187 Затем из Германии в Белград для восполнения состава Синода был послан епископ Василий (Павловский). 188 «Особое положение» Германской епархии было обусловлено расширением территории рейха. Увеличилось и количество православной паствы – с началом Второй мировой войны в Германию хлынул поток священников, бежавших с территорий, присоединенных к СССР. Таких священников было более 80. 189 Министерство церковных дел стремилось создать в Германии и на оккупированных территориях единую епархию, которая в перспективе могла перерасти в Германскую Православную Церковь . Под давлением властей в состав Германской епархии РПЦЗ вошли приходы Западноевропейского экзархата. После оккупации Чехии под властью гитлеровцев оказались также приходы, подчиненные викарию митрополита Евлогия епископу Сергию (Королеву) . 3 ноября 1939 г. пять евлогиевских общин в Германии и две общины в Чехии были объединены под властью епископа Сергия и вошли в состав Германской епархии. Самостоятельность этих общин осталась очень широкой, их отделение от Западноевропейского экзархата считалось временным и на богослужениях там поминали митрополита Евлогия. 190 Самостоятельность приходов епископа Сергия также была обусловлена тем, что архиепископ Серафим (Ляде) своими правами контроля над этими общинами почти не пользовался. 191 Тем не менее подчинение епископа Сергия Германской епархии РПЦЗ вызывало критику со стороны эмигрантов, и владыка Серафим в июле 1942 г. был вынужден издать особый циркуляр настоятелям церквей, где предлагалось избегать критических суждений на этот счет. 192 Надо добавить, что архиепископу Серафиму удалось избавить от верной гибели немало священнослужителей. Среди наиболее известных случаев – освобождение из тюрьмы архиепископа Александра (Немоловского), арестованного за антигитлеровские выступления. До конца войны архиепископ Александр жил при русском храме в Тегеле. Известны и другие случаи помощи владыки Серафима духовенству. 193 В состав Германской епархии вошли и чешские приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недопустимость подобных совпадений он подкрепил ссылкой на решения I Вселенского Собора, 7-е апостольское правило, 1-е правило Антиохийского Собора и послание к епископам императора Константина Великого. Контраргументы сторонников календарной реформы сводились к признанию недопустимости единовременного празднования христианской Пасхи и иудейской не в случайном совпадении дат, а в смысле использования единой системы вычисления праздничного дня. Завершилось четвертое заседание Всеправославного Конгресса рассмотрением проекта нового церковного календаря, представленного ватопедским архимандритом Панкратием. Ход дискуссии был отражен в протоколе заседания, подписанном всеми его участниками, в том числе архиепископами Анастасием (Грибановским) и Александром (Немоловским) . Работа пятого заседания Всеправославного Конгресса проходила 23 мая 1923 г. В этот день прозвучал доклад румынского профессора Димитреску, доказывавшего отсутствие догматических и канонических оснований для второбрачия православных клириков и возможности их вступления в брак после хиротонии. Далее последовало продолжение обсуждения вопроса календарной реформы в Православной Церкви, в ходе которого выступил автор проекта нового календаря, профессор Белградского университета М. Миланкович. Представитель Румынского Патриархата архимандрит Юлий (Скрибан) выдвинул предложение именовать реформированный православный календарь не григорианским, а исправленным юлианским. В заключительной части заседания собравшихся посетил бывший епископ Оксфордский Чарльз Гор (1853–1932), выступивший перед участниками Конгресса со словом, в котором отразил значимость календарной реформы в процессе сближения между Англиканской и Православной Церквями. В свою очередь, патриарх Константинопольский Мелетий констатировал готовность православной стороны к принятию нового календаря и просил епископа Чарльза уведомить об этом архиепископа Кентерберийского. Среди прочих участников пятого заседания в протоколе значится подпись архиепископа Александра (Немоловского), ни разу не вмешавшегося в ход дискуссии.

