Службу совершал Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины. Я с протоиереем Ф. Казанским и со своими берлинскими собратьями и другими киевскими священниками сослужили высокопреосвященному владыке. После Евангелия я сказал проповедь о любви сущих в рассеянии русских к своей Родине, о перенесённых нами скорбях и унижениях минувшей войны, о твёрдом стоянии за святую веру православную и о бесконечной преданности святой матери Церкви русской православной и её Ангелу Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Высказал радость, что через 35 лет увидал дорогую Родину, Москву — сердце России и Киев — матерь градов русских, и убедился воочию, что жива Святая Русь. Народу было множество. Тесно. Как в соборе, так и вокруг него целое море голов, как и в Москве. Пели задушевно-прекрасно. Литургия для детей под открытым небом После Богослужения обильная трапеза у высокопреосвященного владыки митрополита Иоанна. Радушию и гостеприимству высокопреосвященного хозяина не было границ. Не только мило приказывал, но и сам мне в тарелку подкидывал разные яства. Долго длилась задушевная беседа. Слушали и радостно смотрели на величественного и благостного первосвятителя Киевской земли. Не хотелось уходить… Вечером в тот же день Всенощная в Покровском женском монастыре, основанном великой княгиней Александрой Петровной (в иночестве — Анастасией). Настоятель монастырского храма в течение 40 лет — досточтимый протоиерей Феодор Поспеловский. Игуменья мать Архелая — именно мать! — а монахини — её любимые чада. Монахинь в обители 270. Есть старые, есть и молодые. Пение молитвенно-прекрасное, уносящее душу куда-то высоко от сей юдоли плачевной. Чёрные клобуки, рясы в ярко освещённом благолепном храме — неизгладимое впечатление, точно открылась завеса в потусторонний мир. И в такой трогательной обстановке совершил я Всенощную с представителем Святейшего Патриарха протоиереем Ф. Казанским, отцом настоятелем и своими берлинскими собратьями. Говорил проповедь на тему: «Властно раскинула сети ложь, не щадя никого; грустно тому жить на свете, кто не от мира сего». Конечно, нас не отпустили без трапезы.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Об очень ощутительной помощи церквям и нам нашей военной комендатуры в Берлине мы сообщили Г.Г. Карпову. А отец А. Закидальный рассказал о критическом положении русского дома «Alexander Heim» 24 Wittestrasse в Борсигвальде, на нём висит долг и дом нуждается в капитальном ремонте. На всё потребуется не менее 100 000 марок, т.е. 50 000 рублей. Г. Карпов благосклонно выслушал это заявление и обещал помочь. Г. Карпов между прочим сказал: «Ошибаются те, которые говорят, что отношение Правительства к православной церкви изменилось с началом войны. Гораздо раньше». — «Совершенно верно, — заметил Святейший, — но церковь выявила себя во время войны; вполне — даже более чем — оправдала доверие государства к ней». Всего в Москве открыто 34 церкви. Мы видим, как во многих храмах производятся ремонты, и, следовательно, число открытых храмов увеличится, что, конечно, необходимо, ибо число верующих в Москве, насчитывающей 8 миллионов населения, велико. Видел я и пленных немцев в Москве: 3 раза — по двое-трое человек проходили по улице. Хорошо одетые и небледные. Сказал Г. Г. Карпову. «Да! Это работающие, — ответил он. — Получают паёк, больший, чем наши рабочие. Даём и жалование. Принуждения к работе нет. Каждый работает по совести. Офицеры освобождаются от работы». Последняя страница рукописи архиепископа Приятно нам было видеть и слышать. Русские не варвары! 19 июля осматривали великолепный Исторический музей, где хранятся не имеющие цены сокровища Древней Руси, извлечённые учёными-археологами из недр земли во время научных раскопок: оружие, домашняя утварь, одежда, золотые и серебряные изделия. Есть комнаты, посвящённые эпохам русских царей и императоров. Особенно богат отдел экспонатов Отечественной войны , Севастополя и последней страшной войны. Замечательно отделение ценных рукописей старинных книг. Есть много древних икон, священных облачений. Словом, пред нами как бы воскресла вся Святая Русь. Всё близкое, милое, дорогое, родное! В полдень прощальный обед у Святейшего. Не хочется есть. Сидим и смотрим — хотим навеки запечатлеть в душе светлый образ святейшего владыки и отца всея Руси! Трогательно прощаемся. Святейший Патриарх награждает меня чудными-оригинальными крестом и изображением образа Нерукотворенного Спаса и панагией с иконой Знамения Божией Матери и шёлковыми чётками.

