вместе с Никодимом Сийским способствовал перенесению в Сийский мон-рь в 1677 г. мощей преподобных Исаии и Никанора Ручьёвских ( Никанор. 1895. С. 4; Рыжова. 2019. С. 38). По ходатайству П. была учреждена архимандрития в обители: в июле 1692 г. он лично привез в мон-рь благословенную грамоту патриарха Адриана. 31 июля 1692 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий поставил во архимандрита иером. Никодима Сийского (АОКМ. Инн. КП. 3601; Перовский. 1897. С. 537-539; Кириллов. 1902. С. 25). В Летописце Антониева Сийского монастыря указывается 1 авг. 1692 г. как начало архимандритии («И того же 200 году августа в 1 день посвящен на иво Варфоломеево игуменское место во архимандрита Сийского же монастыря постриженик... иеромонах Никодим. И с такова числа почалось в Сийскомъ монастыре архимандричество» (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 103 об.)). П. подарил архим. Никодиму привезенную из Москвы «архимандричью шапку», украшенную миниатюрными иконами, драгоценными камнями и жемчугом ( Перовский. 1897. С. 539-540; Кириллов. 1902. С. 25), архиеп. Афанасию - серебряный позолоченный кубок, вишневую камку, атлас, тафту ( Кириллов. 1902. С. 25), а на гроб св. Антония Сийского он пожертвовал «верхний покров тафты зеленой» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 86). Отпевание П. совершил патриарх Адриан в московском Богоявленском мон-ре. Затем тело старца, согласно его завещанию и грамоте патриарха от 8 дек. 1695 г., перевезли в Сийский мон-рь. 13 янв. 1696 г. в присутствии архиеп. Афанасия П. был погребен в Троицком соборе обители, справа от раки прп. Антония Сийского , вблизи гробницы святых Исаии и Никанора Ручьёвских. Преставление П. увековечила надпись, вырезанная на камне в стене: «Лета 7203 декемврия 17 числа волею Божиею преставися раб Божий дому святейшаго Адриана патриарха казначей Паисий Сийский. Над телом его надгробное пение сам святейший совершал с архиереи в Богоявленском монастыре и по его святейшаго патриарха указу привезен погребсти на обещание в Сийский монастырь января в 7 число.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Христос Еммануил. Гравюра. Нач. XVIII в. (РГБ) Христос Еммануил. Гравюра. Нач. XVIII в. (РГБ) В кон. 60-х — 70-х гг. XVII в. работали мастерские, связанные с резчиками Московского Печатного двораи рядом мон-рей, и получила широкое развитие эстампная ксилография. Одним из первых гравированных на дереве оттисков был антиминс 1652 г.; самой ранней издатированных станковых Г. на дереве является оттиск «архагглъ мuxaiлъ воевода нбсныхъ силъ» (1668; известен единственный экземпляр состояния 30-х гг. XVIII в., РГИА). Появление в России первых циклов гравированных на дереве иллюстраций, к-рые соединялись с рукописным текстом и представляли собой т. н. хироксилографическую книгу, известную в Европе в XV в., связано с Антониевым Сийским мон-рем («Святцы Антониево-Сийского монастыря», гравер Мисаил, ок. 1670). Преимущества техники ксилографии в тиражировании религ. изображений, их относительная дешевизна, простота изготовления сделали возможным появление особого жанра — бумажной иконы, к-рая пользовалась популярностью у населения. Обязательной для таких листов была раскраска оттисков. Одновременно применялась ксилография для печати разрешительных молитв, «канонов» на требы и т. п. произведений, также широко распространившихся с кон. XVII в. Они представляли собой листовые издания с текстом, обрамленным, как правило, рамкой с заставкой, в среднике помещалось изображение святого или иная иконографическая композиция. В кон. XVII в. в Г. на дереве большую роль начинают играть западноевроп. образцы (Библии И. Пискатора, М. Мериана, П. Схюта и др.). На народную ксилографию в кон. XVII — нач. XVIII в. (напр., анонимные работы нач. XVIII в. «Св. Варвара», «Христос Еммануил» и др.) оказывала влияние рус. и укр. Г. на меди. В композициях за счет мелких деталей 2-го плана акцентировалось главное изображение, грубее выполнялись линии. В это время происходит становление стиля в народной Г. на дереве, ее обособление в лубок. Так, в Библии Василия Кореня (Москва, 1692–1696) сочетались традиции рус. иконописи, миниатюры и голл. гравированных Библий (Пискатора) и вариаций на них укр. граверов Прокопия и Илии .

