Крестный ход, посвященный чуду прп. Антония Сийского, прошел в Архангельской области 13 июня 2007 г. 16:57 10 июня в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, братия Антониево-Сийского монастыря ( Архангельская и Холмогорская епархия ), вместе с многочисленными паломниками совершила крестный ход из Емецка ко Святому озеру. Молитвенное шествие началось после ранней Литургии в емецком храме в честь преподобного Феодосия Сийского, которую совершил настоятель монастыря архимандрит Трифон (Плотников) в сослужении священников, приехавших на праздник из других городов епархии. Участие в крестном ходе приняли несколько сотен паломников из Емецка, Холмогор, Архангельска, Северодвинска, Мирного и Новодвинска. Многие люди приехали на собственных машинах, преодолев по дороге сотни километров. На всем пути следования крестного хода служились молебны Божией Матери, преподобным Антонию и Феодосию Сийским, всем святым, в земле Российской просиявшим. Шествие сопровождали колокольные звоны — передвижная звонница была установлена на небольшом грузовике. На берегу Святого озера на месте разрушенного Крестовоздвиженского храма (бывшего монастырского скита) был совершен водосвятный молебен. Паломники набрали святой воды, приложились к мироточащей Владимирской иконе Божьей Матери и окунулись в озере. Традиция проведения крестного хода на Емецкой земле существует более 300 лет. Он проводится в память избавления местных жителей от неурожая. История повествует о том, что одному крестьянину из деревни Сия явился преподобный Антоний Сийский и велел совершить молебен на берегу Святого озера, обещая избавление. Это было исполнено и благодарные жители, а вместе с ними окрестные прихожане и насельники Антониево-Сийского монастыря стали совершать крестный год ежегодно. В наше время традиция была восстановлена в 1993 г, когда иноки Сийской обители начали совершать молебны на берегу Святого озера. Протяженность дороги составляет 11 километров, время в пути около 2, 5 часов. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/257160.htm...

Новый этап в развитии иконографии Н. и Г. связан с возникновением композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая была создана мастерами Валаамского Преображенского мон-ря или иконописцами ведущей с.-петербургской мастерской Пешехоновых . В частности, 3 иконы этого сюжета 1876 г. были вывезены с Валаама в Финляндию в 1940 г. Две из них, аналойного размера, почти идентичные по композиции и деталям изображения, с подписью «труд валаамских иноков» хранятся в наст. время в Нововалаамском мон-ре и Музее Православной Церкви в Куопио (Финляндия). Н. и Г. изображены в 4-м ряду наряду с Островскими преподобными и представленным справа в центре прп. Антонием Сийским. Н.- в центре слева, прямолично, окладистая борода и волосы с сединой до плеч, руки с четками сложены крестообразно на груди. Г. написан левее, вполоборота вправо; у него русая борода почти без проседи, густые волосы разделены на прямой пробор, правая рука с четками возле груди. В надписи на нимбе Важеозерским назван только Н. Немного иначе святые изображены на иконе большого размера, предназначавшейся для местного ряда ц. во имя Всех преподобных отцов, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамского мон-ря (возможно, одна из описанных пядниц предназначалась для пребывания на аналое в этом храме). Икона, составлявшая пару к храмовому образу с подписью В. М. Пешехонова, упоминается в описях валаамского имущества 1912 и 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6 (11). 121; в наст. время образ находится в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио). Непокрытая голова Н. на иконе склонена вправо, взор опущен, волосы и борода русые, с небольшой проседью, рук не видно. Г. представлен оплечно и фронтально, старцем с короткими волосами и седой бородой. Упрощенный вариант изображения Собора Карельских чудотворцев известен на иконе кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске), предположительно восходящей к образу, воспроизведенному в изд.: Никодим (Кононов) , архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. Н. и Г.- седобородые старцы в накинутых поверх мантии схимнических черных куколях (схима синяя с большими Голгофскими крестами), стоят вместе в правой группе, руки возле груди (у Г. борода слегка раздвоена на конце).