http://bogoslov.ru/article/6177696

С того времени прошло более 500 лет. Ни всё уничтожающее время, ни огонь (не так давно от неизвестной причины случился пожар, повредивший раку преподобного) не коснулись святых мощей преподобного. Мы открывали пелену и видели нетленную главу преподобного. Богослужение совершает священноархимандрит Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении высокопреосвященного Николая, митрополита Крутицкого — великого деятеля церковного, пламенного проповедника; преосвященного Сергия, епископа Кировоградского, ревностного святителя юга России и нашего смирения. Целый сонм духовенства, среди них и мои спутники. Поёт монашеский хор как-то особенно умилительно. Народу неисчислимое множество — тысячи. Во время Богослужения Святейший возлагает святой крест с украшениями на благочинного Германских церквей протоиерея Сергия Положенского. Молебен преподобному Сергию. «Преподобный отче Сергию, моли Бога о нас!» — воодушевлённо поёт духовенство. Ему громко вторит хор. Многие подпевают из народа. Жив! Жив великий молитвенник и пламенный русский патриот. Там — у престола Божия — молится он за Русскую землю, и здесь живой свидетель его бессмертия — святые мощи преподобного, неисчерпаемый колодезь исцелений телесных и, тем паче, душевных недугов, источник великих духовных утешений. С благоговением и Святейший, и духовенство, и монахи, и миряне — вся Святая Русь не токмо устами, но и душой прикасается к многоцелебным мощам преподобного. Слава Тебе, Господи, пославшему нам такую радость — молиться в святой Троице-Сергиевой лавре! Владыка Александр проповедует детям в лагере. Посох приставлен к ограде 18 июля в 9 часов вечера торжественный приём у председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР Георгия Григорьевича Карпова. На приёме Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, высокопреосвященный митрополит Крутицкий Николай, преосвященный епископ Кировоградский Сергий, главнейшие церковные деятели протопресвитер Н. Колчицкий, протоиерей Ф. Казанский, протоиерей А. Смирнов, я и мои спутники — протоиереи С. Положенский и А. Закидальский и сотрудники Г. Г. Карпова.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Осматриваем памятник святому равноапостольному князю Владимиру. У подножия его я взял горсточку киевской земли на память. Стоя у памятника просветителю Руси, любовались зеркальной поверхностью русского Иордана — Днепра. Днепр широкий и глубокий тихо и плавно мчит воды свои. «Слава, Днепр — седые волны» . «Чудный! Нет равной реки ему в мире», — писал когда-то бессмертный Гоголь . Посетили и молились в Златоверхом соборе святого Андрея Первозванного. На милое приветствие встретившего меня со святым крестом протоиерея А. Езерского ответил я сердечною речью по-украински, чем очень обрадовал собравшихся в храме земляков, которые с любопытством спрашивали: «Откуда вы, владыко, знаете по-украински?» Ответил им: «Вы ещё не родились, когда я уже говорил по-украински». Отсюда мы направились в Софийский собор, который пока закрыт для богослужений, ибо в нём идёт капитальный ремонт — снимаются позднейшие накопления и выявляются на свет чудесные фрески, неподражаемым образцом которых является чудо древнего искусства «Нерушимая стена» — с распростёртыми руками Богоматерь. И под нею мистическая икона «Таинство Евхаристии»: Христос, причащающий святых апостолов от Хлеба и от Чаши. Видели гробницу Ярослава и другие гробницы, а в подземных помещениях — гробницы киевских митрополитов давних времён. Долго мы были здесь, слушая объяснения археолога-специалиста. Оказался наш земляк — волынец. Вечером того же дня прощальный визит у высокопреосвященного митрополита Киевского и Галицкого Иоанна. Благостный и гостеприимный владыка, конечно, не отпустил нас без угощения. Чашка чаю оказалась столом, полным всяких яств, и святитель дружески укорял нас, что мало едим. С восторгом делились мы своими киевскими впечатлениями. Народ — Киевская Русь, предки которых крестились в Днепре при Святом Владимире. И от них свет веры Христовой распространился по всей Земле русской. В храмах и телесно, и духовно соприкоснулся с ними. Заглядывают в глаза, просят молиться за них, дают деньги на помин (с благодарностью отклонил), просят благословения, целуют руку, на груди — крест и панагию. Теснят отовсюду, а радостно-приятно. Увидели — узнали своих. Мы это почувствовали. Жива