Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЕВ СИЙСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Архангельской и Холмогорской епархии), расположен на п-ове Б. Михайлова оз., в 9 км от дер. Сии Холмогорского р-на Архангельской обл. Антониев Сийский мон-рь. Литография. 1868 г. Антониев Сийский мон-рь. Литография. 1868 г. Основан в 1520 г. прп. Антонием Сийским и 6 иноками, удалившимися для уединенной жизни на берег Б. Михайлова оз. близ р. Сии. По преданию, место буд. обители указал им охотник Самуил, слышавший здесь колокольный звон и пение. Спустя неск. лет, когда братия увеличилась за счет пострижеников из числа местных жителей, преподобный отправил в Москву с челобитной своих учеников Исаию и Александра, к-рые в 1525 г. получили от вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь. В 1543 г. вел. кн. Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал мон-рю окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 г.- судебные и финансовые льготы. В XVI в. А. С. м. имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе, его земельные владения простирались «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». О первоначальном общежительном уставе А. С. м. свидетельствует «Духовная память» - завещание, составленное в 1556 г. перед своей кончиной прп. Антонием. Назначая своим преемником старца Кирилла, преподобный дает наставление братии: «А живите во общем житии равно духовне и телесне пищею и одеждою по заповеди святых отцов... а пития хмелевова в монастыре не держите... а нищих поите и кормите довольно и милостыню давайте, да не оскудеет место сие святое». Антониев Сийский мон-рь. Фотография. 1993 г. Антониев Сийский мон-рь. Фотография. 1993 г. Согласно житию прп. Антония, по получении от вел. кн. Василия III «начальной грамоты» в мон-ре после 1525 г. была построена первая деревянная соборная церковь, освященная во имя Св. Троицы. Житие сообщает, что вскоре на месте этой сгоревшей церкви преподобный выстроил новый соборный Троицкий храм, а также трапезную с ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и Св. врата с ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В писцовой книге 1587 г. упоминаются 3 деревянных монастырских храма, один из к-рых - Троицкий - был шатровым.

http://pravenc.ru/text/115850.html

МОРЖЕГОРСКАЯ или МОРЖЕВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, муж., существовавшая некогда в Холмогорском уезде, на берегу Двины, с церковью Николая Чудотворца, которая по уничтожении обители обращена в приходскую. – О времени основания этой пустыни сведений нет. – Здесь в XVI в. жил Преподобный Леонид Устьнедумский. КРИВЕЦКИЙ, муж., бывший в древности в Холмогорском уезде. Об нем известно только то, что он в 1585 году приписан к Троицкому Сийскому монастырю, а с которого времени существует сведений нет. Здесь две церкви, обращенные и приходские: 1) Соб. Успения Богородицы и 2) Трех Святителей Вселенских. ЧИРЦОВА пустынь, муж., существовавшая в древности в Мезенском уезде. Сведения о сей обители ограничиваются только известием, что она в 1585 году была прописана к Троицкому Сийскому монастырю. КЕНСКИЙ, или КЯНДСКИЙ, муж., бывший в древности в Онежском уезде, на реке Кене. О времени основания этой обители точного известия нет. Инок Пахомий, бывший в ней первым игуменом, которого память уважается, как благочестивого отшельника, вероятно, был и основателем оной, но в котором веке он жил неизвестно; он здесь и погребен. В 1508 году Препод. Антоний Сийский здесь принял иночество, а потом был иеромонахом, и проживя несколько лет, удалился с двумя здешними иноками Александром и Иоакимом, в пустыню на реку Шелексу. ШЕЛЕКСЕНСКАЯ ТРОИЦКАЯ пустынь, муж. на реке Шелексе, основана была в 1513 году Преп. Антонием Сийским который водворился здесь, в диком безлюдном месте, с двумя иноками Кенского Пахомиева мон. Александром и Иоакимом, и построил церковь Николая Чудотворца. Чрез 7 лет уединенной жизни Преподобный изгнан отсюда крестьянами деревни Шелексы, и избрав другую пустыню, основал там в последствии Сийский мон. – Шелексенская ж пуст., вероятно, существовала и по удалении св. Антония; о чем однако ж нет никаких сведений и когда она уничтожена, также неизвестно. ЛАМБАСКИЙ , муж. в Пинегском уезде. Подробностей об этой обители никаких не известно. НОВОПРИЛУЦКИЙ, муж. в Пинегском уезде, на правом берегу реки Двины, близ деревни, называемой Аннова гора; в древности назывался он КОЗЬЕРУЧЕВСКИМ. Время основания его не известно; а уничтожен в 1764 году. До 1770 помещалась здесь Семинария, переведенная в Архангельск.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

