Глава III Как облака на небе, Так мысли в нас меняют легкий образ, Что любим днесь, то завтра ненавидим. 15 В. Кюхельбекер Как облака на небе, Так мысли в нас меняют легкий образ, Что любим днесь, то завтра ненавидим. 15 На другой день Петр по своему обещанию разбудил Ибрагима и поздравил его капитан-лейтенантом бомбардирской роты Преображенского полка, в коей он сам был капитаном. Придворные окружили Ибрагима, всякий по-своему старался обласкать нового любимца. Надменный князь Меншиков дружески пожал ему руку. Шереметев осведомился о своих парижских знакомых, а Головин 16 позвал обедать. Сему последнему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил приглашений по крайней мере на целый месяц. Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные – следственно, не знал скуки. Он день ото дня более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. Ибрагим видал Петра в Сенате, оспориваемого Бутурлиным и Долгоруким, разбирающего важные запросы законодательства, в Адмиралтейской коллегии утверждающего морское величие России, видел его с Феофаном, Гавриилом Бужинским 17 и Копиевичем 18 , в часы отдохновения рассматривающего переводы иностранных публицистов, или посещающего фабрику купца, рабочую ремесленника и кабинет ученого. Россия представлялась Ибрагиму огромной мастеровою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчиненный заведенному порядку, занят своим делом. Он почитал и себя обязанным трудиться у собственного станка и старался как можно менее сожалеть об увеселениях парижской жизни. Труднее было ему удалить от себя другое, милое воспоминание: часто думал он о графине D., воображал ее справедливое негодование, слезы и уныние… но иногда мысль ужасная стесняла его грудь: рассеяние большого света, новая связь, другой счастливец – он содрогался; ревность начинала бурлить в африканской его крови, и горячие слезы готовы были течь по его черному лицу. Однажды утром сидел он в своем кабинете, окруженный деловыми бумагами, как вдруг услышал громкое приветствие на французском языке; Ибрагим с живостию оборотился, и молодой Корсаков 19 , которого оставил он в Париже, в вихре большого света, обнял его с радостными восклицаниями.

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

Никто не скажет, что М. К. шла не по правильным путям. Возьмем имена разновременных сотрудников ея и оцененных ею. Врубель, Нестеров, Репин, Серов, Левитан, Дягилев, Александр Бенуа, Бакст, Малютин, Коровин, Головин, Сомов, Билибин, Наумов, Циоглинский, Якунчикова, Поленова немногие имела, прошедшие через Талашкино или через другие мастерские и начинания М. К. Названные имена являются целой блестящей эпохой в русском искусстве. Именно той эпохой, которая вывела Россию за пределы узкого национального понимания и создала то заслуженное век-мание к русскому искусству, которое установилось за ним теперь. Это показывает, насколько верно мыслила М. К., обращаясь и ценя именно эту группу смелых и разносторонних искателей. М. К. любила и высоко оценивала значение старорусской иконописи. В то время, когда еще иконопись русская оставалась в пределах истории искусства и иконографических исследований, М. К. уже поняла все будущее художественное значение этого рода искусства. И теперь мы видим, что и в оценке икон она шла по правильному пути. Заботясь о просвещении и поднятии уровня смоленской окраины, М. К., как видим, делала очередное дело, о котором пришло действительно время подумать. Правильность этого пути неоспорима. Оглядываюсь с чувством радости на деятельность М. К. Как мы должны ценить тех людей, которые могут вызвать в нас именно это чувство радости. Пусть и за нею самою, в те области, где находится она теперь, идет это чувство радости сознания, что она стремилась к будущему и была в числе тех, которые слагали ступени грядущей культуры. Большой человек – настоящая Марфа Посадница. Уважение к минувшему (Владимир Енишерлов) В одной из своих книг, символически названной «Волшебная палочка», Владимир Алексеевич Солоухин сказал точно и ясно: «Не нужно твердить, разумеется, на каждом шагу: „О любимая земля!“, „О люди, как я вас люблю!“ Но если вы действительно любите, то любовь независимо даже от сознания осветит и согреет страницы, написанные вами. Она подскажет вам слова, даст краски, навеет музыку. И что самое главное – ее обязательно почувствует читатель». Мне кажется, что именно это утверждение, за которым стоит очень многое, и дает нам возможность приблизиться к самой сути творчества Владимира Солоухина.

