В целом патриотическую позицию Церкви в период Вели­кой Отечественной войны и ее безоговорочную под­держку советского правительства зарубежные ав­торы объясняют следующими причинами: холодным расчетом иерархов Русской Православной Церкви, стремившихся в трудное для страны время укрепить свои позиции в советском обществе, " вы­торговать " для Церкви уступки у власти; стремлением церковных иерархов избежать ожидаемых репрессий; надеждой приобрести терпимое отношение и религиозную свободу на будущее; любовью к Родине и своему народу. Исходя из этого нередко делается вывод, что нор­мализация отношений между Церковью и государ­ством являлась результатом отступления от тради­ционной линии поведения как Московского Патри­архата, так и советского государства. Поведение священноначалия Московского Патриархата в 1941–1945 гг. частью зарубежных исследователей оценивается как противоречившее настроениям и чув­ствам широких масс верующих, которые якобы виде­ли в них вождей для борьбы с советским государст­вом. Когда же Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию, то ее руководство будто бы обмануло надежды верующих. Из российских исследователей наиболее значительный вклад в изучение патриотической деятельности православного духовенства внесли О.Ю. Васильева и В.Н. Якунин. Кандидатская диссертация и статьи О.Ю. Васильевой были в значительной степени посвящены исследованию основных направлений и объективной оценке патриотической деятельности Русской Церкви, изучению ее вклада в общенародное дело достиже­ния победы в Великой Отечественной войне, при этом специально освещался боевой путь танковой колонны имени Дмитрия Донского, построенной на средства bepyющux[xxii]. Целый ряд работ, посвященных истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, и прежде всего ее патриотической деятельности, написал самарский историк В.Н. Якунин. В них можно найти сведения об антинацистской позиции православ­ного духовенства как на советской, так и на оккупированной тер­ритории СССР; упоминается и участие в борьбе с гитлеровским режимом православных чешских священнослужителей и Брюссельского архи­епископа Александра (Немоловского) и m.д.[xxiii]

http://religare.ru/2_93917.html

4 марта. Вторник Был Л.Н.Парийский. Привез письмо от Патриарха с вложенной туда статьей из Американский газеты (Печковского) с моей биографией. Оказывается, как сказали Печковскому, в Америке уже в газете какой-то «католический монсеньор» сообщил, что приезжающий в Америку М [итрополит] Григорий «стоит во главе Антирелигиозного Университета»!! Уже заранее стараются создать известную атмосферу… [vii] 29 марта. Суббота Вчера послал Патриарху доклады: 1) о своих сношениях с Уполномоченным по поводу налогов на духовенство, 2) с жалобами духовенства Никольского собора на неправильное обложение; 3) письмо Владыке с докладом американского игумена Георгия (Скрандиса – Л.А.) (из Лос-Анже­леса) об американских делах – по поводу Кливлендского собора и М[итрополита] Феофила; и 4) заметку о посвящениях в Финляндию с речью о. Г.Павинского – для редакции. 14 апреля. Понедельник Службы Страстной и Пасхи прошли очень хорошо. Народу с каж­дым годом все больше. Я служил все службы и, хотя очень уставал, но чувствовал себя бодро. В Пасху у нас разговлялось около 25-30 человек. Были […] и парижане. Вчера днем был с визитом у Анны Владимировны (Погожева, сестра Патриарха – Л.А.) и в «Астории» – у парижан.  С последними консультировался по вопросу об Америке, так как получил от письмо Преосв[ященного] Александра Немоловского из Брюсселя об опубликовании Митрополитом Феофилом своих телеграмм и резолюции, недопустимо вызывающего характера по отношению к Моск[овской] Патриархии [viii] . 24 апреля. Четверг 19-го сдал Парийскому доклад для Патриарха, где сообщаю об Америке и тамошних настроениях и говорю о необходимости повре­менить поездкой туда, предварительно узнав истинное положение дела и подготовив почву. 25 апреля. Пятница Парийский сообщил мне, что между 5-10 мая в Москву приезжа­ет Сербский Патриарх; между 10 и 20 мая будет сессия Синода; после 20-го Патриарх с Карповым уезжает в Румынию и с ними едут: я, арх. Виталий, о. Марков, архидиакон и Сережа Колчицкий […]. О настроениях в Америке, по словам Парийского, Патриарх уже знал. Возможно, что поездка в Америку отложится временно. Все к лучшему.