http://pravenc.ru/text/522141.html

На эстампах этого извода образ И. известен с кон. XVII в. (гравюра на меди Иосифа Гочемского из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623)). Его изображения имеются, напр., на раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и на хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) И., вероятно 3-й слева во 2-м ряду, изображен необычно (без куколя, с волнистыми волосами). В надписях святой нередко именуется постником (спостником). На иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе погрудное изображение И. вместе с др. святыми помещено в правой части композиции в одном из цветков «древа» ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314; Он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111). Выполненное в академической традиции изображение И. (или прп. Иоанна, духовного брата прп. Феофила) было включено в программу росписи интерьера храма Христа Спасителя: И. представлен среди 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов - Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Образ И. (в группе Киево-Печерских святых) помещен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) , 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия, ризница ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ), а также на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. И. на рис. мон. Иулиании в серии святцев рус. святых (после 1959, частное собрание - Iuliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskylä], 2000. P. 44) представлен под 7 дек. в рост, в монашеском одеянии, с покровенными руками, в клобуке, с короткой раздвоенной бородой; изображен вместе с преподобными Нилом Столобенским и Антонием Сийским.

http://pravenc.ru/text/469005.html

К сожалению, никаких сведений о первых храмах этого прихода не имеется, известно только (из Грамоты от 1650г., данной б. Ямецкой пустыни), что эти храмы в Смутное Время были разграблены и разрушены литовцами и поляками, не пощадившими и жителей, скрывавшихся в Челядиновом Остроге (у д.Целягино), бывшем на Церковном холме, где стояли и храмы. По удалении врагов жители, оставшиеся в живых, построили новые ц-ви. Так, в 1647г., на память Афанасия Афонскаго (5 июля ст.ст.) был освящён по благословению митрополита Новгородскаго Афония храм Преображения Г-ня, как видно из надписи на одном Запрестольном Кресте (потерявшемся в 1866г.). Храм этот сгорел в 1776г., простояв 130 лет. Нынешние (на 1896г.) два приходских храма освящены: Преображенский, по благословению Преосвященных Гавриила, митрополита Новгородскаго и СПБ-го, и Амвросия, епископа Олонецкаго, 2 июля 1786г., в память чего до ныне в этот день совершается Праздник Обновления с Крестным ходом вокруг храма; Благовещенский, по благословению Преосвященного Вениамина, - 29 янв. 1795г. Преображенский храм в 1869г. был опять перестроен, а Благовещенский пока остаётся в прежнем виде, но и его предложено перестроить (на 1896г.). Оба этих храма зданиями прочны, обнесены деревянной оградой вместе с колокольней, построенной отдельно в 1793г. В храмах имеется 6 престолов. В Преображенском, кроме главного, Преображенского, - в ч. Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Освящены они 2, 3 и 4-го июня 1869г. архимандритом Крестнаго м-ря Кириллом. В Благовещенском храме, кроме главного, Благовещенского, - в ч. Михаила Архангела и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Утварью оба храма благолепны. Из икон, кроме Благовещенской, писанной, по преданию, Антонием Сийским, обращает на себя внимание своей древностью Образ Пресвятой Б-цы «Умиление страждущим», писанный в 1648г. В разных деревнях построено 6 часовен: Богоявленская, в д. Черёмухогорской; Свято-Духовская, в д. Острожной, устр. в 1775г.; Георгиевская, при д. Нёрмужской, - в 1779г.; Зосимо-Савватиевская, при д. Пертемской, устр. в 1863г.; Свято-Троицкая, при д. ? , - в1771г., перестр. в 1878г. Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Г-ня, в Посадной, устр. в 1877-79 гг.

