Другой силой, позицию которой следует рассматривать в связи с проектами унии, была государственная власть. Ряд фактов и здесь позволяет говорить о полной преемственности в характере поведения и в решении вопросов. И в конце XV, и в конце XVI в. государственная власть оказывала несомненную поддержку попыткам заключения унии с Римом, предпринятым западнорусским епископатом. Об этом свидетельствуют подписи вельмож из близкого окружения Казимира IV (как, например, подпись Ивана Ходкевича) под посланием Сиксту IV , поддержка, оказанная Александром Ягеллончиком обращению в Рим митрополита Иосифа (Болгариновича) , активное участие в подготовке Брестской унии Сигизмунда III, выразившего готовность удовлетворить ту часть пожеланий, сформулированных в 32 артикулах, которая относится к сфере его компетенции. Эту неизменную позицию государственной власти давно уже правильно связали с ее стремлением скрепить политическое единство государства единством религиозным, ослабить нежелательные связи между православными подданными Речи Посполитой и все более опасным противником — Русским государством. Если отношение двух участников событий к проектам унии с Римом было в основном одинаковым и в конце XV, и в конце XVI в., то иное следует сказать о позиции двух других участников, от которых в немалой степени зависел исход переговоров об унии,— местной католической церкви и римского престола. Хорошо известно отрицательное отношение католического духовенства Великого княжества Литовского и Польского королевства к решениям Флорентийского Собора 1439 г., поскольку в соответствии с ними православная церковь могла сохранить свои традиционные обряды. В католической среде существовало упорное отрицание действительности крещения, совершенного по православному обряду (вопреки решениям Флорентийского Собора, признавшего действительность даже крещения армян) , а также неприятие всех остальных отличий православия от католицизма. Поэтому для католиков Великого княжества Литовского не могли быть приемлемы те условия унии церквей, которые предлагал западнорусский епископат. Анализ послания к папе Сиксту IV показывает, что его составители не только не ожидали содействия своей инициативе со стороны местных католических иерархов, но, напротив, просили папу оградить православных от преследований с их стороны .

http://sedmitza.ru/lib/text/442985/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРОДНЕНСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гродненский Софийский собор, нач. XX в., открытка Гродненский собор во имя святой Софии Премудрости Божией , взорван 29 ноября 1961 года В 1389 году по распоряжению великого князя литовского Витовта в центре города, на главной его площади был построен небольшой деревянный католический костёл. Храм, за которым закрепилось имя " Фара Витовта " (от немецкого слова pharre (приход)), стал первым католическим костелом на Гродненской земле и главным приходским в городе. Храм представлял собой деревянное, прямоугольное здание с двухскатной крышей и высокой колокольней. В 1403 году он был освящен в честь Успения Божией Матери . В 1494 году король польский и великий князь литовский Александр Ягеллончик несколько обновил костел, а в 1551 году храм был капитально отремонтирован по распоряжению королевы Боны Сфорцы. Король польский Стефан Баторий , который сделал Гродно своей постоянной резиденцией, называл храм " прекраснейшим костелом земель Великого княжества Литовского " и неоднократно сетовал на то, что костел деревянный. Вскоре по его распоряжению, мастером Антонием де Гротта (Дигрепом) по проекту архитектора Санти Гуччи началось возведение каменного костела в стиле " ренессанс " . В августе 1586 года строительство нового храма было завершено. Многочисленные пожары неоднократно серьезно повреждали храм, а пожар 1793 года практически стер костел с лица города и было принято решение о передаче названия " Фарный " бывшему костелу иезуитов. Долгое время полуразрушенное здание пустовало. После вхождения Гродно в состав Российской империи российские власти в 1804 году передали здание костела православным верующим по причине полного отсутствия в Гродно православных храмов. Средства на восстановление храма в сумме 18 341 рублей были выделены государственным казначейством. Работы велись почти три года. С южной стороны церкви была сделана небольшая пристройка с престолом, освященным во имя святителя Николая Чудотворца . Храм был отремонтирован в стиле классицизма и освящен 7 августа 1807 года во имя Софии, Премудрости Божьей . По размерам он стал самым большим храмом на землях Беларуси.