http://bogoslov.ru/article/2908919

Совершилась о тебе воля Божия святая. Возложением рук святительских восприял ты ныне благодать епископского в Церкви Христовой служения. Возгревай же в себе этот полученный тобой благодатный священный дар и да будет плодоносна пастырская твоя деятельность на ниве Божией! Паси вверенное тебе стадо Божие с любовию и богоугодно и не господствуя над наследием Божиим, но подавая добрый пример стаду ( 1Пет. 5:2–3 ). С сим новым полномочием и воспринятым тобою даром епископского служения прими от всех нас, твоих собратий, теплый сердечный привет и молитвенныя пожелания тебе помощи Божией в предстоящих тебе святительских трудах. В высокой степени знаменательно, что твоя архиерейская хиротония Божиим промышлением совпала с днем воскресным, когда читается за Божественной литургией евангельское повествование о призвании Господом нашим первой четверицы святых апостолов – Петра и Андрея, Иакова и Иоанна – быть им ловцами человеков. И тебя ныне к сему же призвал Господь. Это повествование возносит мысль нашу к тому великому моменту в истории домостроительства Божия о спасении людей, когда Господь наш выступил среди людей, седящих во тьме и сени смертной, проповедуя им Евангелие царствия. Из этих первых семян проповеди о царствии Божием выросло многолиственное великое древо Церкви Христовой, в недрах которой и мы теперь все пребываем. Ибо не лишены были милостию Божиею сей проповеди Евангелия царствия и народы Славянские, но, просвещенные святою верою от времен апостольских, утверждены в ней непоколебимо апостольскими трудами первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла. Пред твоею мыслию пронеслись все историческия тяжелыя испытания, пережитыя в многовековом прошлом Славянскими народностями, болью сказались в сердце твоем и нынешния его великия горести, и ты посему с трепетом, как сам говорил, помышляешь об особенной трудности предстоящого тебе служения при современных именно условиях жизни Славянства, сопоставляя с сими трудностями немощи свои. Но, возлюбленный брат, вспоминай апостола, хвалившагося именно немощами своими того ради, что сила Божия в немощи человеческой совершается. Храни твердо залог святой православной веры, в которой воспитан, и учи паству твою и всех просящих твоего наставления быть верными чадами святой православной Церкви, разъясняя им, что дотоле и живо Славянство, доколе пребывает по завету святых Мефодия и Кирилла в Церкви православной, молясь и учась на своем родном языке. С сею верою благоуспешен будет подвиг твоего архиерейского служения, скорби минуют и возсияет для сердца твоего свет радости. Да будет же благословен путь твой, и да будут благословенны предстоящие тебе труды святительские! В знамение же твоих святых полномочий приими сей жезл архиерейский и, – скажу опять словами апостола, – паси стадо Божие с любовию и богоугодно. Речь при вручении жезла новохиротонисанному преосвященному Александру (Немоловскому), епископу Аляскинскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 15 ноября 1909 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

