С этой целью предпринята была канонизация преподобного Антония, нетленные мощи которого почивали в монастыре, источая многочисленные чудотворения. Эта канонизация совершилась в 1579 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном по благословению митрополита Московского Антония. При этом сын Грозного, царевич Иоанн Иоаннович, составил службу преподобному Антонию и написал вновь его житие по житию, составленному прежде иноком Сийского монастыря Ионой. Монастырь не раз принимал даже участие в государственной жизни своими пожертвованиями, которые он самоотверженно нес в царскую казну в трудное для государства время; так, например, царь Михаил Феодорович, готовясь к войне со шведами и не располагая большими средствами, обращался за материальной поддержкою к Сийскому монастырю. Благосостояние обители сильно пошатнулось после учреждения монастырских штатов в 1764 году, когда, по указу императрицы Екатерины II, имения от монастырей были отобраны в казну. В том числе и Сийский монастырь подвергся общей участи: от него отобраны были почти все имения; по штату он был зачислен во 2-й класс, и на содержание ему определено было из казны 1.000 рублей. С этого времени для монастыря начинается время оскудения его внешней, а отчасти и внутренней жизни. Лишившись главнейшей части своих прежних доходов, он не может уже содержать прежнего количества иноков, число которых, благодаря этому, уменьшилось почти на 2/3. Упадку монастыря отчасти содействовало также и то обстоятельство, что настоятели его в течение 80 лет назначались на должность ректора в архангельскую духовную семинарию и потому, конечно, должны были жить вне своей обители. Управляют Сийским монастырем в настоящее время архимандриты. В Сийской обители имеется шесть храмов: из них четыре каменных и два деревянных. Главный храм – соборный, в честь Пресвятая Троицы, с приделом во имя прп. Антония. Храм древней архитектуры (окончен постройкой в 1607 году) с толстыми стенами и узкими окнами, пятиглавый. Образа в иконостасе нового письма, вставлены на место древних икон после недавно бывшего капитального ремонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Постановили: передать в отдел о Высш[ем] ц[ерковном] управлении. 9 . Слушали: донесение преосвящ[енного] Сергия, епископа Сухумского, о желательности перенесения кафедры Сухумского епископа в г. Новороссийск. Постановили: передать в отдел о Высш[ем] ц[ерковном] управлении. 10 . Слушали: прошение представителей Донской епархии и Войска об образовании в границах Всев[еликого] Войска Донского Донской митрополии с образованием Приазовского викариатства новой епархии в самостоятельную епархию и с образованием из трех северных округов области новой епархии. Постановили: передать в отдел о Высш[ем] ц[ерковном] управлении. Председатель Собора архиепископ Митрофан архиепископ Димитрий протопресвитер Георгии Шавельский кн[язь] Григорий Трубецкой Секретарь Собора профессор П. Верховской товарищ секретаря Собора профессор Н. Абрамов   ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 36–37 об. Рукописный подлинник – автограф П. В. Верховского. Чернила. Подписи – автографы. 41. Заявление членов Собора о необходимости создания отдела о правовом положении Церкви в России [Не позднее 20 мая 1919 г.] Поместному Церковному Собору в г. Ставрополе членов Собора заявление. Как известно Собору, основные начала правового положения Прав[ославной] Церкви в России, принятые Всерос[сийским] Пом[естным] Собором 2 декабря 1917 г., вследствие октябрьской революции 1917 г., остались неосуществленными. Напротив того, в местностях, занятых советской властью, более или менее строго проведен декрет об отделении Церкви от государства, введен гражданский брак и др. Между тем, по мере освобождения занятых большевиками мест, явится необходимость установить отношения Церкви и государства на более культурных основаниях, а также ликвидировать тот нравственный вред, который нанесен теперь ненавистничеством ко всему религиозному в России. Это обстоятельство побуждает нас поднять вопрос о желательности образования особого отдела Собора о правовом положении Церкви в России, коему вместе с тем поручить рассмотрение вопроса о способах защиты религиозной веры вообще от гонений со стороны воинствующего материализма в мире, так как наша задача состоит не столько