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

В 1706 году канцлер Головин писал Досифею: «Известия ваши, как пишете о тамошних владетелях, выразумели и благодарим блаженство ваше, как благодетеля нашего». Головкин, заступивший место умершего Головина, счел себя обязанным немедленно писать Досифею и просить его, чтобы он по-прежнему продолжал присылать правительству свои грамоты. «Просим ваше блаженство, – писал Головкин, – дабы и впредь, как и прежде, при господине Федоре Алексеевиче, и с нами имели чрез писания свои собеседование, и не сомневаемся, что блаженство ваше, по обычной своей ко всем отеческой склонности, соизволит на сие непременно; мы же по возможности нашей не пренебрежем явить подобающую вам службу нашу и знаки истинного послушания нашего» 344 . Служба одних только восточных патриархов не могла, однако, удовлетворить всем требованиям русского правительства, потому что Константинопольские патриархи, которые в этом отношении имели особую важность, слишком часто менялись, что мешало нашему правительству войти с ними в желанные близкие отношения. С другой стороны, патриархи были слишком крупною и заметною личностью, на которую подозрительно посматривало турецкое правительство. Пока Россия была далеко от Турции и не была для нее опасна, турки почти совсем не обращали внимания на сношения патриархов с Москвою 345 . Но с течением времени обстоятельства изменились, и турецкое правительство не могло не заметить, что патриархи всегда готовы служить и радеть единоверной Москве во вред Турции. Тогда турки стали внимательно следить за сношениями патриархов с русскими послами и правительством и стали строго карать тех из них, которых уличали в преступных, тайных сношениях с Москвою. Так, за тайные сношения с Москвою они повесили патриарха Парфения; за поездку в Москву они лишили кафедр патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария. Прежде наши послы в Константинополе беспрепятственно ходили к патриархам и советовались с ними о государевых делах, но со второй половины XVII столетия им уже не дозволялось иметь никаких сношений с патриархами до полного окончания всех дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Авдотьине Новиков и в с. Валовом Ключарев». Таким путем Ростопчин обнаружил целый ряд «изменников». С одними он расправлялся сам 151 , других, по предписанию Александра, сажал в кибитки и отправлял в Петербург. В начале сыск, по-видимому, не давал больших результатов. «До сих пор, – пишет Булгаков, – нам удалось арестовать только двух подьячих, которых граф тотчас отдал в солдаты». Затем последовали «иностранцы», «купцы-раскольники», «мартинисты», «якобинцы». В целях более успешного сыска, «для удаления неподходящего элемента», Ростопчиным принимаются соответствующие меры учета населения. Но не один гр. Ростопчин разбрасывает обвинения в измене. Все те, кто из страха бежали перед неприятелем, готовы были представлять теперь свои поступки героическим самопожертвованием и обвиняют всех тех, кто не последовал их примеру. «Горько было от неприятелей, – записывает Н.Н. Мурзакевич, – но горше пришлось терпеть оставшимся в городе (Смоленске) жителям от своих приезжих соотечественников. В чем только несчастных не укоряли: и в измене, и грабительстве, и перемене веры». Однако все те, кто считали себя спасителями отечества, Миниными и Пожарскими, по мере того, как жизнь входила в свое старое русло, начинали подумывать о восполнении того, что было принесено вольно или невольно в годину бедствий на алтарь отечества. В данном случае чрезвычайно характерны те прошения и ходатайства, с которыми многие представители московского общества обращались к правительству в целях возмещения понесенных убытков от московского пожара. Когда была открыта эта запись в книгу «явочных просьб», мы встречаемся наряду с заявлениями претензий со стороны беднейших слоев населения прошения и от богатейших представителей московской аристократии. Если одни это делают в целях только довести как бы до сведения правительства о понесенных убытках, то другие предъявляют весьма часто необоснованные претензии. Среди заявивших претензию на возмещение убытков мы видим представителей самых знатных фамилий: гр. А.Г. Головин – на 229 000 р.; гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Над рекой на горе покривились срубчатые островерхие башни, за ветхими стенами ржавели маковки церквей. Перед старым городом по склону горы раскиданы мазаные хаты и дощатые балаганы рабочих. Ближе к реке — рубленые избы новоназначенного адмирала Головина, Александра Меньшикова, начальника Адмиралтейства Апраксина, контр-адмирала Корнелия Крейса. За рекой, на низком берегу, покрытом щепой, изрытом колесами, стояли закопченные, с земляными кровлями, срубы кузниц, поднимались ребра недостроенных судов, полузатопленные бунты досок, вытащенные из воды плоты, бочки, канаты, заржавленные якоря. Черно дымили котлы со смолой. Скрипели тонкие колеса канатной сучильни. Пильщики махали плечами, стоя на высоких козлах. Плотовщики бегали босиком по грязи, вытаскивали баграми бревна, уносимые разливом. Главные работы были закончены. Флот спущен. Оставался корабль «Крепость», отделываемый с особенным тщанием. Через три дня было сказано поднятие на нем адмиральского флага. То и дело рвали дверь, входили новые люди, не раздеваясь, не вытирая ног, садились на лавки, а кто побольше — прямо к столу. В царской избе ели и пили круглые сутки. Горело много свечей, воткнутых в пустые штофы. На бревенчатых стенах висели парики, — в избе было жарко. Стлался табачный дым из трубок. Вице-адмирал Корнелий Крейс спал за столом, уткнув лицо в расшитые золотом обшлага. Шаутбенахт русского флота, голландец Юлиус Рез, — отважный морской бродяга, с головой, оцененной в две тысячи английских фунтов за разные дела в далеких океанах, — тянул анисовую, насупившись на свечу одноглазым свирепым лицом. Корабельные мастера Осип Най и Джон Дей, обросшие щетиной за эти горячие дни, попыхивали трубками, насмешливо подмигивали русскому мастеру Федосею Скляеву. Федосей только что пришел, — распустив шарф, расстегнув тулупчик, хлебал лапшу со свининой… — Федосей, — говорил ему Осип Най, подмигивая рыжими ресницами. — Федосей, расскажи, как ты пировал в Москве? Федосей ничего не отвечал, хлебая. Надоело, в самом деле. В феврале вернулся из-за границы, и надо бы сразу — по письму Петра Алексеевича — ехать в Воронеж. Черт попутал. Закрутился в Москве по приятелям, и пошло. Три дня — в чаду: блины, закуски, заедки, винище. Кончилось это, как и надо было думать: очутился в Преображенском приказе.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

