Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в мест. Жидичин Луцкого у. Волынской губ. (ныне с. Жидычин Киверцовского р-на Волынской обл., Украина). XIII-XVIII вв. Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин) Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин) Время основания неизвестно. Местный археологический материал датируется X-XI вв., однако неизвестно, связан ли он непосредственно с монастырем, архив к-рого сохранился лишь с 1-й пол. XVI в. (см.: Рожко. 2000. С. 297). Вероятно, Ж. м. впервые упоминается в 1227 г. в Галицко-Волынской летописи (Ипатьевский список, XIII в.): кн. Даниил Романович ездил «в Жидичин кланятися и молитися святому Николе» (ПСРЛ. 1962. Т. 2. Стб. 751). Считается, что уже к 1335 г. Ж. м. имел статус архимандрии, привлекал особое внимание знати. В XIV-XV вв. покровителями и защитниками Ж. м. были князья Любартовичи, вел. кн. Свидригайло Ольгердович, позже - кн. Семен Гольшанский, князья Острожские. Так, вел. кн. Свидригайло грамотой от 7 окт. 1450 г. возобновил старые права Ж. м. и передал ему новые владения, в т. ч. села Боголюбы, Гай Гнидавский и др. В 1502 г. эту грамоту подтвердил польск. кор. Александр Ягеллончик по просьбе луцкого старосты кн. С. Гольшанского (см.: Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни//Волынские ЕВ. 1899. 23/24. С. 683). Имена жертвователей и вклады вписывались в «Помянник» кн. Федора Любартовича (Pomianyk of Horodyshche. Winnipeg, 1962. Pt. 1: A. D. 1484). Очевидно, со времени основания в Ж. м. хранилась некая Никольская святыня (в наст. время точнее неопределяемая) - часть мощей, чудотворный образ или скульптура, о чем известно из памятника нач. XV в. «Сказания о чудесах свт. Николая в Лукомле» (см.: Турилов А. А. К изучению «Сказания о явлении и чудесах Николы Чудотворца в Лукомле»//Наш радавод: Матэриялы мiжhapoдhaй навуковай kahфepэhцui «Царква i культура народау Bялikara княства Лimoyckara i Беларуси XIII - пач. XVIII ст.» Гродна, 1992. Кн. 4. Ч. 1. С. 147-149). Согласно «Сказанию...», свт. Николай, явившись жителю Лукомля, поведал: «Аз святый Никола Жидиченский и пришел есмь семо в Лукомль, тамо не могу жити поганих деля, зане умножися беззаконие» ( Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. Прилож. 10. С. 191-192). Очевидно, перемещение святыни из волынской части владений Витовта в принадлежавший ему же полоцкий Лукомль связано с последствиями битвы на Ворскле (1399), когда литов. войско было разбито ханом Темир-Кутлуем и «воеваша татары даиже и до Великаго Луцка» (см.: ПСРЛ. 1980. Т. 35. С. 52, 73, 139, 161, 187, 208, 229). Возможно, в это время Ж. м. был разорен татарами.