http://bogoslov.ru/article/5724320

Особого рассмотрения требует вопрос статуса и полномочий принимавших участие в работе Комитета Православных Церквей архиепископов Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского). В официальных документах Комитета они позиционируются как иерархи Русской Православной Церкви. При этом архиепископы Анастасий и Александр именуются не ее представителями (ντιπροσωπευντοι), а приглашенными со стороны Константинопольской Церкви (κατ’ ατεπγγελτον πρσκλησιν ατν π μρους τς κκλησας Κωνσταντινουπλεως). Вместе с тем, русские иерархи занимают вторую позицию в списке участников и следуют за представителями Константинопольского Патриархата . В ходе работы Комитета Православных Церквей (впоследствии переименованного во Всеправославный Конгресс) статус русских иерархов изменился. В определении Архиерейского Собора РПЦЗ от 4 июня 1923 г. они были признаны представителями Русской Православной Церкви на Всеправославном Конгрессе . Описание торжественного открытия работы Комитета Православных Церквей нашло отражение в сборнике его протоколов и решений, а также на страницах журнала «Церковная жизнь». 10 мая 1923 г. в 10 часов утра представители Поместных Православных Церквей, члены Священного Синода и высокопоставленные сотрудники Константинопольской Патриархии собрались в Великом патриаршем тронном зале. Патриарший архидиакон встречал представителей каждой делегации и провожал их к специально приготовленному для них месту. Архиепископам Анастасию (Грибановскому) и Александру (Немоловскому) была оказана высокая честь. Несмотря на отсутствие у них статуса официальных представителей Русской Православной Церкви, места русских иерархов располагались сразу после представителей Константинопольского Патриархата. Через полчаса в зал вошел облаченный в мантию с посохом в руках патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис), которому предшествовали два диакона, несшие с трикирий и дикирий. Взойдя на патриарший трон, Предстоятель Константинопольской Православной Церкви облачился в епитрахиль и омофор, после чего совершил краткий молебен. Оставаясь на троне, патриарх разоблачился и произнес по-гречески приветственную речь, в которой обозначил стоящие перед Комитетом Православных Церквей задачи, наиважнейшей из которых он видел согласование вопроса проведения реформы системы церковного времяисчисления. Затем директор патриаршей канцелярии огласил русский перевод приветственной речь патриарха, а архимандрит Лукакис озвучил текст приветствия на румынском языке .  От лица собравшихся с приветственным словом к патриарху Мелетию обратился митрополит Черногорский Гавриил, который в своей речи высоко оценил значимость проведения Комитета Православных Церквей, впервые применив к нему наименования «Всеправославный Комитет» (Пανορθοδξος πιτροπ) и «Всеправославный Конгресс» («Пανορθοδξος Συνεδρον») .

http://bogoslov.ru/article/5724320

Впечатление о состоянии дел в Североамериканской епархии у епископа Антония сложилось крайне отрицательное, отчет, в котором в крайне неблагоприятном свете была представлена деятельность архиепископа Александра (Немоловского) и митрополита Платона (Рождественского), был послан им в Сремские Карловцы, а оттуда отправлен в Москву (но, судя по всему, до места назначения не дошел). Подобное вмешательство Временного Высшего Церковного Управления (позже Архиерейского Синода) в американскую церковную жизнь вызывало крайнее раздражение митрополита Платона. После представления доклада епископа Антония в ВВЦУ Заграницей архиепископ Александр (Немоловский) навсегда покинул Северную Америку. 302 Через Высшее Церковное Управление за границей митрополит Антоний обращался к архиепископу Александру и митрополиту Платону следующим образом: «В виду страшных испытаний и гонений, коим подвергается Российская Православная Церковь , и исключительности переживаемого ею момента, когда особенно требуется церковное единение для согласованного успешного противодействия врагам Церкви, просить Высокопреосвященных Митрополита Платона и Архиепископа Александра не расчленять единое тело Российской Православной Церкви». 303 В «Церковных ведомостях» за 1924 год, 34, на второй странице имеется Определение Архиерейского Синода от 25 января7 февраля: 1 . Преосвященного Антония Епископа Алеутского и Аляскинского, уволить согласно прошению, по болезни, на покой. 2 . Суждение о местопребывании Преосвященного Антония иметь по окончании им клинического лечения. 304 Заступивший на место епископа Антония митрополит Северо-Американский Платон, начиная с декабря 1924 года, регулярно докладывал о состоянии церковных дел в Северной Америке. 305 Впоследствии, в мае 1925 года, епископ Антоний, бывший Алеутский и Аляскинский, уведомлял о том, что адресованное ему распоряжение Архиерейского Синода «не вмешиваться в церковные дела Североамериканской епархии им принято к руководству», а также сообщал о положении церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Патриаршее приветствие участникам празднования 150-летия пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве 19 ноября 2012 г. 16:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам празднования 150-летия пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве. Участникам празднования 150-летия пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваше Превосходительство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне для участия в праздновании знаменательного юбилея — 150-летия постоянного пребывания Русской Православной Церкви в Королевстве Бельгия. Началом этого присутствия принято считать 1862 год, когда при Императорской российской миссии в Брюсселе был открыт храм святителя и чудотворца Николая. Однако и раньше еще, при Великой княжне Анне Павловне, супруге наследного принца Нидерландов Виллема Фредерика Георга, был устроен придворный храм. Присутствие Русской Церкви в Бельгии утверждалось трудами видных тружеников на ниве Христовой: протоиерея Петра Извольского, архиепископа Александра (Немоловского) и, конечно же, архиепископа Василия (Кривошеина). С 1987 года Брюссельскую и Бельгийскую епархию возглавляет архиепископ Симон . Под его руководством совместными трудами клириков и мирян во всех крупных городах страны появились православные приходы Московского Патриархата. Совсем недавно, в апреле этого года, был заложен камень на месте строительства нового русского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в городе Льеже. Отрадно отметить, что активно развивается приходская, просветительская и издательская деятельность епархии. В юбилейный год было проведено несколько значимых культурных мероприятий, посвященных основным историческим вехам пройденного полуторавекового пути. Кульминацией торжеств стало освящение храма в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, совершенное в сей воскресный день нашим собратом Блаженнейшим Саввой, Митрополитом Варшавским и всей Польши .