части РСФСР) (апостольская конституция «Pro vidi quae Decessores Nostri» - AAS. 1991. Vol. 83. N 7. Р. 545-547) и в Новосибирске (для азиат. части РСФСР; ей была подчинена также территория Владивостокского католич. еп-ства) (апостольская конституция «Iam pridem Decessor Noster» - Ibid. Р. 544-545); в Казахстане - подчиненная Папскому престолу апостольская администратура с центром в Караганде (апостольская конституция «Cum propter populorum» - Ibid. Р. 547-548); в Белоруссии Могилёвская и Минская кафедры объединены в рамках единого Минско-Могилёвского католического архиеп-ства (апостольская конституция «Ex quadam praeteritorum temporum» - Ibid. Р. 540-541), а также создано Гродненское католич. еп-ство (апостольская конституция «Qui operam damus» - Ibid. P. 541-542), к-рое вместе с Пинским еп-ством вошло в Минско-Могилёвское католич. архиеп-ство (апостольская конституция «Quia ob rerum eversionem» - Ibid. Р. 542-543). Могилёвские архиепископы-митрополиты Станислав Богуш-Сестренцевич (1783-1826); Каспер Казимир Цецишовский (1828-1831); Игнатий Павловский (1841-1842); Казимир Дмоховский (1848-1851); Игнатий Головинский (1851-1855); Вацлав Жилинский (1856-1863); Антоний Фиалковский (1872-1883); Александр Гинтовт-Дзевалтовский (1883-1889); Симон Мартин Козловский (1891-1899); Болеслав Иероним Клопотовский (1901-1903); Ежи Шембек (1903-1905); Аполлинарий Внуковский (1908-1909); Викентий Ключинский (1910-1914); Эдуард фон Ропп (1917-1939). Ист.: Litta L., archiep. Actus ad Ecclesiam metropolitanam Mohileviensem aliasque Catholicas cathedrales ecclesias Latini ritus in Imperio Rossiaco spectantes… [Poock], 1798; Акты и грамоты об устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849; Белоголов И. М. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915. Т. 1; Radwan M. Inventarium documentorum et actorum ecclesiae Mohiloviensis ac Minscensis: (1783-1917). Minsk, 1998. 7 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Вследствие этого партия Радзеевского начала колебаться, и обнародование решения варшавского сейма замедлило. Это сильно раздражало Карла: он требовал, чтоб польский престол торжественно был объявлен вакантным, грозя жестокими угрозами всем тем, кто будет этому противиться. Он дал знать сейму, что Польша может получить мир с Швециею только под условием торжественного признания своего трона вакантным, за что обещал 500000 талеров. Гарнизон в Варшаве был усилен для поддержки уступчивых, для грозы строптивым депутатам, и этим средством Горну удалось наконец исполнить желание своего короля: сейм обнародовал, что Август лишен престола и должно быть приступлено к избранию нового короля. Кто же будет этим новым польским королем милостию короля шведского, потому что Карл не думал предоставлять полякам свободного выбора? Двое Собеских были заключены в Кенигсштейне; узнавши, что они схвачены Августом, Карл сказал: «Ничего, мы состряпаем другого короля полякам», – и предложил корону третьему Собескому, Александру, но тот не принял опасного дара. Карл был в большом затруднении. Говорят, министр его Пипер стал внушать, чтоб Карл провозгласил самого себя польским королем, снискал расположение народа уничтожением крепостного состояния и ввел бы в Польшу лютеранство, как то сделал Густав Ваза в Швеции. Карл отвечал: «Я лучше хочу раздавать государства другим, чем приобретать их для себя, а ты был бы отличным министром какого-нибудь итальянского князя». Что же делал Долгорукий во время всей этой смуты 1704 года? 2 