380-летию восстановления рос. государственности). Екат., 1993. С. 124-128; она же. «Уход в пустыню» в древнерус. и старообр. традиции: (На мат-ле севернорус. агиографии и старообр. сочинений)//Уральский сб.: История, культура, религия. Екат., 1998. Вып. 2. С. 198-215; она же. Старец Никодим, Хозьюгский пустынножитель и Кожеозерский чудотворец: (К вопросу о рус. старчестве в XVII в.)//Православие в судьбе Урала и России: История и современность. Екат., 2010. С. 261-264; она же. Б-ка Кожеозерского мон-ря: (Вопросы реконструкции)//Совр. проблемы археографии: Сб. ст./Сост.: М. В. Корогодина. СПб., 2011. C. 138-152; Белоброва О. А. Об источниках Жития Дионисия, архим. Троице-Сергиева мон-ря//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 667-674; Кольцова Т. М., Рягузова М. Л. Святые каргопольской земли: (Живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. Архангельск, 2002; Рягузова М. Л. Подвижники Кожеозерского мон-ря//Святые и святыни северорус. земель: (По мат-лам VII науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 37-46; Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005; она же. Становление и развитие худож. центров в кон. XVI-XVIII вв.: Иконопись Архангельского края: АДД. М., 2009. С. 25, 31, 34. Рыжова Е. А. Жанр видений в севернорус. агиографии//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 160-194; Панченко О. В. Книжники Соловецкого мон-ря XVII в. Ст. 1: 1620-е - нач. 1640-х гг.//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 779-785. Первые известные иконы с изображением Н. написаны во 2-й пол. XVII в. и бытовали в Каргопольском у., куда до кон. XVIII в. входил Кожеозерский мон-рь (позже принадлежал к Онежскому у.). Они имеют стилистические особенности иконописи сев. региона. Образ святого дважды встречается на страницах Сийского иконописного подлинника, который был собран и частично создан архим. Антониево-Сийского мон-ря Никодимом Сийским во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. Т. о., буд. архимандрит принимал участие в создании иконописного образа Н. ( Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI-XVIII вв. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз? Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике. Обратимся к жизни Бориса Годунова при Грозном. Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой. Его отца (он был правнуком Ивана Годуна) звали Федор Иванович, а мать - Стефанида Ивановна. Отец рано умер и Бориса вместе со старшим братом Василием (умер в моровое поветрие 1571 года) и сестрой Ириной воспитывал их блистательный брат Дмитрий Годунов. Уже в 15 лет Борис попал на царский двор - он стал стряпчим (в его ведении погреба, гардероб, приемы). Но это можно объяснить не только ролью Дмитрия Годунова, а также тем фактом, что троюродный брат Бориса, Григорий Васильевич Годунов, был дядькой (то есть воспитателем) царевича Федора Ивановича, младшего сына Грозного. В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким. То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который между прочим был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге, в следующем 71 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» (то есть в бане). Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса - Иван Сабуров. Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие - но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова. Это был триумф рода Сабуровых - если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси! Царевич Иван был интересным человеком, - он был прекрасно знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие. Он был знающим и думающим человеком - известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