http://pravenc.ru/text/2565530.html

В статье вл. Варфоломея (Денисова) и прот. Владимира Пархоменко представлена краткая история основных форм иноческой жизни, развитие общежительной жизни монашества, принципы которой впервые были сформулированы прп. Пахомием Великим и развиты свт. Василием Великим. Как отмечают авторы, правила свт. Василия были положены в основу уставов общежительных православных монастырей, а также оказали значительное влияние на формирование западного монашества. Согласно выводам авторов, глубокое усвоение правил свт. Василия способствовало формированию единой монашеской традиции на Востоке и Западе. Свт. Василию удалось объединить в своем своде правил принципы, составляющие суть монашеской аскезы; в результате, несмотря на наличие недостатков, неизбежных для любой земной организации, именно общежительный монастырь стал лучшей школой смирения, послушания, трезвения, нестяжания и любви. История русского православного монашества Авдеев А. Г. Эпиграфическое «наследие» настоятеля костромского Ипатьевского монастыря архимандрита Феодосия III († 1692)//Ипатьевский вестник. 2023. 1 (21). С. 134–159 . В статье А. Г. Авдеева излагаются результаты комплексного исследования источников — эпиграфических памятников и синодиков, связанных с деятельностью архимандрита Феодосия, настоятеля костромского Ипатьевского монастыря в 1684–1692 гг. На основании полученных сведений автор статьи проясняет особенности биографии и родственных связей архим. Феодосия и подчеркивает роль института Русской Православной Церкви как социального лифта, который во второй половине XVII в. позволил крепостному крестьянину, принявшему монашеский постриг, достичь статуса архимандрита монастыря, занимавшего восьмое место в иерархии русских обителей. Алёшков В., иер., Алёшкова А. В. Жизненный путь соловецкого постриженика игумена Ионы (Белобородова; 1814–1895)//Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 14. С. 105–121. В статье о. Владимира Алёшкова и А. В. Алёшковой описывается жизненный путь игумена Ионы (Белобородова): излагаются сведения о его происхождении и принятии им монашества, его труды на Соловках, обстоятельства его перехода в клир Архангельской епархии, назначения управляющим Антониево-Сийским монастырем и строителем Артемиево-Веркольской обители, а впоследствии — и настоятельства в Екатерининской, Николо-Берлюковской и Жабынской пустынях, описывается деятельность игумена Ионы по восстановлению почитания прп. Макария Жабынского. Как отмечают авторы статьи, несмотря на частые переводы с одного места на другое, игумен Иона оставался верен аскетической традиции Соловецкого монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6195860

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница. Содержание История [ править править код ] Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя Свято-Троицкий монастырь. Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»). В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке). Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси. В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

...Емецкому приходу, по сведениям 1872 года, было приписано 27 деревень, начиная от Сухарева до Брусачихи, в которых проживало 805 мужчин и 970 женщин. Сравнение по деревням: какие деревни ликвидировались, какие вновь появлялись, провести невозможно, пожары уничтожили все. Можно лишь сравнить с переписью 1853 года: в приходе было 793 мужчины, 960 женщин. По сведениям за 1899 год по Емецкому приходу, мужчин было 1213, женщин - 1045. Емецкие прихожане все крестьянского сословия, государственные и все православного исповедания. Общим у всех прихожан занятием было земледелие, около 1,5 десятины (1,6 га) на душу пахотной и сенокосной земли, но оно не обеспечивало их полностью, поэтому многие имели особые занятия и промыслы, из которых главный - отхожий промысел, преимущественно в Петербург. Другие занимались выделкой кирпича и глиняной посуды, деланием кадок, ушатов, лоханей, шаек, корзин, коробов; иные занимались рыболовством, птицеводством, карбасничеством, плотничеством, кузнечеством, выделкой кож и другими промыслами. Свои изделия вывозили на базар и ярмарки в Емецк в торговые дни. Общее состояние прихожан можно считать достаточным. Земля родит хорошо при хорошем уходе. Трудолюбивый хозяин здесь всегда небеден... ... События конца XVIII - начала XIX века для Емецкого прихода мало известны. Лишь о двух можно рассказать. 8 июля 1898 года была сильная гроза. Молния ударила в Емецкий собор, спалила в церкви колонну около иконы Рождества Христова и разбила кисть руки Казанской Божьей Матери, находящейся на жертвеннике. На колокольне разбила кирпичную колонку, разрушила под большим колоколом и расщепила доски просвета на восточной стороне колокольни. С 1930 года Емецкий приход перестал существовать. С церкви сняли купола, с колокольни - колокола, разобрали примерно две трети колокольни. В помещениях церкви были склады, магазин, на втором этаже размещался кинотеатр «Ударник». Позднее здание собора приспособили под пищекомбинат. Из книги: Т.Минина и Н.Шаров " Емчане " Каменная церковь, начатая постройкою в 1792 г. и оконченная вчерне в 1808 г., двухэтажная; первоначально в ней было три престола, в нижнем этаже два: главный - Богоявленский, освященный в 21 дек. 1808 г. сийским архимандритом Феофилом, и придельный - во имя вмц. Параскевы, освященный 2 июня 1822 г. бывшим благочинным Вас. Павловским, и в верхнем один - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы по тесноте места для придела упразднен в 1855 г. Здание церковное, крытое железом, завершается пятью главами, увенчанными пятью железными вызолоченными крестами массивной величины.