Святая Русь!.. Всего в Киеве открыто 26 храмов, 2 мужских и женских монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Пред великой святыней всея Руси чудотворной Иверской иконой Богоматери усердно со слезами молились я и мои собратья, берлинские спутники отцы Сергий и Аркадий. И это были слёзы радости — в иконе мы узрели саму Владычицу-Богородицу как бы живую, смиренно склонили головы пред Той, Которой молились наши предки; многие миллионы несли Ей — Матери Господа Вышняго — свои радости и свои печали, у Неё просили помощи и заступничества и по вере получали благодатное утешение. Есть у нас чудотворная Иверская икона Богоматери, значит — Пречистая не оставит России, как и в древности имели право дерзновения именовать нашу Родину домом Пресвятой Богородицы. Приложились и к другой великой святыне — чудотворной Боголюбской иконе Богоматери. Молитвенно-трогательно пели сильные певцы; 3) Знамения Божией Матери на Переяславке, где чудотворная икона святого мученика Трифона и крест из Страстного монастыря. Усердно молились пред сими святынями; 4) Церковь в честь Тихвинской чудотворной иконы Богоматери. Здесь совершал Всенощную высокопреосвященный Николай, митрополит Крутицкий. Мои собратья сослужили владыке. Я молился в алтаре. Молящихся еле вмещал храм. Толпа стояла и перед храмом. 9 июля. Патриаршая Литургия в храме в честь Тихвинской иконы Богоматери. Мы сослужим Святейшему. После Литургии Святейший долго благословлял народ, наполнивший храм и запрудивший всю улицу. Обедали у Святейшего. Под вечер осматривали порт Химки (Речной вокзал канала Москва — Волга). 10 июля. Поездка на автомобиле в Свято-Троице-Сергиеву лавру. С трепетом вошли в Свято-Успенскую церковь, где у иконостаса с правой стороны находится рака со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского. Почивает великий угодник Русской земли под балдахином, увешанным лампадками. Тихо мерцают они, за грехи наши полупотухшие, а иные — возжённые молитвами покаянными, слезами веры, жертвенным подвигом русского народа, пославшего миллионы своих сынов защищать Родину от нашествия страшных врагов. Когда-то знаменитый историк В. Ключевский сказал: «Россия будет жить до тех пор, пока не погаснут лампады у раки со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца».

http://bogoslov.ru/article/6177696

Можно было бы говорить о препятствии к канонизации в том плане, что архиепископ Арсений скончался вне общения с Русской Церковью, но ведь схожие обстоятельства применимы и к святителю Иоанну (Максимовичу), однако, Русская Церковь признала его прославление. К тому же для Православной Церкви в Америке факты прещений и расколов того времени не представляются чем-то существенным: она не признавала этих прещений ни в момент их наложения, ни в последующем: Томосу предшествовало снятие запрещения и прием в каноническое общение, но не принесение покаяния со стороны ранее запрещенных. прот. Александр Голубов 23 сентября 2012г. 03:41 Спасибо, дорогой о. Михаил, за Ваш ответ. И Вас сердечно поздравляю с попразднством. Мы с Вами, как оказывается, сели на одну и ту же волну, и писали примерно в одно и то же время, разминувшись лишь здесь, на Портале. Прочитав комментарий Виталия, я понял, что был неправ в своём жестком суждении о епископе Арсении по поводу заданного им на совещании епископов вопроса. Да еще и сам в ту ночь проснулся от некоего гласного внутреннего упрека, услышав некую новую для меня интонацию тех его слов. Меня просто взяло, что говорится, за живое плохо, как оказалось, мною прочитанное. Mea maxima culpa. Благодарю, что напомнили о епископе, затем - архиепископе, Иоасафе (Скородумове; 1888 — 1955). Я его всегда лично воспринимал в контексте Канадском, затем - Южно-американском, потому и выпал он из моего поля зрения, и я о нем не упомянул в своем ответе Виталию. Конечно же, определением Синода РПЦЗ,  еп. Иоасаф был в октябре 1930 г. поставлен епископом Монреальским. Хиротонию его в Белграде возглавил митр. Антоний (Храповицкий). В западной части Канады в то время проявляли (нагнетали) деятельность украинские самосвяты-липковцы (трения начались еще во времена епископа Александра Немоловского), начинал он там с нуля, но уезжая на Аргентинскую кафедру, оставил после себя кафедральный собор и маленькую благоустроенную епархию в 40 приходов. Что же касается возможной канонизации епископа Арсения, скажу следующее.