Светильник иночества, зажжённый Антонием Сийским, равно как и сияние иных благодатных огней Севера о дне света, дак именно что на суд тебе. Весь мрак твой только осветит, всю мглу и ночь. Как надо работать, как учиться… с азов, с азбуки, чтобы как-то приблизиться к осиянному чину иноческому, к пречестному имени преподобного. А то смотреть так со стороны, безучастно, не учась, не трудясь, не борясь с собственным ничтожеством, не стоит. Кругом дети смерти не спят, не дремлют: растлевают, развращают, хулят правду. Что же ты-то хоть две лепты, хоть одну в дело Божие, в дело правды не отдашь? Любить церковную культуру, любоваться ею, собирать книги и иконы — это всё внешнее для тебя. Книги и собрание икон кому-то останется. А ты что с собою возьмёшь?’ 7 Декабря Вчера вот шёл по переулку… Снег на высоких крышах старых домиков. Снег на ветках. Вспомнил о дне святителя Николы. Бредучи, за безлюдьем пел величанье. И думалось: куда вот эти сердечные излияния о святом и песня уст идут?.. Частью в эфир, частью туда, где его лики на святых иконах, где чтут святую его память. А больше, может быть, в своё сердце посылаю ему величанье, стихи. Сердце человеческое, даже такое убогое, как моё, целый мир. Туда и посылаю слова благодатные. …Куда идут слова молитвы? А помнишь: «Ищи Бога, а не ищи, где пребывает». Отцы, стяжавшие подвигом великим молитву, знают, где молитва и куда молитва идёт. Но великим подвигом светлое сие знание достигается. А твоё дело — пой да молись, как заповедано по святым уставам. Бог велик, непостижим. Знай, что он во всём и всё в нём, и молись. Николин день, дак читай святителю канон, пой ему, скорому помощнику, умились о нём, помни и люби, и чти дни святых угодников Божиих. Жития их, службы им одна другой дивнее и умилительнее. И Господь даст тебе умиление и молитву, и знание светлое, радостное. Сам-то я уладь, тля, дак надо с утра-то хлебнуть живой водицы. Кое и родится в пустой-то башке. Творения святых великих отцов, великие книги (их с тебя надо не много). Филокалия, Исаак Сириянин, Лествица.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

16 В память своего прибытия на епархию, преосвященный Афанасий установил во всех холмогорских церквах в честь соборного храма, праздновать в 19 день октября преображение Господа. 17 Кроме архангельского монастыря, основанного в XII в. на Пур-Наволоке в Заволочье с X V века являются следующие монастыри: Корельский св. Николая при Белом море, основанный около 1418 года знаменитою посадницею новгородскою Марфою Борецкою над могилами ее детей, потонувших в море во время осмотра своих вотчин. Знаменитый Соловецкий, основание которого относится к первой половине X V века, Богословский при реке Вага, основанный около 1460 года новгородским посадником Своеземцовым, Шелексенская Троицкая пустынь на реке Шелексе, основана в 1513 году препод. Антонием сийским. Сийский-Троицкий, основанный также препод. Антонием в 1520 г. по удалении его из шелексенской пустыни. Троицкий-Печегский, основанный препод. Трифоном в 1533 году. Лявимский-Успенский а архангельском уезде основан был в XVI веке новгородскою посадницею Афанасиею. Покровкий, Ивановский, Кривецкий и Моржегорский в нынешнем холмогорском уезде. Время основания их неизвестно. Троицкий-Шенкурский в г. Шенкурске. О времени основания его также неизвестно. Макарьевский в 15 верстах от Шенкурска основан в 1607 году, Клоновский, Кодемский и Уздринский в нынешнем Шенкурском уезде. О времени основания их известий нет. Пертоминский, на берегу Белого моря в Унской губе, основанный в 1599 году старцем Троицко-Сергиевой лавры Мамонтом. Богородицкий-Кандалакский, Кокуев и Яренский, при Белом море, Кяндский в нынешнем Онежском уезде. Об основании их сведений нет. Ламбисский, Красногорский и Веркольский при р. Пинеги. Время основания первого не известно; другие два основаны в XVII веке. Красногорскй основан в 1603 году иноком Макарием, а Веркольский в 1635 году. Спасскйй-Новоприлуцкий основан в 1618 году иноком Свирского монастыря Иосафом, Верхошеренская пустынь была основана в 1650 году сийским старцем Иовом по грамоте Алексея Михайловича. Ущельский и Чернигова пустынь в Мезенском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И того же месяца в 13 день преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, над телом вышеупомянутым отпев панихиду, погреб в усыпальнице, в ней же братия прощение творят ко гробу чудотворца Антония» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113-114; запись воспроизведена в «Истории о преподобнем игумене Феодосии» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 269-269 об.)). В наст. время место погребения П. неизвестно. В день кончины П. у его гробницы служили панихиды («Декабря 17. поминать Патриаршаго казначея монаха Пасия и род его. Вечер панихида петь большая с кафизмою, литургию служить собором. После литургии панихида малая над гробом его» (Синодик панихидный Антониева Сийского мон-ря, 1729 г.; см.: Кириллов. 