http://pravenc.ru/text/182287.html

К. был поставлен с целью распространения унии. Под его власть передали все «греческие» церкви в бывш. Смоленском, Северском и Черниговском княжествах. Об архиерейской деятельности К. известно из реляций, к-рые направлялись в Рим. Первоначальной его задачей было развитие униатской епархии, которая попала в неравноправное положение по сравнению с римско-католич. структурами. Обращаясь в Рим, К. стремился получить в распоряжение своей кафедры те земли, к-рые принадлежали прежде правосл. Церкви, а затем были отданы лат. церковным учреждениям. К. возмущался, что он не располагает ни одним храмом в городе, требовал передачи ему смоленского кафедрального собора. Он считал, что такое положение подрывает престиж униатской Церкви и усложняет процесс обращения в унию местного населения. Усилия К. встретили непонимание в Риме и сопротивление властей Речи Посполитой. Архиепископу удалось получить только с. Капустинское, которое было когда-то подарено кафедре кор. Александром Ягеллончиком . Униат. кафедре не был передан ни один храм в городе. В конце правления Сигизмунд III выделил для обеспечения смоленского «русского» капитула 100 уволок земли в с. Топоров (римско-католич. капитул имел 1749 уволок земли). Источники содержат не много информации об усилиях К. по распространению унии на Смоленщине. В рус. документах сообщается о том, что летом 1624 г. он был в Дорогобуже, где «попов всех велел збирать» и говорил, чтобы «они веру русскую покинули», иначе их будут «от поповства отставливать». В реляции в Рим за 1627 г. сообщалось, что более 100 священников признали власть униат. архиепископа. В то же время в отчете в Рим в янв. 1629 г. К. докладывал, что из 3 тыс. правосл. приходов, расположенных на территории его епархии, сравнительно небольшая часть признает его власть. Для присоединения духовенства к унии архиепископ в 1631 г. направил в Стародуб протопопа Исаию, архимандритом в Успенском монастыре в Стародубе стал Варлаам Цапля, в Новгород-Северский был послан смоленский протопоп Иосиф. Практиковалось «опечатывание» (закрытие) церквей в случае отказа от перехода в униатство. Учитывая сопротивление населения, а также приграничное положение своей епархии в условиях начавшейся Смоленской войны с Россией, в 1632 г. К. открыл «запечатанные» церкви.

http://pravenc.ru/text/2458995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА ИОАННОВНА (19.04. 1476, Москва - 24.01.1513, Браслав (ныне в Витебской обл. Белоруссии)), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика , дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог. В великокняжеском летописании помещено 2 сообщения о рождении у вел. кн. Иоанна III дочери по имени Елена: под 18 апр. 1474 г. и под 19 апр. 1476 г. Поскольку в дальнейшем в источниках упоминается лишь одна дочь вел. князя с таким именем, то исследователи полагают, что родившаяся в 1474 г. девочка вскоре умерла и следующая дочь, старший из оставшихся в живых ребенок Иоанна III и Софии Палеолог, была названа тем же именем. В нач. 90-х гг. XV в. на переговорах о мире между Русским гос-вом и Литовским великим княжеством по инициативе литов. стороны был поднят вопрос о скреплении мира между гос-вами свадьбой дочери вел. кн. Иоанна III с Литовским вел. кн. Александром. В качестве невесты была выбрана Е. И. 6 февр. 1494 г. состоялись смотрины и обручение, литов. правителя представлял его посол, староста жмудский Станислав Янович. В связи с тем что вел. кн. Иоанн III потребовал от буд. зятя письменного обязательства не заставлять жену принимать католичество, дело с заключением брака затянулось. Александр Ягеллончик такое обязательство дал, но в документе присутствовали слова: «Коли похочет (Литовская вел. княгиня.- Б. Ф.) своею волею приступити к римскому закону, то ей воля». Вел. кн. Иоанн III отказывался принять такой документ, и лишь после того, как из текста обязательства эти слова были убраны, в янв. 1495 г. Е. И. уехала в Литву. Свое согласие на брак Московский вел. князь сопроводил рядом дополнительных пожеланий. Он хотел, чтобы для Е. И. был поставлен правосл. храм на великокняжеском дворе, а ее служилый двор составляли правосл. люди ее возраста. Иоанн III также желал, чтобы в обряде венчания вместе с лат. епископом участвовал правосл. архиерей или архимандрит, он «благословлял бы княжну по-нашему и молитвы говорил». Утверждение Т. Нарбута о связи между заключением брака и изгнанием в 1495 г. евреев из Литвы источниками не подтверждается.