http://patriarchia.ru/db/text/2601298.ht...

Сменивший Владыку Тихона митрополит Серафим (Ляде) благожелательно относился к евлогианам, зачастую спасая их от репрессий гестапо. 28 июля 1938 г. должно было состояться его первое совместное богослужение в Берлине с евлогианскими священнослужителями, в частности с архимандритом Иоанном (Шаховским). Накануне к Владыке Серафиму и в гестапо поступило анонимное письмо с требованием «защитить нашу Церковь от вторжения в нее иудо-масонских сил, старающихся замаскировать себя путем совместного служения с нашим духовенством». Но богослужение все-таки состоялось, что явилось одной из причин, спасшей архимандрита Иоанна от высылки [xxviii] . Еще более характерно дело евлогианского архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского). В 1938–1940 гг. он неоднократно в своих проповедях и обращениях к пастве резко осуждал деятельность нацистов. Например, 31 июля 1938 г. в своей проповеди говорил: «Нам посланы страшные испытания… В Германии жестокий варвар Гитлер уничтожает Христианскую веру, одновременно насаждая язычество. Мы молим Бога, чтобы он спас эту страну от этого ужасного человека, так как там еще хуже, чем в советской России». В других выступлениях Владыки осуждалась также и расовая теория Гитлера. После оккупации Бельгии архиепископ был 4 ноября 1940 г. арестован гестапо. С укрепленной на груди табличкой с надписью «Враг 2» он оказался перевезен в тюрьму Аахена, а затем Берлина. Митрополит Серафим (Ляде) сумел вызволить Владыку Александра из заключения, взяв его на поруки и поселив при русском храме в Тегеле, где последний оставался до конца войны [xxix] . В то же время митрополит Серафим в своей официальной переписке с ведомствами III рейха иногда использовал антисемитскую риторику, хотя не одобрял нацистскую политику и не разделял ее целей. В частности, в октябре 1940 г. он писал в Министерство церковных дел о своем противнике украинском профессоре И. Огиенко, в дальнейшем ставшем архиепископом Холмским Иларионом в юрисдикции автокефальной Православной Церкви генерал-губернаторства: «Тот, кто еще недолгое время назад клялся в верности польскому правительству… или тот, кто только четыре года назад поставил общественность в известность о том, что он состоял в дружбе с евреями, учитывал их интересы, обещал им основать в университете Каменец-Подольска кафедру по изучению еврейства и 25% еврейских студентов принимать в этот университет, убедил еврейского раввина в том, что этот университет принесет еврейству огромную материальную и духовную пользу – подобным людям я не могу подарить свое доверие, даже если они пользуются в настоящее время милостью высоких и высших инстанций» [xxx] .