К древним иконографическим изводам (типа Печерской иконы Божией Матери) восходит образ Богоматери на престоле с предстоящими З. и С. посл. трети XVI в. из ц. свт. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды. 2007. С. 701-707). Подобное изображение с расширенным составом предстоящих - на иконе нач. XVII в. строгановского мастера Н. Савина (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 321. 795). Изображения З. и С. дополняют на боковых полях Ярославскую икону Божией Матери кон. XV в. (?) (Sotheby " s: Russian Pictures, Icons and Works of Art. L., 1991. P. 108), Корсунскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29-30. 372), Шуйскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Там же. С. 43. 388), Донскую икону Божией Матери с шестодневом и избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ, см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. [СПб.], 2000. С. 283. Кат. R-35). В группе припадающих святых З. и С. представлены на иконе «Моление о народе» кон. XVII в. работы А. Фёдорова из Донского мон-ря в Москве (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 421. 922. Ил. 149). Вместе с прп. Елеазаром Анзерским З. представлен (в 1-м ряду) на ростовской иконе избранных святых 3-й четв. XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря , за ними - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия (ГТГ, см.: Icônes russes. 2000. P. 92-93. Cat. 27). Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 29. Кат. 17) представляет основателей Соловецкого мон-ря вместе с прп. Антонием Сийским и св. Марией Египетской перед образом обретения главы св. Иоанна Предтечи; северная икона XVII в. (?) (ГЭ) - вместе с прп. Александром Ошевенским (в центре). На складне-кузове 2-й пол. XVII в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 242-249. Кат. 156) в среднике помещена икона «Деисус (Седмица), с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (на створках - праздники); на 3-створчатом складне 1671 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 298-299. 767) Соловецкие преподобные находятся на левой створке, напротив Устюжских юродивых. В варианте извода «Спас Смоленский, с предстоящими и припадающими святыми» возле ног Спасителя З. и С. написаны вместе с преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским (икона 1728 г. из Благовещенской ц. дер. Турчасово Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Большая Гора. Часовня Александра Невского. Часовня в память о почившем императоре Александре II Карта и ближайшие объекты Приход располагался на левом берегу Северной Двины, на 80 верст выше Холмогор, и состоял из 14 селений, с населением к 1 января 1894 г. - 362 человек мужского пола и 408 женского. Приход существовал, вероятно, уже в XV в., причем тогда в его состав входил Челмохотский приход, отделившийся в 1638 г. В 1696 г. в приходе была теплая церковь во имя Богоявления Господня, настолько ветхая, что служить в ней было невозможно. Поэтому священник Филипп и церковный прикащик Дениско Митрофанов просили у архиепископа Афанасия благословения на строительство новой церкви, которая была освящена в 1700 г. сийским архимандритом Никодимом. Эта церковь существовала до 6 декабря 1838 г., когда она сгорела до основания, а вместе с ней сгорели документы и архив. Вместо сгоревшей крестьяне купили в Сийском монастыре за 175 руб. церковь во имя свт. Николая Чудотворца, перевезли в свой приход и при установке пристроили трапезу. Церковь была освящена 29 декабря 1840 г. во имя Богоявления Господня игуменом Николаевско-Корельского монастыря Виталием. Повторно освящена после пожара и ремонта 20 февраля 1862 г. благочинным Константином Жаравовым. Рядом с Богоявленской церковью стояла церковь во имя прор. Илии с приделом во имя Василия Блаженного. Эта церковь была отремонтирована по грамоте архиепископа Афанасия от 20 марта 1688 г., данной в ответ на челобитную священника Филиппа и церковного прикащика Ивашки Никифорова и других от 3 марта того же года. В д. Горской, в 1 версте от приходских церквей, усердием крестьян Сийского прихода с участием крестьянина Челмохотского прихода Димитрия Клишова, была построена деревянная часовня в память о почившем императоре Александре II. Кроме того, в разных селениях и местностях прихода стояло восемь деревянных восьмиконечных крестов. При семи из них служились молебны в четверг первой недели Петровского поста о даровании Богом хорошего урожая, а при одном кресте - 18 августа о сохранении скота.

