3. Нарушение связей между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой антиканоническая деятельность митрополита Платона; учреждение Экзархата Северной и Южной Америки; продолжение линии митрополита Платона его преемником; стремление американской паствы к восстановлению единства с Матерью-Церковью; поездка в Америку митрополита Григория; запрещение на раскольнических епископов   События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой. Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке оказалась в очень тяжелом положении. Главной причиной наступивших затруднений была утрата постоянной связи между епархией и Матерью — Русской Православной Церковью.    Архиепископ Евдоким (Мещерский), возглавлявший епархию с 1914 по 1917 год, уезжая в 1917 г. на Поместный Собор Русской Православной Церкви, поручил временно окормлять всю американскую православную паству епископу Канадскому Александру (Немоловскому). После Собора архиепископ Евдоким в Америку не вернулся (уклонился в обновленческий раскол). Для решения церковных дел в 1919 г. в т. Кливленде был созван Всеамериканский Собор, на котором епископ Александр был избран правящим архиереем епархии. Но занимал он этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в условиях вынужденного отрыва от Матери-Церкви, он не пожелал не только оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только из России в Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914 год, Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922), а сам отбыл в Европу.    Положение митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено на Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру и от Святейшего Патриарха Тихона с освобождением от управления епархией Херсонской и Одесской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

– Как же оно действовало? – Это братство, понимая, что Церковь не может существовать без епископа, обратилось к епископу РПЦ Александру (Немоловскому) , родом из Волыни, с прошением стать во главе «Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (так они решили назвать свою церковную организацию). Епископ Александр сначала согласился помочь с организацией церковной жизни этих православных украинцев и председательствовать на предполагаемом Соборе, но затем, благодаря стойкости администратора и начальника Канадской миссии, настоятеля Свято-Троицкого храма в Виннипеге архимандрита Адама (Филипповского), уроженца Галиции и «строгого русина», твердого поборника единства Русской Православной Церкви и Прикарпатской Руси со всем русским народом, отказался. Несмотря на всю клевету на него, отсутствие поддержки своего архиерея, отцу Адаму, твердому стороннику нерушимого единства «Канадийской (Канадской) Руси» с Великой Русью, удалось добиться, что в 1918-м году епископ Александр не присутствовал на съезде украинских сепаратистов и не поддержал их. Национализм и нарушение церковных канонов и присяги в церковной жизни Галиции и канадских галичан он называл «австро-галицийским болотом». – Но Собор таки состоялся? Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище – Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище, которое состоялось 28 декабря 1918 года. Так как на нем не было ни одного архиерея, то никаких решений о каноническом образовании церковной жизни украинцев не принималось. Зато были приняты решения об организации духовной семинарии в г. Саскатун. А вскоре состоялся второй «собор» – 27 ноября 1919 года, на котором присутствовал Антиохийский митрополит Герман, незаконно принявший под свое окормление украинские приходы в Канаде, как это он сделал ранее в США. Очередное сборище, так называемый «Собор Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (УГПЦК) 16–17 июля 1924 года, так же, как и ранее сборище украинцев в США, принял решение пригласить Ивана Теодоровича возглавить их церковь, которое он и принял.