http://drevo-info.ru/articles/13678277.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия). Находится под непосредственным управлением Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого. Древняя легенда объясняла происхождение названия с. Жировичи «от жиру, или покарму», которым питались звери в пуще; согласно другому предположению,- по имени 1-го поселенца Жира (или Жура). XV-XIX вв. Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2008 г. Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2008 г. Ж. м. основан, вероятно, во 2-й пол. XVI в. при православной церкви, построенной на месте явления пастухам в лесу чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери . Явление произошло при владельце имения Жировичи Ивашко Солтане Александровиче († ок. 1495). Церковная традиция относит обретение иконы к 1470 г.; эта датировка, впервые приведенная в публикации 1721 г. каноника И. Нарди (в пер. на польск. яз.: Nardi I. Relazya historyczna o zjawieniu obrazu Najsw. Panny Zyrowickiej pod rzadem Bened. Urlewicza. Suprasl, 1728), воспроизведена в некоторых изданиях XIX-XX вв. Однако во 2-й пол. XVIII в. польск. историк И. Стебельский, основываясь на обнаруженном документе, доказал, что явление иконы не могло произойти ранее 1493 г., т. к. имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу». Сказание об обретении Жировицкой иконы, сложившееся к нач. XVII в., зафиксировал жировицкий иером. Феодосий (Боровик). Согласно сказанию, на месте явления иконы Солтан выстроил деревянную церковь и содержал при ней «немало презвитеров... для одправованя порадного и уставичного набоженства» ( Borowik. 1628; опубл.: Жукович. 1912. С. 175-244; Крамко, Maльдзic. 1983).

http://pravenc.ru/text/182311.html

Известна жалованная тарханная, несудимая и оброчная грамота Е. от 17 нояб. 1482 г. Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня мужскому монастырю , в которой разрешалось заменить пошлины с церквей в 11 монастырских селах годичным оброком «на Дмитреев день» на сумму в 1 р. (АСЭИ. Т. 2. 476. С. 515-516). Значение привезенной Е. из Литвы Кормчей книги Уехав в Москву, Е., по-видимому, забрал с собой часть архива Черниговской кафедры. 10 дек. 1495 г., в ходе сватовства Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика к вел. кнж. Елене Иоанновне , литов. послы поднимали вопрос «о спискех и о грамотах о владычних Дьбрянского, что свез с собою владыка Еуфимей» (СбРИО. Т. 35. 24. С. 134). Из записей на рукописях XVI - нач. XVII в. выясняется, что Е. привез из Брянска, в частности, Кормчую книгу. Об этом факте известно из записи 1517 г. в списке Кормчей, принадлежавшем Вассиану (Патрикееву) . Среди 3 источников данного списка указаны «Правила... епископа Суздальскаго Евфимиа, что вывез изо Бряньска с собою» (ГВСМЗ. В-5636/399. Л. 4 об.). По мнению Я. Н. Щапова , со списком Кормчей книги, привезенным Е., можно отождествить «Суздальские правила», упоминаемые в ряде рукописей. Согласно классификации Щапова, это Кормчие суздальской и даниловской подгруппы Сербской редакции (РНБ. Погод. 236, 2-я пол. XVI в.; РГБ. Ф. 98. Егор. 915, 1622-1623 гг.; оба списка содержат запись: «Доселе с Суздальских правил») ( Щапов. С. 266). Указание на то, что список сделан с «Суздальских правил», есть также в Кормчих: РГАДА. Ф. 181. МГАМИД. 1593. Л. 600, посл. треть XVI в., и ГИМ. Воскр. 28. Л. 618 об., кон. XVI в. Оба кодекса имеют запись: «Доселе с Суздальских правил, а се собрание и припис(ь) того ж Даниила игумена, потом бывша митрополита. Лета 7030, месяца февраля». В XVI в. «Суздальские правила», как и их владелец Е., были в центре внимания кружка книжников в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В Русском Хронографе 1512 г., составленном волоцким мон. Досифеем (Топорковым) , подробно освещена деятельность Е. в Сев.-Вост. Руси. В Волоколамской обители переписывалась и редактировалась Кормчая книга. В монастырских описях 1573 и 1591 гг. среди рукописей «в десть» упоминаются «Правила болшие суздальские» и «Правила старые, писаны с Суздалских правил, не одно писмо: в начале Нилово писмо Полева и иных старцев при Даниле митрополите» (КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. СПб., 1991. С. 74). Местонахождение данных списков в настоящее время неизвестно. Очевидно, что «Суздальские правила» стали авторитетны в XVI в. благодаря деятельности митр. Даниила.