http://pravenc.ru/text/189757.html

е. пашнями), из гаи, из дубровами, з лесы, с пасеками, з ловищи, з реками, с озеры, со млыны, ис ставы и ставищи, из зеремяны, з болоты, з рудами, ис сеножатьями, с крыницами, с потоки, из боры, из бортными землянами, со всеми правы, со всеми пожитки, ничого собе не выменяючи… Можеть собе полепшивати и соросширивати, на новом корени посадити... Может отдати и продати и на церковь по своей души дати и ближнему своему из своей руки дати и подаровати по нем будучом» (Archiwum ks. Sanguszkw, t. 1, стр. 45). Ещё оно, – как мление того же пана Митки (Мишки), – упоминается в акте от 3 января 1452 года в грамоте, которою Казимир Ягеллончик, король польский, надаёт «пану Мишкову, пана Немирина племеннику… у перемилском повете на имя Липую и оба береги, а у володимерском повете Будятичи, а Тишковичи и с Дубровицою и с Лещною, со всим што к тым именьем прислушает: с лесы, з дубровами, с полми... (там же – стр. 47). Ещё оно – под именем Липой, как имение пани Якубовой-Монтовтовичевой, – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня пани Якубовой Монтовтовичевой с Бискупич, с Липой и с Новаго-Ставу»; ниже, в том же акте, в описании большого земского моста Луцкого, упоминается «городня пани Якубовой Монтовичевой – с имения ея Лепой», ещё ниже, в том же акте, в реестре, данном составителю описи Льву Потею и содержащем в себе новые мыта, установленные при королях польских Александре и Сигизмунде I, сказано, между прочим, что «в Липой пани Якубовой Монтовтовичевой (берут) по грошу» (в качестве мыта); а так как об этом мыто не упомянуто в судной грамоте Казимира, короля Польского, которая была предъявлена составителю описи замка, и так как далее, от побора подобных новых необычайных пошлин, в продолжение немалого числа лет, происходит в здешней стране большое стеснение и угнетение, как для купцов и подданных господарских, так и для чужеземцев, от которых приносимы были жалобы и просьбы, от чего их королевская милость изволила терпеть много беспокойства, то его милость господарь старший (Сигизмунд I), согласно описанию, сделанному в той судной грамоте Короля Казимира, не велел никому прибавлять и брать новых пошлин, в частности «в Липой пани Якубовой Монтовтовичевой ничего не брать» в качестве мыта (Памятники, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗЕНОБИЯ [Зеновия] (ок. 240 - после 274), Юлия Аврелия, 2-я жена царя Пальмиры Публия Септимия Одената (ок. 250-266/7), царица Пальмиры (до 272) ЗИЛОТЫ радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России

http://pravenc.ru/rubrics/122970_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Московская Русь ( XV -XVII вв.). Персоналии АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/rubrics/134130.html