http://pravoslavie.ru/115850.html

Такое положение, поставившее в недоумение как обновленцев, так и тихоновцев, вынудило местного Архиепископа Аверкия (владыка Аверкий в этом документе ошибочно назван Архиепископом – сост. ) выехать в Москву для выяснения вопроса о состоянии Церкви в настоящее время. Прибывший же на днях из Москвы Остальский, нового ничего не привёз, но возможно, что он имеет кое-какое представление о церковной жизни, и местное духовенство выносит мнение, что очевидно в Москве победили обновленцы. В настоящее время необходимо констатировать в церковной жизни Волыни абсолютное затишье, как со стороны экзархистов, так и обновленцев» 349 . Игумен Дамаскин (Орловский) об этом периоде в жизни о. Аркадия пишет: «В это время ему по церковным делам часто приходилось бывать в Киеве и в Москве. В Киеве он служил в Никольском монастыре, в Москве останавливался на Валаамском подворье, а служил в Пименовском храме на Новослободской улице. За каждым богослужением о. Аркадий обязательно проповедовал. Его проповеди и исповедь собирали много молящихся, желавших послушать вдохновенное слово пастыря, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин» 350 . На конец 1924 года в Житомире не было ни Епископа Аверкия, ни о. Аркадия. Оба они находились в это время в Москве. Уезжая из Житомира, 6 ноября 1924 года Епископ Аверкий хотел было передать управление епархией до своего приезда старшему по хиротонии из своих викариев Епископу Староконстантиновскому и Изяславскому Иакову (Немоловскому). Но тот отказался от управления епархией, и владыка Аверкий передаёт управление епархией недавно рукоположенному Епископу Полонскому Максиму (Руберовскому) 351 . На это время, по свидетельству Николая Борисовича Кирьянова, Епископ Аверкий уже принёс покаяние в своём пребывании в обновленческом расколе 352 . 15 декабря в Житомире состоялось заседание Волынской губернской межведомственной комиссии по делам об обществах и союзах (МЕКОСО), на которое явился секретарь Волынского епархиального управления протоиерей Александр Поникаров с уставами Изяславльского, Староконстантиновского, Новоград-Волынского и Полонского викарных церковных управлений, предоставив их для регистрации. На этом заседании о. Александр заявил присутствующим представителям губернского отдела ГПУ товарищам Ковалевскому и Разумовскому, что «епархиальное управление никому из высших духовных органов в настоящее время не подчиняется и в соответствии с этим в таких же отношениях состоят викарные церковные управления по отношению к епархиальному управлению» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Церковь Нерукотворного Образа Христа Спасителя (Лондон — Онтарио) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Всех Святых входит в состав Монреальской и Канадской епархии Русской Православной Церкви Заграницей; приход был основан в 1949 году. Находится в канадском Лондоне (не путать со столицей Великобритании). Английское название — Russian Orthodox Church of Christ the Savior. Содержание История [ править править код ] В 1949 году небольшая группа молодых людей, приехавших в Канаду на работу по контракту, решила, что православным жить без церкви не годится. Обратились к о. Георгию Бурдикову в Виндзоре за содействием. Отец Георгий в это время был благочинным. С его посредством связались с Джорданвилем откуда был прислан священник о. Николай Марцишевский. И вот на Рождество 1950 года была проведена первая православная служба в помещении англиканского собора святого Павла. Нужно отметить, что это не была самая первая православная служба в Лондоне. В 1916 г. В Лондоне был открыт Преображенский приход Русской Православной Церкви под омофором Епископа Северо-Американского и Алеутского, Александра (Немоловского). К 1917 году, у этого прихода был уже выстроен храм и служили настоятели присланные из России. После революции в России, началось брожение в приходе под влиянием «красных». В 1921 году церковь продали, а деньги от продажи пропали. Вместо церкви был открыт русский киноклуб. Здание этой первой церкви теперь в частных руках, находится по сей день на Leard St. Жизнь прихода постепенно развивалась в уже арендованном помещении на втором этаже 212 Dundas St., где был отпразднован первый храмовой праздник. К началу 1950-х годов в приход влились многие русские, украинцы, белорусы, сербы, сирийцы и греки. Это была Пан-Православная община. Приход менял свое место несколько раз. Новый храм решили строить по возможности своими силами. Хотелось чтоб архитектура храма была русско-православная. Был объявлен конкурс на возможный внешний вид храма. В этом конкурсе победил проект Александра Владимировича Зауера. Архитектором-строителем стал Д. Д. Поляков, инженер-строитель из Торонто, который взялся создать полный строительный проект – даром.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Неруко...