http://pravenc.ru/text/187694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия), на Волынском предместье, за р. Мухавец. Время основания неизвестно. Впервые мон-рь упоминается в привилее 1499 г., данном Берестью вел. кн. лит. Александром Ягеллончиком , где о Б. м. говорится, что он «древний», в нем 2 храма: прп. Симеона Столпника и трапезный Благовещенский. В XVI в. Б. м. находился на землях, принадлежавших Солтанам, к-рые являлись патронами обители. В 1604 г. Солтаны продали земли разоренного и покинутого насельниками Б. м. вел. литов. маршалку кальвинисту К. Монивиду Дорогостайскому. В XVII в. монастырскими землями владели Сапеги (под 1644 новогрудского воеводу Сапегу (вероятно, Томаша) как владельца земель, на к-рых стоит обитель, упоминает в «Диариуше» прмч. Афанасий (Филиппович) ). Затем право патроната над Б. м. вместе с купленными у Н. Сапеги землями перешло к правосл. смоленскому хорунжему В. Красинскому, к-рый передал право патроната и коляторство (право назначения на церковные должности) православному К. Выговскому, подчашему Хелминскому. О последующих патронах Б. м. сведений нет. После заключения в 1596 г. Брестской унии Б. м. вместе с брестским Рождество-Богородицким мон-рем был передан униатам. В 1632 г., когда правосл. Церковь в Речи Посполитой была легализована благодаря изданию «Статей для успокоения народа русского греческой религии», Рождество-Богородицкий мон-рь был возвращен православным. Вскоре удалось вернуть и Б. м.: 4 окт. 1633 г., заручившись письменным распоряжением воеводы Р. Лещинского (владельца или арендатора земель, на к-рых располагался мон-рь), мещане Бреста во главе со слугой воеводы Я. Балцеровичем призвали в Б. м. монахов из правосл. Яблочинского мон-ря . С этого времени Б.

http://pravenc.ru/text/153423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА II († кон. 1507), митр. Киевский ( Западнорусская митрополия ). До принятия монашества был приходским священником, имел жену и сына Семена (Сенька Кривой). Возможно, И. был правосл. виленским священником, ставшим духовником Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны (1495-1506), о к-ром она писала отцу, Московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу : «А есть со мною другой поп из Вильны, и он добре добр». В грамоте кор. Александра Ягеллончика от 7 марта 1502 г. минскому Вознесенскому мон-рю И. назван архимандритом (предшествующие настоятели обители имели сан игумена). Приблизительно в это же время состоялась хиротония И. во епископа Владимирского и Берестейского, а также последовавшее вскоре поставление его на Киевский митрополичий престол. Писатели XVII в. ( Сильвестр (Косов) , Иоанн (Дубович)), характеризовавшие И. как благочестивого и «простого», утверждали, что определяющую роль при выборе кандидатуры на пустовавшую в течение 2 лет митрополичью кафедру сыграла вел. кнг. Елена. Это подтверждается покровительством, к-рое оказывала вел. кнг. Елена Иоанновна минскому Вознесенскому мон-рю, когда им управлял И. В 1-й пол. 1503 г. кор. Александр и правосл. «князи и панове» обратились к К-польскому патриарху с просьбой утвердить И. Киевским митрополитом, что означало восстановление церковного общения Западнорусской митрополии с К-полем, прерванного в результате высказанного Киевским митр. Иосифом (Болгариновичем ; † ок. сер. 1501) желания перейти под власть папы. В июне К-польский патриарх Пахомий I подписал настольную грамоту И., однако и в окт. 1503 г., при освящении Благовещенской ц. в Супрасльском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре , И. еще титуловался «освященным епископом, нареченным митрополитом Киевским и всея Руси». Униат. писатели XVII в. называли И. московитом, что, возможно, указывало на его происхождение из Московского гос-ва или на его нетерпимость к идее унии католич. и правосл. Церквей. Я. Кулеша утверждал, что «при нем схизма (Православие.- С. Л.) подняла голову» и церковными делами стали интересоваться не только простолюдины, но и шляхта и магнаты. Ю. Бартошевич считал, что именно позиция И. привела к отказу Западнорусской митрополии от унии с Римом, заключенной Иосифом (Болгариновичем). И. пользовался поддержкой правосл. магнатов Великого княжества Литовского. Митрополит передал право патроната над гродненским Коложским монастырем королевскому писарю Богушу Боговитиновичу (20 июля 1506), который восстановил разрушенную обитель и наделил ее землями. Митрополит в присутствии своего буд. преемника Смоленского еп. Иосифа (Солтана) отказался от имущественных прав на этот монастырь и разрешил ктитору-мирянину назначать игумена.

