Далее патриарх Мелетий (Метаксакис) предложил к обсуждению вопрос юрисдикционной принадлежности православной диаспоры. В этой связи необходимо отметить, что еще 1 марта 1922 г. Константинопольский Патриархат издал Томос «Об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного " рассеяния " » . Инициирование обсуждения вопроса о признании за Вселенским Патриархатом прав на возглавлении православной диаспоры преследовало цель легитимации на всеправославном уровне изданного годом ранее Томоса. Апеллируя к 28-му правилу IV Вселенского Собора, патриарх Мелетий доказывал исключительное право Константинопольского Патриархата на духовное возглавление всех православных епархий, находящихся за пределами границ Поместных Церквей, которые он отождествлял с упоминаемыми в каноне «епископами иноплеменников» («ν τος βαρβαρικος  πισκπους») . Обращаясь к сложившейся в Северной Америке церковной ситуации, патриарх отметил отсутствие там единой православной канонической юрисдикции, что нарушает канонический порядок и не способствует православному свидетельству в инославном мире. В качестве возможного средства к устранению существующей разобщенности патриарх предложил учреждение Экзархата Константинопольского Патриархата в пределах североамериканского континента . Вполне естественно, что при обсуждении данного вопроса патриарх Мелетий не мог проигнорировать мнение архиепископа Александра (Немоловского), ранее управляшего Северо-Американской епархией Русской Православной Церкви. Согласившись с актуальностью озвученной проблемы, последний призвал участников Всеправославного Конгресса принять во внимание то положение, в котором находилась Русская Православная Церковь. По его мнению, согласие проживавших в Америке русских на переход в юрисдикцию Константинопольского Патриархата будет равнозначно предательству находившегося под арестом патриарха Московского Тихона. В качестве временной меры архиепископ Александр рассматривал потенциальную возможность назначения на четырехлетний срок русского архиерея в качестве Экзарха Константинопольского Патриархата. Однако в связи с трагическими событиями церковной жизни в России реализация подобного сценария представлялась ему преждевременной. Практическое разрешение вопроса разобщенности американских православных архиепископ Александр усматривал в усилении взаимодействия русских и греческих иерархов. После выступления архиепископа Александра началась активная дискуссия, которая была приостановлена патриархом Мелетием по причине недостатка времени .

http://bogoslov.ru/article/5724320

Далее патриарх Мелетий (Метаксакис) перешел к обсуждению возраста принимающих монашеское звание и предложил установить нижнюю границу для принимающих монашеские обеты не ниже 25 лет. Присутствовавшие на заседании, в том числе и архиепископ Александр (Немоловский), одобрили данное решение . После обсуждения вопроса внешнего вида клириков, одобрения практики ношения ими светской одежды и стрижения волос, Комитет перешел к рассмотрению вопроса препятствий к заключению брака. Митрополит Черногорский Гавриил и архимандрит Юлий (Скрибан) выступили с докладами, в которых описали существующие в Сербской и Румынской Православных Церквях подходы к обсуждаемому вопросу. В ходе дальнейшего обсуждения архиепископ Александр (Немоловский) рассказал о препятствиях к браку, принятых в канонической практике Русской Православной Церкви (кровное и духовное родство, последовательное пребывание в трех законных браках и т.д.). Завершилось обсуждение данного вопроса выступлением митрополита Диррахийского Иакова. Подводя итог дискуссии, Константинопольский патриарх предложил признать необходимым следование канононическим установлениям Вселенских Соборов, сохранив за Соборами Поместных Церквей право на каноническую снисходительность (икономию) . Далее участники Всеправославного Конгресса перешли к рассмотрению предложения относительно возможного переноса празднования памяти святых с будних дней на ближайшие к ним воскресенья. Мнение архиепископа Александра (Немоловского) по данному вопросу не прозвучало. Резюмируя результаты дискуссии, Вселенский патриарх заявил о целесообразности принятия данного решения, основанием которого может быть традиция празднования памяти святых отцов Вселенских Соборов исключительно в воскресный день. Вместе с тем, он признал необходимым сохранить за Поместными Церквями право самостоятельного решения данного вопроса . По инициативе митрополита Трансильванского Николая, официальное обращение которого озвучил архимандрит Юлий (Скрибан), Всеправославный Конгресс обсудил вопрос о проведении в 1925 г. празднования 1600-летия со времени проведения I Вселенского Собора .