http://bogoslov.ru/article/2202912

Особенно активно ею занимается руководимое протоиереем Сергием Булгаковым и монахиней Марией (Скобцевой) «Православное Дело»: «На собраниях этого “Дела” фюрер Великого Германского рейха был назван антихристом и борьба против национал-социализма рассматривалась как подвиг за Христа». В доносе также говорилось, что после начала войны с Германией митрополит Евлогий издал послание с призывом к русским эмигрантам выполнить свой воинский долг перед Францией, за неделю до занятия Парижа он отслужил молебен за победу французского оружия в церкви на улице Петель и произнес соответствующую проповедь , опубликованную в газете «Последние новости». Подобные молебны митрополит и его клирики неоднократно совершали и в кафедральном соборе Св. Александра Невского, говоря в проповедях, что на Францию «идут новые варвары». Несет митрополит Евлогий ответственность и за резкие проповеди против Рейха архиепископа Брюссельского Александра (Немоловского), содержание которых было ему хорошо известно. Завершался донос сообщением, что евлогианские священники в настоящее время совершают массовые крещения евреев и, по слухам, «имеются даже документы, где ставятся ненастоящие даты крещения» 199 . 17 марта 1941 г. министерство переслало это обширное донесение в гестапо. В ответном письме шефа полиции безопасности и СД от 5 декабря 1941 г. говорилось, что, согласно полученной из своих источников информации, установлено, что митрополит Евлогий продолжает занимать негативную позицию по отношению к Германии. Согласно сведениям СД, он получал 2 тыс. фунтов от Великобритании и считает возможным воссоздание единой Русской Церкви во главе с митрополитом Сергием (находившимся в Москве Патриаршим Местоблюстителем) 200 . Подвергать репрессиям имевшего широкую международную известность митрополита Евлогия гестапо не посмело, но в конце концов решило покончить со все более и более активной деятельностью евлогианского духовенства и мирян по спасению евреев и закрыть «Православное Дело». 8 февраля 1943 г. в доме на улице Лурмель начались обыски.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