1902. С. 26)). О благочестивой жизни П. сказано в «Истории о преподобнем игумене Феодосии», написанной Никодимом Сийским в 90-х гг. XVII в.: «И той толик бе доброго жития и смысла, яко повелением святейшаго Иоакима патриарха всему патриаршу дому иконом, си есть казначей, бысть учинен, и многая в чине том препроводи лета и обители премногая подаде дарования, церковными и братцкими потребами достизающа цены три тысящы рублев и вящше - все же се поспешествоваша святаго отца молитвы» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 261 об.; опубл.: Кукушкина. С. 165; Рыжова. 2000. С. 191-192). К 200-летнему юбилею преставления П. была издана кн. «Инок Паисий, ктитор Сийского монастыря. Его труды» (СПб., 1895). В Антониевом Сийском мон-ре возрождается почитание первых Сийских святых, пришедших в обитель вместе с прп. Антонием Сийским, и их последователей. В 2009 г. там начали обустраивать храм во имя Сийских святых. 15 июля 2008 г. еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) благословил установить празднование Собору Сийских святых. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин впервые создал рисунок с поясным образом П. На прориси преподобный изображен прямолично, с густыми волнистыми волосами и окладистой бородой средней величины; одет в схиму и мантию, куколь лежит на плечах, правая рука раскрыта ладонью, в левой - ларец, к-рый указывает на его основное послушание - казначея патриарха (икона еще не написана; см.: Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2009. С. 24; То же: 20102. С. 36; Кириллов А. В., прот. Святые и подвижники благочестия Сийской обители: Сб. ст./Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2010. С. 59). Арх.: Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Грамота патриарха Адриана//АОКМ. Инн. КП. 3601; Житие Феодосия Сийского//БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 255, 261 об., 269-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 92 об.; БАН. Арханг. ДС. 186. Л. 221 об., 231 об.- 232.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

4 (303?). Мон. Ильинской на посаде 4 дв. LXXVIII. Казань. 821 (103). Мон. Преображенской, что в Казани, 821 двор. 159 (104). Мон. Зилантов 159 дв. 28 (105). Мон. Федоровской 28 дв. 140 (106). Мон. Троецкой Ебужской 148 дв. 92 (107). Мон. Преображенской Осенской 92 дв. LXXIX. Великий Новгород. LXXX. Псков. л. 624. LXXXI. Устюг Великий. В Архангельском монастыре 402 дв. В Пречистинском мон... LXXXII. Двина. л. 625. Выписано из переписных из двинских книг писма Ивана Философова да подъячево Козмы Патрекиева да из кольских кних переписки Левонтья Назарьева, писано в Двинском в Кольском уезде 154 и 155. 212 (411). За монастырем Живоначальные Троицы Антоньевы пустыни Сийсково и з придатошными монастыри 177 дв. крестьянских, 102 дв. бобыльских, 10 дв. вдовьих и всего за Сийским монастырем 289 дв. За Сийским же монастырем, острог с посадом Ямецкой да в Неноксе двор монастырьской и соляной промысел большей. л. 625 об. За Соловецким моностырем в Неноксе и на Луде и в Куе и в Яренге, в Умбе и в Варзуге и в Кольском остроге и в уезде и в Сумцком остроге 75 дв. крестьянских, 474 дв. бобыльских, двор вдовей, 10 дв. торговых; и всего за Соловецким моностырем 560 дв. Из переписных же книг за Соловецким же мон. в вотчинах в Кольском и в Сумском острогех на посаде да в 13-и волостях, в 23-х починках, во 6 усольях 10 дв. торговых людей, 27 чел., 52 дв. крестьянских, людей в них 104 чел., 461 дв. бобыльской, людей в них 823 ч.; всего крестьянских и бобыльских 522 дв., а людей в них 954 чел. 202 (239). л. 626. За Архангельским моностырем 42 дв. крестьянских, 7 дв. бобыльских. 13 (440). За Никольским моностырем Корелского 44 дв. крестьянских, 2 дв. бобыльских, двор вдовей. 55 (446). На Марилове острове за Росткиным девичьим моностырем, что в великом Новегороде, 23 дв. крестьянских, двор вдовей. 24 (447). За Печенским моностырем, что в Кольском остроге в Спасском стану, что на Курцове, 47 дв. крестьянских, двор вдовей. л. 626 об. Да за Спаским моностырем, что на Козье ручью, на Волоку на Пенешском за Черногорским моностырем 2 дв., а в них живут порятчики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Настоятельство в монастыре Богоявленском в 1615 году было Строительское, как видно из грамот Царя Михаила Феодоровича 7123/1613 года, Апреля 24 дня; а в 7192/1684 году Игуменское, которое и продолжалось до Духовных 1764 года Штатов. А в Верхочепецком монастыре с 1764 года Настоятельство Игуменское. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за ним 1.629 душ, а с того времени состоит в третьем классе. Верхошеремская Вознесенская пустынь Архангельской Епархии мужская, упразднённая. Находилась в Шенкурском уезде в Великослободском стане расстоянием от города Шенкурска в 91 версте, основана Сийским пострижеником, старцем Иовом, в 1680 году, по грамоте Государя Царя Алексия Михайловича. В конце XVII столетия по Указу Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича приписана была к Архиерейскому дому. Строений в этой пустыни ныне одна только деревянная церковь во имя Вознесения Господня, приписанная к Слободскому Воскресенскому приходу. Верхутынский Троицкий монастырь Мужской упразднённый. Находился прежде в Новгородской, а ныне Псковской Епархии от Новгорода к западу, расстоянием, около 80 вёрст близ Тесовской вотчины, в Бутковском погосте. В нём 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Св. Троицы; 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца и при них Священник с причётниками. Прибавление из VI тома Верхутынский Троицкий находится в Санкт-Петербургской Епархии в Лугском уезде, а не в Псковской Епархии, как сказано выше. Верхъязвенский Богородицкий Успенский монастырь Пермской Епархии или Верхъязвенская Богородицкая Успенская заштатная мужская пустынь, находящаяся в Соликамском уезде недалеко от безуездного города Обнинска вверх по реке Язве, на горе; почему и называется Верхъязвенским, построена по грамоте Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, данной в 7194/1686, Мая 24 дня, и по благословению Преосвященного Ионы, Архиепископа Вятского и Великопермского, иждивением разных доброхотнодателей, по случаю явления Пресвятой Богоматери в 7193/1685 году некоторому земледельцу Иродиону Новикову Караганского прихода, деревни Пыжани крестьянину. Строения ныне в нём:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. облик И. уподобляется внешности прп. Зосимы Соловецкого: «Аки Зосима, риза испод вохра, брада аки у Богослова, в руце свиток»; об облике Н. сказано: «Брада доле Исаиной, уже, не толь струевата, риза поповская бакан, исподняя лазорь, в руце Евангелие, а другая благословляет» (РНБ. Погод. 1931. Л. 212 об.). Преподобные упомянуты под 30 мая в подлинниках XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56), 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 167). Предположительно И. изображен молящимся вместе с прп. Антонием Сийским на прориси с фрагмента иконы XVII в. (СПбФИРИ РАН. Ф. 238 (Колл. Н. П. Лихачева). Оп. 2. 327/14. Л. 56; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 122-123). В 2008 г. в Антониевом Сийском монастыре в подклете алтаря Благовещенской ц. начали обустраивать храм во имя Сийских чудотворцев. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин выполнил прорись для иконы «Собор Сийских святых» (икона пока не написана). В центре - фронтальное изображение прп. Антония Сийского, над ним - образ Св. Троицы. По сторонам - 8 фигур преподобных, как правило вполоборота к центру. И. и Н. представлены справа в верхнем ряду (обращены друг к другу), в мантиях, куколи на плечах, у обоих густые, немного волнистые волосы и длинные, окладистые, более узкие на конце бороды. В 2010 г. для Сийского мон-ря Лапин написал «Собор Сийских святых» др. иконографии: в среднике - поясной образ прп. Антония Сийского, вокруг в 8 клеймах - полуфигуры др. местных преподобных. И. и Н. изображены почти прямолично в левом и среднем клеймах нижнего ряда - седовласые старцы с длинными окладистыми бородами, одеты в мантии и схимы, куколи на плечах. Ростовые изображения И. и Н., предстоящих в молении благословляющей деснице Спасителя в небесном сегменте, встречаются в совр. книжной иллюстрации (Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 14). Н. представлен первым, в соответствии с описанием подлинника,- в священнической фелони, с Евангелием на покровенной левой руке, с большой окладистой бородой; И.- за ним, в схиме, с куколем на плечах, борода клиновидная, меньше по величине. В 2011 г. образы Ручьёвских преподобных написаны Лапиным на столбах Успенской ц. Архангельска.