http://sobory.ru/article/?object=19297

- Работал очень много, - вздыхает супруга. - Всё лето и осень. До холодов нужно было успеть. И успел - на Казанскую памятник поставили. ...Я, как могу, пытаюсь сказать слова утешения: ведь теперь к этому памятнику идут люди. Имя Рубцова принесло Емецку всероссийскую известность, а памятник стал как бы лицом села. По крупицам В храме познакомился я и с председателем приходского совета Романом Петровым - довольно ещё молодым (32 года), крепким мужчиной. Оказалось, что он тоже краевед. С самого детства Роман увлёкся местной историей, много узнал о православии и ещё школьником стал ходить в открывшийся в 1999 году храм Феодосия Сийского. Под него было тогда выделено здание магазина хозтоваров, и вместе с другими прихожанами Роман помогал сийским монахам в его обустройстве. Затем он долгие годы добивался передачи старинного Богоявленского собора, а теперь руководит его восстановлением. Во время богослужения Роман и за чтеца, и за певчего, и за алтарника. Бабушки-прихожанки о нём да ещё об игумене Варсонофии (Чугунове), настоятеле Антониево-Сийского подворья, к которому приписан храм, заботятся по-особенному: кормят, ухаживают - словно за собственными внуками. Татьяна Николаевна Фенёва Казначей Татьяна Николаевна Фенёва рассказывает, как они на протяжении многих лет вместе с о. Варсонофием и Романом колесили по окрестным деревням: - Ох уж сколько мы поездили! Отец Варсонофий служил, Роман ему помогал, а я иконки и свечи продавала. Сколько лет здесь жила, а ни разу во многих деревнях не бывала. Роман все старинные храмы обследовал, обмеривал, фотографировал. Везде и про батюшек расспросит, которые раньше служили, и про историю. Он ведь у нас Свято-Тихоновский университет закончил, много всего знает. Собирал старинные иконы, потом сам реставрировал их, помещал в уцелевшие оклады и украшал ими храм. Когда Богоявленский собор нам передали, мы стали собирать деньги на его восстановление. Роман целыми сутками пропадал в нём, сам везде первый: и убирает, и по крыше лазит. Больше половины уже покрыли железом. В основном ему женщины помогают.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