441 Пребывание Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского, в Восточных Штатах Америки. С. 114. 442 Пребывание Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского, в Восточных Штатах Америки//АПВ, 1902, т. VI, 6, с. 136. Из письма преосвящ. Ярославского свящ. Леониду Туркевичу от 10 мая 1908 г.: «Что касается колоколов, то стоит ли их приобретать в России? Не мало будет хлопот и издержек по перевозке их, и наипаче по уплате за них пошлины. Ведь их можно заказать и в Америке. Для Нью-йоркского Собора сделали колокол в Америке и очень порядочный». (Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие/Сост. С. С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 299.) 443 «В Неделю 17 Февр. – 2 Марта в Нью-Йоркской церкви отбылось торжественне архиерейске Богослужение, за которым настоятель церкви о. Александр Хотовицкий был возведен в сан Протоиерея». [Из нашой жизни//Свет. Часопись для православных руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1902.– 21 февраля (6 марта).] «10 авг. 1901 г. архиеп. Ярославским свт. Тихоном (Белавиным) А. был возведен в сан протоиерея» ( Цыпин В. А. Александр//ПЭ, т. I, с. 485). 444 Пребывание Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского, в Восточных Штатах Америки. С. 137. 446 Пребывание Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского, в Восточных Штатах Америки. С. 137–138. 447 Пребывание Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского, в Восточных Штатах Америки. С. 139. 448 Пребывание Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского, в Восточных Штатах Америки//АПВ, 1902, т. VI, 7, с. 150. 449 Катасаквинский священник Мирон Волкай в мае 1901 года ушел из Православной Церкви к униатам; определенный в настоятели прихода Катасаква – Филадельфия кандидат СПбДА иером. Евфимий (Киприанович Е.И.) снял сан и монашеское звание; «назначенные, вроде О. Немоловского, не приезжают к месту службы по четыре-пять мес!» [Письмо преосвящ. Алеутского Саблеру В. К. от 12 марта (ст. ст.) 1902 г. (Письма святителя Тихона. С. 101).]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Богослужения в братских храмах после ареста протоиерея Аркадия до своего собственного заключения совершал второй священник Крестовоздвиженского храма протоиерей Юлиан Красицкий, который был и председателем общины Свято-Николаевского братства 334 . Епископ Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров), понимая, что в скором времени и он сам, и о. Юлиан будут посажены в тюрьму, и заботясь о том, чтобы братчики не остались без богослужений, а Игнатьевский храм не был бы закрыт, назначает в братский храм священником последнего ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Иакова Немоловского (впоследствии Епископа). Он и совершал для братчиков богослужения вплоть до освобождения протоиерея Юлиана Красицкого 335 . Освобождённого из житомирского допра протоиерея Аркадия, Епископ Аверкий наградил крестом с украшениями. О. Аркадий также начинает совершать богослужения в братской Игнатьевской церкви. Именно этот храм становится центром православной жизни города. Сюда, ещё до выхода из заключения о. Аркадия, на должность регента был приглашён иерей Иоанн Серов 336 . На храмовые богослужения и братский праздник святителя Николая, кроме протоиерея Юлиана Красицкого, приходят служить единомышленники о. Аркадия: настоятель Серафимовской церкви – иерей Александр Гаврилюк, настоятель храма Иисуса Сладчайшего (с. Крошня) – протоиерей Илья Николаев, священник кладбищенской Иаковлевской церкви – иерей Василий Малахов (будущий священноисповедник) 337 . Настоятель Крестовоздвиженской церкви, бывший делопроизводитель братства – протоиерей Александр Поникаров – отошёл от деятельности в братстве. Самой большой болью для протоиерея Аркадия, как и для всех православных, было появившееся в то время обновленчество, которое ничего общего не имело со Христовой Церковью. На борьбу с обновленчеством о. Аркадий направляет свой, данный ему от Бога, миссионерский талант. Начало обновленчеству в Житомире было положено ещё в 1922 году 338 . Тогда священник житомирского Иаковлевского кладбищенского храма протоиерей Константин Лебедев согласился сотрудничать с ГПУ для организации в Житомире обновленческой псевдоцеркви, или, как тогда её ещё называли, «живой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой. Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке оказалась в очень тяжелом положении. Главной причиной наступивших затруднений была утрата постоянной связи между епархией и Матерью — Русской Православной Церковью. Архиепископ Евдоким (Мещерский), возглавлявший епархию с 1914 по 1917 год, уезжая в 1917 г. на Поместный Собор Русской Православной Церкви, поручил временно окормлять всю американскую православную паству епископу Канадскому Александру (Немоловскому). После Собора архиепископ Евдоким в Америку не вернулся (уклонился в обновленческий раскол). Для решения церковных дел в 1919 г. в т. Кливленде был созван Всеамериканский Собор, на котором епископ Александр был избран правящим архиереем епархии. Но занимал он этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в условиях вынужденного отрыва от Матери-Церкви, он не пожелал не только оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только из России в Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914 год, Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922), а сам отбыл в Европу. Положение митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено на Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру и от Святейшего Патриарха Тихона с освобождением от управления епархией Херсонской и Одесской. Жизнь Православной Церкви в Америке несомненно вошла бы в нормальное русло, если бы митрополит Платон сделал правильные выводы из событий, происшедших в России, и, сохраняя сыновнее послушание высшей церковной власти, направил бы все свои духовные силы на строительство местной церковной жизни. Американская Церковь не испытала бы того тяжелого внутреннего кризиса, в который она вскоре попала, особенно после прибытия из Москвы «живоцерковника» — женатого архиерея Иоанна Кедровского, сумевшего представить себя перед американским судом в качестве «подлинного» представителя высшей церковной власти в России и отнять у митрополита Платона кафедральный собор в Нью-Йорке с резиденцией при нем. От митрополита Платона вскоре стал требовать признания своей власти над ним и «Заграничный архиерейский Синод» в Карловцах (Югославия). К сожалению, митрополит Платон не сделал из всего этого должного вывода: утвердить единство православной американской паствы с Матерью-Церковью, но повел ее по пути отчуждения. Церковную кафедру подчас он стал использовать для политических выступлений, направленных против Матери-Церкви и России.

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010