http://bogoslov.ru/article/5724320

Журнал Московской Патриархии. 1965. Выписка из частного письма Святейшего Патриарха Тихона к митрополиту бывшему Киевскому и Галицкому Антонию [Храповицкому] ...Опричники расстреливают нас, как куропаток: за епископом Макарием [Гневушевым], Варсонофием [Лебедевым], о. Восторговым сей участи подверглись (по слухам) А. Андрюшин, еп. Ефрем [Кузнецов] и Варжанский А.; может быть, их участь лучше, чем нас оставшихся. Теперь многие из нас бегут к вам, но вы к нам погодите... Обвинительное заключение... М., 1923 10(7)1921. Ответное письмо Святейшего Патриарха Тихона архиепископу Евлогию [Георгиевскому] по вопросу о невозможности для последнего выполнения патриаршего предписания о производстве ревизии Североамериканской епархии Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 11(?)1921. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона об утверждении епископа Канадского Александра [Немоловского] в сане архиепископа Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 1921. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о благословении открытия работ Всезаграничного Карловацкого церковного собора Обвинительное заключение... М., 1923 Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на прошении, поданном польским поверенным в делах в Москве, о даровании прав автокефалии Православной Церкви в Польше Священные каноны нашей Церкви предусматривают автокефалию для отдельных самостоятельных народов. Если бы польский народ, получивший недавно суверенность, был православным и просил об автокефалии для себя, Мы бы ему в этом не отказали, но давать автокефалию для разноплеменных православных, проживающих в пределах Польского государства на положении национальных и религиозных меньшинств, Нам не позволяют ни здравый разум, ни священные каноны. Что возможно, то Мы уже дали православным в Польше – широкую поместно-церковную автономию. Документы о польской автокефалии, 1919–1926 1575. Послание («декрет») Святейшего Патриарха Тихона о недопустимости нововведений в церковно-богослужебной практике