1055 Тому времени 282 года... – А. К. Бороздин высказал предположение, что при переписке сочинений Аввакума была сделана ошибка: спутаны славянские буквенные обозначения цифр 30 (Л) и 80 (П). Следует читать «232 года». 1056 Иван Колуян – император Византии Иоанн VIII Палеолог (14251448), сын Мануила II и Елены Драгаш, инициатор и участник Ферраро-Флорентийского собора, стремившийся ценой уступок заручиться поддержкой Рима в противоборстве с османами. Его надежды не оправдались: умер, узнав о поражении на Косовом поле, где сербы не были поддержаны западноевропейскими государями; Колуян – это «Калоиоанн» (т. е. – Иоанн Добрый) греческих источников. 1057 Цареградский Иосиф – Иосиф II (13501439), внебрачный сын бежавшего в Константинополь болгарского царя Михаила Шишмана; в течение долгого времени был митрополитом Эфесским, с 1416 г. – патриарх Константинопольский. Отказался в 1437 г. поставить на русскую митрополию рязанского епископа Иону, отправив на Русь своего ставленника Исидора. Умер в Италии, не дожив до окончания Ферраро-Флорентийского собора. 1060 ...старец Сергиева монастыря... поведа всем. – Аввакум пересказывает легенду о Симеоне Суздальце, известную из антилатинских сочинений. 1061 ...Константина царя предал Бог... царство греческое с ним. – Император Константин погиб во время последнего штурма турками Константинополя 29 мая 1453 г. Обстоятельства гибели столицы царства были известны на Руси по Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г. (См.: наст, изд., т. 7, с. 2671). 1063 ...а на Русь было напряг в мимошедшем году. – Трудно сказать, какое именно столкновение русских с турками (или татарами) имел в виду Аввакум. 1069 ...над Антонием Сийским и ныне висит. – Возможно, имеется в виду обычай вешать ризы святого над гробницей с его мощами в церкви. Антоний Сийский (ум. в 1567 г.) – основатель Троицкого Сийского монастыря на Северной Двине. 1071 ...и ренсково, и романеи... – Речь идёт о заморских винах, которые подавались, как правило, на царских пирах – рейнском (белом сухом вине) и романее (сладкой настойке на иноземных креплёных винах).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мужская упразднённая, находилась в Костромской Епархии близ безуездного города Плёса на Шаче. Шацкая Успенская Вышенская пустынь См. Вышецкая Успенская. Шацкий Николаевский Чернеев монастырь См. Чернеев Николаевский Шатский. Шелекский Николаевский монастырь Мужской, построен Пр. Антонием Сийским по отбытии его из Кенского монастыря (см. Пролог Декабря 7, житие Пр. Антония Сийского). Шенкурский Троицкий монастырь Заштатный мужской, находился в Архангельской Епархии в уездном городе Шенкурске. В описях церковных значится, что прежняя в оном монастыре церковь Живоначальной Троицы тёплая с трапезой деревянная, с приделом Великомученицы Екатерины, построена по благословению и по грамоте Патриарха Иосифа, а по челобитью чёрного священника (Иеромонаха) Ионы в 7145 (1637) году мирским подаянием. А в 7186 (1678) году по переписной книге упоминается, что уже монахини в этом монастыре обитали, а именно Игуменья Марфа, которая считается первой, да в 30 кельях 33 старицы. Вторая Игуменья была Матрона, третья Горгония, четвёртая Евфимия, пятая Феодосия, шестая Улиания Шабунина, седьмая и последняя Паисия. При этой последней монастырь по состоянию Штатов упразднён и сделан был приходской церковью, а монахини выведены в Холмогорский девичий монастырь. Приходской церковью находился этот монастырь до 1779 года, в котором по представлению Святейшему Синоду от Преосвященного Епископа Вениамина повелено находящуюся близ Щенкурска Макариевскую пустыню упразднить, и на место оной монахов перевести в этот Шенкурский монастырь. ЦЕРКВИ в этом монастыре две деревянные: 1) Троицкая, 2) Екатерининская, вновь особо построенная при Игуменье Евфимии в 1747 году по благословению Варсонофия Архиепископа, а придел Екатерининский, бывший при Троицкой церкви в 1753 году, при Игуменье Феодосии переименован во имя Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. КОЛОКОЛЬНЯ и ОГРАДА тоже деревянные. Все помянутые церкви украшены всяким благолепием, а особливо Троицкая новописанными изрядным художеством Святыми Иконами с венцами, цатами и окладами сребропозолоченными и жемчугом низанным, напрестольными крестами и Евангелиями, служебными сосудами и кадилами серебряными же. А ризница – от бывшей того монастыря Игуменьи Евфимии шитыми серебром, золотом и шёлком, и низанными жемчугом покровами и воздухами богатых материй ризами и прочей утварью тщанием и подаянием разных вкладчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Не верится даже, что столько было сделано трудами лишь нескольких человек, отца-настоятеля — иеромонаха Михея (Разинькова) и его нерегулярных малочисленных помощников. Под ругань и угрозы вечно пьяных лесников да приезжающих к ним в гости на рыбалку их дружков — бывших зэков, происходило руками этого удивительного человека второе восстановление Кожеозерского монастыря. В 2000 году Священный Синод официально благословил открытие монастыря. Районные власти принуждены были отписать монастырю бывшие владения. Появилось хозяйство — огород, две лошади (одна пожертвована Сийским монастырем). Отремонтирован бывший гостиничный корпус для паломников. Лесничий кордон перенесен с территории монастыря на соседнее озеро. Воссоздан один из трех храмов — надвратный, в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Но самое главное среди всего этого, конечно — возрождение молитвенного делания. Так, мало-помалу, начав с молебнов на руинах, затем перешли и к служению самой Божественной Литургии… Много довелось батюшке и претерпеть за неполных четыре года. Не столько от бесов — от людей-безверов искушений хватало. Препятствовало монастырскому оформлению местное лесническое начальство, досаждали рыбаки, приезжавшие пьянствовать на святой остров, вредили непутевые трудники, обворовывавшие монастырь. Только смирение и молитва помогли отцу Михею вынести то, чего не выдерживали прочие его сподвижники… Мало-помалу с Божией помощью удалось многие трудности разрешить: договориться о переносе лесничего кордона из монастыря на другое озеро, приспособить для богослужений храм, для жилья — бывшую гостиницу, для складов — оставшиеся корпуса, конюшню — под сеновал. Снабдить монастырь необходимым — от богослужебных книг и икон до инструментов и продуктов. Островной луг под косьбу сделать годным… Надвратный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери удивительно красив, построен в начале ХХ века в лучших традициях древнерусского зодчества. По мнению экспертов, «надвратная церковь с примыкающими к ней кельями является редким, если не единственным примером среди северных построек позднего периода “иже под колоколы”, тип которой восходит к глубокой древности. По своему решению этот храм можно рассматривать как уникальное сооружение, выполненное местными мастерами».