http://bogoslov.ru/article/2823600

«Анализируя данное постановление Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, можно выделить два очень важных момента. Во-первых, статус и уровень полномочия русского заграничного Временного Высшего Церковного Управления были определены Сербской Церковью. Во-вторых, данное церковное управление, согласно упомянутому постановлению, имело юрисдикцию как над русскими священниками в Королевстве СХС (не стоящими на службе в Сербской Церкви), так и над русскими священниками в изгнании, пребывающими в других странах». 795 Однако постановление Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви многие вопросы оставило нерешенными. О некоторых из них писал известный русский юрист Сергей Викторович Троицкий в своей статье «Правовое положение Русской Церкви в Югославии», опубликованной в 1939 г. в Белграде. С.В. Троицкий высказывает мнение, что русская заграничная церковная структура в Королевстве Югославии на самом деле является «филиалом Сербской Церкви». Он подчеркивает, что в данном постановлении Сербской Церкви усматривается ряд «существенных пробелов», в том числе и неурегулированное положение русских заграничных епархиальных и приходских структур. Все это, при неурегулированном статусе Русской Православной Церкви за границей в рамках государственной системы Королевства Югославии, по мнению С.В. Троицкого, должно было привести к постепенному сужению полномочий Русского Заграничного Архиерейского Синода, и даже к полному упразднению русской заграничной церковной структуры на канонической территории Сербского Патриархата. 796 В. Пузович считает, что большая часть проблем, о которых писал профессор Троицкий, возникала не только из-за недочетов (какие он усматривал) в постановлении Сербской Церкви от 1921 г., а, в первую очередь, из-за сложного в экклезиологическом плане факта сосуществования на одной и той же территории двух параллельных православных церковных структур. Другим важным документом Сербской Православной Церкви об отношении к каноническому положению Русской Православной Церкви за границей, является письмо-ответ Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, направленное Константинопольскому Патриарху 9 декабря 1924 г. Данный документ является ответом Сербской Церкви на требование Константинопольской Патриархии (от 24 мая 1924 г.) закрыть Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей как неканоническую церковную структуру. Константинопольская Патриархия выдвинула такое требование после того, как запретила служить в Константинополе архиереям Анастасию (Грибановскому) и Александру (Немоловскому), – это служение было воспринято как нарушение канонических норм единства архиерейской власти на определенной территории. «В данной сложной ситуации, – подчеркивает В. Пузович, – Сербская Церковь встала на защиту Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей как относительно каноничности его существования, так и относительно каноничности его юрисдикционных компетенций». 797

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда гестапо арестовало в мае 1940 г. архиеп. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) , обличавшего Гитлера в своих проповедях, возведенный в сан митрополита Серафим (Лядэ) добился у властей передачи архиепископа ему на поруки и поместил его в Русском доме для престарелых в Тегеле, где тот пребывал до окончания войны. 22 мая 1942 г. правосл. храмы Германии вошли в Среднеевропейский митрополичий округ, образованный с согласия нем. правительства и возглавляемый митр. Серафимом. После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. В окт. 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I направил в Германию делегацию во главе с протопр. Николаем Колчицким, управляющим делами МП, осуществившую 11 окт. воссоединение рус. приходов, временно управляемых архиеп. Брюссельским и Бельгийским Александром (Немоловским): Воскресенского собора и ц. во имя равноап. кн. Владимира в Берлине, ц. во имя равноапостольных Константина и Елены при рус. кладбище в Тегеле, Александро-Невского храма в Потсдаме, храма во имя св. Симеона Дивногорца в Дрездене и храма-памятника русской славы во имя свт. Алексия, митр. Московского, в Лейпциге. По возвращении делегации на родину Свящ. Синод вынес решение об управлении приходами РПЦ в Германии архиеп. Александром (Немоловским) на правах викария Патриаршего экзарха в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского). Послевоенные годы были благоприятны для возрождения церковной жизни в Германии, для восстановления правосл. храмов. С окт. 1946 г. правосл. приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой к-рого стал архиеп. Венский Сергий (Королёв) . В 1945-1948 гг. церковной жизнью правосл. общин в Германии непосредственно руководил архиеп. Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), в нояб. 1948 г. возвратившийся в Брюссель. Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Потсдаме. Фотография. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/78160.html