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Ваше Высокопреосвященство. Спешу выразить вам Мою сердечную благодарность за присланный Мне «Service-book». Издание такого серьезного и большого труда не может не вызвать особого Моего удивления и искренней радости, так как этим изданием распространяется повсюду среди лиц иных вероисповеданий ясное понимание учения и обрядности нашей Православной Церкви. Книга эта делает честь автору Хапгуд, давшей себе труд не только перевести на Английский язык все подробности нашего Богослужения, но и постаравшейся вникнуть и понять причины, вызвавшие те или другие возгласы и обрядности. Выражая вам вновь Мою душевную благодарность, Я поручаю Себя святым молитвам Вашим. Искренно вас уважающая Елисавета. Февраля «Зш» дня 1907 года. Москва» (ОСА. Department of history and archives. Syosset, NY) 940 Серафим (Бойков), бывший иеродиакон Череменецкого монастыря Петербургской епархии, откомандированный для служения в домовой церкви Училищного совета при Свят. Синоде, подал прошение архиеп. Тихону о принятии его в Алеутскую епархию. Согласно ходатайству преосвящ. Алеутского на имя митр. Антония (Вадковского) от 25 сентября (ст. ст.) 1906 г. за 204 (РГИА, ф. 796, оп. 187, год 1906, д. 7461, л. 4) иеродиак. Серафим был рукоположен в сан иеромонаха архиеп. Ярославским Иаковом (Пятницким) в Петербургском Казанском соборе 26 ноября (ст. ст.) 1906 г. Прогоны на проезд до Нью-Йорка (1455, 5 кред. руб.) были выданы иером. Серафиму 28 ноября (ст. ст.) в соответствии с определением Свят. Синода от 28 октября – 22 ноября (ст. ст.) 1906 г. за 6171, об отпуске иеродиакона Череменецкого монастыря, по рукоположении его во иеромонаха, на службу в Америку и о выдаче ему прогонов (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1906, д. 2289, л. 746–746 об.). Прибыв в Нью-Йорк в январе 1907 года, о. Серафим был откомандирован в Катасакву (для помощи заболевшему настоятелю Александру Немоловскому), где скончался 3/16 февраля 1907 г 942 См.: Беседа Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, на литургии в Майфильдской церкви 18 Февраля 1907 года (в день открытия Конвенции)//АПВ, 1907, т. XI, 5, с. 78–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Особо следует остановиться на деятельности архиереев, управлявших Берлинской и Германской епархией РПЦЗ – до 1938 г. архиепископа Тихона (Лященко) и в 1938–1945 гг. митрополита Серафима (Ляде). Первый из них до 1937 г. имел своим секретарем и адвокатом П.П. Масальского, высланного в конце концов из Германии за частично еврейское происхождение. Причем архиепископ Тихон всячески старался оставить Масальского при себе до последней возможности. В книге К. Кромиади сообщается, что стараясь помочь евреям, «архиеп. Берлинский и Германский Тихон приходивших к нему с просьбой русских евреев крестил и выдавал им свидетельства о крещении. К сожалению, это им не помогло, и гестапо потребовало от Синода убрать Тихона из Германии. В результате архиеп. Тихон был отозван в Сремские Карловцы, а его ближайшие сотрудники были репрессированы». Правда, это сообщение не совсем точно. Существовали различные причины отставки архиепископа, и сведений о репрессиях его «ближайших сотрудников» в архивах обнаружить не удалось. Сменивший архиеп. Тихона митрополит Серафим благожелательно относился к «евлогианам», зачастую спасая их от репрессий гестапо. 28 июля 1938 г. должно было состояться его первое совместное богослужение в Берлине со священнослужителями, находящимися в юрисдикции митр. Евлогия, в частности с архим. Иоанном (Шаховским). Накануне к митр. Серафиму и в гестапо поступило анонимное письмо с требованием «защитить нашу Церковь от вторжения в нее иудо-масонских сил, старающихся замаскировать себя путем совместного служения с нашим духовенством». Но богослужение все-таки состоялось, что явилось одной из причин, спасшей архим. Иоанна от высылки 665 . Еще более характерно упоминавшееся спасение митр. Серафимом архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского), в 1938–1940 гг. в своих проповедях и обращениях к пастве резко осуждавшего идеологию нацистов и расовую теорию Гитлера 666 . В то же время митр. Серафим в своей официальной переписке с ведомствами Третьего рейха иногда использовал антисемитскую риторику, хотя не одобрял нацистскую политику и не разделял ее целей. В частности, в октябре 1940 г. он писал в Министерство церковных дел о своем противнике украинском профессоре И. Огиенко, в дальнейшем ставшим архиепископом Холмским автокефальной церкви Генерал-губернаторства: «Тот, кто еще недолгое время назад клялся в верности польскому правительству… или тот, кто только четыре года назад поставил общественность в известность о том, что он состоял в дружбе с евреями, учитывал их интересы, обещал им основать в университете Каменец-Подольска кафедру по изучению еврейства и 25 % еврейских студентов принимать в этот университет, убедил еврейского раввина в том, что этот университет принесет еврейству огромную материальную и духовную пользу – подобным людям я не могу подарить свое доверие, даже если он пользуются в настоящее время милостью высоких и высших инстанции» 667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Вселенский Престол эмигранты по-прежнему смотрели как на опору. Осенью 1921 г. ВЦУ вернулось к рассмотрению вопроса о миссии в Китае. Начальник миссии архиепископ Иннокентий (Фигуровский), со дня на день ждавший признания китайцами власти большевиков, теперь не просто соглашался передать миссию под защиту Константинополя, но и прямо настаивал на этом. 5 декабря 1921 г. Зарубежное ВЦУ сделало соответствующее распоряжение, которое, правда, осталось без последствий 708 . К тому времени русские беженцы уже покидали турецкую столицу, перебираясь в Европу. Получали новые назначения и архиереи. В Турции остались только архиепископ Анастасий и переехавший из Америки архиепископ Александр (Немоловский). Переезд ВЦУ в Сербию не отразился на его отношениях с Фанаром. В том же 1921 г. Константинопольским Патриархом стал Мелетий IV (Метаксакис) – друг и единомышленник митрополита Антония (Храповицкого) 709 . Столь же уважительным было отношение Патриарха Мелетия к архиепископам Анастасию (Грибановскому) и Александру (Немоловскому) – они неукоснительно приглашались на все официальные торжества и конференции Вселенской Патриархии, где им отводились первые после Патриарха места 710 . Однако конфликт между Константинополем и РПЦЗ становился делом времени – количество разногласий между двумя структурами росло как снежный ком. Одной из первых проблем стала ситуация на Афоне. Еще в 1919 г. Кинот Святой Горы постановил не пускать туда русских эмигрантов вплоть до окончания революции. Это решение позволило прекратить допуск русских на Святую Гору на неопределенное время, причем касалось это не только тех, кто хотел принять постриг, но и простых паломников 711 . Хотя это решение заработало, по-видимому, не сразу (в 1920 г. на Афоне четыре с половиной месяца проживал сам митрополит Антоний), впоследствии Кинот старался не допускать на Святую Гору русских эмигрантов. Этот вопрос пыталось решить еще ВЦУ Юга России 16 июля 1920 г. 712 После эвакуации из