епископа Сергия и о признании им находящегося в Берлине Серафима Ляде». В ответном письме от 12 марта митрополит Евлогий сообщал в Константинополь, что преосвященный Сергий «никогда не переходил в Германию, а неизменно остается в Праге». Далее владыка писал: «Епископ Сергий никогда не принимал юрисдикции Серафима Ляде, а всегда оставался неизменно в юрисдикции Вашего Святейшества и в моей, и всечестное имя Ваше и мое продолжают возноситься за богослужением в церквах, которые удалось отстоять епископу Сергию как в Германии, так и в Протекторате». Соглашение от 3 ноября 1939 года митрополит Евлогий интерпретировал следующим образом: «Все, чего удалось достигнуть Германскому правительству в контакте с Серафимом Ляде - это установление государственного контроля над деятельностью преосвященного епископа Сергия, его духовенства и приходов. Как правительственному агенту, как германскому чиновнику Серафиму Ляде поручено наблюдение над закономерностью деятельности православных приходов на пространстве всего Рейха и, в соответствие с этим, предоставлено право представительства этих приходов пред Германским правительством... Избежать этого надзора было очевидно невозможно, ибо таково было категорическое требование правительства, нарушение которого угрожало бы не только карами для всего нашего духовенства во главе с преосвященным Сергием, но и совершенным закрытием наших приходов». Заключенное владыкой Сергием соглашение митрополит Евлогий оценивал положительно: «Ценою этого согласия ... достигнуто сохранение в нашей юрисдикции наших приходов, и я считаю это деяние епископа Сергия актом его церковной мудрости и мужества» . Вполне очевидно, что митрополит Евлогий считал такой статус его приходов на территории Третьего рейха наиболее выгодным. В ноябре 1940 года он отправил письмо епископу Сергию, в котором сообщал об аресте архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского). Митрополит просил владыку Сергия временно принять в свое управление приходы на территории Бельгии и Голландии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) – А сам Патриарх Мелетий был готов приехать? – Прямо он этого не подтверждал, выражался хитрее: «Если местные братья считают уместным направление нашей делегации, так, чтобы она присутствовала от имени Вселенской Патриархии на намечаемом в Москве церковном собрании и на месте поспособствовала благополучному направлению и мирному урегулированию ситуации в братской Церкви, то мы охотно бы направили такую делегацию». Есть и другие свидетельства из Константинополя о том, что в Патриархии с интересом относились к тому, что происходило в России, и в общем-то поначалу были не прочь отправить своего представителя на готовящийся обновленческий лжесобор. Надо заметить, что в августе 1922 года, как некая репетиция этого лжесобора, был проведен первый Всероссийский съезд так называемой Живой церкви. В тот момент эта Живая церковь была доминирующей фракцией у обновленцев. На этот съезд и явился архимандрит Иаков, был почетным членом президиума и даже пытался что-то сказать на тему женатого епископата, что обновленцы истолковали в свою пользу. Но на сам обновленческий лжесобор в апреле-мае 1923 года, на котором и произошло официальное, с точки зрения обновленцев, низложение Патриарха Тихона, архимандрит Иаков уже не пришел, причем не пришел по указанию Патриарха Мелетия. Это и по сей день апологеты Константинопольской Патриархии любят выставлять на вид: дескать, в решающий момент Константинополь выступил в защиту Патриарха Тихона. Это действительно исторический факт, но он имеет свое объяснение. Как раз в мае 1923-го Патриарху Мелетию, когда наступали последние месяцы его пребывания в Константинополе, было очень важно провести там так называемый Всеправославный конгресс. Ему требовалось, чтобы на этом конгрессе было хотя бы номинальное присутствие со стороны Русской Церкви, поскольку другие восточные Патриархи это собрание бойкотировали. – Ему удалось обеспечить это присутствие? – От Московского Патриарха там тоже никого не было, да и быть не могло, поскольку Патриарх Тихон был в тот момент в заключении. Но двух русских архиепископов, находившихся в Константинополе, – Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского), – лично пригласили принять участие в этом конгрессе. И они согласились с целью добиться выступления конгресса в защиту Патриарха Тихона. И, в общем-то, им это удалось, хотя они, особенно архиепископ Анастасий, были не очень-то согласны с модернистской программой конгресса.