В февр. 1446 г. Василий II был схвачен и ослеплен. Шемяка отправил его вместе с семьей в ссылку в Углич, а затем в Вологду. Но вскоре мн. московские служилые люди стали переходить на сторону бывш. вел. князя. Василий II покинул место ссылки, найдя поддержку у Тверского кн. Бориса Александровича. В кон. 1446 г. отряд сторонников Василия занял Москву. Дмитрий Шемяка вынужден был бежать за Волгу, в свой удельный центр - Галич. Военные действия между соперниками продолжались еще неск. лет. В конце концов потерпевший поражение Шемяка бежал в Вел. Новгород, где в 1453 г. был отравлен по приказу Василия II. В 1441 г. Василий II вынудил митр. Киевского Исидора Грека, принявшего Флорентийскую унию, покинуть Москву. В 1448 г. новым митрополитом на Соборе рус. епископов (при решающем воздействии вел. князя) был избран бывший еп. Рязанский свт. Иона . С этого времени Русская Церковь стала автокефальной. После смерти Василия II в 1462 г. на престол вступил его старший сын, 22-летний Иоанн III Васильевич . Уже на следующий год он присоединил к московским владениям (по договоренности с местными князьями) Ярославское княжество. Вел. Новгород со 2-й пол. XIII в. признавал политическое верховенство вел. князей Владимирских (т. е. в XV в. фактически Московских), но практически сохранял самостоятельность. В 1470-1471 гг. часть новгородской знати склонилась к переходу под сюзеренитет вел. князя Литовского и кор. Польши Казимира IV Ягеллончика . Иоанн III выступил в поход на Вел. Новгород, нанес новгородцам летом 1471 г. поражение на р. Шелони; по заключенному тогда мирному договору к вел. князю отходили новгородские «части» Волока Ламского (ныне Волоколамск) и Вологды, в остальном же договор соответствовал «старине». Ликвидация новгородской независимости произошла позже, в результате похода вел. князя в кон. 1477 - нач. 1478 г., окончившегося капитуляцией новгородского боярского правительства на условиях Иоанна III, к-рый требовал, чтобы Новгород не отличался по своему положению от др. составных частей его гос-ва. Одновременно происходило обретение Московским великим княжеством гос. суверенитета - освобождение от верховной власти хана Орды. В 1472 г. хан Большой Орды (главного наследника былой ордынской державы, в сер. XV в. распавшейся на неск. ханств) Ахмат совершил поход на Москву (по-видимому, в поддержку претензий Казимира IV на Вел. Новгород). В кон. июля хан с крупными силами подошел к г. Алексину на правом берегу Оки. Гарнизон Алексина оказал упорное сопротивление и задержал противника на 2 дня. Когда же город был взят, на левом берегу Оки появились московские войска. Попытка татар переправиться через реку была отбита. В ночь на 1 авг. Ахмат поспешно отступил.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕСВИЖ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Проведенные археологические раскопки свидетельствуют об истории города, начавшейся не ранее XV века. Первое письменное упоминание о городе относят к 1446 году. Несвиж появляется в летописях в связи с передачей местечка от Великого князя литовского Казимира Ягеллончика к Миколаю Яну Немировичу. В 1492 году великий князь Александр передал город богатейшему белорусскому магнату Петру Кишке. Таким образом, Несвиж перешёл во владение к известному роду, одна из представительниц которого, Анна, в 1513 году вышла замуж за Яна Радзивилла по прозвищу Бородатый, который получил город во владение как приданое невесты. В 1533 году Несвиж окончательно переходит к Радзивиллам. В 1547 году сын Яна Радзивилла - Николай Радзивилл Чёрный - добился присвоения титула " князя Священной Римской империи " для своего рода, а город сделал своей резиденцией, значение которой возрастает в 1586 году после придания ей юридического статуса неделимого наследственного владения (ординации), передающейся по праву наследования только старшему сыну в семье. Ординация оставалась в руках Радзивиллов до 1939 года. Бурный расцвет города начался в XVI веке и связан, в большинстве своём, с именем несвижского князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки - сына Николая Радзивилла Чёрного. Получив в наследство от родителя деревянный Несвиж, он проводит огромную работу по его реформированию - постройки заменяются каменными строениями, хаотичность средневекового города реформируется в регулярную квартальную систему, сохранившуюся до настоящего времени. Не остаётся в стороне от реформ и жизнь горожан. Вернувшись из путешествия по средиземноморью и странам Ближнего Востока, Сиротка пропитывается духом перемен и переустройства родового гнезда. Воплощая свои идеи в жизнь, на первом этапе он освобождает мещан от многих феодальных повинностей, ослабляет налоговое бремя и превращает город в типично европейский, привлекая в него торговцев и ремесленников. Город быстро развивается — в нем открывается школа, строятся баня, парикмахерская и госпиталь. Начинают действовать ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. Чуть позже, уже в XVIII веке, налаживается мануфактурное производство и мастерская художественного литья.