http://pravenc.ru/text/578332.html

произошло возвращение к традиц. отношениям между Вильно и К-полем. Новым митрополитом по благословению из К-поля стал Полоцкий архиеп. Симеон . Резиденцией Киевских митрополитов был Новгородок (Новогрудок), в традиц. центре митрополии - Киеве - митрополиты не жили. Когда в 1497 г. митр. сщмч. Макарий I направился туда, он по дороге был убит татарами. Вост. политика Казимира Ягеллончика с нач. 60-х гг. XV в. была направлена на то, чтобы препятствовать происходившему объединению рус. земель вокруг Москвы; при этом Казимир пытался опираться на союз с Большой Ордой - главным из татар. ханств - наследников Золотой Орды. Усилия эти оказались малоэффективными, а союз с Большой Ордой привел к конфликту между державами Казимира и др. татар. ханством - Крымским. Позиции, завоеванные Л. в. к. на юге Вост. Европы и на побережье Чёрного м., были утрачены. В 1482 г. татары взяли и разорили Киев, уведя в плен киевского воеводу Ходкевича. В 80-х гг. XV в. началось наступление московских войск на пограничные вост. области Л. в. к.- Смоленщину, земли «верховских» княжеств на Оке. Достигнутые успехи лишь отчасти объяснялись энергичными действиями рус. войск, которым литов. сторона слабо противостояла. Сидевшие на верхней Оке потомки кн. мч. Михаила Черниговского - вассалы вел. князя Литовского - пользовались достаточно большой самостоятельностью, но находились на периферии политической жизни Л. в. к., не рассчитывая на к.-л. карьеру в этом государстве. Переход на русскую сторону открывал такие возможности, и ряд верховских князей этим воспользовались. Так, князья Воротынские спустя некоторое время стали членами московской боярской думы. Военные действия кон. 80-х - нач. 90-х гг. XV в. стали первыми в длинном ряду русско-литовских войн. С международными и внутриполитическими проблемами, обозначившимися в конце правления Казимира, пришлось столкнуться его младшему сыну Александру, вступившему на литов. трон в 1492 г. Короткое княжение Александра, к-рый стал в 1501 г. и польск. королем, прошло под знаком русско-литов.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУРИЦЫН Иван Волк Васильевич (сер. XV в.? - 27.12.1504), великокняжеский дьяк, дипломат, книжный писец. Казнен как еретик, причастный к ереси жидовствующих . Брат Ф. В. Курицына . Впервые упоминается в источниках под 1492 г. в связи с тем, что совместно с Ю. М. Траханиотом и М. С. Еропкиным в качестве сопровождаемого лица участвовал в посольстве, отправленном к рим. (германскому) кор. Максимилиану с целью заключения антипольского союза (переговоры закончились в июле 1493 безрезультатно). Доехав до Любека, К. исполнил там ряд поручений Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , в т. ч. связанных с приглашением книгопечатника Б. Готана на рус. службу. Был одним из сопровождающих вел. кн. Иоанна III в его поездке в Новгород в окт. 1495 - нач. 1496 г.; он упоминается 5-м из 6 посольских дьяков ( Милюков П. Н. Древнейшая разрядная книга офиц. редакции (по 1565 г.). М., 1901. С. 20; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 25). Летом 1497 г. участвовал в переговорах с Ливонией. 19 авг. того же года К. вместе с П. Г. Заболотским был послан к польско-литовскому кор. Александру Ягеллончику , чтобы тот «на Стефана бы еси воеводу не ходил» (т. е. не предпринимал враждебных действий в отношении молдав. господаря Стефана III Великого , союзника Москвы, родственника Иоанна III: наследник московского престола Иоанн Иоаннович Молодой († 1490) был женат на Елене Волошанке, дочери Стефана). В июле 1498 г. в качестве одного из послов ездил на переговоры «с немцами» (Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 28). В 1495-1497 гг. скрепил подписью докладной судный список княжича Василия (см. Василий III Иоаннович ) о владениях Спасо-Ярославского монастыря в Ярославском у. (АСЭИ. Т. 3. 209. С. 223), что свидетельствует о его участии в административно-судебной деятельности. В 1504 г. владел дер. Мочигиной в Клинском у. (ДДГ. 36. С. 404), возможно, деревнями в Дмитровском у. (Там же. 95. С. 390; «деревни Волковы Григорьева (sic) сына Курицина», 1504 г.). В том же году был осужден на Московском Соборе за ересь «жидовская мудръствующих» и сожжен заживо в клетке вместе с Д. Коноплёвым и И. Максимовым. Имя К. было включено в список анафематствованных Синодика в Неделю Православия ( Бегунов Ю. К. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 215). Анафематствование К. продолжалось до сер. XVIII в. ( Булычев. 1995. P. 299).