http://sobory.ru/article/?object=09341

Книги кирилловской печати, изданные В Москве в XVI–XVII веках: Сводный каталог. М., 1958. С. 91. 296. Текст Краткой редакции Жития Никодима вошёл в издание Пролога уже в исправленном виде, поскольку Хозьюгский пустынник должен был предстать перед читателем в новом статусе – причисленным к лику святых. Так, в проложной статье он называется уже «преподобным», тогда как в рукописи Никифора Семенова просто – «авва» и «старец». На основе Проложного варианта KP и I Пространной редакции иеродьяконом Афанатосом Сийским был составлен ещё один – виршевый, вариант Жития Никодима, озаглавленный: «История, собранная в вкратце, о преподобном отце Никодиме чудотворце»; см. Полетаева Е.А. Краткая редакция Жития Никодима Кожеозерского в книжно-рукописной традиции XVII в.//Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI–XX вв. Новосибирск, 2005. С. 241−255; Рыжова Е.А. Виршевые редакции северно-русских житий//Русская агиография. (Т. 1). С. 213−216, 233−234. 563 Не исключено, что составитель КР мог догадываться, о каком блаженном рассказывает Никодим. В связи с этим представляется немаловажной одна деталь – в упоминаемом выше сборнике Семена Никифорова кроме Первоначальной редакции Жития Никодима присутствует целых три (!) житийных повествования об Иоанне Большом Колпаке. Это два кратких жития – «Житие юродиваго Московского Иоанна, Большой Колпак», которое «списано и сложено» 3 июля 1642 г., (л. 289−294), «Житие юродиваго Иоанна Водоносца, Московскаго чюдотворца» (л. 815−819 об.), и «Сказание о кончине и чудесех Иоанна Большой Колпак, Московского» (л. 928). См.: Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева )/Сост. Т.Н. Протасьева. М., 1973. Ч. 2. С. 91, 92. Удивительно и то, что память свв. Иоанна и Никодима приходится на один день – 3 июля. Поскольку в печатный Пролог вошла только статья о св. Никодиме, то даже эпизодическое упоминание в ЖНК о блаженном Иоанне в день их общей памяти представлялось бы весьма важным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По храмам столицы Поморья провезут выставку о новомучениках, пострадавших под Архангельском 1 октября 2019 г. 09:25 Передвижная выставка, посвященная соловецким и сийским новомученикам, открылась в архангельском храме святого Мартина Исповедника. В ближайшее время экспозиция отправится по всем церквям города. Галерея стендов рассказывает о земном пути и мученической кончине последнего дореволюционного настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Вениамина (Кононова) и его собрата иеромонаха Никифора (Кучина). В основу экспозиции легли агиографические и архивные материалы. Текст сопровождается редкими фотографиями. Вторая часть выставки — это история трех экспедиций на место гибели новомучеников. Первый выезд состоялся в 2007 году. Тогда небольшая группа соловецких монахов совершила паломничество в урочище Волкозеро. На месте сожжения мучеников установили крест, рубленный из сосны. В 2015 году силами прихода святой Ксении Петербургской и братства во имя Архистратига Михаила была организована вторая экспедиция. Тогда активисты расчистили памятное место и установили поклонный крест из металла. Третий выезд состоялся в августе 2019 года. Спустя столетие на Волкозере совершили Литургию, рядом с крестом поставили информационные стенды, а на пути к месту — указатели. Также снят документальный фильм и подготовлен буклет. Экспозиция создана на средства