http://pravoslavie.ru/116129.html

постановил принять ВЦУЗ под свое покровительство с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. В состав ВЦУЗ были включены архиеп. Евлогий и проживавшие в Сербии рус. епископы Гавриил (Чепур) и Михаил (Космодемянский). Деятельность ВЦУЗ заключалась в организации церковной жизни рус. эмиграции и управлении зарубежными рус. духовными миссиями и приходами. Уже 29 нояб. 1920 г. на заседании ВВЦУ ЮВР в эмиграции рассматривался вопрос об упорядочении пришедших в упадок дел Русской духовной миссии в Иерусалиме , временным начальником к-рой был назначен иером. Мелетий. 13 апр. 1921 г. для управления делами миссии ВЦУЗ направило в Иерусалим архиеп. Анастасия (Грибановского). После переезда в февр. 1921 г. в Сербию митр. Антония ВЦУЗ передало ему управление рус. церквами в Сербии. В нач. апр. 1921 г. оно поручило митр. Платону (Рождественскому) упорядочить церковную жизнь в США и принять Североамериканскую епархию от архиеп. Александра (Немоловского) , 15 апр. 1921 г. направило архиеп. Евлогию указ, подтверждавший его статус управляющего рус. церквами в Зап. Европе, включая Болгарию и Румынию. В том же месяце по согласованию с архиеп. Евлогием ВЦУЗ назначило Лубенского еп. Серафима (Соболева) настоятелем рус. храма в Софии с последующим поручением ему управления рус. приходами в Болгарии. Окормление рус. приходов в Греции и на Кипре по решению ВЦУЗ передавалось еп. Ермогену (Максимову) . 23 июля 1921 г. митр. Антоний, архиеп. Феофан (Быстров) и еп. Вениамин (Федченков) составили прошение Патриарху свт. Тихону о предоставлении ВЦУЗ полномочий высшего органа церковного управления над всеми рус. церквами за границей, в т. ч. в Сев. Америке, Японии, Китае, Финляндии, Прибалтике и Польше, и о назначении председателя ВЦУЗ Наместником Всероссийского Патриарха за границей. 13 окт. Синод РПЦ под председательством Патриарха свт. Тихона рассмотрел полученное 25 сент. прошение членов ВЦУЗ и постановил: «Ввиду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами Сов.

http://pravenc.ru/text/161107.html

В 1916 г. архиеп. Алеутским и Североамериканским Евдокимом (Мещерским) был назначен благочинным правосл. приходов в Канаде, в том же году объединенных в Канадскую епархию. Помогал еп. Канадскому Александру (Немоловскому) в осуществлении миссии среди карпаторосских униатов, участвовал в диспутах с ними. В 1917 г. был назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в Виннипеге (Канада). В 1917 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита еп. Канадским Александром (Немоловским). 24 окт. 1922 г. еп. Питтсбургский Стефан (Дзюбай), рукоположенный в 1917 г. архиеп. Евдокимом для возглавления правосл. миссии среди униатов-карпатороссов и устроения их духовной жизни в лоне РПЦ в Сев. Америке, в сослужении с еп. Моравско-Силезским Гораздом (Павликом) Сербской Православной Церкви, также апологетом Православия среди униатов Чехословакии, рукоположил себе в помощники А. на освободившуюся после отъезда из Сев. Америки архиеп. Александра Канадскую кафедру. Эта хиротония была совершена без согласия митр. Платона (Рождественского) , еще не вступившего в полной мере в управление Североамериканской епархией, в крайне сложной обстановке: вмешательство обновленцев способствовало ускорению процесса раздробления единой правосл. епархии в Сев. Америке на неск. образований по этническому признаку, проводившемуся рядом Поместных Православных Церквей. А. осуществлял архипастырское окормление группы карпаторосских общин. В 1935 г. А. вошел в митрополичий округ, возглавляемый митр. всей Америки и Канады Феофилом (Пашковским) , и был назначен на Филадельфийскую и Карпаторосскую епархию. В 1936 г. возведен в сан архиепископа. 21 нояб. 1944 г. Архиерейским Собором РПЦ в соответствии с прошением А., направленным Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) , был принят в юрисдикцию РПЦ, вошел в состав епископата Экзархата РПЦ в Сев. и Юж. Америке и с 21 по 31 авг. 1947 г. временно управлял им. В 1945 г. А. был инициатором меморандума, направленного послу СССР и в ООН, о присоединении Холмщины, Лемковщины и Карпато-Руси к бывш. СССР. Провел для этого в США съезды представителей орг-ций, приходов и общественности. В 1946 и 1950 гг. посетил СССР. 30 июля 1954 г., согласно прошению, по состоянию здоровья А. уволен на покой. Скончался после тяжелой болезни. Погребен на кладбище Маунт-Оливет (Лонг-Айленд, Нью-Йорк).