в защите свободы мысли и совести от какого-либо религиозного фанатизма, а, напротив, в защите свободы веровать согласно велениям нравственного чувства и совести. Таковая свобода, бесспорно, должна быть обеспечена гражданам во всяком культурном государстве и вообще в культурном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Архангельской области прошел крестный ход, посвященный чуду преподобного Антония Сийского Архангельск, 10 июня 2007 г. 10 июня 2007 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, братия Антониево-Сийского монастыря (Архангельская и Холмогорская епархия), вместе с многочисленными паломниками совершила крестный ход из Емецка ко Святому озеру, сообщает сайт «Православие на Северной земле» . Фото сайта «Православие на Северной земле». Молитвенное шествие началось после ранней Литургии в емецком храме в честь преподобного Феодосия Сийского, которую совершил настоятель монастыря архимандрит Трифон (Плотников) в сослужении священников, приехавших на праздник из других городов епархии.   Участие в крестном ходе приняли несколько сотен паломников из Емецка, Холмогор, Архангельска, Северодвинска, Мирного и Новодвинска. Многие люди приехали на собственных машинах, преодолев по дороге сотни километров.    На всем пути следования крестного хода служились молебны Божией Матери, преподобным Антонию и Феодосию Сийским, всем святым, в земле Российской просиявшим. Шествие сопровождали колокольные звоны - передвижная звонница была установлена на небольшом грузовике. На берегу Святого озера на месте разрушенного Крестовоздвиженского храма (бывшего монастырского скита) был совершен водосвятный молебен. Паломники набрали святой воды, приложились к мироточащей Владимирской Иконе Божьей Матери и окунулись в озере. Традиция проведения крестного хода на Емецкой земле существует более 300 лет. Он проводится в память избавления местных жителей от неурожая. История повествует о том, что одному крестьянину из деревни Сия явился преподобный Антоний Сийский и велел отслужить молебен на берегу Святого озера, обещая избавление. Это было исполнено и благодарные жители, а вместе с ними окрестные прихожане и насельники Антониево-Сийского монастыря стали совершать крестный год ежегодно. В наше время традиция была восстановлена в 1993 г, когда иноки Сийской обители начали совершать молебны на берегу Святого озера. Протяженность дороги составляет 11 километров, время в пути около 2, 5 часов.   P.S. Каждый год крестный ход сопровождает маленькое чудо – идет дождь, даже в самую жаркую погоду. В этот раз чуть заметный дождь моросил всю дорогу, а потом на мгновение пошел снег. После водосвятного молебна тучи на небе рассеялись, и выглянуло солнце.  Преподобный Антоний словно напомнил непреложную заповедь Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). 13 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22636.html

В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким. То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который, между прочим, был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» (то есть в бане). Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса – Иван Сабуров. Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие – но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова. Это был триумф рода Сабуровых – если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси! Царевич Иван был интересным человеком. Он был близко знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие. Он был знающим и думающим человеком – известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом. Сохранилась икона, которой Новгородский архиепископ Леонид благословил царевича Ивана и Евдокию на брак – она повторяет иконографию той самой иконы «Явление Богоматери с предстоящими Захарии Чету», о котором мы говорили как о родовой святыне этого рода. Только эта икона является как бы «мужским вариантом» того образа: если на той иконе изображена сидящая на престоле Богоматерь, и Ей предстоят Филипп и Ипатий, то на иконе царевича Ивана и Евдокии Сабуровой – на престоле восседает Христос и Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Заметим, что через полвека дочь царя Бориса Ксения Годунова вышила точно такой же покров, с тем же самым образом, были только добавлены припадающие Сергий и Никон Радонежские.