гранта, выигранного общиной архангельского храма Ксении Петербургской в региональном конкурсе « Православная инициатива на Архангельской земле». Урочище Волкозеро находится в 60 километрах от Архангельска в северо-восточном направлении. Отметим, что освещением подвига новомучеников, в том числе архимандрита Вениамина (Кононова), занимался приснопамятный Николай Суханов, директор епархиального музея новомучеников и исповедников земли Архангельской. «Архимандрита Вениамина почитают не только на Соловках, — сказал Николай Васильевич во время установки памятного креста на Волкозере в июле 2015 года. — Он был предпоследним настоятелем в Сийском монастыре, и в Кожеезерской обители его поминают добрым словом. В 1920 году, через месяц после взятия Архангельска частями Красной Армии, на Соловки прибыла комиссия с особыми полномочиями. В первую очередь арестовали архимандрита Вениамина и казначея иеромонаха Никифора. Они были отправлены в Холмогорский концентрационный лагерь, но Господь не попустил им погибнуть в этом расстрельном месте — через два года они возвращаются в Архангельск. Соловки в это время советская власть превращает в тюрьму всероссийского масштаба».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Крестный ход в память о чуде святого Антония Сийского пройдет в Архангельской области 20 июня 2009 г. 15:11 21 июня братия Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря вместе с многочисленными паломниками пройдут крестным ходом от села Емецк (Архангельская область) до Святого озера. Об этом ИА «Православие на Северной земле» сообщили на подворье Сийского монастыря в Архангельске. Молитвенное шествие начнется после ранней Божественной Литургии в емецком храме в честь преподобного Феодосия Сийского. На всем пути следования крестного хода будут совершаться молебны Богородице, преподобным Антонию и Феодосию Сийским, всем святым, в земле Российской просиявшим. На берегу Святого озера на месте разрушенного Крестовоздвиженского храма (бывшего монастырского скита) будет совершен водосвятный молебен. В этот день каждый верующий сможет окунуться в озеро, набрать святой воды и приложиться к Владимирской иконе Божией Матери. Как рассказал ИА «Православие на Северной земле» насельник Антониево-Сийского монастыря иеродиакон Феофил (Волик), начало ежегодному шествию было положено в 1672 году, когда в округе Сийского монастыря долго стояла ненастная, холодная погода, угрожавшая неурожаем. Преподобный Антоний явился крестьянину Иоанну Тырыданову во сне и велел «идти иереом из окрестных весей со кресты со всенародным множеством к Угловатому езеру молебствовать. Если впредь будут жители соблюдать пост в среду и пятницу, то смилуется Господь и дарует хлебу и плодам совершитися благопотребне». С тех пор в Антониево-Сийском монастыре и его окрестностях установилась традиция — в десятое воскресенье по Пасхе, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершать крестный ход к озеру Угловатое, в народе названному Святым. Здесь, у озера, преподобный Антоний в поисках места для обители встретил крестьянина Емецкого стана Самуила, который и поведал о чудесном месте на озере Большом Михайловом — временами слышался оттуда колокольный звон и пение, а некоторые даже видели монахов, секущих лес. Здесь, на Михайловом озере, преподобный устроил обитель во имя Святой Троицы, а на Угловатом был поставлен храм в честь Воздвижения Креста Господня.

http://patriarchia.ru/db/text/677208.htm...