Крыма в ноябре 1920 г. митрополит Антоний тщетно умолял Вселенскую Патриархию разрешить ему удалиться на Афон и прекратил свои просьбы только после переезда в Сремские Карловцы 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вся эта экзальтация сопутствовала явной лжи со стороны советской пропагандистской машины. Архиепископу Александру (Немоловскому) газета «Советский патриот» приписала слова, будто гонений на Церковь в России никогда не было. Возмущение архиепископа, который ничего подобного не говорил, результатов не дало – опровержение опубликовано не было 954 . Та же газета «Советский патриот» заявляла, что приходские собрания выступают за соединение с Московской Патриархией. Правда, выяснялось, что, например, в Тулузе, Марселе и Бельфоре это были не приходские собрания, а собрания местных отделений маргинальных «советских патриотов», к церковной жизни не имевших никакого отношения 955 . Ситуация осложнялась тем, что русская эмиграция во Франции раскололась по принципу политическому – на французских и советских подданных. Последние были в явном меньшинстве (не более 10 % 956 ), в то время как основная часть эмигрантов с коммунистической властью никаких дел иметь не хотела. Отсюда вытекало и отношение к Московской Патриархии. Вопрос «Московский Патриархат или Константинополь?» фактически был сведен к вопросу «за советский режим или против него?». Связь между советской администрацией и Московской Патриархией вела к тому, что антикоммунистические выступления эмигрантов били и по авторитету московской церковной власти. Московская Патриархия очень скоро стала восприниматься как служанка и союзница безбожного государства. Ее действия рождали противодействие более или менее скрытое. В адрес экзархата шли письма от прихожан, требовавших прекратить агитацию со стороны просоветских священников 957 . Возмущенные советской пропагандой настоятели приходов принципиально отказывались поминать на службах Патриарха Алексия 958 . Ближайшее окружение митрополита Евлогия действовало не столь прямолинейно, но не менее враждебно. Это выражалось, прежде всего, в том, что на отказ приходов поминать московское священноначалие епархиальный совет смотрел более чем снисходительно. Второе лицо в экзархате, архиепископ Владимир (Тихоницкий), прямо не высказывался против Московской Патриархии, но своими действиями подтверждал свое недовольство ее политикой. Архипастырь не скрывал и своей антикоммунистической позиции. К указу о советском гражданстве он отнесся резко отрицательно и в письме Патриарху Алексию указал, что после появления этого документа оставаться в подчинении Московской Патриархии было «не только затруднительным, но и предосудительным» 959 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[…] Она соглашается удалить 13 дней из юлианского календаря, но не изменяя Пасхалии и Эортологии Православной Церкви. Это, однако, не обязывает Элладскую Церковь декларировать то, что она желает принять все решения Комитета […], достаточно только чтобы они были согласны с соборными канонами и постановлениями, а также с традицией Церкви» 116 . В процессе работы Совещания были созданы три подкомитета, призванные детально изучить календарную проблематику. Первый подкомитет являлся догматико-каноническим и включил в свой состав митрополита Кизического Каллиника, митрополита Никейского Василия, профессора В. Антониадиса и генерального секретаря Константинопольского Патриархата архимандрита Германа. Итогом работы данного подкомитета стало принятие следующих заключений: 1 . Календарный вопрос имеет не догматический, а канонический характер; 2 . Имеющиеся каноны относительно празднования Пасхи создавались в определенном историческом контексте и с исторической ситуацией, сложившейся в ХХ в. они трудносоотносимы; 3 . Допустим перенос расчетного дня весеннего равноденствия с 8 на 21 марта, то есть исправление Пасхалии, что будет соответствовать решениям Вселенского собора; 4 . Допустить переход на более совершенный календарь посредством изъятия тринадцати дней 117 . Второй подкомитет имел своей задачей изучение практических вопросов, связанных с календарной реформой, и включал в свой состав архимандрита Юлия (Скрибана), профессора М. Миланковича, сенатора П. Дрангича и главного юриста Константинопольского Патриархата Хр. Папаиоанну. В результате обсуждений были приняты следующие решения: 1 . Проведение реформы посредством изъятия тринадцати дней необходимо осуществлять в тот месяц, в котором имеется наименьшее число великих праздников; 2 . Целесообразно одновременно с реформой исчисления, затрагивающей церковное месяцесловие, провести реформу Пасхалии 118 . Третий подкомитет был призван обсудить научную сторону календарного вопроса и включил в свой состав митрополита Черногорского Гавриила, митрополита Диррахийского Иакова, архиепископа Анастасия (Грибановского)  и архиепископа Александра (Немоловского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На другой день Литургию совершает сам Святейший Патриарх Алексий в той же церкви. Сослужит один архиепископ Георгий. Облачение святительское, но без митры. Необычно, но очень умилительно. После Литургии обед у Святейшего. Вечером Всенощная в том же храме и трапеза у Святейшего. I. Московские впечатления 7 июля (24 июня). Первое патриаршее служение, в коем приняли участие я и мои берлинские собратья в обширном храме Иоанна Крестителя на Пресне по случаю храмового праздника. Заранее мы прибыли в храм. Еле протиснулись: такое множество народа — мужчины и женщины, старые и молодые. Одежд не видно. Одни головы. Целое море голов. Облачились: архимандрит Орловский Антоний и я, с нами семь священников. Вышли на встречу Святейшего. Подъехал автомобиль. Вот показался он — Святейший Отец и Владыка наш, преемник Святейших Патриархов Гермогена, Никона, Тихона, Сергия, в близком сотрудничестве с которым и выявил настоящее лицо Святой Церкви Русской православной в минувшую страшную отечественную войну, показав, что духовенство — не безразличные зрители, а пламенные русские патриоты, объезжал передовые позиции, молитвою и огненным словом воодушевлял воинов душу свою положить за Родину, собирал жертвы на помощь воинам — страдальцам за Родину; в минувшее лихолетье являлся в своей жизни и деятельности ярким подражанием подвигов незабвенных в истории Родины угодников Божиих, великих патриотов Святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского. Посещение архиепископом Александром летнего детского лагеря. 50-е годы Торжественно совершилась Божественная Литургия, неизгладимою радостью наполнилась душа. После 35-летнего пребывания за границей Господь сподобил узреть родную землю, своими глазами увидеть торжество Православия, сослужить Святейшему Владыке и Отцу нашему, набираться новых духовных сил, иметь право по приезде заграницу сказать то, что всегда видал я под величьем благодати Духа Святого: «Жива Святая Русь! Жив русский православный народ!» В конце богослужения — Литургии и молебна — проповедовал Святейший по-евангельски понятно для детей и интересно для взрослых о мучениях Святого Пророка и Крестителя Господнего Иоанна. Потом Святитель долго благословлял народ. «И очи всея беху зряще Нань».