http://pravmir.ru/kozheozerskiy-bogoyavl...

Великий Новгород, 2003. С. 61−69; Рыжова Е.А. 1) Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. 2001−2002 гг. Великий Новгород, 2002. Ч. 1. С. 110−116; 2) Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края//Важский край: источниковедение, история, культура: Исслед. и материалы. Вельск, 2002. С. 139−147; 3) Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 615−647. 458 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140. 459 Там же. С. 141; Рыжова Е.А. Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края. С. 111−112. 460 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 618−621. 461 Рыжова Е.А. 1) Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140; 2) Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края. С. 110; 3) Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 617. 462 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 146. 463 См. Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 262−270. 464 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140, 146. 465 В.О. Ключевский отождествил автора Жития Сергия Нуромского, игумена Дионисиева Глушицкого монастыря Иону, с Сийским иеромонахом Ионой, автором Службы и Жития Антония Сийского и Жития Варлаама Важского (см. Ключевский. С. 302). Архимандрит Никодим (Кононов) поставил под сомнение такое тождество на том основании, что нам ничего не известно о пребывании и игуменстве Сийского иеромонаха Ионы в Дионисиеве Глушицком монастыре (см. Никодим (Кононов), архим. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного Жития в Полной и Краткой редакциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прославить их в лике святых к общецерковному почитанию было единомысленно определено участниками состоявшегося в 2000 году Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Преподобномученик Вениамин (в миру – Василий Васильевич Кононов) родился в 1869 году в Шенкурском уезде Архангельской губернии в крестьянской семье. Впервые он побывал в Соловецкой обители еще в детстве. С тех пор в нем постепенно зрела решимость оставить мир и всецело посвятить себя Богу. Достигнув 24–х летнего возраста, Василий отправился на Соловки и стал поначалу простым трудником монастыря. Было это в 1893 году, при архимандрите Варлааме. Через четыре года он был определен в число послушников обители. Шесть лет проходил череду разных послушаний, в том числе был старостой в хлебопекарне, заведовал лавкой. За это же время окончил шесть классов соловецкого братского училища. В характеристике его было написано: «Очень благонравен, послушен и верен, с большими задатками к внутреннему самоуглублению и духовной деятельности» (10). Таких похвал в послужных списках удостаивались немногие. В 1903 году – в возрасте 34 лет от роду – был пострижен соловецким архимандритом Иоанникием в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Синайского. Молодой инок отличался склонностью к уединению, любил церковную службу. Спустя два года монах Вениамин был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1908 году – в сан иеромонаха (священника). О том, насколько уважаем был инок Вениамин в монастыре, говорят такие факты: состоял законоучителем братского училища, приставником при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия, исполнял череду богослужений, а в декабре 1909 года на общем собрании старшей братии закрытым голосованием избран духовником монастыря. Ему было тогда чуть больше сорока лет. Еще из характеристики: «Примерный инок во всех отношениях, отличных нравственных качеств» (10). Так что вовсе не случайно в 1912 году, после 19–ти летнего пребывания в Соловецкой обители, иеромонах Вениамин был назначен настоятелем Антониева Сийского монастыря – одного из самых славных и самых благоустроенных монастырей Архангельской епархии и возведен в сан архимандрита преосвященным Нафанаилом, епископом Архангельским. Архимандрит Вениамин управлял Свято-Троицким Антониевым Сийским монастырем пять лет. Святейший Синод в 1913 году наградил отца Вениамина наперсным крестом, а в 1916 – орденом Святой Анны 3–й степени. Подробно же о деятельности его в Сийской обители сегодня неизвестно почти ничего. Очевидно, предстоит кропотливая работа в архивах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010