В этот период для правосл. жителей Аляски были выпущены книги: «Указание пути в Царствие Небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (1901), Евангелие на алеутском языке (1903, Нью-Йорк; переиздано еп. Филиппом в 1916-1917), иером. С. Самойловичем издавался ж. «Православная Аляска» на рус. и местных языках (1904). Путевые журналы и этнографические заметки миссионеров о церковной жизни на Аляске были опубликованы в «Американском православном вестнике» или хранились в рукописях в различных архивах. Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1906 г. на основании предварительного соглашения между архиеп. Тихоном, еп. Аляскинским Иннокентием и еп. Якутским Макарием (Павловым) к А. в. была присоединена Чукотская миссия , а также переданы выделявшиеся российским правительством средства. Подобное решение объяснялось тем, что миссионерам на Чукотку легче было добраться морем со стороны Аляски. Чукотская миссия была приписана к Куикпакской (Юконской) миссии Свято-Михайло-Редутского благочиннического округа, куда 1 авг. 1908 г. был переведен настоятелем с назначением на должность благочинного игум. Амфилохий (Вакульский) , впосл. еп. Аляскинский. После перевода еп. Иннокентия на Якутскую кафедру (1909) церковная жизнь вик-ства проходила в 1909-1916 гг. под архипастырским наблюдением еп. Александра (Немоловского) и в 1916-1920 гг.- еп. Филиппа (Ставицкого) . В этот период занимавшее обширную территорию А. в. делилось на Ситкинское (5 церквей и приписных к ним 4 молитвенных дома-часовни, 2 священника), Уналашкинское (9 церквей, 37 молитвенных домов-часовен, 5 священников) и Свято-Михайло-Редутское (3 церкви, 2 часовни и 2 священника) благочиния. Приюты на Юж. Аляске были закрыты, действовал лишь приют Куикпакской миссии на севере. В 1923 г. на Аляскинскую кафедру избран, а в 1924 г. хиротонисан архим. Амфилохий (Вакульский). К 1929 г. гл. обр. благодаря его трудам А. в. состояло из 27 приходов в составе 5 благочиний. В помощь больному и престарелому еп. Амфилохию 12 окт. 1930 г. в Сан-Франциско был хиротонисан во епископа Ситкинского настоятель Архангело-Михайловского собора в Ситке, бывш. военный свящ. Российской армии архим. Антонин (Покровский) . По обсуждавшемуся в епархиальном совете митрополии предложению еп. Антонина, разработанному им совместно с протоиереями Г. Прозоровым и А. Кашеваровым, единое А. в. предполагалось разделить на Аляскинское, с резиденцией епископа в Уналашке, и Алеутское, с кафедрой в Ситке. Однако этому предложению не суждено было претвориться в жизнь. Еп. Антонин, с титулом епископа Балтиморского, вскоре был переведен на вост. побережье США в помощь митр. Платону по управлению многочисленными восточноамер. приходами. На попечение еп. Амфилохия оставлено было дальнейшее архипастырское окормление А. в.