Осерёдок (Ваймуга). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождество-Богородицкая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1861 и 1865. Год утраты:приблизительно 1968 Адрес: Архангельская область, Холмогорский район, деревня Осерёдок (Ваймуга), напротив д. 13. Координаты: 63.482874, 41.542441 Проезд:от поселка Емецк в сторону поселка Сельцо 14 км, после моста через реку Ваймуга налево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В приход входили 16 деревень, из которых 12, составляющие Ваймужский приход, располагались по берегам реки Ваймуги, впадающей в Емцу, и 4,составляющие Тегорский приход, по реке Тегре - правому притоку Емцы. Приходская церковь, Ваймужская, располагалась близ деревень Фатеевской и Котовской, в 98 верстах от Холмогор. Приписная Тегорская церковь находилась в 15 верстах от приходской. Селения Ваймужского прихода до 1865 г. входили в состав Рато-Наволоцкого и имели только часовню в Ваймуге во имя вмч. Георгия, устроенную по грамоте архиепископа Варнавы от 2 апреля 1729 г. После построения в 1865 г. церкви, эти селения составили самостоятельный приход. В 1866 г. к нему были присоединены тегорские селения, принадлежавшие до тех пор Меландовскому приходу. Приходская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была построена по благословляющей грамоте епископа Нафанаила 1-го от 8 декабря 1861 г. на средства купца Ивана Николаевича Соболева (уроженца Рато-Наволоцкого прихода) и на пожертвования местных жителей. Освящена сийским архимандритом Мелхиседеком 6 июля 1865 г. К новоосвящённой церкви был переведён второй священник Рато-Наволоцкого прихода Павел Петровский, много потрудившийся для устройства и благоукрашения храма. Приписная деревянная церковь построена по благословляющей грамоте архиепископа Варсонофия от 17 января 1756 г., данной на имя священника Меландовской волости Василия Иванова в ответ на просьбу крестьян Тёгорской деревни пристроить алтарь к имевшейся в их деревне древней часовне во имя свт. Николая Чудотворца и обратить её в церковь. Эта просьба была вызвана тем, что приходская церковь от Тёгорской деревни находилась очень далеко. По распоряжению архиепископа Афанасия была построена совершенно новая церковь во имя свт. Николая с приделом в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи. Церковь не имела причта и до конца 1865 г. считалась приписной к Меландовскому приходу, а с 1866 г. приписана к Ваймужскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=60940

Канонизацией И. и Н. следует считать включение их имен в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен во время подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 375). Имена преподобных вошли в Собор Сийских святых, празднование которому было установлено 15 июля 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . В подклете Благовещенской ц. Антониева Сийского монастыря освящен храм во имя Сийских преподобных, в мон-ре составлена молитва Сийским святым. Ист.: Описание о российских святых. С. 160; С Зимнего берега Мезенского у.//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 3. С. 95-98; Белова Л. Б. Список повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского» из б-ки Антониево-Сийского мон-ря//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 384-389. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии. М., 1878; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 227; Кириллов А. В., прот. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 15. С. 397-403; 17. С. 465-474; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 63, 559-560; Голубинский. Канонизация святых. С. 326, 431; Леонтьев А. И. Зимняя сторона. Архангельск, 1999. С. 104-165, 425-464; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 23, 127, 180; Сказания о св. подвижниках Архангельской земли/Подгот.: мон. Евфимия (Пащенко). Архангельск, 2002. С. 177-182; Неделя 3-я по Пятидесятнице - день Сийских святых//Духовный сеятель. Архангельск, 2006. 6/7. С. 2; Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 14-15, 40-41, 46-48. Е. А. Рыжова Иконография Изображения И. и Н. практически неизвестны, несмотря на то что святые наряду с преподобными Соловецкими, Пертоминскими, Яренгскими были почитаемы архангельскими поморами. В повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского» есть 2 чуда, где косвенно указывается на облик И. или Н. («...старец, невеликий ростом, сутуловатый, с седою бородою»).

http://pravenc.ru/text/674852.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010