть первая заповедь с обетованием), 3. да благо тебе будет, и будешь долголетен на земле» 701 . 4. И вы, отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в навыке и учении Господа. 5. Рабы, слушайтесь господ своих по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердец ваших, как Христа, 6. служа не только наглазно, как человекоугодники, но как рабы Христовы, творящие волю Божию от души, 7. с доброжелательством служа Господу, а не людям; 8. зная, что каждый, что бы доброго ни сделал, то и получил от Господа, будь он раб, будь он свободен. 9. И вы, господа, делайте то же в отношении к ним, отлагая угрозу, зная, что и вам самим есть Господин на небесах, и что нет лицеприятия у Него. 10. Впрочем, братья мои, укрепляйтесь в Господе и в могуществе силы Его;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

(20) Он гоняется за пылью 277 , Сердце обманутое вводит его в заблуждение, И он не может спасти души своей и не скажет: «Не обман ли в правой руке моей?» (21) Помни это, Иаков И Израиль, ибо раб Мой – ты, Я образовал тебя; Раб у Меня ты, Израиль, не забывай Меня! (22) Я рассеял, как облако, грехи твои И, как тучу, беззакония твои. Обратись ко Мне, Ибо Я спас тебя. (23) Торжествуйте небеса! Ибо делает дело Иегова. Восклицайте пределы земли, Взыграйте горы от радости, Лес и всякое дерево в нём! Ибо искупил Иегова Иакова И во Израиле прославится 278 . (24) Так говорит Иегова, искупивший тебя, И устрояющий тебя от утробы матерней: Я – Иегова создал все, Раскинул небеса один Я, Распростёр землю... и кто со Мною 279 ? (25) Я разоблачу знамения обманщиков 280 И обнаружу бессмыслие волшебников, Заставлю мудрецов уйти со стыдом, И знание их покажу смешным. (26) Исполню моления раба Моего, И определения посланников Моих совершу. Я скажу Иерусалиму: «ты будешь населён»! И городам иудиным: «вы будете построены»! И развалины его... Я воздвигну их. (27) Я сказал бездне: «иссякни»! И потокам твоим Я повелю иссохнуть 281 . (28) Я скажу Киру: желанный Мой 282 ! И все Мои хотения он исполнит, И скажет об Иерусалиме: пусть он будет построен! И о храме: пусть восстановится! 273 Известно, что ивы растут обыкновенно при реках и вообще в местах влажных, и притом так быстро и без всяких уходов, необходимых при разведении других деревьев, – как будто от посева. 274 букв. а другой напишет свою руку Иегове. Здесь указывается распространенный на востоке обычай татуироваться, т. е. накалывать лицо или руки известными знаками. Татуирование имело различные виды: накалывался раб во имя господина, воин во имя своего предводителя, или человек особенно верующий во имя божества. В последнем случае вырезали или фигуру идола, или его имя. Может быть, и между почитателями Иеговы был обычай татуирования. 275 . Эти слова совершенно равнозначащие. Во избежание тавтологии, Кимхи под первым словом разумеет будущее ближайшее, а под последним будущее отдаленное. Ярхи неправильно производить от чудеса. LXX избегают повторения тем, что из подлежащего делают вводным предложением: τ περχμενα πρ το λθεν, будущее, прежде чем оно пришло.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010