http://pravenc.ru/text/114214.html

Храм был переполнен, служил архиепископ Анастасий. Молящиеся не скрывали слез, прощаясь со своим храмом, которому предстояло поругание 785 . На стороне турок и большевиков в борьбу с Российской Церковью включился и Патриарх Григорий VII. «Честный турецкий подданный» заявил о поддержке только тех церковных течений в СССР, которые верны советскому правительству, то есть обновленцев. В мае 1924 г. он посоветовал Патриарху Тихону оставить Престол. Эти действия Константинопольского Патриарха, по мнению большевистского руководства, должны были привести к ликвидации законной Российской Церкви и к усилению обновленчества 786 . Летом 1924 г. Патриарх Григорий вовсе прекратил общение с Патриархом Тихоном и контактировал с лжесинодом «митрополита» Евдокима (Мещерского). Вполне естественно, что политика Патриарха Григория должна была коснуться и Русской Зарубежной Церкви, чья антисоветская и антиобновленческая позиция в планы Фанара совершенно не вписывалась. Началом кампании против Русской Зарубежной Церкви стали два письма от некой группы мирян на имя Патриарха Григория. Авторы писем возмущались «нарушениями» как со стороны Карловацкого Синода, так и со стороны русских архиепископов в Константинополе – Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского). Впоследствии Архиерейский Синод заявлял, что лица, подписавшие письмо, совершенно неизвестны ни Вселенской Патриархии, ни местной русской колонии 787 . Авторы писем называли следующие «проступки» архиереев: а)      основание в Константинополе русских храмов «без всякой необходимости и без действительной в них нужды»; б)      хиротонии русских священников, которые совершались «крайне неразборчиво»; в)      святительский суд и бракоразводные дела; г)      политическая деятельность, направленная против советского правительства. Понятно, что в соответствии с заранее разработанным сценарием на эти письма должна была последовать реакция Фанара. И она последовала. В своем письме архиепископу Анастасию от 29 марта 1924 г. Патриарх Григорий писал: «Мы считаем необходимым...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За обильным ужином льётся дружеская беседа. Г. Карпов — добрый гений нашей Церкви, её защитник и покровитель, а не лишь холодный официальный посредник между церковью и правительством. Он понимает и признаёт великое значение Церкви в государственном устройстве. Чистое учение Христово: «воздатите кесарева кесареви и божия богови», вообще вся христианская мораль полезна не только в церковной жизни, но вообще во всех проявлениях человеческой жизни — она общечеловечна. Церковь в России отделена от государства, т.е. живёт вполне самостоятельной жизнью. Катакомбного существования церкви нет, ей предоставлена полная свобода в управлении и исполнении её членами религиозных обязанностей. Но так как члены церкви являются в то же время членами государства — его гражданами, то, будучи украшены христианскими добродетелями, должны бы явиться самыми полезными гражданами. Такими они и явились, Церковь Православная вполне выявила себя в лице архипастырей, среди которых ярко блистают имена Святейшего Патриарха Сергия, Святейшего Патриарха Алексия (тогда — Ленинградского митрополита), высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Киевского (ныне Крутицкого) и других, протопресвитера Н. Колчицкого, протоиерея Ф. Казанского, А. Смирнова и других протоиереев Ленинграда, Москвы, Киева и других городов и весей русских, и верующего русского народа в минувшую Отечественную войну. И явилось вполне дружественное отношение государственных деятелей к церкви, и отсюда и помощь ей. Эту помощь мы — служители алтаря — ощутительно испытали после падения Берлина, когда нам потребовались уголь для отопления церквей и отчасти — для домов служащих при них, стекло и разные материалы для ремонта пострадавших (хоть и немного) церквей и зданий, мука на просфоры, церковное вино, пищевые посылки для духовенства, военных инвалидов, детей и беспомощных старцев. Военный комендант города Берлина генерал Котиков, полковники Д.С. Даллада, Елизаров, Калиниченко и др., полковник С.И. Тюльпанов и его помощник В.А. Ермолаев — вот имена наших главных благодетелей.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Вечером представитель правительства Украинской республики Павел Семёнович Ходченко доставил нам большое удовольствие — нам было показано в особом помещении два фильма. 1) Недавно состоявшееся воссоединение Галицких униатов с Православною церковью — собрание, речи, голосование, чин присоединения, хиротония новых епископов для воссоединения. Главенствующий высокопреосвященный Иоанн, митрополит Киевский и Галицкий. 2) Разрушенный немцами и восстановленный геройским подвигом русских рабочих Донбасс. 16 июля совершал я со своими берлинскими собратьями и протоиереем Андреем Славинским — благочинным Х округа и нашим милым другом протоиереем Феодором Казанским Божественную Литургию в Вознесенском храме Флоровского женского монастыря. При входе в храм встретила меня величественная игуменья Флавия и стройно-звонкое пенье монахинь. Настоящие украинские соловьи. Какая красота монастырский уют! «Не от мира сего». И потому мятущийся мир спешит сюда найти покой душе своей. Монахинь 250. Приветствовал их как невест Христовых. Святая Православная церковь каждую святую мученицу именует невестой Христовой, а монашество есть добровольное мученичество. Восхвалив монашеский подвиг, закончил слово так: «И я — монах, правда плохой; но при виде ваших чёрных клобуков, ряс и мантий, слушая чудное, с ярким молитвенным подъёмом пение, чувствую себя лучшим, светлейшим». Служили молебен Богоматери, святителю Филиппу, митрополиту Московскому. В числе сослужащих был и мой сродник, протоиерей Евгений Гнеповский из Золотоноши. Чай-завтрак у гостеприимной матери игуменьи Флавии, поднёсшей мне на память шёлковые малинового цвета чётки. Потом посетили Киевский Златоверхий монастырь, т.е. что осталось от него. Слава Богу и за то. Сохранилась церковь, а в ней мощи святой великомученицы Варвары. Открыта маленькая ручка святой великомученицы в ярко просвечивающей перчатке. Радуйся, Варвара, невеста Христова прекрасная! Вместо болящего игумена архимандрита Иллариона встречал нас его помощник архимандрит Гервасий — смиренный и благодушный старец.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Быстро домчались автомобилем до гостиницы Savoy, где нам было отведено помещение. Оправились с дороги. Слава тебе, Господи! Мы в Москве — сердце России. «Святейший вас ожидает», — сказал отец протопресвитер после приветствий и дружеских объятий. Едем! Вот мы в Патриархии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси — не только в границах Русского государства, но и по всему свету разбросанных частицах Святой Руси (это наши храмы и группирующиеся возле них церковные общины). Когда в 1913 году Почаевскую Свято-Успенскую лавру посетил Блаженнейший Григорий IV, Патриарх Антиохийский, встретивший его у святых ворот архиепископ Антоний Волынский простёрся ниц, ясно показывая, что Патриарх не токмо архиерей, Ангел Церкви Божией, Великий Господин. (Уместно вспомнить, что в Бозе почивающий Патриарх Григорий в 1913 году с сонмом святителей в Древле-Софийском храме в Великом Новгороде хиротонисал нынешнего нашего Святейшего Патриарха во епископа.) Понятно, с каким душевным трепетом входили мы в патриаршие покои. И вот предстали мы пред светлым ликом Святейшего. Первое впечатление: это не восковое бледное лицо подвижника, но лик, удалённый от обычного вида, одухотворённый, озарённый лучистым блеском глаз, в коих виден и ум, и доброта, и жертвенная готовность всё совершить для блага церкви. Несколько ласковых приветственных слов и приглашение помолиться в Крестовой патриаршей церкви на Всенощной по случаю праздника в честь святой Владимирской иконы Богоматери (23 июня ст. ст.). Вошли в храм. Все стены в иконах — и на дереве, и на холсте, и в серебряных ризах. Вместо иконостаса — две больших напольных иконы в ризах и над ними икона Тайной Вечери. Царских Врат нет — одна Завеса. Служит архимандрит Иоанн с архидиаконом Георгием. Трогательно-молитвенно поёт квартет. Святейший принимает участие в пении. Сам изволит читать канон. Как-то особенно радостно звучат нам слова тропаря: «Днесь светло красуется славнейший град Москва…» После богослужения трапезовали у Святейшего. Мы смущены. «Кушайте! Не стесняйтесь. Вы, должно, у себя наголодались».