http://sobory.ru/article/?object=19770

С одной только северной стороны подъезд и вход в монастырь заключает в себе сухого пути не более 25 саженей. В окружности оного имеются многие также глубокие озёра, или отдельные, или соединённые между собой, так как и острова и оные отчасти лесные, отчасти пахотные, но ныне без возделывания оставленные. Назван монастырь Сийским по реке Сии, из озера мимо острова, на котором монастырь стоит, в Двину протекающей, а Антониевым потому, что основатель оного монастыря был Преподобный Антоний, о роде и жизни которого, как и о первоначальном того монастыря основании, пишется в Прологе 7 Декабря. Преподобный Антоний, придя на это место, вселился там в лето 7028 (1520), от рождения же своего на 42 году, и потом вскоре посылал двоих старцев из своей братии, Александра и Исаию в Москву к Великому Князю Василию Иоанновичу с прошением, дабы дозволено было учредить тут монастырь, по которой просьбе их от Великого Князя дана была жалованная грамота о заведении монастыря, и прислано церковной утвари и риз довольно. Первая соборная церковь построена ими была деревянная во имя Пресвятой Живоначальной Троицы но к скором времени, ещё при жизни Преподобного Антония сгорела; тогда и пожалованная от Великого Князя Василия Иоанновича утварь и первоначальная грамота истреблена пламенем. После того в непродолжительном времени вновь сооружены деревянные ЦЕРКВИ: 1) соборная в то же наименование; 2) на особом месте с келарской кельей во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, 3) над вратами во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. И когда обитель строениями распространилась, а число братии умножилось, то Преподобный Антоний, по согласию всей братии, избран Игуменом. Однако же не желая первенства, а более ища уединения, он удалился было в пустые и безмолвные места, находящиеся близ того же монастыря: 1) на остров, называемый Дурницы, и 2) на остров Падун, но потом, по прошению братии, паки возвратился в монастырь и принял начальство. За год перед кончиной своей, случившейся в 7065 (1556) году, Декабря 7, по 37-летнем Игуменстве и пребывании его на этом месте, будучи уже тогда 79 лет, назначил на своё место в Строителя из братии, именем Кирилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В соборном Троицком храме Антониева Сийского мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Антония, почивают под спудом мощи прп. Антония Сийского . В Артемиевом Веркольском мон-ре почивают под спудом мощи прав. Артемия Веркольского . 13 июня 1998 г. Краеведческий музей Сольвычегодска передал РПЦ власяницу и вериги прп. Лонгина Коряжемского , хранящиеся ныне в храме во имя преподобного в Коряжме, день передачи мощей празднуется как День города. В Илиинском кафедральном соборе Архангельска находится одна из наиболее почитаемых святынь епархии - икона арх. Михаила, небесного покровителя Архангельской земли (написана в сер. XVIII в. уроженцем Пинежского у. Григорием Поповым). На юж. стене Соломбальского храма во имя свт. Мартина Исповедника в Архангельске находится икона Божией Матери «Скоропослушница», чудесным образом обновляющаяся и источающая миро, перед иконой служат молебны и поют акафисты. 20 нояб. 2001 г. в Архангельск была доставлена житийная икона Патриарха Московского свт. Тихона с частицами его мощей, помещена для почитания в Илиинский кафедральный собор. В мест. Туровец недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», существует источник, водой из к-рого на протяжении неск. веков и до наст. времени мн. люди вылечиваются от недугов. В. И. Суворов Мон-ри Подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. Подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. В 2001 г. в А. и Х. е. было 4 действующих мон-ря: Антониев Сийский (близ с. Сия Холмогорского р-на, муж., основан в 1520 прп. Антонием Сийским, закрыт в 1920, возобновлен в 1992); Артемиев Веркольский (близ с. Веркола Пинежского р-на, муж., основан в 1645, закрыт в 1919, возобновлен в 1991); Кожеезерский в честь Богоявления (на оз. Коже Онежского р-на, муж., основан ок. 1552, в 1764 преобразован в приход, в 1853 в целях борьбы с расколом возобновлен, закрыт в 1920-1922, возобновлен в 2000; с 9 мар. 2017 г. относится к Плесецкой епархии); Иоанно-Богословский (в с. Лявля, жен., учрежден в 1995). 15 марта 2001 г. еп. Архангельский Тихон благословил создание монашеской общины Александрова Ошевенского мужского монастыря (основан в 1452-1469, закрыт в 1919) и организацию восстановительных работ(с 9 мар. 2017 г. относится к Плесецкой епархии). На территории Архангельской обл. расположен ставропигиальный (с 1764) Соловецкий муж. мон-рь в честь Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/76432.html