февраля он писал Головину: «При дворе королевском как министры, так мало не все саксонцы союзу с Россиею гораздо противны и всеми способами ищут препятствия, не уважают чести и пользы его величества, кроме одного постороннего князя Фюрстенберга, который великую склонность к стороне его царского величества имеет и пользы и дружбы между их величествами желает. Во время нынешнего моего пребывания с королем в Саксонии изо всего двора любовь и честь, по моему характеру, только имел я от него, Фюрстенберга, а другие саксонцы и видеть меня не хотели».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«Маёшка», или проделки юнкера Лермонтова Ему доставляло большое удовольствие показывать свою силу, главным образом в руках. 15 октября, 2014 Ему доставляло большое удовольствие показывать свою силу, главным образом в руках. Лет сто назад в петербургском Николаевском кавалерийском училище царил культ «корнета Лермонтова». «Славная Школа» гордилась своим выпускником, в его честь здесь проводились праздники и выставки, был создан музей и установлен памятник. Юнкера свято чтили «лермонтовские» традиции и передавали их из поколения в поколение. После революции, оказавшись в эмиграции, один из бывших юнкеров, ротмистр 2-го лейб-гусарского Павлоградского полка Константин Скуридин написал небольшое исследование, посвященное учебе Лермонтова в Школе. Сегодня, в день 200-летия со дня рождения поэта, мы предлагаем это исследование вашему вниманию. В 1832 году М.Ю. Лермонтов подал прошение в Императорский Московский Университет об увольнении его из Университета «по домашним обстоятельствам» с просьбой приложения «надлежащих свидетельств для перевода в Императорский Санкт-Петербургский Университет с зачетом времени его пребывания в Московском Университете на словесном отделении». В просьбе Лермонтову Петербургский Университет отказал и разрешил прием на условиях сдачи вступительных экзаменов на 1-й курс. Вместо университета Лермонтов поступил в Школу Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, несмотря на желание его бабушки Е.А. Арсеньевой «не видеть своего внука военным». Ряд обстоятельств был причиной принятого Лермонтовым решения: прельщал короткий срок обучения, соблазняла военная служба с возможностью быстрой карьеры и скорой выслуги лет, наконец, уговоры друзей и родственников, уже поступивших в Школу. 4 ноября 1832 г. Лермонтов со всеми прочими «недорослями из дворян» держал экзамен и по оценке полученных баллов был зачислен приказом от 20 ноября кандидатом в Школу. 14 ноября был принят на службу лейб-гвардии в Гусарский полк на правах вольноопределяющегося унтер-офицера, а 18 декабря последовал следующий приказ по Школе: «На основания предписания заведующего Школой Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров г. генерал-адъютанта Нейгарта от 17-го числа сего декабря за 273 определенные на службу, на правах вольноопределяющихся, в полки лейб-гвардии недоросли Михаил Лермонтов в Гусарский, Александр Головин в Конный и Николай Вырубов в Измайловский, переименовываются первые двое в юнкера, а последний в подпрапорщики с показанием по спискам из дворян, о чем объявляя по вверенной мне Школе, предписываю гг. эскадронному и ротному командирам с означенных юнкеров Лермонтова и Головина и подпрапорщика Вырубова, взыскать за употребленную при рассмотрении из документов вместо гербовой простую бумагу с каждого за один лист по два рубля, и доставить ко мне для отсылки в Уездное Казначейство. Генерал-майор барон Шлиппенбах».