http://pravenc.ru/text/63458.html

После его ухода Крупенский протелефонировал редактору «Возрождения» Ю.О. Семенову. На следующей день новость эта напечатана была в газете. Постарались мы разобраться в том, чем вызвано было разоблачение архиеп. Александра (Немоловского). С деятельностью его еще в Берлине ознакомил меня, в начале двадцатых годов, архимандрит Тихон (Лященко), позднее архиепископ. Революция застала владыку Александра правящим архиереем в Северной Америке. Патриарх Тихон, тогда еще имевший возможность сноситься с заграничными архиереями, имея неблагоприятные сведения о сем иерархе, поручил архиеп. Евлогию отправиться в Северную Америку и произвести ревизию, снабдив его, очевидно, неблагоприятными данными о тамошнем епископе. Предусмотрительный архиеп. Евлогий решил, по-видимому, избежать неприятности и, под каким-то предлогом, уклониться от этого поручения. Тогда, очевидно, по полномочию Патриарха, загран. Выс. Церк. Управление поручило ревизию епископу аляскинскому Антонию (Дашкевичу), до этого настоятелю храма в Копенгагене. Последний, по возвращении в Европу, составил убийственный для архиеп. Александра доклад. Копия оказалась у Н.Е. Маркова, который дал мне его прочесть. Конечно, доклад этот знаком был и владыке Евлогию, который, возможно, соответственно высказывался, что дошло до сведения архиеп. Александра, в то время обосновавшегося в Константинополе, где тоже его не хвалили. Замечательно то, что митр. Евлогий, зная столь многое отрицательное о нем, назначил его своим викарием в Брюссель. Там последний, всячески подчеркивая свой монархизм, признал «императором» Вел. Кн. Кирилла Владимировича. После второй мировой войны он подчинился патриарху Алексию. Накануне, вероятно, дня, когда Думбадзе был у Крупенского, секретарь Епархиального Управления, Аметистов, много поработавший над углублением церковного раскола, принес очередной номер «Церковных Ведомостей», в количестве, кажется, 20 экземпляров, в книжный магазин В. и Е. Сияльских, находившийся вблизи храма на улице Дарю. Приблизительно через час Аметистов снова пришел в магазин, явно озабоченный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