http://pravoslavie.ru/58844.html

Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема. Биограф рассказывает предание, будто в начале XIV в. тверской кн. Михаил, разорив Торжок и обитель, увез древнее житие Ефрема в Тверь, где оно скоро сгорело; в 1584–1587 гг. при митрополите Дионисии установлено было празднование Ефрему и «благоискусные мужи града Торжка» сложили ему службу. Биограф передает смутные биографические черты и даже немногие известия о святом и его братьях в Киевском патерике и других древних памятниках заимствовал не прямо из источников, а из сообщения иеромонаха Юрьева монастыря Иоасафа, которое вставлено в житие без всякой литературной связи с ним. Сказание о перенесении мощей в 1690 году, приводя известия из этого жития, называет его «древним писанием» 515 . На время составления жития указывает последнее из приложенных к нему перед похвалой чудес XVI–X века, относящееся к 1647 году: автор описал его как современник. Похвальное слово сопровождается еще одним чудом 1681 г., которое, как видно из его предисловия, описано позднее тем же автором. В половине XVII в. составлена повесть о обретении мощей Геннадия костромского в 1644 г. с двумя чудесами, из которых одно любопытно по разсказу о борьбе за земельный вклад в монастырь между дворянином, хотевшим постричься, и его матерью 516 . Около того же времени написана повесть о обретении мощей Даниила переяславского с чудесами XVII в. – едва ли не тогдашним игуменом Данилова монастыря Тихоном, который в 1652 г. вместе с ростовским митрополитом Ионою свидетельствовал мощи святого 517 . К житию Антония Сийского прибавлен ряд статей о чудесах XVII в. до 1663 г., описанных в разное время разными авторами; из них повесть о чудотворной иконе в монастыре написана вскоре после пожара в 1658 г. Сийским игуменом Феодосием 518 . Краткие известии об Иродионе Иилоезерском с чудесами его в XVII в. были записаны по поводу церковного следствия о жизни и чудесах его, произведенного в 1653 г. архимандритом Кириллова белозерского монастыря Митрофаном (1652–1660). О сведениях, добытых следствием, в списках повести замечено: «и то им, архимандритом Митрофаном, зде вкратце изобразися» 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Книгу о подвижниках Мезенского края издали в Нарьян-Марской епархии 27 октября 2020 г. 13:10 Книга «Святые и святыни Мезенского края. Епархия Нарьян-Марская и Мезенская » вышла из печати. Идейным вдохновителем сборника стал настоятель Богоявленского храма в Мезени священник Николай Табашников. Составитель издания — главный специалист отдела по делам молодежи, культуре и искусству администрации района Екатерина Аннюк. Вместе с ней над созданием книги трудилась мезенский краевед Наталья Тихонова. «Это первое издание, повествующее об истории Православия в Мезенском крае с древних времен и до современности. Мы живем в отдаленном краю, о духовной культуре которого известно очень мало. Нам хотелось напомнить, что Мезень — тоже святая земля, здесь подвизались многие угодники Божии. Наша книга — своеобразная маленькая энциклопедия», — отметила Екатерина Аннюк. В сборник включены статьи почти 30 авторов. Это священники, ученые, краеведы, сотрудники музеев и просто земляки, которым близка тема Православия на Русском Севере. Книга наполнена материалами о святых, подвизавшихся на землях, ныне входящих в состав Нарьян-Марской епархии, о священниках и мирянах, пострадавших за веру. Здесь представлены жития Иова Ущельского, Трифона Вятского, преподобных Исайи и Никанора Ручьевских, священномученика Никодима, епископа Белгородского. Далее в сборнике повествуется о чудотворных иконах и мезенских иконописцах. Сюда включены исторические повести об образе Спаса Нерукотворного в Кузнецовой слободе (город Мезень), иконе святой Троицы в деревне Лампожня, образе святой Екатерины в Юромском приходе. Эти повести — уникальные исторические документы, которые обработала филолог Наталья Савельева. Читатели познакомятся с историей возникновения Богоявленского храма в Мезени, Одигитриевской церкви в деревне Кимже, храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в деревне Погорелец, Никольской и Благовещенской церквей в селе Лешуконское, храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Несь. Сюда же включены материалы о пустынях Мезенского уезда: Чирцовой, Юдиной и Екатерининской, а также информация о часовнях и поклонных крестах. В заключительную часть сборника вошли акафисты Трифону Вятскому, Иову Ущельскому, Великомученику Никодиму, молитва Сийским святым. Издание рассчитано на широкий круг читателей, исследователей, студентов, старшеклассников. Сборник отпечатан в архангельском издательстве «Кира», объем 470 страниц, книга дополнена цветными вкладками. Тираж — 221 экземпляр, большая его часть поступит в библиотеки и социальные учреждения района. О том, как приобрети сборник «Святые и святыни Мезенского края. Епархия Нарьян-Марская и Мезенская», можно узнать по телефону 8921 083-83-72. Издание книги — часть проекта районной мезенской библиотеки «Север наш светлый, север святой», который стал победителем международного грантового конкурса « Православная инициатива 2019-2020». Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Ширша. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Богоявления Господня , Сергия Радонежского Год постройки:Между 1823 и 1825. перевезена из Холмогор, собрана на новом месте. Год утраты:1939 (сгорела) Адрес: Архангельская область, Приморский район, д. Средняя Гора Координаты: 64.445764, 40.742468 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Приход располагался на 15 верст выше Архангельска на левом берегу Северной Двины, вокруг озера, которое соединяется с Северной Двиной рекой Ширшей. Первые поселения на Ширше появились с устройством на ней Сийским монастырем водяных мельниц. Эти поселения входили в состав Лисестровского прихода.В связи со строительством Архангельского порта в Соломбале мельницы, по указу Адмиралтейского приказа 1706 г., были заменены казенными заводами адмиралтейского ведомства: лесопильным, литейным, якорным, столярным, токарным, слесарным, кузнечным и котельным. Заводы существовали до 1860-1866 г.г. Строительство заводов способствовала увеличению населения в Ширше, и появилась необходимость в церкви. На казенные средства был построен храм во имя преп. Сергия Радонежского и освящен 5 июля 1790 г. Церковь была настолько холодна, что зимой богослужения совершались с большим трудом. По указу Архангельской Духовной консистории от 23.9.1794 разрешено было устроить над трапезой теплый придел в честь Богоявления. Он был освящен по указу Духовной консистории от 2.1.1795. В 1815 г. церковь с колокольней сгорели от оставленного по неосторожности огня. На место сгоревшей из Холмогор (с нижнего посада) была перевезена деревянная церковь, купленная за 450 руб. ассигн. Придельный теплый храм во имя преп. Сергия Радонежского освящен 25 сентября 1823 г., главный Богоявленский - 12 апреля 1825 г. В 1839 г. была пристроена трапеза, а над ней колокольня. Высота церкви 9,5 саж., длина 13 саж., шир. 4,5 саж. Жалованье псаломщика на 1885 г. составляло 60 руб. Земли сенокосной на причт имелось около 2 дес. Дом для псаломщика общественный.

http://sobory.ru/article/?object=51072

Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема. Биограф рассказывает предание, будто в начале XIV века тверской кн. Михаил, разорив Торжок и обитель, увез древнее житие Ефрема в Тверь, где оно скоро сгорело; в 1584–1587 годах при митрополите Дионисии установлено было празднование Ефрему и «благоискусные мужи града Торжка» сложили ему службу. Биограф передает смутные биографические черты и даже немногие известия о святом и его братьях в Киевском патерике и других древних памятниках заимствовал не прямо из источников, а из сообщения иеромонаха Юрьева монастыря Иоасафа, которое вставлено в житие без всякой литературной связи с ним. Сказание о перенесении мощей в 1б90 году, приводя известия из этого жития, называет его «древним писанием» 516 . На время составления жития указывает последнее из приложенных к нему перед похвалой чудес XVI-XVII века, относящееся к 1647 году: автор описал его как современник. Похвальное слово сопровождается еще одним чудом 1681 года, которое, как видно из его предисловия, описано позднее тем же автором. В половине XVII века составлена повесть о обретении мощей Геннадия Костромского в 1644 году с двумя чудесами, из которых одно любопытно по рассказу о борьбе за земельный вклад в монастырь между дворянином, хотевшим постричься, и его матерью 517 . Около того же времени написана повесть о обретении мощей Даниила Переяславского с чудесами XVII века – едва ли не тогдашним игуменом Данилова монастыря Тихоном, который в 1652 году вместе с ростовским митрополитом Ионою свидетельствовал мощи святого 518 . К житию Антония Сийского прибавлен ряд статей о чудесах XVII века до 1663 года, описанных в разное время разными авторами; из них повесть о чудотворной иконе в монастыре написана вскоре после пожара в 1658 году Сийским игуменом Феодосием 519 . Краткие известия об Иродионе Илоезерском с чудесами его в XVII веке были записаны по поводу церковного следствия о жизни и чудесах его, произведенного в 1653 году архимандритом Кириллова Белозерского монастыря Митрофаном (1652–1660). О сведениях, добытых следствием, в списках повести замечено: «И то им, архимандритом Митрофаном, зде вкратце изобразися» 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