http://bogoslov.ru/article/6177696

Все последующие годы владыка был совершенным бессребреником. Ему писали письма с просьбами помолиться и в конверты вкладывали деньги. Когда он скончался, то в его письменном столе были обнаружены десятки конвертов, из которых записки были вынуты, а деньги забыты. Иногда владыка служил даже ночью, поднявшись с одра. Это он объяснял тем, что «только что ему приснился тот или иной святой, и он вставал и спускался в храм, чтобы его прославить». Ниже приводится текст записок владыки, составленный в августе 1946 года, которые публикуются с самыми незначительными комментариями. И в наши дни эти записи звучат весьма актуально.   Архиепископ Александр (Немоловский) Что мои глаза видели в Москве и Киеве «И видевый это свидетельствово, и истинно есть свидетельство его» (Иоанн, 19:35). Когда-то в сказках читал о ковре-самолёте. Теперь это действительность. 5-го июля в 10 часов утра на русском самолёте вылетели из Берлина в Москву я и избранные мною спутники: благочинный берлинских церквей протоиерей Сергий Положенский и настоятель церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены в Тегеле священник Аркадий Закидальский. Так как путешествие моё было по вызову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Берлинская Русская военная комендатура предоставила нам эту возможность — вместо 3 ½ суток поездом совершить на самолёте переезд в Москву в 6 ½ часов. Летели мы над облаками, казавшимися сплошными сугробами, чрез которые земли не было видно. Над нами голубело небо, пронизанное солнечными лучами. Тихо плавал самолёт по воздушному океану — казалось, едем поездом, — совсем не замечалось быстроты полёта — более 300 километров в час. Временами показывались чрез облака чёрно-зелёно-белые крапинки, чёрные кривые линии — далёкая земля с её лесами, реками, городами. — Москва! Москва! — заговорили пассажиры. Всех их было двадцать пять. Самолёт вздрогнул, начал спускаться вниз. Быстро пробежали по земле. Приехали. Нас встретили на аэродроме наши старые знакомые — бывшие в Берлине в октябре 45 года — управделами Московской Патриархии протопресвитер Н. Колчицкий, по верности церкви, пастырской опытности и ясному пониманию современных церковных дел принадлежащий к славной плеяде И. Янышева и А. Желобовского; так напоминающий преподобного Антония Печерского — благодушный, но, как говорят, очень строгий — Благочинный протоиерей Ф. Казанский, а также представитель Г. Карпова — председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР.

http://bogoslov.ru/article/6177696

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010