6 июня 1923 г. в своем последнем постановлении «Всеправославный Конгресс» высказался и по делу Патриарха Тихона: «Узнав, что в Москве прошло Церковное Собрание (Εκκλησιαστικ Συνλευσις) духовенства и мирян, которое в числе прочих своих неканонических постановлений издало и решение об извержении содержащегося в тюрьме Блаженнейшего Патриарха Московского и всея России Тихона, [конгресс] единогласно постановляет: 1) Выразить сожаление по поводу этого деяния, направленного против первоиерарха Святейшей Российской Церкви, особенно в тот самый момент, когда продолжается его мученичество, и, напротив, выразить искреннее сочувствие патриарху-исповеднику (...) 4) Просить Вселенскую Патриархию обсудить церковную ситуацию в России с остальными Православными Церквами так, чтобы взбудораженное религиозное сознание благочестивого русского народа, подвергающегося тяжким испытаниям в вере, получило надежное руководственное указание» 127 . Грамоту с изложением этого постановления Патриарх Мелетий направил и митрополиту Антонию (Храповицкому) 128 . Само появление постановления в защиту Патриарха Тихона со стороны в целом весьма модернистского мелетиевского конгресса, вероятно, следует объяснить присутствием на нем двух пребывавших в тот момент в Константинополе русских архиепископов – Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского), а также недвусмысленной позицией Сербской Церкви в отношении «живоцерковников». Твердого осуждения обновленческого раскола, однако, в постановлении конгресса и грамоте Мелетия не было. Определения московского лжесобора были названы неканоническими, но никак иначе постановления о женатом епископате и т. п. квалифицировать было нельзя. Простое выражение сожаления по поводу «извержения» Патриарха Тихона мало к чему обязывало. Предложенное же «обсуждение» Вселенской Патриархией «церковной ситуации в России» приняло затем весьма экстравагантный характер. Произошло это, однако, уже при следующем Константинопольском Патриархе. В июле 1923 г. Метаксакис был вынужден покинуть Стамбул (выехал «в отпуск» на Афон), а в сентябре того же года совсем отрекся от Вселенского Престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подводя итог работе первого дня Всеправославного Совещания, патриарх Константинопольский Мелетий (Метаксакис) заявил о том, что все участники собеседования согласны с практической необходимостью устранения расхождений между церковным времяисчислением и гражданским календарём посредством изъятия из первого 13 дней. Протокол с данным заявлением был подписан всеми собравшимися, в том числе и русскими архиереями 124 . На втором заседании Всеправославного Совещания, проходившем 11 мая 1923 года, были образованы три подкомитета, призванные детально и обстоятельно изучить календарную проблематику. Первый подкомитет являлся догматико-каноническим и включил в свой состав митрополита Кизического Каллиника, митрополита Никейского Василия, профессора В. Антониадиса и генерального секретаря Константинопольской Патриархии архимандрита Германа. Итогом работы подкомитета по изучению догматико-канонических вопросов стало извлечение следующих выводов: 1 . Календарный вопрос имеет не догматический, а канонический характер; 2 . Имеющиеся каноны относительно празднования Пасхи создавались в определённом историческом контексте и с исторической ситуацией, сложившейся в XX веке, они трудно соотносимы; 3 . Допустим перенос расчётного дня весеннего равноденствия с 8 на 21 марта, то есть исправление Пасхалии, что будет соответствовать решениям I Вселенского Собора; 4 . Допустим переход на более совершенный календарь посредством изъятия тринадцати дней 125 . Второй подкомитет имел своей задачей изучение практических вопросов, связанных с календарной реформой, и включал в свой состав митрополита Черногорского и Приморского Гавриила, митрополита Диррахийского Иакова, архиепископа Александра (Немоловского) и архиепископа Анастасия (Грибановского) . Секретарём подкомитета был назначен главный юрист (протонотариус) Константинопольского Патриархата Хр. Папаиоанну. В результате работы подкомитета по изучению практических вопросов календарной реформы были сделаны следующие выводы: 1 . Проведение реформы посредством изъятия тринадцати дней необходимо осуществлять в тот месяц, в котором имеется наименьшее число великих праздников;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010