http://drevo-info.ru/articles/24019.html

Подробный анализ этой части трактата Яна Сакрана см. в работе митрополита Макария (Булгакова) (История РЦ. Кн. 5. С. 92–98) и И. Мончака (Мопиак J. Florentine ecumenism... P. 241–244). Sakran J. Elucidarius errorum ritus Ruthenici. Fol. XX–XXVI v. Ibid. Fol. XXIX. Ibid. Fol. XXI. В другом месте трактата он не менее определенно осуждал готовность пап в прошлом идти на уступки православным. «Снисхождение», оказанное русским, «сделало их еще упрямее». Александру Солтану и его брату Ивану «позволили... следовать своим старым обрядам, когда же они вернулись к ним, то стали еще большими врагами церкви» (Fol. VII v.). Kutrzeba S., J. Kopiarz rzymski...//Archiwum KH. Ser. 2. T. 1. S. 83. DPR. T. 1. N 108. S. 186–188. Monumenta Poloniae Historicae. T. 5. S. 265. Sakran J. Elucidarius errorum ritus Ruthenici. Fol. III. ПСРЛ. 1859. T. 8. С. 238–239. рфа. Ч. 3. С. 638–639. ПСРЛ. Т. 35. С. 125. Имело, вероятно, значение и то, что после избрания Александра Ягеллончика на польский трон в сентябре 1501 г. он выехал в Польшу и находился там до лета 1502 г. (см.: Neuman М. Itinerarium Alexandra wielkiego ksikcia litewskiego kryla polskiego (czerwiec 1492 — sierpiec 1506)//Zeszyty naukowe uniwersytetu im Adama Mickiewicza w Poznaniu. Historia. Poznan, 1971. Z. 11. S. 130–134). Сб. РИО. Т. 35. С. 406–407. там же. С. 407–408. DPR. Т. 1. N 106–107. Ibid. N 109. Подробнее об этом см.: Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 75–76, 80. См. об этом в письме папы Юлия II Александру Ягеллончику от 22 августа 1505 г. (DPR. Т. 1. N 111). VMPL. Т. 2. N 297. P. 276. Сб. РИО. Т. 35. С. 341 и сл.; Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства: 2-я половина XV в. М., 1952. С. 500–502. Сб. РИО. Т. 35. С. 387. В 1507 г. трактат Яна Сакрана вышел 2-м изданием. В записку, представленную примасом польской церкви Я. Ласким Латеранскому Собору (1514 г.), были включены обширные извлечения из этого сочинения (Бучиньский Б. Змагання до yhii...//Записки Наукового товариства. Т. 6. С. 51; Krajcar J. Report on the Ruthenians and Their Errors//Orientalia Christiana Periodica. 1963. Vol. 29).

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

Известно также, что Сигизмунд I дал преемнику Евфимия, архиеп. Иосифу, три «службы» людей в Полоцком повете (РГАДА. Ф. 389 (Лит. митр.). Кн. 9. Л. 187–187 об.; Ярушевич. Ревнитель православия. С. 178). В 1516 г. Сигизмунд I подтвердил пожалования Свидригайло Владимирской кафедре по просьбе епископа Пафнутия (РГАДА. Ф. 389. Кн. 9. Л. 148 об.; Ярушевич. Ревнитель православия. С. 178). О судебных спорах еп. Вассиана см.: Теодорович. Город Владимир. С. 47. О пожалованиях Федора Ивановича Ярославича и Константина Ивановича Острожского Турово-Пинской кафедре см. подробнее: Грушевский. Пинское Полесье. С. 5, 29–30, 105, 107, а также прил. 11, 15, 27. В этой части работы митр. Макария совсем отсутствуют сведения о Перемышльских и Холмских епископах 1-й четв. XVI в., очевидно потому, что он не имел доступа к соответствующим архивным источникам, которые в то время не были опубликованы. Данные о Перемышльских епископах первых десятилетий XVI в. содержатся в работе: Добрянский. История епископов. С. 32–37. О Холмских епископах того же времени см.: Площанский. Прошлое Холмской Руси. Т. 1. С. 100–115. Б?ольшая часть использованных в этих работах источников — это документы, свидетельствующие о поземельных сделках и спорах, которые вели епископы. Однако, некоторые документы касаются вопроса о положении Церкви в обществе и ее отношениях с государственной властью и представляют более общий интерес. Это прежде всего документы, связанные с переменами на Холмской кафедре в 1504–1508 гг. 24 октября 1504 г. Александр Ягеллончик пожаловал вакантную Холмскую кафедру своему «русскому писарю» Ивану Сосновскому. Новый епископ не только был светским лицом, но и состоял в браке и, получив сан, не торопился расторгнуть брак и принять монашеский обет. 27 октября 1507 г. по просьбе жителей Холмской епархии он был отстранен и кафедра передана архим. Филарету. Сосновский не хотел покидать кафедры, и король 12 февраля 1508 г. повторил свое распоряжение, ссылаясь на то, что Сосновский «не принял священства по русскому обряду и вовсе не исполнял должности своего звания» (Акты Виленской археографической комиссии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010