1004 ...Александре, иже поживый в предлех Каргаполскых! – Александр Ошевенский (17 марта 1427–20 апреля 1475), основатель монастыря на р. Чюрьюге в 45 верстах от Каргополя. 1006 ...Антоние, иже поживый в пустыни Сейстей! – Антоний, основатель в 1520 г. Троицкого общежительного монастыря на р. Сие, в 90 верстах от г. Архангельска, названного впоследствии Антониево-Сийским. Уже при жизни преп. Антония монастырь становится центром экономической и духовной жизни Подвинья, в XVII в. продолжает играть важную роль в духовной и книжной культуре Двинского края: на протяжении XVI–XVII вв. в монастыре складывается большая библиотека, являющаяся одной из самых интересных и ценных книгохранительниц Русского Севера. 1007 ...вторая пустыня... – Пустыня на озере Дудница, в 3 верстах от Антониево-Сийского монастыря, где подвизался Антоний Сийский. 1008 ...учениче Филофее... – В Житии Антония Сийского рассказывается о том, что Антоний Сийский, наделенный прозорливостью, предугадал желание инока Филофея уйти из монастыря и наставил его на путь истинный своей беседой. Имя Филофея упоминается и в других текстах, написанных царевичем. Так, в Службе Антонию Сийскому царевич, следуя за описанием чудес в Житии редакции Ионы, дважды упоминает ученика Филофея, которого Антоний Сийский «от соблажнения дьявола исхитил». В своем «Исповедании» царевич также рассказывает об ученике Антония Сийского – Филофее, который приходил в Москву вместе с игуменом Питиримом в 1579 г. и просил Ивана Грозного содействовать канонизации Антония Сийского. Царевич называет его в этом «Исповедании» и первым «съписателем» Жития Антония Сийского, ничего не говоря о его сочинении. Возможно, инок Филофей, испытавший на себе прозорливость преподобного Антония, и Филофей, приходивший в Москву и рассказывавший царевичу о святом, один и тот же человек. Некоторые исследователи считают, что инок Филофей вел «Записки», которые дошли до нас в составе Жития редакции Ионы (Никодим (А. Кононов). Преподобный Антоний Сийский чудотворец: исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного жития в полной и краткой редакциях. СПб., 1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди печатных книг в келейном собрании старца Боголепа имелись: «Беседы Евангельские в трех книгах переплетены» свт. Иоанна Златоуста (1-я книга хранится в ОРК Петрозаводского гос. ун-та. НБ РК 8734), 2 Требника киевской и московской печати, Часослов, Уложение 1649 г., «Соборник от недели мытаря и фарисея», Номоканон, «Книга об Иверской Богородице», Лексикон, «Цветник духовный», Служебник, «Вертоград духовный», Грамматика, Скрижали, «Зерцало мирозрителное» киевской печати и др. В целом его собрание насчитывало не менее 80 томов. Другое книжное собрание (более 20 книг) перешло в казну К. м. из келейной б-ки игум. Павла. В 1650/51 г. он, еще будучи «во дияконех», передал обители рукописи «Поучение старческое», «Алфавитный патерик», «Повести и Жития святых отец» (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 145 об.). Возможно, нек-рые сборники из этой коллекции составил сам ее владелец. Среди переданных им книг значились воскресное Толковое Евангелие, вседневное Толковое Евангелие, Апостол, «Деяния апостольские с толковым Апокалипсисом», Сборник «от мытаря и фарисея до недели Всех святых», «Пролог» в тетрадях, «Лествица», «Книга о священстве», «Цветник духовный», Канонник, «Цветословие» (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 145 об.). Интересна по составу коллекция рукописей игуменской б-ки, включающая: «Патерик, первая повесть о Евлогии-Каменносечце», Жития преподобных Саввы Сербского, Онуфрия Великого, Иоанна Дамаскина, свт. Феодора Эдесского и иных святых, Мучение вмч. Артемия и др. В 1-й четв. XVIII в. в К. м. был создан агиографический цикл, посвященный основателям мон-ря и прп. Никодиму Кожеезерскому, который включал Житие, службу, стихиры на поклонение мощам, виршевое Житие, а также выписки из монастырской летописи. Одна из рукописей этого цикла, составленная игум. Матфеем (Спицыным), оказалась в собрании Антониева Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Д. 405). В нач. XVIII в. сложились более тесные отношения К. м. с Новгородом и Сийским мон-рем. С 1704 по 1709 г. Новгородский митр. Иов сделал большие денежные пожертвования на строительство на полуострове Кожозера ц. прор. Илии и в числе прочего передал в 1705-1706 гг. в восстановленную церковь Евангелие и Минею общую. Одновременно сийский эконом иеродиак. Афанасий подарил монастырю книги (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 168): «О знамениях пришествия Антихристова», Учительное и Толковое Евангелия, Четью Минею, рукопись Слова прп. Симеона Нового Богослова (возможно, указана Викторовым как взятая «из собрания Александро-Свирского мон-ря. 23(59)»).