http://bogoslov.ru/article/6177696

Трапезуем после богослужения у Святейшего. Под вечер я со своими берлинскими собратьями, сопровождаемый отцом протопресвитером Н. Колчицким, посещаем храм на Ваганьковском кладбище. В храме полное освещение, прекрасный хор певчих. Торжественная встреча. В блестящей фелони, в ярко сверкающей митре встречает нас старый друг наш волынец, добрый дедушка с длинной бородой и с юношескими блестящими глазами протоиерей Ф. Казанский. Встречает трогательною речью, вспоминая моё узничество и поругания, понесённые в темнице «правды ради». Взволнованным голосом отвечаю я. Краткий молебен. Благословение молящихся. Крохотная внучка настоятеля подносит мне благоухающий букет роз. Потом обильный ужин в гостеприимном доме отца настоятеля. Угощают-упрашивают матушка отца протоиерея Феодора Казанского и староста их. II. Киевские впечатления 13 июля перелёт в Киев. 2 часа 45 минут от Москвы на самолёте. Летим пониже облаков. Отчасти видим земную жизнь. Зеленеют леса, чернеют реки, дома — как игрушечные карточные домики. На аэродроме встречает нас благочинный, отец Н. Скоропостижный и представитель Украинского правительства Павел Семёнович Ходченко. Прибыли с запозданием. В церковь на Всенощную поздно идти, поэтому мои берлинские спутники остались в гостинице «Интурист», а я пошёл к своим сродникам, которых не видел 35 лет. Милый, дорогой, родной Киев «многовечный, русской славы колыбель». Его сразу узнаешь. Не так сильно объевропеился, как Москва, но зато далеко больше неё пострадал. Много разрушений. Особенно пострадал Крещатик. Разрушена великая Лаврская церковь, златоверхий Михайловский монастырь, Братский монастырь. Жаль, но слава Богу за то, что осталось. Немцы неожиданно для себя должны были оставить Киев 5 мая 1944 года , а предполагали ещё недолго побыть, тогда бы Киев взлетел на воздух, ибо был весь заминирован. 14 июля. Божественная Литургия в кафедральном Свято-Владимирском соборе, украшенном всемирно известной запрестольной иконой Богоматери гениального Васнецова и другими иконами ставших бессмертными художников Васнецова, Нестерова, Котарбинского, Сведомского.

http://bogoslov.ru/article/6177696

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010