11 новых обителей было основано в Тверской земле. Среди них: Нило–Столобенская пустынь на острове на озере Селигер, где в течение 27 лет столпничал подвижник и пустынножитель Нил († 1554); его очень почитало окрестное население, а позже и вся Русь; через 40 лет после преставления Нила на месте его подвигов инок Герман основал пустынь. Множество чудес было явлено от мощей Нила, и в 1667 г. Русская Церковь причислила его к лику святых  . Из обителей Калужской земли мы упомянем Введенскую Оптину пустынь — собственно говоря, старый монастырь, появившийся еще в середине XV в., но пришедший в запустение и возобновленный в 1625 г. В XIX в. эта пустынь прославилась своими старцами  . 4. Монастырская колонизация на Севере На Севере, в Заволжье и Поморье, где в XIV–XV вв. процветало русское подвижничество, тишина и безлюдье лесов и болот по–прежнему привлекали основателей новых обителей, и в течение двух следующих столетий здесь появилось 30 монастырей и пустыней, среди них только 7 городских монастырей. Но пустыни, основанные в это время, имели иной характер, чем их предшественницы: сразу после основания они получали земельные владения, главным образом по челобитным своих основателей, а также различные привилегии, развивали бурную хозяйственную деятельность, вели тяжбы с соседними крестьянами о земельных угодьях, и насельники их совсем не походили на суровых подвижников XIV–XV вв. Примером может служить Антониев Сийский монастырь, основанный в 1520 г. прп. Антонием Сийским († 1557), в 100 км от города Холмогоры. Во время издания закона о секуляризации (1764) Сийский монастырь принадлежал уже к числу богатейших в России  . И еще один пример: в 1604 г. вдовый священник Мирон основал Богородицкий Красногорский монастырь, примерно в 200 км от Архангельска, превратившийся впоследствии в огромное и процветающее хозяйственное заведение  . Всего за это время в Поморье было основано 19 монастырей, из них 11 в XVI в., все вне городов, и 8 — в XVII в. (2 городских монастыря и 6 пустыней).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Иконы Е. находятся преимущественно в храмах Вологодской епархии, в частности в ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, где почивают мощи Е. Рака 1799 г. (передана из УКМ) украшена клеймами с изображением смерти преподобномученика. Существовали иллюстрации к посмертным чудесам Е., например к рассказу об исцелении дьячка И. Силина в 1823 г. (Там же. С. 11). Известны изображения Е. в композиции «Собор Новгородских святых» расширенного состава: «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, который хранился «в ризнице Черниговской кафедры», в 4-м ряду ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97); на иконе свящ. Георгия Алексеева 1728 г. (ГТГ); на прориси с иконы XVIII в. в 3-м ряду 3-м слева, за прп. Антонием Сийским, с вьющимися волосами и небольшой округлой бородой, на нимбе надпись: «Ефросинъ» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Т. 2. С. 105; по мнению Г. В. Маркелова, это прп. Евфросин Псковский, хотя его изображения в Соборах Новгородских чудотворцев не встречаются); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (в левой части, с бородой средней величины, в куколе, со свитком в левой руке); на образе 60-х гг. XX в. из местного ряда главного иконостаса этого храма и на его списке аналойного размера кон. XX - нач. XXI в. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Образ Е. помещен в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая, очевидно, была разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря. Икона 1876 г. находилась в местном ряду в ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева, напротив храмового образа, с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия); она упомянута в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). 2 почти идентичные по иконографии и стилю иконы-пядницы с таким сюжетом были исполнены в 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Прямоличный оглавный образ Е.- в 5-м ряду 3-й слева, с непокрытой головой, волосы на прямой пробор и небольшая борода с проседью, наименован Синоезерским.

http://pravenc.ru/text/187852.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010