http://pravenc.ru/text/2462295.html

В сент. 1487 г. К. участвовал в переговорах с послом венг. короля, 31 янв. 1489 г.- с имперским послом Н. Поппелем, представителем кор. рим. (германского) Максимилиана (см. ст. Максимилиан I ), об антиягеллонском союзе (в т. ч. К. озвучил отказ Иоанна III быть коронованным папой Римским или рим. императором, отклонил претензии Ливонии на часть Псковской земли), в июле 1490 г. принимал др. посла кор. Максимилиана - Георга фон Турна (Юрия Делатора в рус. источниках), с к-рым в нояб. 1491 - апр. 1492 г. вновь вел переговоры в Москве. От имени вел. князя К. отстаивал позицию, что Русское гос-во не будет вступать в конфликт с Польшей из-за Пруссии и что власти Ливонского ордена, если хотят заключить новый договор, должны прислать послов в Новгород к наместникам вел. князя, уполномоченным вести переговоры с Ливонией, отклонив просьбу о переговорах об этом на германском рейхстаге (Памятники... с Польско-Литовским. 1851. Стб. 81-82; Казакова. 1975. С. 174). В то же время К. обсуждал дипломатические вопросы с польск. посланником В. Хребтовичем, в мае 1492 г. беседовал с литов. послом по поводу пограничных дел. В том же году К. написал грамоту рус. послу в Крыму К. Г. Заболоцкому. Переговоры К. с польско-литов. стороной продолжались осенью 1492 г. и в июне 1493 г.; в мае 1493 г. при участии К. обсуждался вопрос сватовства Конрада Мазовецкого к дочери Иоанна III. В янв.-февр. 1494 г. К. принимал участие в заключении мира с Литвой и в составлении договорной грамоты 5 февр. (ДДГ. С. 329-332. 83). В марте-мае того же года наряду с князьями В. И. Косым Патрикеевым (см. Вассиан (Патрикеев) ) и С. И. Ряполовским был одним из «великих послов» Иоанна III к кор. Александру Ягеллончику по вопросу о ратификации «докончальных грамот» и о браке короля и дочери вел. князя Московского Елены. 22 апр. в Вильно мир был торжественно подтвержден, рус. послы получили «утвержденную грамоту» о сохранении Еленой Иоанновной правосл. веры в браке с литов. королем, католиком по вероисповеданию. В окт. 1494 г. К. совместно с дьяком А. Ф. Майко (Майковым) вел в Москве переговоры с ганзейскими послами, к-рые жаловались на нарушения московскими властями прежних договоров с Новгородом и на закрытие Ганзейского двора в Новгороде. Отстаивая интересы рус. внешней торговли, дьяки отклонили претензии нем. послов.

http://pravenc.ru/text/2462297.html

Колбы. Часовня Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Колбы (белор. - деревня в Пинском районе Брестской области, в составе Лопатинского сельского совета. Колбы находятся в 20 км к юго-востоку от Пинска, в 17 км к югу проходит граница с Украиной. Поселение старинное, первое упоминание относится к концу XV века. В XIX веке в Колбах была построена часовня с барочным куполом. В августе-сентябре 1916 года в Колбах жил поэт Александр Блок, который находясь на военной службе участвовал в строительстве укреплений в ходе Первой мировой войны. В одном из писем к жене поэт прислал рисунок Колбовской часовни. Восьмигранное в плане здание центрической композиции с барочным куполом, вершину которого венчает главка на глухом восьмигранном барабане. Вход выделен навесом с треугольным фронтоном. Фасады раскрепованы плоскими нишами с треугольными завершениями и такими же оконными проемами. Памятник архитектуры с чертами барокко и классицизма. Приписная к Свято-Параскевинскому приходу д. Месятичи. http://orda.of.by/.lib/spik/br2/336 Письменные источники эпохи короля Казимира Ягеллончика связывают название поселения со шляхетским родом Колб-Селецких. Большинство жителей в Колбах носят фамилию Колб. Эта анаграмма фамилии Блок не могла не удивить попавшего сюда во время Первой мировой войны поэта. В Колбах сохранилась часовня, которая напомнила поэту церковь в селе Тараканове под Москвой. Он нарисовал её на бумаге и отправил в письме с фронта к жене в Петербург. Из книги-путеводителя: " От Беловежской Пущи до Полесских болот " . - Минск, УП " РИФТУР " , 2013 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33664

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010