http://pravenc.ru/text/674852.html

Библиотека Антониево-Сийского монастыря будет представлена в цифровом варианте Архангельск, 1 октября 2004 г. Во вторник, 28 сентября, в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А.Добролюбова состоялась презентация проекта «…Явить миру Сийское сокровище». Антониево-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее», сообщает пресс-служба Архангельской епархии. Презентация началась со слова и благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, который присутствовал на этом значительном событии. Целью этого проекта является создание информационного ресурса, посвященного истории и сегодняшней деятельности Антониево-Сийской обители и ее уникальной библиотеки, предоставление доступа к этой информации и активное включение перемещенного из нашего края документального наследия в современный местный культурный, исследовательский и образовательный процесс. Проект откроет доступ к сокровищам знаменитой монастырской библиотеки, отразившей многообразие духовной и материальной культуры Русского Севера XVI-XIX веков. В рамках проекта будет осуществлена реконструкция в цифровой форме фрагментов уникального книжного собрания, большая часть которого была вывезена в советское время в Санкт-Петербург и Москву. В настоящее время рукописи монастырской библиотеки рассредоточены в разных национальных хранилищах страны: Библиотеке Российской Академии наук, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке. Данный проект является важным этапом в развитии сотрудничества между библиотекой им. Н.А.Добролюбова и Антониево-Сийским монастырем в области исследования истории книжной культуры, создания краеведческих информационных ресурсов, духовного образования и просвещения. Работа в рамках проекта позволит на практике начать сотрудничество библиотек, архивов, музеев и других организаций культуры с целью создания и сохранения наследия в цифровом варианте. Начинание поддержано российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех». 1 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11265.html

А. собрал большую б-ку, включавшую в себя разнообразные по своему составу и тематике рукописные и печатные книги. При архиерейском доме работали книгописная и иконописная мастерские. А. обменивался книгами с московским Чудовым , Соловецким, Антониевым Сийским и др. мон-рями , многократно посылал пожертвования книгами и церковной утварью в Далматов мон-рь. Впосл. б-ка А. поступила в Архангельскую ДС, основная часть рукописей б-ки хранится в составе Архангельского собрания БАН. Кроме вышеназванных сочинений перу А. принадлежат неск. поучений («Слово пастыря ко овцам, внегда ему отходити от стада», окружные послания), богословское соч. энциклопедического характера «Шестоднев», медицинский трактат «Реестр из дохтурских наук». А. погребен в Преображенском соборе в Холмогорах. Изд.: Увет духовный. М., 1682 [переизд.: М., 1753; 1791]; О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу. М., 1783; Окружное послание 1696 г.//Странник. 1866. Окт. С. 23-42; Реестр из дохтурских наук// Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники. Каз., 1879. С. 211-229; Книга о пресуществлении// Сменцовский М. Церковно-исторические материалы (доп. прил. к исслед. «Братья Лихуды»). СПб., 1899. С. 44-70; Окружное послание 1697 г.//Архангельские ЕВ. 1900. 18. С. 484-485; Слово пастыря ко овцам// Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908. С. 139-141; Дмитриев Л. А. Новый список «Описания трех путей» Афанасия Холмогорского//АЕ за 1958 г. М., 1960. С. 335-349; Панич Т. В. «Шестоднев» Афанасия Холмогорского//Христианство и церковь в России феодального периода. Новосиб., 1989. С. 136-193. Лит.: Постников С. Афанасий, первый архиеп. Холмогорский и Важеский//Странник. 1866. 9. Отд. 1. С. 95-126; Знаменский П. В. Шестоднев Афанасия, архиеп. Холмогорского//Там же. 1883. Дек. С. 565-594; Белокуров С.

http://pravenc.ru/text/76904.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010