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Митрополит Александр сам был пустыннолюбец и в юности своей подвизался с преподобным Антонием Сийским, который устроил обитель Пресвятой Троицы на истоке реки Двины, и сам, ревнуя его трудам, составил свою обитель Великопустынскую в пределах Псковских. С радостью услышал он о подвигах святого Никандра и, поставив игуменом Исаию, дал ему обильную милостыню и велел соорудить храм Благовещения над гробом преподобного. С тех пор потекли от него непрестанные исцеления, и исцеляемые им возревновали о благолепии обители, которая процвела в пустыни. 4 Монастырские настоятели устроили при соборной церкви придел во имя святых апостол Петра и Павла, в память обретения мощей преподобного Никандра июня 29, и начали совершать третье празднование преподобному. С тех пор Благовещенская обитель начала именоваться Никандровой пустынью. 9 Некто из дворян Новгородских, Иаков, прозванием Муравьев, который сетовал о своем безчадии, ибо все дети его умирали в младенчестве, будучи благочестив, многие творил он благодеяния церквам и обителям и весьма любил нищих, наделяя их милостынею, заповедовал молиться, чтобы Господь даровал ему младенца. Однажды пришло ему на мысль соорудить близ своего двора церковь во имя преподобного Никандра, к которому имел большую веру, и вскоре после того родился у него сын Игнатий. С радостью прославил он Бога и, во исполнение своего обещания, поставил первую церковь во имя угодника Божия, по благословению Никона, митрополита Великого Новгорода, будущего Патриарха. 4 Тропарь, глас 6 Светило незаходимаго света стране нашей явился еси, Богоблаженне, доблественне претерпев вражия озлобления, биение и раны яко одежда нетления вменишася тебе, со зверьми бо брався, и от человек злых прободения прияв, о тех молился еси, не постави им греха сего, глаголя; темже Владыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш, молися о душах наших. Иной тропарь, глас 4 Глас божественный, иже во Евангелии, услышав преподобне отче Никандре: приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы, и прием крест последовал еси Христу; мир оставль, в пустыню вселился еси, пощением и бдением Небесный дар восприим, и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши, темже и со ангелы срадуется преподобне дух твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жития Сийских святых изданы в Румынии 8 апреля 2017 г. 10:10 В Румынии опубликованы жития Сийских святых и подвижников благочестия. В издательстве «Eremit» (город Яссы) вышли две книги «Жизнь и чудеса святого Антония Сийского» и «Собор святых и подвижников Сийских». Новинки представили на прошедшей в Кишиневской духовной академии (Республика Молдова) конференции «Молодежь и Церковь», как сообщает пресс-служба Молдавской митрополии . Авторы Денис Кириак, протоиерей Октавиан Соломон и Диана Соломон рассказали о том, что книги стали плодом сотрудничества издательства с миссионерским центром имени преподобного Анатолия (Тихая), сподвижника святого Николая Японского (Республика Молдова). Отметим, что почитание собора Сийских святых утвердил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон 15 июля 2008 года. Это девять угодников Божиих: преподобные Антоний, Пахомий, Александр, Иоаким, Исайя, Феодосий, Исайя, Никанор, а также преподобномученик Вениамин (Кононов). Кроме того, владыка Тихон утвердил и молитву Сийским святым. Она составлена на основе славословия Новгородским угодникам Божиим. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010