е. поднимает вопрос о вечных ценностях. Как основание для ответа на такой вопрос он цитирует сентенции Свифта. Затем он переходит к оценке положения православия в нашей стране, делает экскурс в прошлое так называемой «царистской церкви» (его выражение), обвиняет дореволюционную Церковь в её политиканстве и связи с монархией и её организациями, что, надо сказать, всем отлично известно, резюмируя эту тему утверждением, что Церковь всегда была православна и благодатна. Далее он говорил о бешеной агитации со стороны зарубежной белогвардейской прессы и, в частности, главы церковной эмиграции митрополита Антония (Храповицкого) , а затем перешёл к отношению староцерковников к обновленцам. Но в этом месте доклада требуется критическая настороженность к словам омофорного докладчика, потому что он начал её с очевидной лжи. Дело в том, что Введенский сослался на лондонскую беседу белогвардейского епископа Федченко с неким епископом Вениамином, который рассказывал о своей поездке по Англии, в связи с юбилеем I Вселенского Собора. Ловкость рук этого жонглёра – «митрополита» была рассчитана на сгущение красок. «Вот, мол, смотрите, что за епископы, на которых опирался Патриарх Тихон!». Удался ли Введенскому этот фокус в момент его представления – неизвестно, во всяком случае, вскоре он был разгадан. Дело в том, что епископ Федченков (а не Федченко) и епископ Вениамин – одно и то же лицо (ныне митрополит, пребывающий на покое) и, так как в Лондоне ни раздвоиться, ни вести беседу сам с собою он не мог, то и диалог, и лица Введенским были выдуманы. Будем ли верить и дальше пойманному с поличным докладчику; по крайней мере, послушаем, что он будет говорить. Говоря о положении обновленцев в США, митрополит Введенский порочил и Филипповского (архиепископа Адама) и епископа Александра (Немоловского) и митрополита Платона (Рожденственского). Конечно, хвалить их было не за что, но лгать в официальном докладе тоже недопустимо, тем более для члена Синода – иерарха. Митрополита Петра Крутицкого он обвинял в тесном политическом и церковном содружестве с митрополитом Антонием (Храповицким) и белогвардейским политическим центром.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. 14.07.1870, Херсонская губ.- дата смерти неизв.), свящ., правосл. миссионер в Канаде. Род. в семье диакона. Учился до 4-го класса в Елисаветградском ДУ. Продолжил учение в Одессе на курсах для учителей, псаломщиков и диаконов. В 1891-1895 гг. псаломщик-учитель. Был представлен еп. Алеутскому Николаю (Зиорову) и получил назначение на службу псаломщиком в г. Джексон (шт. Калифорния). В 1896 г. псаломщик в Сиэтле. В 1896-1899 гг. учился в Уилсон модерн колледже. В 1899-1900 гг. слушал лекции в Ун-те шт. Вашингтон и вел миссионерскую работу среди униатов (см. Греко-католики ) шт. Вашингтон по воссоединению их с правосл. Церковью, за что был награжден в 1896 г. еп. Николаем епархиальной грамотой, а в 1897 г.- благодарственной грамотой Святейшего Синода РПЦ. В 1898 г. рукоположен во диакона и по поручению еп. Николая отправился миссионером в Сев.-Зап. Канаду. 19 марта 1900 г. в Сан-Франциско еп. Тихоном рукоположен во священника с назначением настоятелем прихода в Сиэтле. В Канаде А. воссоединил с Православием более 2 тыс. чел., крестил ок. 300 младенцев, начал постройку 6 церквей и часовен. Труды А. были отмечены грамотой, в к-рой А. назван «первым православным миссионером Канады». В 1902 г. А. получил грамоту от К-польского Патриарха Иоакима III в благодарность за пастырское и миссионерское служение среди греков в Сев. Америке. В 1905 г. переведен в Аллегейни (шт. Пенсильвания), в 1906 г.- в г. Ансония (шт. Коннектикут), где основал братство св. кн. Владимира. В 1908 г. А. слушал лекции при Йельском ун-те. В 1909 г. назначен настоятелем Свято-Троицкой ц. в Чикаго (шт. Иллинойс). В 1912 г. переведен настоятелем Свято-Троицкого собора в Сан-Франциско, откуда он совершал миссионерские поездки по штатам Калифорния, Невада, Юта и в Мексику. В 1915 г. на Всемирной выставке в Сан-Франциско выступал с докладами о Православии и России. Во время первой мировой войны содействовал посылке медицинской помощи в Россию. В 1917 г. побывал на родине. Вернувшись в том же году в США, выступил против архиеп. Александра (Немоловского) , за что был запрещен в служении. Признал обновленческого (см. Обновленчество ) «митр.» Иоанна Кедровского , прибывшего в США, и 8 авг. 1924 г. «митр.» Иоанн назначил А. «архиеп.» Аляскинским и Тихоокеанских штатов Америки и Канады. Однако «хиротонисан» во епископа не был, т. к. обновленческий митрополит постоянно откладывал «хиротонию». А. вступил с ним в конфликт. 26 авг. 1933 г. был запрещен «митрополитом» в служении, после чего А. обратился в католичество.

http://pravenc.ru/text/64474.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010