http://pravmir.ru/mayoshka-ili-prodelki-...

ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ V КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 20-27 мая 2004 г. мая 2004 Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств Российский государственный педагогический Университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербургская Академия последипломного педагогического образования Епархиальный Отдел религиозного образования и духовного просвещения Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств Российский государственный педагогический Университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербургская Академия последипломного педагогического образования Епархиальный Отдел религиозного образования и духовного просвещения ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ V КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 20-27 мая 2004 г. Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, президент Межвузовской ассоциации " Покров " Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - ректор Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств П.А. Подболотов. Заместитель Со-Председателей оргкомитета протоиерей Александр Зелененко, председатель Епархиального Отдела религиозного образования и духовного просвещения. Заместитель Со-Председателей оргкомитета В.А. Щученко, доктор философских наук, профессор, декан факультета Истории русской культуры Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств. Состав оргкомитета: В.В. Головин, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств. А. А. Корольков, академик РАО, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, Председатель Научно-методического совета Межвузовской ассоциации " Покров " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

Состоялся семинар для епархиальных кураторов просветительского проекта «Радость Слова» 31 января 2020 г. 18:04 29 января 2020 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошел семинар для епархиальных кураторов просветительского проекта «Радость Слова». Мероприятие было организовано в рамках направления «Издательская деятельность Церкви» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Проект Издательского Совета по развитию книжной культуры «Радость Слова» реализуется по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Основные задачи проекта — содействие духовно-нравственному просвещению, образованию, развитие соработничества и партнерства церковных, государственных и общественных структур по различным направлениям общественной и гуманитарной проблематики через развитие книжной культуры в обществе. Реализация проекта, в том числе, направлена на решение ряда задач государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» и национальной Программы поддержки и развития чтения. Важные ожидаемые результаты реализации данной программы в целом (на 2020 г.): повышение культурной компетентности населения России до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами; увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения. Выставка-форум «Радость Слова» включает в себя как новые, так и успешно зарекомендовавшие себя формы и методы продвижения книжной культуры с учетом динамично меняющейся ситуации в окружающем нас мире. В семинаре приняли участие член Издательского Совета, исполнительный директор Ассоциации «Православная книга» Алексей Головин, руководитель продюсерского центра АСП Александр Поляков и кураторы выставок «Радость Слова» от епархий, в которых запланирована реализация проекта в 2020 году. Работу семинара открыла презентация проекта выставки-форума «Радость Слова». Затем ведущий специалист Издательского Совета, куратор проекта «Радость Слова» священник Андрей Степанов подробно рассказал о проекте.

http://patriarchia.ru/db/text/5585476.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010